Рабочая программа по географии в 9 классе
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии в 9 классе

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
9 кл
30.01.2017
Рабочая программа по географии  в  9 классе
Программа по географии в 9 классе разработана на основе Сборника нормативных документов География Москва, «Дрофа» / Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд. стереотип. – Москва: Дрофа Баринова И.И., Дронов В.П. Программа по курсу «География России 8-9 классы»Содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование
рабочая программа 9.docx
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Парамоновская ООШ Приказ от  30.08.2016г. № 30 ____________/Е.А.Ермолова/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии Уровень общего образования (класс): основное общее  9  класс Количество часов: 67 часов Учитель: Царану Надежда Петровна Программа разработана на основе  Сборника нормативных документов География М., «Дрофа» / Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров,  А.Г. Аркадьев. – 2­е изд. стереотип. – М.: Дрофа Баринова И.И., Дронов В.П.  Программа по курсу «География России 8­ 9 классы» Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А курса «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: население и хозяйство»  9 класс Пояснительная записка Рабочая программа  разработана  на основе: / Сборник нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.  Аркадьев. – 2­е изд. стереотип. – М.: Дрофа Баринова И.И., Дронов В.П.   Программа по курсу «География России 8­9 классы» Основной образовательной программы МБОУ Парамоновской ООШ на 2016­ 2017 учебный год по БУП – 2004 Цель ­ сформировать у учащихся представление  о родной стране,  подвести их к пониманию своего места в стране и в мире, сформировать образ России, с   одной   стороны,   как   целостный,   а   с   другой   –   территориально дифференцированный, разнообразный. Россия рассматривается как единство в многообразии.  Задачи:   ориентация   в   российском   пространстве,   формирование   умения адаптироваться   к   окружающей   среде,   в   том   числе   экономической, социальной, культурной;   освоение   знаний   об   основных   экономико­географических   понятиях, населении и хозяйстве разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;  овладение умениями   использовать один из «языков» международного общения   ­   географическую   карту,   статистические   материалы, современные   геоинформационные   технологии   для   поиска, интерпретации   и   демонстрации   различных   географических   данных; применять   географические   знания   для   объяснения   и   оценки экономических процессов;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   решения   экономических   задач, способностей   в   процессе   самостоятельного приобретения новых знаний;  воспитание   любви   к   своей   местности,  своему   региону,  своей   стране, взаимопонимания   с   другими   народами;   экологической   культуры, позитивного отношения к окружающей среде;  формирование   способности   и   готовности   к   использованию географических   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни,   сохранению окружающей   среды   и   социально­ответственному   поведению   в   ней; адаптации   к   условиям   проживания   на   определенной   территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Общая характеристика предмета:   происходящих   в Программа   разработана   с   учетом   изменений, общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.  Новизна   предлагаемой   программы   состоит     в   последовательном   развитии идей   гуманизации   школьного   географического   образования,   включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. По   предмету   «География   России»   четко   просматривается   комплексный подход к изучению природы, населения и хозяйства. При   изучении общей характеристики   России   рассматриваются   взаимосвязанные   между   собой содержательные блоки «природа» ­ «население» ­ «хозяйство». Предмет    «География   Россия.   Население   и   хозяйство»   завершает географическое   образование   учащихся   в   основной   школе.   Он   содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ОГЭ. Предмет     подводит   учащихся   к   пониманию   необходимости   «готовности   к переменам». Пожалуй, именно он несет основную нагрузку при формировании российской идентичности.       Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта,   дает   распределение   учебных   часов   по   крупным   разделам   и последовательность   их   изучения.   При     изучении   географических   регионов рассматриваются   как   природные,   так   и   социально­экономические особенности   региона,   прослеживаются   взаимосвязи   между   природными условиями,   ресурсами   и   направлениями   хозяйственной   деятельности населения.   Благодаря   этому   высвобождается   время   для   выполнения практических работ и  изучения географии Ростовской области.    В  базовый предмет «Географии России. Население и хозяйство » включено содержание курса «География Ростовской области. Население и хозяйство».      Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Ценностные ориентиры содержания географии Школьный   предмет   географии   играет   важную   роль   в   реализации основной   цели   современного   российского   образования   ­   российского образования   ­   формирование   всесторонне   образованной,   инициативной   и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,   ценностных   ориентаций,   идейно­нравственных,   культурных   и этических   принципов   и   норм   поведения.   