Рабочая программа по истории
Оценка 4.9

Рабочая программа по истории

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
Взрослым
16.10.2018
Рабочая программа по истории
Данная рабочая программа по истории составлена для студентов 1 - 2 курсов, получающих профессию по социально - экономическому, техническому и естественно - научному циклу. Программа включает паспорт программы, тематический план и условия реализации, список рекомендованных источников и литературы. Имеется рецензия программы.
Программа по истории 2014 - 2015, 2015 - 2016 годы.doc
Содержание 1. ДИСЦИПЛИНЫ 2. ДИСЦИПЛИНЫ 3. 4. ДИСЦИПЛИНЫ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   общеобразовательной   дисциплины   разработана   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта   по специальностям среднего профессионального образования для специальностей естественнонаучного  и технического профиля.  Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.  Программа   учебной   дисциплины   предназначена   для   реализации   в   группах подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена: 190623.01 «Машинист локомотива» 260807.01 «Повар, кондитер» 260103.01 «Пекарь» 210723.04 «Электромонтер по ремонту линейно – кабельных сооружений,                       телефонной связи и проводного вещания» Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной    1.2. образовательной программы:  учебная   дисциплина   «История»   относится   к   общему   гуманитарному   и   социально­ экономическому   циклу,   направлена   на   формирование   и   развитие   общеучебных   общих компетенций. 1.3.   Цели   и   задачи   дисциплины   –   требования   к   результатам   освоения дисциплины: В ходе изучения дисциплины обучающийся должен: знать/понимать:            основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные  версии  и  трактовки  важнейших  проблем  отечественной  и  всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты; уметь: анализировать  историческую  информацию,  представленную  в  разных  знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать  в  исторической  информации  факты  и  мнения,  исторические  описания  и исторические объяснения; устанавливать  причинно­следственные  связи  между  явлениями,  пространственные  и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять  результаты  изучения  исторического  материала  в  формах  конспекта, реферата, рецензии; использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни для: определения  собственной  позиции  по  отношению  к  явлениям  современной  жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования  навыков  исторического  анализа  при  критическом  восприятии получаемой извне социальной информации;   соотнесения  своих  действий  и  поступков  окружающих  с  исторически  возникшими формами социального поведения; осознания  себя  как  представителя  исторически  сложившегося  гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России Процесс  изучения  дисциплины  направлен  на  создание условий для  формирования следующих компетенций: Мировоззренческие (общекультурные) компетенции: •   понимание   ценностных   смыслов   общечеловеческой   культуры,   науки,   производства, религии; •  осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностно­смысловые ориентиры для поступков и решений; •  опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека); •  этническая идентификация; умение адаптироваться в поликультурном обществе, уважать интересы представителей других народов, религий. Социально­личностные компетенции: •   политическая   и   гражданская   активность   (патриотизм;   знание   государственной символики;   умение   анализировать   современную   политическую   ситуацию;   знание   и соблюдение   прав   и   обязанностей   обучающегося,   гражданина;   свобода   мнения, ответственность   за   собственные   решения   и   поступки;   выполнение   гражданского   долга; построение   своего   образа   жизни   с   ориентацией   на   законы   и   общественные   нормы; размышление о своем будущем, будущем страны); •  медицинские и санитарные знания и навыки (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, правил личной гигиены; умение оказать первую медицинскую помощь; половая и сексуальная грамотность; бережное отношение к окружающей среде; навыки безопасной жизнедеятельности); •  знание и владение бытовыми навыками (знание основ семейного быта, традиций; навыки бытовых   ремонтных   работ,   ухода   за   домом,   приготовления   пищи;   рациональное использование свободного времени); •   социальное   взаимодействие   (социальная   мобильность,   умение   избежать   и   преодолеть конфликты, сотрудничество). Гностические (общеучебные и познавательные) компетенции: •  организация продуктивной учебно­познавательной деятельности (приобретение знаний из различных   источников   информации,   в   т.ч.   дополнительных;   грамотная   формулировка образовательных   запросов;   структурирование   и   приращение   полученных   знаний; применение инноваций для поиска информации и умение представлять результаты своих исследований   с   использованием   компьютерных   технологий;   умение   контролировать познавательный процесс); •   умение   аналитически   мыслить   (анализировать,   давать   самооценку   учебной   и познавательной деятельности, выявлять пробелы в знаниях, умениях и навыках); •  готовность и способность к самообразованию; •   функциональная грамотность (демонстрация навыков измерительных процедур; умение отличать   реальное   знание   от   мифологического;   применение   вероятностных   и статистических методов познания). Информационно­коммуникативные компетенции: •   осознание своего места в инфосреде; поиск, отбор, систематизация, анализ, обработка информации,   оценка   ее   полезности   и   целенаправленное   применение   в   перспективе   для решения поставленных учебных задач; представление  информации в различных формах (рисунки,   графики,   таблицы,   диаграммы   и   пр.)   и   на   различных   носителях   (бумага, электронный вариант); •   владение современными информационными технологиями (стандартного программного обеспечения,  техническими  устройствами  (телевизор,   магнитофон, компьютер,  принтер, фотоаппарат, телефон и пр.), Интернет, электронной почтой, аудио­и видеозаписью и пр.); •   владение   навыками   устной   и   письменной   речи,   навыками   работы   с   документами (заявление,  объяснительная,  анкета, опросный  лист, тест, письмо  и  пр.); умение  задать вопрос, представление и отстаивание собственной точки зрения в диалоге и полилоге).  • умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде; владение социальными ролями в коллективе. Профессионально­трудовые компетенции: •   знание   экономико­правовых   основ и  умение  анализировать  социально­экономическую ситуацию, положение рынка труда; •  владение этикой гражданско­трудовых взаимоотношений; •   профессиональное   самоопределение   (осознание   своей   роли   в   профессиональном пространстве; оценка своих профессиональных способностей и задатков; выбор будущей профессии; построение собственной профессиональной карьеры); •   готовность   к   реализации   трудовых   прав   и   обязанностей   (навыки   рациональной самоорганизации   рабочего   времени,   поиск   работы,   освоение   экономических   ролей (представителя, потребителя, производителя). Компетенции самосовершенствования: •   освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, личной рефлексии; •   планирование   и   организация   своей   деятельности;   самоопределение;   непрерывное самопознание; •   развитие   личностных  качеств  (гуманности,  отзывчивости,  эмпатии,   организованности; ответственности; откровенности; уверенности в себе, самокритичности, корпоративности; рефлексии, эмоциональной устойчивости, креативного мышления, адаптивности и др.); •   включенность     в   общественную   работу   (различные   виды   внеучебной   деятельности: кружки, секции, молодежные объединения, КТД и т.