. Календарно-тематическое планирование,70ч
№ урока в теме Дата
план Дата
фак-ти-че-ская Тема урока Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат) Демонстрации
Физика и ее роль в познании
окружающего мира (4ч)
1/1 04.09 Что изучает физика. Физические явле-ния. Объяснять, описывать физические явления, отли-чать физические явления от химических;
проводить наблюдения физических явлений, анали-зировать и классифицировать их;
соблюдать правила техники безопасности при рабо-те в кабинете физики.
Примеры механи-ческих, тепловых, электрических, магнитных и све-товых явлений.
2/2 06.09 Наблю¬дения, опыты, измерения. По-грешности измерений. Различать методы изучения физики;
проводить наблюдения и опыты;
измерять расстояние, промежутки времени, обраба-тывать результаты измерений;
определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;
определять объем жидкости с помощью измеритель-ного цилиндра;
обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблиц;
обобщать и делать выводы;
переводить значения физических величин в СИ. Таблицы физиче-ских величин
а
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
3. Календарнотематическое планирование,70ч
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
Физика и ее роль в познании
окружающего мира (4ч)
1/1
04.09
Что изучает физика. Физические
явления.
2/2
06.09
Наблюдения,
опыты,
Погрешности измерений.
измерения.
Объяснять, описывать физические явления, отличать
физические явления от химических;
проводить наблюдения физических явлений,
анализировать и классифицировать их;
соблюдать правила техники безопасности при работе
в кабинете физики.
Примеры
механических,
тепловых,
электрических,
магнитных
световых явлений.
и
Таблицы
физических
величин
промежутки времени,
Различать методы изучения физики;
проводить наблюдения и опыты;
измерять расстояние,
обрабатывать результаты измерений;
определять цену деления шкалы измерительного
цилиндра;
определять объем жидкости с помощью
измерительного цилиндра;
обрабатывать результаты измерений, представлять
их в виде таблиц;
обобщать и делать выводы;
переводить значения физических величин в СИ.а
т
а
Д
н
а
л
п
11.09
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
3/3
Лабораторная работа№1.
измерительного прибора.
Определение цены деления
4/4
13.09
Физика и техника.
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
Оборудование
лаб.работы
Портреты ученых
Определять цену деления любого измерительного
прибора, представлять результаты измерений в виде
таблиц;
Определять погрешность измерения, записывать
результат измерения с учетом погрешности;
анализировать результаты по определению цены
деления измерительного прибора, делать выводы;
работать в группе.
Выделять основные этапы развития физической
науки и называть выдающихся ученых;
определять место физики, делать выводы о развитии
физической науки и ее достижениях;
составлять план презентации;
участвовать в дискуссии, кратко и четко отвечать на
вопросы;
понимать влияние технологических процессов на
окружающую среду;
использовать
технологические ресурсы.
справочную
литературу
и
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)
1/5
18.09
Молекулы.
Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное
строение вещества, броуновское движение;
схематически изображать молекулы воды и
Модели строения
газов,
молекул
жидкостей
иа
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
2/6
20.09
Лабораторная работа №2
Измерение размеров малых тел.
3/7
25.09
Диффузия. Движение молекул. Броу
новское движение.
кислорода;
определять размер малых тел;
сравнивать размеры молекул разных веществ: воды,
воздуха;
объяснять: основные свойства молекул, физические
явления на основе знаний о строении вещества.
Измерять размеры малых тел методом рядов,
различать способы измерения размеров малых тел;
представлять результаты измерений в виде таблиц;
выполнять исследовательский эксперимент по
определению размеров малых тел, делать выводы;
оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
использовать полученные знания о способах
измерения физических величин в быту;
работать в группе.
Объяснять явление диффузии и зависимость
скорости ее протекания от температуры тела;
приводить примеры диффузии в окружающем мире;
анализировать результаты опытов по движению
молекул и диффузии;
твердых
тел.
Свинцовый шарик,
кольцо, спиртовка
Оборудование
лаб.работы
Модель
броуновского
движения
4/8
27.09
Притяжение и отталкивание молекул.
Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил
взаимного притяжения и отталкивания молекул;
наблюдать и исследовать явление смачивания и не
Притяжение
свинцовых
цилиндрова
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
5/9
02.10
Различные состояния вещества и их
объяснение на основе молекулярно
кинетических представлений.
6/10
04.10
Зачет
по теме «Первоначальные сведения о
строении
вещества».
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
смачивания тел, объяснять данные явления на осно
ве знаний о взаимодействии молекул;
проводить эксперимент по обнаружению действия
сил молекулярного притяжения, делать выводы
Доказывать наличие различия в молекулярном
строении твердых тел, жидкостей и газов;
приводить примеры практического использования
свойств веществ в различных агрегатных состояниях;
выполнять исследовательский эксперимент по
изменению
воды,
анализировать его и делать выводы.
Применять полученные знания при решении
физических задач, исследовательском эксперименте
и на практике.
агрегатного
состояния
Сжимаемость газов,
сохранение объема
жидкостей
при
изменении форм
сосуда.
Взаимодействие тел (23ч)
1/11
09.10
Механическое движение. Равномерное
движение.
Определять траекторию движения тела;
переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;
различать равномерное и неравномерное движение;
доказывать относительность движения;
определять тело, относительно которого происходит
движение;
проводить эксперимент по изучению механического
Движение заводной
игрушкиа
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
2/12
11.10
Скорость.
3/13
16.10
Инерция.
4/14
18.10
Взаимодействие тел.
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
описывать
движения, сравнивать опытные данные, делать
выводы.
Рассчитывать скорость тела при равномерном и
среднюю скорость при неравномерном движении;
выражать скорость в км/ч, м/с;
анализировать таблицу скоростей движения
некоторых тел;
определять среднюю скорость движения заводного
автомобиля;
графически изображают скорость,
равномерное движение;
применять знания из курса географии, математики.
Находить связь между взаимодействием тел и
скоростью их движения;
приводить примеры проявления явления инерции в
быту;
объяснять явление инерции;
проводить исследовательский эксперимент по
изучению явления инерции, анализируют его, делают
выводы.
Описывать явление взаимодействия тел;
приводить
приводящего к изменению их скорости;
объяснять опыты по взаимодействию тел и делать
выводы.
примеры взаимодействия тел,
Тележки,
грузов
наборТема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
а
т
а
Д
н
а
л
п
23.10
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
5\15
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
Лабораторные работы№3
Измерение массы тела на рычажных
весах.
6\16
25.10
Лабораторная работа №4
Измерение объема тела
7/\17
08.11
Плотность вещества.
8\18
13.11
Лабораторная работа №5.
Определение плотности твердого тела.
9/19
15.11
Расчет массы и объема тела по
плотности его вещества.
Оборудование
лаб.работы
Оборудование
лаб.работы
Оборудование
лаб.работы
Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью
определять массу тела;
пользоваться разновесами;
применять и вырабатывать практические навыки
работы с приборами;
работать в группе.
Измерять объем тела с помощью измерительного
цилиндра;
применять и вырабатывать практические навыки
работы с приборами;
работать в группе.
Определять плотность вещества;
анализировать табличные данные;
переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;
применять знания из курса природоведения,
математики, биологии
Измерять плотность твердого тела с помощью весов
и измерительного цилиндра;
анализировать результаты измерений и вычислений,
делать выводы;
представлять результаты измерений и вычислений в
виде таблиц;
работать в группе.
Определять массу тела по его объему и плотности;
записывать формулы для нахождения массы тела,а
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
10/20
20.11
Решение задач.
Механическое движение. Масса
тела. Плотность вещества.
11/21
22.11
12/22
27.11
Контрольные работы№1
«Механическое движение», «Масса»,
«Плотность вещества».
Явление тяготения. Сила тяжести.
13/23
29.11
Сила упругости. Закон Гука.
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
его объема и плотности вещества;
работать с текстом учебника;
работать с табличными данными.
Использовать знания из курса математики и физики
при расчете массы тела, его плотности или объема;
анализировать результаты, полученные при решении
задач;
выражать результаты расчетов в единицах СИ.
Применять знания к решению задач.
