Рабочая программа по физической культуре для 5 класса разработана на основе авторской программы по физической культуре 5-9 классов В.И. Ляха (М.: Просвещение, 2014г), в соответствии с образовательной программой школы, учитывая расчасовку по учебному плану и реализуемая через УМК В.И. Ляха.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Голицынская средняя общеобразовательная школа №2
УЧРЕЖДЕНИЕ
"УТВЕРЖДАЮ"
Директор школы
__________ О.В.Яковлева
Приказ №__390_
от _31.08____2017г.
"СОГЛАСОВАНО"
Зам. директора по ВР
__________Н.С. Бушуева
« 29__»__08____2017г
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
протокол № ___1____
«28» августа 2017г.
Руководитель ШМО
________Н.Я.Скалубо
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
физической культуре
на 2017/2018 учебный год
Программа: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Класс: 5 «А», «Б», «В»
Количество часов в год согласно учебному плану: 102
Количество часов в неделю: 3
Учитель: Скалубо Н.Я.
Квалификационная категория: высшая
1г. Голицыно, 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса разработана на основе
авторской программы по физической культуре 59 классов В.И. Ляха (М.: Просвещение,
2014г), в соответствии с образовательной программой школы, учитывая расчасовку по
учебному плану и реализуемая через УМК В.И. Ляха.
Общая характеристика учебного процесса
Предметом обучения физической культуры в основной школе является двигательная
активность человека с общеразвивающей направленностью.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является
обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния
здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития
свойств и качеств, соблюдением гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативноправовых актах
Российской Федерации, в том числе:
Требований к результатам освоения образовательных программ основного общего
образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего
образования;
Закон «Об образовании»;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Примерной программы основного общего образования;
Приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Голицынской СОШ№2 на реализацию курса
«Физическая культура» в 5 классе отводится 3 часа в неделю– 102 часа в год. Третий час на
преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом
Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. Третий час учебного предмета «Физическая
культура» использован для увеличения двигательной активности и развитие физических
качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 класса направлена на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
2В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная
рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
Знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия
народов России и человечества;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественнополезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
В области познавательной культуры:
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных
возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
В области нравственной культуры:
Способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в
процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований.
В области трудовой культуры:
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных,
физических нагрузок, отдыха;
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
Умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе
разнообразных видов двигательной деятельности;
Формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить
адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и
соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из
положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 12 минут; после быстрого разбега с 79
шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 35 шагов разбега прыжок в высоту способом «
перешагивание»;
в метаниях на дальность и меткость: метать теннисный мяч с места на дальность с 45 шагов
разбега, в горизонтальную и вертикальную цели; бросок набивного мяча – 2 кг; ловля набивного
мяча – 2 кг;
в гимнастических и акробатических упражнениях: освоение строевых упражнений; выполнять
комбинацию мальчики – висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых
ног в висе; девочки – смешанные висы; подтягивание из виса лежа; опорный прыжок через
гимнастического козла (козел в ширину, высота 80100 см); комбинацию движений с одним из
3предметов (мяч, обруч, большой мяч, гантели); кувырки вперед, назад; стойка на лопатках; лазание
по канату, гимнастической лестнице;
в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);
демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей
владеть способами физкультурнооздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила
самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
владеть способами спортивной деятельности: бег на выносливость, метание, прыжки в длину или
в высоту, бег 60м; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями.
Метапредметные результаты
Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками.
В области познавательной культуры:
Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной
личности человека;
Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации
человека.
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и
нарушения в состоянии здоровья;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и
соперникам;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и
готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной
деятельности.
В области трудовой культуры:
Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
В области эстетической культуры:
Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно
важными двигательными умениями и навыками.
В области коммуникативной культуры:
В области физической культуры:
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме.
Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых
видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в
самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно
оздоровительной деятельности.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты
изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств. В
активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального
здоровья;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической
культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений; расширение двигательного опыта за счет упражнений,
4ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.
В области познавательной культуры:
Знание по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии
на укрепление мира и дружбы между народами.
В области нравственной культуры:
Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и
соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по
технической и физической подготовке.
