Урок географии "Миграция населения" 9 класс
Оценка 4.9

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
10.02.2017
Урок географии "Миграция населения" 9 класс
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и география. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «География».
класс 9 урок 15..docx
Дата Урок № 15 Класс: 9 25.10.2016 г. Тема урока: «Миграция населения». Уникальные места Казахстана. Цель урока: учащиеся смогут проанализировать, эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан и какие области они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Формирование понятия « миграция», «сальдо миграции», познакомить с типами миграций. Объяснить процессы миграции, выявить проблемы, связанные с миграцией. Обогащение и усложнение словарного запаса речи, развитие умений анализировать и сравнивать. Воспитание патриотизма. Методы: частично-поисковый, исследовательский, коммуникативный Оборудование : карты Казахстана, презентация, раздаточный материал, видео «Уникальные места Казахстана». 1. Ұйымдастыру кезеңі. Организационный момент (1 мин) 1) Приветствие. 2)Проверка подготовленности учащихся к уроку. 3) Организация внимание учащихся. 4)Психологический настрой. 5)Проверка посещаемости. 2. Подготовка к ВОУД – каждый урок 2 минуты (фронтально) Ход урока: сторону горизонта 1. Первым из казахских ученых прошёл Центральную Азию Ш.Уалиханов 2. Группа школьников двигалась по азимуту 135, указывает на юго-восток 3. Общая площадь поверхности Земли (в млн. км2) 510 4. Время в границах одного часового пояса называется местное 5. Название науки «география» означает Описание Земли 6. География как наука зародилась в Древнем(ей) Греции 7. Греческий ученый, назвавший свой труд, посвященный описанию Земли 8. Путь вращения планеты вокруг Солнца называется Орбитой. 9. Ближайшая к Солнцу планета Меркурий 10. Л. Берг. 11. Хан-Тенгри. 12. Сарыарки 13. Мугоджары. 14. Плато Бетпакдала. Автор монографии «Аральское море» Самая высокая точка в Казахстане –это вершина В центральной части Казахстана находится территория К низким, относят горы Между Сарыаркой и песками Мойнкум находится слово «География» Эратосфен 3. Бұрыңғы бiлiмдi жандандыру. Актуализация прежних знаний – (7 минут) тестирование по теме «Городское население». Взаимопроверка. Взаимооценка. Работа с картой: показать крупнейшую агломерацию Казахстана, самую высокоурбанизированную область Казахстана, город миллионник. 4. Жаңа тақырыпты түсiндiру. Усвоение нового материала. (15 мин) Просмотр видеоролика «Уникальные места Казахстана». Беседа поле просмотра видео: для того, чтобы увидеть эти места, необходимо очень много путешествовать или переезжать из одного места в другое. Определение темы урока: на доске запись слов: приток, механическое движение населения, выезд, въезд, прибытие, выбытие СЛАЙД 1«Миграция населения». - Какое ключевое слово соответствует данному набору слов? (миграция) - Алмаатинец переехал на ПМЖ в Россию. Как назовут его Россияне(иммигрант)? Казахстанцы? (Эммигрант) Ответы детей - Кто из вас прав, вы узнаете когда мы изучим данную тему. Это и есть тема нашего урока. СЛАЙД 2 –ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ УРОКА (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока) Мы установили, что различия в естественном движении меняют географическую картину размещения населения. Но еще больше зависит она от миграции. 1)СЛАЙД 3 Миграция населения - это переселение людей из одних 2)Миграция - не просто механическое передвижение людей. Это сложный общественный процесс. Он затрагивает многие стороны жизни целых народов и стран: влияет на естественное движение и половозрастную структуру, национальный и религиозный состав на- селения, на трудовые ресурсы и социально-экономическое развитие. Миграция населения разнообразна 1) По направлению ее делят на внутреннюю и внешнюю. районов проживания в другие. СЛАЙД 4 Виды миграции. СЛАЙД 5 Внешняя миграция К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны), иммиграция (въезд в страну) и реэмиграция, или (возвращение выехавших на родину). Внутренняя миграция Внутренняя миграция складывается из переселения (выезд людей за пределы населенного пункта, региона) и вселения (въезд людей в населенный пункт, регион) СЛАЙД 6,7,8 Причины миграций. репатриация 1) Самые распространенные причины перемещений людей - социально-экономические поиски мест с более высоким уровнем жизни, учеба, воссоединение семей. 2) Крупные миграционные потоки вызывают политические причины, например, изменение государственных границ, дискриминация* отдельных групп населения. войны, Пример 1. В годы Великой Отечественной войны в Казахстан из прифронтовой зоны были эвакуированы 536 тыс. человек, а свыше 200 тыс. казахстанцев направлены на заводы Урала и Поволжья для замены ушедших на фронт. Пример 2. В 1980-е гг. правительство Советского Союза разрешило выезд граждан из страны: в Казахстане началась эмиграция (часто семейная) в Израиль, Германию, Грецию. Еще больший размах получила миграция между бывшими союзными республиками после распада СССР. Только в нашей стране она охватила свыше 2 млн человек. 