Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе
Оценка 5

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
география
5 кл
04.02.2017
Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе
Рабочая программа по географии в 5 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и авторской программы по географии А.А. Летягина, И.В. Душиной, В.Б. Пятунина и Е.А. Таможняя, М.; Вентана-Граф, 2012 г.Цель курса: заложить основы географического образования учащихся.
рабочая 5 кл.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Начальный курс географии» класс  5 35 часов, 1 час в неделю 2       Рабочая   программа   по   географии     составлена   на   основе   федерального компонента  государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и авторской программы по географии А.А. Летягина, И.В. Душиной, В.Б.   Пятунина   и   Е.А.   Таможняя,   М.;   Вентана­Граф,   2012   г.,   учебного   плана   МБОУЛ «ВУВК им. А.П.Киселёва».    Изучение   географии   в   основной   школе   направлено   на   достижение следующих целей: •  освоение   знаний  об   основных   географических   понятиях,   географических особенностях   природы;   об   окружающей   среде,   путях   ее   сохранения   и   рационального использования; •  овладение   умениями  ориентироваться   на   местности;   использовать   один   из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; •  развитие  познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   в   процессе   наблюдений   за   состоянием   окружающей   среды,   решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; •  воспитание  любви   к   своей   местности,   своему   региону,   своей   стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; •  формирование   способности   и   готовности  к   использованию   географических знаний   и   умений   в   повседневной   жизни,   сохранению   окружающей   среды   и   социально­ ответственному   поведению   в   ней;   самостоятельному   оцениванию   уровня   безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.   Цель курса:  заложить основы географического образования учащихся. Задачи,  решаемые   в   этом   курсе,   для   достижения   поставленной   цели,   можно сформулировать следующим образом: ­Показать   школьникам   географию   как   предмет   изучения   и   убедить   учащихся   в необходимости и полезности ее изучения; 3 ­Приобщить   к   терминологическому   языку   географии   и   сформировать   первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире; ­Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; ­Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории. Используются   УМК   по   географии       А.А.   Летягина,   И.В.   Душиной,   В.Б. Пятунина и Е.А. Таможняя. Общая характеристика учебного предмета.   География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально­ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям   окружающей   среды,   о   географических   подходах   к   устойчивому   развитию территорий.   Описание места учебного предмета в учебном плане.        Построение   содержания   курса   географии   для   основной   школы   опирается   на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании   присутствуют   некоторые   географические   сведения,   усвоение   которых подготавливает школьников к изучению географии.     Начальный  курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе.   В   его   структуре   заложена   преемственность   между   курсами,   обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении   учащиеся   должны   усвоить   основные   общие   предметные   понятия   о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках.   Нельзя   не   отметить,   что   именно   при   изучении   этого   курса   начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники   овладевают   первоначальными   представлениями,   понятиями,   причинно   – 4 следственными   связями,   а   также   умениями,   связанными   с   использованием   источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.    Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования (ФГОС ООО).    Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю) и в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю).  