д.).       Общепрофессинальные   компетенции,   формируемые   при   изучении   дисциплины   позволят   студенту   эффективно   и   гарантированно   осуществлять «История», профессиональную деятельность в современных условиях в соответствии с требованиями к уровню качества подготовки специалиста. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Для профессии 260807.01 «Повар, кондитер» максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов; самостоятельной работы обучающегося 59 часов. Для профессии  260103.01 «Пекарь» максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов; самостоятельной работы обучающегося 59 часов. Для профессии 190623.01 «Машинист локомотива» максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов; самостоятельной работы обучающегося 58 часов. Для   профессии  210723.04  «Электромонтер   по   ремонту   линейно   –   кабельных сооружений, телефонной связи и проводного вещания» максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов; самостоятельной работы обучающегося 59 часов. 2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Группа «Повар, кондитер»  Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная   аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      теоретические      практические занятия (семинары)      контрольные работы      тестирование      зачет Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:    Реферат (презентация) Объем часов/зачетных единиц 177 118 78 34 3 1 2 59 10 сообщение    подготовка к семинарам, коллоквиумам, обсуждениям      вопросов, дискуссиям Итоговая аттестация в форме    ­                                                          зачет  9 40 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Группа «Машинист тепловоза»  Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов/зачетных единиц 177 Обязательная   аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      теоретические      практические занятия (семинары)      контрольные работы      тестирование      зачет Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:    Реферат (презентация)    сообщение    подготовка к семинарам, коллоквиумам, обсуждениям      вопросов, дискуссиям Итоговая аттестация в форме    ­                                                          зачет  78 34 3 1 2 58 118 9 9 40 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Группа «Пекарь»  Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов/зачетных единиц 177 Обязательная   аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      теоретические      практические занятия (семинары)      контрольные работы      тестирование      зачет Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:    Реферат (презентация)    сообщение    подготовка к семинарам, коллоквиумам, обсуждениям      вопросов, дискуссиям Итоговая аттестация в форме    ­                                                          зачет  78 34 3 1 2 59 118 10 9 40 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Группа   «Электромонтер   по   ремонту   линейно   –   кабельных   сооружений, телефонной связи и проводного вещания»  Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем часов/зачетных единиц 177 Обязательная   аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      теоретические      практические занятия (семинары)      контрольные работы      тестирование      зачет Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:    Реферат (презентация)    сообщение    подготовка к семинарам, коллоквиумам, обсуждениям      вопросов, дискуссиям Итоговая аттестация в форме    ­                                                          зачет  78 34 3 1 2 59 118 10 9 40 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» для групп ПМТ, ЛЭС, К и ПК Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические 1 Введение Раздел I. Древнейшая стадия истории человечества занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции  исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии.  Факторы исторического развития: природно­климатический, этнический,  экономический, культурно­политический и др. История России:  познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как  часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской  истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная  роль и функции истории. Содержание учебного материала Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе  первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема  антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические  памятники каменного века на территории России. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община.  Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение  первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство.  Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах  социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом  и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего  хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение  родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда.  Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации. Объем часов Уровень освоения 3 1 2 4 2 2 Практическое занятие №1: Неолитическая революция: причины, сущность,  последствия. Предпосылки возникновения цивилизации. Самостоятельна работа Содержание учебного материала 1 2 Раздел II. Цивилизации Древнего мира 4 2    Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.  Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни,  политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и  социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества.  Категории трудового населения. Политический строй. Типы государств  древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова  Америка. Материальная культура и экономика ранних  цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная  организация. Идеология. Менталитет. Расцвет цивилизаций  бронзового века и железный век ВостокаНовоегипетская  держава: экономика, общество, государство. Шедевры  древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты:  индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы.  Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты.  Ахейские государства.Ассирийская военная держава и ее  преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств».  Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование  древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.Античная  цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции:  географические и социальные предпосылки. Сущность  греческого полиса. Великая колонизация, ее причины,  направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни  греческого мира. Греческая культура классической эпохи.  Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы  становления общества и государства. Экономика, общественный  строй, государственный аппарат в республиканском и  императорском Риме. Особенности римской культуры.  Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных  обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и  зрелища. Менталитет людей Античной эпохи. Религии Древнего Практическое занятие №2: Религии Древнего мира и культурное наследие  древнейших цивилизаций. Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 2 Раздел III. Цивилизации Запада и Востока в средние века 4 2 Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников,  хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных  устоев в религиозно­культурной, государственной, социальной, экономической  жизни как главная черта восточных цивилизаций. Периодизация средневековой  истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль исторических  традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных,  общественных, культурно­этических и религиозных форм жизни. Роль  Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно­личных  взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация.  Характер монгольского владычества. Культура средневекового Китая и ее влияние культуры на соседние страны.  Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы,  границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию.  Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в  Японию и его роль как государственной религии. Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке. Культура  средневековой Индии. Возникновение ислама. Мухаммад. Коран как  религиозно­культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как  вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов.  Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама.  Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети.  Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков,  медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и  проза. Культура повседневности. Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной  цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и  германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его  исторические результаты. Процесс христианизации германских народов.  Культурно­религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их  религиозные, социальные и культурные функции. Исторические итоги Практическое занятие №3: Западноевропейская цивилизация в средние века. Самостоятельная работа 1 2 Содержание учебного материала Раздел IV. История России с древнейших времен до конца XVII века 30 2    Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни  населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая  общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в  Восточной Европе. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного  Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине  славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины.  Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности.  Основные пути миграции славян. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский  каганаты. Финно­угорские племена. Византия и народы Восточной Европы.  Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир  цивилизации и мир варваров. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище.  Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль  женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.  Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение  первобытно­общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в  Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного освоения. Первые  славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян. Вече и его роль в  древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и  социальный статус. Карта Восточной Европы к началу IX в. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их  дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения  на природу государственности на Руси. Первые русские князья и их  деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.  Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и  торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение  христианства. Культурно­историческое значение христианизации. Синтез  язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней  Руси. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Роль православия в  формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние  на мировосприятие и этику русского человека Русь и кочевые народы Практическое занятие №4: Формирование основ государственности  восточных славян Практическое занятие №5: Крупнейшие земли и княжества Древней Руси, их  особенности Практическое занятие №6: Борьба Руси с иноземными завоевателями с  Востока Практическое занятие №7: Борьба Руси с иноземными завоевателями с Запада Практическое занятие №8: От Руси к России. Объединение Руси Практическое занятие №9: Опричнина Практическое занятие №10: Смута в России начала XVII века Практическое занятие №11: Русская культура в XIII – XV веках Практическое занятие №12: Древняя Русь – Московская Русь ­ Россия Итоговое тестирование по теме: «История России с древнейших времен до  конца XVII века» Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 Раздел V. Истоки индустриальной цивилизации стран Западной Европы  в XVII – XVIII веках 5 2    Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и  различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки  возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.  Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории.  Различия в периодизации с точки зрения формационного и цивилизационного  подходов. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Эразм  Роттердамский. Героизация человеческой личности и культ творчества.  Торжество индивидуальности и индивидуализма. Европа в период Реформации  и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и  пробуждение критического мышления в ходе обновления западного  христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и  покорению окружающего мира. Причины и предпосылки Великих  географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль  Испании и Португалии в развитии мореплавания. Великие географические  открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций  Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации  Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.  Образование централизованных государств. Империи и национальные  государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно­представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы.  «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.  Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции.  Священная лига. «Непобедимая армада». Первая общеевропейская война —  Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г. Складывание «европейского  концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в  «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных  армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система  коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за  Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский  фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. 1 1 10 2 2 2 Практическое занятие №13: Эпоха Возрождения. Реформация. Великие  географические открытия. Государство и власть Практическое занятие №14: Век Просвещения. Технический прогресс.  