Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
химия
11 кл
13.01.2017
Данная программа представляет собой разработку элективного курса по химии для 11-ого класса и является продолжением курса химии "История химии" в 10-ом классе. Курс расчитан на проведение занятий 1 раз в неделю и 34 часа в год. В программе представлен список практических и лабораторных работ, а так же подробный список литературы.Рабочая программа элективного курса химии "История химии" для 11-ого класса
история химии 11 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Алыгджерская средняя общеобразовательная школаинтернат»
Принято на заседании «Утверждено»
Педагогического совета Директор МКОУ
«Алыгджерская
Протокол №1 от «26» августа 2016 г. школаинтернат»
______ Л.В. Болюх
Рабочая программа
по курсу «История химии»
_11_класс
Базовый уровень
20162017 учебный год
Всего часов в год__34_
Всего часов в неделю __1__
Буракова И.П., учитель химии
Педстаж:__30__лет
Алыгджер , 2016 Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «История химии» для
общеобразовательных учреждений под редакцией Савинковой Е.В; М: Просвещение 2010г
В последнее десятилетие в педагогической литературе опубликовано несколько программ
факультативных курсов и спецкурсов по истории химии. Однако они не были подкреплены
изданием соответствующих учебных пособий и методических материалов. Поэтому нами была
поставлена задача разработки учебнометодического комплекта для элективного курса по
истории химии, в котором наряду с учебным пособием, содержащим изложение истории
химии и вопросы по темам, предусмотрены методические рекомендации для учителя,
приводится описание лабораторных и демонстрационных опытов, темы дискуссий и
конференций. Кроме того, в состав учебнометодического комплекта входит также
хрестоматия, содержащая выдержки из малодоступных изданий, которые сопровождаются
краткими биографическими сведениями об авторах, а также вопросами и заданиями к
приведенным в хрестоматии текстам.
В ходе изучения истории химии на первый план выходит не объяснение материала, а
самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках.
Предлагаются такие элементы исследования, как анализ исторических текстов и
самостоятельное планирование учебноисследовательских работ. Эволюцию знаний о
строении и свойствах веществ невозможно рассмотреть без проведения химического
эксперимента, поэтому важная роль в элективном курсе принадлежит лабораторным опытам.
По каждой теме учащиеся готовят рефераты или доклады. Источниками информации при
выполнении учащимися самостоятельной работы являются учебное пособие, теоретический
материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература, в том числе
справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. п.
Основная задача курса – проследить эволюцию основных химических идей и представлений
от предыстории до настоящего времени, избегая рассеяния основополагающих моментов и
нагромождения частных фактов. Особое внимание уделено последним достижениям,
современному состоянию и перспективам развития химии, что должно способствовать
большей заинтересованности учащихся в предмете и, в определенной степени, их
профориентации. С этой же целью предполагается ознакомить учащихся с основными
направлениями химической науки: общей, неорганической, органической, аналитической,
физической, коллоидной химией, а также с основами химической технологии.
Данный элективный курс базируется на знаниях, полученных учащимися в основной школе.
Поэтому его целесообразно изучать параллельно с курсом химии в 10м и11м классе. Курс
рассчитан на 68 учебных часов в течение года, по 34 учебных часа в каждом классе Учебнотематическое планирование курса
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
2
3
4
Развитие органической химии
Развитие аналитической химии
Развитие физической химии
Современная химия
12
6
12
4
Итого 34
Содержание тем учебного курса
Т е м а 1. Развитие органической химии12 часов
11. Первые шаги органической химии. Использование элементного анализа для исследования
органических соединений. Возникновение представлений о синтезе органических веществ.
Первые теории в органической химии. Представления о валентности. Теория строения
органических веществ.
12. Синтетическая органическая химия. Появление синтетических красителей. Исследование
и синтез белков и других биологически важных веществ. Развитие химии
высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения
углеводородов. Синтез элементоорганических соединений. Силиконы, фторуглероды. Синтез
металлоорганических соединений.
13. Физическая органическая химия. Химическая связь в органических веществах.
Современные представления о строении органических веществ. Теории резонанса и
представления о мезомерии. Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических
реакций.
Персоналии: Ю.Либих, М.Бертло, Ж.Б.Дюма, Ш.Ф.Жерар, О.Лоран, А.Кекуле,
А.М.Бутлеров, Н.Н.Зинин, А.В.Гофман, А.Байер, Э.Г.Фишер, Ф.Сенгер, Р.Б.Вудворд,
В.Н.Ипатьев, С.В.Лебедев, Н.Д.Зелинский, А.Н.Несмеянов, Л.Полинг, А.Е.Арбузов.
