Рабочая программа по истории 11 класс составлена на основе учебника "История конец XIX- начало XXI века", авторы: Н.В. Загладин, Ю.А. Петров. Базовый уровень. Издательство "Русское слово", 2017 г. программа включает в себя изучении не только истории России, но и Всемирной истории.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
Протокол № 1 от
30.08.2018 г.
Руководитель
ШМО
РЕКОМЕНДОВАНО:
На заседании МС
Протокол № 1 от
31.08.2018 г.
Зам.директора УМР
СОГЛАСОВАНО:
Зам.директора
УМР
по
УТВЕРЖДАЮ:
Приказ №_____
от ___________
Директор
МБОУ«СОШ № 46»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«История»
для обучающихся 11х классов
Предметная область «Общественно – научные предметы»
Составитель:
Балахонцева Е.В.,
Учитель истории
первой квалификационной
категории
2018 г.Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа обеспечена учебнометодическим комплектом:
1) Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX – начало XXI века: учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М.: ООО «Русское слово», 2017.
Вурста Н.И. Историческое сочинение: новое задание на ЕГЭ. РостовнаДону: Феникс, 2016.
2)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
положительное отношение к другим народам, их традициям и их истории,
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур.
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог
с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
– различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;– осуществлять контроль по результату и по способу действия, самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников,
владеть навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого
текста);
нахождению необходимой информации (коллективно, кто быстрее, во время письменных и
устных ответов на вопрос, работа с источниками, составление таблиц).
составление опорных плановконспектов по предложенной теме,
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя),
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех
участников.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
В 11 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) (68 ЧАСОВ)
Тема 1. Россия и мир в начале XX века (11 часов).
1. Входная контрольная работа. Научнотехнический прогресс в конце XIX – последней трети
XX вв. и новый этап индустриального развития. Научнотехнический прогресс. Причины
ускорения научнотехнического прогресса. Технический прогресс в первые десятилетия XXв.Развитие энергетики, появление новых средств связи и передвижения. Достижения медицины.
Переход к современному индустриальному производству.
2. Монополистический капитализм. От монополистического капитализма к смешанной
экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства.
Модернизация в странах Европы, США и Японии. Модели модернизационного развития.
Государство и монополистический капитал: либеральнодемократическая модель отношений.
Государство и модернизация в Германии, Италии и Японии. Социальные отношения и рабочее
движение. Развитие профсоюзного движения. Становление социалдемократии. Изменение
социальной структуры индустриального общества. Россия на рубеже XIX XX вв. Территория
России на рубеже столетий. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и
рабочие. Экономическая политика правительства в конце XIX – начале ХХ в. Особенности
развития сельского хозяйства. Расслоение крестьянства. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная
реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях
форсированной модернизации.
3. Кризис империи: русскояпонская война и революция 19051907 гг. «Восточный вопрос» во
внешней политике Российской империи. Личность Николая II. Внутренняя политика
правительства в начале XX в. Кризисные явления в обществе. Идейные течения, политические
партии и общественные движения в России на рубеже веков. Русскояпонская война 1904–
1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор.
«Кровавое воскресение» и начало революции. Крестьянские выступления и разложение армии.
Раскол общества. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября
1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
4. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Становление российского
парламентаризма. Партии социалистической ориентации (левые): РСДРП, Партия социалистов
революционеров. Либеральные партии: Конституционнодемократическая партия, «Союз 17
октября». Консервативные партии (правые). Реформа государственного строя. Основные
государственные законы 23 апреля 1906 г.: Полномочия Государственной думы,
Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания
в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. Новый
избирательный закон (3 июня 1907 г.).
5. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. П.А. Столыпин и его политика. Борьба
с революционным движением и думской оппозицией. III Государственная дума. Военно
полевые суды. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа.
Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Политический
кризис 1912—1913 гг.
6. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. Культура
России в конце XIX — начале ХХ в. Городская и сельская жизнь. Развитие системы
образования, научные достижения российских ученых. Идейные искания и художественная
культура. Серебряный век русской культуры. Литература серебряного века: основные
направления и представители. Драматический театр: традиции и новаторство. Зарождение
российского кинематографа. Музыка. Модерн в архитектуре. Новые направления в живописи.
7. Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале ХХ в. Колонизация
Африки. Колониальные империи: общее и особенное. Экономические кризисы начала ХХ в.:
сущность, причины, методы преодоления. Создание военнополитических союзов.
8. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. Антиколониальные движения в
государствах Востока. Восстание ихэтуаней в Китае в 18991901 гг. Движение моджахедов в
Иране. Деятельность М. Ганди. Революции в Иране (19051911) и Китае (19111913).
Младотурецкая революция. Особенности развития государств Латинской Америки.
9. Первая мировая война. Причины и характер Первой мировой войны. Первый этап войны.
Воюющие страны в 1915 – 1916 гг. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на
российское общество. Кампания 1917 г. и завершение военных действий. Потери стран
участниц; исторические уроки и социальные последствия Первой мировой войны.
10. Проверочная работа по теме «Россия и мир в начале XX века».Тема 2. Россия и мир между двумя мировыми войнами (13 часов).
1. Февральская революция в России 1917 г. Предпосылки и причины Февральской революции
1917 г. Падение самодержавия. и создание Временного правительства. Апрельский кризис.
Большевики и революция. Советы. Июньский и июльский кризисы власти. Выступление
генерала Л.Г. Корнилова и его последствия. Тактика политических партий.
2. Переход власти к партии большевиков. Международные последствия революции в России.
Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооружённое восстание в Петрограде.
Установление советской власти. Революционнодемократические преобразования. «Декрет о
власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления.
Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Создание РСФСР.
Брестский мир. Формирование однопартийной системы. Предпосылки гражданской войны.
3. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих
сторон. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская республика в кольце
фронтов. Военный коммунизм. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет
(РВС). Репрессии советской власти в отношении представителей бывших привилегированных
сословий. Сотрудничество большевиков с «буржуазными специалистами». Время решающих
сражений: март 1919 — март 1920 г. Война с Польшей и поражение Белого движения: апрель
— ноябрь 1920 г. «Белый» и «красный» террор. Причины победы красных и поражения Белого
движения. Российская эмиграция.
4. Образование СССР. Завершающий этап Гражданской войны: конец 1920—1922 г. Борьба с
«зелеными». Особенности боевых действий на национальных окраинах России. Боевые
действия в заключительный период Гражданской войны в Закавказье, в Средней Азии и на
Дальнем Востоке. Предпосылки создания СССР. Образование Союза Советских
Социалистических республик: планы и реальность. Высшие органы власти. Первая
Конституция СССР (1924). Национальногосударственное строительство.
5. Политика «военного коммунизма» и НЭП. Экономическое и политическое положение
Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие
плана ГОЭЛРО. Отказ от политики военного коммунизма. Новая экономическая политика.
Первые итоги нэпа. Противоречия новой экономической политики. Борьба власти с лидерами
оппозиции – судебные процессы 1921—1923 гг. над руководителями партий эсеров и
меньшевиков. Свёртывание НЭПа.
6. Советская модернизация экономики. Концепция построения социализма в отдельно взятой
стране. Модернизация советской экономики: основные задачи. Причины свертывания НЭПа.
Коллективизация: её принципы. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной
коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930х гг.
Индустриализация: основные результаты. Освоение новых производств, техническая
реконструкция народного хозяйства. Создание индустриальной базы страны в Западной
Сибири и на Дальнем Востоке. Развитие новых отраслей промышленности.
7. Культура Страны Советов. Культурная революция и культурные достижения.
8. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР. Партия
большевиков в 1920е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП (б) (осень 1922 г.). Борьба за власть
в партии большевиков в период с 1923 по 1928 г. Причины возвышения и победы И.В. Сталина
во внутрипартийной борьбе. Идея И.В. Сталина о возможности построения социализма в
одной, отдельно взятой стране. Культ личности и политический террор в СССР в 1930е гг.
Создание системы ГУЛАГа. Репрессии 1936—1938 гг. «Дело Тухачевского» и чистка рядов
Красной Армии. Создание сталинской системы управления,Конституция 1936 г.
