Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённых постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.
Рабочая программа
По физической культуре,
9 кл.
ПОЯСНИТЕЛЬН
АЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре
для учащихся 9 классов
Рабочая программа по физической культуре составлена на основании следующих
нормативноправовых документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Федерального компонента государственного стандарта (основного общего
образования) утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 5.03.2004г № 1089.
• Санитарноэпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.282110
"Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённых
постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г.
№ 189, зарегистрированных в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
• Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 111 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича.
(М.: Просвещение, 2011 г.)
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводитсякак обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа
в год.
Целью образования в области физической культуры является формирование у
школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи физического воспитания учащихся 9 классов направлены:
– на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья
учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия;
на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ
жизни;
– на обучение основам базовых видов двигательных действий;
– на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
– на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных
способностей на основе систем организма;
– на углубленное представление об основных видах спорта;
– на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
занятиям любимым видом спорта в свободное время;
– на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
– на содействие развития психических процессов и обучение психической
саморегуляции;
– на подготовку учащихся к сдаче нормативов ГТО в соответствии с Указом
Президента РФ от 24.03.2014 г. № 172 « О Всероссийском физкультурно
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на
две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в
соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный
компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет
обязательный минимум образования по предмету «Физическая
культура».
Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет
увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7–9 классах
единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для
закрепления теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков,
так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является
оценивание учащихся, предусмотренное как по окончании раздела, так и по мере
освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен
показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в
разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму
содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает
дифференцированный зачет.
Р а с п р е д е л е н и е у ч е б н о г о в р е м е н и
реализации программного материала
по физической культуре (9 классы)
№
Вид программного материала
Количество часов (уроков)Базовая часть
п/п
1
1.1 Основы знаний о физической культуре
1.2 Спортивные игры (волейбол)
1.3 Гимнастика с элементами акробатики
1.4 Легкая атлетика
1.5 Кроссовая подготовка
2
2.1 Баскетбол
Вариативная часть
Итого
В процессе урока
Класс
IX
78
18
18
24
18
24
24
102
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся
по данной программе.
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы
закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений,
учитывающих возрастнополовые особенности школьников и направленно
действующих на совершенствование соответствующих физических функций
организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в
процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2. Социальнопсихологические основы.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу,
объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих
упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных
ситуациях.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими
упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим
развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений
для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной
подготовленности.
1.3. Культурноисторические основы.
Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и
духовным ценностям.
1.4. Приемы закаливания.
Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
Пользование баней.
1.5. Подвижные игры.
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований
по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение
подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения
соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований изанятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение
подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
Значение гимнастических упражнений для развития координационных
способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности
во время занятий.
1.7. Легкоатлетические упражнения.
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения
соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
1.8. Кроссовая подготовка.
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника
безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
2. Демонстрировать.
Физические
способности
Скоростные
Силовые
К выносливости Бег 2000 м, мин
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с.
Броски малого мяча в стандартную мишень, м
Физические упражнения
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища, лежа на спине, руки
за головой, количество раз
Маль
чики
9,2
180
–
8,50
10,0
12,0
Девоч
ки
10,2
165
18
10,20
14,0
10,0Учебно тематическое планирование по физической культуре.
Класс: 9
Учитель: Курылева Марина Владимировна
Колво часов.
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков______, из них зачётов____, тестов_____.
Планирование составлено на основе учебной программы «Комплексная
программа физического воспитания учащихся 111 классов» (В.И.Лях,
А.А.Зданевич М. Просвещение, 2011 г.)
Учебник: Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для
общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред.
В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.
Учебнометодическое обеспечение.
Оборудование:
«Мостик гимнастический», «Козёл гимнастический», «Конь
гимнастический», «Бревно гимнастическое высокое», «Шведская
стенка», «Приспособления для подтягивания в висе», оборудование для
игры в спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол).
Спортивный инвентарь:
Баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи, скакалки,
гири, гантели, гранаты для спортивного метания, мячики для метания
150 г., гимнастические маты, кегли.Учебно-
методическое обеспечение
Методические и учебные пособия:
Учебник __Физическая культура 8-9 класс, А.П.Матвеев,
«Просвещение», 2009
Физическая культура 8-9 класс М.Я. Виленский
«Просвещение», 2009
презентации.
Поурочные планы по физической культуре 9 класс;
научно-методический журнал «Физическая культура в
школе»;
настольная книга учителя физической
культуры, Л.Ф. Кофман, Г.И. Погадаев ; пособия: по
волейболу, Л. Виера – Москва 2006; баскетболу В. Краузе
- Москва 2006, футболу, Д. Дрюэт – Москва 2002; легкой
атлетике, кроссовой подготовке, М.П.Кривоносов –
Просвещение, 2002; туризму, В.А. Шкенев – Волгоград,
2009;Оборудование и приборы:
зал и спортивная площадка;
спортивный
Спортивный
гимнастическое оборудование;
инвентарь; технические средства ИКТ
Карточки-задания;
комплексы общеразвивающих
упражнений, утренней гимнастики, физкультминуток;
тесты, графики.
