Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.
Оценка 4.7

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
физика
7 кл—9 кл
02.09.2017
Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА включает разделы: Цели и задачи изучения учебного предмета. Общая характеристика курса. Описание места курса в учебном плане. Содержание программы учебного предмета. Планируемые результаты учебного предмета. Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Критерии оценивания. Тематическое планирование.Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов. Учебник автора А. В. Перышкина.
физика 7-8-9.docx
Рассмотрено на заседании МО естественно­научного цикла Руководитель МО: / Л.И. Никитина/ Протокол   № 1 от «   » августа 2017 г Согласовано:                           Зам.директора  БОУ г.Омска                     «СОШ №152»    _____________   /И.Ф. Хохлова/                      «    » августа 2017 г.              Утверждаю:                             Директор  БОУ г. Омска   «СОШ №  152» _________________    /  Е.А.Жиленкова /      «    » августа  2017 г.              Рабочая программа по физике учителя физики Никитиной Людмилы Ивановны  7 класс Физика  7 Программа общеобразовательных учреждений:    Физика. Классы 7­11.Составители: В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа­2013 Учебник для   7 класса общеобразовательных учреждений Физика А.В. Перышкин М.: Дрофа, 2015                               2 часа в неделю, всего 70 часов 1  четверть 2  четверть Контрольные работы Лабораторные работы 0 3 2 5 2 4 Практическая часть 3четверть 4четверть Итог о 6 14 2 2 Лабораторные  работы Лабораторная работа № 1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности Лабораторная работа № 2. Измерение размеров малых тел Лабораторная работа № 3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости Лабораторная работа № 4. Измерение массы тела на рычажных весах Лабораторная работа № 5. Измерение объема твердого тела Лабораторная работа № 6. Измерение плотности твердого тела Лабораторная работа № 7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости  пружины Лабораторная работа № 8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Лабораторная работа № 9. Определение центра тяжести плоской пластины Лабораторная работа № 10. Измерение давления твердого тела на опору Лабораторная работа № 11. Измерение выталкивающей силы, действующей   на погруженное в жидкость тело Лабораторная работа № 12. Выяснение условий плавания тела в жидкости Лабораторная работа № 13. Выяснение условия равновесия рычага Лабораторная работа № 14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости      № 1 2 3 4 5 6 Контрольные работы Контрольная работа № 1 по теме:  Механическое движение. Масса тела Контрольная работа № 2 по теме:  Взаимодействие тел Контрольная работа № 3 по теме: Давление твердых тел, жидкостей и газов Контрольная работа № 4  по теме: Плавание тел. Воздухоплавание Контрольная работа № 5 по теме: Работа и мощность. Энергия Итоговая контрольная работа №  п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18   а к о р у     № е м е т   в 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 19 10 20 11 21 22 23 24 25 26 27 12 13 14 15 16 17 18 28 19 Параграф Содержание материала Количество часов Дат а Корректировка Введение 1­2­3 4­5 6 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения,  опыты, измерения Погрешности измерений Лабораторная работа № 1. Измерение физических  величин с учетом абсолютной погрешности Физика и техника Первоначальные сведения о строении вещества 7­8 9 10 11­12 13 14 15­16 17­18 19­20 21­22 23 24 25 26­27 28 30­31­ 32  Молекулы Лабораторная работа № 2. Измерение размеров  малых тел Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение Притяжение и отталкивание молекул Различные состояния вещества и их объяснение на основе  молекулярно­кинетических представлений Взаимодействие тел Механическое движение Равномерное движение Скорость Лабораторная работа № 3. Изучение зависимости  пути от времени при прямолинейном равномерном  движении. Измерение скорости Инерция. Взаимодействие тел Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов Лабораторная работа № 4. Измерение массы тела на  рычажных весах Плотность вещества Лабораторная работа № 5. Измерение объема  твердого тела Лабораторная работа № 6. Измерение плотности  твердого тела Контрольная работа № 1 по теме:  Механическое  движение. Масса тела Работа над ошибками Явление тяготения. Сила тяжести Сила, возникающая при деформации  Вес тела. Связь между силой тяжести и массой  Упругая деформация. Закон Гука Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение  сил, действующих по одной прямой Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.  Подшипники Лабораторная работа № 7. Исследование  зависимости силы упругости от удлинения пружины.  Измерение жесткости пружины Лабораторная работа № 8. Исследование  4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29 20 30 21 зависимости силы трения скольжения от силы  нормального давления Центр тяжести пластины.  Лабораторная работа №  9. Определение центра тяжести плоской пластины Контрольная работа № 2 по теме:  Взаимодействие  тел Давление твердых тел, жидкостей и газов 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 33­34 35 36 36 37­38 39 40­41 42 43 44 45 46 47 48­49 50 51­52 53 54 55 56 57­58 59­60 61 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 63 64 Работа над ошибками Давление. Давление твердых тел Лабораторная работа № 10. Измерение давления  твердого тела на опору Давление газа Объяснение давления газа на основе молекулярно­ кинетических представлений Закон Паскаля Давление в жидкости и газе.  Сообщающиеся сосуды. Шлюзы  Атмосферное давление Опыт Торричелли Барометр­анероид Изменение атмосферного  давления с высотой Манометры Насос Гидравлический пресс.  Гидравлический тормоз Повторение по теме: Давление твердых тел, жидкостей и  газов Контрольная работа № 3 по теме: Давление твердых  тел, жидкостей и газов Работа над ошибками  Архимедова сила Лабораторная работа № 11. Измерение  выталкивающей силы, действующей   на погруженное  в жидкость тела Условия плавания тел Лабораторная работа № 12. Выяснение условий  плавания тела в жидкости Водный транспорт. Воздухоплавание Повторение по теме: Давление твердых тел, жидкостей и  газов Контрольная работа № 4 по теме: Плавание тел.  Воздухоплавание Работа и  мощность. Энергия Работа над ошибками Работа силы, действующей  по направлению движения тела Мощность Простые механизмы Условия равновесия рычага Лабораторная работа № 13. Выяснение условия  равновесия рычага Момент силы. Равновесие  тела с закрепленной  осью  вращения Виды равновесия.  «Золотое правило механики» КПД механизма Лабораторная работа № 14. Измерение КПД при  подъеме тела по наклонной плоскости Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.  Кинетическая энергия движущегося тела Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения  полной механической энергии. Энергия  рек и ветра 1 1 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65 66 12 13 Повторение по теме: Работа и мощность. Энергия Контрольная работа № 5 по теме: Работа и  мощность. Энергия. Работа над ошибками 67 ­ 70 Резервное время Итоговая контрольная работа.   Работа над ошибками 1 1 4  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе: Программа «Физика 7­ 9 классы» авторы: А. В. Перышкин,  Е. М. Гутник, (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7— 11 классы. Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов; издательство М.: Дрофа, 2013г. Ученик «Физика. 7 класс», А.В. Перышкин; М.:Дрофа, 2015 г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса,  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных  особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно­тематическое планирование курса. Цели и задачи изучения учебного предмета  Изучение физики направлено на достижение следующих целей:    освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание   убежденности   в   возможности   познания   законов   природы,   в   необходимости   разумного   использования   достижений   науки   и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры. Основные задачи данной рабочей программы:   сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач. научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.  Общая характеристика курса Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития  научно­технического прогресса.         Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено  тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа  современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих  разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.      Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности  мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с  историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую  действительность, увеличивая свою власть над природой.       Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.       Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной  жизни. Описание места курса в учебном плане Согласно   федеральному   базисному   учебному   плану   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации   на   изучение   физики     на   ступени основного   общего   образования   отводится   не   менее   210   ч   из   расчета   2   ч   в   неделю   с   VII  по   IX   класс.     Изучение   курса   физики   в   7­9   классах структурировано на основе  рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа  по физике для 7 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.  Содержание программы учебного предмета   Введение. (4 ч) Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.  Лабораторная работа.    №1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.  Демонстрации: Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений. Физические приборы Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч) Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их  объяснение на основе молекулярно­кинетических представлений.   Лабораторная работа    .  №2. Измерение размеров малых тел.   Демонстрации: Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров Взаимодействие тел. (21 ч) Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов.  Плотность вещества.  Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и  массой.  Динамометр. Графическое изображение силы.  Сложения сил, действующих по одной прямой.  Центр тяжести тела.  Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.  Лабораторные работы.   №3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.          Измерение скорости.  №4. Измерение массы тела на рычажных весах.  №5. Измерение объема твердого тела.  №6. Измерение плотности твердого тела.  №7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.  №8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.  №9. Определение центра тяжести плоской пластины.  Демонстрации: Равномерное   прямолинейное     движение       Относительность   движения.   Явление   инерции.   Взаимодействие   тел.   Зависимость   силы   упругости   от деформации пружины. Сила трения Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно­кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление  в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.   Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр­анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический  пресс. Гидравлический тормоз. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Лабораторные работы.  №10. Измерение давления твердого тела на опору.  №11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.  №12. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Демонстрации: Зависимость давления твердого   тела  от площади  опоры и  приложенной силы Измерение атмосферного давления барометром­анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс Работа и мощность. Энергия. (13 ч) Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие  тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.  «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.  Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. Лабораторные работы. №13. Выяснение условия равновесия рычага. №14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Демонстрации    :  Простые механизмы. Превращение механической энергии из одной формы в другую Итоговое повторение (резервное время)(4 ч)     Планируемые результаты учебного предмета Ученик должен     знать/понимать: • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция; • смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия; • смысл физических законов: закона Паскаля; Архимеда уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества; • • • • • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о  явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно­популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно,  математических символов, рисунков); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,   контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, рационального применения простых механизмов.                       