Рабочая программа по географии. 6 класс. Коррекционная школа.
Оценка 4.7

Рабочая программа по географии. 6 класс. Коррекционная школа.

Оценка 4.7
Документация
doc
география
6 кл
04.03.2018
Рабочая программа по географии. 6 класс. Коррекционная школа.
Рабочая программа по географии для 6 класса для детей с интеллектуальными нарушениями легкой степени в соответствии с программой для коррекционной школы под редакцией Воронцовой и учебником "География, 6 класс" Т.М.Лифановой. Рабочая программа по географии имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
6в.doc

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии адресована и разработана для ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6 класс по программе VIII вида.

Особенность по отношению к ФКГОС ООО и СОО: рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса составлена на основе Приказа МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Обоснованность. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания учащихся. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в рабочую программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Образовательная область. География, интегрирующая в своем содержании как естественно-научные, так и гуманитарные социально-экономические знания, является предметом естественно-гуманитарным. Но долгое время в базисном учебном плане школы этот предмет находился вместе с физикой, химией и биологией в естественно-научном блоке «Естествознание». С некоторого времени, учитывая тенденцию к увеличению социально-экономической составляющей содержания географического образования, а также желание многих (как географов, так и не географов) сделать географию более человечной, она была переведена в блок гуманитарных предметов, где оказалась вместе с историей, обществоведением и экономикой.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.

Принцип отбора материала и структура программы. География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 6 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

 Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем по­степенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способ­ствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В 6 классе ("Начальный курс физической географии") учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах совей местности. В новый вариант программы 6 класса введены темы "Явления природы" (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), "Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне", "Планеты", "Освоение космоса", изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволит своевременно начать формирование элементарны географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с детским церебральным параличом (ДЦП). Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возмож­ностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: они учатся анализировать, сравнивать изу­чаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зави­симости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображе­ние учащихся. Систематическая словарная работа на уроках геогра­фии расширяет лексический запас учащихся  помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Предполагаемые результаты:

К концу учебного года учащиеся должны: 
1. Знать:

- что изучает география; 

- горизонт, линию и стороны горизонта;

-  основные формы земной поверхности; 

-  виды водоемов, их различия; 

-  меры по охране воды от загрязнений; 

-  правила поведения в природе; 

-  отличие плана от рисунка и географической карты; 

-  масштаб, его обозначение; 

-  основные направления на плане, географической карте; 

-  условные цвета и знаки географической карты; 

-  распределение суши и воды на Земле; 

-  материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

-   Солнце, как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; 

-  Кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

-   Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; 

-  Различия в нагревании и освещении Солнцем земной поверхности; 

-  Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; 

-  Основные типы климатов; Географическое положение нашей страны на земном шаре. 

2. уметь:

-  определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; 

-  выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; 

-  делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; 

-  читать планы местности (для начальных классов массовой школы); 

-  ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

-   читать географическую карту; 

-  составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; 

-  показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

-  выполнять задания, предложенные учителем.

 

 

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:      

1.      Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ №03-126 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4.      Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03-1263).

5.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию и реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

6.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

7.       Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.

8.      Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка.

9.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.- 224 с.

10.  Учебного плана ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2015-2016 учебный год.           

Основной целью изучения географии в 6 классе является формирование у учащихся с ОВЗ элементарных географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний. 

Исходя из цели вытекает ряд задач:

· Сформировать понятие о «географии», как науке, изучающей природу земли, население и его хозяйственную деятельность; 

· Сформировать понятия: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, формы поверхности земли, виды водоемов, масштаб, план, условные знаки плана местности, географическая карта, условные цвета и знаки географической карты, суша, материки, океаны, Солнце, звезда, планеты, Земля, климат, климатические пояса и др.; 

· Сформировать основные географические представления о рельефе Земли, Солнечной системе, распределении суши и воды на Земле, материках и океанах, распределении света и тепла на земном шаре; 

· Сформировать умения: определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам; выявлять на месте особенности рельефа; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты; 

· Развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;

· Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, эстетические и патриотические чувства;

· Активизировать познавательную деятельность учащихся. 

