МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЗЯЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Раменский муниципальный район Московская область
|
|
«Утверждаю» Директор Кузяевской осн. школы _____ __/Борисова Е.А. / ф.и.о. Приказ № от сентября 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ
9 класс
(базовый уровень)
Составитель: Рукавишникова Татьяна Сергеевна,
учитель информатики
первой категории
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, инструктивно-методического письма о преподавании информатики в общеобразовательных учреждениях Московской области (приложение к письму Министерства образования Московской области от 20.11.2009 № 9139-05о/07 и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы», М.Н.Бородин, 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009) и полностью соответствует государственным стандартам.
Рабочая программа предназначена для 9 класса с базовым изучением информатики и рассчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю) в соответствии с годовым календарным учебным графиком и Учебным планом МОУ Кузяевской основной общеобразовательной школы на 2016-2017 учебный год.
Цель курса — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Задачи:
• Формирование основ научного мировоззрения. Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
• Развитие мышления школьников.
• Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
• формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Содержание курса
9 КЛАСС
Учебник: Н. Угринович «Информатика – 9»
Количество часов: 68
№ п/п |
Тема (содержательные части) |
Кол-во часов |
Обязательный минимум |
Возможности углубления |
Мониторинг |
I |
Основы алгоритмизации и объектно – ориентированного программирования.
Свойства алгоритма и его формальное исполнение. Основы Visual Basic. Переменные. Логические выражения. Функции VB. Кодирование алгоритмических структур. Графические возможности VB. |
16 |
Знать: - свойства алгоритма и его исполнители; - основы объектно – ориентированного программирования; - графические возможности VB.
Уметь: - разрабатывать проекты в системе программирования VB; - кодировать алгоритмические структуры основных типов на языке программирования VB; |
Анимация в языке Visual Basic. |
П/р №1-12 К.р. |
II |
Моделирование и формализация. Робототехника. Модели. Виды моделей (табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами. |
12 |
Знать: - смысл понятия «модель», робот, его назначение; - виды моделей; роботов, - этапы исследования модели на компьютере.
Уметь: - строить модели; - использовать компьютер для моделирования. |
Исследование моделей на компьютере, конструирование. |
П/р №13-17 К/р
|
III |
Логика и логические основы компьютера |
5 |
|
|
П/р.№ 18-19 |
IV |
Кодирование и обработка текстовой, числовой и графической информации |
14 |
Знать: -основные элементы текстового документа -окно текстового и графического редактора
Уметь: - создавать, редактировать, форматировать текстовые документы - создавать документы с использованием мастеров и шаблонов, вставлять в документы диаграммы, графики, списки, формулы |
|
П/р №20 - 24 |
V |
Коммуникационные технологии |
7 |
|
|
П/р № 25-26 |
VI |
Информационное общество и информационная безопасность.
Информационное общество и информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
5 |
Знать: - понятие «искусственный интеллект», «базы знаний», их назначение.