Описание учебно­методического обеспечения образовательной деятельности № п\п 1. 2. 3. 4.  Авторы,составители Название учебного издания А.В. Перышкин В.И. Лукашик Волков В.А., Полянский С.Е.   Громцев  О.И.   Физика­7кл (учебник) Сборник задач по физике7­9кл. Поурочные разработки по физике 7 класс. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7  класс   Годы  издания 2015 2014 2016 2015 Издательство Москва, Дрофа Москва, Просвещение Москва, Дрофа Москва, Экзамен  Описание материально­технического обеспечения образовательной деятельности Демонстрационное оборудование Первоначальные сведения о строении вещества 1.Модели молекул воды, кислорода, водорода. 2.Механическая модель броуновского движения. 3.Набор свинцовых цилиндров. Взаимодействие тел. 1.Набор тележек. 2.Набор цилиндров. 3.Прибор для демонстрации видов деформации. 4.Пружинный и нитяной маятники. 5.Динамометр. 6.Набор брусков. Давление твердых тел, жидкостей  и газов. 1.Шар Паскаля. 2.Сообщающиеся сосуды. 3.Барометр­анероид. 4.Манометр. Работа и мощность. 1.Набор брусков. 2.Динамометры. 3.Рычаг. 4.Набор блоков. Оборудование для лабораторных работ Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора» Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка. Лабораторная работа № 3. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.         Измерение скорости»    Оборудование: движущееся тело, измерительная лента, секундомер Лабораторная работа № 4. «Измерение массы тела на рычажных весах». Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы. Лабораторная работа № 5. «Измерение объема тела». Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки. Лабораторная работа № 6. «Определение плотности твердого тела». Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка. Лабораторная работа №7    Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.                      Оборудование:  динамометр, измерительная лента, набор грузов, штатив. Лабораторная работа №8.  «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»  Оборудование:  набор грузов, деревянный брусок, доска, динамометр. Лабораторная работа №9.  «Определение центра тяжести плоской пластины»  Оборудование:  плоская пластина, линейка. Лабораторная работа №10.  «Измерение давления твердого тела на опору» Оборудование: деревянный брусок, линейка, весы с разновесками  Лабораторная работа №11. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде. Лабораторная работа №12. «Выяснение условия плавания тел в жидкости» Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка­поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка. Лабораторная работа №13. «Выяснение условия равновесия рычага» Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр. Лабораторная работа№14. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив. Критерии оценивания Оценка устных ответов учащихся. Оценка   5  ставится   в   том   случае,   если   учащийся   показывает   верное   понимание   физической   сущности   рассматриваемых   явлений   и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических   величин,   их   единиц   и   способов   измерения;   правильно   выполняет   чертежи,   схемы   и   графики;   строит   ответ   по   собственному   плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4  ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе   имеются   отдельные   пробелы   в   усвоении   вопросов   курса   физики;   не   препятствует   дальнейшему   усвоению   программного   материала,   умеет применять   полученные   знания   при   решении   простых   задач   с   использованием   готовых   формул,   но   затрудняется   при   решении   задач,   требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух­трех негрубых недочетов. Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.   Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех­пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. Оценка   5  ставится   в   том   случае,   если   учащийся   выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением   необходимой   последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение  правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка лабораторных работ Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два­три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.  Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Промежуточная  аттестация обучающихся Освоение образовательной программы всего объема учебного  предмета  физики 7 класса, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой  в форме – итоговой  контрольной  работы, определенной учебным планом и в  порядке, установленном образовательным учреждением: с 3 мая   по 25 мая 2018 года. Рассмотрено на заседании МО естественно­научного цикла Руководитель МО: / Л.И. Никитина/ Протокол   № 1 от «   » августа 2017 г Согласовано:                           Зам.директора  БОУ г.Омска                     «СОШ №152»    _____________   /И.Ф. Хохлова/                      «    » августа 2017 г.              Утверждаю:                             Директор  БОУ г. Омска   «СОШ №  152» _________________    /  Е.А.Жиленкова /      «    » августа  2017 г.              Рабочая программа по физике учителя физики Никитиной Людмилы Ивановны  8  класс Физика  8 Программа общеобразовательных учреждений:    Физика. Классы 7­11.Составители: В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа­2013 Учебник для   8 класса общеобразовательных учреждений Физика А.В. Перышкин М.: Дрофа, 2015                               2 часа в неделю, всего 70 часов Практическая часть 1  четверть 2  четверть 3четверть 4четверть Итог о Контрольные работы Лабораторные работы 1 3 1 1 1 5 3 4 6 14 Лабораторные  работы Лабораторная работа № 1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды Лабораторная работа № 2. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры Лабораторная работа № 3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела Лабораторная работа № 4. Измерение относительной влажности воздуха  Лабораторная работа № 5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках Лабораторная работа № 6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи Лабораторная работа № 9. Измерение работы и мощности электрического тока Лабораторная работа № 10. Сборка электромагнита и их применение Лабораторная работа № 11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели) Лабораторная работа № 12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света Лабораторная работа № 13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света Лабораторная работа  № 14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений      № 1 2 3 4 5 6 Контрольные работы Контрольная работа № 1 по теме: Тепловые явления Контрольная работа №2 по теме: Изменение агрегатных состояний вещества Контрольная работа № 3 по теме:  Электрические явления Контрольная работа № 4 по теме:  Электромагнитные явления Контрольная работа № 5  по теме:  Световые явления Итоговая контрольная работа № п/п     а к о р у № е м е т   в 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 9 10 11 12 Параграф Содержание материала Количество часов Дата Корректировка 1 2 3 4­5­6 7­8 9­10 11 Тепловые явления Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела  со скоростью движения его молекул Лабораторная работа № 1. Исследование изменения  со временем температуры остывающей воды Внутренняя энергия Два способа изменения внутренней энергии: работа и  теплопередача Виды теплопередачи Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества Лабораторная работа № 2. Сравнение количества  теплоты при смешивании воды разной температуры Лабораторная работа № 3. Измерение удельной  теплоемкости твердого тела Удельная теплота сгорания топлива Закон сохранения энергии в механических и тепловых  процессах Повторение по теме: Тепловые явления Контрольная работа № 1 по теме: Тепловые явления Изменение агрегатных состояний вещества 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13­14 15 16­17 19 18 20 21­22 23­24 25­26 27 28 29 30­31 32­33 33 34 37­38 39­40 41­42 43 44 45­47 48­49 50­52 53 54 55 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Работа над ошибками Плавление и отвердевание тел. Температура плавления Удельная теплота плавления Испарение и конденсация Относительная влажность воздуха. Психрометр Кипение. Температура кипения. Зависимость  температуры кипения от давления. Удельная теплота  парообразования Лабораторная работа № 4. Измерение  относительной влажности воздуха Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на  основе молекулярно­кинетических представлений Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель  внутреннего сгорания Паровая турбина. Холодильник  Экологические проблемы использования тепловых  машин Контрольная работа №2 по теме: Изменение  агрегатных состояний вещества Электрические явления Работа над ошибками Электризация тел. Два рода электрических зарядов Проводники, диэлектрики и полупроводники Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле Закон сохранения электрического заряда Дискретность электрического заряда. Электрон Строение атомов Электрический ток. Гальванические элементы.  Аккумуляторы Электрическая цепь.  Электрический ток в металлах. Носители  электрических зарядов в полупроводниках, газах и  растворах электролитов. Полупроводниковые приборы Сила тока. Амперметр Лабораторная работа № 5. Сборка электрической  цепи и измерение силы тока в ее различных участках Электрическое напряжение Вольтметр Лабораторная работа № 6. Измерение напряжения  на различных участках электрической цепи Электрическое сопротивление Закон Ома для участка электрической цепи Удельное сопротивление. Реостаты Лабораторная работа № 7.Регулирование силы тока  реостатом Лабораторная работа № 8. Исследование  зависимости силы тока в проводнике от  напряжения на его концах при постоянном  сопротивлении. Измерение сопротивления  проводника Последовательное и параллельное соединение  проводников Работа и мощность тока Лабораторная работа № 9. Измерение работы и  мощности электрического тока Количество теплоты, выделяемое проводником с током Счетчик электрической энергии. Расчет электроэнергии,  потребляемой бытовыми приборами Лампа накаливания. Электронагревательные приборы.  Короткое замыкание. Плавкие предохранители Повторение по теме: Электрические явления 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56­57 58 59 60 61 62 63­64 65 66­67 50 27 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Контрольная работа № 3 по теме:  Электрические  явления Электромагнитные явления Работа над ошибками Магнитное поле тока Электромагниты и их применение Лабораторная работа № 10. Сборка электромагнита  и их применение Постоянные магниты Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на  проводник с током. Электродвигатель. Динамик и  микрофон Лабораторная работа № 11. Изучение  электрического двигателя постоянного тока (на  модели) Контрольная работа № 4 по теме:   Электромагнитные явления  Световые явления Работа над ошибками  Источники света. Прямолинейное распространение света Отражение света. Законы отражения света. Плоское  зеркало Лабораторная работа № 12. Исследование  зависимости угла отражения от угла падения света Преломление света Лабораторная работа № 13. Исследование  зависимости угла преломления от угла падения  света Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение  изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила  линзы Лабораторная работа  № 14. Измерение фокусного  расстояния собирающей линзы. Получение  изображений Глаз как оптическая система. Оптические приборы Контрольная работа № 5  по теме:  Световые  явления Работа над ошибками 67­ 70 Резервное время Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками 1 7 1 1 1 1 1 1 1 9 1 4 Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе: Пояснительная записка Программа «Физика 7­ 9 классы» авторы: А. В. Перышкин,  Е. М. Гутник, (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7— 11 классы. Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов; издательство М.: Дрофа, 2013г. Учебник «Физика. 8 класс», А.В. Перышкин; М.: Дрофа, 2015 г Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно­тематическое планирование курса. Цели и задачи изучения учебного предмета Основными целями изучения курса физики в 8 классе являются: ∙ освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления;  законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира; ∙ овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные  приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия  важнейших технических устройств, для решения физических задач; ∙ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении  физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; ∙ воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для  дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; ∙ применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни,  рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основными задачами изучения курса физики в 8 классе являются: ­ развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические  явления; ­ овладение школьниками знаниями о широких возможностях применения физических законов в практической деятельности человека с целью решения  экологических проблем.   