Основные технологии:

-                   технология развивающего обучения;

-                   технология проблемного обучения;

-                   игровая технология;

-                   здоровьесберегающие технологии;

-                   технология разноуровневого обучения;

-                   коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

-                   информационные технологии.

Формы и методы обучения. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно - репродуктивный, проблемно - ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, а также экскурсии и выполнение практических работ.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, работы с контурными картами.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Логические связи предмета с остальными предметами. Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, СБО и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явле­ниями окружающей действительности» и «Природоведение».

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 

География, интегрирующая в своем содержании как естественно-научные, так и гуманитарные социально-экономические знания, является предметом естественно-гуманитарным. Но долгое время в базисном учебном плане школы этот предмет находился вместе с физикой, химией и биологией в естественно-научном блоке «Естествознание». С некоторого времени, учитывая тенденцию к увеличению социально-экономической составляющей содержания географического образования, а также желание многих (как географов, так и не географов) сделать географию более человечной, она была переведена в блок гуманитарных предметов, где оказалась вместе с историей, обществоведением и экономикой.

Начальный курс физической географии изучается в течении 2015-2016 учебного года в 6в классе. Рабочая программа в соответствии с Учебным планом ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата рассчитана на 34 учебных недель (в соответствии с расписанием)

6в класс – 2 часа в неделю – 68 часов в год.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

 

Содержание тем учебного курса

 

«Начальный курс физической географии»

 6 «В» класс – 68 часов

 

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля

Введение

4

География — наука о природе Земли, населении и его хозяй­ственной деятельности.

Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. При­знаки времен года.

Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосто­рожности.

Географические сведения о своей местности и труде населе­ния.

 

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географичес­ких представлений, проверки знаний, умений и навыков, получен­ных в 1—5 классах.

 

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1 — 5 классы. Знакомство с новым учебником.

 

 

Ориентирование на местности

5

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солн­цу, компасу, местным признакам и природным объектам.

 

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основ­ных направлениях.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы;

 

Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта.                           <
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и
компасу.                                            ]
Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам

Устный и письменный опрос

Формы поверхности Земли

 

5

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Предметы и явления неживой природы (естествознание). Образование гор (природоведение).

 

Работа с пластилином, природным материалом (руч­ной труд).

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы; работа с картами

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина рав­нины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вул­кана в разрезе.

Показ на физической карте России форм поверхности (не да­вая точных названий равнин, гор и т. п.). Устный и письменный опрос

Вода на Земле

 

11

Вода на Земле.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, ее части. Горные и равнинные реки.

Использование рек.

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изоб­разительная деятельность).

 

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (руч­ной труд). Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы; работа с картами

 

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов:

растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, разли­чении берегов и других ее частей.

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

Устный и письменный опрос контрольная работа, обобщение

План и карта

 

10

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на кар­те. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, ре­ки, каналы и т. д.).

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

 

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных зна­ков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответ­ствующих иллюстраций.

Изготовление топографического лото.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы; работа с картами

Практические работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и кон­турной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изобра­жение их на плане (чертеже) в масштабе.

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

Устный и письменный опрос

Земной шар

 

 

17

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Ос­воение космоса.

Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полю­са. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий.

Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изобра­жение их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятель­ность).

Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков. Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы; работа с картами

 

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; пер­вых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещен­ности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого Цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответ­ствующим поясам освещенности.

Устный и письменный опрос

Карта России

16

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос­сии. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, пло­скогорья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа).

Работа с контурными картами.

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

Реки: Лена, Амур.

Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.

Работа с контурными картами.

Наш край на карте России.

Повторение начального курса физической географии

Работа с текстом и иллюстрациями учебника; работа в тетради, ответы на вопросы; работа с картами атласа и контурными картами

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на кон­турную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при­крепление их к магнитной карте.

Устный и письменный опрос, контрольное тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по географии в 6 «В» классе

 

 

№ п/п

Да-та

Тема урока

Элементы содержания

Деятельность учащихся

Материалы к уроку, ИКТ

Введение

1

 

Что изучает география?

География как наука

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 клас­сы. Знакомство с новым учебником.

