Рабочая программа по физике в соответствии с ФГОС для 7 класса темы "Первоначальные сведения о строении вещества"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение Стандартов II поколения для изучения предметной области "Физика" начнется в 2017-2018 учебном году. Педагоги-физики ведут интенсивную подготовку для реализации этого процесса: разрабатывают рабочие программы, составляют технологические карты уроков. Предлагаю такую работу по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" для 7 класса. Программа составлена по УМК Н,С. Пурышевой, Н.Е.Важеевской.
Иконка файла материала Рабочая программа по физике Леоненко Анна Николаевна.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ (фрагмент) Леоненко Анна Николаевна,  учитель физики высшей категории МАБОУ СОШ №1 г. Североуральска Свердловской области 12016г. Фрагмент рабочей программы по теме « Первоначальные сведения о строении вещества» Пояснительная записка к теме  «Первоначальные сведения о строении вещества» Фрагмент  рабочей программы  по физике составлен на основе Примерной программы основного общего образования по физике и  реализуется в учебниках Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика» для 7–9 классов линии «Вертикаль» издательства ООО «Дрофа» 2013 г.           В теме «Первоначальные сведения о строении вещества»  изучаются строение и свойства вещества. Цель данной темы – сформировать у учащихся представления о строении вещества, о характере  движения и взаимодействия частиц, из которых состоят вещества.  При изучении темы последовательно формируются   знания   основных   положений   молекулярно­кинетической   теории     строения   вещества   и   экспериментальных   фактов,   их   подтверждающих. Основой изучения материала является эксперимент – как демонстрационный, так и домашний. В процессе изучения темы   демонстрируется объяснительная роль физической теории: знания теории строения вещества применяются для объяснения некоторых свойств газов, жидкостей и твердых тел, формируются методологические знания  о роли наблюдений и научных гипотез  в становлении  теории, а также модельные представления.          В результате изучения темы  « Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)»  (Физика. 8 класс :  С. 3­28,  §1 ­7 ) учащиеся должны   на уровне запоминания: вещества. I уровень Развитие взглядов на строение вещества. Молекулы. Дискретное строение вещества. Масса и размеры молекул. Броуновское движение. Тепловое движение молекул и атомов. Диффузия. Связь температуры тела со скоростью теплового движения частиц Взаимодействие частиц вещества. Смачивание. Капиллярные явления. Модели твердого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно­кинетической теории строения вещества. II уровень Способы измерения размеров молекул. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна. Лабораторные опыты I уровень Наблюдение делимости вещества. Наблюдение явления диффузии в газах и жидкостях. Исследование зависимости скорости диффузии от температуры. 2Предметные результаты обучения На уровне запоминания I уровень Называть:  физическую величину и её условное обозначение: температура (t);  единицу этой величины: °С;  физические приборы: термометр;  порядок размеров и массы молекул; числа молекул в единице объема;  методы  изучения физических явлений: наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория, моделирование. Воспроизводить:  исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;  определения понятий: молекула, атом, диффузия;  основные положения молекулярно­кинетической теории строения вещества. Описывать:  явление диффузии;  характер движения молекул газов, жидкостей и твердых тел;  взаимодействие молекул вещества;  явление смачивания;  капиллярные явления;  строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. II уровень Воспроизводить:  примеры, позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема;  идею опыта Штерна. Описывать:  способы измерения массы и размеров молекул;  опыт Штерна; На уровне запоминания I уровень Приводить примеры: 3 явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми  существуют  промежутки; молекулы находятся в непрерывном  хаотическом движении; молекулы взаимодействуют между собой;  явлений ,в которых наблюдается смачивание и несмачивание; Объяснять:  результаты