Рабочая программа составлена на основе документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательный стандарта основного общего образования по физике (2004 г.);
2. Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы
(сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11 кл./ ./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов »,М.:, «Дрофа», 2009)
с учетом авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 7-9 классы»
(сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 7-11 кл./ ./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов »,М.:, «Дрофа», 2009 г. )
РАБ_ПРОГ_ФИЗ-7.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОБОБОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена
на заседании МО
учителей естественно
математического цикла
Протокол №
от « » _______ 2016 г.
Руководитель МО
_______ А.М.Галанова
Согласована
Утверждена
Директор МБОУ
«Новобобовичская СОШ»
_________ А.А. Галанов
« » _____________2016г.
Зам. директора по
УВР
____ А.И.Горовая
« » ______________
2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для 7 класса
Составитель:
учитель физики
1 квалификационной категории
Третьяков Н.В. 2016 г.
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательный стандарта основного общего
образования по физике (2004 г.);
2. Примерная программа основного общего образования по физике. 79 классы
(сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 711 кл./
./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов »,М.:, «Дрофа», 2009)
с учетом авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика 79 классы»
(сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия 711 кл./
./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов »,М.:, «Дрофа», 2009 г. )
3. Учебный план МБОУ «Новобобовичская СОШ», утвержденный приказом №75 от 31.08.2016
г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе (2 учебных часа в неделю).
На основании учебного плана МБОУ «Новобобовичская СОШ» принят 34недельный учебный
год, поэтому из программы убрано 2 часа резерва, т.е. данная рабочая программа
рассчитана на 68 часов.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ4;
лабораторных работ14.
Преподавание курса ориентировано на использование учебнометодического комплекта, в
который входят:
для ученика:
1)Перышкин А.В. «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.4е
издание, исправленноеМ.: «Дрофа»,2009 и более поздние годы издания.
для учителя:
2)Перышкин А.В. «Сборник задач по физике» 79 кл., 6е издание, стереотипное, М.:
«Экзамен», 2008 или более поздние годы издания
3) В.И. Лукашик «Сборник задач по физике» 79 классы, 24е издание, М., «Просвещение», 2010
или более поздние годы издания
4) О.И. Громцева «Контрольные и самостоятельные работы. К учебнику А.В. Перышкина
Физика. 7 класс», М., «Экзамен», 2010
Основное содержание авторской программы Е.М. Гутника и А.В. Перышкина полностью нашло
отражение в данной рабочей программе.
Цели изучения физики:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах
научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической
картине мира;
3 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц,
графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания
для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия
важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении
экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности
своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для
школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:
наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства,
законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационнокоммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент
полезного действия, внутренняя энергия, температура
4 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
приводить примеры практического использования физических знаний о
передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления
механических явлениях
естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно
популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов,
рисунков и структурных схем)
повседневной жизни для
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; контроля за
исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального
применения простых механизмов
решать задачи на применение изученных физических законов
осуществлять самостоятельный поиск информации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения
разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых
учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
5 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
7 класс
I. ВВЕДЕНИЕ (4 ЧАСА)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение
физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств
(зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов.
Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и
техника.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а .
Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной
погрешности».
II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА. (5 часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность
движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а .
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела.
Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил,
направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а .
Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном
равномерном движении. Измерение скорости»
Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа № 5 «Измерение объёма твёрдого тела»
Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности твёрдого тела»
Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения
пружины. Измерение жёсткости пружины»
Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы
нормального давления»
Лабораторная работа № 9 «Определение центра тяжести плоской пластины»
IV.ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ. (23 час)
6 Давление. Опыт Торричелли.
Барометранероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и
уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления.
Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями,
газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и
стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а .
Лабораторная работа № 10 «Измерение давления твёрдого тела на опору»
Лабораторная работа № 11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на
погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
V. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании
простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Ф р о н т а л ь н а я л а б о р а т о р н а я р а б о т а .