В   этой   связи   важнейшей методологической   установкой   является   установка   на   формирование   в   его рамках   системы   базовых   национальных   ценностей   как   основы   воспитания, духовно­нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе   обучения   географии   у   выпускника   основной   школы   должны   быть сформированы: 1. ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально­личностные позиции: o осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и   локальном   уровнях   (житель   планеты   Земля,   гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); o осознание   целостности   географической   среды   во   взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; o представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; o осознание   единства   географического   пространства   России   как единой   среды   обитания   всех   населяющих   ее   народов, определяющей общность их исторических судеб; o осознание   значимости   и   общности   глобальных   проблем человечества; 2. гармонично развитые социальные чувства и качества:  патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;  любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;  гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;  уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;  эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающей   среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Место предмета в базисном учебном плане: На  изучение географии в 9 классе отводится 2 часа  в неделю.  Программа по географии для 9класса составлена на 67 часов в соответствии с учебным   планом,   календарным   учебным   графиком   и   расписанием   уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2016­2017 учебный год. Состоит  из блоков:  I – Место России в мире (37ч) II – Районирование России (20ч) Обобщающее  повторение – 1 час III – География Ростовской области (9ч) Содержание учебного предмета Раздел.  Население России   Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.  Половой   и   возрастной   состав   населения   страны.  Своеобразие   половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы   и   религии   России.  Россия   –   многонациональное   государство. Многонациональность   как     специфический   фактор   формирования   и   развития   России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения:   их   обусловленность   природными,   историческими   и   социально­экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции   населения   России.  Направления   и   типы   миграции   на   территории   страны: причины,   порождающие   их,   основные   направления   миграционных   потоков   на   разных   этапах развития страны.  Трудовые ресурсы России.  Неравномерность   распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в   уровне занятости и уровне   жизни населения России, факторы их определяющие.  Практические работы. Анализ карт населения.  Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений. Раздел. Хозяйство России  Особенности развития хозяйства России.  Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия   и   факторы   размещения   предприятий.     Отраслевая   структура   функциональная     и территориальная структуры хозяйства, их особенности. Первичный   сектор   экономики.  Его   состав,   особенности   входящих   в   него   отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно­ресурсный потенциал России его   оценка,   проблемы   и   перспективы   использования.   Группировка   отраслей   по   их   связи   с природными ресурсами. Основные ресурсные базы. Сельское хозяйство. Отличия   сельского   хозяйства   от   других   хозяйственных   отраслей. Земля   ­   главное   богатство   России.   Сельскохозяйственные   угодья,   их   структура.   Земледелие   и животноводство Садоводство и виноградарство. Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в   российской   экономике.   География   лесного   хозяйства.   Заготовка   пушнины   –   традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.  Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Практические работы.  Анализ   экономических   карт   для   определения   типов   территориальной   структуры   хозяйства. Группировка   отраслей   по   различным   показателям.   Оценка   природно­ресурсного   потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики.  Его  состав,  особенности  входящих  в  него  отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития. Топливно­энергетический комплекс (ТЭК).  Состав,   место   и   значение   в     хозяйстве. Нефтяная,   газовая,   угольная   промышленность:   основные   современные   и   перспективные   районы добычи, система нефте­ и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и   доля   в   производстве   электроэнергии.   Энергосистемы.     Современные   проблемы   ТЭК.   ТЭК   и охрана окружающей среды. Машиностроение.  Состав,   место   и   значение   в     хозяйстве.     Факторы   размещения   машиностроительных предприятий. География науко­, трудо­  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно­промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.  Металлургия.  Состав,  место  и  значение  в    хозяйстве.   Черная  и  цветная  металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.   Химическая   промышленность.  Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве.     Факторы размещения   предприятий,   особенности   географии   важнейших   отраслей.   Основные   базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие   лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.  Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития. География   коммуникаций.  Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный,   водный   и   воздушный   транспорт.   Преимущества   и   недостатки   отдельных   видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.  География науки.  Наука,  ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. География социальной сферы. Состав,   место   и   значение   в   хозяйстве.   Социальная инфраструктура;   ее   состав   и   роль   в   современном   обществе.   География   жилищного     и рекреационного   хозяйства.   Жилье   –   одна   из   главных   потребностей   человека.   Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России. Практические работы.  Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.   Составление   характеристики   одного   из   угольных   бассейнов   по   картам   и статистическим материалам. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Раздел. Регионы России    экономическое,   историко­географическое, Районирование   России.   Задачи,   принципы   и   проблемы.     Виды   районирования   (физико­ географическое,   природно­хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.  Районы   и   крупные   регионы   России.   Состав   района,   региона.  Особенности   географического, геополитического   и эколого­географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко­географические этапы формирования района, региона. Население:   численность,   естественный   прирост   и   миграции,   специфика   расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона   в социально­экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.  Раздел. Россия в современном мире  Место   России   среди   стран   мира.   География   государств   нового   зарубежья.   Оценка   их исторических, политических,   экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Практические работы.  Анализ разных видов районирования России. Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона. Раздел.  География своей республики (края, области).  Определение особенностей  географического  положения  территории,  основных этапов ее освоения.   Оценка   природных   ресурсов   и   их   использования.   Этапы   заселения,   формирования культуры   народов,   современного   хозяйства.   Характеристика   внутренних   различий   районов   и городов. Достопримечательности. Топонимика. Плановых оценочных практических работ  ­ 9  обозначение №   1.  Определение   по   картам   особенностей   экономико­географического положения России. № 2.Анализ по картам и статистическим материалам особенностей  размещения крупных народов России. № 3. Построение картосхемы основной зоны размещения населения России и     миллионеров. № 4. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого   и металлоёмкого машиностроения по картам. № 5. Построение картодиаграммы топливной промышленности России. № 6. Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России. № 7.  Составление  картосхемы  экономического  развития  Северо­ Кавказского  экономического  района. № 8. Обозначение на контурной карте экономических районов России городов карте   ­     на № 9. Характеристика АПК Ростовской области. Календарный график: Тема Часы  Сроки Раздел I: «Общая часть курса» Раздел II:  «Региональная часть  курса»   Обобщающее   повторение  Раздел III: «География  Ростовской области» Итого: 37 20 1 9 67 Практические работы 10.09. ­ п/р № 1 24.09. – п/р № 2 01.10. – п/р № 3 11.11 – п/р № 4 26.11. – п/р № 5 11.02. – п/р № 6 10.03. – п/р № 7 15.04. – п/р № 8 проведения  02.09. – 27.01. 26.01. – 21.04. 21.04. 22.04. – 20.05. 19.05. – п/р № 9 Срок и форма контроля 27.01. – тест  21.04. – тест  20.05 ­ практикум Календарно­тематическое планирование ­ география                       9 класс № Название раздела, темы урока Сроки проведения урока Колич ество часов Основные виды учебной деятельности Практические работы Раздел I: «Общая часть курса» ­ 37 часов  1. Место России в мире 02.09.2016 2.  Географическое положение и  03.09. границы  России   3. Экономико­ и  политико­ 09.09. географическое положение  России  Государственная территория  России        П/р №1 4 10.09. 5 Исторические особенности  16.09. размещения населения России 6 Численность  и естественный  17.09. прирост населения  РФ – многонациональная страна 23.09. 7 8 Миграции населения.     П/р№2   24.09. 1 1 1 1 1 1 1 1 Презентации, лекция.  Работа с картой, определение  особенностей ЭГП и ПГП России и  направлений изменения ГП во  времени и пространстве. Работа  с  дополнительными материалами Субъекты РФ, их различия.  Показывать на карте субъекты Работа по контурным картам Презентации, работа по карте и  атласу, контурной карте. Работа с диаграммами,  статистическими таблицами Работа с понятиями: миграция,  эмиграция, депортация,  иммиграция. Город, типы населенных пунктов,  Практическая  работа №1:  «Определение  особенностей  ЭГП России» Практическая  работа №2  «Анализ  Дома шнее задан ие §1 §2 § 3 §4 §5 § 6 §7 §8 9 Городское и сельское население. Расселение населения. 10 Итоговый урок по теме  «Население России».  Практическая работа №3 30.09. 01.10. 11 Структура экономики России 12 Проблемы ресурсной основы  экономики России. 07.10. 08.10. 13 Роль России в современной  14.10. мировой экономике.  14 Научный комплекс экономики  15.10. 1 1 1 1 1 1 §9 §10 §11 §12 §13 зоны расселения. Трудовые ресурсы, активное  население, пассивное население,  рынок  труда, безработица. Строить и анализировать графики и статистические таблицы. статистических  показателей,  характеризующи х население  страны» Практическая    картой,   Презентации   по   теме,   работа   с   атласом, учебником, статистическими таблицами,   Интернет­ресурсами. схемами,  в   разных Уметь источниках   и   анализировать информацию,   необходимую   для  находить России. 