Графически, в масштабе изображать силу и точку ее
приложения;
определять зависимость изменения скорости тела от
приложенной силы;
анализировать опыты по столкновению шаров,
сжатию упругого тела и делать выводы;
приводить примеры проявления тяготения в
окружающем мире;
находить точку приложения и указывать направление
силы тяжести
Отличать силу упругости от силы тяжести;
графически изображать силу упругости, показывать
точку приложения и направление ее действия;
объяснять причины возникновения силы упругости;
Пружина
штативе,
грузов
на
набора
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
14/24
04.12
Вес тела. Связь между силой тяжести и
массой.
15/25
16/26
06.12
11.12
Динамометр.
Лабораторная работа №6.
Градуирование пружины и измерение
сил
динамометром.
17/27
13.12
Графическое изображение силы.
Сложение сил, действующих по одной
прямой.
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
примеры
видов
деформации,
приводить
встречающиеся в быту;
работать с текстом учебника, систематизировать и
обобщать сведения, делать выводы.
Графически изображать вес тела и точку его
приложения;
рассчитывать силу тяжести и вес тела;
находить связь между силой тяжести
и массой тела;
определять силу тяжести по известной массе тела,
массу тела по заданной силе тяжести;
работать с текстом учебника, систематизировать и
обобщать сведения, делать выводы.
Градирование пружины.
Градуировать пружину;
получать шкалу с заданной ценой деления;
измерять силу с помощью силомера, медицинского
динамометра;
различать вес тела и его массу;
работать в группе.
Экспериментально находить равнодействующую
двух сил;
анализировать результаты опытов по нахождению
равнодействующей сил и делать выводы;
рассчитывать равнодействующую двух сил.
Динамометр.
Оборудование
лаб.работы
Сложение сил.Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
а
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
18.12
Сила трения.
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
18/28
Измерять силу трения скольжения;
называть способы увеличения и уменьшения силы
трения;
применять знания о видах трения и способах его
изменения на практике;
объяснять явления, происходящие изза наличия
силы трения, анализировать их и делать выводы
работать с текстом учебника, систематизировать и
обобщать сведения, делать выводы.
Объяснять влияние силы трения в быту и технике;
приводить примеры различных видов трения;
анализировать, делать выводы;
Анализировать, делать выводы;
измерять силу трения с помощью динамометра.
Применять знания из курса математики, физики,
географии, биологии к решению задач;
переводить единицы измерения в СИ.
Применять знания из курса математики, физики,
географии, биологии к решению задач;
переводить единицы измерения в СИ.
Применять полученные знания при решении
физических задач, исследовательском эксперименте
Оборудование
лаб.работы
19/29
20.12
Трение в природе и технике.
20/30
25.12
21/31
27.12
22/32
15.01
23/33
17.01
Лабораторная работа №7
Выяснение зависимости силы трения
скольжения
площади
соприкасающихся тел и прижимающей
силы.
Решение задач.
Сила. Равнодействующая сила.
от
Решение
Равнодействующая сила.
задач.
Сила.
Контрольная работа №2.
«Вес тела», «Графическое изображениеа
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
сил», «Силы»,
сил».
«Равнодействующая
и на практике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
1/34
22.01
Давление. Давление твердых тел.
2/35
24.01
Давление газа. Объяснение давления
газа на основе молекулярно
кинетических представлений.
3/36
29.01
Закон Паскаля.
Приводить примеры, показывающие зависимость
действующей силы от площади опоры;
вычислять давление по известным массе и объему;
выражать основные единицы давления в кПа, гПа;
приводить примеры увеличения площади опоры для
уменьшения давления;
проводить исследовательский эксперимент по
определению зависимости давления от действующей
силы, по изменению давления, анализировать и
делать выводы.
Отличать газы по их свойствам от твердых тел и
жидкостей;
объяснять давление газа на стенки сосуда на основе
теории строения вещества;
анализировать результаты эксперимента по изучению
давления газа, делать выводы;
применять знания к решению физических задач.
Объяснять причину передачи давления жидкостью
или газом во все стороны одинаково;
анализировать опыт по передаче давления
Дощечка
с
гвоздиками, чашка
с песком, набор
грузов
Шар с отверстиямиа
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
4/37
31.01
5/38
05.02
Решение задач.
