Содержание работы с юными футболистами на всем многолетнем протяжении определяется тремя факторами: спецификой игры в футбол, модельными требованиями квалифицированных футболистов возрастными особенностями и возможностями футболистов 9-12 лет.
Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция тренировки — «обучающая» и конечная цель процесса — подготовка юных футболистов.
Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки футболистов, дифференцированный по годам обучения; с учетом основных компонентов подготовки: физической (специальной), технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической; проведение практических и теоретических занятий.Рабочая программа по футболу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №18 им. Б. Б. Городовикова»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Директор МОБУ «СОШ№18»
______________ В. А. Бембеева ______________ Н. Н. Цебекова
«___» ____________2016 год «___» ____________2016 год
Тематическое планирование секции спортивных игр
«Футбол» для учащихся
МБОУ «СОШ №18 им. Б. Б. Городовикова»
(20162017 учебный год)
Руководитель : учитель физической культуры
Сангаджиев В. Б.
Элиста 2016СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «Футбол»
Практический раздел программы реализуется на учебнотренировочных и методикопрактических
занятиях в учебных группах.
Учебнотренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и
методических умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и
физической подготовки учащихся.
Практические занятия помогают приобрести опыт творческой практической деятельности, развивают
самостоятельность в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства,
повышают уровень функциональных и двигательных способностей, направленно формируют качества
и свойства личности. Практический раздел включает в себя подразделы: общей физической
подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), технической и тактической
подготовки. Курс практических занятий дается в виде тренировочных заданий по видам подготовки.
Распределение учебных часов на освоение практического раздела программы по видам
подготовки на первый и второй год обучения
№
Разделы подготовки
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Гигиенические знания
Основы знаний о футболе
ОФП и СПФ
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
2
4
2
28
30
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
28
30
Участие в соревнованиях
Выполнение контрольных
нормативов
Всего часов
Вид
активности
учащегося
Теоретические
занятия
Теоретические
занятия
Теоретические
занятия
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
6
6
136
Форма
контроля
Техника
исполнения
Техника
исполнения
Сдача
нормативов
Техника
исполненияСекция «Футбола»
Программа секции «Футбол» предназначена: учащимся МБОУ «СОШ № 18 им. Б. Б,
Городовикова», проживающих в г. Элисте Республики Калмыкия
Количество обучаемых в секции — 15 человек. В секцию «Футбола» допущены учащиеся
основной группы, прошедшие медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющие допуск к
занятиям в секции спортивных игр «Футбол».
Учебная программа предназначена для проведения учебнотренировочного процесса с учащимися
секции «Футбола».
Цель программы – улучшение качества и повышение эффективности учебнотренировочного
процесса.
Курс футбола призван обеспечить необходимый уровень знаний по теории и методике данного вида
спорта, а также развить необходимые ученику в его будущей учебной и профессиональной
деятельности качества и навыки (силу, быстроту реакции, концентрацию внимания, общую и
скоростносиловую выносливость).
Курс практических занятий дается в виде тренировочных заданий по видам подготовки.
На практических занятиях учащиеся осваивают упражнения по общей и специальной физической
подготовке, овладевают техникой выполнения упражнений. А также получают знания по тактике
игры. Самостоятельная работа включает в себя изучение и реферирование литературы по
специальным вопросам, работу над освоением техники выполнения упражнений.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы:
Футбол – одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Коллективный
характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально
волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику,
взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Современный футбол являет собой яркое зрелище, в котором органично соединяются высокое
исполнительское мастерство футболистов и бескомпромиссные «мужские» единоборства на каждом участке
футбольного поля, физическое совершенство игроков и радость, горечь, боль многих миллионов болельщиков.
Элементы футбола, благодаря разнообразным проявлениям физических качеств, тактического мышления,
часто используются в других видах спорта (и не только в игровых) как дополнительное средство подготовки.
Футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.
Цель занятий:
формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культурой и спортом, популяризация игры в футбол среди учащихся школы,
пропаганда ЗОЖ.
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
теоретическое и практическое обучение игре в футбол;
обучение учащихся жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
формирование сборной команды школы по футболу, приобретение
Необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности
выступлении на городских и республиканских соревнованиях.
Задача занятий:
выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в футбол;
участвовать в спартакиаде школы и в республиканских соревнованиях по футболу;
развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту
движений, скоростносиловые качества, выносливость.
воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю,дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои
физические и духовные силы,
воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность,
настойчивость;
учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в
себе, а иногда и боязнь.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих:
Программа основана на примерной программе по футболу для спортивных школ. Произведен пересмотр
часов на учебнотренировочный этап в связи с конкретными условиями образовательного учреждения
Место и время проведения занятий:
Занятия секции спортивных игр «Футбол» проводятся в ГСК «Восточный» (осень, весна) и
спортивном зале МБОУ «СОШ № 18»: 2 раза в неделю, 2 академических часа (по 45мин.)
I четверть, II четверть: среда – 13 30 – 1500 , пятница – 13 30 – 1500 ;
III четверть IV четверть: понедельник – 13 40 – 1510 , четверг – 13 40 – 1510 ;
Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:
Содержание программы связано с уроками физической культуры.
Нормативно-правовая база
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании РФ»;
Закон «О физической культуре и спорте в РФ»;
«Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования
детей»;
«Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ».
Методическое обеспечение реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 111 классов
Раздел 3. ХХ1 классы.
Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры.
Программный материал по спортивным играм (ХХ1 классы)
Часть11. Внеклассная работа. Спортивные секции. Футбол.
(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).
Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).
2. Тематическое планирование уроков физической культуры по разделу учебной программы: «Футбол» для
учащихся 24 классов МБОУ «СОШ № 18» на 2016 2017 учебный год, учитель физической культуры
Сангаджиев В. Б.
3. Тематическое планирование секции спортивных игр: «Футбол» для учащихся МБОУ «СОШ № 18» на 2016
2017 уч. год, руководитель спортивной секции Сангаджиев В.Б.
4.Поурочная программа подготовки юных футболистов 69 лет. / Годик М.А., Мосягин С.М, Швыков И.А.,
М.: Граница, 2008 – 272 с.
5. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
6. Дэнни Милке. Футбол. Основы игры. 2007 г.
7.Футбол. Правила игры. – М.: Терра Спорт, 2004 г.
8. Андреев, С.Н. Минифутбол: метод. пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. – Липецк: Арес, 2004.
Механизм реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
Деятельность по реализации программы осуществляет преподаватель по физической культуре: МБОУ «СОШ
№ 18» Сангаджиев В.Б., текущий контроль завуч по внеклассной работе МБОУ «СОШ № 18»: Бембеева В.А.
Обеспечение санитарно гигиенических норм осуществляет медицинский работник МОБУ «СОШ № 18»
Альчинова Т.У.
Условия реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
Материальнотехнические условия:
обеспечение учебнонаглядными пособиями по футболу, пополнение материальной базы футбольными
мячами, сетками для ворот, конусами и др. инвентарём.
Педагогические условия:учёт индивидуальных и возрастных особенностей школьников в использовании форм, средств и способов
реализации программы секции спортигр «Футбол»;
соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
наличие необходимой документации:
программы деятельности спортивной секции;
тематического планирования секции спортивных игр «Футбол».
Срок реализации программы – 2 года.
Всего – 136 часов
Продолжительность занятий по годам:
Первый год 68 часов
Второй год 68 часов
Ожидаемые результаты работы:
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства.
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в футбол.
3.Участие во внутришкольных соревнованиях по футболу, формирование сборной команды школы
для участия в городском первенстве среди учащихся г. Элиста по футболу.
4.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности
выступления на ответственных соревнованиях.
5.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от
правонарушений.
7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
Условия реализации программы секции спортивных игр «Футбол»:
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе распределения
объёмов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение объёмов компонентов
учебнотренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы отдельно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «Футбол»
Практический раздел программы реализуется на учебнотренировочных и методикопрактических
занятиях в учебных группах. Учебно
тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических
умений, на применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и физической
подготовки учащихся.
Практические занятия помогают приобрести опыт творческой практической деятельности, развивают
самостоятельность в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства,
повышают уровень функциональных и двигательных способностей, направленно формируют качества
и свойства личности. Практический раздел включает в себя подразделы: общей физической
подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), технической и тактической
подготовки. Курс практических занятий дается в виде тренировочных заданий по видам подготовки.
Общая физическая подготовка:
гимнастические упражнения;
упражнения для мышц туловища;
упражнения для мышц ног, таза;
акробатические упражнения;
легкоатлетические упражнения;
подвижные игры;
спортивные игры.
