Рабочая программа основана на Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программе основного общего образования по истории и авторской программе под редакцией Волобуева О.В. Курс истории интегрирован и рассчитан: история России – 35 часов; всеобщая – 33 часа. Рассчитана программа на 68 часов (по 2 часа в неделю), длительность изучения 1 год в 10 классе.
Курс «История. Россия и мир» отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XX века. В центе курса находится Россия, что и определяет его структуру.
10 история ФГОС.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа №42
пгт. Шерловая Гора
гриф утверждения программы
(согласование с заместителем директора по УВР);
Рабочая программа
по истории для 10 класса
Программу разработал:
учитель истории и обществознания
Перебоева О.В., высшая категория,
Пгт. Шерловая Гора
20172018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основана на Федеральном компоненте Государственного
стандарта основного общего образования и Примерной программе основного общего
образования по истории и авторской программе под редакцией Волобуева О.В. Курс
истории интегрирован и рассчитан: история России – 35 часов; всеобщая – 33 часа.
Рассчитана программа на 68 часов (по 1 час в неделю), длительность изучения 1 год в
10 классе.
Курс «История. Россия и мир» отражает основные этапы, процессы, события
истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XX
века. В центе курса находится Россия, что и определяет его структуру. Методической
основой курса являются цивилизационный подход в сочетании со стадиальным.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом
государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции
исторического образования. Курс позволяет формировать целостный взгляд
обучающихся на историю мира. Историческое образование на ступени основного
общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является
воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к
правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые
необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Основная цель курса формирование целостного представления исторического
пути России и мира вплоть до ХХв. В цели курса входят: осветить взаимодействие
человека с окружающей средой, экономическое развитие обществ с древнейших
времен до начала XX века, формы социального и политического строя; показать
наиболее яркие личности данного периода и их роли в истории и культуре;
охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо
современному человеку и гражданину; раскрыть на конкретном материале положение
о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории человечества.
Основные задачи курса «История» для 10 класса:
систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения
данного курса исторических знаний учащихся;
обобщение знаний на теоретическом уровне, создающем цельноосмысленную
картину истории человечества (включая представления о периодизации,
цивилизациях, прогрессе, доминирующих тенденциях общеисторического развития
в разные эпохи);
восприятие мирового исторического процесса в его единстве и многообразии;
формирование основ исторического мышления школьников, понимания у них
причинноследственных связей, умения оперировать ключевыми научными
понятиями;
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 2 осознание учащимися места России в истории человечества и в современном
мировом сообществе, её цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории
страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру;
воспитание у десятиклассников гуманистического видения мира, неприятия всех
проявлений дискриминации (расовой, конфессиональной, социальногрупповой),
уважения к другим, далёким по времени и современным культурам;
формирование у школьников гражданских идеалов и патриотических чувств,
активной позиции – неприятия нарушений прав человека, нигилистского
отношения к истории и культуре своей Родины, националистического извращения
прошлого русского народа и других народов страны;
воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов,
социального компромисса и толерантности, предотвращения социальных
конфликтов путём поиска их мирного разрешения.
Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом
знаний и умений в истории России и мира.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
1) Умения работать с текстовыми и историческими источниками:
Осуществляет самостоятельный поиск информационных источников;
Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов
исторических источников;
Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими
научно
общественнополитической литературой,
первоисточниками,
популярной и художественной литературой;
Пользуется библиографическими справочниками по истории;
Использует мультимедийные, Интернетресурсы;
Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий
анализ (по определенной проблеме);
2) Умения работать с внетекстовыми источниками информации:
Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых
картографических источников, графиков, диаграмм;
Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные
кино видеозаписи по исторической тематике;
Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и
изобразительного источника;
Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников
и включает ее в содержание раскрываемой темы.
3) Речевые умения:
Владеет различными видами устной речи, включая доказательство,
рассуждение, эвристическая беседа;
Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с
использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных
сведений, с отсылкой к источникам информации;
Ведет защиту своего реферата;
Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную
учебную работу.
4) Умения письменной фиксации знаний:
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 3 Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая
учебную лекцию;
Пишет аргументированное эссе по истории;
Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и
сравнительные таблицы, логические схемы.
5) Хронологические умения:
Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;
Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет
основания для их периодизации;
Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой
периодизации.
6) Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:
Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия
исторических событий;
Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе
самостоятельного выделения линий сравнения;
Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об
историческом развитии на фактическом материале;
Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории,
обществознания, географии для анализа исторического объекта.
7) Оценочные суждения:
Различает субъективные и объективные исторические оценки;
Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого
исторического объекта в историческом развитии страны, мира;
8) Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:
Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной
учебнопознавательной деятельности по истории;
Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах;
Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и
художественном творчестве;
Создает базы данных, презентации результатов познавательной и
в том числе с использованием
практической деятельности,
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
Самостоятельно создает реферат;
Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.
Календарнотематическое планирование составлено исходя из применения технологии
индивидуальноориентированного обучения, предусматривающей следующие типы занятий:
учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное
изучение новой темы), семинары, диспуты, повторительнообобщающие уроки в форме
практических занятий по отработке заданий.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает
информационнокоммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются
умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения
основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности
полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели
(сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из
текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 4 познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от
противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных
примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания).
Контроль предметных результатов.
№
п/п
1. Тема 1. Что изучает история
Наименование темы
Всеобщая история. История России
час
Вид
контроля
2. Тема 2. Цивилизации Древнего мира и
раннего средневековья
3. Тема 3. Древняя Русь.
4. Тема 4.Западная Европа в XIXV веках
5. Тема 5. Российское государство в XIV
XVII веках.
