Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Оценка 4.9
Домашнее обучение
docx
физическая культура
6 кл
24.05.2019
Данная программа разработана для ребенка находящегося на домашнем обучении, страдающим ДЦП.
ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними.
ДО ФК Гайнутдинов.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» Московского района города Казани
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
___________ /Шайхутдинова Л.Х./
Протокол №1
от «31» августа 2018 г.
«Утверждено»
Директор гимназии №17
______________/ Галиева А.А./
Приказ № 160
от «31» августа 2018 г.
Рабочая программа
Предмет – физическая культура (индивидуальное обучение на дому)
ученика 6 класса Гайнутдинова Рената
Учитель Аскарова Марина Александровна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«29» августа 2018 г. 20182019 уч. год
Пояснительная записка
Настоящая программа по физической культуре для организации обучения на дому
по индивидуальному учебному плану учащегося 6 б класса Гайнутдинова Рената составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании» в России Федерации №273ФЗ от 29.12.2012
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ № 1897 от 17.12.2010
3. Закона Республики Татарстан « Об образовании» № 68 ЗРТ от 22.07.2013 (в действующей редакции)
4. Письма Минобрнауки РФ № ИК1494/19 от 08.10.2010 « О введении третьего часа ФК»
5. Программы образовательных учреждений «Комплексная программа физического воспитания учащихся 111классов» автор В.И.Лях, А.А.Зданевич,
рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, (издательство «Просвещение», 2010)
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30.08.2013 «О порядке организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программ: начального общего, основного общего и среднего общего образования»
8. Положения об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому, утвержденным приказом директора МБОУ
«Татарская гимназия им. Г. Ибрагимова № 17»(приказ №195 от 01.09.2017г.)
9. Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 1351263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой”
10. Учебного плана МБОУ «Татарская гимназия им. Г. Ибрагимова № 17» на 20182019 учебный год (приказ №195 от 01.09.2017г)
11. Образовательной программы ООО МБОУ « Татарская гимназия № 17 им. Г. Ибрагимова» индивидуального учебного плана на 20182019 учебный год
К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе,
учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко
практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым.
Занятия физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа ориентируется на решение следующих задач:
укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
2
улучшение показателей физического развития;
освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических
систем организма;
повышение физической и умственной работоспособности;
закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом его заболевания;
обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций
врача и педагога;
соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
воспитание положительных качеств личности (силы воли, характера), соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в
учебной и соревновательной деятельности;
изучение правил безопасности занятий по ФК и спорту в общеобразовательной школе.
Место курса в учебном плане
Согласно учебного плана образовательного учреждения, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение по физической культуре в объёме 3 часа в
неделю, 35 учебных недель.
На учебный год приходится 35 учебных недель (105 уроков). Согласно приказу гимназии №195 от 01.09.2017г и индивидуальному учебному плану 9 занятий из
них по 60 минут на совместную работу с учителем, остальные – на самообразование (из расчёта 0,25 часов в неделю).
1. Физическая культура и спорт в современном обществе
2. Базовые понятия физической культуры:
всестороннее физическое развитие человека; адаптивная гимнастика; спортивная подготовка: здоровье и здоровый образ жизни человека
3. Физическая культура человека
Содержание программного материала
правила проведения самостоятельных занятий физической культурой;
восстановительные процедуры
4. Физическое совершенствование (физкультурнооздоровительная деятельность). Составление индивидуальных комплексов в зависимости от особенностей
физического развития.
5. Оценка эффективности занятий физической культурой. Дневник самонаблюдения. Правила ведения дневника самонаблюдения
3 ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание
может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.
При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании
равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.
Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура способствует
развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду
движений.
Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:
Обучение ребенка бытовым умениям;
Познание больным элементарной трудовой деятельности;
Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.
Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.
Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у
ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.
Принципы методик
ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:
1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
2. Отсутствие длительных перерывов;
3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.
Особенно важна коррекционновоспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с
ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!
Роль занятий
ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:
Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
Активизирование ослабленных мышц;
Борьба с искривлением позвоночного столба;
Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.
Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.
Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:
1. Для расслабления;
2. Для улучшения динамики;
3. Для стимуляции действий;
4 4. Упражнения в положении лежа, сидя;
5. Занятия игрового типа и др.
Планируемые результаты
К концу года научится:
• правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
• соблюдать личную гигиену, режим дня;
• соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном;
• выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней
гимнастики, физкультминуток.
Личностные результаты:
• развитие мотивов НОД и формирование личностного смысла обучения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
• развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать образовательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха образовательнойдеятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека .
• овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные
игры и т. д.);
Ожидаемые результаты
Повышение реабилитационного потенциала ребенка с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса
занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
5 • включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебнотренировочных занятий;
• проверка выполнения отдельных упражнений;
• выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Календарнотематическое планирование
Тема занятия
Дата проведения
Всестороннее и гармоничное развитие личности. Связь всестороннего развития человека с занятиями физической культурой
и спортом.
Здоровый образ жизни человека. Адаптивная физическая культура. ЛФК.
Составляющие здоровья человека
Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и
сохранению здоровья.
Правильная осанка человека. Нарушение осанки
Профилактика нарушения осанки человека .ЛФК.
Адаптивная физическая культура как система физических упражнений по коррекции осанки и фигуры
Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учётом индивидуальных особенностей
физического развития
Составление индивидуального комплекса упражнений для формирования правильной осанки зачёт
Дневник самонаблюдения. Правила ведения дневника самонаблюдения
Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела с учётом индивидуальных особенностей физического
развития
Индивидуальные комплексы упражнений на коррекцию телосложения с учётом индивидуальных особенностей физического
развития
Утомление. Стадии утомления. Адаптивная физическая культура как система физических упражнений по профилактике
утомления. Восстановительные процедуры
Простейшие приёмы массажа (поглаживание, растирание, разминание) на отдельных участках тела
Дыхательная гимнастика во время и после занятий.
Комплексы дыхательной гимнастики
Принятие душа и ванны как восстановительные процедуры
Комплекс адаптивной гимнастики при нарушениях опорнодвигательного аппарата. ЛФК
Комплекс адаптивной гимнастики при нарушениях кровообращения. ЛФК
28.09.2017
26.10.2017
23.11.2017
28.12.2017
25.01.2018
22.02.2018
29.03.2018
26.04.2018
24.05.2018
Занятия для стимулирования двигательного аппарата
6
Приложение Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:
1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области,
постепенно стимулируйте вставание на колени;
2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьейлибо помощи
переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх,
чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит
его сохранять равновесие;
5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает
опороспособность.
Занятия для развития движений в суставах
Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:
1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется
возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести
пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при
положении головы ребенка в другую сторону.
ЛФК для детей с ДЦП видео:
Занятия для живота
Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:
1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш
ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен,
мама оказывает ему помощь;
2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем
обратно. Главное – запрещается помогать руками;
3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.
Занятия, необходимые для растяжки
Для развития растяжки рекомендуется выполнять регулярно следующие упражнения:
1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает
вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше,
чтобы его лоб также коснулся ног.
7 2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную
клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки
должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны
противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.
Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок
коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!
Все эти упражнения на растяжку направлены на:
Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
Укрепление мышц рук и ног.
Занятия для расслабления
Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную
руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой). Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц,
затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).
Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет
движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же
упражнение необходимо осуществить для второй ноги.
Занятия для корректировки дыхания
Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и
стоя):
1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в
ванну с водой.
Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!
На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.
1. "Большая медицинская энциклопедия". Т. 7, 27.
2. М.А. Корхин, И.М. Рабинович. "ЛФК в домашних условиях".
3. Бирюков В.А. "Массаж".
4. Ли Ю Сан. "Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе".
5. "Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации": Руководство для врачей.
Использованная литература:
8 6. Н. Валеев, Л. Захарова, Н. Ганзина. "Поиск новых форм физкультурнорекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями
детского церебрального паралича".
9
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Рабочая программа по физической культуре для организации обучения на дому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.