Личностные, метапредметные,  предметные  результаты освоения  учебного предмета. Личностные результаты: ­овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками  их применения в различных жизненных ситуациях; ­осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной  картины мира; ­формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого,  в том числе и человека. Метапредметные результаты:  ­ставить учебную задачу под руководством  учителя; ­планировать свою деятельность под руководством учителя; ­выявлять причинно­следственные связи; ­определять критерии для сравнения фактов, явлений; ­выслушивать и объективно оценивать другого; ­уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные результаты: ­формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении  планеты человеком; ­формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о  целостности и неоднородности Земли как планеты людей  в пространстве и во времени; 5 ­овладение элементарными практическими умениями использования приборов  и  инструментов для определения количественных и качественных характеристик  компонентов географической среды; ­овладение основами картографической грамотности и использование  географической карты как одного из «языков» международного общения; ­овладение основными навыками нахождения, использования и презентации  географической информации;  ­уметь составлять схему наук о природе; ­ уметь составлять перечень источников географической информации,  используемых на уроках; ­уметь организовывать наблюдение за погодой; ­уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать  географические объекты; ­уметь составлять сводную  таблицу «Имена русских первопроходцев и  мореплавателей на карте мира»; ­уметь организовывать фенологические  наблюдения в природе; ­уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли; ­уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка. Содержание учебного предмета:  ВВЕДЕНИЕ   (3 часа)     Что   изучает   география.   Значение   этой   науки   в   жизни   людей.     Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.  РАЗДЕЛ I. Земля как планета Солнечной системы (4 часа) Тема 1. Планета Земля (4 часа) Земля — одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме и размерах Земли.  РАЗДЕЛ   II. ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ. (26 часов) 6 Тема 1. Литосфера     (8 часов) Внутреннее   строение   земного   шара:   ядро,   мантия,   литосфера.   Земная   кора   — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную   кору,   их   использование   человеком.   Внутренние   процессы,   изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма. Основные   формы   рельефа   суши:   равнины   и   горы,   их   различия   по   высоте   и характеру залегания пород. Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Тема 2. Атмосфера (4 часа) Атмосфера,   ее   состав,   строение,   значение.   Нагревание   земной   поверхности   и воздуха. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Туман.   Облака.   Атмосферные   осадки.   Погода,   причины   ее   изменений,   предсказание погоды, народные приметы. Охрана   атмосферного   воздуха.   Особенности   времен   года   своей   местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.  Тема 3. Водная оболочка Земли   (8 часов) Гидросфера,  ее состав. Мировой  круговорот воды. Мировой  океан и его части. Температура и соленость вод Мирового океана. Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды   суши.   Реки.   Реки   и   человек.   Озера,   происхождение   озерных   котловин, хозяйственное значение озер. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Охрана   вод   от   загрязнения.   Отражение   особенностей   водных   объектов   в произведениях искусства. Тема 4. Биосфера    (6 часов)   Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие   неравномерность   их   распространения   на   планете. животных   и   растений, Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Тематическое планирование  № Тема К Характеристика основных Формы урока ол­во часов видов учебной деятельности  контроля Введение (3 часа) 7   1 2 3 4   География – одна   из   наук   о планете Земля Наблюдения —  метод  географической  науки Начало  географического познания Земли 1 1 1 среди 1   Земля планет Солнечной системы.  2 5­6 Движение Земли  по  околосолнечной  орбите Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. Планета Земля (4 часа) за   географическими правила   работы   с Наблюдать  объектами своей местности. Изучать  «Дневником географа­следопыта». Собирать   модели   и   проводить опыты, показывающие шарообразность Земли Работать с топонимическим  словарём. Создавать игру «Материки и части  света»   Строить модель гномона. Измерять высоту Солнца над  горизонтом. Составлять свою «Карту мира» в  «Дневнике географа­следопыта» Вводная беседа Индивидуаль ный, фронтальный опрос Индивидуальны й, фронтальный опрос  «земные   окружности» Измерять   два   противоположных (экватор,   чтобы меридиана)   по   глобусу, убедиться   в   том,   что   глобус   — наиболее точная модель Земли Организация   проведения   осенних фенологических наблюдений.  Готовить «Календарь природы» Изучать  модель «Земля — Луна — Солнце».  Демонстрировать  движение   Земли по   околосолнечной   орбите   и вращение вокруг земной оси. Составлять   рассказ   по   плану  о четырёх особых положениях Земли Вводная беседа Индивидуаль ный, фронтальный опрос Суточное  вращение Земли 1 Изучать  модель «Земля — Луна — Солнце».  