В области эстетической культуры:
Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических
упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело
применяя соответствующие понятия и термины.
В области физической культуры:
Умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на
уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей.
Содержание учебного предмета
История физической культуры.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России
(СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека.
Режим дня и его основное содержание. Закаливание организма. Правила безопасности и
гигиенические требования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Подготовка к занятиях физической культурой. Организация досуга средствами физической
культуры.
Физическое совершенствование
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Спортивнооздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях.
Легкая атлетика. (Кроссовая подготовка)
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Спортивные игры.
Баскетбол, волейбол, футбол игра по упрощенным правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы,
выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Кроссовая подготовка. Развитие выносливости координации движений, быстроты.
5Баскетбол, волейбол, футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации
движений.
Объем программы:
Количество
часов на год
Общая трудоемкость
102
Количество часов по триместрам
1
3
2
11 недель
33
11 недель
33
12 недель
36
Тематический план
№ п\п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
Знания о физической культуре
Легкая атлетика
Гимнастика с основами акробатики
Спортивные игры
Лыжная подготовка
Итого
Колво часов
В процессе уроков
30
18
36
18
102
Календарнотематическое планирование
5 класс (102часа)
№п/
п
1
№
ур
ок
а
2
Название раздела и темы
3
Колич
ество
часов
4
Календарны
е сроки
Фактичес
кие сроки
Примечание (причины корректировки дат)
5
6
7
Легкая атлетика и кроссовая подготовка (15 часов)
61
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1 Правила техники
безопасности на уроках
лёгкой атлетики. Инструктаж
по технике безопасности.
История лёгкой атлетики.
Высокий старт.
Бег на 30м.
2
3
4 Контрольный зачет по бегу
на 30 м.
5 Прыжки в длину с разбега.
6 Прыжки в длину с разбега.
7
Совершенствование прыжков
в длину с разбега.
8 Контрольный зачет по
прыжкам в длину с разбега.
Бег на 60 м.
9
10 Кроссовая подготовка.
11 Метание малого мяча.
12 Метание малого мяча.
13 Метание малого мяча с 45
бросковых шагов.
14 Бег 1000 м на результат.
15 Полоса препятствий.
1
Правила техники
безопасности в спортивном
зале. Перемещения и
передачи мяча.
Броски мяча с места.
Передачи в парах.
2
3 Передача мяча. Броски с
места одной от плеча.
Ведение мяча. Броски с
4
места.
5 Передачи мяча в парах в
движении. Броски с места.
Ведение мяча. Эстафеты.
6
7 Челночный бег с ведением
мяча 3х10 м. Броски с места.
Броски с места. Ведение
8
мяча в движении.
Броски в движении. Ведение
мяча.
9
10 Броски в движении.
Упражнение на пресс.
11 Игра по упрощённым
правилам минибаскетбола.
1
1
1
1
1
1
1
01.09
04.0908.09
11.0915.09
18.0922.09
1
1
1
1
1
1
1
1
Спортивные игры. Баскетбол (12 часов)
25.0929.09
02.1006.10
16.1020.10
23.1027.10
30.1003.11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
727
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
12 Игра по упрощённым
правилам минибаскетбола.
1
Инструктаж по технике
безопасности на уроках
гимнастики. Перестроение из
колонны по одному в
колонну по четыре
дроблением и сведением.
лопатках.
лопатках.
2 Кувырок вперёд. Стойка на
3 Кувырок назад. Стойка на
4 Акробатическая комбинация.
5 Упражнения на перекладине,
6 Упражнения на перекладине,
7 Лазанье по канату.
бревне. Лазанье по канату.
бревне.
Акробатика.
Упражнение на перекладине
(мальчики).
Упражнение на бревне
(девочки).
8
акробатика.
9 Прыжки через скакалку,
10 Вскок в упор присев, соскок
11 Вскок в упор присев, соскок
прогнувшись (козёл).
прогнувшись (козёл).
Прикладные упражнения.
Строевые упражнения.
Упражнения в равновесии.
12
13 Упражнения на
гимнастической стенке.
Упражнения с набивными
мячами (мальчики),
упражнения с обручами
(девочки).