Давление. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Расчет
давления жидкости на дно и стенки
сосуда.
6/39
07.02
Сообщающиеся сосуды.
7/40
8/41
12.02
14.02
9/42
19.02
Повторение по теме «Давление твердых
тел»
Кратковременные контрольные
работы№3
«Давление твердого тела»;
Гидравлический
Гидравлический тормоз.
пресс.
10/43
21.02
Атмосферное давление.
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
жидкостью и объяснять его результаты.
Применять знания из курса математики, физики,
географии, биологии к решению задач;
переводить единицы измерения в СИ.
Выводить формулу для расчета давления жидкости
на дно и стенки сосуда;
работать с текстом учебника;
составлять план проведения опытов;
устанавливать зависимость изменения давления в
жидкости и газе с изменением глубины.
Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;
проводить исследовательский эксперимент с
сообщающимися
анализировать
результаты, делать выводы.
Решать задачи на расчет давление твердых тел.
сосудами,
Сосуд
отверстиями,
заполненный водой
с
Сообщающиеся
сосуды.
Применять полученные знания при решении физи
ческих задач, исследовательском эксперименте и на
практике.
Приводить примеры применения поршневого
жидкостного насоса и гидравлического пресса;
работать с текстом учебника;
анализировать принцип действия указанных
устройств.
Вычислять массу воздуха;
таблицыа
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
сравнивать атмосферное давление на различных
высотах от поверхности Земли;
объяснять влияние атмосферного давления на живые
организмы;
проводить опыты по обнаружению атмосферного
давления, изменению атмосферного давления с
высотой, анализировать их результаты и делать
выводы;
применять знания из курса географии при
объяснении зависимости давления от высоты над
уровнем моря, математики для расчета давления
Вычислять атмосферное давление;
объяснять измерение атмосферного давления с
помощью трубки Торричелли;
наблюдать опыты по измерению атмосферного
давления и делать выводы.
Измерять атмосферное давление с помощью
барометраанероида;
объяснять изменение атмосферного давления по
мере увеличения высоты над уровнем моря;
применять знания из курса географии, биологии.
Вычислять атмосферное давление;
объяснять изменение атмосферного давления по
мере увеличения высоты над уровнем моря;
применять знания из курса географии, биологии.
Барометранероид
11/44
26.02
Опыт Торричелли.
12/45
28.02
Барометранероид.
13/46
05.03
Изменение атмосферного давления с
высотой.а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
а
т
а
Д
н
а
л
п
07.03
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
14/47
15/48
12.03
16/49
14.03
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
Манометр. Поршневой жидкостный
насос.
Решение задач.
Давление в жидкости и газе.
контрольные
Кратковременные
работы№4
«Давление в жидкости и газе. Закон
Паскаля».
Измерять давление с помощью манометра;
различать манометры по целям использования;
устанавливать зависимость изменения уровня
жидкости в коленах манометра и давлением.
Применять знания из курса математики, физики,
географии, биологии к решению задач;
переводить единицы измерения в СИ.
Применять полученные знания при решении физи
ческих задач, исследовательском эксперименте и на
практике.
Манометр. Таблицы
17/50
19.03
Архимедова сила.
18/51
21.03
Лабораторные работы№8.
Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в
жидкость тело.
Выводить формулу для определения выталкивающей
силы;
рассчитывать силу Архимеда;
указывать причины, от которых зависит сила
Архимеда;
работать с текстом учебника, анализировать
формулы, обобщать и делать выводы;
анализировать опыт с ведерком Архимеда.
Опытным путем обнаруживать выталкивающее
действие жидкости на погруженное в нее тело;
рассчитывать выталкивающую силу по данным
эксперимента;
работать в группе.
Опыт,
иллюстрирующий
наличие
Архимеда.
силы
Оборудование
лаб.работыа
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
а
т
а
Д
н
а
л
п
02.04
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
19/52
20/53
04.04
21/54
09.04
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
Условия плавания тел.
Лабораторная работа №9.
Выяснение условий плавания тела в
жидкости.