15 Экономический кризис,  21.10. перспективы  развития России 16 Машиностроение ­ ведущий  межотраслевой комплекс в  хозяйстве России. 17 Факторы размещения  машиностроения 18 География машиностроения 19 Практическая работа №4 20 Военно­промышленный  комплекс 22.10. 28.10. 29.10. 11.11. 12.11. 21 Роль и особенности ТЭКа. 22 Топливная промышленность  23 Электроэнергетика России. 18.11. 19.11. 25.11. 1 1 1 1 1 1 1 1 1   изучения географических объектов и   явлений,   их   обеспеченности природными   и   человеческими хозяйственного ресурсами, потенциала, экологических  составлять  краткую проблем; географическую   характеристику разных   территорий   на   основе разнообразных источников географической   информации   и форм ее представления      Информация СМИ, дискуссия  §10­ 13,  сооб щени я §14 §15 §16 §17 Практическая  работа №4:  «Определение  главных районов  размещения  отраслей  машиностроения России» Сравнение между собой крупных  угольных бассейнов и нефтяных баз России по данным статистических  материалов, таблиц и картам. Практическая работа «Построение   №5: §18 §19 §20 2 4 Итоговый урок по теме:  «Топливно­энергетический  комплекс России». П.р. № 5 26.11 25 Состав и значение комплекса  конструкционных материалов. 02.12. 26 Металлургический комплекс. 03.12. 27 География металлургического  09.12. комплекса. 28 Цветная металлургия 29 Химико­лесной комплекс. Факторы размещения  химических предприятий  комплекса. 10.12. 16.12. 30 Лесная промышленность 17.12. 1 1 1 1 1 1 1 Презентации   по  теме,  групповая  и индивидуальная работа. Определение   главных   факторов размещения   металлургии   меди   и алюминия.   Работа   по   карте   и атласу, контурной карте. картодиаграмм ы   топливной промышленност §21 Составление характеристики одной из баз химической промышленности по   картам   и   статистическим материалам. Презентации   по  теме,  групповая  и индивидуальная работа. Определить по карте основные  районы выращивания зерновых и  технических культур, главные  §22 §23 §24 §25 §26 §27 31 Состав и значение АПК. 32 Земледелие и животноводство. 23.12. 24.12. 33 Пищевая и легкая  промышленность 34 Состав инфраструктурного  комплекса 35 Виды транспорта Роль  транспорта. 36 Связь, сфера обслуживания. 37 Итоговое обобщение: «Место  России в мире» 13.01.2017 14.01. 20.01. 21.01. 27.01. 1 1 1 1 1 1 1 районы животноводства,  особенности зональной  специализации сельского хозяйства Заполнение таблицы «Виды  транспорта» Тест  Раздел II: Региональная часть курса»  ­ 21 час 38 Районирование территории  России. 39 Западный макрорегион 40 Центральная Россия. ЭГП,  41 Население и главные черты  хозяйства 42 Узловые районы Центральной  России.              П.р. № 6 28.01. 03.02. 04.02 10.02. 11.02. 43 Волго­Вятский и Центрально­  17.02. 1 1 1 1 1 1 Работа с понятиями и терминами. Работая   с   презентациями, картой,  выделять,   описывать   и объяснять  существенные признаки географических   объектов   и явлений; находить в разных источниках и  анализировать информацию,  необходимую для изучения  географических объектов и  Практическая  работа №6:  «Составление  §28 §29 §30 §31 §32,  33 §34 §35 §36 §37 §38 §39,  40 §41 Черноземный явлений. 44 Общая характеристика Северо­ 18.02. Западной России. 45 Европейский Север: ЭГП,  25.02. особенности природно­ ресурсного потенциала и  населения. 46 Хозяйство Европейского Севера. 03.03. 47 Северный Кавказ: особенности  04.03. географического положения,  природные условия и ресурсы. 48 Население и хозяйство района.  П.р. № 7 10.03. 49 Поволжье: ЭГП, природные  11.03. условия и ресурсы 50 Население и хозяйство района. 17.03. 51 Урал. Географическое  18.03. положение, природные условия и  ресурсы. 52 Население и хозяйство района. 24.03. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Используя Интернет­ресурсы,  СМИ,  приводить примеры:  использования и охраны природных  ресурсов, адаптации человека к  условиям окружающей среды,  внутригосударственных и внешних  экономических связей России.  Составление и анализ схемы  хозяйственных связей Двинско­ Печерского района. Выявление и анализ условий для  развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. Работа по учебнику, карте и атласу Составление  картосхемы  Северного Урала картосхемы  размещения  хозяйства  Центральной  России» Практическая  работа №7:  «Составление  картосхемы  развития Северо­ Кавказского  района» §42 §43,  44 §45 §46 §47,  48 §49 §50,  51 §52 §53, 53 Восточный макрорегион –  25.03. азиатская Россия. 54 Западная Сибирь. 55 Восточная Сибирь 56 Дальний Восток: особенности  развития. 57 Итоговый урок по теме  «Восточный макрорегион».    П.р. № 8 07.04. 08.04. 14.04. 15.04. 58 Обобщающее  повторение    21.04. 1 1 1 1 1 1 Презентации по теме, работа по  картам и атласу, контурной карте.  Интернет­ресурсы и СМИ –  дискуссия о месте Дальнего  Востока в экономике современной  России. Тест  Практическая работа   №8: «Обозначение   на контурной   карте экономических районов России» Раздел III: «География Ростовской области» ­ 9 часов 60 ЮФО. Особенности  ЭГП  22.04. территории Ростовской области. 61 Население  и  социальная  28.04. инфраструктура 62 Промышленность  29.04. 1 1 1 Презентация по теме. Работа по  карте и атласу, конспект,  заполнение таблицы Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по  заполнению контурных карт Анализ таблиц, работа с  презентацией, атласом 54 §55,  56 §57 §58 §59 § 8 § 9 § 10 63 АПК Ростовской области 05.05. 