9. Культура и искусство СССР в межвоенные годы. «Культурная революция». Создание
советской системы образования. Идеологические основы советского общества. Партийное
руководство художественным процессом. Утверждение метода социалистического реализма в
искусстве. Воспитание нового человека. Широкое распространение массовых форм досуга
советских людей. Физкультура и спорт. Развитие кинематографа. Оперное и балетное
искусство. Влияние репрессий конца 1930х гг. на развитие советской культуры.10. Мир после Первой мировой войны. Ведущие страны Запада в 1920 – 1930х гг: от стабилизации
к экономическому кризису. США в 1920—1930е гг. Задачи послевоенного развития США.
Мировой экономический кризис 19291932 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Развитие
демократических стран Западной Европы в межвоенный период. Кейсианство. Раскол социал
демократии. Фашизм в Италии и Германии. Милитаризм в Японии. Завоевательная программа
фашизма и холокост.
11. Ослабление колониальных империй. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй
и образование новых государств. Парижская (1919) и Вашингтонская конференция (19211922)
о судьбе колоний. Послевоенная колониальная политика и её итоги. Подъём антиколониальных
движений. Особенности национальноосвободительных движений в Индии, Иране, Турции.
Революция и гражданская война в Китае. М. Ганди. Сунь Ятсен.
12. Международные отношения между двумя мировыми войнами. Лига Наций. Антанта и
Советская Россия. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР
между мировыми войнами. Мирный план Вильсона. Создание Лиги Наций. Версальско
Вашингтонская система и её противоречия. Пацифизм. На пути ко Второй мировой войне.
Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании. Антикоминтерновский
пакт. Мюнхенское соглашение как кульминация политики умиротворения. Советско
германский договор о ненападении. Военнополитические кризисы в Европе и на Дальнем
Востоке.
13. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. Осмысление истории.
Новое в науке о человеке и развитие философии. Живопись: от импрессионизма к модерну.
Искусство индустриального общества (модернизм, примитивизм, футуризм, абстракционизм,
дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, конструктивизм). Литература. Модернизм в
литературе. Музыка и театр. Киноискусство.
Тема 3. Человечество во Второй мировой войне (7 часов).
1. Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Нападение
Германии на Польшу. Блицкриг. Присоединение к СССР Западной Белоруссии и Западной
Украины. «Договор о дружбе и границе» между Германией и СССР. «Странная война».
Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Советскофинская война. Кампании
1940 начала 1941 гг.: «битва за Англию»; разгром Франции; военные действия союзников в
Северной и Южной Европе, Северной Африке и Средиземноморье. СССР и война в Европе.
План «Барбаросса». Подготовка к нападению Германии на СССР.
2. Начальный период Великой Отечественной войны. Летняя катастрофа 1941 г. и её причины.
Мобилизация страны. Смоленское сражение и катастрофа на Украине. Начало блокады
Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Военностратегическое, морально
политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.
3. Антигитлеровская коалиция. Зарождение антигитлеровской коалиции и вступление войну
США. СССР в антигитлеровской коалиции. Боевые действия на Восточном фронте весной —
летом 1942 г. Оборона Сталинграда. Оккупационный режим на советской территории.
Партизанское движение. «Всё для фронта, всё для победы!» Движение Сопротивления в
Европе.
4. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Разгром немецкофашистских захватчиков
под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй
мировой войны. Битва на ОрловскоКурской дуге и её значение. Завершение периода
коренного перелома в войне. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия
второго фронта. Тегеранская конференция. Идеология, культура и война.
5. Заключительный этап Великой Отечественной войны. Освобождение советской земли.
Окончательное снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. Операция «Багратион»,
освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных землях. Наступление
Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.
Арденнская и ВислоОдерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха.
Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское
движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.6. Причины, цена и значение великой Победы Потсдамская конференция. Решения союзников по
антигитлеровской коалиции о послевоенном миропорядке. Противоречия между союзниками.
Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Окончание Второй мировой войны.
Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Роль СССР во Второй мировой войне.
7. Проверочная работа по теме «Россия и мир между двумя мировыми войнами. Человечество во
Второй мировой войне».