6. Тема 6. Запад в Новое время
7. Тема 7. Российская империя в XVIII веке
8. Тема 8. Запад в XIX веке. Становление
индустриальной цивилизации
9. Тема 9. Россия на пути модернизации
10. Тема 10. Культура XIX века
1
1
1
1
1
тест
тест
тест
эссе
Творческая
работа
Предметные результаты изучения истории в 10 кл. включает в себя:
целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до
гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и
памятниками культуры крупнейших цивилизаций всего мира;
способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической
науки для атрибуции фактов и источников по истории, их анализа, сопоставления,
обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и
личностной позиции в отношении дискуссионных и морально этических вопросов далекого
прошлого;
представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в мире
и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
умения датировать события и процессы в истории , определять последовательность и
длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с
условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко
географические объекты , анализировать и обобщать данные карты;
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 5 уметь характеризовать важные факты истории , классифицировать и группировать их
по предложенным признакам;
уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории , выявляя их
сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о
результатах своего исследования;
умения давать образную характеристику исторических личностей, описание
памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся
фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и
дополнительные источники информации;
умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории ;
умения соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими
явлениями и процессами;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и
взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками
истории , способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории включает в себя:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней
работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого
и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,
вести конструктивный диалог;
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно
популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческопоисковой
работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и
эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории включает в себя:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и
общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурноисторического наследия человечества, интерес к его
познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, , уважение к личности, правам и
свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоциональноценностного и творческого отношения к фактам прошлого и
историческим источникам, способам изучения и охраны.
Рабочая программа предусматривает использование творческих заданий:
Образные задания (проверка умений
учащихся на основе исторических
источников воссоздать образ мысли,
переживания, настроения людей,
различные мнения и взгляды на
историческую ситуацию).
Критерии оценки: правильное выделение
актуальных проблем периода, понимание их
сути, умение определить социальную и
политическую позицию «автора» и
исторически достоверно воссоздать его
отношение к проблемам.
Эссе (письменная работа,
содержащая самостоятельные
размышления и суждения)
Критерии оценки: понимание сути темы,
логичность и самостоятельность рассуждений,
умение аргументировать суждение фактами,
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 6 Проверка умений участвовать в
дискуссии
правильное использование понятийного
аппарата, оригинальность идей.
Критерии оценки: отсутствие
обществоведческих ошибок и противоречий в
рассуждениях, убедительность аргументов,
умелое использование различных источников,
сформированность полемических умений
(задавать вопросы, находить контрдоводы и
т.д.)
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает
межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи,
творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко,
связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической
последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы;
формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет
дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный
ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более
двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые
нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает
несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 7 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и
обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение
в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не
умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании
основных положений темы.
Критерии оценивания исследовательской работы
Основная
презентация
(10 баллов)
(35 возможных баллов)
Понимание
понятий
(10 баллов)
Структура
аргументации
(10 баллов)
Урове
нь
дости
жений
Образ
цовый
(10
ед.)
Обеспечивает
ясное и обстоятельное
введение и
обоснование.
Ставит
конкретные и
проверяемые вопросы
для исследования
Обеспечивает
ясное объяснение
предлагаемых
методов
исследования
Логично и
последовательно
аргументирует
рациональность и
содержательность
Демонстри
рует полное
понимание
предлагаемого
исследования.
Использует
широкий набор
информации для
построения и
развития
аргументации.
Демонстри
рует полное
понимание
возможного
применения
полученных
данных. (10 ед.)
Чётко,
ясно и
убедительно
обосновывает
причины, по
которым
предлагаемое
исследование
важно и должно
быть
осуществлено.
Обеспечива
ет релевантные
подтверждения в
пользу
сделанных
выводов.
(10 ед.)
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 8
Использование
литературы и
других
источников
(5 баллов)
Выбирает
правильный
формат
цитирования.
Используе
т информацию,
релевантную
предлагаемому
исследованию.
Обосновы
вает выбор
переменных
(показателей),
по которым
были сделаны
те или иные
выводы.
(5 ед.) предлагаемого
исследования.
Использует
приемлемый стиль и
грамматику. (10 ед.)
Обеспечивает
введение и
обоснование, которые
только частично
существенны для
эксперимента.
Ставит ясные, но
не проверяемые
вопросы
исследования.
Обеспечивает
адекватное
объяснение методов
предлагаемого
исследования.
Делает попытку
логично и
последовательно
аргументирует
рациональность и
содержательность
предлагаемого
исследования.
Использует
приемлемый стиль и
грамматику. (12
ошибки) (8 ед.)
(6 ед.)
Обеспечивает
введение и
обоснование, которые
не являются
существенными для
эксперимента
Ставит нечёткие
и не проверяемые
вопросы
исследования.
Даёт сумбурное
объяснение методов
Адек
ватны
й
ед.)
(8
Нужд
ается
в
испра
влени
и
Демонстри
рует частичное
понимание
предлагаемого
исследования.
Использует
для
аргументации
информацию из
23 источников.
Демонстри
рует частичное
понимание
возможного
применения
полученных
данных
(8 ед.)
Заявляет
причины, по
которым
предлагаемое
исследование
важно и должно
быть
осуществлено,
но даёт слабые
подтверждения и
доказательства
сделанных
выводов.
(8 ед.)
Выбирает
правильный
формат
цитирования,
но не на
протяжении
всего проекта.
Используе
т ограниченное
число
источников
информации,
релевантной
предлагаемому
исследованию.
(4 ед.)
(6 ед.)
Не
демонстрирует
понимания
предлагаемого
исследования.
Использует
для
аргументации
менее 2
источников
информации.
Не
(6 ед.)
Заявляет
причины, по
которым
предлагаемое
исследование
важно и должно
быть
осуществлено.
Но даёт слабые
подтверждения и
доказательства
сделанных
(3 ед.)
Не
следует
правильному
формату
цитирования.
Не
использует
информации,
релевантной
предлагаемому
исследованию.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 9 выводов.
проявляет
понимания
возможного
применения
полученных
данных.
предлагаемого
исследования.
Сумбурно и
слабо аргументирует
рациональность и
содержательность
предлагаемого
исследования.
Не удаётся
использовать
приемлемый стиль и
грамматику (> 2
ошибок).
Критерии оценивания для эссе
Уровень
достижений
Образцовый
(10 баллов)
Качественный
(8 баллов)
Адекватный
(6 баллов)
Нуждается в
улучшении
(4 балла)
Нет
(0баллов)
ответа
Основная презентация
Обеспечивает ясное и обстоятельное
введение и обоснование
Отвечает на вопрос. Представляет
логичные аргументы
Использует приемлемый стиль и
грамматику.