64 Особенности транспорта 06.05. 65 Современные природно­ 12.05. антропогенные ландшафты  области  66 Экологические  проблемы.  13.05. Особо охраняемые природные  территории. Морозовский район. П.Р. № 9 19.05. 1 1 1 1 1 Эвристическая беседа по  результатам групповой работы:  обсуждение особенностей  хозяйства Учебное исследование по картам,  составление таблицы Интернет­ресурсы, сообщения  учащихся Интернет­ресурсы, сообщения  учащихся, презентации по теме Учебное исследование по картам и учебнику § 11 § 12 § 13 § 14,  15 § 16 Практическая   работа №9:  «Географическая  характеристика  района» 6 7 6 8 Итоговый урок по теме:  «Ростовская область 20.05.2017 1 Письменная работа (Рабочая  тетрадь) Результаты освоения и система оценки: Формы текущего контроля: практическая работа, письменная проверочная  работа, тест Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важными формами деятельности учащихся являются:  практическая   деятельность   учащихся   по   проведению   наблюдений, постановке   опытов,   описанию экологических   последствий   при   использовании   и   преобразовании окружающей среды;    учету   природных   объектов,  развитие   практических   умений   в   работе   с   дополнительными   справочниками, источниками   информации:  словарями, научно­популярной литературой, ресурсами Internet и др.  энциклопедиями, В   преподавании   курса       используются   следующие  формы   работы  с учащимися:  работа в малых группах (2­5 человек);  проектная работа;  подготовка сообщений/ рефератов, презентаций;  исследовательская деятельность;  информационно­поисковая деятельность;  выполнение практических  работ. Результаты   обучения:   Результаты   изучения   предмета   приведены   в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует   стандарту.   Требования   направлены   на   реализацию деятельностного, практико­ориентированного и личностно­ориентированного подходов;   освоение   учащимися   интеллектуальной   и   практической деятельности;   овладение   знаниями   и   умениями,   востребованными   в повседневной   жизни,  позволяющими   ориентироваться   в  окружающем   мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Результаты освоения учебного предмета и система  оценки:  В результате изучения географии ученик должен  знать/понимать: • • основные   экономико   ­   географические   понятия   и   термины;   различия экономических географических карт по содержанию;  географические   явления   и   процессы   в   геосферах,   их   изменение   в результате деятельности человека; • • • • • • • • • • существенные   признаки различия   в   хозяйственном   освоении   разных   территорий   и   акваторий; связь   между   географическим   положением,   природными   условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; специфику   географического   положения   и   административно­ территориального   устройства   Российской   Федерации;   особенности   ее населения, основных отраслей хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов; природные   и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических проблем   на   локальном,  региональном   и   глобальном   уровнях;   меры   по сохранению   природы   и   защите   людей   от   стихийных   природных   и техногенных явлений; экономическую   географию   Ростовской   области,   вклад   Морозовского района в развитие области. Уметь: выделять,   описывать   и   объяснять  географических объектов и явлений; находить  в   разных   источниках   и   анализировать   информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий   России,   их   обеспеченности   природными   и   человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить   примеры:   использования   и   охраны   природных   ресурсов, адаптации   человека   к   условиям   окружающей   среды,   ее   влияния   на формирование   культуры   народов;   районов   разной   специализации, центров   производства   важнейших   видов   продукции,   основных коммуникаций   и   их   узлов,   внутригосударственных   и   внешних экономических   связей   России,   а   также   крупнейших   регионов   и   стран мира; составлять  краткую   экономико­географическую   характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять  на     карте географические координаты и местоположение географических объектов; применять  метод   проектов,   информационные   технологии   для определения количественных и качественных характеристик экономики районов;   представлять   результаты   исследований   в   разной   форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: • • • • • ориентирования   в   экономических   вопросах;   чтения   карт   различного содержания; проведения   наблюдений   за   отдельными   экономическими   процессами   и явлениями,       изменениями   в   природе   в   результате     антропогенных воздействий; оценки их последствий; определения   комфортных   и   дискомфортных   параметров   природных компонентов своей местности; решения   практических   экономических   задач   по   развитию   экономики своей области, района;   проведения   самостоятельного   поиска   географической   информации   на местности   из   разных   источников:   картографических,   статистических, геоинформационных.          Называть (показывать):   основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие  промышленные центры;   основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;    отрасли местной промышленности.  