Знать: Основы органической химии
Уметь: распознавать классы органических соединений
Т е м а 2. Развитие аналитической химии6 часов
14. Качественный анализ. Зарождение аналитической химии. Появление систематического
качественного анализа. Система группового анализа. Использование аналитических реагентов.
Спектральный оптический анализ.
15. Количественный анализ. Появление весовых и объемных методов анализа. Развитие
определения ионов в водных растворах.
16. Новые методы анализа. Появление микроанализа. Физикохимические методы разделения
смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов
в химическом анализе.
Персоналии: Т.Е.Ловиц, М.С.Цвет.
Знать: основные методы аналитической химии
Уметь: определять вещества при помощи методов аналитической химии Т е м а 3. Развитие физической химии 12 часов
17. Химическая термодинамика. Появление термохимии. Становление термодинамики.
Учение о химическом равновесии.
18. Химическая кинетика. Учение о скорости химической реакции. Возникновение и развитие
катализа.
19. Электрохимия. Электрохимические теории. Законы электролиза. Изучение
термодинамики электрохимических реакций.
20. Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований.
Коллоидная химия.
21. Строение вещества. Открытие электрона. Открытие радиоактивности. Развитие
представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи.
22. Ядерная химия. Исследование ядерных реакций. Синтез новых доурановых и
трансурановых элементов.
Персоналии: Дж.У.Гиббс, В.Нернст, И.Р.Пригожин, С.А.Аррениус, А.Вольта, М.Фарадей,
П.И.В.Дебай, Л.Онсагер, И.Ленгмюр, М.СклодовскаяКюри, Ф.Содди, Р.С.Малликен.
Знать: о развитии физической химии
Уметь: составлять уравнения ядерных реакций
Т е м а 4. Современная химия4 часа
23. Взаимосвязь химии с другими науками. Математическая химия. Химическая физика.
Биохимия и молекулярная биология. Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых
кислот. Геохимия. Космохимия.
24. Новые направления в химии. Физические методы в химии. Супрамолекулярная химия.
Биотехнологии. Нанотехнологии.
Персоналии: В.И.Вернадский, Н.Н.Семенов, С.Хиншелвуд, Р.Вильштеттер, Дж.Уотсон,
Ф.Крик.
Знать: взаимосвязь химии с другими науками
Уметь: использовать новые направления в химии
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании изучаемого курса обучающиеся должны знать:
Историю появления Периодического закона Д.И.Менделеева;
Основы стеклодувного производства;
Основы аналитической химии;
Способы разделения смесей;
Химию металлов побочной подгруппы;
Основателей учения о скорости химической реакции;
Достижения современной химии;
Химию полимерных материалов;
Использование современных достижений химии в народном хозяйстве;
Проблемы загрязнения окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
Решать расчётные задачи по всем разделам химии;
Найти необходимую информацию по курсу «История химии» в Интернете;
Выполнять практические работы, связанные с определением веществ; Пользоваться информационными компьютерными технологиями при выполнении и
демонстрации учебного материала;
Знать основателей химических законов.
Критерии оценивания знаний и умений учащихся:
В конце изучаемого курса обучающиеся после защиты своих проектов получают «зачёт»
Календарнотематическое планирование по курсу «История химии» на 11 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Календарные сроки
Планир
Фактич.
Тема№1 Развитие органической химии
12
1
2
3
4
5
6
7
8
Первые шаги становления органической химии
Использование элементного анализа для
исследования органических соединений.
Возникновение представлений о синтезе
органических веществ. Первые теории в
органической химии. Представления о
валентности.
Теория строения органических веществ
Появление синтетических
красителей.Силиконы, фторуглероды.
Синтез металлоорганических соединений.
Исследование и синтез белков и других
биологически важных веществ
Развитие химии высокомолекулярных
соединений. Нефтепереработка.
Каталитические превращения углеводородов.
Синтез элементоорганических соединений
Химическая связь в органических
веществах.
1
1
1
1
1
1
1
1
3.09
10.09
17.09
24.09
1.10
8.10
15.10
22.10 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Современные представления о строении
органических веществ
Теории резонанса и представления о мезомерии
Обнаружение свободных радикалов.