Достаточно качественное, но менее
обстоятельное (12ошибки)
Менее детально, но достаточно
точно.
Не отвечает на вопрос прямо, но
косвенно с ним соотносится
Аргументирует до определённой
степени релевантно.
Некоторые
логичны.
Использует адекватный стиль и
грамматику (более 2х ошибок)
Не отвечает на вопрос.
Не даёт релевантных
аргументов, не демонстрирует логики
и последовательности.
Не находит
приемлемого стиля и грамматики.
аргументы вполне
Объяснения,
аргументация
Демонстрирует точное и полное
понимание вопроса.
Использует разнообразную
аргументацию, примеры и данные,
подкрепляющие выводы.
Использует только один
аргумент и пример, который
подкрепляет вывод.
минимальное
Демонстрирует
понимание вопроса.
Использует незначительное число
возможных идей в поддержку
своей
аргументации.
Не демонстрирует
понимания вопроса.
Не приводит доказательств,
подтверждающих ответ на вопрос.
В процессе контроля знаний, умений и навыков следует обращать внимание на следующие
критерии:
Точность представленной (собранной) информации
Баллы
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 10 Всегда точная
В основном точная
Недостаточно точная
Неточная информация
Количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров
Большое разнообразие фактов
Достаточное количество фактов
Минимальное количество фактов
Умение анализировать информацию
Показывает хорошее понимание информации
Показывает достаточное понимание информации
Показывает минимальное понимание информации
Показывает недостаточное понимание информации
Знание терминологии
Употребляет термины правильно
Употребляет многие термины правильно
Употребляет минимальное количество терминов правильно
Употребляет термины неправильно
Умение работать в группе
Всегда
Часто
Иногда
Почти никогда
5
4
3
2
Баллы
5
4
3
Баллы
5
4
3
2
Баллы
5
4
3
2
баллы
5
4
3
2
Раздел учебного
курса
Тема 1. Что
изучает история
Кол
во
часов
1
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание по
темам
Основные виды деятельности
Особенности становления и
развития российской
цивилизации.
Роль и место России в
Различать основные виды
периодических источников
исторической информации, в том
числе на электронных носителях.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 11 мировом развитии.
6
Тема 2.
Цивилизации
Древнего мира и
раннего
средневековья
Ранние цивилизации и их
особенности. Понятия:
присваивающее хозяйство,
цивилизация, деспотия,
полис, аристократическая и
демократическая формы
правления. Личн.: Солон,
Перикл, Александр
Македонский
Тема 3. Древняя
Русь
10
Тема 4. Западная
Европа в XI – XV
веках
3
Предки славян, основные
восточнославянские племена.
Особенности первых
государств на территории
восточной Европы.
Показывать на карте
территорию расселения
славян. Понятия: природно
географическая среда и
хозяйственно культурные
типы, индоевропейская
языковая общность
Особенности
экономического и
политического развития
стран Западной Европы.
Рост городов и сословный
строй в Европе. Понятия:
династические войны,
Столетняя война. Личн.:
Филипп II Август, Людовик
IX святой, Генрих II
Плантагенет, Людовик XI,,
Генрих VII Тюдор, Карл IV,
Филипп IV Красивый, Ян
Гус.
Выделять основные особенности
развития российской цивилизации
и место России в мире.
Составлять список литературы по
заданной теме.
Различать исторический факт и
теорию.
Устанавливать связи между
явлениями социально
экономической, политической и
культурной жизни общества.
Определять причины, сущность,
этапы, следствия исторических
процессов, выявлять
противоречия исторических
событий и явлений.
Владеть приемами сравнения
исторических объектов.
Применять осваиваемые
понятия в новых условиях.
Приводить альтернативные
исторические оценки фактов
прошлого и определять свое
отношение к ним.
Определять значение духовного
наследия, традиций прошлого
различных исторических
периодов и эпох для
современного мира.
Высказывать суждения об уроках
истории, о роли исторического
познания для понимания проблем
современного мира.
Выполнение проблемных заданий,
решение познавательных и
практических задач, отражающих
типичные социальные ситуации,
дискуссия, составление опорного
конспекта, занятие семинарского
типа с индивидуальной и
групповой работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников
Тема 5. Российское
государство в XIV
XVII
13
Особенности процесса
государственного
объединения русских
Составление опорного конспекта,
практическое занятие,
выполнение заданий в группах,
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 12 Тема 6. Запад
и Новое время
7
Тема 7. Российская
империя в XVIII
веке
7
занятие семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников.
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий, составление
опорного конспекта,
практическое занятие,
выполнение заданий в группах,
занятие семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников
Выполнение индивидуальных
заданий, запись основных
положений лекции, занятие
семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников,
выполнение проблемных заданий.
земель, причины
возвышения Москвы. Черты
сходства и различия в целях
князей, методы их
достижения. Понятия:
ясак, национальное
самосознание.
Изменения в экономике и
социальной структуре
Европы в раннее Новое
время. Причины и
последствия Великих
географических открытий.
Причины и итоги
Реформации. Понятия:
великие путешественники,
колонии, религиозные
войны.
Предпосылки
петровских преобразований.
Основные направления
внутренней и внешней
политики Петра I и
Екатерины II. Особенности
российского варианта
политики «просвещённого
абсолютизма». Понятия:
«окно в Европу», Сенат,
фискалы, коллегии,
губерния, провинция,
«табель о рангах»,
ассамблея, календарь,
Ништадский мир, империя,
«жалованная грамота
дворянству». Личн.: Петр I,
царевич Алексей, Екатерина
II, Пётр III, Пугачёв, Павел
I.
6
Тема 8. Запад в
XIX веке.
Становление
индустриальной
цивилизации
Причины кризиса
«просвещённого
абсолютизма»,
преобразовательные
проекты Александра,
противоречивость
внутренней политики.
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий, составление
опорного конспекта,
практическое занятие,
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 13 Тема 9. Россия на
пути модернизации
10
Тема 10.
5
Культура XIX века
Крестьянский вопрос в
первой половине XIX в.
Понятия: военные
поселения,
Конституционный проект,
заговорщики, декабристы,
Третье отделение,
жандармский корпус,
теория официальной
народности.
Научные представления о
строении природы.
