Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), а также в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины "История" для профессиональных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (25 июля 2015 г.)
Комитет образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Волжский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Техническое обслуживание и ремонт
Специальность
23.02.03
автомобильного транспорта
Курс 22018 г.
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании ПЦК гуманитарных и
социальноэкономических дисциплин
Протокол №
от
Председатель:
__________ С.А. Ананьев
СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы
стандартизации
__________ Н.Н. Артюшенко
Протокол №
от
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического
совета техникума
Протокол №
от
Председатель методического
совета
Зам. директора по учебно
методической работе
_____________ А.М. Коротеева
2Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебной дисциплины «История», в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
среднего профессионального образования
(письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259), с учетом Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з), а также в соответствии
с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины
«История» для профессиональных организаций, рекомендованной ФГАУ
"ФИРО" (25 июля 2015 г.)
Организацияразработчик: государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум» (ГБ
ПОУ «ВПТ»)
Разработчики:
Удалова Наталья Анатольевна – преподаватель высшей квалификационной
категории
Рецензенты:
Мельникова Наталья Георгиевна – преподаватель высшей квалификационной
категории ГБ ПОУ «ВПТ»
Зеленина Елена Владимировна – заместитель директора ООО «ЮФ»
«Юринформ»
3СОДЕРЖАНИЕ
1 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
5
7
13
16
41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
1.1Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «История»
предназначена для изучения истории и реализации образовательной программы
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина "История" входит в общеобразовательный цикл ОПОП.
При освоении профессий СПО технического профиля основы экономики
изучается как базовый учебный предмет.
51.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувств собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
6исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных техно
логий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции
с привлечением различных источников;
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
сформированность умений применять исторические знания в
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 81 час , в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 55 часов;
самостоятельной работы студента 26часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
64
48
не предусмотрено
7практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой
(проектом) (если предусмотрено)
Составление сравнительных таблиц .
Работа с контурной картой.
Составление картысхемы
Написание эссе на заданную тему.
Составление планаконспекта .
Работа с документами .
Составление опорного конспекта .
Составить аналитическую справку .
44
не
предусмотрено
не предусмотрено
16
не предусмотрено
4
3
3
3
2
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
82.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины " История"
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
(проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
Перемены после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С.Хрущева.
Объем
часов
3
2
1
Наименование
разделов и тем
1
1. СССР в 1950начале
60х гг
1
2
Противоречия внутриполитического курса Н.С. Хрущева. Причины отставки
1
Н.С. Хрущева.
Лабораторные работы
Практическое занятие: Провести анализ ХХ съезда КПСС и определить его
значение.
Практическое занятие: Исследовать основные направления реформирования
советской экономики и оценить результаты.
Практическое занятие: Обобщить достижения в промышленности. Ситуация в
сельском хозяйстве
Практическое занятие: Рассчитать эффективность освоения целины. Курс на
строительство коммунизма
Практическое занятие: Исследовать направления социальной политики;
жилищного строительства.
Практическое занятие: Исследовать причины усиления негативных явлений в
экономике.
Контрольные работы
Самостоятельная работа: составление сравнительных таблиц.
2. СССР во второй
Содержание учебного материала
Л.И. Брежнев. Концепция развитого социализма.
1
не предусмотрено
1
1
1
1
1
1
не предусмотрено
4
2
Уровень
освоения
4
1
2
2
9половине 1960хначале
1980х гг
2
Предпосылки перемен.
М.С. Горбачев.
Лабораторные работы
Практическое занятие: Исследовать причины усиления позиций партийно
государственной номенклатуры
Практическое занятие: Исследовать и изложить положения Конституции СССР
1977г
Практическое занятие: Обобщить и описать преобразования в сельском хозяйстве.
Экономическая реформа 1965 года: задачи и результаты
Практическое занятие: Провести анализ достижений и исследовать проблемы в
развитии науки и техники
Практическое занятие: Систематизировать нарастание негативных тенденций в
экономике. Застой. Теневая экономика
Практическое занятие: Выявить причины и последствия усиления идеологического
контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты
Практическое занятие: Исследовать причины появления инакомыслия и
диссидентства.
