Рабочая программа по географии 9класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала раб прогр 9 кл 2019.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Семлевская средняя общеобразовательная школа № 1 _____________Вяземского района Смоленской области________________ 215131 Смоленская область, Вяземский район, с. Семлево, ул. Советская, д. 1, тел.8(48131) 3­26­68 Рассмотрено Согласовано Руководитель  ШМО ____________/Янченкова Н.Г./ Заместитель директора по УВР __________  / Янченкова Н.Г / Протокол № ___ От «____» августа 2018 г  «____»  августа 2018 г Утверждено Директор школы  __________/ Бардова И.А./ Приказ № _____ от «____»   августа 2018 г                                                                                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии  9 класс Составитель программы Бальчус И.М.2018­2019 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 9  класса составлена на основании следующих нормативно­ правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273­ФЗ; 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (ФГОС  ООО), утверждённого приказом Министерства образования науки РФ от 17.12.2010 г  №1897; 3. Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1 на текущий учебный год  4. Календарного учебного графика на текущий учебный год; 5. Основной образовательной программы ООО школы;  6. Положение о рабочей программе учителя; 7. Авторской  программы по географии (Программа курса «География». 5­9 классы / авт. –сост.  Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015. – 88с. – (ФГОС, Инновационная  школа)  .  УМК Предметная линия учебников под редакцией Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016,   5­9 классы Учебник «География 9 класс»  Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  Москва: «Русское слово» 2016 Атлас 9 класс Программа для общеобразовательных учебных организаций Смоленской области. – Смоленск, ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014, авторы­составители: М. Ю. Евдокимов, В. М. Иванов Структура документа:  Рабочая   программа   включает   три     раздела:   пояснительную   записку,   раскрывающую характеристику   и   место   учебного   предмета   в   учебном   плане   школы,   целей   его   изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательное изучение тематических блоков в течение года. сформировать целостный географический образ своей Родины; дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины; сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать  Цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и  целостности, на основе комплексного подхода показа взаимодействия трёх основных компонентов –  природы, населения и хозяйства. Задачи курса: 1. 2. 3. представление о роли России в мире; 4. 5. культуры; понимание его роли и места в жизни страны и мира в целом; воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру. сформировать необходимые географические умения и навыки; воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории,  Общая характеристика В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание  которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно­ общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном  целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных  • пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в  разных географических условиях; • компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно­общественных  территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам. • средств(план, карта и. т. д.), а также использовать географические знания для организации своей  жизнедеятельности; • демократическими и другими принципами как основными ценностями географии; • социальную солидарность и партнёрство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического  мира и согласия; трудолюбие. Социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и  Умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических  Умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими,  Рабочая программа конкретизирует содержание блоков, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.  Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, они поделены   на   демонстрационные,   обучающие   (с   выборочной   оценкой)   внесены   в   календарное планирование. Курс региональной географии Смоленской области интегрирован и изучается отдельным модулем в  объёме 7 часов в разделе Экономические районы России. Место предмета в учебном плане В учебном плане школы на изучение курса в 9 классе отводится  68 часов (2 учебных часа в неделю)  Результаты обучения географии Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование  всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных  мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как  единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;  осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей  многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед  Родиной; • саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире  профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; • Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства,  её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем  человечества; • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,  традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его  мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими  людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к  формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйстваформирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,  социальных и экономических особенностей; • личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и  ответственного отношения к собственным поступкам; • сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности; • индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих  жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и  рационального природопользования; • уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического  характера. развитие эмоционально­ценностного отношения к природе, эстетического сознания через  формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её  осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные  действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения  учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности; • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках  предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся  ситуацией; • решения; • осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • учебных и познавательных задач; смысловое чтение; • • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со  сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты  на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение; • выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для  умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияформирование и развитие компетентности в области использования информационно­ формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности  • коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции). Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии  являются: 1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,  о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения  современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны  окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы  географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро  изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; 3) Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического  освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,  экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов  для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды,  в том числе её экологических параметров; 5) как одного из «языков» международного общения; 6) информации; 7) повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного  оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,  соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения  в окружающей среде. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в  формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных  Требования к уровню подготовки учащихся Население России Выпускник научится:  ● ● ● ● ● ● различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран; анализировать   факторы,   определяющие   динамику   населения   России,   половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России,  географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения; сравнивать   особенности   населения   отдельных   регионов   страны   по   этническому, языковому и религиозному составу; объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,   узнавать   в   них   проявление   тех   или   иных   демографических   и   социальных процессов или закономерностей; использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре,   трудовых   ресурсах,   городском   и   сельском   населении,   этническом   и религиозном составе для решения практико­ориентированных задач в контексте реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: ● выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. ● Хозяйство России Выпускник научится:  ● различать   показатели,   характеризующие   отраслевую   и   территориальную   структуру хозяйства; анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны; объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; использовать   знания   о   факторах   размещения   хозяйства   и   особенностях   размещения отраслей экономики России для решения практико­ориентированных задач в контексте реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться: ● выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны; обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России. ● ● ● ● ● ● Районы России Выпускник научится: ● ● ● объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны; сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; оценивать   районы   России   с   точки   зрения   особенностей   природных,   социально­ экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. Выпускник получит возможность научиться: ● ● составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга; самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей; создавать   собственные   тексты   и   устные   сообщения   о   географических   особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития регионов; выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных,  ● ●       социально­экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России. Россия в современном мире Выпускник научится:  ● сравнивать  показатели  воспроизводства  населения,  средней  продолжительности  жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран; оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. ● Выпускник получит возможность научиться: ● ● выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике; объяснять   возможности   России   в   решении   современных   глобальных   проблем человечества; оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития России. Содержание учебного курса Введение. Экономическая и социальная география  Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект  исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом. Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс. Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ  Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы РоссииФормирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV – XIX вв. Изменения территории России в XX в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. ЭГП. Факторы  ЭГП  России.  Плюсы  и  минусы  ЭГП  страны.  ПГП России.  Распад  СССР  как фактор изменения экономико­ и политико­географического положения страны. Административно­ территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико­географическое   районирование.   Принципы   районирования:   однородность   и многоуровневость.   Специализация   хозяйства   –   основа   экономического   районирования.   Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.   Природные   условия.   Их   прямое   и   косвенное   влияние.   Адаптация   человека   к   природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации.   Хозяйственный   потенциал   природных   условий   России.   Комфортность   природных условий   России.   Зона   Крайнего   Севера.   Особенности   ЭПГ   территории   Смоленской   области. География своего региона. Природные ресурсы. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы   и   их   значение   в   хозяйственной   жизни.   Почва   и   почвенные   ресурсы.   Агроклиматические условия.   Нечерноземье.   Лесные   ресурсы.   Рекреационные   ресурсы   и   перспективы   их   освоения. Объекты всемирного наследия на территории России. Взаимодействие   природы   и   населения.   «Чистые»   и   «грязные»   отрасли.   Экологические проблемы.  Основные понятия: социально­экономическая география, хозяйственный комплекс, ЭГП, ПГП, геополитика, административно­территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.  Практические   работы.  1.   Нанесение   на   контурную   карту   соседних   с   Россией   стран.   2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями. Тема 2. Население России  Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические   кризисы.   Демографическая   ситуация   в   современной   России.   Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России. Плотность  населения.  Две  зоны  расселения  и их  характеристики.  Миграции  населения  и  их причины.   Внутренние   и   внешние   миграции   в   России.   Вынужденные   переселенцы,   беженцы. Миграционные волны. Расселение   и   его   формы.   Города   России.   Урбанизация.   Уровень   урбанизации   субъектов Федерации.   Функции   городских   поселений   и   виды   городов.   Городские   агломерации.   Население Смоленской области. Народы   России.   Языковая   классификация   народов.   Языковые   семьи   и   группы.   Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения. Основные   понятия:  естественный   прирост,   воспроизводство   населения,   трудовые   ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация. Практические   работы.  1.   Нанесение   на   контурную   карту   национально­территориальных образований  и краев.  2. Определение  по статистическим  данным  плотности  населения отдельных субъектов   Федерации.   3   Составление   таблицы   «Народы   России,   не   имеющие   национально­ территориальных образований в составе страны». Тема 3. Хозяйство РоссииНациональная   экономика.   Понятие   о   предприятиях   материальной   и   нематериальной   сферы. Отрасли   хозяйства.   Три   сектора   национальной   экономики.   Отраслевая   структура   экономики. Межотраслевые   комплексы.   Факторы   размещения   производства.   Сырьевой,   водный,   трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Топливно­энергетический   комплекс.   Нефтяная,   газовая   и   угольная   промышленность. Нефтегазовые   базы   и   угольные   бассейны   России.   Их   хозяйственная   оценка.   Электроэнергетика. Гидравлические,   тепловые   и   атомные   электростанции   и   виды.   Крупнейшие   каскады   ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России. Металлургический   комплекс.   