Тема 4. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия (8 часов).
1.2.
Советский Союз в первые послевоенные годы. Постепенный переход страны на мирный путь
развития. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на
принятие чрезвычайных мер. Восстановление хозяйства. Источники высоких темпов развития
экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г.
Итоги четвертой пятилетки (1946–1950). Послевоенные репрессии. Идеологические кампании
конца 40х гг.
3. Первые попытки реформ. Объективные и субъективные причины необходимости изменения
внутренней и внешней политики страны. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований.
Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба за власть в
партийной верхушке. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Значение
разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества.
4. Советское общество конца 1950х — начала 1960х гг. Противоречивые тенденции во
внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС. Борьба за власть в конце 1950х гг. Новые
ориентиры развития общества. Экономика и политика в конце 1950х — начале 1960х гг.
Экономические реформы 1950 – 1960х гг., причины их неудач. Итоги освоения целинных и
залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа
в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. Октябрьский
Пленум ЦК КПСС 1964 г. Отставка Н.С. Хрущёва.
5. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление «общества
благосостояния» и смешанной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика.
«Справедливый курс» Г. Трумэна. Программы Дж. Кеннеди и его преемников: «Новые
рубежи», «Великое общество» – их итоги. Германское «экономическое чудо». «Шведская
модель».
6. Падение мировой колониальной системы. Распад колониальной системы: причины и основные
этапы. Проблема выбора пути развития в условиях биполярного мира. Создание Британского
Содружества и Французского Сообщества. Идея социалистической ориентации. Соперничество
СССР и США за сферы влияния над странами Азии, Африки и Латинской Америки; его роль в
разжигании локальных войн и конфликтов. Конфликты и кризисы в странах «Юга».
7. «Холодная война» и международные конфликты 19401970х гг. Предпосылки начала
«холодной войны». Противоборство двух военнополитических блоков. Первые военно
политические конфликты «холодной войны». «Холодная война» и ее влияние на экономику и
внешнюю политику страны. «Холодная война» в Азии. Война в Корее. Политика мирного
сосуществования и военное соперничество. Карибский кризис 1962 г. Война во Вьетнаме.
Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Овладение СССР ракетно
ядерным оружием.
8. Расширение системы социализма: Восточная Европа и Китай. Роль СССР в освобождении
стран Восточной Европы от фашизма. Складывание мировой социалистической системы.
Переход от общедемократических преобразований к утверждению «советской модели
социализма». Восточная Европа в орбите влияния СССР. Первые симптомы кризиса в
Восточной Европе. СССР и Китай: от союза к противостоянию. «Большой скачок» и
культурная революция в Китае.
Тема 5. Россия и мир в 1960 – 1990е годы (13 часов).
1. Научнотехническая революция. Проблема периодизации НТР. Технологии новой эпохи.
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Биохимия, генетика,
медицина. Электроника и робототехника.2. Становление информационного общества.
Человечество на этапе перехода к
информационному обществу. Информационная революция. Глобальная Сеть. Индустрия
производства знаний. Новая социальная структура общества. Средний класс. Маргинализация
общества в условиях ускоренной модернизации. Системный кризис индустриального общества
на рубеже 1960 – 1970х гг. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего
времени. Политическая идеология тоталитарного типа.
3. Кризис «общества благосостояния». Причины кризисов в развитых странах. Коммунисты и
левые правительства в Европе. Феномен еврокоммунизма. Причины появления «новых левых»
в Западной Европе в 1960 е гг.
4. Неоконсервативная революция 1980х гг. Причины необходимости обновления идеологии
консерватизма.
Социальноэкономическая политика
неоконсерватизма и её итоги. Неконсервативная модернизация. Модели ускоренной
модернизации в XX веке.
Концепции неоконсерватизма.
5. СССР: от реформ — к застою. Приход к власти Л.И. Брежнева. Система коллективного
руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание
отраслевых министерств. «Застой». Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической
самостоятельности предприятий. Теория развитого социализма. Складывание модели
советского «общества потребления». Проблемы застоя в экономике. Конституция 1977 года.