Лабораторная работа № 13 «Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа № 14 «Измерение коэффициента полезного действия при подъёме
тела по наклонной плоскости»
ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
7 КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (68 часов)
№
Тема урока
Элементы содержания,
(+демонстрации)
Требования к уровню подготовки
Что знать?
Что уметь:
Домашнее
задание
Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
Вводный инструктаж по технике
безопасности в кабинете физики.
Что изучает физика.
Физические величины.
Измерение физических величин.
Система единиц
Лабораторная работа № 1
«Измерение физических величин
с учетом абсолютной
погрешности».
Физика и техника
Физика наука о природе.
Наблюдение и описание фи
зических явлений. Физические
приборы. Физические величины и
их измерение. Международная
система единиц. Физический
эксперимент и физическая
теория. Физика и техника
Демонстрация примеров
механических, электрических,
тепловых, магнитных и световых
явлений; Демонстрационные и
лабораторные измерительные
приборы
Знать/понимать
смысл понятия
«физическое
явление»
Знать:
практическое
применение науки
физики
Уметь определять
цену деления
измерительных
приборов, понимать
разницу между
физическим
явлением и
физической
величиной
Выражать результа
ты в СИ
приводить примеры
использования
физических знаний
в жизни человека.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 часов)
Строение вещества. Молекулы
Лабораторная работа №2
«Измерение размеров малых
тел»
Строение вещества
Модели атомов и молекул
Набор тел малых размеров,
измерительные линейки, иголки
Знать/понимать
смысл понятий:
вещество, атом,
молекула. Уметь
использовать
Уметь описывать и
объяснять явление
диффузии
Знать/понимать
смысл понятия
§1, 2
§35
§4, 5
§6
§7, 8
§7, 8
8 7
8
9
10
11
12
Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах. Броуновское
движение
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул
Три состояния вещества.
Различие в молекулярном
строении твердых тел, жидко
стей и газов
Диффузия. Тепловое движение
атомов и молекул. Броуновское
движение
Демонстрация диффузии в газах
и жидкостях
Демонстрация сцепления
свинцовых цилиндров
Взаимодействие частиц вещества
измерительные
приборы для
определения
размеров тел,
выражать
результаты
измерений в СИ
Модели строения газов, жидкостей
и твердых тел и объяснение
различий в молекулярном
строении на основе этих моделей;
Демонстрация сжимаемости
газов, сохранения объёма
жидкости при изменении формы
сосуда
«взаимодействие»,
уметь приводить
примеры
практического
использования
взаимодействий
Уметь описывать и
объяснять различие
свойств вещества в
разных агрегатных
состояниях
§9
§1
§10
§11,12
Механическое движение.
Равномерное движение
Скорость
Лабораторная работа № 3
«Изучение зависимости пути от
времени при прямолинейном
равномерном движении.
Измерение скорости»
Механическое движение. Траектория.
Путь. Прямолинейное равномерное
движение
Демонстрация примеров
механического движения
Скорость прямолинейного
равномерного движения
Демонстрация равномерного и
неравномерного движения
Методы измерения расстояния,
времени, скорости
Демонстрация равномерного
движения
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час)
Знать/понимать
смысл понятий: путь,
траектория
Знать/понимать
смысл понятий: путь,
скорость;
Знать/понимать
смысл понятий: путь,
скорость;
описывать
и
уметь
равномерное
неравномерное
прямолинейное
движение
Уметь решать задачи
на расчёт скорости,
пути и времени
движения
Уметь решать задачи
на расчёт скорости,
пути и времени
движения
§ 13,14
§ 15,16
§ 1316
9 Уметь описывать и
объяснять явление
инерции
Уметь описывать и
объяснять явление
инерции
§ 17
Инертность. Инерция.
Демонстрация явления инерции
(лабораторное оборудование:
набор по механике)
Взаимодействие тел
Демонстрация взаимодействия
тел
Демонстрация зависимости
инертности тел от массы
(лабораторное оборудование: набор
по механике, весы учебные с гирями)
Знать, что мерой
любого взаимодей
ствия тел является
сила.