Черная   металлургия.   Особенности   организации   производства: концентрация   и   комбинирование.   Комбинат   полного   цикла.   Факторы   размещения   отрасли. Металлургические   базы   России.   Цветная   металлургия.   Размещение   основных   отраслей   цветной металлургии. Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно­ промышленный комплекс. Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Лесная   промышленность.   Отрасли   лесной   промышленности:   лесозаготовка,   деревообработка, целлюлозно­бумажная промышленности и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.  Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение на территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Природный   тип   сельского   хозяйства.   Отрасли   легкой   и   пищевой   промышленности   и   факторы   их размещения. Транспорт   и   его   роль   в   национальной   экономике.   Виды   транспорта:   железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. Основные   понятия:  национальная   экономика   (народное   хозяйство),   отрасль,   предприятие, межотраслевой   комплекс,   факторы   размещения   производства,   комбинированные   производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг. Практические работы: 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания фактора размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.   3.   Составление   характеристики   одной   из   металлургических   баз   на   основе   карт   и статистических данных. 4. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого   машиностроения.   6.   Определение   по   картам   особенностей   зональной   специализации сельского хозяйства. Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ  Северный   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика   хозяйственной   специализации.   Единственный   сырьевой   район   Западной   зоны.   Русский Север   –   самый   большой   по   площади   район   ЕТР.   Топливные   и   энергетические   ресурсы   –   основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны. Северо­Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика   хозяйственной   специализации.   Северо­Запад   –   транзитный   район   между   Россией   и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Калининградская область – самая западная территория России. Центральный   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика   хозяйственной   специализации.   культурный   и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.   экономический,   Исторический,Центрально­Черноземный   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.  Волго­Вятский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика   хозяйственной   специализации.   Выгодность   экономико­географического   положения. Высококвалифицированные   трудовые   ресурсы   района.   Крупнейший   центр   автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района. Северо­Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в тоже время наименее   урбанизированный   район   страны.   Агроклиматические   и   рекреационные   ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.  Поволжский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех»   страны.   Нефтяная,   газовая   и   химическая   промышленность.   Волго­Камский   каскад   ГЭС. Энергоемкие отрасли. Уральский   экономический   район,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы.   Старый   промышленный   район.   Уральская   металлургическая   база;   центр   тяжелого машиностроения. Западно­Сибирский  экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика   хозяйственной   специализации.   Главное   богатство   –   огромные   запасы   нефти,   газа   и каменного   угля.   Ведущая   роль   топливно­энергетической   промышленности.   Черная   металлургия Кузбасса.  Восточно­Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и   специфика   хозяйственной   специализации.   Суровые   природные   условия   и   богатые   природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро­Енисейский каскад – крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.  Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. Основные   понятия:   транзитное   положение,   добывающие   отрасли,   энергоемкие   производства, Нечерноземье. Практические   работы.   1.   Экономико­географическая   характеристика   территории   (области, края,   республики)   по   типовому   плану.   2.   Составление   схемы   внешних   производственно­ территориальных   связей   экономического   района.   3.   Сравнение   экономико­географического положения и ресурсов Северо­Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно­ Сибирского и Восточно­Сибирского экономических районов. Модуль  География Смоленской области  Особенности   ЭПГ   территории   Смоленской   области.   География   своего   региона.   Население   и   Особенности   хозяйства   Смоленской   области. хозяйственное   освоение   Смоленщины. Промышленность.   АПК   Смоленской   области.  Транспорт   и   связь.   Сфера   обслуживания. Рекреационные   услуги.  Города   Смоленской   области.   Социально­географические   и   экологические проблемы Смоленщины. Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ  Страны   Европейского   Запада.   Страны   Балтии   –   Эстония,   Латвия   и   Литва   –   небольшие государства   с   ограниченными   природными   ресурсами.   Ключевая   роль   отраслей   неметаллоемкого машиностроения.   Белоруссия.   ЕЕ   транзитное   положение   между   Россией   и   зарубежной   Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского   Запада   черты   экономики:   легкая   и   пищевая   промышленность,   животноводческая специализация сельского хозяйства.Страны  Европейского  Юга.  Богатые  природные  ресурсы  и  благоприятные  условия –  основа экономики   Украины.   Многоотраслевая   промышленность   Украины.   Ведущая   роль   металлургии, машиностроения   и   химической   промышленности.   Украина   –   крупнейший   производитель   зерна   в ближнем   зарубежье.   Агроклиматические   ресурсы   –   основа   сельскохозяйственной   специализации Молдовы. Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основы экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная   металлургия   –   хозяйственная   специализация   Армении.   Нефтегазовый   комплекс Азербайджана. Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна­гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские   республики:   черты   сходства   и   различия.   Преобладание   сельского   хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства. Основные   понятия:   прибалтийский   тип   сельского   хозяйства,   завалуненность,   теплолюбивые культуры, каракульные овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок. Практическая   работа:   составление   схемы   внешних   производственно­территориальных   связей между странами ближнего зарубежья и Россией. Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира.  Развитие   хозяйственного   комплекса   России   и   изменение   ее   экономического   значения   на международном уровне. Промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования.               Учебно­тематическое планирование № Тема 1 2 Введение Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России. Входной  контроль знаний в форме тестирования 3 Население России 4 Хозяйство России 5 6 7 8 Экономические районы России География Смоленской области Страны ближнего зарубежья. Заключение. Место России в мировой экономике.  Промежуточная аттестация в форме контрольного  тестирования ВСЕГО Кол­во  часов 1 9 7 19 14 8 5 5 68 Практически е работы Контроль  1 2 6 5 1 1 16 1 1 3