3) Известны примеры миграции, возникшей на религиозной почве. В Казахстане, Тысячи людей, не принявших реформы 1650-х гг. в Русской православной церкви («старообрядцы», или «раскольники»), бежали от преследований в единоверцев «за Камень» (Уральские горы). труднодоступных местах Южного Алтая, старообрядцы основали около 20 деревень. 4) В 1980-1990-е гг. получила распространение экологическая миграция. Население стало переселяться из районов с загрязненной окружающей средой и экологического бедствия, прежде всего, из Приаралья и с территорий, прилегающих к бывшему Семипалатинскому полигону. 5) Обычно выехавшие не возвращаются на прежнее место жительства. Такую миграцию называют постоянной. Но часть людей не прикрепляются на новом месте и возвращаются. Это временная миграция. В ней особо выделяют сезонную миграцию, т.е. выезд на кратковременные сельскохозяйственные, строительные работы и э. По форме преобладает добровольная миграция: самодеятельная осуществляется самими гражданами, а организованная - с помощью и при участии государства. Организованная миграция широко использовалась в плановой экономике СССР. В 1950- 1960-е гг. крупные трудовые ресурсы были направлены на освоение целины (около 2 млн чел.), на новостройки и работавшие предприятия Казахстана (500 тыс. чел.), где не хватало квалифицированных кадров. ная миграция: насильственное переселение людей в период сталинских репрессий и депортация(изгнание) из родных мест целых народов. Только в 1937-1944 гг. в Казахстан депортировали около 1 млн человек, больше всего немцев, чеченцев, ингушей, балкарцев, поляков и корейцев. 7) После распада СССР наша страна столкнулась и с такими явле- ниями, как вынужденная (перемещение людей в поисках убежища ) и незаконная (въезд с нарушением законов Казахстана иностранных граждан) миграция. 6) Особое место в истории нашей страны занимает принудитель Сальдо миграций. Для характеристики миграционных процессов применяют такие показатели, как масштабы (величина) миграции и соотношение (разность) числа прибывших и выбывших. Как вы уже знаете, последний показатель - механический прирост населения. Иначе его называют сальдо миграций. Величину и сальдо миграции (как в естественном движении населения) выражают в абсолютных или относительных величинах. Пример 1. В 2003 г. в Казахстан иммигрировали 66 тыс. человек, из Казахстана эмигрировали 74 тыс. Сальдо внешней миграции составило - 8тыс. (66тыс. - 74тыс.= 8 тыс.), или в расчете на 1000 жителей -0,6%о. 5. Тақырыпты бекiту. Закрепление материала (10 мин) СЛАЙД 9 1) Проанализируйте рис.35 Выясните: 1)эмигранты из каких государств 2) Решите демографическую задачу. Какой была численность формируют внешний миграционный приток в Казахстан; 2) какие области Казахстана они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. населения на 1 января 2013 г. в Астане и Костанайской области? В Астане на 1 января 2012г. проживали 742,9 тыс.чел., за 2012г. родились 19,4 тыс., умерли 3,5 тыс., прибыли 29,7 тыс., выбыли 10,2 тыс. В Костанайской области на 1 января 2012 г. проживали 879,6 тыс.чел., за 2012г. родились 13,1 тыс., умерли 10,2 тыс., прибыли 5,6 тыс., выбыли 8 тыс. СЛАЙД 10проверка правильности решения. 6. Жаңа білім мазмұнын меңгерту. Проверка усвоения материала. (7 мин) Тестирование (устно) Ответьте на вопросы, используя научную терминологию. 1) Алмаатинец переехал на постоянное место жительства в США. Как назовут его американцы? (иммигрант) Казахстанцы? (эмигрант) 2) Выпускница университета из Атырау учится в Великобритании. Какую миграцию она осуществляет? (временную миграцию) 3) В Казахстане на уборке урожая ежегодно работают 80 тыс. граждан Кыргызстана. Что это за миграция? ( сезонная миграция) 4) Соотечественник уехал на постоянное жительство в Германию, но через год вернулся на родину, в Казахстан. Кто он с точки зрения миграции? (реэмигрант) 5) На месторождение Тенгиз работают бурильщики из Актобе. Их смена длится 15 дней. Затем 15 дней они отдыхают дома. Какую миграцию регулярно осуществляют рабочие? (трудовая или вахтовая иммиграция) 6) Семья казахов из Узбекистана переселилась в Казахстан. Как назовут этих иммигрантов в нашей стране?( эмигранты или репатрианты) 1. Депортация – насильственное переселение людей. 2. Иммиграция – въезд населения в страну. 3. Реэмиграция – возвращение уехавших на Родину. 4. Механическое движение- миграция населения. 5. какие вид миграций внутри страны – межобластная и внутриобластная. 6. Каковы причины миграций - трудовые, экологические, военные, 7. Что такое маятниковая миграция – перемещение по типу работа –дом. 8. Что такое челночная миграция – торговая миграция. 