Эволюционная картина
мира. Влияние научно
технического и
экономического прогресса
на различные сферы жизни
общества.
Научные представления о
строении природы.
Эволюционная картина
мира. Влияние научно
технического и
экономического прогресса
на различные сферы жизни
общества. Понятия:
Дарвин, Менделеев,
Максвелл, Маркс, телеграф,
радио.
выполнение заданий в группах,
занятие семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников
Выполнение индивидуальных
заданий, запись основных
положений лекции, занятие
семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников,
выполнение проблемных заданий.
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий, составление
опорного конспекта,
практическое занятие,
выполнение заданий в группах
Тематический план
Тема урока
Колво часов
Что изучает история
Тема 1: Цивилизации Древнего мира и раннего
средневековья (6 часов)
Древний Восток и античный мир.
Рождение европейской средневековой цивилизации
Страны Западной Европы в раннее Средневековье
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 14
№
урока
1.
2.
3.
4. №
урока
Тема урока
Колво часов
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Византийская империя и восточнохристианский мир.
Исламский мир.
Цивилизации древнего мира и раннего Средневековья.
Тема 2: Древняя Русь (10 часов)
Народы Восточной Европы.
Восточные славяне в древности.
Возникновение Древнерусского Государства. Крещение
Руси.
Государство и общество.
Церковь и культура.
Раздробленность Руси.
Культура Руси в XII – начале XIII в. Архитектура.
Живопись. Литература.
Русь между Востоком и Западом. Русь и Золотая Орда.
Русь между Востоком и Западом. Александр Невский.
К/Р№ 1 по теме: «Древняя Русь»
Тема 3: Западная Европа в XIXV веках ( 3 часа)
Экономическое и политическое развитие
Взаимодействие средневековых цивилизаций
Культура средневекового Запада.
Тема 4: Российское государство в XIVXVII веках (13
часов)
Москва во главе объединения русских земель.
Правление Дмитрия Донского.
Междоусобица в Московском княжестве.
Россия: третье православное царство.
Экономическое развитие. И социальная структура.
Кризис государства и общества.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 15 №
урока
27.
Смутное время.
Тема урока
Колво часов
Окончание смутного времени.
Становление самодержавия Романовых.
Церковная реформа и раскол православной церкви
Начало формирования многонационального государства.
Русская культура.
К/р № 2 по теме «Российское государство в XIVXVII
веках».
Тема 5. Запад в Новое время (7 часов)
Европа в начале Нового времени.
Государство и общество стран Западной Европы в XVII
веке.
Эпоха Просвещения
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
Революции XVIII столетий. (Англия, Северная Америка)
1ч.
Революции XVIII столетия (Франция).
Тенденция развития европейской культуры XVIXVIII
веков
Запад в Новое время
Тема 6. Российская империя в XVIII веке (7 часов).
Власть и общество.
Дворцовые перевороты и просвещённый абсолютизм в
России.
Социальноэкономическое развитие страны
Расширение территории государства.
Борьба за выход к Чёрному морю. Территориальное
расширение России на Восток. Освоение Сибири и
Дальнего Востока.
Образование, наука и культура
К/т № 3 по теме «Российская империя в XVIII веке»
Эпоха наполеоновских войн
Промышленный переворот и становление индустриального
Запада
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 16 №
урока
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Тема урока
Колво часов
Революции и реформы во Франции, Германии, Австрии и
Италии.
Революции и реформы в Великобритании и гражданская
война в США.
Идейные течения и политические партии
Колониальные империи. Особенности развития стран
Запада.
Тема 8: Россия на пути модернизации (10 часов).
Российское государство в первой половине XIX века.
Преобразовательные проекты Александра I.
Царствование Николая I.
Общественная жизнь в первой половине XIX века
Реформы 18601870х годов. Отмена крепостного права.
Экономическая политика в эпоху реформ и
пореформенный период.
Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже
7080х гг..
Общественное движение в России во второй половине XIX
века
Россия – многонациональная империя. Кавказская война.
Присоединение Сибири и Дальнего Востока
Эссе по теме «Россия на пути модернизации»
Тема 9. Культура XIX века (5 часов).
Научнотехнический прогресс и общество в России
Мировая литература и художественная культура
Культура России в XIX веке
Творчество по теме «Культура России в XIX веке»
Итоговый урок по курсу
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Древняя Русь
I вариант.
1. Образование Древнерусского государства произошло в
А) 862 г. Б) 882 г. В) 912 г. Г) 962 г.
2. Походы на Хазарию, на Дунай связаны с именем князя
А) Олега Б) Святослава В) Ярослава Мудрого Г) Юрия Долгорукого
3. Какое из названных событий относится к X веку
А) завоевание Киева Олегом В) крещение Руси
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 17 Б) крестовый поход против половцев Г) съезд князей в Любече
4. Сбор дани древнерусскими князьями в форме объезда подвластных им земель
назывался
А) кормление Б) полюдье В) повоз Г) пожилое
5. В каком году произошла битва, после которой князя Александра Ярославича стали
называть «Невским»
А) 1223 г. Б) 1238 г. В) 1240 г. Г) 1242 г.
6. В период феодальной раздробленности боярские республики существовали в
А) Новгороде и Чернигове В) Пскове и Новгороде
Б) Владимире и Киеве Г) Галиче и Новгороде
7. К причинам поражения русскополовецких войск на р.Калке относится
А) переход половцев на сторону монголов
Б) численный перевес монголов
В) отсутствие согласованности в действиях русских князей
Г) более совершенное оружие монголов
8. Представитель золотоордынского хана на Руси
А) ярлык Б) баскак В) ясак Г) численник
9. Какое из событий произошло позже всех других
А) битва на Калке Б) Невская битва В) битва на р.Сити Г) Ледовое побоище
10. К последствиям феодальной раздробленности относится
А) культурное и хозяйственное развитие удельных княжеств
Б) усиление обороноспособности страны
В) исчезновение многих видов ремесла, упадок хозяйства
Г) усиление власти киевских князей
11. Какие три из перечисленных событий связаны с княжением Ярослава Мудрого
А) объединение Киева и Новгорода Г) принятие христианства
Б) разгром Хазарского каганата Д) разгром печенегов
В) Строительство Софийского собора в Киеве Е) создание «Русской Правды»
12. Заполните пропуски в таблице:
Имя князя
Дата
События
Заключение договора о беспошлинной торговле с
Византией
Восстание древлян
Крещение Руси
Основание Москвы
Ледовое побоище
13. Человек, попавший в зависимость за долги – это ………..
