Рабочая программа по исследовательской и проектной деятельности 4 класс.

  • Документация
  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 05.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа по исследовательской и проектной деятельности для обучающихся 4 классов включает в себя пояснительную записку, содержание курса, планируемые результаты освоения курса, критерии оценивания, возможные результаты проектной деятельности учащихся, список литературы и календарно-тематическое планирование. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста.Рабочая программа
Иконка файла материала буторина и.в. исследов. проект 4 кл..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Марковская  средняя общеобразовательная школа»  «Рассмотрено»                                                                  «Согласовано»                                               «Утверждено»                                                                                                                                                                                                                                    На  заседании  МС                                                           «31» августа 2015г.                                  Приказ № 229 от  02.09.2015г. Протокол №   1  от «28» августа 2015г.                        Зам. директора по УВР                      Директор МБОУ «Марковская СОШ» Председатель  МС                                                            Радченко Т.Г._________                                _________ Тараева Т.Н. Зам. директора по УМР                                                                Смирнова С.Н.__________                                                                                                                          Рабочая программа по исследовательской и проектной деятельности 4­в класс  2015­2016 учебный год разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова учитель Буторина Ирина Владимировнап. Марковский, 2015­2016 гПояснительная записка. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован  на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.  Исследовательская   деятельность   является   средством   освоения   действительности   и   его   главные   цели   – установление   истины,   развитие   умения   работать   с   информацией,   формирование   исследовательского   стиля   мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей   и   определяет   развитие   главных   познавательных   особенностей   развивающейся   личности.   Результатом   этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.   Исследовательская   деятельность   позволяет   привлекать   к   работе   разные   категории   участников   образовательного процесса   (учащихся,   родителей,   учителей),   создает   условия   для   работы   с   семьей,   общения   детей   и   взрослых,   их самовыражения   и   самоутверждения,   развития   творческих   способностей,   предоставляет   возможность   для   отдыха   и удовлетворения своих потребностей.         Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.          Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению   с   организацией   коллективного   и   индивидуального   исследования,   обучению   в   действии,   побуждает   кнаблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как   одно   из   условий   реализации   основной   образовательной   программы   начального   общего   образования.   Современные развивающие   программы   начального  образования  включают   проектную   деятельность   в  содержание   различных   курсов    и внеурочной деятельности.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации   проектной   и   исследовательской   деятельности,   в   будущем   станут   основой   для   организации   научно­ исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно   ориентированный, деятельностный подходы.          Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и  личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.         Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально­творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Задачи курса:  развивать познавательные потребности младших школьников;  развивать познавательные способности младших школьников;  обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных  исследований;   формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;   формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Место учебного предмета в учебном плане.Программа  создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом  на исследовательскую и проектную деятельность в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов на год.  (1 час в неделю).  Содержание учебного предмета. Основные разделы программы. Программа исследовательской и проектной деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные  подпрограммы:  тренинг исследовательских способностей;   самостоятельная исследовательская практика;  мониторинг исследовательской деятельности. Тренинг исследовательских способностей В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского  поиска, а именно:  видеть проблемы;  ставить вопросы; выдвигать гипотезы;   давать определение понятиям;   классифицировать;   наблюдать;   проводить эксперименты;   делать умозаключения и выводы;   структурировать материал;   готовить тексты собственных докладов;   объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Самостоятельная исследовательская практика Основное содержание работы  ­ проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.  Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроенытак, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Мониторинг исследовательской деятельности Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает  мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини­курсы,  конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его  работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов  собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ.                       Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:  ­ положительное отношение к исследовательской деятельности;  ­  широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и  внешние мотивы;  ­ интерес к новому содержанию и новым способам познания;  ­  ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя,  взрослых, товарищей, родителей;  ­  способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:  ­ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности,  выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;  ­ выраженной познавательной мотивации;  ­  устойчивого интереса к новым способам познания;  ­  адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;­ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении,  устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ­  принимать и сохранять учебную задачу;  ­  учитывать выделенные учителем ориентиры действия;  ­  планировать свои действия;  ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  ­ адекватно воспринимать оценку учителя;  ­ различать способ и результат действия;  ­  оценивать свои действия на уровне ретро­оценки;  ­  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; ­  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: ­ проявлять познавательную инициативу;  ­  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  ­  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  ­  самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ­  осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и  дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;  ­  использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;  ­  высказываться в устной и письменной формах;  ­  ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;­  владеть основами смыслового чтения текста;  ­  анализировать объекты, выделять главное;  ­  осуществлять синтез (целое из частей);  ­  проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;  ­  устанавливать причинно­следственные связи;  ­  строить рассуждения об объекте;  ­ обобщать (выделять класс объектов по какому­либо признаку);  ­ подводить под понятие;  ­ устанавливать аналогии;  ­ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;  ­ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты,  высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться:  ­  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием  ресурсов библиотек и сети Интернет;  ­ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;  ­  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; ­  оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие,  сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;  ­  использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике  взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:  ­  допускать существование различных точек зрения;­ учитывать разные мнения, стремиться к координации;  ­ формулировать собственное мнение и позицию;  ­ договариваться, приходить к общему решению;  ­ соблюдать корректность в высказываниях;  ­ задавать вопросы по существу;  ­ использовать речь для регуляции своего действия;  ­ контролировать действия партнера;  ­ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться:  ­  учитывать разные мнения и обосновывать свою позиию;  ­ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в  совместной деятельности;  ­ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как  ориентир для построения действия;  ­ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;  ­  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:  •   действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы; •   зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; •    обозначится граница исследования; •    разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;•    деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; •    поведется последовательно исследование; •    зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); •    проанализируются и обобщатся полученные материалы; •    подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; •    организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; •    простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; •    обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; •    организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;  •    продемонстрируются  результаты на мини­ конференциях, семинарах не менее 50%; •    конкурсная защита исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; •    создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; •    сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем •     активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.  Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: газета, гербарий,   альбом,     журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,    макет,   модель,   костюм,  музыкальная подборка,  наглядные пособия,   паспарту,   плакат,   план,   серия иллюстраций,   сказка,   справочник,   стенгазета, сувенир­поделка,  сценарий праздника,   учебное пособие,   фотоальбом,   экскурси В данном курсе отсутствует оценочная система. По итогам выполнения работы выставляется зачёт/незачёт. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Для учителя 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,   дом «Фёдоров», 2008. 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей  начальных классов. ­ М. БАЛЛАС,2008 Для  обучающихся:  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом  «Фёдоров». 2008 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет  ­ ресурсы 4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА. 1. компьютер, принтер, , мультмедиапроектор; 2. набор ЦОР по проектной технологии.Календарно­тематическое планирование Название темы Содержание  занятия № п/п Да та 1 1                      Культура  мышлени я Тип урока Практи ческая  часть   комбинированный Средства наглядно сти Вид  контроля Дом.  задание презентац ия текущий Вып.  