Общая характеристика курса Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития  научно­технического прогресса.         Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено  тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа  современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих  разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.      Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности  мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с  историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую  действительность, увеличивая свою власть над природой.       Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.       Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной  жизни. Описание места курса в учебном плане Согласно   федеральному   базисному   учебному   плану   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации   на   изучение   физики     на   ступени основного   общего   образования   отводится   не   менее   210   ч   из   расчета   2   ч   в   неделю   с   VII  по   IX   класс.     Изучение   курса   физики   в   7­9   классах структурировано на основе  рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа  по физике для 8 класса рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.  Содержание  учебного предмета   Тепловые явления (12 часов) Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения  внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания  топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах. Демонстрации.  Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей  различных веществ.  Лабораторные работы. №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.  №2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.  №3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов) Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная  теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно­кинетических представлений. Преобразования энергии в  тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы  использования тепловых машин. Демонстрации. Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности  воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.  Лабораторная работа.  №4. Измерение относительной влажности воздуха. Электрические явления (27 часов) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных  тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.  Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока.  Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые  приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.  Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.  Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.  Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Демонстрации.  Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через  влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.  Лабораторные работы.  №5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.  №6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.  №7. Регулирование силы тока реостатом.  №8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. №9. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.  Электромагнитные явления (7 часов) Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Демонстрации. Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.  Лабораторные работы.  №10. Сборка электромагнита и испытание его действия.  №11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Световые явления (9 часов) Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.  Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты  зрения. Оптические приборы.  Демонстрации.  Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход  лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза. Лабораторные работы. №12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.  №13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.  №14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений. Итоговое повторение (резервное время) (4 часа) Описание учебно­методического обеспечения образовательной деятельности № п\п 1. 2. 3. Авторы,составители Название учебного издания А.В. Перышкин В.И. Лукашик Волков В.А., Полянский С.Е.   Физика­8 кл (учебник) Сборник задач по физике 7­9кл. Поурочные разработки по физике 8  класс. Годы  издания 2015 2014 2016 Издательство Москва, Дрофа Москва, Просвещение Москва, Дрофа 4.  Громцев  О.И.   Контрольные и самостоятельные работы по физике 8  класс   2015 Москва, Экзамен Описание материально­технического обеспечения образовательной деятельности Демонстрационное оборудование Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества 1. Набор приборов для демонстрации видов теплопередачи 2. Модели кристаллических решеток 3. Модели ДВС, паровой турбины 4. Калориметр, набор тел для калориметрических работ.  5. Психрометр, термометр, гигромерт Электрические явления. Электромагнитные явления 1. Набор приборов для демонстраций по электростатике. 2. Набор для изучения законов постоянного тока 3. Набор приборов для изучения магнитных полей 4. Электрический звонок 5. Электромагнит разборный Световые явления 1. Набор по геометрической оптике Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Оборудование: стакан в водой, часы, термометр Оборудование к лабораторным работам Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».                 Оборудование: калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».  Оборудование: стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.  Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха».  Оборудование: 2 термометра, кусок марли, стакан с водой.  Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».  Оборудование: источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».  Оборудование: источник питания, резисторы, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, ключ, соединительные провода. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом».  Оборудование: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.  Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.  Измерение сопротивления».  Оборудование: источник питания, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода.  Лабораторная работа №9 «Измерение работы и мощности электрического тока в лампе».  Оборудование: источник питания, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке. Секундомер.  Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия».  