Рабочая программа по химии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48)
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
3. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Дрофа. Москва. 2013. Авторская программа О.С. Габриеляна (стр. 6)На изучение курса по федеральному базисному учебному плану выделено 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год. Рабочая программа не модифицирована.
Программа.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Иткульская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогический Совет Директор МКОУ Иткульская
МКОУ Иткульская средняя средняя общеобразовательная
общеобразовательная школа школа
_______/__________________/ ________/_________________/
ФИО ФИО
Протокол №_____ Приказ № _____
от «_____»___________201__г. от «______»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
для 9 класса
Уровень: базовый
Учитель: Патрахина С.В.
Квалификационная категория: первая
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной
программы по химии для общеобразовательных школ
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Дрофа.
Москва. 2013. Авторская программа О.С. Габриеляна 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основании следующих нормативно
правовых документов:
1. Федерального закона №273ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации» (ч.5 ст.12, п.1ч.1ст.48)
2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
по химии, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
3. Программы курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Дрофа. Москва.
2013. Авторская программа О.С. Габриеляна (стр. 6)
Ведущими идеями курса являются: единство веществ природы, их генетическая связь;
причинноследственные связи между составом, строением, свойствами, применением веществ;
познаваемость веществ и закономерность протекания химических реакций; объясняющая и
прогнозирующая роль теоретических знаний; законы природы объективны и познаваемы;
наука и практика взаимосвязаны.
Цель: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
(cid:252) Формировать умения наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
проводить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
(cid:252) Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
(cid:252) Воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов
естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
(cid:252) Учить применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и
материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
В этом направлении приоритетами изучения химии в 9 классе являются: использование для
познания окружающего мира различных методов (наблюдения, опыты, измерения,
эксперимент); проведение практических работ, несложных экспериментов и описание их
результатов; использование для решения познавательных задач различных источников
информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в
окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. В содержании курса 9 класса
вначале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ металлов и неметаллов,
а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов.
Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в
народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими
соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических
веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические
операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Значительное место отводится химическому эксперименту. Он формирует у учащихся
умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит
безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
На изучение курса по федеральному базисному учебному плану выделено 2 часа в неделю,
т.е. 68 часов в год. Рабочая программа не модифицирована.
Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
1. Габриелян О.С. Рабочая тетрадь по химии. 9 класс. М.: Дрофа, 2014
2. Учебник. О.С. Габриелян «Химия». 8 класс. – М.: Дрофа, 2014
Дополнительная литература:
1. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. Дрофа. Москва. 2003
2. Контрольные и проверочные работы. Химия 9 класс. К учебнику О.С. Габриеляна. Дрофа.
Москва. 2005
3. Подготовка к ЕГЭ по химии. 20152016
4. Учебные электронные издания. 9 класс
5. Интернет – ресурсы
Содержание программы
№
Название раздела
К/ч по рабочей
программе
П/р и Л/р по
рабочей программе
1. Повторение основных вопросов
курса 8 класса и введение в курс 9
класса
2. Металлы
3. Практикум № 1. Свойства
металлов и их соединений
4. Неметаллы
5. Практикум № 2. Свойства
неметаллов и их соединений
6. Органические соединения
7. Обобщение знаний по химии за
курс основной школы
ВСЕГО:
6
15
3
23
3
10
8
68
/2
2
3/
/13
3/
/4
/
6/21 Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знать:
положение металлов и неметаллов в ПС Д.И. Менделеева; общие физические и
химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства
и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;
алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
причины многообразия углеродных соединений (изомерию);
виды связей
(одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических
веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена,
одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах;
реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
2. Уметь:
давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов,
переходные элементы, амфотерность;
групп
характеризовать свойства классов химических элементов (металлов),
химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и
важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода
и кремния) в свете изученных теорий;
распознавать важнейшие катионы и анионы;
решать расчётные задачи с использованием изученных понятий;
разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное
единство и взаимосвязь органических веществ, причинноследственную зависимость
между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных
органических веществ, их генетическую связь;
выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие
органические вещества. №
урока
Тема урока
Вид контроля,
измерители
Требование стандарта
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Характеристика металла на
основании его положения в ПСХЭ
Д.И. Менделеева
Характеристика неметалла на
основании его положения в ПСХЭ
Д.И. Менделеева
Переходные элементы
Таблица
Устный опрос
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева
Свойства оксидов и оснований в
свете ТЭД и процессов окисления
восстановления
Свойства кислот и солей в свете
ТЭД и процессов окисления
восстановления
С/р
Устный опрос
Л. 2. Реакции получения и
свойства гидроксидов цинка
или алюминия.
