Рабочая программа по географии Оренбургской области
Оценка 4.7

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
география
8 кл
02.03.2018
Рабочая программа по географии Оренбургской области
Рабочая программа рассчитана для учащихся 8-9 классов. Целью курса является расширение географических представлений школьников об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко-географических, социально-экономических и экологических проблем родного края. Задачи курса:  сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимо-обусловленности природных компонентов; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития области; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;  развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания;  создать основу для патриотизма и любви к родному краю.Задачи курса:  сформировать знания о природных особенностях Оренбургской области, взаимо-обусловленности природных компонентов; о современном социально-экономическом состоянии и перспективах развития области; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем;  развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания;  создать основу для патриотизма и любви к родному краю
Ткачук Т.М Рабочая программа по географии Оренбургской области.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БУГУРУСЛАНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ. РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №____ от «__»  08. 2017г руководитель МО ______________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по УР___________ О.С.Прокофьева «___»_________ 2017 г. УТВЕРЖДАЮ И.о.директор школы ______________ В.П. Столярова «___»__________ 2017 г. Рабочая программа основного общего образования по предмету география Оренбургской области Классы:  8 ­ 9 Учитель:  Ткачук Татьяна Макаровна квалификационная категория ­  высшая стаж работы по предмету: 4 года С.Михайловка 2017 Пояснительная записка Целью   курса  является   расширение   географических   представлений   школьников   об Оренбургской области; развитие интереса к изучению историко­географических, социально­ экономических и экологических проблем родного края. Задачи курса: сформировать   знания   о   природных   особенностях   Оренбургской   области,   взаимо­ обусловленности природных компонентов; о современном социально­экономическом состоянии   и   перспективах   развития   области;   научить   школьников   устанавливать причинно­следственные    определяющих   формирование   ландшафтных комплексов; выявлять, оценивать и намечать пути решения экологических проблем; развить картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания; создать основу для патриотизма и любви к родному краю. связи,    Задачи: •   Вариативность изучения. В условиях значительного расхождения как количества часов,   отводимых   на   изучение   данного   предмета,   так   и   подготовленности   учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и сложности выполняемых учащимися практических и творческих заданий. •       Усиление   практической   направленности   знаний.  Приобретаемые   учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими и направлены прежде всего на формирование профессиональных   навыков,   а   должны   помочь   правильно   выбрать   свой   жизненный   путь. осознанно   и   ответственно   относиться   к   себе   и   окружающим,   прожить   полноценную   и счастливую жизнь. •     Активное овладение знаниями.  В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но хорошо ориентироваться в информации, уметь найти нужную и правильно воспользоваться ею, на основе известного получить новое знание. В связи с   этим   предусмотрено   существенное   увеличение   проблемных   вопросов,   творческих   и практических заданий. Содержание курса РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (7 ЧАСОВ) 1. История географических исследований и освоения территории области (4 часа) Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХVIII ­ ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края. 2.   Географическое   положение   и   административно   –   территориальное   устройство   (3 часа) Географическое   положение,   границы,   величина   территории,   политико­административное деление области, особенности экономико­географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического   районирования   и   часовых   поясов.   Численность   населения   области   и заселенность   в   сравнении   с   другими   регионами     и   странами.   Влияние   географического положения области на ее природу. Практические работы 1.   крайних   точек   области,   географических координат административного центра области, своего населенного пункта, решение задач на определение поясного времени.  Определение   географических   координат 2.  Определение   протяженности   области   с   запада   на   восток,   с   севера     на   юг,   а   также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области. 3.  Нанесение   на   карту   политико   –   административных   границ   области,   названий   и   границ соседних территорий. 4. Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами. 5.  Выявление   положительных   и   отрицательных   сторон   экономико­географического положения области. Работа с картой 1. На контур нанести границы области, подписать пограничные территории. 2. Обозначить административные районы, подписать города и райцентры. 3.   Обозначить крайние точки области. РАЗДЕЛ II.ОСОБЕННОСТИ  ПРИРОДЫ  (27 ЧАСОВ) 1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов) Крупнейшие   геоморфологические   районы   и   их   характеристика.   Современные   процессы рельефообразования   и   формы   рельефа,   связанные   с   ними.   Влияние   хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы  и хозяйственную деятельность. Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно­складчатый   частей   области.   Основные   этапы   геологической   истории.   Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование. Практические работы 1.  Анализ   физической   и   тектонической   карт   атласа.   Связь   рельефа   с   тектоническими структурами и месторождениями полезных ископаемых. 2. Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ. 3. Описание рельефа области по физической ( топографической ) карте. Работа с картой 1.  Нанести   основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку. 2. Нанести месторождения полезных ископаемых 2.  Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа). Область  на  климатической  карте  России.  Солнечная  радиация  и  температура  воздуха,  их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам. Особенности   годового   хода   температуры   воздуха,   давления,   влажности,   осадков,   ветров. Географические   закономерности   распределения   основных   климатических   показателей   на территории области. Влияние рельефа на климат. Климатическая характеристика сезонов года.  Влияние   климата   на   жизнь     и   хозяйственную   деятельность   человека.   Оценка агроклиматических   ресурсов   области.   Неблагоприятные   метеорологические   явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха. Практические работы. 1. Построение и анализ графика  годового хода основных метеоэлементов для отдельных  пунктов области. 2. Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета  коэффициента увлажнения. 3.  Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения основных климатических показателей по картам атласа. Работа с картой. 1. Анализ климатических карт. 2. Определение величины коэффициента увлажнения. 3. Определение величины солнечной радиации 4. Характеристика климата своего населенного пункта по картам атласа 3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа). Внутренние  воды  области.  Распределение  речного стока  области  по бассейнам.  Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные   воды   области.   Их   запасы,   распространение,   свойства   и   значение   в   природных процессах.     Оценка   водных   ресурсов   области.     Влияние   деятельности     человека   на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Практические работы. 1. Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов (длина, площадь бассейна, падение реки, уклон). 2. Вычисление характеристик стока рек области ( расход, годовой сток). 3. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний. 4. Описание реки по плану. 5. Описание озера по плану. Работа с картой. 1. Работа с  географической номенклатурой по теме. 2. Анализ карт атласа. 4.  Почвы. Почвенные ресурсы  (2 часа). Условия   формирования   почв   на   территории   области.   Основные   типы   почв   и   их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их   деградация   и   загрязнение.   Проблемы   рационального   использования,   охраны   и восстановления почвенных ресурсов области. Практические работы 1.  Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования». 2.  Создание проекта рекультивации земель. 3.  Сравнительная характеристика типов почв области. 4.  Оценка земельных ресурсов области. 5.Растительность и Животный мир  области (4 часа). Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика   основных   зональных   типов   растительности.   Редкие   и   исчезающие   виды растений.   Растительные   ресурсы,   проблемы   их   охраны,   восстановления   и   рационального использования.   Особенности   распространения   представителей   животного   мира. Характеристика животного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия   жизни,   приспособляемость   к   условиям   среды   и   др.).   Редкие   и   исчезающие   виды животных.   Проблемы   охраны   и   восстановления   численности   и   видового   разнообразия животного мира. 6.Физико­географическое (природное) районирование (5 часов).                Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы  природного районирования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов  области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных  комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты.  Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего  места жительства.  Оренбургский степной заповедник.         7.Человек и природа (2 часа). Исторические   этапы   освоения   природных   ресурсов   территории.   Основные   виды антропогенного воздействия на природу области. Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь.   Экологические   последствия   деградации   природной   среды   и   прогноз   ее изменения.   Основные   направления   охраны   природы   и   рационального   использования природных ресурсов области. Экскурсии 1. Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.  2. Экологические проблемы района своего места жительства. 3. Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе). Работа с картой 1.  Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных. 2. Показывать и знать нахождение заповедных территорий области. 3. Составлять экологическую карту области. 4. Знать нахождение уникальных памятников природы области. РАЗДЕЛ  III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (34 часа). 1.Оренбургская область на карте России (4 часа). Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим  транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с  зарубежными странами, а также по отношению к другим важным хозяйственным и социально­ политическим явлениям. Положительные и отрицательные стороны экономико­ географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка. Влияние ЭГП на особенности  населения, уровень развития и специализацию хозяйства области. Изменение качества ЭГП  области в различные исторические периоды и в последние годы.                      