Демонстрировать  движение   Земли по   околосолнечной   орбите   и вращение вокруг земной оси. Составлять   рассказ   по   плану  о четырёх особых положениях Земли Индивидуаль ный, фронтальный опрос Раздел 2. Геосферы Земли (26 часов) Тема «Литосфера» (8 часов) 8 7 8 9 10­ 11 1 1 2 Слои «твёрдой»  Земли Вулканы Земли   Из чего состоит  земная кора  Практическая  работа № 1:  «Описание  минералов и  горных пород по  плану»   12 Строение земной 1 коры.  Землетрясения 13­ 14 2 Рельеф   земной поверхности Практическая работа   №   2: «Нанесение   на контурную карту крупнейших равнин и горных систем мира» 15 Человек литосфера   и 1 Строить модель «твёрдой» Земли Вводная беседа Создавать   модели  литосферных плит.  Работать   с   конструктором литосферных плит. Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. Подготовить   «Дневник   географа­  для   проведения следопыта» изучения  горных   пород   своей местности и сбора образцов. Изучать   горные   породы   своей местности   и   проводить   сбор образцов Определять интенсивность  землетрясений по описаниям и  таблице 12­балльной шкалы Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время. Подготовить  «Дневник   географа­  для   проведения следопыта» измерения  относительной   высоты холма использованием самодельного нивелира на местности. Определять  относительную   высоту холма использованием самодельного нивелира на местности с с           с Работать  топонимическим  Определять словарём. названий происхождение географических объектов. Изучать и использовать  способы   запоминания названий географических объектов.   Индивидуаль ный, фронтальный опрос Практическая работа Индивидуальны й, фронтальный опрос Индивидуальны й, фронтальный опрос Индивидуальны й, фронтальный опрос, проект 9 Воздушная  оболочка Земли 16 1 17­ 18 2 Погода и  метеорологическ ие наблюдения  Практическая  работа №3:  «Обработка  результатов  метеорологическ ого наблюдения» 19 Человек   и 1 атмосфера Проводить   изучение   полезных ископаемых   своей   местности и собирать образцы Тема «Атмосфера» (4 часа) опыт,     доказывающий атмосферного Проводить  существование давления. Изготавливать  самодельный барометр   и  измерять  атмосферное давление. Подготовить  «Дневник   географа­  для   проведения следопыта» измерения  атмосферного   давления самодельным барометром Изготавливать  самодельные измерители   направления   и   скорости ветра   (флюгер),   количества   осадков (дождемер),   изменения   температуры воздуха (термометр). Подготовить  «Дневник   географа­  для   проведения следопыта» измерений  направления   и   скорости ветра,   количества   осадков   и температуры   воздуха   самодельными приборами Составлять   прогноз  погоды   по народным  приметам  на весну  и лето будущего года. Проводить   оценки   прогноза, составленного   по   народным приметам, в мае (5 класс) Тема «Водная оболочка Земли» (8 часов) 1 2 20 Вода на Земле.  21­ 22 Мировой   океан главная   часть гидросферы. Практическая работа   №4: «Нанесение   на контурную карту крупнейших морей,   заливов, карту   «Глобальный Изучать и описывать свойства воды. Подготовить  «Дневник   географа­ следопыта»  для проведения опытов по изучению свойств воды Составлять  океанический конвейер». Находить  влияния нарушений   в   работе   конвейера   на климат Земли. Составлять  описания Северного   Ледовитого   океана   на основе работы с текстом учебника.  Описывать   Индийский   океан   с примеры   план   Индивидуальны й, фронтальный опрос Индивидуальны й, фронтальный опрос Индивидуальны й, фронтальный опрос,   проект, тестовые задания Вводная беседа Индивидуальны й, фронтальный опрос, практическая работа 10 23­ 24 проливов, полуостровов, островов» Воды суши. Реки Практическая работа   №   5: «Описание   реки по плану» 25 Озёра. Практическая 6: работа   №  «Описание   озера по плану» Вода   в   «земных кладовых» 26 2 1 1 27 Человек   и 1 гидросфера 28 Оболочка жизни  1 29 Жизнь   тропическом поясе в 1 30 Растительный   и животный   мир умеренных поясов 31 Жизнь в полярных поясах и океане   1 1 использованием разработанного на уроке   плана,   воображаемые Проводить путешествия  по   Волге   и   Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек Описывать  географическое положение озёр по физической карте на основе плана.     