Водный транспорт. Воздухоплавание. Объяснять условия плавания судов;
На опыте выяснить условия, при которых тело
плавает, всплывает, тонет в жидкости;
работать в группе.
Оборудование
лаб.работы
приводить примеры плавания и воздухоплавания;
объяснять изменение осадки судна;
применять на практике знания условий плавания
судов и воздухоплавания.
Применять знания к решению физических задач в
исследовательском эксперименте и на практике.
Зачет
по теме «Давление твердых тел,
жидкостей
и газов»
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
1/55
11.04
Механическая работа.
2/56
16.04
Мощность.
Вычислять механическую работу;
определять условия, необходимые для совершения
механической работы;
устанавливать зависимость между механической
работой, силой и пройденным путем.
Вычислять мощность по известной работе;
приводить примеры единиц мощности различных
приборов и технических устройств;
анализировать мощности различных приборов;а
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
3/57
18.04
Простые механизмы.
4/58
23.04
Условия равновесия рычага. Момент
силы.
5/59
25.04
Лабораторные работы №10.
Выяснение условия равновесия рычага.
6/60
30.04
7/61
07.05
Равновесие тела с закрепленной осью
вращения. Виды равновесия.
«Золотое правило» механики. КПД
механизма.
Подвижные
и
неподвижные блоки
рычаги
Оборудование
лаб.работы
выражать мощность в различных единицах;
проводить исследования мощности технических
устройств, делать выводы.
Применять условия равновесия рычага в
практических целях: подъем и перемещение груза;
определять плечо силы;
решать графические задачи.
Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент
силы характеризует действие силы, зависящее и от
модуля силы, и от ее плеча;
работать с текстом учебника, обобщать и делать
выводы об условиях равновесия рычага.
Проверять опытным путем, при каком соотношении
сил и их плеч рычаг находится в равновесии;
проверять на опыте правило моментов;
применять знания из курса биологии, математики,
технологии;
работать в группе
Подвижные и неподвижные блоки. Выигрыш в силе,
получаемый с помощью подвижного блока.
Применение закона равновесия рычага к блоку.
Приводить примеры применения неподвижного и
подвижного блоков на практике;
сравнивать действие подвижного и неподвижного
блоков;а
т
а
Д
н
а
л
п
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
8/62
9/63
14.05
16.05
10/64
21.05
Итоговая контрольная работа
Лабораторная работа №11.
Определение КПД при подъеме тела
по
наклонной плоскости.
Потенциальная энергия поднятого
тела, сжатой пружины.
11/65
23.05
Кинетическая энергия движущегося
тела.
12/66
28.05
одного
вида
Превращение
механической энергии в другой. Закон
сохранения полной механической энер
гии. Энергия рек и ветра.
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
Оборудование
лаб.работы
тел,
примеры
обладающих
работать с текстом учебника;
анализировать опыты с подвижным и неподвижным
блоками и делать выводы.
Проверить умения и навыки по решению задач
Опытным путем устанавливать, что полезная работа,
выполняемая с помощью простого механизма,
меньше полной;
анализировать КПД различных механизмов;
работать в группе.
Приводить
потенциальной, кинетической энергией;
работать с текстом учебника;
устанавливать причинноследственные связи;
устанавливать зависимость между работой и
энергией.
Приводить
потенциальной, кинетической энергией;
работать с текстом учебника;
устанавливать причинноследственные связи;
устанавливать зависимость между работой и
энергией.
Приводить примеры: превращения энергии из одного
вида в другой; тел, обладающих одновременно и
кинетической и потенциальной энергией;
работать с текстом учебника.
обладающих
примеры
тел,а
т
а
Д
н
а
л
п
30.05
а
т
а
Д
я
а
к
с
е
ч
и
т
к
а
ф
е
м
е
т
в
а
к
о
р
у
№
13/67
1416
/6870
Тема урока
Характеристика основных видов
деятельности (предметный результат)
Демонстрации
Решение задач.
Работа и мощность. Энергия.
Зачет
по теме «Работа и мощность. Энергия».
Резерв
Применять знания к решению физических задач в
исследовательском эксперименте и на практике.