14. Народное собрание у славян – это ……….
15. Картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке ……
Древняя Русь
II вариант.
1. Объединение северных и южных славянских племен в Древнерусское государство
произошло в
А) 862 г. Б) 882 г. В) 912 г. Г) 962 г.
2. Захват власти в Киеве и основание Москвы связаны с именем
А) Олега Б) Святослава В) Ярослава Мудрого Г) Юрия Долгорукого
3. Какое из названных событий относится к XI веку
А) завоевание Киева Олегом В) крещение Руси
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 18 Б) крестовый поход против половцев Г) съезд князей в Любече
4. Место сбора дани для киевского князя называлось
А) погост Б) полюдье В) урок Г) повоз
5. В каком году произошла первая встреча русских дружин с монголотатарами
А) 1223 г. Б) 1238 г. В) 1240 г. Г) 1242 г.
6. В период феодальной раздробленности ожесточенная борьба между боярами и
князьями была в
А) Галиче и Чернигове В) Пскове и Новгороде
Б) Владимире и Киеве Г) Галиче и Владимире Волынском
7. К причинам поражения русских князей в 12371241 гг. НЕ относится
А) переход половцев на сторону монголов
Б) численный перевес монголов
В) отсутствие согласованности в действиях русских князей
Г) более совершенное оружие монголов
8. Монгольский чиновник, осуществляющий перепись населения
А) ярлык Б) баскак В) ясак Г) численник
9. Какое из событий произошло раньше всех других
А) битва на Калке Б) Невская битва В) битва на р.Сити Г) Ледовое побоище
10. К причинам феодальной раздробленности относится
А) культурное и хозяйственное развитие удельных княжеств
Б) господство натурального хозяйства
В) расцвет торговли на пути «из варяг в греки»
Г) усиление власти киевских князей
11. Какие три из перечисленных событий связаны с княжением Владимира Мономаха
А) объединение Киева и Новгорода Г) восстановление единства
Киевской Руси
Б) крестовый поход против половцев Д) ограничение процентов по долгам
В) Строительство Софийского собора в Киеве Е) создание «Русской Правды»
12. Заполните пропуски в таблице:
Имя князя
Дата
События
Установление точного размера дани
Организация съезда князей в Любече
Невская битва
Крестовый поход против половцев
Битва на реке Сити
13. Человек, зависимое положение которого передается по наследству – это …….
14. Картина, выполненная из разноцветных кусочков смолы – это ………..
15. Ханская грамота на право княжения – это …….
Оценивание:
«5» 1514 баллов
«4» 1312 баллов
«3» 1110 баллов
Тест 2 по теме: Российское государство в XIVXVII вв.
1. Назовите два центра объединения русских земель в XIIIXIV в.в.
А) Москва и Тверь; Б) Москва и Киев; В) Тверь и Владимир; Г) Москва и
Владимир.
2. Куликовская битва произошла:
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 19 А) 5 апреля 1242г. ; Б) 8 сентября 1480г.; В) 8 сентября 1380г.; Г) 26 августа 1812г.
3. Победу на Куликовом поле одержал:
А) Дмитрий Донской; Б) Александр Невский; В) Иван Калита; Г) Иван III;
4. Объединение русских земель в единое централизованное государство завершил:
А) Дмитрий Донской; Б) Александр Невский; В) Иван Калита; Г) Иван III
5. К органам управления в конце XV – первой половине XVI в. не относится:
А) боярская дума; Б) Сенат; В) государев двор; Г) Казна.
6. Как называлась в средневековой Руси должность настоятеля монастыря?
А) Митрополит; Б) Епископ; В) Игумен; Г) Диакон.
7. В каком году был принят Судебник Ивана III ?
А) 1380; Б) 1382; В)1480; Г) 1497.
8. С каким событием связано окончание ордынского ига на Руси?
А) «Стояние на Угре»; Б) «Великая замятня» ; В) «Утрехтская уния»; Г) «Угличское
дело».
9. Кому принадлежит создание идеи «Москва – третий Рим»?
А) митрополит Иона; Б) старец Варфоломей; В) монах Филофей; Г) Иосиф
Волоцкий.
10. Назовите годы правления Ивана Грозного:
А) 15471584; Б) 15331588; В) 13801410; Г) 14471484.
11. Что такое опричнина?
А) особый порядок управления страной при ИванеIV;
Б) специальное войско;
В) система земельного держания;
Г) орган управления.
12. Начало XVII в. вошло в историю России как:
А) время реформ;
Б) эпоха освобождения;
В) великие завоевания;
Г) смутное время.
13. К эпохе смутного времени в России не относится событие:
А) Поход Лжедмитрия I на Москву;
Б) Польско – шведская интервенция;
В) Принятие Судебника;
Г) Создание народного ополчения Мининым и Пожарским.
14. Первые цари из династии Романовых (исключите лишнее):
А) Василий Шуйский; Б) Алексей Михайлович; В) Михаил Фёдорович; Г) Фёдор
Алексеевич.
15.Важное событие середины XVII в. :
А) Церковный раскол;
Б) Земская реформа;
В) Избрание первого царя из династии Романовых;
Г) Смутное время.