Знать/понимать
смысл величины
«масса»
13
Инерция
14
Взаимодействие тел
15
16
17
18
19
Масса тела. Измерение массы
тела с помощью весов
Лабораторная работа № 4
«Измерение массы тела на
рычажных весах»
Лабораторная работа № 5
«Измерение объёма твёрдого
тела»
Плотность вещества
Лабораторная работа № 6
«Измерение плотности твёрдого
тела»
Демонстрация зависимости
инертности тел от массы
(лабораторное оборудование: набор по
механике, весы учебные с гирями)
Методы измерения объема
твердого тела
Знать/понимать
смысл величины
«масса»
Знать/понимать смысл
величин «масса» и
«плотность»
Плотность вещества
Методы измерения плотности
твердого тела
Знать определение
плотности вещества,
формулу. Уметь
работать с
физическими вели
чинами, входящими в
данную формулу
Уметь приводить
примеры
§ 18
§ 19,20
§19,20
конспект
§ 21, 22
§ 21, 22
уметь измерять массу
тела, выражать
результаты
измерения в СИ
уметь измерять массу
тела, выражать
результаты
измерения в СИ
уметь решать задачи
на расчёт массы и
объёма тела по его
плотности; уметь
использовать
измерительные
приборы для
измерения массы и
объёма твёрдых тел
10 20
Явление тяготения. Сила
тяжести. Вес тела
Явление тяготения. Закон
всемирного тяготения. Сила
тяжести. Вес тела
Демонстрация свободного падения тел,
наглядные пособия, справочная
литература
21
22
23
Связь между силой тяжести и
массой тела
Графическое изображение силы.
Сложение сил, действующих по
одной прямой
Сила, возникающая при
деформации. Упругая
деформация. Закон Гука
24
Динамометр
Связь между силой тяжести и
массой тела. Формула.
Правила сложения сил
(треугольника и параллелограмма)
Правила сложения векторов
(компьютерная модель)
Демонстрация взаимодействия
тел, сложение сил
Деформация. Упругая и неупругая
деформация. Сила упругости.
Формулировка закона Гука.
Упругая и неупругая деформация.
Виды деформации.
Динамометр. Назначение, шкала,
цена деления. Виды динамометров
(силомеров)
Знать/понимать смысл
физической величины
«сила»;
Знать/понимать смысл
закона всемирного
тяготения, понятия
«сила тяжести»
Знать/понимать
различие между весом
тела и силой тяжести;
понимать, что вес тела
– величина, зависящая
от характера движения
тела и расположения
опоры
Отработка формулы
зависимости между
силой и массой тела
правила сложения
векторов сил,
действующих на
тело; знать
определение
равнодействующей
силы.
Знать определение
силы упругости.
Знать формулу
закона Гука.
Знать/понимать
причины
возникновения силы
упругости и уметь
вычислять её
Уметь схематически
изобразить точку
приложения силы к
телу
Понимать, что на одно
и то же тело в разных
точках Земли действует
разная сила тяжести, и
уметь объяснять данное
различие; знать
практическое
применение
зависимости силы
тяжести от
географического
расположения
Отработка формулы
зависимости между силой
и массой тела
Умение работать с
чертежными инстру
ментами (линейка, тре
угольник).
Уметь находить
равнодействующую сил,
направленных вдоль одной
прямой
Уметь схематически
изобразить точку
приложения силы
упругости к телу.
Уметь пользоваться
формулой
уметь объяснить
причины
возникновения силы
упругости и уметь
вычислять её.
§23,24,26
§ 27
§ 29
§ 25
§ 28
11 25
26
27
28
29
30
Лабораторная работа № 7
«Исследование зависимости
силы упругости от удлинения
пружины. Измерение жёсткости
пружины»
Трение. Сила трения. Трение
скольжения, качения, покоя.
Подшипники
Лабораторная работа № 8
«Исследование зависимости
силы трения скольжения от силы
нормального давления»
Центр тяжести тела
Лабораторная работа № 9
«Определение центра тяжести
плоской пластины»
Контрольная работа № 1
«Взаимодействие тел»
31
Давление. Давление твёрдых тел
Методы измерения жесткости
пружины.
Демонстрация зависимости
силы упругости от деформации
пружины
Явление трения. Сила трения. Виды
трения. Применение явления трения.
Борьба с трением.