Изменение территории и административных границ Оренбургского края. От губернии к области. Современное административно­территориальное деление области, его единицы ­ административные районы и города областного подчинения. 2.Население (9 часов).  История заселения территории и ее освоение представителями разных народов.  Современный   многонациональный   состав   населения.   География   расселения   крупнейших национальностей.   Межнациональные   отношения,   сосуществование   и   взаимообогащение различных национальных культур на территории области. Динамика численности населения. Естественное движение, возрастной и половой со­ став, различия этих показателей по территории области и их причины. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города. Особенности облика, планировки и архитектуры населенных пунктов области в различных ее регионах, как следствие природных и исторических причин. Практическая работа 1.  Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения   и их анализ. 2.  Составление картограмм «Естественное движение населения области»   и «Миграции» на основе статистических данных и их анализ. 3.  Построение   по   статистическим   данным   диаграмм   структуры   занятости   населения   и отраслевой структуры промышленности. Работа с картой 1.   На карту нанести национальный состав области. 2.   На   карту   нанести   районы   с   разной   плотностью   населения,   сформулировать   вывод   о существующих различиях. 3.  Материальное производство (14 часов).  Уровень   развития   и   общие   особенности   экономики   области   на   фоне   России. Отраслевая   структура   хозяйства   и   отрасли   общероссийской   специализации.   Современные социально­экономические проблемы развития и их влияние на территориальную организацию хозяйства. Промышленность. Общая оценка обеспеченности ее развития природными, трудовыми и   информационно­интеллектуальными   ресурсами   области.   Состояние   и   динамика производства.   Географическая   характеристика   ведущих   отраслей   и   предприятий,   их представляющих. Сельское   хозяйство.   Состояние   и   динамика   производства.   Соотношение   растение­ водства и животноводства. Особенности специализации. Характеристика основных отраслей и их   размещения   на   территории   области.   История   освоения   целинных   земель   и   его экологические,   социальные   и   экономические   последствия.   Развитие   новых   форм   хозяйст­ вования в аграрной сфере. Практическая работа. 1.    Составление картодиаграммы «Промышленность». 2.    Составление картосхемы «Производственные связи предприятия» (по итогам экскурсии). 3.    Проект «Размещение предприятия на основе анализа имеющихся природных условий и ресурсов своего населенного пункта». Работа с картой 1.     На контур нанести города и обозначить для них важнейшие отрасли промышленности. 2.     На   контур   нанести   основные   центры   ведущих   отраслей   промышленности   крупных городов области. 3.      На   контур   нанести   сельскохозяйственные   районы   области.   Районы   возделывания основных культур. Экскурсия  на промышленное или сельскохозяйственное предприятие (2 часа). 4. Инфраструктурный комплекс (4 часа).  Транспортная система области. Роль основных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров.   Развитие   современных   средств   связи   в   области.   Отрасли   социальной инфраструктуры. Развитие жилищно­коммунального хозяйства и сферы услуг, различия по территории, а также в городах и сельской местности. Профессиональное образование, его роль в подготовке квалифицированных кадров для хозяйства области. География средних специальных и высших учебных заведений области. Профессиональные учебные заведения своего административного района и места жительства. Внешние экономические связи области, их формы. Динамика и структура внешней торговли. 5. Социально­экономические различия на территории области (3 часа). Экономико­географическая   характеристика   Западного,   Центрального   и   Восточного Оренбуржья. Свой административный район и населенный пункт. Их социально­ и экономико­ географическая   характеристика,   место   в   различных   сферах   жизни   области.   История заселения   и   развития   своего   места   жительства,   ее   отражение   в   современном   облике. Топонимика области и своего места жительства. Значение изучения топонимики в познании природы, истории и культуры своего края. Практическая работа. 1.    Составление на основе анализа статистических  данных географических характеристик одного из  подрайонов области. 2.    Составление характеристики промышленного узла. 3.    Используя типовой план, изучить крупнейшие города области. Работа с картой 1.     Нанести на контур промышленные узлы, внутриобластные экономические районы. УМК курса. 1. География Оренбургской области. Учебник для 8­9 классов общеобразовательной  школы. А.А.Чибилев и др.­М.:Издательство МГУ,2002.­192 с. 2. А.А.Чибилев. “ПРИРОДА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ”. (Часть I. Физико­ географический и историко­географический очерк). Оренбургский филиал Русского  географического общества. Оренбург,1995.  3. Мусихин Г.Д. МИНЕРАЛЫ ОБЛАСТИ: В СЕРИИ “ПРИРОДНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ  ЮЖНОГО УРАЛА”. Екатеринбург: УрРАН, 1996.  4. Климентьев А.И., Блохин Е.В. ПОЧВЕННЫЕ ЭТАЛОНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ  ОБЛАСТИ: Материалы для Красной книги почв Оренбургской области, 1996.  