Пояснительная записка
к рабочей программе по геометрии 9 класс
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-43).
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
содержание материала:
1-3. Повторение, векторы и метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
5. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника, и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного n-угольника.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
6.Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
7. Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призма, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объёмов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью развёрток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
8. Об аксиомах планиметрии
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Различные системы аксиом, различные способы введения понятия равенства фигур.
9. Повторение. Решение задач
Планируемые результаты изучения курса геометрии
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
§ пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
§ распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
§ изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
§ вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
§ решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
§ проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
§ решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Главы 9, 10. Векторы. Метод координат.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
· знать: определение вектора, различать его начало и конец, виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
· уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
· знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
· уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Глава 12. Длина окружности и площадь круга.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
· знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
· уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Глава 13. Движения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
· знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
· уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин - длин, площадей основных геометрических фигур (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Повторение. |
2 |
|
2 |
Векторы. |
8 |
|
3 |
Метод координат. |
10 |
|
4 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
12 |
|
5 |
Длина окружности и площадь круга. |
11 |
|
6 |
Движения. |
8 |
|
7 |
Начальные сведения из стереометрии. |
7 |
|
8 |
Об аксиомах планиметрии. |
2 |
|
9 |
Повторение курса геометрии 7-9 класс. |
8 |
|
поурочное
планирование
№ урока |
Название темы |
Дата проведения |
Примечания |
|||||||||
По плану |
Фактически |
|||||||||||
1 |
Повторение курса 7 класса |
03.09 |
|
|
||||||||
2 |
Повторение курса 8 класса |
06.09 |
|
|
||||||||
|
Глава IX. Векторы |
|
||||||||||
3 |
Понятие вектора. Равенство векторов. |
08.09 |
|
|
||||||||
4 |
Сумма двух векторов. Законы сложения
векторов. |
13.09 |
|
|
||||||||
5 |
Сумма нескольких векторов. |
15.09 |
|
|
||||||||
6 |
Вычитание векторов. |
20.09 |
|
|
||||||||
7 |
Произведение вектора на число. |
22.09 |
|
|
||||||||
8 |
Решение задач. Произведение вектора на число. |
27.09 |
|
|
||||||||
9 |
Применение векторов к решению задач. |
29.09 |
|
|
||||||||
10 |
Средняя линия трапеции. |
04.10 |
|
|
||||||||
|
Глава X. Метод координат |
|
||||||||||
11 |
Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам. |
06.10 |
|
|
||||||||
12 |
Координаты вектора |
11.10 |
|
|
||||||||
13 |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. |
13.10 |
|
|
||||||||
14 |
Простейшие задачи в координатах. |
18.10 |
|
|
||||||||
15 |
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. |
20.10 |
|
|
||||||||
16 |
Уравнения окружности. Решение задач. |
25.10 |
|
|
||||||||
17 |
Уравнение прямой. |
27.10 |
|
|
||||||||
18 |
Решение задач. |
01.11 |
|
|
||||||||
19 |
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат». |
03.11 |
|
|
||||||||
20 |
Обобщение материала по главе X. |
|
|
|
||||||||
|
