Данный материал может использоваться в качестве основы для написания учебной программы для учащихся 7 классов по предмету физика. Материал составлен по последним стандартам ФГОС ООО. Для 2 часов физики в неделю в 7 классах . Программа соответствует учебникам физики Перышкин А.В.Рабочая программа 7 класс по физике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ГИМНАЗИЯ № 13» г УЛЬЯНОВСКА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор гимназии
протокол № 1 от _______ «_____» _____________2017г. приказ №___от_________
______________ __________Шлямова Н.И __________Кузнецова О.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФИЗИКА
7 класс
2 часа(ов) в неделю, 68 часа(ов) в год.
Разработана на основе:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Мво образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. 48 с.
(Стандарты второго поколения).
2.Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. – 2е изд. М.: Просвещение, 2010. – 80 с. . (Стандарты второго поколения).
3.Приказ № 253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
4.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986).
5.Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего
образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
6.Базисный учебный план МБОУ «Гимназия № 13».
Учебники: Физика. 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ А.В.Пёрышкин. – М.:Дрофа, 2014.
Учитель: Волкова Александра Васильевна2017 год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
1.1.Личностные результаты.
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
1.2. Метапредметные результаты.
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
составлять план и последовательность действий;осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинноследственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий (ИКТкомпетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию,
в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения
в совместной деятельности.
1.3 Предметные результаты.
учащиеся научатся:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания
этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие
тел,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение,
масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения
энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции
сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, Паскаля, Архимеда и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия,механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения): на основе анализа
условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том
числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора
возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон
сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);приёмам поиска
и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных
фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по
механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Формируемые УУД указываются при изучении каждой темы и отражают уровневый подход к
достижениям учащихся: «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться». В рабочих
программах по ФКГОС (11 класс) результаты описываются по категориям: «Ученик должен:
знать\понимать, уметь».2 .Содержание учебного предмета, курса.
СУМ: Физические явления, вещество, физическое тело, наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Физические
приборы. Точность и погрешность измерений. Физика и техника (П. 16).
Л.Р.№ 1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: (см. приложение)
Предметные результаты обучения:
Введение (4 ч.)
физические величины и их условные обозначения: длина, температура, время, единицы измерения;
физические приборы: линейка, секундомер, термометр;
методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
На уровне запоминания
Воспроизводить:
определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора;
определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения.
На уровне понимания
Приводить примеры:
физических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов;
физические термины: тело, вещество, материя;
первоначальные представления о физии» как науке;
связь между физическими величинами, физических теорий;
Объяснять:
роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.
существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и
эксперимента в процессе познания. измерять длину, время; температуру, вычислять погрешность прямых измерений этих величин, погрешность измерений малых величин,
записывать результаты прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях
соотносить физические явления и теории, их объясняющие;
использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.
Применять в нестандартных ситуациях
Обобщать:
Полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
Блок 1. Основные положения МКТ. (4 ч.)
2. «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 ч.).
СУМ: Строение вещества. Молекула. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах. Скорость
движения молекул и температура тела. Модуль движения молекул при низкой и высокой температуре. Броуновское движение. Взаимодействие
частиц вещества. (П. 7 –11)
Л.Р. № 2 «Измерение размеров малых тел».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: ( см. приложение)
Предметные результаты обучения:
представление о молекулах, атомах и их размерах;
как происходит диффузия в жидкостях, газах и твердых телах;
Воспроизводить:
На уровне запоминания
определение понятий: атом, молекула, диффузия;
примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объёма;
Приводить примеры:
явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми существуеют промежутки; молекулы находятся в непрерывном
хаотическом движении, молекулы взаимодействуют между собой.
На уровне понимания
Объяснять:
доказательства существования притяжения и отталкивания молекул;
характер движения молекул газа, жидкостей и твёрдых тел;
взаимодействие молекул вещества;
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях
определять по фотографии размеры молекул и атомов; различать понятия молекулы и атомы;
выполнять измерения «способом рядов»;
объяснять явление диффузии и скорость её протекания в зависимости от температуры тела; объяснять взаимодействия молекул и наличие
промежутков.