Оборудование: источник питания, ключ, соединительные провода, ползунковый реостат, компас, детали для сборки электромагнита.  Лабораторная работа №11  «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».  Оборудование: модель электродвигателя, источник питания, ключ, соединительные провода. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света»  Оборудование: набор по геометрической оптике Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».  Оборудование: набор по геометрической оптике   Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений». Оборудование: собирающая линза, экран, лампа с колпачком, в котором сделана прорезь, измерительная лента. Планируемые результаты учебного предмета В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:знать/понимать    смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;      смысл  физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила  электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;      смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля­Ленца, прямолинейного распространения света,  отражения света; уметь    описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;     использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:   температуры,   влажности   воздуха,   силы   тока,   напряжения,   электрического   сопротивления,   работы   и   мощности   электрического   тока;      представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;      выражать результаты   измерений   и   расчетов   в  единицах   Международной   системы;      приводить   примеры   практического   использования   физических   знаний   о тепловых, электромагнитных явлениях;       решать задачи на применение изученных физических законов;       осуществлять   самостоятельный   поиск   информации   естественнонаучного   содержания   с   использованием   различных   источников   (учебных текстов, справочных и научно­популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);        использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и   повседневной   жизни   для   рационального   использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов. Критерии оценивания Оценка устных ответов учащихся Оценка   5  ставится   в   том   случае,   если   учащийся   показывает   верное   понимание   физической   сущности   рассматриваемых   явлений   и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических   величин,   их   единиц   и   способов   измерения;   правильно   выполняет   чертежи,   схемы   и   графики;   строит  ответ   по   собственному   плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4  ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе   имеются   отдельные   пробелы   в   усвоении   вопросов   курса   физики;   не   препятствует   дальнейшему   усвоению   программного   материала,   умеет применять   полученные   знания   при   решении   простых   задач   с   использованием   готовых   формул,   но   затрудняется   при   решении   задач,   требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух­трех негрубых недочетов. Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.   Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех­пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. Оценка   5  ставится   в   том   случае,   если   учащийся   выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением   необходимой   последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение  правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка лабораторных работ Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два­три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.  Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Освоение образовательной программы всего объема учебного  предмета  физики 8 класса, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой  в форме – итоговой  контрольной  работы, определенной учебным планом и в  порядке, установленном образовательным учреждением: с 3 мая  по 25 мая 2018 года. Промежуточная  аттестация обучающихся Рассмотрено на заседании МО естественно­научного цикла Руководитель МО: / Л.И. Никитина/ Протокол   № 1 от «   » августа 2017 г Согласовано:                           Зам.директора  БОУ г.Омска                     «СОШ №152»    _____________   /И.Ф. Хохлова/                      «    » августа 2017 г.              Утверждаю:                             Директор  БОУ г. Омска   «СОШ №  152» _________________    /  Е.А.Жиленкова /      «    » августа  2017 г.              Рабочая программа по физике учителя физики Никитиной Людмилы Ивановны  9  класс Физика  9 Программа общеобразовательных учреждений:    Физика. Классы 7­11.Составители: В.А.Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа­2013 Учебник для   9 класса общеобразовательных учреждений Физика А.В. Перышкин, Е.М. Гутник М.: Дрофа, 2015                               2 часа в неделю, всего 68  часов 1  четверть 2  четверть Контрольные работы Лабораторные работы 1 2 2 2 1 2 Практическая часть 3четверть 4четверть Итог о 6 9 2 3 Лабораторные работы Лабораторная работа № 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости Лабораторная работа № 2. Измерение ускорения свободного падения Лабораторная работа № 3. Исследование зависимости периода колебания пружинного маятника от массы груза и  жесткости пружины Лабораторная работа № 4. Исследование зависимости периода  и частоты свободных колебаний нитяного маятника от  длины нити Лабораторная работа № 5. Изучение явления электромагнитной индукции Лабораторная работа № 6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания Лабораторная работа № 7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков Лабораторная работа № 8.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям Лабораторная работа № 9.Изучение естественного радиационного фона дозиметром Контрольные работы 1 2 3 4 5 6 Контрольная работа № 1 по теме: Кинематика Контрольная работа № 2 по теме: Динамика. Законы сохранения Контрольная работа № 3 по теме: Механические колебания и волны. Звук Контрольная работа № 4  по теме:  Электромагнитное поле Контрольная работа № 5 по теме:  Строение атома и атомного ядра Итоговая контрольная работа № п/п     а к о р у № е м е т   в Содержание материала Законы взаимодействия и движения тел 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 1 2 3 4 5 6 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка.  