Методы измерения силы трения.
Демонстрация различных видов
сил трения
Понятие о центре тяжести тела.
Понятие о равновесии. Виды
равновесия тела.
Методы определения центра
тяжести
Знать/понимать
устройство и
принцип действия
динамометров;
знать способы
уменьшения и
увеличения трения
знать способы
уменьшения и
увеличения трения
уметь градуировать
шкалу
измерительного
прибора
динамометра
Уметь описывать и
объяснять явление
трения
Уметь описывать и
объяснять явление
трения
знать понятие
центра тяжести
уметь приводить
примеры
знать понятие
центра тяжести
уметь производить
определение центра
тяжести тел
несложной формы
Уметь применять
полученные знания
при решении задач
См уроки 1029
См уроки 1029
ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 Ч)
Давление. Давление твердых тел.
Формула для расчета. Способы
изменения давления. Единица
измерения давления.
Демонстрация зависимости
давления твёрдого тела на опору от
действующей силы и площади опоры
Знать/понимать смысл
величины «давление»;
понимать, для чего и
какими способами
уменьшают или
увеличивают
давление
§ 2528
§ 3032
§ 3032
§10
§10
§ 1332
§ 33,34
12 32 Лабораторная работа № 10
«Измерение давления твёрдого
тела на опору»
Методы измерения давления
твердых тел на опору.
Знать формулу
связи давления,
площади опоры и
силы давления.
33
Давление газа. Объяснение
давления газа на основе
молекулярнокинетических
представлений
34
Закон Паскаля
35
Давление в жидкости и газе
Давление газа. Плотность газа.
Объяснение давления газа на
основе молекулярнокинетических
представлений.
Демонстрация явлений,
объясняемых существованием
давления в газах
Закон Паскаля
Демонстрация закона Паскаля
Давление в жидкости и газе.
Расчет давления на дно и стенки
сосуда
36
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы
Знать/понимать смысл
закона Паскаля
Знать/понимать смысл
закона Паскаля;
знать формулу для
расчета давления в
жидкости/газе
знать применение
сообщающихся сосудов
37
Гидравлический пресс
38
Гидравлический тормоз
Демонстрация сообщающихся сосудов,
модели фонтана; наглядные пособия
Работа шлюза (компьютерная модель)
Гидравлический пресс. Назначение.
Устройство.
Демонстрация гидравлического
пресса; наглядные пособия
Гидравлический тормоз. Назначение.
Устройство (принцип работы).
Демонстрация гидравлического
тормоза; компьютерная модель
Знать/понимать, что
такое гидравлические
машины и где они
применяются
Знать/понимать, что
такое гидравлические
машины и где они
применяются
§ 33,34
§ 35
§ 36
§ 37,38
§ 39
§ 47
конспект
Уметь производить
вычисления по
формуле;
производить
эксперимент;
пользоваться
измерительными
инструментами
Уметь описывать и
объяснять давление,
создаваемое газами
уметь описывать и
объяснять передачу
давления
жидкостями и газами
уметь объяснять
особенности
давления в жидкости
и газа с помощью
закона Паскаля
Уметь описывать и
объяснять, почему
однородная жидкость
в сообщающихся
сосудах находится на
одном уровне
Уметь приводить
примеры
гидравлических
машин
Уметь приводить
примеры
гидравлических
машин
13 39 Атмосферное давление
40 Опыт Торричелли
41
Барометранероид
Атмосфера. Строение атмосферы.
Давление атмосферы.
Демонстрация обнаружения
атмосферного давления
Ртутный барометр. Опыт
Торричелли.
Барометранероид. Назначение.
Устройство. Особенности.
Демонстрация различных видов
барометров.
42 Изменение атмосферного
давления с высотой
Зависимость атмосферного
давления от высоты.
Уметь описывать и
объяснять явление
атмосферного давления
Устройство и
принцип работы
ртутного барометра
Знать/понимать
устройство и
принципы действия
барометра анероида
знать правила
измерения давления с
помощью барометра
Знать величину
атмосферного
давления.
Знать численные
показатели изменения
давления от высоты.
43 Манометр
44 Насос
Манометр. Назначение. Виды,
принцип действия.