Уметь: - - объяснить смысл изучения «искусственного интеллекта»;
|
Работа с информационно – правовыми системами. |
Зачет |
VII |
Повторение |
5 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Компьютерный практикум |
Дата проведения |
|
Плановые сроки прохождения |
Скорректиро-ванные сроки прохождения |
|||
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 16 часов |
||||
1 |
Информатика как наука. Охрана труда на уроках информатики. |
|
1-09.09 |
|
2 |
Алгоритм и его формальное исполнение |
|
1-09.09 |
|
3 |
Алгоритм и его формальное исполнение |
|
12-16.09 |
|
4 |
Свойства алгоритма и его исполнители |
|
12-16.09 |
|
5 |
Выполнение алгоритмов компьютером |
|
19-23.09 |
|
6 |
Основы объектно-ориентированного визуального программирования |
Пр.р.1.Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования |
19-23.09 |
|
7 |
Линейный алгоритм. Решение задач |
Пр.р.2.Разработка проекта «Переменные» |
26-30.09 |
|
8 |
Алгоритмическая структура «ветвление» |
Пр.р.3.Разработка проекта «Калькулятор»
|
26-30.09 |
|
9 |
Алгоритмическая структура «выбор» |
Пр.р.4.Разработка проекта «Строковый калькулятор» |
3-7.10 |
|
10 |
Алгоритмическая структура «цикл» |
Пр.р.5.Разработка проекта «Даты и время» |
3-7.10 |
|
11 |
Блок-схемы алгоритмов |
Пр.р.6.Разработка проекта «Сравнение кодов символов» |
10-14.10 |
|
12 |
Переменные: тип, имя, значение |
Пр.р.7.Разработка проекта «Отметка» |
10-14.10 |
|
13 |
Алгоритмические, строковые и логические выражения |
Пр.р.8.Разработка проекта «Коды символов» |
17-21.10 |
|
14 |
Алгоритмические, строковые и логические выражения |
Пр.р.9.Разработка проекта «Слово-перевертыш» |
17-21.10 |
|
15 |
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
Пр.р.10.Разработка проекта «графический редактор» |
24=29.10 |
|
16 |
Графические возможности VB |
Пр.р.11,12Разработка проекта «Системы координат», «Анимация» |
24-28.10 |
|
Моделирование и формализация - 12 часов |
||||
17 |
Окружающий мир как иерархическая система |
|
7-11.11 |
|
18 |
Моделирование, формализация, визуализация |
|
7-11.11 |
|
19 |
Моделирование как метод познания |
Пр.р.13. Бросание мячика в площадку |
14-18.11 |
|
20 |
Материальные и информационные модели |
|
14-18.11 |
|
21 |
Виды моделей
|
|
21-25.11 |
|
22 |
Формализация и визуализация информационных моделей |
Пр.р.14.Графическое решение уравнения |
21-25.11 |
|
23 |
Основные этапы разработки и исследования моделей |
|
28.11-2.12 |
|
24 |
Построение и исследование физических моделей |
|
28.11-2.12 |
|
25 |
Приближенное решение уравнений |
|
5-9.12 |
|
26 |
Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения |
Пр.р.15. Выполнение геометрических построений |
5-9.12 |
|
27 |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
Пр.р.16.Распознавание удобрений |
12-16.12 |
|
28 |
Информационные модели управления объектами |
Пр.р.17. Модели систем управления |
12-16.12 |
|
Логика и логические основы компьютера - 5 часов |
||||
29 |
Алгебра логики Логические переменные |
Пр.р.18. Таблицы истинности логических функций |
19-23.12 |
|
30 |
Конъюнкция |
|
19-23.12 |
|
31 |
Дизъюнкция |
|
26-30.12 |
|
32 |
Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы |
Пр.р. 19.Модели электрических схем логических элементов И, ИЛИ, НЕ |
26-30.12 |
|
33 |
Сумматор двоичных чисел |
|
11-13.01 |
|
Кодирование и обработка текстовой, числовой и графической информации – 14 часов |
||||
34 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
|
16-20.01 |
|
35 |
Создание и редактирование текстовых документов. Основные элементы текстового редактора |
|
16-20.01 |
|
36 |
Форматирование текстового документа |
Пр.р.20. Создание и редактирование текстовых документов. |
23-27.01 |
|
37 |
Редактирование текстового документа |
23-27.01 |
|
|
38 |
Таблицы и диаграммы |
