Данная рабочая программа по исследовательской и проектной деятельности для обучающихся 4 классов включает в себя пояснительную записку, содержание курса, планируемые результаты освоения курса, критерии оценивания, возможные результаты проектной деятельности учащихся, список литературы и календарно-тематическое планирование. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста.Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании МС «31» августа 2015г. Приказ № 229 от 02.09.2015г.
Протокол № 1 от «28» августа 2015г. Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Марковская СОШ»
Председатель МС Радченко Т.Г._________ _________ Тараева Т.Н.
Зам. директора по УМР
Смирнова С.Н.__________
Рабочая программа
по исследовательской и проектной деятельности
4в класс
20152016 учебный год
разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова
учитель Буторина Ирина Владимировнап. Марковский, 20152016 гПояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи
образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него
общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им
в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа
решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные
действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество
его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской
деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели –
установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является
ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся
знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного
процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их
самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с
позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются
взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует
ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает кнаблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и
индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в
образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно
исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и
личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка путем
совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
развивать познавательные потребности младших школьников;
развивать познавательные способности младших школьников;
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане.Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В
соответствии с учебным планом на исследовательскую и проектную деятельность в 4 классе отводится 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 35 часов на год. (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета.
Основные разделы программы.
Программа исследовательской и проектной деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные
подпрограммы:
тренинг исследовательских способностей;
самостоятельная исследовательская практика;
мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского
поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы; выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроенытак, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает
мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (миникурсы,
конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его
работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов
собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и
внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя,
взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности,
выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении,
устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретрооценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какомулибо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты,
высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие,
сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике
взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позиию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,
и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини конференциях, семинарах не менее 50%;
• конкурсная защита исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской
и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
газета,
гербарий,
альбом,
журнал, книжкараскладушка,
коллаж,
коллекция,
макет,
модель,
костюм,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета, сувенирподелка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурси
В данном курсе отсутствует оценочная система. По итогам выполнения работы выставляется зачёт/незачёт.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Для учителя
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,
дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей
начальных классов. М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом
«Фёдоров». 2008
2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
3. Интернет ресурсы
4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в
начальной школе. М. БАЛЛАС,2008МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА.
1. компьютер, принтер, , мультмедиапроектор;
2. набор ЦОР по проектной технологии.Календарнотематическое планирование
Название
темы
Содержание
занятия
№
п/п
Да
та
1
1
Культура
мышлени
я
Тип урока
Практи
ческая
часть
комбинированный
Средства
наглядно
сти
Вид
контроля
Дом.
задание
презентац
ия
текущий
Вып.
Задания в
тетради
комбинированный
текущий
Презента
ция,
тесты
Выполнить
задание в
тетради.
Практические
задания «Как давать
определения
понятиям». Анализ
и синтез.
Практические
задания «Как
правильно
высказывать
суждения», «Как
делать обобщения»,
«Как
классифицировать».
Практические
задания по
структурированию
текстов. (Работа в
группах)
Практические
задания по
совершенствованию
владения основными
2
1
Методы
исследова
нияметодами
исследования
(подумать
самостоятельно ,
спросить у
другого человека,
понаблюдать,
провести
эксперимент и др.).
Практические
задания
тренировка в
использовании
методов
исследования в ходе
изучения доступных
объектов.
Исследования с
помощью новейших
информационных
технологий.(Работа
в группах,
самостоятельная
работа)
Коллективная
беседа «Как
гипотеза
превращается в
теорию».
3
1
Научная
теория
Открытие новых знаний
презентац
ия
текущий
Выполнить
задание в
тетради.Коллективная
беседа о том, что
такое научная
теория, какими
бывают научные
теории. Главные
особенности
описательных
теорий. Главные
особенности
объяснительных
теорий.
Коллективная
беседа «Известные,
но недоказанные
гипотезы».
Что такое научный
прогноз и чем он
отличается от пред_
сказания. Какими
бывают научные
прогнозы. Методы
прогнозирования
(экстраполяция,
построение
прогнозных
сценариев и др.).
Практические
задания на
4
1
Научное
прогнози
рование
Открытие новых знаний
презентац
ия
индивидуаль
ный
Выучить
основные
понятия.продуцирование
гипотез и
провокационных
идей. Практическое
занятие по проверке
собственных
гипотез.
Коллективная
беседа как
правильно
проводить
наблюдения и
эксперименты.
Практическое
занятие: проведение
наблюдений и
экспериментов.
Практические
занятия по
тренировке умений
задавать вопросы.