Оценивание:
«5» 1514 баллов
«4» 1312 баллов
«3» 1110 баллов
Тест 3 по теме «Российская империя в XVIII веке»
1. В ходе реформ Петр I:
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 20 1) уничтожил патриаршество
2) сохранил патриаршество
3) ввёл в стране католичество
4) ввёл в стране лютеранство
2. Найдите неверное утверждение:
1) деятели петровской эпохи реформ полагали, что Россия должна отказаться от
самодержавной власти
2) взяв за образец европейский абсолютизм, Пётр I укрепил традиционное самодержавие
3) для деятелей петровской эпохи самодержавие и реформы были неразделимы
4) Пётр великий первым среди русских государей принял титул императора
3. Последствием петровских реформ 1722 – 1723 г.г. было (была):
1) укрепление империи
2) полная европеизация жизни России
3) укрепление традиционного уклада жизни
4) ослабление аппарата государственного управления
4. Найдите неверное утверждение:
При Петре I
1) Россия ощутила себя периферией Европы
2) Главной целью стало превращение страны в полноценную европейскую державу
3) Важное значение приобрело заимствование западного опыта
4) Россия ощутила себя самодостаточной державой, способной эффективно развиваться
в условиях изоляции
5. В петровское время процесс модернизации был направлен на:
1) реконструкцию российской экономики и превращение её в рыночную
2) превращение России в мощную военную державу
3) превращение России в составную часть европейской цивилизации
4) создание политической системы России по образцу западноевропейской
6. В ходе губернской реформы Екатерины II произошло официальное разделение
властей:
1) административной, судебной и финансовой
2) законодательной, исполнительной и судебной
3) законодательной и исполнительной
4) исполнительной и судебной
7. Укажите неверное утверждение
«Наказ» Екатерины II
1) содержал план создания нового законодательного кодекса
2) провозглашал злом самодержавие, не заботящееся о благе подданных
3) требовал укрепления самодержавной имперской власти и роли государства в обществе
4) уравновешивал самодержавную власть властью законов
8. Екатерина II:
А. ввела идеи Просвещения в практику просвещённого абсолютизма
Б. предложила обществу либеральную политику, основанную на самоуправлении
сословий
1) верно только А 3) верно и А, и Б
2) Верно только Б 4) не верно ни А, ни Б
9. В послепетровское время наступает «золотой век» русского дворянства, так как
оно:
1) стало ощущать себя первым сословием
2) получило Табель о рангах
3) получило право владеть крепостными
4) получило в собственность монастырские земли
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 21 10. Верным является утверждение:
В XVIII в. дворянство
А. освобождалось от обязательной службы
Б. было лишено права владеть крепостными
1) верно только А 3) верно и А, и Б
2) Верно только Б 4) не верно ни А, ни Б
11. Петровская Табель о рангах способствовала:
1) повышению вертикальной мобильности российского общества
2) повышению горизонтальной мобильности российского общества
3) сдерживанию социальной мобильности российского общества
4) созданию социальной модели общества западноевропейского образца
12. Результатом петровской эпохи не стало (не стал):
1) превращение России в европейскую державу
2) превращение России в империю
3) культурный раскол общества
4) сужение государственного сектора экономики
13. С именем Екатерины II связана деятельность:
1) Избранной рады
2) «ревнителей» православия
3) Уложенной комиссии
4) III Отделения императорской канцелярии
14. В XVIII веке дворянство:
1) получило гражданские права
2) освободилось от обязательной военной службы
3) было лишено права владения крепостными
4) освобождалось от телесных наказаний
15. Заимствование европейского опыта в России XVIII века:
1) осуществлялось во всех сферах деятельности сразу полностью
2) осуществлялось европейскими методами
3) осуществлялось не европейскими методами
4) шло неравномерными: применялись технико – организационные достижения
европейской модернизации, но игнорировались социально – политические завоевания.
Оценивание:
«5» 1514 баллов
«4» 1312 баллов
«3» 1110 баллов
Итоговая контрольная работа по истории за 10 класс (базовый уровень)
Вариант 1
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один
верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. В бланке ответов напротив номера
выполняемого задания поставьте соответствующую букву, которая соответствует
выбранному вами ответу.
А1. Назовите три признака неолитической революции
А) возделывание злаков и выращивание животных Г) существование соседской общины
Б) отсутствие частной собственности Д) возникновение племенных богов
В) преимущественно кочевой образ жизни Е) преобладание собирательства
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 22 А2. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
А) аккадцы В) ассирийцы
Б) шумеры Г) хеты
А3. Древневосточный правитель
А) имел неограниченную власть над подданными В) имел лишь религиозные функции
Б) выбирался высшей знатью Г) не имел никакой собственности
А4. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
А) тотемизм В) фетишизм
Б) анимизм Г) магия
А5. Реформация это:
А) отмена цеховых ограничений В) междоусобные войны
Б) борьба за переустройство церкви Г) движение за реформы
А6. Главный экономический результат Великих географических открытий
А) подъем мировой торговли В) развитие кораблестроения
Б) открытие новых материков Г) усиление Испании и Португалии
А7. Просвещение возникло в (во)
А) Англии В) Германии
Б) Франции Г) Испании
А8. Выделите три основные черты индустриального общества
А) миграция В) усложнение классовой структуры
Б) урбанизация Г) распад колониальных империй
А9. Крещение Руси состоялось в :
А) 889 году В) 982 году
Б) 988 году Г) 1019 году.
А10 Укажите древнейшую русскую летопись:
А) «Слово о полку Игореве» В) «Осторомирово Евангелие»;
Б) «Слово о законе и Благодати» Г) «Повесть временных лет»
А11. В каком году русские дружины Александра Невского разбили немецких рыцарей на
льду Чудского озера?
А1) 988 г. В)1242 г.
Б)1147 г. Г) 1325 г.
А12. В Древней Руси основным источником права был:
А) обычай В) кодекс
Б) закон Г) религиозные тексты
А13. Начало политической раздробленности на Руси связано
А) с началом правления Владимира Мономаха В) с началом правления Мстислава
Великого
Б) со смертью Владимира Мономаха Г) со смертью Мстислава Великого
А14. Город Владимир стал столицей СевероВосточной Руси во время правления
А) Владимира Мономаха В) Юрия Долгорукого
Б) Андрея Боголюбского Г) Всеволода Большое Гнездо
А15. Наибольший расцвет торговли в XII — начале XIII вв. наблюдался в
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 23 А) Киеве В) Новгороде
Б) Смоленске Г) Чернигове
А16. С чем связано значительное сокращение численности населения в русских землях во
II половине XIII в.?
А) со стихийными бедствиями В) с процессом феодальной
раздробленности
Б) с монголотатарским нашествием Г) с набегами немецких и шведских
рыцарей
А17. Князь, первым из Московских князей получивший ярлык на великое княжение
владимирское и право сбора дани со всех русских земель:
А) Владимир Мономах В) Иван Калита
Б) Ярослав Мудрый Г) Иван III
А18. Нашествие Батыя на Русь относится к:
А) XI в. В) ХIIIв
Б) ХIIв. Г) XIV в.