Ученики, рабочие принадлежности

2

 

Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды

Изменения высоты Солнца в разное время года и в течении суток

Работа с рисунками учебника, текстом учебника. Работа по вопросам, в тетради

Иллюстрации учебника, глобус, слова, задание на доске

3

 

Явления природы

Ветер, шторм, ураганы, гроза

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа  в тетради, работа с дидактическим материалом, ответы на вопросы

Видеофрагмент, иллюстрации, слова, геолото

4

 

Географичес-кие сведения о своей местности и труде населения

Общие сведения о Республике Башкортостан, о месте проживания каждого ученика

Беседа, рассказы учащихся

Презентация, слайды, фотооткрытки о Республике Башкортостан

Ориентирование на местности

5

 

Горизонт. Линия горизонта

Горизонт. Линия горизонта

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа  в тетради: зарисовка линии, сторон горизонта, ответы на вопросы

 

Дидактический материал, наглядность, слова,

6

 

Стороны горизонта

Основные и промежуточные стороны горизонта

7

 

Компас и правила пользования им. Практическая работа 1. «Определение сторон горизонта»

Компас

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа  в тетради: схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным при­знакам (на экскурсии или в уголке ориентирования). Ответы на вопросы

Компас, слова, наглядность

8

 

Ориентирова-ние по местным признакам природы

Ориентирование по звездам, по муравейникам, деревьям и другим природным признакам

Работа с рисунками, с учебником, упражнения в определении сторон горизонта по местным природным признакам, зарисовка одного местного признака

Иллюстрации местных признаков природы

9

 

Обобщающее повторение по темам «Введение» и «Ориентирование на местности»

Темы разделов

Беседа, работа по рисункам, задания по карточкам, устный опрос, задания у доски

Карточки, задания на доске, иллюстрации

Формы поверхности Земли

10

 

Равнины, холмы. Практическая работа 2. «Холм»

Равнина, строение холма, низменности, возвышенности, плоскогорья

Работа с учебником, с картой, работа  в тетради: моделирование из сырого песка, глины или пластилина равни­ны, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулка­на в разрезе.

Ответы на вопросы

Дидактический материал, наглядность, слова, карта-приложение к учебнику

11

 

Овраги, их образование

Овраг, строение оврага, образование оврага, меры  защиты от оврагов

12

 

 

Горы.

Горы, горные хребты, горные долины, классификация гор, землетрясения, магма, строение вулкана

Работа с картой: показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.) Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа  в тетради

Дидактический материал, наглядность, слова, макет вулкана, горы, горного хребта, видеофрагмент, слайды

13

 

Землетрясения. Извержения вулканов. Практическая работа 3. «Вулканы»

14

 

Обобщающее повторение по теме «Формы поверхности Земли»

Темы раздела

Беседа, работа по рисункам, задания по карточкам, устный опрос, задания у доски

Карточки, задания на доске, иллюстрации

Вода на Земле

15

 

Вода в природе

Повторение из курса природоведения вода в природе, водные объекты, три состояния воды,  круговорот воды в природе

Ответы на вопросы, беседа, работа в тетради, работа по анимационному слайду

Слайды, иллюстрации водных объектов, анимационный слайд

16

 

Родник, его образование. Практическая работа 4. «Моделирова-ние реки, озера»

Водопроницаемые и водонепроницаемый горные породы, родник, водопровод

Работа с учебником, работа  в тетради, ответы на вопросы. Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, по­луострова или изготовление макетов.

 

Дидактический материал, наглядность, слова,

17

 

Колодец, водопровод

Значение колодца, водопровода, понятие водопровод, строение колодца и водопровода

Работа с текстом и рисунками учебника, зарисовка колодца/водопровода по выбору ученика, ответы на вопросы

иллюстрации

18

 

Части реки. Равнинные и горные реки. Практическая работа 5. «Определение направления течения реки»

Река, части реки, горные и равнинные реки, ледник, половодье

Работа с учебником, работа  в тетради: зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Упражнения в определении направления течения реки, разли­чение берегов и других ее частей.