Механизмы химических реакций
Обнаружение свободных радикалов.
Механизмы химических реакций
Тема №2 Развитие аналитической химии
Зарождение аналитической химии. Появление
систематического качественного анализа.
Система группового анализа. Использование
аналитических реагентов. Спектральный
оптический анализ
Появление весовых и объемных методов
анализа.
Развитие определения ионов в водных
растворах.
Появление микроанализа. Физико
химические методы разделения смесей.
Хроматографический анализ. Экстракция.
Использование инструментальных методов
в химическом анализе.
Хроматографический анализ. Экстракция.
Использование инструментальных методов в
химическом анализе
Тема№3 Развитие физической химии
Появление термохимии. Становление
термодинамики.
Учение о химическом равновесии.
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
12
1
1
29.10
12.11
19.11
26.11
3.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
28.01
4.02
11.02 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Учение о скорости химической реакции.
Возникновение и развитие катализа
Теория электролитической диссоциации.
Теории кислот и оснований.
.
Коллоидная химия.
Открытие электрона. Открытие
радиоактивности
Развитие представлений о строении атома.
Появление квантовой химии. Учение о
химической связи
Исследование ядерных реакций.
Синтез новых доурановых и трансурановых
элементов.
Т е м а 4 Современная химия
Математическая химия. Химическая
физика. Биохимия и молекулярная
биология.
Изучение структуры белка, гемоглобина,
нуклеиновых кислот. Геохимия.
Космохимия.
Физические методы в химии..
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03
25.03
8.04
15.04
22..04
29.04 32
33
34
Супрамолекулярная химия. Биотехнологии.
Нанотехнологии
Защита проектов
Обобщающий урок
итого
6.05
13.05
20.05
1
1
1
34
Список литературы
Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс: учебное
пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007; Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин
С.С. История химии. Элективный курс: хрестоматия. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (в
печати); Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Плоткин С.С. История химии. Элективный курс:
методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Азимов А. Краткая история химии: развитие идей и представлений в химии. Пер. с англ.
З.Е.Гельмана. СПб.: Амфора, 2000, 269 с.; Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии
до генетики. Пер. с англ. Л.А.Игоревского. М.: Центрполиграф, 2002, 223 с.; Большая детская
энциклопедия. Химия. Под ред. Б.Д.Степина и Л.Ю.Аликберовой. М.: Русское
энциклопедическое товарищество, 2000, 640 с.; Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И.
Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991, 656 с.; Джуа М. История химии. Пер. с
итал. М.: Мир, 1975, 480 с.;
Лен Ж.М. Супрамолекулярная химия: Концепции и перспективы. Пер. с англ. Новосибирск:
Наука. Сиб. отдние, 1998, 334 с.; Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочное пособие
для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТПРЕСС ШКОЛА, 2002, 512 с.;
Нанотехнология в ближайшем десятилетии. Прогноз направления исследований. Под ред.
М.К.Роко, Р.С.Уильямса и П.Аливисатоса. Пер. с англ. М.: Мир, 2002, 292 с.; Соловьев Ю.И.
История химии. М.: Просвещение, 1973, 396 с.; Соловьев Ю.И. Эволюция основных
теоретических проблем химии. М.: Наука, 1971, 379 с.; Соловьев Ю.И., Курашов В.И. Химия
на перекрестке наук: Исторический процесс развития взаимодействия естественнонаучных
знаний. М.: Наука, 1989, 192 с.; Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для
домашнего чтения. М.: Химия, 1995, 400 с.; Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение, 1979, 311 с.; Харгиттаи И. Откровенная наука. Беседы со знаменитыми
химиками. Пер. с англ. П.М.Зоркого. Под ред. М.Харгиттаи. М.: Едиториал УРСС, 2003, 472
с.; Химическая энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия; Большая Российская
энциклопедия, 1988–1998; Химия: Энциклопедия химических элементов. Под ред.
А.М.Смолеговского. М.: Дрофа, 2000, 432 с.; Штрубе В. Пути развития химии. В 2 т. Пер. с
нем. М.: Мир, 1984; Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Ч. 2. М.: Аванта+, 2000, 432 с.;
Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000, 640 с.; Я иду на урок химии:
Летопись важнейших открытий в химии. XVII–ХIХ вв. Книга для учителя. М.: ИД «Первое
сентября», 1999, 320 с.
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Рабочая программа по химии для 11-ого класса "История химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.