Промышленный переворот. Самостоятельная работа Раздел VI. Россия в XVIII веке Содержание учебного материала Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в  России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире,  провозглашение ее империей. Социально­экономическая политика Петра I и  социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное  государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и  наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта.  Восприятие «преображенной России» современниками. Причины дворцовых  переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка»  верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая  борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально­экономическая политика  Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра  III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. «Просвещенный  абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна  Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка  личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I —  характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя  политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю.  Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в  состав Российской империи. Русская культура в середине XVIII в. Идеи  Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и  изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы,  повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской  культуры в XVIII в. Раздел VII. Становление индустриальной цивилизации 1 1 1 1 3 2 2 2 3 2 Практическое занятие №15: Реформы Петра I  Практическое занятие №16: Реформы Екатерины II. Восстание Е.Пугачева Практическое занятие №17: Внешняя политика России во второй половине  XVIII века Контрольная работа №1 Самостоятельная работа Содержание учебного материала Варианты политического переустройства общества: реформа или революция?  Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования,  формы организации, результативность. Изменение в идеологических и  правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и  Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США.  Славянское Возрождение и Россия. Торжество «договорной» теории.  Конституционные документы. Представительные органы. Расширение  представительства. Возникновение идейно­политических течений.  Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база.  Становление партий и формы партийной деятельности. Социальный состав  общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс.  Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население:  количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности.  Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники  горожан. Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в  прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической  научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная  характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века». Расцвет  книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы  самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм. Раздел VIII. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Практическое занятие №18: Европейские модели перехода от традиционного  общества к индустриальному. Становление гражданского общества.  Практическое занятие №19: Развитие капиталистических отношений и  социальной структуры индустриального общества в XIX век Самостоятельная работа Содержание учебного материала Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и  изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его  значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. «Восточный вопрос»  с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала.  Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к  практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». Контрольная работа №2 Итоговый зачет по темам I курса 1 1 2 1 1 2 2 2 3 3 Раздел IX. Россия в XIX веке Содержание учебного материала 30 2 Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль  географического фактора в социально­экономическом и политическом  развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство.  Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и  культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и  «культура безмолвствующего большинства». Реформы начала царствования  Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия.  Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба.  М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные  проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные  поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена  политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм.  Консерватизм в государственно­правовой и идеологической сферах. Кризис  идеологии самодержавия. Геополитическое положение России к началу XIX в.  Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские  коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный  союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.  Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского  полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа.  Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с  Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и  крах «Венской системы». Российский феномен: философия, литература и  литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы:  иллюзии и реальность. Общественно­политическая борьба и поиск  национально­политической идентичности. Славянофилы. Западники.  Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Рост национального самосознания. Реформа системы образования. Университеты и научные  общества. Правительственная политика в отношении образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и  направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная  культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Практическое занятие №20: Россия в 1815 – 1825 годах. Конституционные  проекты. Общественное движение. Декабристы. Практическое занятие №21: Внешняя политика Александра I и Николая I.  Отечественная война 1812 года. Практическое занятие №22: Общественно – политическая борьба.  Славянофилы. Западники. «Теория официальной народности» Практическое занятие №23: Россия в эпоху великих реформ Александра II Практическое занятие №24: Консервативный курс Александра III. Практическое занятие №25: Интеллектуальная и художественная жизнь  пореформенной России Практическое занятие №26: Развитие науки и техники Контрольная работа №3 Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 3 Раздел X. От Новой истории к Новейшей 7 2 Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв.  Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и  США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных  отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.  Начало борьбы за передел мира. Испано­американская, англо­бурская и  русско­японская войны. Складывание двух противостоящих друг другу  военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран.  Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса  сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в  повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома».  Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных  потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества.  Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.  Индустрия и среда обитания. Социальный и демографический состав  российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности  формирования городского населения. Сельское население в период  модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления.  Социальные стереотипы. Российская правовая система. Свод законов  Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное,  гражданское, процессуальное, семейное право. Роль традиционного права в  жизни общества. Правовая культура населения. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств.  Становление российского парламентаризма. Государственная дума и  Государственный совет. Региональная структура управления. Местное  самоуправление. Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция  1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее.  Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и  марксистские партии. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.  Степень готовности общества к экономической модернизации по западным  образцам. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Практическое занятие №27: Международные отношения в начале XX века Практическое занятие №28: Первая Мировая война Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 1 2 2 Раздел XI. Между мировыми войнами 5 2 Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма.  Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система  догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма.  Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие,  последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики  ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные  пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта.  Крушение Веймарской республики и германский национал­социализм.  Тоталитаризм. Основы функционирования колониальных систем в  индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения»  традиционных военно­административных империй. США и доктрина  «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению  самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки:  ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях  модернизации: каудильизм или демократия? Кризис Версальско­ Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой  политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной  арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский  нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и  консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров.  Пакт Молотова—Рибентропа. Кризис «военного коммунизма». Новая  экономическая политика (нэп): сущность и направления. Диспропорция  экономического и социально­правового статуса личности. Постепенный отход  от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного  строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция  СССР 1924 г. Основные направления национально­государственного  строительства. Централизация государственного аппарата. Основные  направления общественно­политического и государственного развития СССР в  20–30­е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической  модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ  личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским  принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с Раздел XII. Вторая Мировая война Практическое занятие №29: Строительство социализма в СССР.  Модернизация на почве традиционализма. Самостоятельная работа Содержание учебного материала Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе  международных отношений со вступлением в войну СССР и США.  Антигитлеровская коалиция. Ленд­лиз. Военные действия на Тихом и  Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война  технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного  мира. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных,  культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических  идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и  политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны.  Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных  территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы  военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в  годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация  аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной  модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в  разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.  Практическое занятие №30: Вторая Мировая война: причины, ход, значение. Самостоятельная работа Содержание учебного материала 1 2 2 2 1 2 Раздел XIII. Мир во второй половине XIX века Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании  образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и  локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад  колониальной системы. Военно­политические кризисы в рамках «холодной  войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны».  Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны». Европейская  интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий.  Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ  стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека. Транспортная  революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества,  ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер,  информационные сети и электронные носители информации. Современные  биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа.  Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства.  Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального  мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в  числе победителей. Национально­освободительная борьба в японской «сфере  сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение  Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе  биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути.  Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном  полушарии. Практическое занятие №31: «Холодная война» Самостоятельная работа Содержание учебного материала 3 2 1 2 Раздел XIV. СССР в 1945 – 1991  годах 4 2 Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление  развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации.  ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим  развитием государства и положением индивида. Советский человек в  послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в  обществе. Государство и личность. Усиление традиционализма в общественной  жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных  ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного  шовинизма и ксенофобии. Усиление этно­культурной унификации. Апогей  культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в  послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю  политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».  Позиция СССР в локальных конфликтах. Борьба за власть после смерти И.В.  Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа  личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения  коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в  жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература,  кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль  периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт,  повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.  