А19. Баскак — это:
А) монгольский чиновник, проводивший на Руси перепись населения
Б) монгольский воин
В) военное звание в монгольской армии
Г) представитель ордынского хана на Руси
А20. Что явилось одной из причин Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?
А) пресечение правящей династии Рюриковичей В) начало созыва Земских соборов
Б) распад государства на удельные княжества Г) приход к власти боярского
правительства – «семибоярщины»
Часть В
Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является цифра, последовательность цифр или
слово (словосочетание).
В1. Соотнесите дату и событие:
Даты
А) 1547 г
Б) 1550 г.
В) 1565 г
Г) 1569 г
Д) 1581 г
События
1) Введение Иваном Грозным заповедных лет
2) Начало неограниченной диктатуры Ивана Грозного
3) разработка свода законов «Судебник»
4) венчание на царство Ивана IV
5) По Люблинской унии Польша и Литва объединились в Речь Посполитую
В2. Из нижеперечисленных стран были противниками России в Ливонской войне:
А) Османская империя Г) Священная Римская империя
Б) Речь Посполитая Д) Англия
В) Швеция Е) Дания
В3. Укажите события, относящиеся к правлению Ивана III
А) присоединение Смоленска Г) расцвет приказной системы
Б) введение государственного герба – двуглавого орла Д) создание стрелецкого войска
В) присоединение Новгорода Е) постройка краснокирпичного
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 24 Московского Кремля
В4. Расставьте в хронологическом порядке события
1) правление Бориса Годунова
2) избрание Михаила Романова на царство
3) Семибоярщина
4) Лжедмитрий II
В5. Укажите на каких фото изображен стиль барокко
А
В
Б
Г
В6. Закончите предложение:
В Древней Руси людей, работавших в хозяйстве феодала за заем в виде земли, скота, зерна,
денег и др., называли ………………….
В7. Установите соответствие между названием течения общественнополитической
мысли XIX в. и идеей
1) либерализм
2) демократия
3) социализм
А) введение всеобщего избирательного права
Б) отказ от собственности и материальных стимулов
В) перераспределение доходов богатых в пользу бедных
Г) защита прав человека и равноправие граждан
В8. Установите соответствие между именем и социальным статусом:
А. Дмитрий Донской
Б.Алексей
В. Мария Ярославна
Г. Дмитрий
1. Князь
2. Метрополит
3. Полководец
4. Княгиня
В9. Соотнесите функции с государственным органом:
1. Центральный орган управления, имевший совещательный А) Церковный собор
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 25 характер орган, контролирующий поступление налогов.
2. Орган, контролирующий поступление налогов
3. Совещание виднейших представителей Русской Православной
Церкви
Б) Приказ
В) Боярская дума
4. Учреждение, ведавшее определенной областью управления.
Г) Казна
В10. Раскройте значение понятий:
протекционизм, индульгенция, феодал.
На выполнение заданий контрольной работы отводится 40 минут.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 26 Итоговая контрольная работа по истории за 10 класс (базовый уровень)
Вариант 2
Часть А
К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один
верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. В бланке ответов напротив номера
выполняемого задания поставьте соответствующую букву, которая соответствует
выбранному вами ответу.
А1. Назовите три признака неолитической революции
А) существование родовой общины Г) появление пахотного земледелия
Б) второе разделение труда — выделение ремесла Д) переход к монотеизму
В) преимущественно кочевой образ жизни Е) появление семейного хозяйства и
зачатков
частной собственности
А2. На Древнем Востоке
А) возникла письменность В) появилось классическое рабство
Б) произошел переход к кочевому скотоводству Г) зародилась монотеистическая религия
Д) зародилась демократия
А3. Древневосточный правитель
А) имел неограниченную власть над подданными В) имел лишь религиозные функции
Б) выбирался высшей знатью Г) не имел никакой собственности
А4. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или
растения) и поклонение ему
А) тотемизм В) фетишизм
Б) анимизм Г) магия
А5. Реформация это:
А) отмена цеховых ограничений В) междоусобные войны
Б) борьба за переустройство церкви Г) движение за реформы
А6. Предпосылки Великих географических открытий
А) нехватка в Европе наличного золота и серебра
Б) неразведанная береговая линия Африки
В) необходимость сбыта европейских товаров на Восток
Г) стремление европейцев открыть новые материк
А7. Просвещение возникло в (во)
А) Англии В) Германии
Б) Франции Г) Испании
А8. Выделите три основные черты индустриального общества
А) миграция В) усложнение классовой структуры
Б) урбанизация Г) распад колониальных империй
А9. Крещение Руси состоялось в:
А) 889 году; В) 982 году;
Б) 988 году; Г) 1019 году.
А10. Как называется произведение, написанное Владимиром Мономахом и обращение его
к детям?
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 27 А) «Завещание» В) «Поучение»
Б) «Наставление» Г) «Моление
А11. Кто из названных лиц считается одним из авторов «Повести временных лет»?
А) Владимир Мономах В) Нестор
Б) Ярослав Мудрый Г) Илларион
А12. Древнейший источник права на Руси — это:
А) обычай В) закон
Б) религиозный текст Г) кодекс
А13. Одной из основных причин распада единого Древнерусского государства было
А) насильственное введение христианства В) недружественное отношение Византии
к
Киеву
Б) постоянное давление со стороны Степи Г) возможность самостоятельного
экономического развития отдельных
княжеств
А14. К середине XII в. Русь распалась на
А) 5 княжеств В) 15 княжеств
Б) 10 княжеств Г) 20 княжеств
А15. Окончательному обособлению русских княжеств препятствовало существование
А) единого общерусского войска В) единого налогообложения
Б) единой валюты Г) единой церкви
А16. Кто стоял во главе Золотой Орды?:
А) князь В) каган
Б) вождь Г) хан
А17. Первым московским князем был:
А) Даниил Александрович В) Андрей Боголюбский
Б) Юрий Долгорукий Г) Александр Невский
А18. Монгольское нашествие на Русь началось в:
А)1227г. В) 1239» г
Б) 1237 г. Г) 1240 г.