Система отчета Перемещение Скорость прямолинейного равномерного движения Прямолинейное равноускоренное движение:  мгновенная  скорость, ускорение, перемещение Прямолинейное равноускоренное движение: скорость,  ускорение, перемещение Графики зависимости кинематических величин от  времени при равномерном и равноускоренном движении Лабораторная работа  № 1. Исследование  равноускоренного движения без начальной скорости Относительность механического движения Контрольная работа № 1 по теме: Кинематика Работа над ошибками Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира Инерциальная система отчета. Первый закон Ньютона Второй закон Ньютона Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона Третий закон Ньютона Свободное падение Невесомость Лабораторная работа  № 2.  Измерение ускорения  свободного падения Закон Всемирного тяготения Закон Всемирного тяготения Импульс Закон сохранения импульса Закон сохранения импульса Реактивное движение Повторение по теме: Законы взаимодействия и движения  тел Контрольная работа № 2 по теме: Динамика.  Законы сохранения Механические колебания и волны. Звук Работа над ошибками Колебательные движения. Колебания груза на пружине.  Свободные колебания. Колебательная система Маятник.  Амплитуда, период, частота колебаний Лабораторная работа  № 3. Исследование зависимости  периода колебаний пружинного маятника от массы груза  и жесткости пружины Лабораторная работа  № 4. . Исследование зависимости  периода и частоты свободных колебаний нитяного  маятника от длины маятника  Превращение энергии при колебательном движении.  Затухающие колебания. Вынужденные колебания.  Резонанс Распространение колебаний в упругих средах.  Поперечные и продольные волны Дат а Корректировк а Количеств о часов 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 2 3 4 5 6 7 8 Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее  распространения и периодом (частотой) Звуковые волны. Скорость звука Высота, тембр  и громкость звука. Звуковой резонанс Контрольная работа № 3 по теме: Механические  колебания и волны. Звук Электромагнитное поле Работа над ошибками Однородное и неоднородное магнитное поле.  Направление тока и направление линий его магнитного  поля. Правило буравчика Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты  Фарадея Электромагнитная индукция. Направление  индукционного тока. Правило Ленца. Явление  самоиндукции Лабораторная работа  № 5. Изучение явления  электромагнитной индукции Переменный ток.   Генератор переменного тока.  Преобразование энергии   в электрогенераторах Трансформатор. Передача электрической энергии на  расстояние Электромагнитное поле. Электромагнитные волны Скорость распространения электромагнитных волн.  Влияние электромагнитного излучения на живые  организмы Конденсатор. Колебательный контур. Получение  электромагнитных колебаний. Принцип радиосвязи и телевидения Электромагнитная природа света Преломление света. Показатель преломления Дисперсия света. Типы оптических спектров.  Поглощение и испускание света атомами.  Происхождение линейчатых спектров Лабораторная работа  № 6 . Наблюдение сплошного  и линейчатых спектров испускания Повторение по теме: Электромагнитное поле Контрольная работа № 4  по теме:   Электромагнитное поле Строение атома и атомного ядра Работа над ошибками Радиоактивность как свидетельство   сложного строения  атомов. Альфа­, бета­ и гамма­излучения. Опыты  Резерфорда. Ядерная модель атома Радиоактивное превращение атомных ядер. Сохранение  зарядового и массового чисел при ядерных реакциях Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной  физике Протонно­нейтронная модель ядра. Физический смысл  зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в  ядре Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная  энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций Лабораторная работа  № 7. Изучение деления ядра  атома урана по фотографии треков Лабораторная работа  № 8. Изучение треков  заряженных частиц по готовым фотографиям Дозиметрия. Период полураспада. Закон  радиоактивного распада. Влияние радиоактивных  1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 62 63 64 65­ 68 9 10 11 излучений на живые организмы Лабораторная работа  № 9 Измерение  естественного радиационного фона дозиметром Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и  звезд Контрольная работа № 5 по теме:  Строение атома и атомного ядра.  Работа над ошибками                Резервное время                  Итоговая контрольная работа.  Работа над  ошибками               1 1 1 4 Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе: Программа «Физика 7­ 9 классы» авторы: А. В. Перышкин,  Е. М. Гутник, (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7— 11 классы. Составители: В.А.Коровин, В.А.Орлов; издательство М.: Дрофа, 2013г.      Пояснительная записка Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Перышкин; М.: Дрофа, 2015 г.  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса,  последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных  особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно­тематическое планирование курса. Цели с учетом специфики предмета Цели изучения физики в основной школе следующие: ­развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; ­понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; ­формирование у учащихся представлений о физической картине мира. В задачи обучения физике входят: ­   развитие   мышления   учащихся,   формирование   у   них   умений   самостоятельно   приобретать   и   применять   знания,   наблюдать   и   объяснять физические явления; ­ овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; ­ усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов; ­ формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии. Общая характеристика курса Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития  научно­технического прогресса.         Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено  тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа  современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих  разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.      Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности  мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с  историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую  действительность, увеличивая свою власть над природой.       Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.       Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной  жизни. Место курса в учебном плане  Согласно   федеральному   базисному   учебному   плану   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации   на   изучение   физики     на   ступени основного   общего   образования   отводится   не   менее   210   ч   из   расчета   2   ч   в   неделю   с   VII  по   IX   класс.     