мячи,
Список литературы
А.П.Матвеев,
Учебник __Физическая культура 89 класс,
«Просвещение», 2009
Физическая культура 89 класс М.Я. Виленский «Просвещение», 2009
презентации.
Поурочные планы по физической культуре 9 класс; научно
методический журнал «Физическая культура в школе»; настольная
книга учителя физической культуры, Л.Ф. Кофман, Г.И. Погадаев ;
пособия: по волейболу, Л. Виера – Москва 2006; баскетболу В. Краузе
Москва 2006, футболу, Д. Дрюэт – Москва 2002; легкой атлетике,
кроссовой подготовке, М.П.Кривоносов – Просвещение, 2002; туризму,
В.А. Шкенев – Волгоград, 2009;ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Содержание раздела, темы
урока
9 к л а с с
Количество
часов
1
2
3
4
5
Легкая атлетика (10ч)
Спринтерский бег,
эстафетный бег (5 ч)
Инструктаж ТБ.
Низкий старт 30 м. Развитие
скоростных качеств.
Самостоятельное
составление комплексов
ОРУ.
Техника финиширования.
Зачёт. Бег 60 м.
1
1
1
1
дата
9
план
факт
Наглядные пособия и
ИКТ, оборудование
Свисток, секундомер, флажки
«Олимпийские игры в Сочи» ПроектМалый мяч 150 гр, свисток
Свисток, секундомер, флажки,
полоса препятствий
Прыжок
в длину с места. Метание
малого мяча (3 ч)Прыжок в
длину с места
Метание мяча на дальность с
разбега.
Тест. Оценка техники
метания.
Зачёт. Прыжок в длину с
места.
Бег на средние дистанции (2
ч) Бег 1500 м, 2000 м.
Зачёт. Бег 2000 м, 1500 м.
Развитие выносливости.
Кроссовая подготовка (10
ч) Бег по пересеченной
местности,преодоление
препятствий
(10 ч) Инструктаж ТБ.
Бег в равномерном темпе 16
мин.
Бег в гору. Развитие
выносливости.
Бег в равномерном темпе
17ммин.
Бег под гору. Развитие
выносливости.
Бег в равномерном темпе 18
мин.
Преодоление горизонтальных
препятствий.
Бег в равномерном темпе 19
мин.
Преодоление вертикальных
препятствий.
Зачёт. Бег 3000 м, 2000 м.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
2021
Гимнастика (18 ч) Висы.
Строевые упражнения (6 ч).
Инструктаж ТБ.
Подтягивание в висе.
Строевые упражнения.
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Подъём переворотом.
Совершенствование умения
подтягивания в висе.
Тест. Оценка техники
подъёма переворотом
Зачёт. Подтягивание в висе.
Опорный прыжок. Строевые
упражнения. Лазание (6 ч)
Строевые упражнения.
Прыжок ноги врозь.
Прыжок боком.
Перетягивание каната.
Перестроение в колоннах.
Совершенствование опорного
прыжка.
Тест. Оценка техники
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Гимнастические маты,
гимнастические скамейки,
гимнастическое бревно,
гимнастическая стенка, турник для
подтягивания
Гимнастический козёл,
гимнастический конь,
гимнастические палки, канат, обручи
«Гимнастика». Проектвыполнения опорного
прыжка.
32
Зачёт. Строевые упражнения.
Акробатика(6 ч)
Развитие координационных
способностей.
Стойка на руках.
Кувырок назад в полушпагат
Длинный кувырок с трёх
шагов разбега.
Равновесие на одной руке.
Кувырок назад в
полушпагат (д.).
Тест. Оценка техники
выполнения акробатических
элементов.
Спортивные игры (45 ч)
Волейбол
(18 ч) Техника безопасности
при игре в волейбол.
Техника игры в волейбол.
Передача мяча сверху двумя
руками в прыжке в парах
через зону.
Тест. Оценка техники
передачи мяча сверху двумя
руками в прыжке в парах
Нападающий удар при
встречных передачах.
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Гимнастические маты
Свисток, волейбольные мячи,
планшет
«Техника игры в волейбол». Проект44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Нижняя прямая подача,
приём мяча, отражённого
сеткой.
Тактические действия в
нападении.
Тест. Оценка техники
нападающего удара при
встречных передачах.
Совершенствование передач
мяча сверху двумя руками в
прыжке.
Игра в нападение через 3ю
зону.
Совершенствование техники
нападающего удара.
Совершенствование нижней
прямой подачи.
Тест. Оценка техники нижней
прямой подачи.
Тактические действия в
нападении.
Передача мяча сверху двумя
руками, стоя спиной к цели.
Приём мяча снизу в группе.
Игра в нападении через 4ю
зону.
Учебная игра. Тактика и
техника игры.