Демонстрация различных видов
манометров
Устройство и
принцип работы
ртутного
манометра
Насос. Назначение. Виды. Принцип
действия. Устройство простейшего
насоса.
Демонстрация различных видов
насосов.
Устройство и
принцип работы
насоса.
§ 40,41
§ 42
§ 43
§ 44
§ 45
§ 46
Уметь описывать и
объяснять явление
атмосферного
давления
Устройство и
принцип работы
ртутного барометра
Уметь определять
цену деления,
показания барометра
анероида. уметь
использовать
барометры для
измерения
атмосферного давления
Уметь вычислять
давление на
различных высотах;
уметь переводить
единицы давления из
Па в мм. РТ. ст. и
обратно
Уметь считывать
показания со шкалы
приборов. Уметь
определять цену
деления и
погрешность
приборов.
Уметь приводить
примеры машин и
механизмов, где
используется насос.
Уметь пользоваться
насосом (на примере
велосипедного)
14 45 Архимедова сила
46 Лабораторная работа № 11
«Измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в
жидкость тело»
47 Условия плавания тел
48
Решение задач «Архимедова сила.
Плавание тел»
49 Лабораторная работа № 12
«Выяснение условий плавания
тела в жидкости»
50
Водный транспорт
51
Воздухоплавание
Архимедова сила. Формулировка
закона Архимеда. Формула силы
Архимеда.
Демонстрация выталкивающей
силы Архимеда.
Методы измерения выталкивающей
силы Архимеда.
лабораторное оборудование:
набор по механике, весы учебные
с гирями, мензурки
Условия плавания тел.
Примеры и методы решения задач
на определение выталкивающей
силы Архимеда.
Выяснение условий плавания тела
в жидкости.
Демонстрация плавания тел из
металла; модели судов
Водный транспорт. Судно.
Водоизмещение. Тоннаж.
Ватерлиния. Осадка судна.
История водного транспорта с
древних времен.
Демонстрация плавания тел из
металла; модели судов
История покорения воздуха.
Аэронавтика. Авиация. Воздушный
шар. Дирижабль. Самолет. Планер.
Знать формулу для
расчета. Прочесть
дополнительный
материал
Уметь вычислять
архимедову силу
§ 48,49
Знать формулу для
расчета.
Уметь вычислять
архимедову силу
§ 48, 49
объяснять явление
плавания тел
Знать алгоритм
решения задач по
теме «Сила
Архимеда»
Уметь решать качественные и расчётные
задачи на вычисление архимедовой силы,
давления жидкости и условия плавания тел
Уметь применять полученные знания при
решении задач
знать
теоретическое
обоснование
объяснять явление
плавания тел
знать историю
водного транспорта
Уметь составить
внятный рассказ о
мореплавании.
§ 50
§ 49, 50
§ 50
§ 51
знать историю
аэронавтики.
Уметь составить внятный
рассказ об аэронавтике,
авиации.
§ 52
15 52 Обобщение по теме «Давление
твёрдых тел, жидкостей и газов»
Решение качественных и
количественных задач по теме.
Подготовка к контрольной работе.
Уметь решать качественные и расчётные
задачи на вычисление давления твердых тел,
давления в жидкости и газе, атмосферное
давление, гидравлический пресс,
архимедовой силы, давления жидкости и
условия плавания тел
Уметь применять полученные знания при
решении задач
См уроки 31 52
Уметь применять
полученные знания при
решении задач
Повторить §
4952
§ 3352
См уроки 31 52
53 Контрольная работа № 2
«Давление твёрдых тел,
жидкостей и газов»
54
Работа силы, действующей по
направлению движения тела
Механическая работа.