Практические
задания по развитию
умений слушать
вопрос и отвечать на
него. Коллективная
игра «Вопросы и
ответы».
5
1
6
1
Совершен
ствование
техники
наблюден
ия
и
эксперим
ентирова
ния
Искусств
о
задавать
вопросы
и
отвечать
на них
комбинированный
презентац
ия
текущий
Провести
наблюдение
по
индивидуал
ьной теме.
комбинированный
презентац
ия
фронтальный Выполнить
задания в
тетради.
7
1
Ассоциац Коллективная
комбинированный
презентац текущий
Тест.ия
комбинированный
презентац
ия
фронтальный Выполнить
задания в
тетради
ии и
аналогии
8
1
Как
правильн
о делать
выводы
из
наблюден
ий и
эксперим
ентов
беседа «Ассоциации
и аналогии в
научном
поиске».
Практические
задания на
выявление уровня
раз_
вития логического
мышления.
Практические
задания на
ассоциативное
мышление.
Практические
задания на создание
аналогий.
Коллективная
беседа
«Предположения и
результаты
наблюдений и
экспериментов».
Практические
задания по развитию
умений высказывать
суждения и делать
умозаключения на
основе наблюдений.комбинированный
презентац
ия
фронтальный Выучить
основные
понятия.
Задание в
тетради.
комбинированный
Рисунки,
чертежи
индивидуаль
ный
Полготовит
ь текст
доклада
9
1
Умение
выявлять
проблемы
1
10
21.1
1
Как
подготов
иться к
защите
Коллективная
беседа «Что
означает выражение
«уметь видеть
проблемы».
Практическое
задание «Как люди
смотрят на мир».
Что такое проблемы
и как их выявляют.
Коллективная
беседа
«Проектирование и
исследование».
Цели и задачи
исследования.
Индивидуальная
работа над
подготовкой к
защите собственных
исследовательских
работ. Анализ
полученных
материалов.
Определение
основных понятий.
Структурирование
материалов.
Подготовка текстадоклада.
Подготовка к
ответам на вопросы.
Разработка и
выполнение
рисунков, чертежей,
схем, графиков,
макетов, моделей и
т.п.
11
28.
11
12
05.
12
Определе
ние
проблемы
и выбор
темы
собственн
ого
исследова
ния
Индивиду
альная
работа по
планиров
анию
и
проведен
Коллективное
обсуждение
проблематики
возможных
исследований.
Обсуждение планов
выбора темы
собственного
исследования.
Индивидуальная
работа по
планированию
и проведению
самостоятельных
исследований
комбинированный
презентац
ия
текущий
Выбор темы
исследовани
я.
комбинированный
индивидуаль
ный
Составить
индивид.
План
исследовани
я.13
12.
12
мар
т
ию
самостоя
тельных
исследова
ний
Индивиду
альная
консульта
ционная
работа по
проведен
ию
самостоя
тельных
исследова
ний
14
19. Семинар
Подготовка детских
работ к публичной
защите. Педагог
проводит
индивидуальную
работу с учащимися,
работающими в
микрогруппах или
индивидуально.
Индивидуальное
консультирование
необходимо потому,
что тематика работ
очень разнообразна.
Кроме того,
большая часть ребят
склонна сохранять в
секрете от других
результаты
собственных
изысканий
до момента их
завершения.
Занятие, на котором
комбинированный
индивидуаль
ный
Подготовка
к защите
темы.
семинар
презентац текущий
Подготовка12
желающие могут
представить
результаты
собственных
изысканий и
провести
предварительную
защиту работ.
Мониторинг
ия
к защите
темы.
15
8
26.
12
16
2
Участие в
защите
результат
ов
исследова
ний
учеников
Общее количество часов
Участие в
защитах
исследова
тельских
работ в
качестве
зрителей
Участие
предполагает
заслушивание всех
докладов об итогах
проведенных
исследований и
выполненных
проектах, вопросы
авторам,
высказывание
собственных
суждений.
Планирование
собственного
выступления.
Подготовка
текста доклада,
схем, графиков,
рисунков, чертежей,
семинар
презентац
ия
текущий
Составить
вопросы по
теме.
Развивающий контроль
текущий
План
доклада.17
2
основной
школы в
качестве
зрителя
Защита
собственн
ых
исследова
тельских
работ и
творческ
их
проектов
макетов.
Подготовка к
ответам на вопросы.
Участие
предполагает
доклад, ответы на
вопросы и
заслушивание всех
докладов об итогах
проведенных
исследований и
выполненных
проектах, а также
вопросы авторам.
34 Общее количество часов
комбинированный
презентац
ии
индивидуаьн
ый