Практическое занятие: Рассчитать эффективность социальной политики и показать
рост благосостояния населения
Практическое занятие: Характеризовать положение СССР в системе международных
отношений. Установление военностратегического паритета между СССР и США.
Практическое занятие: Анализ военных действий в Афганистане.
Контрольные работы
Самостоятельная работа: работа с контурной картой.
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
Практическое занятие: Проанализировать политику ускорения и выявить причины
неудачи.
Практическое занятие: Исследовать и оценить экономические реформы, их
результаты. Разработка проектов приватизации и переход к рынку
Практическое занятие: Провести анализ реформы политической системы.
3. СССР в годы
перестройки.
2
не предусмотрено
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
не предусмотрено
3
не предусмотрено
1
1
1
104. Советская культура
в конце 19501960е
годы.
Практическое занятие: Определить программу действий в области национальной
политики и международных отношений. Национальные движения в союзных
республиках. Политика гласности и её последствия.
Практическое занятие: Сопоставить власть и церковь в годы перестройки
Практическое занятие: Характеризовать августовские события 1991 года. Распад
СССР. Образование СНГ.
Контрольные работы
Самостоятельная работа : составление картысхемы.
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
Практические занятия: Исследовать проявления «Оттепели» в литературе,
молодые поэты 1960х гг.
Практические занятия: Сопоставить позиции власти и творческой интеллигенции.
Практические занятия: Исследовать диссиденство, как общественное явление и
протестное движение.
Практические занятия: Проанализировать достижения в науке и техники.
Контрольные работы
Самостоятельная работа: составить аналитическую справку
5. Советская культура
в середине 1960х
1980х гг.
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
Практическое занятие: Обобщить и сделать выводы об уровне развития науки и
техники в СССР. Научнотехническая революция. Успехи советской космонавтики
Практическое занятие: Систематизировать этапы развития образования в СССР.
Контрольные работы
Самостоятельная работа : написание эссе на заданную тему
6. Российская
Федерация на рубеже
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
1
1
1
не предусмотрено
3
не предусмотрено
1
1
1
1
не предусмотрено
3
не предусмотрено
1
1
не предусмотрено
2
не предусмотрено
11ХХХХI вв.
Практическое занятие: Исследовать политический кризис осени 1993 г.
Принятие Конституции России 1993 года.
Практическое занятие: Оценить экономические реформы 1990х гг: основные этапы
и результаты. Трудности и противоречия перехода к рыночной экономике.
Практическое занятие: Проанализировать основные направления национальной
политики: успехи и просчеты. Военнополитический кризис в Чечне.
Практическое занятие: Исследовать политическую ситуацию. Отставка Б.Н.
Ельцина. Деятельность Президента России В.В. Путина: курс на продолжение реформ,
стабилизацию положения в стране, сохранение
Практическое занятие: Определить роль государства в экономике. Приоритетные
национальные проекты и федеральные программы.
Практическое занятие: Сопоставить деятельность политических лидеров и
общественных деятелях современной России.
Практическое занятие: Проанализировать президентские выборы 2008 г. Президент
России Д.А. Медведев. Государственная политика в условиях экономического
кризиса, начавшегося в 2008 г.
Практическое занятие: Проанализировать президентские выборы 2012 г. Разработка и
реализация планов дальнейшего развития России.
Практическое занятие: Провести анализ восточного направления внешней политики.
Разработка новой внешнеполитической стратегии
Практическое занятие: Выявить причины укрепления международного престижа
России. Решение задач борьбы с терроризмом.
Практическое занятие: Показать положение Р.Ф в системе современных
международных отношений
Практическое занятие: Исследовать и дать оценку политическому кризису на
Украине и воссоединению Крыма с Россией.