географические районы, их территориальный состав;            Описывать:   природные ресурсы;   периоды формирования хозяйства России;   особенности отраслей;   традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально­ территориальных образованиях;   экономические связи районов;   состав и структуру отраслевых комплексов;   основные грузо ­ и пассажиропотоки.           Объяснять:   различия в освоении территории;   влияние разных факторов на формирование географической структуры  районов;   размещение главных центров производства;   сельскохозяйственную специализацию территории;   структуру ввоза и вывоза;   современные социально­экономические и экологические проблемы  территорий.            Прогнозировать:   возможные пути развития территории под влиянием определённых  факторов.  Критерии оценки устного ответа: Оценка «5» ­ ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать. Оценка «4» ­ есть небольшие недочеты по содержанию ответа. Оценка «3» ­ есть неточности по сути раскрываемых вопросов. Оценка «2» ­ есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие  знаний и умений. 2. Критерии оценки письменного ответа: «5» – выполнил всё задание правильно;                                                                   «4» ­ выполнил всё задание с 1­2 ошибками;                                                            «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;                «2» –не выполнил задание.   1.  Выполнение тестовых заданий. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания «дополните   предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла  соответственно. Критерии оценок: «5»: (85 – 100% от общего числа баллов);  «4»: (70 – 84%);      «3»: (50 – 69%); «2»: менее 50% 2. Оценка   качества   выполнения   практических   и   самостоятельных работ по географии:   Объективность в оценке выполнения практических работ особенно важна в том   случае,   когда   учитель   использует   практические   или   самостоятельные работы   с   целью   проверки   уровня   сформированности   у   учащихся теоретических знаний и практических умений.     В   реальном   учебном   процессе   при   оценке   конкретной   практической   и самостоятельной работы очень сложно, да и нецелесообразно отделять знания от умений и, как правило, проводится комплексная оценка. Оцениваются уме­ ния   учащихся   применять   свои   теоретические   знания   при   выполнении практических или самостоятельных работ. Учитывая реальную потребность учителей в четком определении критериев в оценке   качества   выполнения   практических   и   самостоятельных   работ, предусмотренных программой, предлагаем такой вариант оценки их качества. Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполняется в полном объеме с соблюдением   необходимой   последовательности.   Учащиеся   работают полностью   самостоятельно:   подбирают   необходимые   для   выполнения предлагаемых   работ   источники   знаний,   показывают   необходимые   для проведения   практических   и   самостоятельных   работ   теоретические   знания, практические умения и навыки. Работа   оформляется   аккуратно,   в   наиболее   оптимальной   для   фиксации результатов   форме.   Форма   фиксации   материалов   может   быть   предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме   и   самостоятельно.   Допускается   отклонение   от   необходимой последовательности   выполнения,   не   влияющее   на   правильность   конечного результата   (перестановка   пунктом   типового   плана   при   характеристике отдельных территории или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем   источники   знаний,   включая   страницы   атласа,   таблицы   из приложения   к   учебнику,   страницы   из   статистических   сборников.   Работы показывает   знание   учащимися   основного   теоретического   материала   и овладение   умениями,   необходимыми   для   самостоятельного   выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в   оформлении результатов работы. Отметки «3» Практическая  работа выполняете» в оформляется  учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных  и  уже выполнивших     на «отлично» данную   работу   учащихся.   На  выполнение   работы   затрачивается   много времени   (можно   дать   возможность   доделать   работу   дома).   Учащиеся показывают  ЗНАНИЯ  ТЕОРЕТИЧЕСКОГО    материала,   но   испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическим материалом, географическими инструментами. Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой   работы.   Полученные   результаты   не   позволяют   сделать   правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание   теоретического   материала   и   отсутствие   необходимых   умений. Руководство   и   помощь   со   стороны   учителя   и   хорошо   подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение   образовательного процесса: Используемый УМК: 1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2010­2012гг. 2.  Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. 3.  В.Н.Алексенко,   М.И.Мартынова   География   Ростовской   области   – Ростов­на­Дону,2011 ­ 2014 4.  Атлас Ростовской области. 5.  Рабочая   тетрадь   –   География   Ростовской   области,   Ростов­на­Дону, 2014 – 2016гг. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ 1 Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 – 9 классы». Москва, «Дрофа». 2 Перлов Л.Е. «Дидактические карточки­задания по географии. 8 – 9 классы». Москва, «Экзамен». 3 Пятунин   В.Б.   «Проверка   и   оценка   результатов   обучения   географии.   Методическое пособие». Москва, «АСТ». Цифровые образовательные ресурсы: 1 Виртуальная школа  Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9  класс» 2 Презентации по географии 9 класса 3 Интернет –ресурсы: http://www.openclass.ru/ ; http://pedsovet.su; http://geo.1september.ru/urok; http  edu     .  