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
.Применять в нестандартных ситуациях
Блок 2. Агрегатные состояния вещества. (2 ч.)
СУМ: Три состояния вещества (различия в расположении и взаимодействии молекул твердых тел, жидкостей и газов). Модели твёрдых тел,
жидкостей и газов. (П.1213).
К/р. № 1 «Первоначальные сведения о строении вещества».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: ( см. приложение)
Предметные результаты обучения:
различия в расположении и взаимодействии молекул;
молекулярное строение вещества.
Приводить примеры:
молекулярное строение вещества.
различия в расположении и взаимодействии молекул;
На уровне запоминания
На уровне понимания
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях
объяснять различия твёрдых тел, жидкостей и г а з о в ;
решать проблемные и качественные задачи.
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
.Применять в нестандартных ситуациях
3. «Взаимодействие тел». (21 ч.)Блок 1. Механическое движение. Виды движений. (4 ч.)
СУМ: Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Графики
зависимости пути и модуля скорости от времени движения. (П. 1418).
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: ( см. приложение)
Предметные результаты обучения:
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: путь, время, скорость; формулы данных физических величин;
На уровне запоминания
физические приборы: спидометр.
Воспроизводить:
определения понятий: механическое движение, равномерное движение, не равномерное движение, тело отсчёта, траектория;
определение по плану: пути, скорости;
графики зависимости: пути равномерного движения от времени.
Описывать:
наблюдаемые механические явления.
существование различных видов механического движения;
векторный характер физических величин: скорости;
явление инерции;
возможность графической интерпретации механического движения.
На уровне понимания
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и неравномерного движения, средней скорости;
строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, пользоваться таблицей;
производить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости, пути и времени в систему СИ;
сравнивать графики движения;
читать и строить графики V(t), пользоваться таблицей;
находить проявление инерции в быту и технике;
решать графические задачи;
*** записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени.
Применять:
*** уравнения к решению комбинированных задач.
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
Применять в нестандартных ситуациях
использовать теоретические методы научного познания;
решать комбинированные задачи на применение средней скорости.
Классифицировать:
различные виды механического движения
Блок 2. Плотность вещества. Масса тела. (9 ч.)
СУМ: Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Объем тела (П.1923).
К/р. № 2 «Механическое движение. Плотность».
Л.Р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»;
Л.Р. № 4 «Измерение объема тела»;
Л.Р.№ 5 «Определение плотности вещества твердого теле».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: ( см. приложение)
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
массу как меру инертности тела;
графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела.
Объяснять:
физическое явление взаимодействие тел.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формуле: плотности вещества;
строить графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела, пользоваться таблицей;
производить алгебраические преобразования в формуле плотности, переводить единицы массы, объёма, плотности в систему СИ; решать
графические задачи;
описывать по обобщенному плану физические приборы: мензурка, линейка, весы;
приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии.
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: масса, плотность, формулы данных физических величин;
физические приборы: рычажные весы; мензурка, линейка;
правила взвешивания на рычажных весах;
правила пользования измерительным цилиндром и мензурой;
Воспроизводить:
определение по плану: массу, плотность;
графики зависимости: массы от плотности вещества, массы и объема тела;
На уровне понимания
Применять:
решать комбинированные задачи.
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
решать задачи на определения плотности сплава состоящего из нескольких веществ;
использовать теоретические методы научного познания.
Блок 3. Силы в природе. (8 ч.)
Применять в нестандартных ситуациях:
СУМ: Сила. Сила тяжести. Явления тяготения. Сила упругости и сила трения. Сила трения покоя. Равнодействующая сила. Сложение сил.
Физическая природа небесных тел Солнечной системы (П.2434).
Л.Р. № 6 «Градуирование пружины и сложение сил».
Л.Р. № 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы давления (независимости от площади трущихся поверхностей)».