Л. 1. Получение и характерные
свойства основного и
кислотного оксидов; основания
и кислоты.
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов)
Знать:
положение металлов и неметаллов
в ПС, отличие физических
свойств Ме и НеМе. Важнейшие
химические понятия, химические
свойства основных классов
неорганических веществ.
Возможность протекания реакций
ионного обмена.
Уметь:
объяснять физический смысл
атомного порядкового номера
химического элемента, номеров
группы, периода, к которым
элемент принадлежит в
периодической системе Д.И.
Менделеева; закономерности
изменения свойств элементов в
пределах малых периодов и малых
подгрупп; характеризовать
химический элемент (от водорода
до кальция) на основе их
положения в периодической
системе Д.И.Менделеева и
особенностей строения их атомов;
записывать уравнения химических
реакций ионного обмена в
молекулярном и ионном виде;
составлять электронный баланс
для ОВР; определять окислитель и
восстановитель; составлять
генетические ряды металла и
неметалла; писать уравнения
реакций химических свойств Ме и
НеМе.
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.
Менделеева и особенности строения
их атомов. Физические свойства
металлов
Тема 1. Металлы (15 часов)
Д. Коллекции образцов
металлов.
Знать:
положение элементов металлов в
П.С. 8.
Химические свойства металлов
Д. Взаимодействие металлов с
неметаллами и водой.
Взаимодействие металлов с
растворами кислот
и солей. Горение Mg, Fe.
Общие понятия о коррозии
металлов. Сплавы, их свойства и
значение
Д. Опыт по коррозии металлов
и защита их от коррозии.
Коллекция сплавов
9.
10.
11.
Металлы в природе. Общие способы
их получения
Общая характеристика элементов
главной п/г I группы
12.
Соединения щелочных металлов
13.
Общая характеристика элементов
главной п/г II группы
Физические свойства металлов:
пластичность, электро и
теплопроводность, металлический
блеск, твердость, плотность.
Классификацию сплавов на основе
черных (чугун и сталь) и цветных
металлов. Общие химические
свойства металлов:
взаимодействие с неметаллами,
водой, кислотами, солями.
Основные способы получения
металлов в промышленности.
Причины и виды коррозии
металлов. Важнейшие соединения
щелочноземельных металлов.
Строение атомов металлических
элементов. Применение металлов
и их важнейших соединений.
Уметь:
характеризовать металлы на
основе их положения в
периодической системе
Д.И.Менделеева и особенностей
строения их атомов. Описывать
свойства и области применения
различных сплавов. Объяснять и
применять доступные способы
защиты от коррозии металлов в
быту. Составлять уравнения
химических реакций (ОВР),
характеризующих химические
свойства металлов.
Характеризовать свойства
важнейших соединений щелочных
металлов. На основании знаний
химических свойств осуществлять
цепочки превращений.
Характеризовать свойства оксидов
и гидроксидов щелочноземельных
металлов. Составлять уравнения
реакций в молекулярной и ионной
формах, объяснять ОВР металлов
и их соединений.
Д. Коллекции руд.
Восстановление металлов
углём, водородом.
Д. Образцы щелочных
металлов, взаимодействие их с
водой, кислородом,
неметаллами. Образцы оксидов
и гидроксидов, их
растворимость в воде.
Д. Образцы природных
соединений щелочных
металлов. Распознавание солей
Na* и К* по окраске пламени.
Д. Образцы щелочноземельных
металлов, взаимодействие их с
водой, кислородом,
неметаллами. Образцы оксидов
и гидроксидов этих металлов,
их растворимость в воде.
14.
Соединения щелочноземельных
металлов
Д. Образцы природных
соединений кальция. Свойства
негашеной извести 15.
Алюминий, его физические и
химические свойства
16.
Соединения алюминия
17.
Железо, его физические и
химические свойства
Д. Коллекция изделий из
алюминия и его сплавов.
Л. 3. Взаимодействие
алюминия с растворами кислот
и щелочей. Показ
механической прочности
оксидной плёнки алюминия.
Л. 4. Получение Аl(ОН)3 и его
амфотерность.
Д. Образцы природных
соединений алюминия.
Д. Образцы сплавов железа .
Д. Горение железа в кислороде
и хлоре. Взаимодействие
железа с растворами кислот и
солей. Опыты, показывающие
отношение железа к
концентрированным веществам.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Генетические ряды железа (II) и
железа (III)
Д. Получение и свойства
гидроксидов железа (II и III).