ru,     festival myshared      .  ru,           proshkolu  .  ru   /  catalog  / nsportal        .  ru,      zavuch  .  info  ://   collection  .1   september  .  cross    ­  .  ru,   ppt        4  web   .  ru,     Список карт: 1. Физико­географическое районирование России 2. Рекреационные ресурсы России 3. Народы России 4. Важнейшие исследования и открытия территории России 5. АПК России 6. Нефтяная промышленность России 7. Электроэнергетика России 8. Лесная промышленность России 9. Легкая и пищевая промышленность России 10.Машиностроение и металлообработка России 11.Черная и цветная металлургия России 12.Угольная и сланцевая промышленность России 13.Геологическая карта России 14.Транспорт России 15.Химическая и нефтяная промышленность России 16.Газовая промышленность России 17.Социально­экон. карта  России 18.Северный и Сев.­Зап. экономический район 19.Центральный, ЦЧ, Волго­Вятский экон. районы 20.Поволжский экономический район 21.Северо­Кавказский экономический район 22.Уральский экономический район 23.Западно­Сибирский экономический район 24.Восточно­Сибирский экономический район 25.Дальневосточный экономический район 26.Физическая карта России 27.Экономические районы России 28.Агроклиматические ресурсы России 29.Полезные ископаемые России 30.Тектонические и минеральные ресурсы России Технические средства обучения № Наименование 1 2 3 4 5 6 7  Экран ПК Мультимедийный проектор Сканер Телевизор  DVD Принтер  Кол­ во 1 1 1 1 1 1 1 СОГЛАСОВАНО _________ /Л.П. Сухова/ СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ /Л.П. Сухова/ «30_»08. 2016г. 27.01.2017г.                                                                             урок № 37 Тест: «Место России в мире» 1. С какими странами Россия имеет только морские границы: а) США, Япония; б) Швеция, Турция; в) Грузия, Казахстан; г) КНДР, Белоруссия. 2. С какой страной Россия имеет территориальные споры: а) Армения; б) Узбекистан; в) Япония; г) Белоруссия. 3. Выберите верный вариант о географическом положении России: а) территория омывается водами морей трех океанов; б) общая площадь территории составляет около 22 млн. км2; в) протяженность территории с запада на восток около 3 тыс. км; г) самая северная точка находится на островах Новая Земля. 4. Кавказские горы расположены вдоль границы России с: а) Турцией; б) Арменией; в) Ираном; г) Грузией. 5. В каком городе самые неблагоприятные природные условия для жизни населения: а) Волгоград; б) Воркута; в) Казань; г) Владивосток. 6. Назовите минеральные ресурсы, сосредоточенные в основном в европейской части  России: а) нефть и газ; в) оловянные руды и поваренная соль; б) каменный уголь и золото; г) железные руды и калийные соли. 7. Максимальные запасы гидроэнергетических ресурсов сосредоточены в бассейне: а) Волги; б) Енисея; в) Оби; г) Амура. 8. Определите основные районы размещения природных ресурсов и основные районы их  потребления: а) совпадают: и ресурсы, и потребление в европейской части; б) совпадают: и ресурсы, и потребление в азиатской части; в) не совпадают: ресурсы в европейской части, потребление – в азиатской; г) не совпадают: ресурсы в азиатской части, потребление – в европейской. 9. Наибольшая доля городского населения характерна для: а) Мурманской области; в) Республики Дагестан; б) Краснодарского края; г) Ставропольский край. 10. Выберите неверный вариант: а) миграция – механическое движение населения; б) село – населенный пункт с численностью населения < 12 тыс. человек; в) депопуляция – рост городов; г) естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью. 11. Выберите верные утверждения. а) русские значительно преобладают над другими народами; б) средняя продолжительность жизни в России выше, чем в Западной Европы и Японии; в) численность населения России в 2 раза больше населения США; г) татары относятся к индоевропейской языковой семье. 12. Соотношение полов в России: а) примерно равное; б) незначительно преобладают мужчины; в) незначительно преобладают женщины; г) значительно преобладают женщины старшего  возраста. 13. Выберите диаграмму, которая правильно показывает соотношение между ТЭС, ГЭС и  АЭС в выработке электроэнергии в России: 14. Города­миллионеры: а) Пермь, Челябинск, Воронеж; в) Волгоград, Екатеринбург, Красноярск; б) Иркутск, Хабаровск, Владивосток; г) Омск, Казань, Челябинск. 15. Найдите ошибку: а) татары – буддисты;                   в) чукчи – традиционные верования; б) адыгейцы – мусульмане;           г) удмурты – православные; 16. Укажите каменноугольный бассейн: а) Канско­Ачинский;   б) Подмосковный;    в) Печорский;   г) Ленский. 17. В каком из бассейнов добывается бурый уголь низкого качества, но себестоимость  добычи самая низкая? а) Канско­Ачинский; б) Подмосковный; в) Ленский; г) Южно­Якутский. 18. Выберите ГЭС: а) Смоленская;    б) Рефтинская;   в) Курская;   г) Братская. 19. Геотермальная электростанция построена на полуострове: а) Таймыр;   б) Камчатка;   в) Кольский;    г) Ямал. 20. Укажите месторождение медной руды: а) Качканарское; б) Ачинское; в) Верхний Уфалей; г) Красноуральск . 21. Укажите верное сочетание «город – металл – фактор размещения»: а) Красноярск – никель – энергетический; в) Норильск – алюминий – сырьевой; б) Череповец – сталь – транспортный; г) Мончегорск – никель – потребительский. 21.04.2017г.                                