Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
5 кл
04.03.2018
Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС
Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история», для учащихся 5-х классов составлена на основе ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) Данная программа ориентирована на использова¬ние учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен¬цицкой под редакцией А.А. Искендерова (М.: Просве¬щение, 2013. (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС.doc
Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «История России. Всеобщая история», для учащихся 5­х классов составлена на основе ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) Данная программа ориентирована на использование учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой под редакцией А.А. Искендерова (М.: Просвещение, 2013. (ФГОС. Инновационная школа). В 2017/2018 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях Мурманской области основано на следующих нормативно­правовых документах:  – – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; – приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; – приказ   Минобрнауки   России   от   05.03.2004  №   1089   «Об   утверждении   федерального   компонента   государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования»;  – приказ   Минобрнауки   России   от   09.03.2004   №   1312   «Об   утверждении   федерального   базисного   учебного   плана   и примерных   учебных   планов   для   образовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего образования»;   – приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к   использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию   образовательных   программ   начального   общего, основного общего, среднего общего образования»; – постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных учреждениях»; – приказ   Минобрнауки   России   от   30.08.2013   №   1015   «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ­ программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; – Концепция нового учебно­методического комплекса по отечественной истории (Историко­культурный стандарт).  Цель изучения предмета  «История Древнего мира»: — освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»: — формирование   у   пятиклассников   ценностных   ориентиров   для   этнонациональной,   культурной   самоидентификации   в   обществе   на   основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности; — овладение  знаниями о своеобразии  эпохи Древнего мира в социальной,  экономической,  политической,  духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»; — воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко­римской мифологии, легенд и мифов других народов; — формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира; — развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; — формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Эти   знания,   умения   и   ценности   создают   предпосылки   для   личностного   развития   учащихся,   выражающегося   в   осознании   ими   культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. Программа рассчитана на 68 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, что соответствует авторской программе А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­ цицкой.  Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и УУД, что  соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. В  программу включены все темы, предусмотренные примерной программой  учебного курса. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса «История России. Всеобщая история» в 5 классе Предполагается,  что результатом изучения истории  в 5 классе  является развитие  у учащихся   компетентностей – социально­адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно­технологической, коммуникативной.  Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; — осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих   поколений,   способность   к   определению   своей   позиции   и   ответственному поведению в современном обществе; — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; — способность   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей   деятельности   в   различных   формах   (сообщение,   эссе,   презентация, реферат и др.); — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: — овладение   целостными   представлениями   об   историческом   пути   человечества   как   необходимой   основы   для   миропонимания   и   познания современного общества, истории собственной страны; — способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приёмы   исторического   анализа   для   раскрытия   сущности   и   значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; — умения   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных   исторических   и   современных   источников,   раскрывая   её   социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Требования к уровню подготовки обучающихся Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся научатся и получат возможность научиться:         1 .  Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; — соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: — характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; — группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3. Работа с историческими источниками: — читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; — осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; — сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания. 4. Описание (реконструкция): — последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; — характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; — на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет­ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: — различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); — соотносить единичные исторические факты и общие явления; — различать причину и следствие исторических событий, явлений; — выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; — раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; — сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; — излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. \ 6. Работа с версиями, оценками: — приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; — определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной   среде: — применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; — использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; — способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты: — способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; — способность выделять главное в тексте и второстепенное; — способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию; — способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).  — способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; — способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; — способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации; — способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; — способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; — способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; — способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом. Приоритетное   значение   имеет   степень   освоения   различными   видами   действий   с   информацией   учебника   и   дополнительными   ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся. Содержание курса «История России. Всеобщая история»  5 класс. Введение Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ Тема 1 .  Первобытные собиратели и охотники Представление   о   понятии   «первобытные   люди».  Древнейшие   люди.  Древнейшие   люди   —   наши   далёкие   предки.   Прародина   человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём. Родовые   общины   охотников   и   собирателей.  Расселение   древнейших   людей   и   его   особенности.   Испытание   холодом.   Освоение   пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда   земледельцев.   Районы   раннего   земледелия.   Приручение   животных.   Скотоводство   и   изменения   в   жизни   людей.   Последствия   перехода   к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение.  Какой   опыт,   наследие   дала   человечеству   эпоха   первобытности?   Переход   от   первобытности   к   цивилизации   (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). Тема 3. Счёт лет в истории Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Тема 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса  III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство древних египтян.  Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида  фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). Тема 5. Западная Азия в древности Древнее  Двуречье.  Страна   двух   рек.   Местоположение,   природа   и   ландшафт   Южного   Двуречья.   Ирригационное   (оросительное)   земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область   знаний   и   полномочий   жрецов.   Жрецы  учёные.   Клинопись.   Писцовые   школы.   Научные   знания   (астрономия,   математика).   Письмена   на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Финикийские   мореплаватели.  География,   природа   и   занятия   населения   Финикии.   Средиземное   море   и   финикийцы.   Виноградарство   и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей­ завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства  ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский  Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь. Тема 6. Индия и Китай в древности Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди  джунглей.   Освоение   земель  и  развитие  оросительного   земледелия.   Основные  занятия  индийцев.  Жизнь среди  природы:   животные  и  боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая.  Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана.   Великая   Китайская   стена   и   мир   китайцев.   Деспотия   Цинь   Шихуана.   Возмущение   народа.   Свержение   наследников   Цинь   Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Тема 7. Древнейшая Греция Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне.  Древнейшие  города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических  находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя.  В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов».  Каменные  Львиные ворота. Обдик  города­крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея».  География   странствий   царя   с   острова  Итака   —   Одиссея.   Одиссей   находит   приют  у   царя  Алкиноя.   На  острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов­государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.  Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли. В городе богини Афины.  Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно­фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. В афинских школах и гимнасиях.  Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы­педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии.  Греческие  учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета  и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры.  В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. Афинская   демократия   при   Перикле.  Сущность   афинской   демократии   в  VB.  ДО  Н.   э.   Выборы   на   общественные   должности   в   Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства. Города   Эллады   подчиняются   Македонии.  Возвышение   Македонии   при   царе   Филиппе.   Стремление   Филиппа   подчинить   соседей.   Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария  III  у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. В Александрии Египетской.  Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы   Александра   Македонского:   Египетское,   Македонское,   Сирийское   царства.   Александрия   Египетская   —   крупнейший   порт,   торговый   и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии.  Возникновение   республики.   Консулы   —   ежегодно   выбираемые   правители   Рима.   Борьба   плебеев   за  свои   права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим­ лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.  Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. Тема 13. Гражданские войны в Риме Возобновление   и   обострение   противоречий   между   различными   группами   в   римском   обществе   после   подчинения   Средиземноморья.   Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов.  Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Восстание   Спартака.  Крупнейшее   в   древности   восстание   рабов   в   Италии.   Первая   победа   восставших   и   Спартака   над   римским   войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры   в   судьбе   Антония.   Победа   флота   Октавиана   у   мыса   Акций.   Превращение   Египта   в   римскую   провинцию.   Единовластие   Октавиана. Окончание гражданских  войн в Италии  и провинциях. Власть и правление  Октавиана  Августа. Превращение Римского государства  в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.    Рим при императоре Нероне.  Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.   Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.   Расцвет Римской империи во II в.  Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. «Вечный город» и его жители.  Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев   за   императорскую   власть.   Солдатские   императоры.   Правление   Константина.   Неограниченная   власть   императора.   Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Взятие   Рима   варварами.  Разделение   Римской   империи   на   два   самостоятельных   государства.   Наёмничество   варваров   в   римскую   армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров­варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности. Итоговое повторение.  Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Название разделов, тем уроков Введение (1 ч) Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч) Древнейшие люди Родовые общины охотников и собирателей Возникновение искусства и религиозных верований Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) Возникновение земледелия и скотоводства Появление неравенства и знати Счет лет в истории Повторение (1 ч) Основные виды  учебной деятельности к и н б е ч У Стр.8 Общеклассные дискуссии: формирование  представлений о том,  как жили древние  люди; умений работать с историческими  картами и иллюстрациями. §1  §2  §3  §4 §5 Гл.3 Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей». Проверочная работа. Раздел II. Древний Восток  (20 ч) Тема 1. Древний Египет (8 ч) Анализ проверочной работы. Государство на берегах Нила Как жили земледельцы и ремесленники в Египте §6 §7 Проверочная работа (индивидуальная) Общеклассные дискуссии:  географические и   климатические   особенности   Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Жизнь египетского вельможи Военные походы фараонов Религия древних египтян Искусство Древнего Египта Письменность и знания древних египтян Повторение Тема 2. Западная Азия в древности (7ч)  Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Финикийские мореплаватели Библейские сказания Царство Давида и Соломона Ассирийская держава Персидская держава «Царя царей» Тема 3. Индия и Китай в древности  (4 ч) Природа и люди Древней Индии Индийские касты Китайский мудрец Конфуций Первый властелин единого Китая Повторение (1 ч) Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток». Проверочная работа. Раздел III. Древняя Греция (21 ч ) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) Анализ проверочной работы. Греки и критяне Микены и Троя Поэма Гомера «Илиада» Поэма Гомера «Одиссея» Религия древних греков Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Зарождение демократии в Афинах Древняя Спарта Основание греческих колоний Олимпийские игры в древности §8  §9  §10 §11   §12   §13  §14  §15 §16  §17 §18  §19 §20 §21 §22  §23  §24 §25 §26  §27 §28  §29  §30  §31 §32  §33   и   Китая,   хозяйственные   занятия   местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте   исторические   объекты,   сравнивать географическую   среду   изучаемых   стран, распознавать различных общественных групп. интересы     Проверочная работа (индивидуальная) Общеклассные дискуссии:  географические и   климатические   особенности   Древней Греции;   умения   правильно   показывать   на карте   местоположение   ключевых   городов Древней Греции и основные военные действия раздела;   умение   на   элементарном   уровне различать   афинскую   и   современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание   причины   и   ход   основных   военных действий раздела; умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Победа греков над персами в Марафонской битве Нашествие персидских войск на Элладу Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч) В гаванях афинского порта Пирей В городе богини Афины В афинских школах и гимнасиях В театре Диониса Афинская демократия при Перикле Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч) Города Эллады подчиняются Македонии Поход Александра Македонского на Восток В древней Александрии Египетской Повторение (1 ч) Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция». Проверочная работа. Раздел IV. Древний Рим (17 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) Древнейший Рим Завоевание Римом Италии Устройство Римской республики Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.) Установление господства Рима во всем Средиземноморье Рабство в Древнем Риме Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч) Земельный закон братьев Гракхов Восстание Спартака Единовластие Цезаря в Риме Установление империи в Риме Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч) Соседи Римской империи §34  §35 §36  §37 §38  §39  §40 §41 §42 §43  §44 §45  §46 §47 §48 §49  §50  §51 §52 §53  §54  в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов. Проверочная работа (индивидуальная) Общеклассные дискуссии: умение  оперировать терминами по разделу; знать  географические и климатические  особенности изучаемого региона; умение  формулировать несложные выводы в конце  каждого ответа; уметь выделять главное из  ответа учителя и одноклассников; знание  положение зависимого населения в древнем  Риме; знание основных исторических  личностей по разделу; знание основного  содержания периода правления первого  императора Рима и связанных с этим  изменений в государственном устройстве  республики. Знание основных достижения  римской цивилизации и возникновения  христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них  общее и особенное. 61 62 63 64 65 66 67 68 В Риме при императоре Нейроне Первые христиане и их учение Расцвет империи во 2 –м веке Жизнь в Римской империи. Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч) Римская империя при Константине Взятие Рима Готами Повторение (2 ч) Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим» Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира»    §55  §56  §57  §58 §59  §60  Защита проектов по выбранным темам Проверочная работа (индивидуальная) Календарно­тематическое планирование по курсу «История России. Всеобщая история» 5 класс (68 ч в год, 2 ч в неделю) №  п/ п 1 2 Кол час. 1ч. Изуч. мат. Дат а Выучить  определения Наименование  раздела и тем Введение.  Что изучает наука  история.  Источники  исторических знаний.  Характеристика  УУД личностные регулятивные коммуникативные познавательные Устанавливать  связь между  целью учебной  деятельности и ее  мотивом. Самостоятельно  анализировать  условия  достижения цели на основе учета  выделенных  учителем  ориентиров  действия в новом  учебном материале. Участвовать в  обсуждении  вопроса о том, для  чего нужно знать  историю. Раскрывать  значение терминов  история, век,  исторический  источник. Раздел I. Жизнь первобытных людей.   6 ч Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч Древнейшие люди. 1 §1пересказать и  Изображать  в  Показывать на  Устно описывать  Комментировать и Историческая карта. ответить на  вопросы карте места  расселения  древнейших людей. рисунке  собственное  представление о  первобытном  человеке и его  образе жизни. 1 1 Родовые общины  охотников и  собирателей. Знать своих предков –  знать историю. Возникновение  искусства и религии.  Археология –  помощница истории. §2 пересказ,  ответить на  вопрос №4 Знание о своей  этнической  принадлежности,  уважение к  ценностям семьи,  любовь к природе. Разрабатывать  сценарии охоты на  крупного зверя.  Выделять признаки  родовой общины. §3 пересказ,  заполнить  таблицу Освоение  общемирового  культурного  наследия.  Охарактеризовать  первобытные  верования людей. формулировать  понятия:  первобытные  люди, орудие  труда, соби­ рательство. Исследовать на  исторической  карте и в  мультимедиа  ресурсах  географию  расселения  первобытных  людей. Объяснить, как  учёные  разгадывают  загадки древних  художников. первые орудия  труда. Сравнивать  первобытного и  современного  человека.   Характеризовать  достижения  первобытного  человека, его  приспособление к  природе. Называть и оха­ рактеризовать  новые изобретения  человека для  охоты.   Характеризовать  новые способы  охоты. Рассказать о  наскальной  живописи, версиях  её происхождения.  