|
30.01-3.02 |
|
39 |
Вставка в текстовый документ таблиц. |
Пр.р.21. Вставка в текстовый документ таблиц. |
30.01-3.02 |
|
40 |
Вставка в текстовый документ списков |
Пр.р.22. Вставка в текстовый документ списков |
6-10.02 |
|
41 |
Вставка в текстовый документ символов и формул |
Пр.р.23. Вставка в текстовый документ символов и формул |
6-10.02 |
|
42 |
Вставка в текстовый документ диаграмм и графиков |
Пр.р.24. Вставка в текстовый документ диаграмм и графиков |
13-17.02 |
|
43 |
Представление числовой информации с помощью СС |
|
13-17.02 |
|
44 |
Арифметические операции в позиционных СС |
|
20-24.02 |
|
45 |
Перевод чисел из одной СС в другую |
|
20-24.02 |
|
46 |
Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
|
27.02-3.03 |
|
47 |
Растровая и векторная графика |
|
27.02-3.03 |
|
Коммуникационные технологии – 7 часов |
||||
48 |
Информация. Передача информации |
|
6-10.03 |
|
49 |
Интернет |
|
6-10.03 |
|
50 |
Адресация в Интернете |
|
13-17.03 |
|
51 |
Поиск информации в Интернете |
Пр.р.25. Поиск информации в Интернете |
13-17.03 |
|
52 |
Общение в Интернете |
Пр.р.26. Общение в Интернете |
27-31.03 |
|
53 |
Правила общения в Интернете |
|
27-31.03 |
|
54 |
Обобщающее повторение |
|
3-7.04 |
|
Информационное общество и информационная безопасность. 5 часов |
||||
55 |
Информационное общество |
|
3-7.04 |
|
56 |
Информационная культура |
|
10-14.04 |
|
57 |
Правовая охрана информации |
|
10-14.04 |
|
58 |
Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы |
|
17-21.04 |
|
59 |
Защита информации Перспективы развития ИКТ |
|
17-21.04 |
|
Обобщающее повторение – 5 часов |
||||
60 |
Основы алгоритмизации и программирования |
|
24-28.04 |
|
61 |
Моделирование и формализация |
|
1-5.05 |
|
62 |
Кодирование и обработка информации |
|
8-12.205 |
|
63 |
Контрольная работа за год |
|
15-19.05 |
|
64 |
Обобщающее повторение. |
|
22-25.05 |
|
|
Итого: 68 часов |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Учебное обеспечение учащихся.
1 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса 2016 БИНОМ
2. Методическое обеспечение учителя.
1 Бородин М.Н. Программы для 2 – 11 классов общеобразовательных школ 2009 БИНОМ
3 Босова Л.Л. Информатика. Билеты и ответы. Для подготовки к экзаменам 2005 АСТ, Астрель
4 Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя 2007 Феникс
5 Горбунова Л.Н. Внеклассная работа в школе
Клуб веселых информатиков
(занимательные уроки, мероприятия) 2009 Учитель
6 Горностаева А.М. Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича. 7 класс 2007 Учитель
7 Горностаева А.М. Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича. 8 класс 2008 Учитель
8 Кузнецов А.А.
Угринович Н.Д. Примерные билеты и ответы по информатике 2005 Дрофа
9 Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия ПК 2003 ОЛМА-ПРЕСС
10 Пышная Е.А. Материалы к урокам информатики. Внеклассные мероприятия 2009 Учитель
11 Рябинина Л.В.. Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича. 9 класс 2007 Учитель
12 Тур С.Н. Учебник-тетрадь по информатике ( + вкладыш для контрольных и самостоятельных работ). 6 класс 2007 БХВ-Петербург
13 Тур С.Н. Учебник-тетрадь по информатике
( + вкладыш для контрольных и самостоятельных работ). 7 класс 2007 БХВ-Петербург
14 Тур С.Н. Учебник-тетрадь по информатике
( + вкладыш для контрольных и самостоятельных работ). 8 класс 2007 БХВ-Петербург
15 Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8 – 11 2008 БИНОМ
3. ОБОРУДОВАНИЕ.
Компьютеры – 8 шт.
Интерактивная доска – 1 шт.
Принтер – 1 шт.
Аккустические колонки – 1 шт.
Набор плакатов для 5 – 9 классов.
CD – диски с записью видео-лекций по темам, изучаемым в курсе – 5 шт.
CD-диски с текстами для выполнения практических работ – 3 шт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.