Специальная физическая подготовка:
упражнения для развития навыков быстроты обманных действий;
подвижные игры;
упражнения для развития скорости и выносливости;
упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча; упражнения для развития качеств, необходимых при ударе по воротам;
упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении отбора мяча.
Техника и тактика игры:
техника нападения действия без мяча: правильное расположение на футбольном поле “открывание”; выбор
момента и способа передвижения;
действия с мячом: приём и передача мяча; удары по воротам применение различных видов обводки;
техника защиты действия без мяча: выбор позиции по отношению опекаемого игрока “закрывание;
действия с мячом: выбор момента и способа действия (удар или остановка);
тактика нападения: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия;
тактика защиты: индивидуальные действия; групповые действия; командные действия.
Выполнение контрольных нормативов:
контрольные упражнения по ОФП
контрольные упражнения по СФП
Нормативно-правовая база
Гражданский кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «О физической культуре и спорте в РФ»;
«Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования
детей»;
«Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ»;
Материальнотехнические условия:
Для проведения занятий в секции «Футбола» необходимо иметь следующее оборудование и
инвентарь:
1. Переносные ворота
2 штуки.
10 штук.
6 пролётов.
2. Стойки
3. Гимнастическая стенка
4. Гимнастические скамейки 4 штуки
5 штук.
5. Гимнастические маты
6. Скакалки
15 штук.
7. Мячи набивные
67 штук.
8. Гантели различной массы 10 штук.
9. Мячи футбольные
10. Рулетка
15 штук
1 штука.
Учебнотематический план дополнительной образовательной программы.
№ Содержание занятий
1. Теоретические знания
Гигиенические знания и
навыки
Правила игры в футбол
ОФП и СФП
2. Практические знания
ОФП
СФП
Техническая подготовка
Сент Окт Нояб Дек Янв Февр Март Апрель Май Колво
часов
1
1
1
2
3
2
1
1
3
3
3
1
3
4
3
1
3
3
3
1
3
3
3
2
3
2
3
3
3
2
4
2
28
30
28
4
4
4
5
4
53.
Тактическая подготовка
Соревнования
Участие в соревнованиях
Выполнение контрольных
нормативов
Всего часов
3
2
3
2
3
3
3
2
3
2
4
4
2
4
2
30
6
6
136
Методические рекомендации преподавателю.
Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и
формирование специальных умений и навыков, которыми учащийся должен овладеть. Освоение
двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими
осуществляется автоматически.
В процессе обучения важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической
точки зрения, но и умение применять их. Вначале технику изучают раздельно по приемам. В процессе
формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствует
тот или иной этап обучения.
Выделяют три стадии:
формирование начального умения, овладение основами движения, его структурой;
уточнение системы движений;
совершенствование навыка.
Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно
переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе
формирования двигательных навыков. Успех обучения и его длительность находятся
в прямой зависимости от построения процесса обучения. Основой его являются закономерности
педагогического процесса.
В секцию минифутбола принимаются все желающие, имеющие допуск врача к занятиям по
физической культуре (основная группа).
Литература.
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об организации процесса физического
воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального
образования» от 01.12.99№1025;
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80
ФЗ;
3. Физическая культура. Примерная учебная программа для средних учебных заведений. М.,2
4.Верхошанский Ю.В. – Основы физической подготовки спортсменов. – М.: ФИС, 1988.5. Ильинич В.И. – Профессиональноприкладная физическая подготовка студентов ВУЗов./ Науч.,
методич. и орг. основы/ М.: «Высшая школа», 1978.
6. ТерОванесян А.А. Педагогические основы физического воспитания, ФИС, 1987.
7.Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
8.Дэнни Милке. Футбол. Основы игры. 2007 г.
9.Футбол. Правила игры. – М.: Терра Спорт, 2004 г.
10.Банников С.Е., Минязев Р.И., Босоногов А.Г., Стаин Н.А. ФУТБОЛ. Учебнометодическое
пособие. Екатеринбург, 2006.
11.Андреев, С.Н. Минифутбол: метод. пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. – Липецк: Арес, 2004.
12. Шулятьев В. М. Физическая культура. Уч. Пособие. Москва: РУДН, 2009 г.
13. Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов.
Методическое пособие. Москва, 2008 г.