Дидактический материал, наглядность, слова, схема

19

 

Как люди используют реки

Орошение полей, ГЭС, водохранилище, каналы, значение рек

Зарисовка схемы «Использование рек», работа с рисунками и текстом учебника, рассказы учащихся

Схема на доске, видеофрагмент, слайды, рисунки учебника

 

20

 

Озера. Водохранили-ща. Пруды

Озеро, пруд

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа  в тетради, ответы на вопросы

Дидактический материал, наглядность, слова, карта, дополнительная информация

21

 

Болота, их осушение

Понятие болота, образование болота, значение болота

22

 

Океаны и моря. Практическая работа 6. «Нанесение на к.к. океанов и морей»

Море, окраинные и внутренние моря, цунами

23

 

Острова и полуострова

Остров, полуостров, залив, пролив, материк

Работа со схемой, картой, практические задания по карте и иллюстрациям

Иллюстрации, слайды, слова

24

 

Водоемы в вашей местности

Водные объекты Республики Башкортостан

Работа с учебником, с картой: показ на физической карте России различных водоемов (не тре­буются знания конкретных названий рек, озер и т.п.); работа  в тетради, ответы на вопросы

Иллюстрации и слайды, видеофрагменты водоемов РБ, атлас РБ для начальной школы

25

 

Обобщающее повторение по теме «Вода на Земле»

Темы раздела

Беседа, работа по рисункам, задания по карточкам, устный опрос, задания у доски

Карточки, задания на доске, иллюстрации

План и карта

26

 

Рисунок и план предмета

Аэросъемка, план, значение плана

Работа с иллюстрациями учебника, фотографиями объекта и аэрофотосъемки объекта

Дидактический материал, наглядность, слова, карта

27

 

План и масштаб. Практическая работа 7.  «Определение масштаба»

План и масштаб, виды масштаба

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

  Упражнения в умении обозначать направления на плане и кон­турной карте.

   Упражнения в измерении расстояний на местности и изображе­ние их на плане (чертеже) в масштабе.

28

 

План класса. Практическая работа  8.

Составление плана класса

29

 

План школьного участка. Практическая работа 9. «Вычерчивание плана» 

Схема школьного участка

   Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

30

 

Условные знаки плана местности

Картографы, условные знаки - термины,  условные знаки плана местности

Зарисовка условных знаков, чтение по ним, составление рассказа

Условные знаки, задание на доске,

31

 

План и географичес-кая карта. Практическая работа 10. «Чтение плана»

Географическая карта, виды

Работа с учебником, с картой: чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

Дидактический материал, наглядность, слова, карта

32

 

Условные цвета физической карты

Физическая карта. Условные цвета и знаки карты

Работа с учебником, с картой, работа в тетрадях: зарисовка и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соот­ветствующих иллюстраций.

Дидактический материал, наглядность, слова, физическая карта

33

 

Условные знаки физической карты. Практическая работа 11. «Условные знаки» 

34

 

Физическая карта России. Значение географичес-кой карта в жизни и деятельности людей

Значение карты, способы работы

Работа с физической картой России

Физическая карта России.

35

 

Обобщающее повторение по теме «План и карта»

Темы раздела

Беседа, работа по рисункам, задания по карточкам, устный опрос, задания у доски

Карточки, задания на доске, иллюстрации

Земной шар

36

 

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

Космос, атмосфера, солнечная система, астрономия, планеты

Словарная работа, работа с иллюстрациями

Иллюстрации, слайды, слова

37

 

Планеты

Планеты

 Работа с учебником, в тетради, ответы на вопросы

наглядность, слова,

38

 

Земля – планета. Доказательства шарообразно-сти Земли. Освоение  космоса (комбинирован-

 

Земная ось, Советский Союз, первый космонавт

Работа с учебником, с иллюстрациями, в тетради, ответы на вопросы

Видеофрагмент, презентация, рисунки учебника

39

 

Глобус – модель земного шара. Практическая работа 12. «Изготовление модели земного шара»

Глобус, земная ось, полюса

Работа с учебником, в тетради, ответы на вопросы, работа с глобусом. Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Глобус, наглядность, слова,

40

 

Физическая карта полушарий

Знакомство с физической картой полушарий, изучение легенды

Работа с картой, ответы на вопросы, беседа, устные задания, показ по карте

Физическая карта полушарий

41

 

Распределение воды и суши на Земле. Практическая работа 13.  