опытов ,доказывающих, что тела состоят из частиц, между которыми существуют промежутки;  результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении (броуновское движение, диффузия);  броуновское движение;  диффузию;  зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества, свойств твердых тел,  жидкостей и газов от их строения;  явления смачивания и капиллярности. II уровень Объяснять:  отличие средней скорости теплового движения молекул от средней скорости механического движения тела;  результаты  опыта Штерна;  зависимость высоты подъема жидкости в капилляре от её плотности и от диаметра капилляра. На уровне применения в типичных ситуациях I уровень Уметь:  измерять температуру и выражать её значение в градусах Цельсия;  обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;  применять полученные знания к решению качественных задач. II уровень Уметь:  применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту.. На уровне применения в нестандартных ситуациях I уровень Обобщать:   полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.. Сравнивать: 4 строение и  свойства газов, жидкостей и твердых тел. Уметь:  выполнять экспериментальные исследования, указанные в заданиях и параграфах  и в рабочей тетради (явление диффузии, зависимость  скорости диффузии от температуры, взаимодействие молекул, смачивание, капиллярные явления). Оценивать:  роль М.В.Ломоносова в развитии взглядов на строение вещества. Таблица тематического распределения количества часов: № п/п 1 Разделы, темы Первоначальные сведения о строении вещества 6 Авторская программа Количество часов Рабочая программа 6 Календарно ­ тематическое планирование уроков по теме: а Содержание учебного предмета, курса к о р у №   ы с а ч ы т а Д а к и н б е ч у   § 1. Развитие   взглядов   на строение   вещества. Молекулы 1 1,2,3 Характеристика учащегося по формированию универсальных учебных действий (I уровень) Содержание урока Взгляды древнегреческих мыслителей на   строение   вещества. Вклад М. В. Ломоносова   в развитие теории строения   вещества. Опыты   и   примеры,   Основные метапредметные  результаты обучения личностные,     предметные   и Предметные результаты: Называть:  порядок размеров и массы молекул; числа  молекул в единице объема;  методы  изучения физических явлений:  наблюдение, гипотеза, эксперимент, теория,  моделирование. Воспроизводить:  исторические сведения о развитии взглядов на  5 Инструменты формирования УУД Демонстраци и.  Опыты   по рисункам 1—4 учебника. Фотографии молекул органических соединений. Задания   из Виды деятельност и ученика Слушают учителя, проводят эксперименты ,   выдвигают предположен ия, проверяют их,   слушают различные мнениядоказывающие,   что тела   не   сплошные,   а состоят   из   частиц, между которыми имеются   промежутки. Молекула — наименьшая   частица вещества, сохраняющая его химические   свойства. Размеры   и   масса молекул.   Атом — наименьшая   частица не вещества, делящаяся при химических реакциях.       2. Движение   молекул. Диффузия. 1 4   Броуновское движение.   Характер движения   молекул. Средняя скорость движения   молекул. *Опыт   Штерна. Диффузия. Диффузия   в   газах, жидкостях и   рабочей   тетради и   электронного приложения одноклассник ов, оценивают их,   делают выводы строение вещества;   определения понятий: молекула, атом Приводить примеры:  явлений, подтверждающих, что: тела состоят из частиц, между которыми  существуют  промежутки; Объяснять:  результаты опытов ,доказывающих, что тела  состоят из частиц, между которыми существуют  промежутки; Личностные результаты:  Формирование   целостного   мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  Формирование   познавательных   интересов, интеллектуальных способностей  Воспитание   убежденности   в   возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники  Воспитание положительного отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры  Формирование   ценностного   отношения   друг   к другу, авторам открытий и изобретений Метапредметные результаты:  устанавливать   причинно­следственные   связи, строить логическое рассуждение  понимать различия между исходными фактами и гипотезами   для   их   объяснения,   теоретическими моделями и реальными объектами  Предметные результаты: Называть:  физическую величину и её условное обозначение: температура (t);  единицу этой величины: °С;  физические приборы: термометр; Воспроизводить:  определения понятий: диффузия 6 Демонстрации . Механическая модель броуновского движения. Диффузия   в газах и жидкостях. Модель   опыта   Обсуждают домашние эксперимент ы,   делают выводы, выполняют задания   в рабочей тетради, работают   сЭОР, находят доказательст ва   движения частиц   и   их проявления в   природе   и технике. телах. твердых   Зависимость скорости   диффузии   от температуры тела.  