Качественные реакции на Fe2+
и Fe3+.
Обобщающее повторение по теме 1
Решение задач
Контрольная работа № 1
Тест
Решение расчётных задач
К/р
Тема 2. Свойства металлов и их соединений (3 часа) Практикум № 1
П/р № 1. Решение
экспериментальных задач на
распознавание и получение
веществ
П/р № 2. Осуществление цепочки
химических превращений металлов
П/р
П/р
Знать:
правила техники безопасности при
выполнении данной работы.
Уметь: 24.
П/р № 3. Получение и свойства
соединений металлов
П/р
обращаться с химической посудой
и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем
соединения металлов;
использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни для безопасного обращения
с веществами и материалами
25.
Общая характеристика неметаллов
Тема 3. Неметаллы (23 часа)
Д. Ряд
электроотрицательности.
Модели атомных
кристаллических решёток на
примере модификации
углерода (алмаза и графита) и
на примере молекулярных
озона и кислорода. Состав
воздуха.
Знать:
положение неметаллов в ПСХЭ
Д.И. Менделеева. Строение
атомовнеметаллов,
физические свойства, степени
окисления. Качественные реакции
на хлоридион, на сульфатион, на
углекислый газ и карбонаты.
Способы получения неметаллов.
Химические свойства неметаллов.
Физиологическое действие на
организм угарного газа. Строение и
свойства изученных веществ
Уметь:
характеризовать свойства
неметаллов, давать
характеристику элементам
неметаллам на основе их
положения в ПСХЭ. Сравнивать
неметаллы с металлами.
Составлять уравнения реакций
(ОВР) химических свойств.
Характеризовать свойства
важнейших соединений
неметаллов. Вычислять количество
вещества, объем или массу по
количеству вещества, объему или
массе реагентов или продуктов
реакции
26.
Водород
27.
Общая характеристика галогенов
28.
Важнейшие соединения галогенов
Д. Получение водорода
взаимодействием активных
металлов с кислотами.
Д . Образцы галогенов
простых веществ.
Л. 5. Взаимодействие их с
натрием, алюминием.
Вытеснение хлором брома или
йода из растворов их солей.
Л. 6. Получение и свойства.
Образцы природных хлоридов.
Качественная реакция на
галогенид. 29.
Кислород
30.
Сера, её физические и химические
свойства
31.
Оксид серы (IV и VI). Серная
кислота и её соли
Л.7. Получение кислорода
разложением перманганата
калия и изучение его свойств
Л. 8. Получение пластической
серы. Взаимодействие
серы с металлами, водородом и
кислородом.
Л. 9.
1.Получение S02 горением серы
и взаимодействием меди с
конц..H2SO4.
2.Взаимодействие S02 с водой и
щёлочью.
3.Обесцвечивание красок с
помощью SO2.
Л. 10. Разбавление H2SO4
(кконц.). Свойства H2SO4 (разб.)
как типичной кислоты.
Ккачественная реакция на
сусульфатион.
Взвзаимоотношение H2SO4
(кконц.) с медью. Образцы
сусульфатов.
32.
Азот и его свойства
Д. Корни культур бобовых
растений с клубеньками. 33.
Аммиак и его свойства
Л. 11. Получение, собирание и
распознавание аммиака.
Растворение аммиака в воде.
Взаимодействие аммиака с
хлороводородом.
34.
Соли аммония, их свойства
35.
Азотная кислота и её свойства
36.
Соли азотной и азотистой кислот.
Азотные удобрения
Л. 12. Качественная реакция на
NH4+. Получение солей
аммония. Химическая возгонка
хлорида аммония.
Л. 13. Химические свойства
кислоты как электролита.
Взаимодействие
концентрированной азотной
кислоты с медью.
Д. Знакомство с образцами
нитратов и нитритов.
3накомство с коллекцией
азотных удобрений.
Качественное обнаружение
N03 и N02, в том числе и в
сельскохозяйственной
продукции.
37.
Решение задач
Решение расчётных задач 38.
Фосфор, его физические и
химические свойства
Л. 14. Получение белого
фосфора из красного.
Воспламенение белого
фосфора
39.
Соединения фосфора
40.
Углерод, его физические и
химические свойства
Д. Получение оксида фосфора
(V) горением. Его растворение
в воде.
Л. 15. Свойства Н3Р04 как
электролита.
Качественная реакция на РО43
Знакомство с образцами
природных соединений фосфора
и коллекцией фосфорных
удобрений.
Д. Модели кристаллических
решёток алмаза и графита.