Материки, части света

Оформление таблицы названий океанов и материков.

 

Дидактический материал, наглядность, карта полушарий, глобус

42

 

Океаны на глобусе и карте полушарий

Схема Мирового океана, краткая характеристика океанов

Работа с глобусом, картой, схемой, рисунками

Физическая карта полушарий, глобус,

43

 

Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая работа 14. «Обозначение на к.к материков»

Материки (перечисление)

Работа с учебником, в тетради, ответы на вопросы, работа по карте: Обозначение на контурной карте материков; первых кругосветных путешествий.

Контурная карта, глобус, физическая карта полушарий

44

 

Первые кругосветные путешествия

Кругосветные путешествия Ф.Магеллана, И.Ф.Крузенштерна

Работа с текстом учебника, вопросы, работа со схемой маршрутов

Маршруты кругосветных путешествий, портреты Ф.Магеллана, И.Ф.Крузенштерна

45

 

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

Жаркий, умеренный, холодный пояса

Работа с учебником, в тетради, ответы на вопросы. Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещен­ности на земном шаре.

Дидактический материал, наглядность, слова,

46

 

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

Климат, погода, типы климата

Работа с учебником, работа с заданиями

Дидактический материал, слова

47

 

Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные

 

Тропический, умеренный, полярный пояса

Работа с учебником, в тетради, ответы на вопросы, работа с картой.  «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответству­ющим поясам освещенности.

 

Дидактический материал, наглядность, слова, видеофрагменты

48

 

Природа тропического пояса

Растительный и животный мир тропического пояса

49

 

Природа умеренного пояса

Растительный и животный мир умеренных и полярных поясов

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жиз­ни людей в различных климатических поясах земного шара.

50

 

Природа полярного пояса

51

 

Обобщение темы «Земной шар»

Темы раздела

Выполнение проверочной работы

Материал для проверки знаний и умений учащихся

Карта России

52

 

Географичес-кое положение России на карте

Европейская и азиатские части России, условная линия, рельеф и полезные ископаемые

Работа с картой в учебнике, беседа, записи в тетрадях

Физическая карта Евразии

53

 

Границы России. Практическая работа 15.  «Сухопутные границы России на западе и юге»

Границы России, сухопутные и морские границы, соседние страны

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контур­ную карту России.

Политическая и физическая карта России, контурная карта

54

 

Морские границы. Океаны и моря, омывающие  берега России.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие  берега России.

Работа с картой, беседа, называть и показывать океаны и моря, омывающие берега России, уметь давать общую характеристику морей

Карта, дидактический материал, слайды, видеофрагменты океанов

55

 

Моря Северного Ледовитого Океана. Практическая работа 16. «Обозначение морей СЛО»

Моря Северного Ледовитого Океана

Работа с учебником, в тетради, с картами, с контурной картой

56

 

Моря Тихого и Атлантического океанов Практическая работа 17. «Обозначение морей Тихого и Атлантическо-го океанов»

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Работа с учебником, в тетради, с картами, с контурной картой

57

 

Острова и полуострова России. Практическая работа 18. «Обозначение островов»

Термины, примеры островов, их природа

Работа с учебником, в тетради, с картами, с контурной картой

Политическая и физическая карта России, контурная карта, макеты горный хребет, рельефная карта России

58

 

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенно-сти, плоскогорья

Рельеф, равнина. Различие равнин по высоте

Работа с рисунками учебника, иллюстрациями, физической картой, приложением к учебнику

59

 

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.  Практическая работа 19. «Обозначение гор»

Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

Работа с учебником, в тетради, с картами, с контурной картой

Физическая карта России, слайды, видеофрагмент, рельефная карта России

60

 

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

Полезные ископаемые, месторождения, богатство полезных ископаемых на территории России, классификация

Работа с учебником, с коллекцией полезных ископаемых, записи и схема на доске

Физическая карта России,  коллекция полезных ископаемых, записи и схема на доске

61

 