Диссидентское и правозащитное движение.
6. Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. Деятельность Ю.В.
Андропова. Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов
экономического роста. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к
власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Стратегия ускорения как основа
экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, её итоги.
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. и её последствия. Последствия
экономических реформ. Поиск путей преодоления кризиса.
7. Развитие гласности и демократии в СССР. Политика перестройки и гласности. Расширение
гласности. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее. Создание Комиссии по
реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Стремления к
демократической трансформации общества. Политический раскол советского общества.
Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных
депутатов СССР в 1989 г. Рост популярности Б.Н. Ельцина, избрание его президентом
Российской Федерации. Формирование многопартийности.
8. Кризис и распад советского общества.
Кризис коммунистической идеологии.
Межнациональные конфликты. Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР.
Развитие кризиса Союза ССР. Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном
изза Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве –
организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги
напряжённости в Узбекистане, Грузии, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Принятие
союзными республиками деклараций о суверенитете. Попытка переворота и распад СССР.
Причины распада СССР. Создание СНГ.
9. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960—1980е гг. Особенности развития советской
культуры в 1950 – 1980х гг. Наука и образование в СССР. Роль книги в жизни советских
людей. Развитие отечественной литературы. Театр и киноискусство. Эстрада. Размежевание в
живописи и скульптуре на официальное искусство и альтернативные художественные
направления. Достижения советского спорта.
10. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. «Новые индустриальные
страны» Латинской Америки и ЮгоВосточной Азии: авторитаризм и демократия в
политической жизни, экономические реформы. Истоки и особенности «экономического чуда»
Японии. Политика в области образования, технологического развития, внешней торговли.
Новые индустриальные страны: общее и особенное в опыте модернизации Южной Кореи,
Сингапура, Тайваня. Второй эшелон новых индустриальных стран: Филиппины, Индонезия,
Таиланд, Малайзия. Китай на пути реформ.11. Социальноэкономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950 –
1980е гг. Особенности реформ и политики модернизации Индии: её достижения (отмена
кастовой системы, создание индустриального сектора экономики, социальная политика,
«зеленая революция») и проблемы (демографические, социальные, межкультурного
взаимодействия). Внешняя политика Индии. Участие в Движении неприсоединения. Исламский
мир: национальнопатриотическая и традиционалистская модели развития. Арабоизраильские
конфликты. Особенности социальноэкономического развития Латинской Америки. Перонизм
и демократия в Латинской Америке.
12. Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны». Основные этапы
развития системы международных отношений в конце XIX – середине XX вв. СССР и США:
итоги соперничества. СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в.
Достижение военностратегического паритета СССР и США. Разрядка международной
напряжённости. Причины срыва разрядки и обострение противоборства СССР и США в начале
1980х гг. Афганская война. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».
Мировые войны в истории человечества: социальнопсихологические, демографические,
экономические и политические причины и последствия.
13. Проверочная работа по теме «Россия и мир в 19601990 гг.».
Тема 6. Россия и мир на современном этапе развития (13 часов).
1. Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия. Возникновение
ТНК и ТНБ. Глобализация мировой экономики и ее последствия. Проблемы
многонациональных государств и массовой миграции в эпоху глобализации. Информационная
революция и становление информационного общества. Интеграция развитых стран и её итоги.
Этапы интеграции стран Западной Европы: хронологические рамки, страны и регионы, области
сближения, итоги. Противоречия европейской интеграции. Тенденции интеграционных
процессов в Европе и Северной Америке.
2. Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. Становление новой российской
государственности. Опыт «шоковой терапии». Либерализация цен. Проведение приватизации.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Августовские события 1991 года.
Политический кризис 1993 г.: сущность, причины, основные события и итоги. Конституция
России 1993 года. Итоги парламентских выборов 1993 г.
Общественнополитические проблемы России во второй половине 1990х гг. Межнациональные
и межконфессиональные отношения в современной России. Обострение отношений между
центром власти в Москве и субъектами Федерации. Подписание Федеративного договора 31
марта 1992 г. Чеченский конфликт. Выборы 1995 и 1996 гг. Предприниматели как новая сила
на политической арене страны. Финансовопромышленные группы (ФПГ).