5. ПРОБЛЕМЫ СТЕПНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (экология, плодородие и  рацинальное использование почв)  (Сборник научных трудов, посвященный 150­летию со дня рождения В.В.Докучаева. ­  Оренбург: ДиМур, 1996­140с.  6. 7. СТЕПНОЙ ЗАПОВЕДНИК “ОРЕНБУРГСКИЙ”: Физико­географическая и  экологическая характеристика. Екатеринбург: УрОРАН, 1996. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Приложение ___  к рабочей программе  основного общего образования  по предмету географии Оренбургской области «МИХАЙЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БУГУРУСЛАНСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ. РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №____ от «__»  08. 2017г руководитель МО ______________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по УР___________ О.С.Прокофьева  «___»_________ 2017 г. УТВЕРЖДАЮ И.о.директор школы ______________ В.П. Столярова «___»__________ 2017 г. Календарно­тематическое планирование по предмету география Оренбургской области Классы – 8а,8б Учитель: Ткачук Татьяна Макаровна Квалификационная категория: высшая Стаж работы по предмету: 4 года Количество часов по учебному плану 34(1 час в неделю)                              Учебник: «География Оренбургской области» 8­  9 класс.                              Авт.: А.А.Чибилев и др.­М.: Издательство МГУ.2002 с.Михайловка 2017 ­2018 учебный год № урока Календарно ­ тематическое планирование 8 класс   Раздел, тема урока. срок план факт Первые знания о территории Оренбургской области. Кто населял территорию области в древности? Освоение территории области в XVIII – XX вв. Семинар. Исследователи Оренбургского края.   РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 1. История географических исследований и освоения территории области (4 часа).  Урок 1  Урок 2  Урок 3  Урок 4   2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа) Урок 5 Урок 6 Урок 7  РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ. 1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов).  Урок 8  Урок 9  Урок  10 Образование Оренбургской губернии. Географическое положение. Территория и границы. Административно – территориальное устройство. Тектоническое строение основных форм рельефа. Формирование платформенной части области. Развитие Уральских гор. Урок 11  Урок 12  Урок 13 Урок­ практикум: « Полезные ископаемые». Равнины и горы. Процессы формирующие рельеф земной поверхности.  Влияние деятельности  человека на рельеф.   2. Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа). Урок 14 Урок 15 Урок 16 Урок 17 Особенности климата области. Распределение основных элементов климата. Времена года, фенологический календарь. Агроклиматические ресурсы области.  Влияние климата на жизнь и здоровье человека.   3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа). Внутренние воды области.  Урок 18 Реки. Урок 19 Озера, водохранилища и подземные воды. Урок 20 Водные ресурсы охрана вод. Урок 21   4. Почвы. Почвенные ресурсы (2 часа). Урок 22 Урок 23   5. Растительность и Животный мир области (4 часа). Растения населяющие территорию области. Урок 24 Полезные растения Оренбургской области. Урок 25 Урок 26 Особенности животного мира.   Конференция: Растения и животные на страницах «Красной Урок 27 книги».  Почвы. Условия образования почв. Чернозем – «царь почв». Охрана почв. Особенности ландшафтов края. Сыртовые ландшафты Русской равнины. Горы и равнины складчатого Урала. Ландшафты Тургайской равнины. Типы местности области.   6. Физико – географическое районирование (5 часов). Урок 28 Урок 29 Урок 30 Урок 31 Урок 32   7. Человек и природа (2 часа). Урок 33 Урок 34 Важнейшие экологически проблемы области и их взаимосвязь. Экскурсия.Охрана природы. Особо охраняемые территории. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Географическое краеведение позволяет: всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района; формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах,  явлениях; привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки  исследовательского характера; научить делать правильные мировоззренческие выводы; развивать творчески способности у детей; прививать познавательный интерес к предмету; активизировать географическое краеведение; формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде; овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения  природных закономерностей. В результате изучения географического краеведения ученик должен знать/понимать основные географические понятия и термины; различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим  положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области; специфику географического положения и административно­территориального устройства  Оренбургской Российской Федерации; особенности ее природы; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по  сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и  явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения  географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,  составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных  источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;  географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных  характеристик компонентов природы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для: ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за  отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в  результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения  комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с  помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности,  ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных  стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области

Рабочая программа по географии Оренбургской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018