К.Р.№ 3 «Силы в природе».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: (см. приложение )
Предметные результаты обучения:
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: сила, формулы данных физических величин;
физические приборы: динамометр;
устройство и действие динамометра (по плану);
На уровне запоминания
Воспроизводить:
определение по плану: силы, силы тяжести, силы упругости, силы трения, вес тела;
На уровне понимания
векторный характер физической величины: силы;
силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
всемирное тяготение;
сила трения, сила тяжести, вес тела, сила упругости;
зависимость силы тяжести от массы тела;
возникновение силы упругости;
сила векторная величина; точка приложения силы; равнодействующая сила;
виды сил трения; роль трения в технике; смазка; закон Гука;
формулу F = mg, Fтр. = N, Fупр. = kx.
приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию;
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
различать понятия «масса» и «вес»;
градуировать пружину и измерять силу динамометром;
сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и в разные стороны;
различать виды трения, измерять трение скольжения, сравнивать виды трения;
решать задачи P = mg, F = mg, Fтр = mg, Fупр.= R x.
изображать графически силу;
рисовать схемы;
читать и строить графики: графики зависимости: силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления.
Применять в нестандартных ситуациях:
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
использовать теоретические методы научного познания.
4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (23 ч.)
Блок 1. Давление твердых тел. (2 ч.)
СУМ: Давление твердых тел. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. (П.3536).
Л.Р. № 8 «Измерение давления твердого тела на опору».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: (см. приложение)
Предметные результаты обучения:
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: давление, формулы данных физических величин;
На уровне запоминания
Воспроизводить:
определение по плану: давления.
физический смысл величины: давления;
На уровне понимания
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
решать задачи на применение формулы давления;
делать анализ способов увеличения или уменьшения давления;
пользоваться таблицей физических величин.
сравнивать давления различных тел;
сравнивать давление одинаковых тел с разными площадями поверхности.
Применять в стандартных ситуациях:Блок 2. Давление жидкостей и газов. (13 ч.)
СУМ: Давление газа. Закон Паскаля. Вес воздуха. Опыт Торричелли. Сообщающиеся сосуды. Изучение приборов: барометр анероид; манометры;
поршневой жидкостный насос; гидровлический пресс (П. 37 49).
К.Р. № 4 «Давление твердых тел, жидкости и газов».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: (см. приложение)
Предметные результаты обучения:
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: давление, объём, плотность, сила, формулы данных физических
На уровне запоминания
величин;
физические приборы: манометр, барометр;
принцип действия гидравлической машины;
значение нормального атмосферного давления.
Воспроизводить:
определение по плану: давления;
определения понятий: атмосферного давления;
формулы: давления жидкости на дно и стенки сосуда, соотношение между силами, действующими на поршень гидравлической
машины, и площадью поршней;
законы: закон Паскаля.
*** формулы соотношений работ малого и большого поршня гидравлической машины, её КПД.
Описывать:
1. опыт Торричелли.
физический смысл величины: давления;
причины возникновения давления газа; зависимость давления от объема и температуры;
как передаётся давление в жидкостях и газах; закон Паскаля;
возрастание давления с глубиной; одинаковость давления на одном уровне;
формулу зависимости давления в жидкостях и газах от глубины и высоты.
На уровне понимания
примеры сообщающихся, сосудов, устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла.
сравнивать давление газа в различных сосудах;
разъяснять закон Паскаля и передачу давления в жидкостях и газах;
применять формулу расчёта давления на глубине h; решать качественные задачи;
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
находить сообщающиеся сосуды в различных установках, объяснять расположение жидкости на одном уровне;
называть явления, подтверждающие существования атмосферного давления, вычислять атмосферное давление;
сравнивать атмосферное давление на различных высотах, делать его расчёт (в Паскалях), устройство и принцип действия барометраанероида;
применять манометры для измерения давления;
F ;
S
F
S
рассчитывать давление твёрдых тел, жидкостей и газов;
рассчитывать выигрыш в силе по формуле:
2
1
1
2
применять МКТ к объяснению давления, газа и закона Паскаля
Применять в нестандартных ситуациях:
соотношение между высотой неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах и их плотностью к решению задач;
«золотое правило» механики и формулы КПД к расчетам, связанным с работой гидравлической машины;
Метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Блок 3. Архимедова сила. Плавление тел. (8 ч.)
СУМ: Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Выяснение условий плавания тел. Водный транспорт.
Воздухоплавание (П. 50 54).
Л.Р. № 9 «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело».