Тест                        урок № 58 1. Выберите верный вариант: а) Эвенкийский АО – Улан­Удэ;                    в) Республика Бурятия – Тура; б) Республика Коми – Казань;                         г) Алтайский край – Барнаул 2. Выберите вариант, в котором указаны только столицы республик: а) Казань, Нарьян­Мар, Салехард;                  в) Орел, Саранск, Анадырь; б) Петрозаводск, Уфа, Элиста;                         г) Хабаровск, Биробиджан, Якутск. 3. Укажите территорию России, вошедшую в ее состав после 1940 г.: а) Волгоградская область;                        в) Приморский край; б) острова Шпицберген;                           г) Курильские острова. 4. Укажите ресурсы Центрально­Черноземного района: а) железные руды, почвенные ресурсы;          в) фосфориты, лесные; б) нефть, газ, уголь;                                           г) бокситы, апатиты. 5. Выберите области где ведется добыча железных руд: а) Орловская и Липецкая; в) Белгородская и Курская; б) Тульская и Калужская; г) Курская и Липецкая. 6. Выберите неверный вариант: а) ГЭС – Печерская, Рефтинская, Загорская; б) ТЭС – Шатурская, Каширская, Конаковская; в) АЭС – Обнинская, Смоленская, Нововоронежская. 7.Выберите неверный вариант: а) лаковая миниатюра – Палех, Федоскино; б) деревянная игрушка – Хохлома, Городец; в) металлические расписные подносы – Елец; г) глиняная игрушка – Дымково. 8. Выберите ресурсы Северо­Западного района: а) фосфориты, сланцы;                                   в) нефть, газ; б) уголь, мрамор;                                              г) железные руды, апатиты. 9. Укажите отрасль сельскохозяйственной специализации Северо­Западного района: а) свекловодство;      в) оленеводство;       б) птицеводство;           г) льноводств. 10. Выберите населенный пункт Северо­Западного района, в котором ведется добыча  алюминиевых руд: а) Тихвин;                  б) Бокситогорск;                  в) Кингисепп;          г) Гатчина. 11. Выберите отрасль машиностроения, которая развита в Санкт­Петербурге лучше, чем в  любом другом городе России: а) тракторостроение;                        в) судостроение; б) автомобилестроение;                   г) приборостроение. 12. Выберите республику, входящую в состав Европейского Севера: а) Карелия;                  б) Якутия;                    в) Бурятия;                г) Калмыкия 13. Укажите сырье, на котором работает Череповецкий металлургический комбинат: а) железные руды КМА и коксующийся уголь Кузбасса; б) железные руды Кольского полуострова и коксующийся уголь Донбасса; в) железные руды Кольского полуострова и коксующийся уголь Печорского бассейна; г) железные руды КМА и коксующийся уголь Печорского бассейна. 14. Укажите уникальную электростанцию, действующую на Кольском полуострове: а) приливно­отливная;                      в) гидроаккумулирующая; б) атомная;                                          г) геотермальная. 15. Выберите вариант, где указаны народы, проживающие на Европейском Севере: а) карелы, ханты, башкиры;                               в) якуты, манси, коми­пермяки; б) ненцы,        коряки,           удмурты;              г) русские, коми, саамы. 16. Укажите субъекты федерации, которые не входят в состав Северо­Кавказского  экономического района: а) Кабардино­Балкария;                       в) Ростовская область; б) Оренбургская область;                   г) Ставропольский край. 17. Какие полезные ископаемые добывают на Северном Кавказе: а) бурый уголь;                      в) медные руды; б) каменный уголь;               г) вольфрамомолибденовые руды. 18. Укажите субъекты федерации, которые не входят в состав Уральского района: а) Республика Татарстан;                    в) Челябинская область; б) Удмуртская Республика;                 г) Республика Башкортостан. 19. Выделите центры цветной металлургии Урала: а) Волгоград, Красноуральск, Медногорск; б) Миасс, Пермь, Тюмень; в) Орск, Краснотурьинск, Верхний Уфалей; г) Екатеринбург, Самара, Казань. 20. Выберите верный вариант: а) автомобилестроение – Набережные Челны, Тольятти; б) судостроение – Волгоград; в) тракторостроение – Астрахань. 21. Определите экономический район по описанию. Район протянулся от зоны лесов до зоны полупустынь. Он обладает значительными  гидроэнергоресурсами, агроклиматическими ресурсами, запасами нефти и газа, а также  поваренной соли. а) Центральный;            б) Северо­Западный;           в) Поволжский;         г) Северный. 22. Укажите народ, проживающий на Северном Кавказе: а) осетины;             б) удмурты;           в) буряты;             г) карелы. 23. Укажите субъекты федерации, которые не входят в состав Восточно­Сибирского  экономического района: а) Тыва;              б) Читинская область;            в) Хакасия;          г) Приморский край. 24. Выберите народ, имеющий автономию на территории Дальневосточного  экономического района: а) русские; б) евреи; в) удмурты; г) карелы. 25. Укажите отрасли специализации Восточно­Сибирского экономического района: а) черная металлургия, машиностроение, сельское хозяйство; б) судостроение, автомобилестроение, текстильная промышленность; в) нефтяная, газовая, угольная и металлургическая промышленность; г) цветная металлургия, целлюлозно­бумажная промышленность, электроэнергетика. 26. Выберите верный вариант: а) ГЭС – Нижневартовская, Сургутская; б) АЭС, ГеотЭС – Билибинская, Паужетская. в) ТЭС – Братская, Зейская; 27. На рисунке Саяно­Шушенская ГЭС обозначена цифрой: а) 5; б) 3; в) 2; г) 1. Выполнение тестовых заданий. Критерии оценок:  «5»: (85 – 100% от общего числа баллов);  «4»: (70 – 84%);      «3»: (50 – 69%);   «2»: менее 50%

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе

Рабочая программа по географии в 9 классе

Рабочая программа по географии  в  9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017