Изучение   курса   физики   в   7­9   классах структурировано на основе  рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Рабочая программа  по физике для 9 класса рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.  Содержание учебного предмета  I. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч) Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты. Фронтальные лабораторные работы. 1. 2. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения. II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч) Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота  колебаний. (частотой). Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом  Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо. Фронтальная лабораторная  работа. 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины. III. Электромагнитные явления (13 ч) Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и  гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света. Фронтальная лабораторная работа. 4. Изучение явления электромагнитной индукции. IV. Строение атома и атомного ядра (14 ч) Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа­, бета и гамма­излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно­нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы  работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия. Фронтальные лабораторные работы. 5. 6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Изучение деления ядра урана по фотографии треков. Обобщающее повторение (4 ч) Описание учебно­методического обеспечения образовательной деятельности № п\п 1. 2. 3. 4.  Авторы,составители Название учебного издания А.В. Перышкин В.И. Лукашик Волков В.А., Полянский С.Е.   Громцев  О.И.   Физика­9 кл (учебник) Сборник задач по физике7­9кл. Поурочные разработки по физике 9  класс. Контрольные и самостоятельные работы по физике 9  класс   Годы  издания 2015 2014 2016 2015 Издательство Москва, Дрофа Москва, Просвещение Москва, Дрофа Москва, Экзамен Описание материально­технического образовательной деятельности Демонстрации. Прямолинейное и криволинейное движение. Направление скорости при движении по окружности. Падение тел в разряжённом пространстве (в трубке Ньютона). Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Образование и распространение поперечных и продольных волн. Колеблющееся тело как источник звука. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон сохранения импульса. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Реактивное движение. 11. Модель ракеты. 12. Стробоскопический метод изучения движения тела. 13. Запись колебательного движения. 14. Взаимодействие постоянных магнитов. 15. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током. 16. Действие магнитного поля на ток. 17. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле. 18. Электромагнитная индукция. 19. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. 20. Модель опыта Резерфорда. 21. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. 22. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц. Планируемые результаты учебного  предмета В результате изучения физики ученик должен: знать/понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное  ядро, ионизирующие излучения; смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия,  потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость,  влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и  мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения  энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля­Ленца, прямолинейного  распространения света, отражения света. уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу  давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов,  действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию  света; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка  времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности  электрического тока;  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от  времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити,  периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от  напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых  явлениях;  решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных  текстов, справочных и научно­популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных  формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.               Критерии оценивания Оценка устных ответов учащихся. Оценка   5  ставится   в   том   случае,   если   учащийся   показывает   верное   понимание   физической   сущности   рассматриваемых   явлений   и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических   величин,   их   единиц   и   способов   измерения;   правильно   выполняет   чертежи,   схемы   и   графики;   строит   ответ   по   собственному   плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4  ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе   имеются   отдельные   пробелы   в   усвоении   вопросов   курса   физики;   не   препятствует   дальнейшему   усвоению   программного   материала,   умеет применять   полученные   знания   при   решении   простых   задач   с   использованием   готовых   формул,   но   затрудняется   при   решении   задач,   требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух­трех негрубых недочетов. Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.   Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех­пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях. Оценка   5  ставится   в   том   случае,   если   учащийся   выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением   необходимой   последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение  правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка лабораторных работ Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два­три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно. Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.  Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда. Промежуточная  аттестация обучающихся Освоение образовательной программы всего объема учебного  предмета  физики 9 класса, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой  в форме – итоговой  контрольной  работы, определенной учебным планом и в  порядке, установленном образовательным учреждением: с 3 мая  по 25 мая 2018 года.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-8-9 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017