Л.Р. № 10 «Выяснение условия плавания тела в жидкости».
К/р. № 5 «Архимедова сила. Плавление тел».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: (см. приложение)
Предметные результаты обучения:
физические величины и их условные обозначения: сила Архимеда, формулы данных физических величин;
На уровне запоминания
Воспроизводить:
определение по плану: сила Архимеда;
определения понятий: плавание тел, воздухоплавание;
формулы: выталкивающей силы;
законы: закон Архимеда, условия плавания тел.
Описывать:
2. опыт, доказывающий наличие выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело..
На уровне понимания
физический смысл величины: силы Архимеда;
зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела;условия, при которых тело тонет, всплывает и плавает;
условия плавания тел;
практическое применение условий плавания тел;
формулу архимедовой силы; условия плавания тел.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
объяснять возникновение выталкивающей силы;
рассчитывать архимедову силу, действующую на различные тела;
уметь по таблице плотности определять, будет тело плавать или тонут;
определять условия плавания тел опытным путем;
объяснять понятия «ватерлиния», «водоизмещение», «грузоподъемность»;
решать задачи на грузоподъёмность судов.
Применять в нестандартных ситуациях:
метод моделирования при построении дедуктивного вывода формул: выталкивающей силы;
исследование условия плавания тел.
Блок 1. «Механическая работа и мощность». (1 ч.)
5. Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)
СУМ: Механическая работа и мощность. Взаимосвязь между этими величинами (П. 5556).
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: (см. приложение)
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: работа, мощность, формулы данных физических величин;
Воспроизводить:
определение по плану: работу, мощность.
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
определять неизвестные величины, входящие в формулы: механической работы и мощности;
вычислять мощность, зная работу и время; переводить единицы мощности.
Применять в нестандартных ситуациях:
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты.
Блок 2. Простые механизмы. (7 ч.)СУМ: Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость); «Золотое правило механики»; КПД механизма; условия равновесия рычага.
(П.5765).
Л.Р. № 11 « Выяснение условий равновесия рычага».
Л.Р. № 12 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: ( см. приложение)
Предметные результаты обучения:
На уровне запоминания
простые механизмы; разновидности рычагов; правило равновесия рычага;
понятие момента силы; правило моментов; единица момента силы;
условие равновесия рычага; правило моментов;
подвижный и неподвижный блоки;
«Золотое правило механики» равенство работ;
полезная и полная работа; формула КПД;
формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости.
понятие момента силы;
условие равновесия рычага; правило моментов;
«Золотое правило механики» равенство работ;
полезная и полная работа; формула КПД.
На уровне понимания
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
вычислять выигрыш в силе при помощи рычага, приводить примеры применения рычагов в быту и технике;
используя правило моментов, уравновешивать рычаг;
решать задачи на правило моментов;
опытным путём определять равновесие рычага и правило моментов;
различать подвижные и неподвижные блоки;
чертить схемы блоков как рычагов;
рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока;
различать полезную и полную работу;
рассчитывать КПД различных механизмов
рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона.
планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты;
решать задачи на определения КПД простых механизмов;
использовать теоретические методы научного познания.
Применять в нестандартных ситуациях:
Блок 3. Потенциальная и кинетическая энергии. (4 ч.)
СУМ: Потенциальная и кинетическая энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой (П. 6668).
К/р. № 6 «Механическая работа и мощность. Энергия».
Личностные результаты обучения: (см. приложение)
Метапредметные результаты обучения: ( см. приложение)
Предметные результаты обучения:
понятие энергии; кинетическая и потенциальная энергии;
переход одного вида энергии в другой;
формулы для расчёта кинетической и потенциальной энергии.
На уровне запоминания
понятие энергии; зависимость энергии от массы, высоты, скорости и деформаций тела;
переход одного вида энергии в другой; закон сохранения механической энергии;
формулы для расчёта кинетической и потенциальной энергии.
На уровне понимания
Уметь:
Применять в стандартных ситуациях:
различать потенциальную и кинетическую энергии; приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией;
приводить примеры превращения одного вида энергии в другой и тел, обладающих одновременно обоими видами энергии.