3. Углубление политического и социальноэкономического кризиса.
4. Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Вторая чеченская война. Парламентские и
президентские выборы 1999—2000 гг. Курс на укрепление государственности, экономический
подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности ,
достойное для России место в мировом сообществе. Утверждение государственной символики
России. Меры по укреплению вертикали власти. Политические партии и движения Российской
Федерации. Усиление правовой базы реформ. Реорганизация силовых ведомств и реформа
вооружённых сил. Активизация борьбы с коррупцией, криминалитетом, нелегальными
операциями коммерческих структур. Завершение процесса мирного урегулирования в Чечне.
5. Российская Федерация в начале XXI в. Россия в 20042007 гг. Продолжение курса на
упрочение вертикали власти. Создание общественной палаты. Национальные проекты
«Здоровье», «Доступное и комфортное жильё – гражданам России», «Развитие
агропромышленного комплекса», «Образование». Создание Стабилизационного фонда. Выборы
2007—2008 гг. Россия в условиях глобального кризиса. Ориентиры модернизационной
стратегии развития страны. Выборы 2011–2012 гг.
6. Духовная жизнь России в современную эпоху. Российская культура в условиях радикального
преобразования общества. Влияние на духовную жизнь страны социальных и культурных
перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период. Коммерциализациякультуры и досуга и их последствия. Вестернизация молодёжной культуры. Рост интереса к
отечественному культурному и духовному наследию. Русская Православная Церковь в новой
России. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. Государственная политика в
области культуры.
7. Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения
истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Падение
коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Страны Восточной и
ЮгоВосточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе. Перестройка в СССР и
подъем антикоммунистического движения в Восточной Европе в 1980е гг. Общее и особенное
в демократических революциях в странах Восточной Европы. Восточная Европа после
социализма. Кризис в Югославии. Развитие Содружества Независимых Государств.
Вооружённые конфликты в СНГ. Политическое и социальноэкономическое развитие стран
СНГ. Российская Федерация и СНГ. Цветные революции в странах СНГ и их последствия.
8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития. Авторитаризм и
демократия в Латинской Америке XX века. Выбор путей развития государствами Азии и
Африки. Демократизация государства и общества в странах Латинской Америки в 1980–1990
е гг. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Китай на современном этапе развития.
Российскокитайские отношения в начале XXI в. Создание Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС). Проблемы развития Японии на современном этапе. Индия:
достижения и проблемы модернизации. Политическое и экономическое развитие стран
Ближнего Востока и Северной Африки. Исламский фундаментализм. Революции в странах
Ближнего Востока и Северной Африки. Страны Центральной и Южной Африки.
9. Россия и складывание новой системы международных отношений. Международное положение
Российской Федерации после распада СССР. Продолжение процесса согласованного
сокращения вооружений, развития партнерских отношений с НАТО. Поиск взаимопонимания
между Россией и Западом. Россия и «Большая семёрка». Новые проблемы во
взаимоотношениях Россия – Запад. Попытки политического давления на Россию со стороны
Запада. Расширение НАТО на восток. 11 сентября 2001 г. и Россия. Крупные международные
проекты с участием России. Обострение отношений России и США в 2008 г. Международные
организации в современном мире. Проблемы нового миропорядка. Россия и вызовы
глобализации.
10. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в. Общественное
сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической
научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и
иррационализм в общественном сознании XX в. Религия и церковь в современной
общественной жизни. Экуменическое движение. СМИ и массовая культура. Причины
возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале
XXI в. Искусство: от модернизма к постмодернизму. Подъём национальных культур.
Культурное наследие XX века.
11. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления Распад «двухполюсного
мира». Интеграционные процессы. Военная и террористическая угрозы. Деятельность
международных организаций по предотвращению экологической катастрофы и сбережению
природных ресурсов планеты. Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв. и
ее противоречия. Антиглобализм. Мир в начале XXI века.
12. Особенности современных социальноэкономических процессов в странах Запада и Востока.
Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Кризис политической
идеологии на рубеже XX – XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология
«третьего пути».
