География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом — региональном (материковом) уровне.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.
раб прогр геогр 7 кл 2019.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1
_____________Вяземского района Смоленской области________________
215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1 тел.8(48131) 32668
Рассмотрено
Согласовано
Руководитель ШМО
___________ /Янченкова Н.Г./
Заместитель директора по УВР
__________ / Янченкова Н.Г. /
Протокол № ___
От «____» августа 2018 г
«____» августа 2018 г
Утверждено
Директор школы
__________/ Бардова И.А./
Приказ № _____
от «____» августа 2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
7 класс
Составитель программы
Бальчус И.М. 20182019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г
№1897;
3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1
4. Календарного учебного графика на текущий учебный год;
5. Основной образовательной программы ООО школы
6. Положения о рабочей программе учителя;
7. Авторской программы по географии (Программа курса «География». 59 классы / авт. –сост.
Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная
школа), предметная линия учебников под редакцией Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А.
Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014, 59 классы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание и
тематическое планирование.
Общая характеристика учебного курса
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной
школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 5 и 6 классах, и
продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и
природы на новом — региональном (материковом) уровне.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает
географическая номенклатура.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс тема «Литосфера — подвижная твердь».
Она знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм
рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера — мастерская климата» дает представление о поясах атмосферного
давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в
атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и
отдельных территорий.
Тема «Мировой океан — синяя бездна» призвана раскрыть закономерности общих процессов,
происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира
и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и с факторами, их
обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг
на друга.
Тема «Географическая оболочка — живой механизм» знакомит с общими закономерностями
природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и
формы их проявления.
Тема «Человек — хозяин планеты» дает представление о том, как планета Земля осваивалась
людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит
взаимодействие общества и природы. Следующая, часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная
Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану,
рекомендованному образовательным стандартом:
• географическое положение и история исследования;
• геологическое строение и рельеф;
• климат;
• гидрография;
• разнообразие природы;
• население;
• регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике
крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его
отличительных чертах, и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами биологии, физики, истории
и обществознания.
Цели курса:
• создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике
природы и населения материков;
• раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в
этом многообразии природы и населения материков;
• воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Согласно учебному плану школы на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов учебного
времени, из расчёта 2 часа в неделю.
Место курса в учебном плане школы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса
и
себя
значимость
и
Земля
общность
планеты
глобальных
жителем
Обучающийся должен:
осознавать
гражданином России;
осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и
стран;
осознавать
человечества;
овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и
навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
проявлять эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее
сохранения и рационального использования;
проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
уметь с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая
общее решение;
уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать
решения.
проблем
Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных
действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)
конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
выявлять причинноследственные связи;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных
логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
выслушивать и объективно оценивать другого;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения
Обучающийся должен уметь:
называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формы рельефа,
океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболее крупные страны мира;
объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры, зональность в
распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, природных зон, изменения
свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и деятельность человека;
описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природные
комплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятия населения стран;
определять географическое положение объектов их отличительные признаки;
приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типов
воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы материков под
влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на жизнь людей, примеры,
подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность,
зональность;
читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях
современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности человека.
Ученик научится:
использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и
извлечения информации для решения учебных и практикоориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять
содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных
источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных
и практикоориентированных задач.
овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать меры безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ученик получит возможность научиться:
объяснять зависимость размещения крупных географических объектов от особенностей строения
Земли;
самостоятельно приобретать новые знания и умения;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические
объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую
классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств,
условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости
течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных
географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социальноэкономических
и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических
знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно
популярной литературе и средствах массовой информации; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией.
II Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь
Содержание темы
Материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические,
коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение
земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных
плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними
формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования.
Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в
будущем.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и
климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта
климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение,
рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о
континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической
карте мира.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна
движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод
Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских
организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов
Земли.
Практические работы:
1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа
дна океана.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм
Содержание темы
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и
антропогенные ландшафты.
Свойства географической оболочки: целостность, римичность и
зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные
зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные
леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Практическая работа:
1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.
2. Описание природных зон Земли по географическим картам. Тема 5. Человек – хозяин планеты
Содержание темы
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная
деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества.
Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга».
Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения
Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира.
Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Практическая работа:
1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения
разных регионов и стран мира.
2. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Раздел 2. Материки планеты Земля
Тема 1. Африка — материк коротких теней
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние
на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического
строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото,
алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера
тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны.
Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север,
Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под
ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в
градусной мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан
Содержание темы
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк,
самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность
природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность
расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее
влиянием. Австралийский Союз – странаматерик. Главные объекты природного и культурного
наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир
островов.
Практическая работа:
1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и
различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердц
Содержание темы:
Особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты.
История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы
материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные
станции.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес
Содержание темы:
Географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История
открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк.
Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и
своеобразный растительный и животный мир материка.
Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад.
Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием.
Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов
материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец
Содержание темы
Географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и
рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые.
Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и
меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира.
Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо
Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и
изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
1 Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы
Содержание темы:
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное
геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство
полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие
реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее
населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа
и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. ЮгоЗападная Азия – древнейший центр
человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности
человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты
природного и культурного наследия.
Практические работы:
1. Составление географической характеристики стран Европы по картам атласа и другим
источникам географической информации.
2. Составление географической характеристики стран Азии по картам атласа и другим
источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека
Содержание темы:
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной
деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры
происхождения культурных растений. Роль географической среды в жизни человека и развитии
общества. Взаимовлияние хозяйственной деятельности человека и природы.
Практические работы
1 Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических
явлений природного характера.
III Тематическое планирование курса
Наименование разделов
№
п/п
Всего
часов
Практические
работы
Контроль
знаний
Раздел 1.Планета, на которой мы живем (21 час) Литосфера подвижная твердь. Входной
контроль знаний в форме контрольного
тестирования.
Атмосфера – мастерская климата
Мировой океан синяя бездна
Географическая оболочка живой механизм
Человек – хозяин планеты
6
4
4
2
5
1
2
1
2
2
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа)
1
2
3
4
5
6
7
8
Африка Материк коротких теней
Австралия – маленький великан. Океания
Антарктида холодное сердце
9 Южная Америка – материк чудес
10
Северная Америка знакомый незнакомец
11
Евразия – музей природы
9
6
2
8
8
10
2
1
0
1
1
2
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4часа)
12 Природа и человек. Промежуточная аттестация
3
в форме контрольного тестирования
Итого
68
1
16
1
0
0
0
1
1
1
0
1
1
1
1
8
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Рабочая программа по географии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.