Адсорбционные свойства
активированного угля:
поглощение им растворённых
или газообразных веществ.
Горение угля в кислороде.
Восстановление меди из её
оксида углем. 41.
Оксиды углерода. Сравнение
физических и химических свойств
Л. 16. Получение, собирание
и распознавание CO2.
42.
Угольная кислота и её соли
43.
Кремний, его физические и
химические свойства
44.
Силикатная промышленность
Л. 17. Знакомство с коллекцией
карбонатов.
Качественная реакция на С03.'
Переход карбоната кальция в
гидрокарбонат и обратно.
Д. Знакомство с коллекцией
природных соединений
кремния.
Д. Знакомство с коллекцией
изделий из стекла, фарфора,
керамики, цемента.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Решение задач
Обобщающее повторение по теме 3
Контрольная работа № 2
Решение расчётных задач
Тест
К/р
Тема 4. Свойства неметаллов и их соединений (3 часа) Практикум № 2
П/р № 4. Решение
экспериментальных задач по теме
«Подгруппа кислорода»
П/р № 5. «Получение, собирание и
распознавание газов»
П/р № 6. Решение
экспериментальных задач по теме
«Подгруппы азота и
углерода»
П/р
П/р
П/р
Знать:
правила техники безопасности при
выполнении данной работы.
Уметь:
обращаться с химической посудой
и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем
соединения неметаллов;
использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни для безопасного обращения
с веществами и материалами
51.
Предмет органической химии.
Строение атома углерода
Д. Образцы природных и
синтетических веществ
Знать:
особенности органических
соединений,
Тема 5. Органические соединения (10 часов) 52.
Предельные углеводороды – метан и
этан
53.
54.
55.
56.
Непредельные углеводороды –
этилен
Понятие о предельных одноатомных
спиртах. Глицерин
Одноосновные предельные
карбоновые кислоты на примере
уксусной кислоты
Реакция этерификации и понятие о
сложных эфирах. Жиры
валентность и степень окисления
элементов в соединениях.
Понятия: «предельные
углеводороды, гомологический
ряд предельных углеводородов,
изомерия». Реакцию
этерификации и формулы сложных
эфиров. Значении в живом
организме. Формулы метана и его
ближайших гомологов, этилена и
его
ближайших гомологов
Уметь:
изготавливать модели молекул
углеводородов. Определять
изомеры и гомологи. Записывать
структурные формулы изомеров и
гомологов. Давать названия
изученным веществам.
Характеризовать химические
свойства органических
соединений. Применять навыки
решения расчётных задач,
полученные в курсе
неорганической химии, при работе
с формулами органических
соединений. Описывать свойства и
физиологическое действие на
организм этилового спирта.
Л. 18. Шаростержневая и
масштабная модели молекул
алканов. Горение метана и др.
углеводородов, обнаружение
продуктов горения. Отношение
к бромной воде и раствору
перманганата калия
Д. Получение этилена.
Горение этилена.
Взаимодействие его с
бромной водой и раствором
перманганата калия
Д. Образцы метанола, этанола,
этиленгликоля, глицерина.
Качественная реакция на
многоатомные спирты
Д. Типичные кислотные
свойства уксусной кислоты:
взаимодействие ее с
металлом, оксидом металла,
основанием и солью
(карбонатом)
Л. 19. Получение сложных
эфиров: синтез этилового
эфира уксусной кислоты
Д. Образцы твёрдых и
жидких жиров. Растворимость
жиров. Доказательство
непредельности у жидких
жиров.
. 57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Понятие об аминокислотах и
белках.
Реакции поликонденсации.
Углеводы
Л. 20. Цветные реакции белков.
Растворение и осаждение
белков. Денатурация белков.
Л. 21. Реакция «серебряного
зеркала», взаимодействие с
гидроксидом меди
(II). Реакция крахмала с
йодом.
Полимеры
Обобщающее повторение по теме 5
Контрольная работа № 3
Презентация
Тест
К/р
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)
ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева
Строение атома
Типы химических связей
Классификация химических
реакций
Окислительновосстановительные
реакции
Электролитическая диссоциация
Классы неорганических веществ и
органических веществ
Итоговый урок
Таблица
Презентация
Химический диктант
С/р
Устный опрос
С/р
Презентация
Тест
Знать:
важнейшие химические понятия и
законы
Уметь:
характеризовать химические
элементы на основе их положения
в периодической системе Д. И.
Менделеева и особенности
строения их атомов; составлять
формулы неорганических и
органических соединений
изученных классов, писать
уравнения ОВР и в ионном виде
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая программа по химии (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.