Демонстрация механической
работы
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Знать/понимать
смысл величины
«работа»
55 Мощность
Механическая мощность
56 Простые механизмы. Условие
равновесия рычага. Момент силы
Простые механизмы. Условие
равновесия рычага. Момент силы
Демонстрация простых
механизмов, рычага
57 Лабораторная работа № 13
«Выяснение условия равновесия
рычага»
58
Равновесие тела с закреплённой
осью вращения. Виды равновесия
Методика проверки условия
равновесия рычага
Лабораторное оборудование: рычаг
линейка, набор грузов, динамометры
лабораторные
Равновесие тела с закреплённой
осью вращения. Виды равновесия
Знать/понимать
смысл величины
«мощность»
Знать виды простых
механизмов и их
применение; знать
формулу для
вычисления момента
силы
понимать
необходимость и
границы применения
рычагов
уметь вычислять
механическую работу
для простейших
случаев
уметь вычислять
мощность для
простейших случаев
§ 53
§ 54
Уметь на практике
определять условия
равновесия рычага,
понимать
необходимость и
границы применения
рычагов
Уметь на практике
определять условия
равновесия рычага,
§ 5558
§11
§ 5558
знать виды
равновесия
уметь демонстрировать
виды равновесия тел
§ 59
16 59
«Золотое правило» механики
Блоки. Виды блоков. Наклонная
плоскость. Клин. Винт
Демонстрация подвижного и
неподвижного блоков
Знать/понимать
смысл «золотого
правила механики»
60 Коэффициент полезного действия
механизма
Коэффициент полезного действия
механизма
Знать/понимать
смысл КПД
61 Лабораторная работа № 14
«Измерение коэффициента
полезного действия при подъёме
тела по наклонной плоскости»
62 Потенциальная энергия поднятого
тела, сжатой пружины
63 Кинетическая энергия
движущегося тела
64 Превращение одного вида
механической энергии в другой.
Закон сохранения полной
механической энергии
65
Решение задач по теме «Работа и
мощность»
Методы измерения КПД
наклонной плоскости
Лабораторное оборудование:
наборы по механике
Механическая энергия.
Потенциальная энергия поднятого
тела, сжатой пружины.
Демонстрация изменения
энергии тела при совершении
работы
Кинетическая энергия
движущегося тела.
Демонстрация превращения
механической энергии из одной
формы в другую, различные виды
маятников
Закон сохранения механической
энергии.
Лабораторное оборудование: набор
по изучению преобразования энергии,
работы и мощности
Решение качественных и
количественных задач по теме
66 Контрольная работа №3 «Работа
См уроки 5465
и мощность»
Знать/понимать
смысл КПД
Знать/понимать
физический смысл
потенциальной
энергии, знать
формулы для ее
вычисления
Знать/понимать
физический смысл
кинетической
энергии, знать
формулы для ее
вычисления
Знать/понимать
смысл закона
сохранения
механической
энергии
Знать формулы и
теорию по теме
См уроки 5465
уметь объяснять, где
и для чего
применяются блоки,
наклонная плоскость
и др.
уметь вычислять
КПД простых
механизмов
уметь вычислять
КПД простых
механизмов
§ 60
§ 61
§ 61
§ 62,63
§ 63
§ 64
уметь применять
формулы для ее
вычисления
потенциальной
энергии
уметь применять
формулы для ее
вычисления
кинетической
энергии
Уметь вычислять
работу, мощность и
механическую
энергию тел
Уметь применять
формулы и
теоретические знания
Уметь применять
полученные знания при
решении задач
§5364
§5364
67
От строения вещества до энергии От строения вещества до энергии
Контрольно
Уметь применять
§§ 164
Повторение (2 ч)
17 68
Итоговая контрольная работа
№ 4 «Физика7» (тест)
измерительные
материалы по курсу
физики 7 класса
полученные знания при
решении задач
§§ 164
18 Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической
сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное
определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное
определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет
чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми
примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а
также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к
ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при
изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и
может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет
применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но
затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не
более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии
с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных
вопросов.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и
одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не
более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов, при наличии четырехпяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3
или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в
заданиях.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально
монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил
безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями
к оценке 5, но допустил дватри недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем
выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем
выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения
проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
19 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного
труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул,
общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно
сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание
приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие
неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1.
теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки,
вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.
принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.
единиц физических величин.
4.
Неточности формулировок, определений, законов,
Ошибки в условных обозначениях на
Пропуск или неточное написание наименований
Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
20
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Рабочая программа по физике для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.