14
канату.
канату.
15 Акробатика. Лазанье по
16 Акробатика. Лазанье по
17 Прыжки через скакалку.
18 Гимнастическая полоса
препятствий.
46
1
Инструктаж по технике
безопасности.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Спортивная гимнастика ( 18 часов)
06.1110.11
13.1117.11
27.1101.12
04.1208.12
11.1215.12
18.1222.12
Лыжная подготовка(18 часов)
25.1229.12
8Температурный режим.
Попеременный двухшажный
ход.
Одновременный двухшажный
и попеременный
двухшажный ходы.
Повороты. Переступанием.
Изучение одновременного
Бесшажного хода.
Поперемненый двухшажный
ход. Одновременный
бесшажный ход.
Попеременный двухшажный
ход. Торможение «плугом».
Одновременный двухшажный
и попеременный
двухшажный ходы. Спуск со
склона, подъем
«полуелочкой».
Повороты переступанием.
Одновременный бесшажный
ход.
Поперемененый двухшажный
ход.
Одновременный бесшажный
ход.
Попеременный двухшажный
ход.
Повороты переступанием.
Попеременный
двухшажный и
одновременный бесшажный
ход. Горная техника
Контроль техники
одновременного бесшажного
хода. Дистанция 1 км.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Контроль горной техники.
13
Повторение изученных
ходов. Прохождение
дистанции 2 км.
Гонки 1 км.
ходов.Гонки 2 км.
Гонки 3 км
14
15 Повторение изученных
16
17 Эстафета 4х 200 м.
18 Эстафета 4 х1000 м. Горная
техника.
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
08.0112.01
15.0119.01
22.0126.01
29.0102.02
05.0209.02
Спортивные игры. Волейбол (24 часа)
64
1
Правила техники
безопасности в спортивном
1
12.0216.02
9зале. Стойки игрока и
перемещения.
Верхняя передача в парах.
Прием и передачи сверху
двумя руками.
Прием и передачи снизу
двумя руками.
Передачи снизу над собой.
Передачи сверху над собой.
Передачи двумя руками
сверху и снизу.
Передачи сверху, нижняя
прямая подача.
Нижняя прямая подача.
Подачи, прием и передачи
сверху двумя руками.
Нижняя прямая подача.
Прием и передачи снизу
двумя руками.
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Передачи сверху в парах
(учет). Передачи снизу.
Передачи двумя руками
сверху и снизу, нижняя
прямая подача.
11
12 Передачи снизу (учет).
13 Передачи сверху через сетку.
14 Нижняя прямая подача.
15 Передачи мяча сверху и
снизу. Учебная игра.
16 Игра в волейбол по
упрощенным правилам.
17 Нижняя прямая подача
(контрольный зачет).
18 Игра в волейбол по
упрощенным правилам.
19 Круговая тренировка.
20 Эстафеты с мячом и без
21 Прямой нападающий удар.
Прямой нападающий удар
после подбрасывания
партнёром.
мяча.
22
упрощенным правилам.
23 Игра в волейбол по
24 Игра в волейбол по
упрощенным правилам.
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26.0202.03
05.0309.03
12.0316.03
19.0323.03
26.0330.03
02.0406.04
16.0420.04
Легкая атлетика (15 часов)
88
1
Правила техники
1
23.0427.04
102
3
4
5
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
безопасности на уроках
лёгкой атлетики. Инструктаж
по технике безопасности. Бег
на 30м.
Бег в равномерном темпе 5
мин.
Бег в равномерном темпе 6
мин.
Прыжки в высоту. Бег 6
минут
Спринтерский бег, прыжки в
высоту.
Бег 30 м. Прыжки в высоту с
разбега.
Бег 1000м. Метание мяча.
Бег 1000м. Метание мяча
Бег в равномерном темпе 7
мин.
6
7
8
9
10 Бег 60 м (учет)
11 Преодоление полосы
12 Круговая тренировка.
препятствий.
99
100 13 Эстафетный бег.
101 14 Эстафета 4х100 м.
Правила техники
102
безопасности в спортивном
зале. Стойки игрока и
перемещения.
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30.0404.05
07.0511.05
14.0518.05
22.0525.05
11