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
|
|
||||||||||
21 |
Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. |
|
|
|
||||||||
22 |
Формулы приведения. Формулы для вычисления координаты точки. |
|
|
|
||||||||
23 |
Решение задач. |
|
|
|
||||||||
24 |
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. |
|
|
|
||||||||
25 |
Теорема косинусов. |
|
|
|
||||||||
26 |
Решение треугольников. |
|
|
|
||||||||
27 |
Измерительные работы. |
|
|
|
||||||||
28 |
Решение задач. |
|
|
|
||||||||
29 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. |
|
|
|
||||||||
30 |
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов. |
|
|
|
||||||||
31 |
Решение задач по материалу главы XI. |
|
|
|
||||||||
32 |
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
|
|
|
||||||||
|
Глава XII. Длина окружности и площадь круга |
|
||||||||||
33 |
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. |
|
|
|
||||||||
34 |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. |
|
|
|
||||||||
35 |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
|
|
|
||||||||
36 |
Построение правильных многоугольников. |
|
|
|
||||||||
37 |
Длина окружности. |
|
|
|
||||||||
38 |
Площадь круга. |
|
|
|
||||||||
39 |
Площадь кругового сектора. |
|
|
|
||||||||
40 |
Решение задач. |
|
|
|
||||||||
41 |
Решение задач по материалу главы XII. |
|
|
|
||||||||
42 |
Обобщение материала главы XII. |
|
|
|
||||||||
43 |
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга». |
|
|
|
||||||||
|
Глава XIII. Движения |
|
||||||||||
44 |
Отображение плоскости на себя. |
|
|
|
||||||||
45 |
Понятие движения. |
|
|
|
||||||||
46 |
Наложения и движения. |
|
|
|
||||||||
47 |
Параллельный перенос. |
|
|
|
||||||||
48 |
Поворот фигуры вокруг точки. |
|
|
|
||||||||
49 |
Поворот фигуры на Ðα. |
|
|
|
||||||||
50 |
Решение задач по материалу главы XIII. |
|
|
|
||||||||
51 |
Контрольная работа № 4 по теме «Движения». |
|
|
|
||||||||
|
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии |
|
||||||||||
52 |
Предмет стереометрии. Многогранники. |
|
|
|
||||||||
53 |
Призма. Параллелепипед. |
|
|
|
||||||||
54 |
Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. |
|
|
|
||||||||
55 |
Пирамида. |
|
|
|
||||||||
56 |
Цилиндр. |
|
|
|
||||||||
57 |
Конус. |
|
|
|
||||||||
58 |
Сфера и шар. |
|
|
|
||||||||
59 |
Об аксиомах планиметрии |
|
|
|
||||||||
60 |
Некоторые сведения о развитии геометрии |
|
|
|
||||||||
61 |
Треугольник. Виды треугольников и их свойства. |
|
|
|
||||||||
62 |
Четырехугольники. Виды четырехугольников и их свойства. |
|
|
|
||||||||
63 |
Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. |
|
|
|
||||||||
64 |
Векторы. Метод координат. Движения. |
|
|
|
||||||||
65 |
Площади фигур. |
|
|
|
||||||||
66 |
Подобие треугольников. |
|
|
|
||||||||
67 |
Решение треугольников. Теоремы синусов и косинусов. |
|
|
|
||||||||
68 |
Обобщающий урок по курсу геометрии 7-9 классов. |
|
|
|
||||||||
Контрольная работа № 1
Вариант I
1. Точки E и F лежат соответственно на сторонах AD и BC параллелограмма ABCD; AE = ED, BF : FC = 4 : 3. Выразите вектор через векторы и .
2. Найдите координаты вектора , если , (3;
–2),
( –6; 2).
3. Боковые стороны прямоугольной трапеции равны 15 см и 17 см, средняя линия равна 6 см. Найдите основания трапеции.
Вариант II
1. Точки K и M лежат соответственно на сторонах AB и CD параллелограмма ABCD; AK = KB, CM : MD = 2 : 5. Выразите вектор через векторы и .
2. Найдите координаты вектора , если , (–3;
6),
(2; –2).
3. Один из углов прямоугольной трапеции равен 120°, бóльшая боковая сторона равна 20 см, средняя линия равна 7 см. Найдите основания трапеции.
Вариант III
1. Точки P и O лежат соответственно на сторонах AD и BC параллелограмма ABCD; BP = PC, AO : OD = 3 : 2. Выразите вектор через векторы и .
2. Найдите координаты вектора , если , (6;
–2),
(1; –2).
3. Основание и средняя линия прямоугольной трапеции равны соответственно 15 см и 12 см, а меньшая боковая сторона равна 8 см. Найдите вторую боковую сторону трапеции.
Вариант IV
1. Точки H и T лежат соответственно на сторонах AВ и CD параллелограмма ABCD; CT = TD, AH : HB = 5 : 3. Выразите вектор через векторы и .