что Подготовить  «Дневник   географа­ следопыта»   для  проведения  опыта, показывающего, вода просачивается   в   различных   горных породах с разной скоростью. Проводить   опыт   для   определения скорости   просачивания   воды   через образцы   пород   (глина,   песок, суглинок). Создавать и работать с самодельной моделью родника Работать   с   текстами  легенд   и народных   сказаний,   посвящённых объектам гидросферы. Создавать  в   «Дневнике   географа­ следопыта» топонимические страницы   Тема «Биосфера» (6 часов)   Работать  с   изображениями   и описаниями   ископаемых   остатков организмов Составлять и описывать  коллекции комнатных растений по географическому принципу. Определять  правила   ухода   за комнатными   растениями   с   учётом природных условий их произрастания Создавать игры биогеографического содержания   Индивидуальны й, фронтальный опрос, практическая работа Индивидуальны й, фронтальный опрос, практическая работа Индивидуальны й, фронтальный опрос   Индивидуальны е задания, тестовые задания Вводная беседа Индивидуальны й, фронтальный опрос Индивидуальны й, фронтальный опрос  виртуально  Изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Индивидуальны й, фронтальный опрос 11 32­ 33  Охрана природы 2 34 Обобщение 1 знаний Резерв 35     экологической Работать  с   определителем   морских животных Совершать виртуальное путешествие по тропе Лапландского заповедника. Составлять  в   «Дневнике   географа­ следопыта»   схемы   экологической тропы. Создавать   агитационные   листки (плакаты)   на   природоохранные темы Выполнять  итоговые   задания   и отвечать на вопросы  Индивидуальны й, фронтальный опрос Тестовые задания Учебно­методическое и материально­техническое  обеспечение образовательного  процесса. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ: 1.ФГОС: Основное общее образование ­ http://standart.edu.ru 2.Авторская программа по географии А.А. Летягина, И.В. Душиной, В.Б. Пятунина и Е.А.  Таможняя, М.; Вентана­Граф, 2012 г. 3.География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений/ А.А. Летягин; под общ. Ред. В.П. Дронова. ­ М.: Вентана­Граф, 2013. 4. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии, 5 ­ 6 класс  В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2013. 5.Атлас по географии 5 ­ 6 класс. – М.: Дрофа, 2013. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: 1.Интерактивная доска 2.Проектор 3.Ноутбук 4.Телевизор 5.DVD ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ: 12 1.Физическая карта полушарий 2.Карта полезных ископаемых  3.Карта «Растительности» 4.Климатическая карта 5.Почвенная карта России 6.Физическая карта России ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: 1. Виртуальная школа. Кирилл и Мефодий 2. Авторские презентации и слайд­шоу  ://   www   ://   www   .  kremlin    .  gov   .  mon    .  ru   / ­ официальный веб­сайт Президента Российской Федерации  .  ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ  .  school    .е   g  е.   edu   .  ru – российский общеобразовательный Портал  .  edu   .  ru – портал информационной поддержки Единого государственного  ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ Основные Интернет­ресурсы http  http  http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование» http   ://   www  http://www  экзамена http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ http  http  http://www.school­collection ресурсов http  переподготовки работников образования  ://   www  http   ://   www  http  http   ://   vvvvw методистов http   ://   www   .  ru – сайт издательства «Просвещение»  .  ru – журнал Вестник образования»  .  prosv      .1   september  .  som   .  fio   .  ru– портал учебного книгоиздания  .  ndce    .  vestnik    ://   www   ://   www   .  edu       .  edu   .  ru – единая коллекция цифровых образовательных   ://   www   .  apkpro    .  ru – Академия повышения  квалификации и профессиональной   .  ru – газета «География», издательство «Первое сентября»  .  ru – сайт Федерации Интернет­образования, сетевое объединение   .  it  ­  n  .  ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей Планируемые результаты изучения предмета В результате изучения географии ученик должен знать/понимать основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические   следствия   движений   Земли,   географические   явления   и   процессы   в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;  уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических   объектов   и   явлений,   разных   территорий   Земли,   их   экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, 13 составлять  краткую   географическую   характеристику   разных   территорий   на   основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на карте местоположение географических объектов; применять  приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик   компонентов   природы;   представлять   результаты   измерений   в   разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни: ­ чтения карт различного содержания; ­учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными   географическими   объектами,   процессами   и   явлениями,   их   изменениями   в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; ­наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;  ­проведения   самостоятельного   поиска   географической   информации   на   местности   из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в 5 классе

Рабочая программа по географии «Начальный курс географии» в  5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017