А19. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах:
А) выход В) урок
Б) ярлык Г) погост
А20. Что явилось одной из причин Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?
А) пресечение правящей династии Рюриковичей В) начало созыва Земских соборов
Б) распад государства на удельные княжества Г) приход к власти боярского
правительства – «семибоярщины»
Часть В
Ответом к заданиям этой части (В1–В10) является цифра, последовательность цифр или
слово (словосочетание).
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 28 В1. Соотнесите даты и события:
Дата
Событие
1) Сожжение Москвы крымцами
2) Начало похода Ермака за Урал
3) Заключение десятилетнего перемирия с России с Речью Посполитой
4) Созыв Собора примирения
5) присоединение к России Астраханского ханства
А) 1549 г.
Б) 1556 г
В) 1571 г.
Г) 1581 г.
Д) 1582 г.
В2. Определите реформы, осуществленные Избранной радой:
А) принятие закона Русская Правда Д) введение общерусской монеты
Б) изменения в порядке владения землей Е) отмена кормления и ограничения
В) создание приказов местничества
Г) издание общерусского свода законов Ж) создание стрелецкого войска
В3. Укажите события, относящиеся к правлению Ивана III
А) присоединение Смоленска Г) расцвет приказной системы
Б) введение государственного герба – двуглавого орла Д) создание стрелецкого войска
В) присоединение Новгорода Е) постройка краснокирпичного
Московского Кремля
В4. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их
деятельностью.
ИМЕНА
СОБЫТИЕ, ДАТА, ПОНЯТИЕ
А) Аскольд
Б) Рюрик
В) Олег
Г) Ольга
1) поход на Византию
2) введение уроков и погостов
3) убит в Киеве
4) княжение в Новгороде
5) крещение Руси
В5. Укажите на каких фото изображен стиль барокко
А
Б
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 29 В
Г
В6. Закончите предложение:
Форма правления, при которой верховная власть принадлежит отдельному человеку и
переходит по наследству называется …….
В7. Установите соответствие между названием течения общественнополитической
мысли XIX в. и идеей
1) либерализм
2) демократия
3) марксизм
А) революционный путь перехода к коммунизму
Б) сохранение существующего политического строя
В) требование гражданских прав и свобод
Г) введение республиканского правления
В8. Установите соответствие между личностью и ее характеристикой:
1. полководец и руководитель ордынского
войска в битве на р.Воже
А) Андрей Ольгердович
2. темник, захвативший власть в Орде
3. литовский князь, пообещавший ордынцам
помочь в походе на Русь
4. полоцкий князь, выступивший против
ордынской армии
Б) Ягайло
В) Бегич
Г) Урусхан
Д) Мамай
В9. Соотнесите функции с государственным органом:
1. Центральный орган управления, имевший совещательный
А) Церковный собор
характер орган, контролирующий поступление налогов.
2. Орган, контролирующий поступление налогов
3. Совещание виднейших представителей Русской Православной
Церкви
Б) Приказ
В) Боярская дума
4. Учреждение, ведавшее определенной областью управления.
Г) Казна
В10. Раскройте значение понятий:
коалиция, секуляризация, реформа.
На выполнение заданий контрольной работы отводится 40 минут.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 30 Ключ к итоговой контрольной работе по истории за 10 класс (базовый уровень)
Вариант 1 часть А
Ответ
№
задания
Вариант 2 часть А
Ответ
№
задания
Баллы
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
3
2
3
3
3
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
АГД
Б
А
А
Б
А
А
АБВ
Б
Г
В
А
Г
Б
В
Б
В
В
Г
А
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
БГЕ
А
А
Б
Б
А
А
АБВ
Б
В
В
А
Г
В
Г
Г
А
А
Б
А
Вариант 1 часть В
Максимальное количество баллов в части А 22
Вариант 2 часть В
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
А4 Б3 В2 Г5 Д1
БВЕ
БВЕ
1432
АБ
закупы
1Г 2А 3В
А1 Б3 В4 Г2
1В 2Г 3А 4Б
1. экономическая политика
государства,
направленная
на
поддержку национальной
экономики и ограждение
её от иностранной
конкуренции.
2. Грамота, дающая право
на отпущение грехов.
3. Землевладелец.
А4 Б5 В1 Г2 Д3
ВГЕЖ
БВЕ
А3 Б4 В1 Г2
АГ
монархия
1В 2Г 3А
1В 2Д 3Б 4А
1В 2Г 3А 4Б
или
союз
для
1. политический
военный
государств,
совместных действий.
2. изъятие государством у
церкви её земельной и
иной собственности.
3. изменение в какойлибо
не
жизни,
сфере
затрагивающее
функциональных основ,
или преобразование,
вводимое
законодательным путем.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 31 Максимальное количество баллов в части В – 30
Всего за работу – 52 балла
НОРМЫ ОЦЕНОК:
5246 – ОЦЕНКА «5»
4536— ОЦЕНКА «4»
3523Б. – ОЦЕНКА «3»
23 БАЛЛА И МЕНЬШЕ – ОЦЕНКА «2»
В результате изучения учебного предмета «История» десятиклассник на
базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской
и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и
понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности
современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ
и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов
новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др.,
заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание
исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
Список литературы
(основной и дополнительной)
1. Атлас «История »,М.: Изво ФГУП ПКО «Картография», 2009
2. Волобуев О. В., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. Всеобщая история. ХХ
— начало ХХI века. Методическое пособие, 2013
3. История государства и народов России. / CD, ЗАО «1С», 2007.
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 32 4. Контурные карты «История России»,М.: Изво ФГУП ПКО
«Картография», 2009
5. Примерная программа среднего (полного) общего образования на
базовом уровне по истории,2010
6. Программа общеобразовательных учреждений под. Ред. Богданова А.Л.
Веземского Е.Е.
7. Программы общеобразовательных учреждений под. Волобуев О.В,
Клоков В.А, М.: Дрофа, 2013
8. Учебник: О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин
«Россия в мире, 10 класс». Учебник для общеобразовательных
учреждений, Москва, ДРОФА, 2015 год.
9. Энциклопедия истории России 8621917гг, СD, Интерактивный мир,
2001
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 33
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Рабочая программа по истории 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.