Средняя скорость   теплового движения   молекул   и температура тела. Описывать:  явление диффузии;  характер движения молекул газов, жидкостей и Штерна твердых тел; Приводить примеры:  явлений, что: молекулы   находятся   в   непрерывном   хаотическом движении;  Объяснять: подтверждающих,      результаты опытов, доказывающих, что молекулы находятся   в   непрерывном   хаотическом   движении (броуновское движение, диффузия);  броуновское движение;  диффузию;  зависимость: скорости диффузии от температуры вещества; скорости диффузии от агрегатного состояния вещества; Уметь:  применять   полученные   знания   к   объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту. Личностные результаты:  Формирование   целостного   мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  Формирование   познавательных   интересов, интеллектуальных способностей  Формирование основ экологической культуры  Формирование самостоятельности в  приобретении новых знаний Метапредметные результаты:  Овладение   универсальными   учебными действиями   на   примерах   гипотез   для   объяснения известных   фактов   и   экспериментальной   проверки выдвигаемых   гипотез,   разработки   теоретических моделей процессов или явлений;  Овладение   навыками   самостоятельного 73. Взаимодействие молекул 1 5 Силы межмолекулярного взаимодействия — короткодействующие. Притяжение   между молекулами. Межмолекулярное отталкивание. приобретения   новых   знаний,   умениями   предвидеть возможные результаты своих действий;  Формирование   умений   воспринимать,   информацию   в   соответствии   с перерабатывать   поставленными задачами;   Развитие умения выражать свои мысли; Формирование умений работать в группе с   выполнением   различных   социальных   ролей, представлять  и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметные результаты: Описывать:  взаимодействие молекул вещества; Приводить примеры:  явлений,   подтверждающих,   что:   молекулы взаимодействуют между собой; Объяснять:  зависимость: свойств твердых тел, жидкостей и газов от их строения; Уметь:  применять   полученные   знания   к   объяснению явлений, наблюдаемых в природе и быту. Личностные результаты:  Формирование самостоятельности в  приобретении новых знаний и практических умений    Формирование   мотивация   образовательной деятельности   на   основе   личностно­ориентированного подхода  Формирование   познавательных   интересов, интеллектуальных способностей  Формирование   ценностного   отношения   друг   к другу, результатам обучения к учителю Метапредметные результаты:    умения   выражать   свои   мысли   и способности   выслушивать   собеседника,   понимать   его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Развитие   8 Демонстрации .  Опыт   со свинцовыми цилиндрами Моделируют процесс взаимодейст вия   частиц вещества, работают   с ЭОР, решают задачи рабочей тетради, заполняют таблицу(раб отают с информацие й). в4. Смачивание. Капиллярные явления 1 6     и Смачивание несмачивание. Влияние   поверхности твердого   тела   и   рода жидкости   на   эти явления.   Смачивание в природе. Капиллярные явления. Зависимость   высоты подъема   жидкости   в капилляре   от   его диаметра   и   от плотности   жидкости (качественно). Капиллярные   явления в природе. Анализировать   и   перерабатывать   полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами Предметные результаты: Описывать:  явление смачивания;  капиллярные явления; Приводить примеры:  явлений,   в   которых   наблюдается   смачивание   и несмачивание; Приводить примеры:  явлений,   в   которых   наблюдается   смачивание   и несмачивание; Объяснять:  явления смачивания и капиллярности. Уметь: применять полученные знания к объяснению  Опыты, Демонстрации .    