Баскетбол
(27 ч)
Инструктаж ТБ.
Техника игры в баскетбол.
Сочетание приёмов передач,
ведения и бросков.
Техника броска мяча по
корзине двумя руками от
головы в прыжке.
Бросок одной рукой от плеча
в прыжке.
Техника выполнения
штрафного броска
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Свисток, баскетбольный мяч,
планшет
«Техника игры в баскетбол»63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
Позиционное нападение со
сменой мест.
Тест. Оценка техники
штрафного броска.
Совершенствование броска
одной рукой от плеча в
прыжке.
Позиционное нападение и
личная защита и игровые
взаимодействия (2Х2)
Тест. Оценка техники
броска одной рукой от плеча
в прыжке
Игровые взаимодействия в
защите(4Х4)
Тактика защиты. Учебная
игра.
Личная защита. Учебная
игра.
Зонная защита. Учебная игра.
Игровые взаимодействия в
защите (3Х2), (4Х3)
Бросок по кольцу одной
рукой с сопротивлением.
Взаимодействие двух
игроков в нападении.
«Заслон» в нападении и
защите.
Взаимодействие игроков
(2Х2),(3Х3)
Взаимодействие трёх игроков
в нападении
«Малая восьмёрка» в
нападении.
Нападение быстрым
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Свисток, секундомер, флажки,
полоса препятствий
прорывом.
Учебная игра. Тактика и
техника игры.
Кроссовая подготовка (8 ч)
Бег по пересеченной
местности, преодоление
препятствий
(8 ч)Инструктаж по ТБ.
Бег в равномерном темпе 16
мин. Развитие выносливости.
Бег в гору. Развитие
выносливости.
1
1
1
1
Бег в равномерном
темпе 17 мин.
Преодоление
горизонтальных
препятствий.
Преодоление
вертикальных
препятствий.
Бег в равномерном
темпе 18 мин.
1
1
1
1
80
81
82
83
84
85
86
8788
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
Зачёт. Бег 3000, 2000 м.
1
Легкая атлетика (14 ч)
Бег на средние
дистанции (3ч)
Инструктаж по ТБ.
Бег 2000, 1500 м.
Развитие выносливости.
Зачёт. Бег 2000, 1500 м.
Спринтерский бег.
Эстафетный бег (8 ч)
Низкий старт 30
м.Стартовый
разгон.Эстафетный бег.
Бег по дистанции 60 м.
Техника передачи
эстафетной палочки.
Низкий старт.
Финиширование.
Основы обучения
двигательным
действиям.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Эстафета по дистанциям
30 м.
199
Зачёт. Бег 60 м.
100
101
102
103
Прыжок
в высоту. Метание
малого мяча в
неподвижную цель
(3 ч) Техника
отталкивания при
прыжке
(совершенствование)
Метание мяча на
дальность с разбега.
Совершенствование
метание мяча на
дальность с разбега.
Прыжок в высоту.
Метание малого мяча в
неподвижную цель
(3 ч)
1
1
1
1
1104
105
Совершенствование
прыжка в высоту.
1
Зачёт. Оценка метания
мяча на дальность.
1
Итого:
105
Учебно-
методическое обеспечение
Методические и учебные пособия:Учебник __Физическая культура 8-9 класс, А.П.Матвеев,
«Просвещение», 2009
Физическая культура 8-9 класс М.Я. Виленский
«Просвещение», 2009
презентации.
Поурочные планы по физической культуре 9 класс;
научно-методический журнал «Физическая культура в
школе»;
настольная книга учителя физической
культуры, Л.Ф. Кофман, Г.И. Погадаев ; пособия: по
волейболу, Л. Виера – Москва 2006; баскетболу В. Краузе
- Москва 2006, футболу, Д. Дрюэт – Москва 2002; легкой
атлетике, кроссовой подготовке, М.П.Кривоносов –
Просвещение, 2002; туризму, В.А. Шкенев – Волгоград,
2009;
Оборудование и приборы:
зал и спортивная площадка;
спортивный
Спортивный
гимнастическое оборудование;
инвентарь; технические средства ИКТ
Карточки-задания;
комплексы общеразвивающих
упражнений, утренней гимнастики, физкультминуток;
тесты, графики.
мячи,
Список литературы
Учебник __Физическая культура 89 класс, А.П.Матвеев, «Просвещение», 2009
Физическая культура 89 класс М.Я. Виленский «Просвещение», 2009
презентации.
Поурочные планы по физической культуре 9 класс; научнометодический журнал
«Физическая культура в школе»; настольная книга учителя физической культуры,
Л.Ф. Кофман, Г.И. Погадаев ; пособия: по волейболу, Л. Виера – Москва 2006;
баскетболу В. Краузе Москва 2006, футболу, Д. Дрюэт – Москва 2002; легкой
атлетике, кроссовой подготовке, М.П.Кривоносов – Просвещение, 2002; туризму,
В.А. Шкенев – Волгоград, 2009;