Реки: Волга с Окой и Камой

Волга с Окой и Камой, описание, географическое положение

Работа с учебником, в тетради, с картами, с контурной картой

Карта, дидактический материал, наглядность

62

 

Реки: Дон, Днепр, Урал

Дон, Днепр, Урал, описание, географическое положение

Работа  текстом учебника, по карточкам, с картой-приложением, с контуром России

Физическая карта России, слайды, видеофрагмент, рельефная карта России

63

 

Реки Сибири: Обь, Енисей. Практическая работа 20. «Обозначение рек»

Обь, Енисей, описание, географическое положение

Физическая карта России, слайды, видеофрагмент, рельефная карта России

64

 

Реки: Лена, Амур

Описание рек, географическое положение

65

 

Озера России

Термин, классификация, примеры озер, их описание, географическое положение

Работа с учебником, в тетради, с картами, с контурной картой

Физическая карта России, слайды, видеофрагмент, рельефная карта России

66

 

Озера России. Практическая работа 21. «Обозначение озер»

Ответы на вопросы, работа с картой, с контурной картой

67

 

Наш край на карте России. Практическая работа 22. «Обозначение РБ на карте России»

Республика Башкортостан на карте России: границы, столица, географическое положение, соседи

Работа по политической карте, с контуром России, устные ответы, опрос по карте

Политическая карта России, контур России, слайды и фотооткрытки Уфы

68

 

Итоговое обобщение

Весь начальный курс физической географии

Тестирование

Тесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

 

I. Дидактический материал для индивидуальной работы

 

№ п/п

Наименование

Примечание 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

РОССИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ,  ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ КАРТА

 РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

ПОЧВЫ РОССИИ

КЛИМАТ РОССИИ

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ

МОРЯ, ОМЫВАЮЩИЕ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

 НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА

1 коробка

 

9

10

11

12

13

14

15

16

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 6-7 КЛАСС

АТМОСФЕРА

ЛИТОСФЕРА

ГИДРОСФЕРА

КАРТЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С НИМИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСАХ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

1 коробка

17

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

(ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ТЕМЕ: АТМОСФЕРА, АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ, ВЕТЕР, ВОДЯНОЙ ПАР И ДР.)

 

 

II. Наглядный материал

 

 

Наименование

Имеется в наличии, шт.

 

 

 

27

28

29

30

 

31

32

33

34

 

35

36

37

 

 

38

39

40

 

41

 

Карты

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

1.      Народы мира / Народы России

2.      Карта растительности мира

3.      Растения и животные мира

4.      Природные зоны СССР

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КАРТЫ

1. Политико-административная карта СССР

2. Политическая карта мира

3. Политическая карта Европы.

4.      Политико-административная карта России

  ЕВРОПЕЙСКИЕ И АЗИАТКИЕ ЧАСТИ МАТЕРИКА

1.      Восточная Сибирь и Дальний Восток – физическая карта / Евразия – политическая карта.

2.      Россия и сопредельные государства – физическая карта.

КАРТЫ ПОЛУШАРИЙ

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРОПЫ И АЗИИ

1.      Юго-Западная, Центральная, Восточная и Южная Азия

2.      Евразия – физическая карта (для начальной школы).

3.      Физическая карта мира

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

1.     Евразия – климатическая обстановка в июле.

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

 

1

 

 

 

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

1.      Основные виды промышленного сырья I часть

2.      Основные виды промышленного сырья II часть

3.      Основные виды промышленного сырья III часть

4.      Полезные ископаемые (учебное пособие) I часть

5.      Полезные ископаемые (учебное пособие) II часть

6.      Полезные ископаемые (учебное пособие) III часть

7.      Полезные ископаемые (учебное пособие) IV часть

8.      Коллекция полезных ископаемых (начальная школа) I часть

9.      Коллекция образцов металлов

10.  Гербарий для курса географии

11.  Коллекция. Известняки.

12.  Торф. (учебное пособие).

13.  Коллекция полезных ископаемых (начальная школа) II часть

14.  Коллекция полезных ископаемых (начальная школа) III часть

15.  Коллекция полезных ископаемых (начальная школа) IV часть

16.  Коллекция горных пород и минералов I часть

17.  Коллекция горных пород и минералов II часть

18.  Коллекция. Шерсть и продукты ее переработки.