в которых наблюдаются явления смачивания   и несмачивания. Опыты капиллярными трубками разного диаметра   и   с разными жидкостями с   Работают     в группах, демонстриру ют домашние эксперимент ы   по   теме урока, обсуждают и объясняют полученные результаты.  явлений, наблюдаемых в природе и быту. Личностные результаты:  Формирование   самостоятельности   в приобретении новых практических умений  Формирование   познавательных   интересов, интеллектуальных способностей  Формирование   готовности   и   способности   к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  Формирование   убежденности   в   возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники  Формирование готовности к выбору жизненного пути   в   соответствии   с   собственными   интересами   и возможностями Метапредметные результаты: Развитие умения выражать свои мысли и способности   выслушивать   собеседника,   понимать   его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;  9 Выделять содержание прочитанного   текста,   находить   в   нем   ответы   на поставленные вопросы и излагать его основное     5.   Строение газов, жидкостей и твердых тел 1 7   Агрегатные состояния   Свойства вещества. твердых тел, жидкостей   и   газов. Объяснение   свойств твердых тел, жидкостей   и   газов   на основе   молекулярно­ кинетической   теории строения вещества.   Предметные результаты: Описывать:  строение и свойства газов, жидкостей и твердых  тел. Уметь:   обобщать   на   эмпирическом   уровне   результаты наблюдаемых   экспериментов   и   строить   индуктивные выводы;  применять   полученные   знания   к   решению качественных задач.  применять полученные знания к объяснению  явлений, наблюдаемых в природе и быту.  выполнять   экспериментальные   исследования, указанные в заданиях и параграфах  и в рабочей тетради  Сравнивать:  строение и  свойства газов, жидкостей и твердых   Демонстрации .  Упругость твердых тел, плохая сжимаемость жидкостей, хорошая сжимаемость газов.   Модели кристаллических решеток Проводят опыты, демонстриру ющие свойства тел в   различных агрегатных состояниях, обсуждают и объясняют полученные результаты. Решают задачи. тел. Личностные результаты:  Формирование   готовности   и   способности   к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию   Формирование самостоятельности в       Формирование     и   перерабатывать приобретении новых знаний Метапредметные результаты:  воспринимать, умений анализировать   полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять   основное   содержание   прочитанного   текста, находить   в   нем   ответы   на   поставленные   вопросы   и излагать его;   Развитие монологической и диалогической речи; Формирование   умений   работать   в   группе   с 1 0Учащиеся работают   в группах, выполняют задания ,требующие систематиза ции и обобщения изученного материала, решают эвристическ ие задачи.   6.   Обобщение повторение темы и 1   и Повторение обобщение   знаний   по теме «Первоначальные ведения   о   строении вещества» выполнением различных социальных ролей, представлять и   отстаивать   свои   взгляды   и   убеждения,   вести дискуссию. Предметные результаты: Уметь:  обобщать   на   эмпирическом   уровне   результаты наблюдаемых   экспериментов   и   строить   индуктивные выводы;  применять   полученные   знания   к   решению качественных задач. Обобщать:    полученные   при   изучении   темы   знания, представлять их в структурированном виде. Оценивать :  роль   М.В.Ломоносова   в   развитии   взглядов   на строение вещества. Личностные результаты:  Формирование готовности и способности к   самостоятельной   деятельности   по   использования приобретенных знаний  и умений как на практике, так и в повседневной жизни;  Формирование  ценностного  отношения  к результатам обучения Метапредметные результаты:  Приобретение   опыта   самостоятельного   поиска, анализа   и   отбора   информации   с   использованием различных   источников   и   новых   информационных технологий для решения познавательных задач;  способности выслушивать собеседника;  Формирование   умений   работать   в   группе, представлять   и   отстаивать   свои   взгляды   и   убеждения, вести дискуссию. Развитие   умения   выражать   свои   мысли   и  Освоение   приемов   действий   в   нестандартных   овладение   эвристическими   методами ситуациях, решения проблем 1 11 2