Контрольные работы
Самостоятельная работа : работа с документами
7. Культура и
духовная жизнь
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
не предусмотрено
2
не предусмотрено
12общества в конце ХХ
начале ХХIвв.
Практическое занятие: Анализировать достижения и противоречия культурного
развития.
Практическое занятие: Последовательно изложить и критически оценить
реформацию системы образования .
Практическое занятие: Провести анализ НТП в конце ХХначале ХХI в.
Контрольные работы :
Самостоятельная работа : составление опорного конспекта.
Дифференцированный зачет
Всего:
1
1
1
не предусмотрено
2
1
64ч.
133. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета « Социально
экономических дисциплин».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Методическое обеспечение:
нормативноправовые документы;
карточки – задания;
вопросы к зачётам.
Технические средства обучения:
компьютер
тематические презентации;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники: Для студентов
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об
разования. — М., 2014.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социальноэкономического профилей: 2 ч: учебник для студ.
учрежде
ний сред. проф. образования. — М., 2015.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социальноэкономического профилей. Дидактические материалы:
учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история
стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
14Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
об
разования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из
менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012
№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по организации
получе
ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или
специальности среднего профессионального образования».
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М.,
2012.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции
единого
учебника истории. — М., 2015.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического, естественно
научного, социальноэкономического профилей. Методические рекомендации. — М.,
2013.
История России. 1900 — 1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А.
Данилова.
— М., 2010.
Концепция нового учебнометодического комплекса по отечественной истории //
Вестник
образования. — 2014. — № 13. — С. 10 — 124.
Интернетресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета
МГУ).
15«Библиотека»:
(Интернетиздательство
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социалдемократа).
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите
ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.worldwar2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www.oldrusmaps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос
сии, изданные в XVI— XVIII столетиях).
www.biografbook.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
www.magister.msk.ru/library/library.htm
электрон
ные издания произведений и биографических и критических материалов).
www.intellectvideo.com/russianhistory (История России и СССР: онлайнвидео).
www.historicus.ru (Историк: общественнополитический журнал).
www.history. tom.ru (История России от князей до Президента).
www. statehistory.ru (История государства).
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах
Российской империи).
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.oldmaps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайнэнциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
www.august1914.ru (Первая мировая война: интернетпроект).
www.9may.ru (Проектакция: «Наша Победа. День за днем»).
www. temples.ru (Проект «Храмы России»).
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг.
—
коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернетпроект).
www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
www.allphoto.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях).
www. fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
www. scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научнопросветительский журнал).
www.arhivtime. ru (Следы времени: интернетархив старинных фотографий, открыток,
документов).
16www. sovmusic.ru (Советская музыка).
www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова).
www.library. spbu.ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www.ecdejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu)
Учебник «Россия и мир» 2часть Волобуев О.В. М. Дрофа 2015г.
(электронная библиотека Исторического
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
историческую
анализировать
информацию,
представленную в
разных знаковых системах (текст,
карта,
схема,
таблица,
аудиовизуальный ряд);
в
описания
связи
различать
исторической
информации факты и мнения,
исторические
и
исторические объяснения;
причинно
устанавливать
между
следственные
пространственные и
явлениями,
рамки изучаемых
временные
исторических процессов и явлений;
представлять результаты изучения
исторического материала в формах
конспекта, реферата;
Знать:
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Зачёт, работа с картой, составление
таблиц.
Зачёт, анализ документов.
Зачёт, работа с текстом учебника
Реферат, конспект, составления плана.
17и
всемирной
основные факты,
процессы и
явления,
характеризующие
целостность отечественной и
всемирной истории;
периодизацию
отечественной истории;
современные версии и трактовки
важнейших проблем отечественной
и всемирной истории;
особенности исторического пути
России,
ее роль в мировом
сообществе;
основные исторические термины и
даты
Зачёт, сообщения.
Зачёт, таблица.
работа с дополнительной
Зачёт,
информаций.
Зачёт.
составление
словаря
Зачёт,
исторических терминов, диктант по
датам
1819