Задания в  тетради комбинированный текущий Презента ция,  тесты Выполнить  задание в  тетради. Практические  задания «Как давать определения  понятиям». Анализ  и синтез.  Практические  задания «Как  правильно  высказывать  суждения», «Как  делать обобщения»,  «Как  классифицировать». Практические  задания по  структурированию  текстов. (Работа в  группах) Практические  задания по  совершенствованию  владения основными 2 1 Методы  исследова нияметодами  исследования  (подумать  самостоятельно ,  спросить у     другого человека,  понаблюдать,  провести  эксперимент и др.).  Практические  задания ­  тренировка в  использовании  методов  исследования в ходе изучения доступных объектов.  Исследования с  помощью новейших  информационных технологий.(Работа  в группах,  самостоятельная  работа) Коллективная  беседа «Как  гипотеза  превращается в  теорию».  3 1 Научная  теория Открытие новых знаний презентац ия текущий Выполнить  задание в  тетради.Коллективная  беседа о том, что  такое научная  теория, какими  бывают научные  теории. Главные  особенности  описательных  теорий. Главные  особенности  объяснительных  теорий.  Коллективная  беседа «Известные,  но недоказанные  гипотезы». Что такое научный  прогноз и чем он  отличается от пред_ сказания. Какими  бывают научные  прогнозы. Методы  прогнозирования  (экстраполяция,  построение  прогнозных  сценариев и др.).  Практические  задания на  4 1 Научное  прогнози рование Открытие новых знаний презентац ия индивидуаль ный Выучить  основные  понятия.продуцирование  гипотез и  провокационных  идей. Практическое  занятие по проверке собственных  гипотез. Коллективная  беседа ­  как  правильно  проводить  наблюдения и  эксперименты.  Практическое  занятие: проведение наблюдений и  экспериментов. Практические  занятия по  тренировке умений  задавать вопросы.  Практические  задания по развитию умений слушать  вопрос и отвечать на него. Коллективная  игра «Вопросы и  ответы». 5 1 6 1 Совершен ствование техники  наблюден ия и  эксперим ентирова ния Искусств о  задавать  вопросы  и  отвечать  на них комбинированный презентац ия текущий Провести  наблюдение  по  индивидуал ьной теме. комбинированный презентац ия фронтальный Выполнить  задания в  тетради. 7 1 Ассоциац Коллективная  комбинированный презентац текущий Тест.ия комбинированный презентац ия фронтальный Выполнить  задания в  тетради ии и  аналогии 8 1 Как  правильн о делать  выводы  из  наблюден ий и  эксперим ентов беседа «Ассоциации и аналогии в  научном поиске».  Практические  задания на  выявление уровня  раз_ вития логического  мышления.  Практические  задания на  ассоциативное  мышление.  Практические  задания на создание  аналогий. Коллективная  беседа  «Предположения и  результаты  наблюдений и  экспериментов».  Практические  задания по развитию умений высказывать суждения и делать  умозаключения на  основе наблюдений.комбинированный презентац ия фронтальный Выучить  основные  понятия.  Задание в  тетради. комбинированный Рисунки,  чертежи индивидуаль ный Полготовит ь текст  доклада 9 1 Умение  выявлять  проблемы 1 10 21.1 1 Как  подготов иться к  защите Коллективная  беседа «Что  означает выражение  «уметь видеть  проблемы».  Практическое  задание «Как люди  смотрят на мир».  Что такое проблемы и как их выявляют.  Коллективная  беседа  «Проектирование и  исследование».  Цели и задачи  исследования. Индивидуальная  работа над  подготовкой к  защите собственных  исследовательских  работ. Анализ  полученных  материалов.  Определение  основных понятий.  Структурирование  материалов.  Подготовка текстадоклада.  Подготовка к  ответам на вопросы. Разработка и  выполнение  рисунков, чертежей, схем, графиков,  макетов, моделей и  т.п. 11 28. 11 12 05. 12 Определе ние  проблемы и выбор  темы  собственн ого  исследова ния Индивиду альная  работа по планиров анию и  проведен Коллективное  обсуждение  проблематики  возможных  исследований.  Обсуждение планов  выбора темы  собственного  исследования. Индивидуальная  работа по  планированию и проведению  самостоятельных  исследований комбинированный презентац ия текущий Выбор темы исследовани я. комбинированный индивидуаль ный Составить  индивид.  План  исследовани я.13 12. 12­ мар т ию  самостоя тельных  исследова ний Индивиду альная  консульта ционная  работа по проведен ию  самостоя тельных  исследова ний 14 19. Семинар Подготовка детских работ к публичной  защите. Педагог проводит  индивидуальную  работу с учащимися, работающими в  микрогруппах или  индивидуально.  Индивидуальное  консультирование  необходимо потому, что тематика работ  очень разнообразна.  Кроме того,  большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других  результаты  собственных  изысканий до момента их  завершения. Занятие, на котором комбинированный индивидуаль ный Подготовка  к защите  темы. семинар презентац текущий Подготовка12 желающие могут  представить  результаты  собственных  изысканий и  провести  предварительную  защиту работ.                                                                     Мониторинг ия к защите  темы. 15 8 26. 12 16 2 Участие в защите  результат ов  исследова ний учеников  Общее количество часов Участие в защитах  исследова тельских работ в  качестве  зрителей Участие  предполагает  заслушивание всех  докладов об итогах  проведенных  исследований и  выполненных  проектах, вопросы  авторам,  высказывание  собственных  суждений. Планирование  собственного  выступления.  Подготовка текста доклада,  схем, графиков,  рисунков, чертежей, семинар презентац ия текущий Составить  вопросы по  теме. Развивающий контроль текущий План  доклада.17 2 основной  школы в  качестве  зрителя Защита  собственн ых  исследова тельских  работ и  творческ их  проектов макетов.  Подготовка к  ответам на вопросы. Участие  предполагает  доклад, ответы на  вопросы и  заслушивание всех  докладов об итогах  проведенных  исследований и  выполненных  проектах, а также  вопросы авторам. 34 Общее количество часов комбинированный презентац ии индивидуаьн ый