19.  Коллекция. Хлопок и продукты ее переработки.

20.  Коллекция. Лен и продукты ее переработки.

21.  Коллекция. Поделочные камни.

22.  термометр ртутный

 


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

82

ФОТООТКРЫТКИ

«Нефтекамск»

«Ишимбай»

«По Башкирии»

«Сибай»

«Уфа»

«Стерлитамак»

«Башкирский заповедник»

«Подземные дворцы Башкирии»

 

1

1

1

1

1

1

1

1

87

ГЛОБУС

3

 

88

89

90

91

92

93

94

95

РЕЛЬЕФНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ

Рельефная карта гор

Рельефная карта речной долины

Рельефная карта речной эрозии

Рельефная карта горного хребта

Рельефная карта вулкана

Рельефная физическая карта России

Рельефная физическая карта Урала

Рельефная топографическая карта

 

1

1

1

1

1

1

1

1

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

 

1.      Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006

2.      По материкам и океанам: Южная и Северная Америка, Евразия, Атлантический и Северный Ледовитый океан. / Сост. Н.П.Смирнова и др. – М., 1988.

 

 

Информационно-компьютерные материалы (мультимедийные диски)

1.      Репетитор по географии Кирилла и Мифодия

2.      Страны  мира: географический справочник

3.      География: 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий

4.      Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к программе

 

1.     План и географическая карта

1. Уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное с помощью условных знаков и цветов называется…………………………………

2.  Карты бывают: настольные и ……………………………………………….

3. Сборник настольных карт называется…………………………………..

4. На картах изображают большие участки …………………………………………..

Слова для подсказки: карта, настенные, атлас, местности

2.     Геолото

22 ИЮНЯ

 

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ДЕНЬ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ, ДЕНЬ ДЛИННЕЕ НОЧИ

 

22 ДЕКАБРЯ

 

САМЫЙ КОРОТКИЙ ДЕНЬ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ, ДЕНЬ КОРОЧЕ НОЧИ

 

21 МАРТА

 

ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ, ДЕНЬ РАВЕН НОЧИ

 

23 СЕНТЯБРЯ

 

ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ, ДЕНЬ РАВЕН НОЧИ

 

 
 

 



Пояснительная записка Рабочая программа по географии адресована и разработана для

Пояснительная записка Рабочая программа по географии адресована и разработана для

Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных…

Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных…

Земле; - материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; -

Земле; - материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; -

Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка

Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Содержание тем учебного курса «Начальный курс физической географии» 6 «В» класс – 68 часов

Содержание тем учебного курса «Начальный курс физической географии» 6 «В» класс – 68 часов

Работа с пластилином, природным материалом (руч­ ной труд)

Работа с пластилином, природным материалом (руч­ ной труд)

План и карта 10 Рисунок и план предмета

План и карта 10 Рисунок и план предмета

Значение Солнца для жизни на Земле

Значение Солнца для жизни на Земле

Карта России 1 6 Положение

Карта России 1 6 Положение

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 «В» классе № п / п

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 «В» классе № п / п

Темы разделов Беседа, работа по рисункам, задания по карточкам, устный опрос, задания у доски

Темы разделов Беседа, работа по рисункам, задания по карточкам, устный опрос, задания у доски

Озера. Водохранили-ща. Пруды Озеро, прудРабота с текстом и иллюстрациями учебника, работа в тетради, ответы на вопросы

Озера. Водохранили-ща. Пруды Озеро, прудРабота с текстом и иллюстрациями учебника, работа в тетради, ответы на вопросы

Географическая карта, видыРабота с учебником, с картой: чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности)

Географическая карта, видыРабота с учебником, с картой: чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности)

Океаны на глобусе и карте полушарий

Океаны на глобусе и карте полушарий

Европейская и азиатские части

Европейская и азиатские части

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Карты ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ 1

Карты ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ 1

Учебно-методическое обеспечение учебного курса: 1

Учебно-методическое обеспечение учебного курса: 1

Приложения к программе 1.

Приложения к программе 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018