2. Найдите координаты вектора , если , (2; 3), (9; –9).
3. Средняя линия прямоугольной трапеции равна 9 см, а бóльшая боковая сторона равна 24 см. Один из углов, прилежащих к боковой стороне, в два раза больше другого. Найдите основания трапеции.
Контрольная работа № 2
Вариант I
1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью ОХ, если А (–1; 3).
2. Решите треугольник АВС,
если угол В = 30°, угол С = 105°, ВС =
= 3см.
3. Найдите косинус угла М треугольника KLМ, если К (1; 7), L (–2; 4), М (2; 0). Найдите косинусы углов K и L.
Вариант II
1. Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью ОХ, если В (3; 3).
2. Решите треугольник ВСD,
если угол В = 45°; угол D = 60°, ВС =
=см.
3. Найдите косинусы углов А, В и С треугольника АВС, если А (3; 9), В (0; 6), С (4; 2).
Вариант III
1. Найдите угол между лучом ОС и положительной полуосью ОХ, если С (; 1).
2. Решите треугольник СDЕ, если угол С = 60°, СD = 8 дм, СЕ = 5 дм.
3. Найдите косинус угла между векторами и , если = 60°.
Вариант IV
1. Найдите угол между лучом ОD и положительной полуосью ОХ, если D (–2; 2).
2. Решите треугольник DЕF, если DЕ = 5 м, DF = 8 м и ЕF = 4 м.
3. Найдите косинус угла между векторами и , если = 60°.
Контрольная работа № 3
Вариант I
1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
3. Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если ее градусная мера равна 150°.
Вариант II
1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 м. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в нее правильного шестиугольника равна 72 см2.
3. Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120°, а радиус круга равен 12 см.
вариант III
1. Периметр квадрата, вписанного в окружность, равен 48 см. найдите сторону правильного пятиугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром и радиусами 3 см и 7 см.
3. Найдите площадь фигуры, ограниченной дугой окружности и стягивающей ее хордой, если длина хорды равна 4 м, а градусная мера дуги равна 60°.
Вариант IV
1. Периметр правильного пятиугольника, вписанного в окружность, равен 6 дм. Найдите сторону правильного треугольника, вписанного в ту же окружность.
2. Площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром, равна 45π м2, а радиус меньшей окружности равен 3 м. Найдите радиус большей окружности.
3. Найдите площадь фигуры, ограниченной дугой окружности и стягивающей ее хордой, если длина хорды равна 2 см, а диаметр окружности равен 4 см.
Контрольная работа № 4
Вариант I
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках М и N. Через точку М проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в точке D. используя параллельный перенос, докажите, что четырехугольник О1МDО2 является параллелограммом.
Вариант II
1. Дана трапеция АВСD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны СD.
2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Вариант III
1. Дана трапеция АВСD с основаниями АD и ВС. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при повороте вокруг точки А на угол, равный углу DАВ, по часовой стрелке.
2. На одной стороне угла ХОY отложены отрезки ОА и ОВ, а на другой стороне – отрезки ОМ и ОN так, что ОМ = ОА, ОN = ОВ. Используя осевую симметрию, докажите, что точка пересечения отрезков МВ и АN лежит на биссектрисе угла ХОY.
Вариант IV
1. Дана трапеция АВСD с основаниями АD и ВС. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при параллельном переносе на вектор .
2. На биссектрисе внешнего угла при вершине С треугольника АВС взята точка М. Используя осевую симметрию, докажите, что
АС + СВ < АМ + МВ.
Список литературы:
1. Геометрия,7-9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2010
2. Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2012 г
3. Зив Б.Г. Геометрия: Дидактические материалы для 9 класса/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2007
4. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2007
5. Сборник заданий по геометрии 7-11 класс Б. Г. Зив. М.; Просвещение 1998 г.
6. Ф.Ф.Лысенко. Подготовка к итоговой аттестации. Издательство «Легион», Ростов -на -Дону,2012-2014 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.