Резерв. (2 ч.)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы:Глава
Введение
Первоначальные сведения
о строении вещества
Взаимодействие тел
Тема
1.Первичный инструктаж по ТБ.
Что изучает физика.Наблюдения и
опыты.
2.Физические величины.
Погрешность измерений.
3.Физика и техника.
4.Лабораторная работа№
1«Определение цены деления
измерительного прибора»
1.Строение вещества. Молекулы.
2.Лабораторная работа№ 2
« Измерение размеров малых тел»
3.Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах
4.Взаимное притяжение и
отталкивание молекул
5.Агрегатные состояния вещества.
Различия в строении веществ.
6.Сведения о веществе,,
повторительнообобщающий урок,
кратковременная Контрольная
работа №1 по теме
«Первоначальные сведения о
строении вещества»
1.Механическое движение.
Равномерное и неравномерное
Количеств
о часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В том числе
к/р
В том числе л/р
0
1
2
1
1
5движение.
2.Скорость. Единицы скорости.
3.Скорость. Единицы скорости.
4.Явление инерции. Решение задач.
5.Взаимодействие тел
6.Масса тела. Единицы массы.
Измерение массы
7.Лабораторн. работа № 3
«Измерение массы тела на
рычажных весах»
8.Лабораторная работа№ 4
«Измерение объема тел»
9.Плотность вещества.
10.Лабораторная работа№ 5
«Определение плотности твердого
тела»
11.Расчет массы и объема тела по
его плотности
12.Решение задач по теме:
«Механическое движение.
Плотность»
13.Контрольная работа №2
«Механическое движение.
Плотность»
14.Сила. Явление тяготения. Сила
тяжести.
15.Сила упругости. Закон Гука.
16.Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Давление твердых тел,
жидкостей и газов
17.Динамометр. Лабораторная
работа№ 6
«Градуирование пружины и
измерение сил динамометром»
18.Сложение двух сил,
направленных вдоль одной прямой.
19.Сила трения. Трение в природе
и технике.
20.Лабораторная работа №7
«Исследование зависимости силы
трения скольжения от силы
нормального давления»
21.Контрольная работа №3 по
теме «Силы в природе»
1.Давление. Единицы давления.
Способы изменения давления
2.Лабораторная работа №8
«Измерение давления твердого
тела на опору»
3.Давление газа.
4.Закон Паскаля.
5.Давление в жидкости и газе.
6.Расчет давления на дно и стенки
сосуда
7.Решение задач на расчет давления
8.Сообщающие сосуды
9.Вес воздуха. Атмосферное
давление
10.Измерение атмосферного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3давления. Опыт Торричелли
11.Барометранероид.
Атмосферное давление на
различных высотах.
12.Манометры.
13.Поршневой жидкостной насос.
14.Гидравлический пресс
15.Контрольная работа №4
,,Давление твердых тел, жидкостей
и газов,,
16.Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело.
17.Закон Архимеда.
18.Совершенствование навыков
расчета силы Архимеда
19.Лабораторная работа№ 9
,,Измерение выталкивающей
силы,действующей на погруженное
в жидкость тело,,
20.Плавание тел
21.Лабораторная работа№ 10
,,Выяснение условий плавания тел,,
22.Плавание судов, водный
транспорт. Воздухоплавание
23.Контрольная работа №5
,,Архимедова сила. Плавание тел,,
1.Механическая работа. Мощность.
2.Простые механизмы. Рычаг.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа и мощность.
1
2Энергия
Повторение
Равновесие сил на рычаге.
3.Момент силы. Рычаги в технике,
быту и природе
4.Лабораторная работа№ 11
«Выяснение условия равновесия
рычага»
5.Блоки. «Золотое» правило
механики
6.Коэффициент полезного
действия.
7.Решение задач на КПД простых
механизмов
8.Лабораторная работа№ 12
«Определение КПД при подъеме
тела по наклонной плоскости»
9.Энергия.
10.Совершенствование навыков
расчета энергии, работы и
мощности
11.Превращение энергии. Закон
сохранения энергии.
12.Контрольная работа №6
«Механическая работа и
мощность. Энергия.»
1. Повторение темы
Взаимодействие тел
2. Итоговое повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0