13. Проверочная работа по теме «Россия и мир на современном этапе развития»
Тема 7. Итоговые повторения (3 часа).
1.3.
Повторение по предмету « История. Конец XIX – начало XXI вв.».3. Тематическое планирование
Кво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема уроков
Раздел I. Россия и мир в начале XX в. 11 ч.
Научнотехнический прогресс и новый этап индустриального развития § 1
Модернизация в странах Европы, США и Япония. Входная контрольная работа
§ 2
Россия на рубеже XIXXX вв. § 3
1
Кризис империи: русско японская война и революция 19051907 гг. § 4 1
1
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 гг. § 5
1
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина § 6
Культура России в конце XIX начале XX в. § 7
1
1
Колониализм и обострение противоречий мирового развития в начале XX в. § 8
1
Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки § 9
Первая мировая война § 10
1
Проверочная работа по теме «Россия и мир в начале XX века».
1
Раздел II. Россия и мир между двумя мировыми войнами 13 ч.
Февральская революция в России 1917 г. § 11
Переход власти к партии большевиков § 12
Гражданская война и интервенция § 13
Завершение Гражданской войны и образование СССР § 14
От военного коммунизма к нэпу § 15
Культура Страны Советов в 1917 1922 гг. § 16
Советская модернизация экономики. Становление советской культуры. § 17
Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система
СССР. § 18
Культура и искусство СССР в межвоенные годы. § 19
Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после
Первой мировой войны. § 20
Ослабление колониальных империй. § 21
Международные отношения между двумя мировыми войнами. § 22
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в. § 23
Раздел III. Человечество во второй мировой войне 7 ч.
От европейской к мировой войне. § 24
Начальный период Великой Отечественной войны. § 25
Антигитлеровская коалиция и кампания 1942 г. на Восточном фронте. § 26
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. § 27
Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой отечественной
войны. § 28
Причины, цена и значение великой Победы. § 29
Проверочная работа по теме»Россия и мир между двумя мировыми
войнами. Вторая мировая война».
Раздел IV. Мировое развитие в первые послевоенные десятилетия 8 ч.
Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. § 30
Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. § 31
Советское общество конца 1950х начала 1960х гг. § 32
Духовная жизнь в СССР в 19401960е гг. § 33
Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. § 34
Падение мировой колониальной системы. § 35
«Холодная война» и международные конфликты 19401970х гг. § 36
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
Система социализма: Восточная Европа и Китай. § 37
Раздел V. Россия и мир в 19601990 е гг. 13 ч.
Технологии новой эпохи. § 38
1
Становление информационного общества. § 39
1
Кризис «общества благосостояния» § 40
1
Неоконсервативная революция 1980х гг. § 41
1
СССР: от реформ к застою. § 42
1
Углубление кризисных явлений в СССР и начало политики перестройки. § 43
1
Развитие гласности и демократии в СССР. § 44
1
Кризис и распад советского общества. § 45
1
Наука, литература и искусство. Спорт. 19601980е гг. § 46 1
Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития. § 47
1
Социально экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской
Америки в 19501980е гг. § 48
Международные отношения: от разрядки к завершению «холодной войны» § 49
Проверочная работа по теме «Россия и мир в послевоенные десятилетия
до 90 х гг.»
Раздел VI. Россия и мир на современном этапе развития» 13 ч.
Транснационализация и глобализация мировой экономики и их последствия.§50
1
Интеграция развитых стран и её итоги. § 51
1
Россия: курс реформ и политический кризис 1993 г. § 52
1
Общественнополитические проблемы России во второй половине 1990 х гг.
§ 53 1
1
Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. § 54
1
Российская Федерация в начале XXI в. § 55
Духовная жизнь России в современную эпоху. § 56
1
Страны Восточной и Юго Восточной Европы и государства СНГ в мировом
сообществе. § 57
Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития.
§ 58
Россия и складывание новой системы международных отношений. § 59
Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине XX в.§ 60
Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. § 61
Проверочная работа по теме «Россия и мир на современном этапе
развития»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
65.
6668. Итоговое повторение «История. Конец XIX – начало XXI вв.»