9. Привести примеры сезонной миграции – каникулы, отпуск, политические командировка. § 13 вопросы в конце параграфа. мин) (2 мин) 7. Үй тапсырманы түсiндiру. Объяснение домашнего задания. (1 8. Сабақтың қорытындысы. Подведение итогов урока. Рефлексия. Наш урок подошел к концу, и я хочу спросить … - Что нового вы сегодня вы узнали на уроке? - В какой жизненной ситуации мы можем применить знания данной темы? - Комфортно ли вам было на уроке? - За что вы можете себя похвалить? За что можете похвалить одноклассников? - Для вас было открытием то, что… (Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности). Проанализируйте рис.35 Выясните: 1)эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан; 2) какие области Казахстана они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Проанализируйте рис.35 Выясните: 1)эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан; 2) какие области Казахстана они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Проанализируйте рис.35 Выясните: 1)эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан; 2) какие области Казахстана они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Проанализируйте рис.35 Выясните: 1)эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан; 2) какие области Казахстана они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Анализ урока География 9 класс «Миграция населения» Цель урока: учащиеся смогут проанализировать данные карты, эмигранты из каких государств формируют внешний миграционный приток в Казахстан и какие области они чаще всего выбирают в качестве своего местожительства. Формирование понятия « миграция», «сальдо миграции», познакомить с типами миграций. Объяснить процессы миграции, выявить проблемы, связанные с миграцией. Обогащение и усложнение словарного запаса речи, развитие умений анализировать и сравнивать. Воспитание патриотизма. соответствует Содержание урока В начале урока были сообщены цели и задачи ученикам, а также план работы на уроке. Поставленные задачи реальны для выполнения. Проявляется отчетливая целенаправленность урока на достижение его результатов. Выбранный тип урока - комбинированный. Выбор обоснован срединным положением в структуре системы уроков. Структура урока выстроена в логической последовательности, имеет дидактическую завершенность. Время распределено равномерно. Такое распределение времени соответствует выбранному типу урока. стандарту школьного географического образования, программе, целям урока, возрастным особенностям учащихся. Материал был изложен на высоком научном уровне, но доступно для учащихся. Основные факты, новые понятия были даны под запись и в виде раздаточного материала. Материал был выстроен в логической последовательности, доступной для учеников в данном возрасте (9 класс). Связи между блоками содержания учебного материала также присутствовали. Развивающее и воспитательное влияние выражалось в развитии знаний и умений на основе изложенного материала. Учитель на уроке использовал различные виды деятельности: организационная, развивающая, воспитательная, обучающая. Можно отметить значительную информационную емкость урока. Учителем была хорошо организована деятельность учащихся на уроке, характер их деятельности не был однообразен, присутствовала смена видов деятельности. Уровень требовательности был достаточно высоким. В течение всего урока присутствовала рабочая дисциплина. На уроке было выстроено сотрудничество с учащимися. Учитель стимулировал познавательную деятельность учащихся путем одобрения правильных ответов учащихся, их мотивации, способствовал развитию индивидуальных способностей учащихся. При изучении нового материала применялась самостоятельная работа школьников. На этапе актуализации знаний проводился фронтальный опрос. На уроке использовалось первичное закрепление полученного материала, которое осуществлялось в форме устного опроса и самостоятельной работой. Вопросы для первичного закрепления отражали краткое содержание изученного материала. Первичное закрепление материала показало, что материал был полностью усвоен большинством учащихся. Учащиеся в течение всего урока были активны, особенно отдельные из них. Они с интересом воспринимали новый материал, работали на уроке, вступали в диалог с учителем, высказывали собственные точки зрения. Применяемые виды деятельности наиболее эффективны и целесообразны для данного возрастного периода учащихся. Использовалась парная форма деятельности учащихся (при изучении нового материала). Общие выводы и рекомендации. Основные цели и задачи урока были достигнуты. Урок был насыщен информацией, интересной и доступной для учащихся. Ученики были активны, внимательны. На уроке присутствовала рабочая дисциплина. Достоинства данного урока заключаются, в привлечении самих учащихся к изучению нового материала. На уроке большинством школьников в значительной степени усвоены все основные компоненты содержания образования, включенные в содержания данного урока. Основная рекомендация - более плодотворно использовать рабочее время, больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся. Однако в целом урок прошел хорошо.

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс

Урок географии "Миграция населения" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017