Экономические реформы 1950–1960­х годов, причины их неудач.  Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в  сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР.  Социалистический лагерь. Конфликты из­за различий в восприятии курса  «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней  политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.  Общественно­политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация  режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.  Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек:  быт, интересы, самоидентификация. Экономика СССР. Роль сырьевых  ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость  сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации:  реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным Раздел XV. Россия и мир на  рубеже XX – XXI веков Практическое занятие №32: СССР в послевоенный период: углубление  традиционных начал в советском обществе. Восстановление хозяйства. Практическое занятие №33: СССР в период перестройки Самостоятельная работа Содержание учебного материала Становление новой российской государственно­правовой системы.  Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г.  Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная  Дума. Принципы федерализма. Российское общество. Либеральные идеи и  социальная инерция. Социальное расслоение. Попытка компромисса между  прозападной либеральной экономической модернизацией и социально­ политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс  на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и  политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.  Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия.  Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы  российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль  сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.  Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды.  Глобализм и антиглобализм. Конфликты из­за ресурсов. Технологии будущего.  Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков.  Новая мировая иерархия и международный терроризм. Страны третьего мира.  Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и  модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за  прераспределение ролей в мировой экономике. Россия в мировых  интеграционных процессах и формировании современной международно­ правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие  принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в  международных отношениях. Практическое занятие №34: Российская Федерация на современном этапе 1 1 2 2 2 2 1 2 Итоговый зачет Самостоятельная работа 1 3 Всего 118 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально­ экономических дисциплин;  Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее  место преподавателя, плакаты, таблицы, схемы, видеофильмы, презентации, карты, атласы, контурные карты, учебные пособия; Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным  обеспечением, мультимедиапроектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной  литературы Основные источники:  1. Артемов В. В., Лубченко Ю. Н. История: учебник. – М.: Издательство Мастерство,  2006. 2. Алексашкина Л. Н. Россия и мир в ХХ – ХХI вв. – М.: Просвещение, 2009. 3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М.: Знание,  2006. 4. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2010. 5. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. ­ М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. 6. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010. Дополнительные источники: 1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003. 2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002. 3. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001. 4. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005. 5. Война в Корее. — СПб., 2000. 6. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003. 7. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001. 8. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003. 9. Герцог Х. Арабо­израильские войны. — М., 2004. 9. Губер П. Мазарини. — М., 2000. 10.  Данилов А.А. История России XX в. Справочные материалы. М., 2009.  11.  Ионов И.Н. История международных отношений и внешней политики СССР 1917­ 1987 гг. – М.: Наука, 2007.  12.  Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их  руководители 1923­1991. историко­биографические справочники. – М.: Наука,  2009.  13.  Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: энциклопедия биографий. М.:  «Издательство Астрель», 2006.  14.  Зенькович Н.А. Самые открытые люди: энциклопедия биографий. М. :  «Издательство Астрель», 2006. 15.  Мир в XX веке/Под ред. А.О. Чубарьяна. ­ М.: Наука, 2010. 16.  Отечественная история новейшего времени: 1985­2008: Учебник для вузов / А.Б.  Безбородой и др. ­ М.: РГГУ, 2009. 17.  Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М.: Просвещение, 2006. 18.  Хрестоматия по отечественной истории 1914­1945 г.г. ­ М. : Наука, 2006.  19. Хрестоматия по отечественной истории 1946­1995 г.г. ­ М.: Наука, 2006.  20.  Хрестоматия по истории государства и права России, М. 2010.  Интернет­ресурсы: http://festival.1september.ru http://lesson­history.narod.ru http://www.history.lact.ru/metodicheskie­razrabotki­po­istorii­i­obschestvoznaniyu/95933 http://www.rusedu.ru http://www.ipkps.bsu.edu.ru http://istorik.org 1. 2. 3. 4. 5. 6. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,  тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,  исследований. Результаты обучения (освоенные  Формы и методы контроля и оценки  умения, усвоенные знания) Умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых  системах (текст, карта, таблица, схема,  аудиовизуальный ряд); результатов обучения Отчет по самостоятельной работе, зачеты;  различать в исторической информации  Оценка по результатам формализованного  факты и мнения, исторические описания и  исторические объяснения; наблюдения за деятельностью обучающихся в процессе выполнения практических работ. устанавливать причинно­следственные  связи между явлениями, пространственные Опрос, самостоятельная работа, работа по  карточкам. Тестирование и временные рамки изучаемых  исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения  исторического материала в формах  конспекта, реферата, рецензии Знания Устный опрос, тестирование, зачеты по  практическим занятиям; основные факты, процессы и явления,  Отчет по самостоятельной работе, зачеты по  характеризующие целостность  отечественной и всемирной истории; практическим занятиям, контрольная работа; периодизацию всемирной и отечественной  Устный опрос, тестирование, оценка истории; современные версии и трактовки  важнейших проблем отечественной и  всемирной истории; выполнения заданий самостоятельной  работы, зачеты по практическим занятиям. Тестирование, отчет по самостоятельной  работе, зачеты по практическим занятиям; особенности исторического пути России,  ее роль в мировом сообществе; Устный опрос, зачеты по практическим  занятиям, дифференцированный зачет. основные исторические термины и даты; Тестирование, отчет по самостоятельной  работе, зачеты по практическим занятиям

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории

Рабочая программа по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018