Работать с текстом  учебника по  заданиям учителя в  малых группах Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 ч §4 пересказ,  Возникновение   земледелия и  ответить на  скотоводства. вопрос №3 1 Уважение к труду, ценностям семьи,  любовь к природе. Ориентация в  системе  моральных норм и Охарактеризовать  изменения в  социально­ хозяйственной жиз­ ни людей с  появлением  Рассказать о  переходе от  собирательства к  мотыжному  земледелию.    Выделить и  Исследовать  географию  районов пер­ вичного  земледелия на  исторической  3 4 5 6 Появление  неравенства и знати. 1 §5 пересказ,  повторить  основные  понятия земледелия и ско­ товодства.   Обозначить  последствия  появления  гончарного и  ткацкого ремёсел в  жизни общины.  Охарактеризовать  религиозные  верования древнего человека.   Находить на карте  районы, где  предположительно  появилась  металлургия. ценностей. Ориентация в  особенностях  социальных  отношений и  взаимодействий,  установление  взаимосвязи  между  общественными и  политическими  событиями. 7 1 Повторение по теме  «Жизнь первобытных  людей»  Как работать с  Решать  проблемные и  развивающие  задачи с  Осуществлять  познавательную  рефлексию в  отношении  Использовать  электронные  ресурсы для  виртуального  прокомментировать промыслы (лесные)  и освоенные  древним человеком  ремёсла. карте.   Схематически  изобразить и  прокомментироват ь управление  родовой общиной  и племенем. Выделять и  сравнивать  признаки родовой и соседской общин.  Раскрывать смысл  понятий: ремесло,  ремесленник,  гончарный круг,  металлургия,  плужное  земледелие,  соседская община,  вождь,  соплеменники,  дружина, знать, го­ рода, святилища,  государства.   Характеризовать  изменения  отношений в  общине с  выделением в ней  знати. Осуществлять  выбор наиболее  эффективных  способов решения учебным материалом  по истории. использованием  мультимедиаресур сов. действий по  решению учебных и познавательных  задач. исторического  путешествия. Тема 3. Счёт лет в истории. 1ч. Измерение времени по  годам. 1 Ответить на  вопросы 3­4 на  с.30 Решать  исторические  задачи и проблем­ ные ситуации на  счёт времени. Уметь определять  историческое время по ленте времени. Понимать  относительность  мнений и подходов  к решению  проблемы. 8 9 Раздел II. Древний Восток.   20ч. Тема 4. Древний Египет.  8ч. Государство на  берегах Нила. 1 §6 пересказ 10 Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и  наука о прошлом. 1 §7,8 пересказ,  составить  рассказ по  вопросу №3 на  с.39 Самостоятельно  подготовить  тематическое  сообщение к  уроку по выбору. Устанавливать  причинно­ следственные связи  природы и занятий  древних египтян. Экологическое  сознание. Оценивать  достижения  культуры. Характеризовать  местоположение  государства с  помощью  исторической  карты и её легенды. Находить и  группировать  информацию по  данной теме из  текстов учебника,  дополнительных  источников к  параграфу,  дополнительной  литературы,  задач, обобщать  понятия, создавать и преобразовывать  модели и схемы  для решения задач. Делать  умозаключения и  выводы на основе  аргументации. Осмыслить  различие понятий:  год, век, столетие,  эра, эпоха,  исторический  период. Раскрывать  значение понятий и терминов:  государство,  папирус, дельта,  оазис, ил, рельеф,  фараон. Комментировать  понятия:  вельможи, писцы,  налоги, шадуф,  и  самостоятельно  формулировать их. 11 Жизнь египетского  1 §8, пересказ вельможи. 12 Военные походы  1 фараонов. §9 составить  рассказ по  вопросу №6 на  с.48 Ориентация в  особенностях  и  ценностей и их  иерархизации.  отношений и  взаимодействий, в системе  моральных норм Подготовить  сообщение о  военных походах  Тутмоса III. Характеризовать  особенности власти фараонов и  порядок  управления  страной. Анализировать  завоевание египтян  и давать им  соответствующую  оценку. Характеризовать  религию древних  египтян.  13 Религия древних  египтян. 1 14 Искусство древних  1 египтян. §10, подготовить сообщение об  одном из  достижений  искусства  древних египтян. §10, подготовить сообщение об  одном из  достижений  искусства  древних египтян. Творчески  разрабатывать  сюжеты для  инсценирования  на уроке по теме  параграфа.   Освоение  общекультурного  наследия древних  египтян. электронных  изданий. Учиться работать в  малой группе над  общим заданием. Работать с картой в малых группах по  единому заданию.  Исполнять роль в  соответствии со  своеобразием  исторического  персонажа в  инсценировке. Устанавливать  связи между  пантеоном богов и  занятиями древних  египтян. Выделять главное  в части параграфа,  во всём параграфе. Выделять клю­ чевые понятия,  которые  раскрывают тему  урока. Показывать на  карте территорию  и центры  древнеегипетского государства и  территории  походов фараонов. Объяснять, в чем  заключалась роль  религии, жрецов в  древнеегипетском  обществе. Описывать  предметы  материальной  культуры и  произведения  древнеегипетского  искусства,  высказывать  суждения об их  Искать в сети  Интернет  информацию о  находках  археологов в  гробницах  древнеегипетских  фараонов. Подготовить  презентации в  Power Point по  самостоятельно  выбранной теме  (совместно с  родителями). 15 Письменность и знания 1 древних египтян. §11, ответить на  вопросы 1 16 Повторение по теме  «Древний Египет» Географические  названия  ­ свидетели  прошлого. Тема 5. Западная Азия в древности.   7ч. 17 Древнее Двуречье. 1 §13 пересказ 18 Вавилонский царь  Хаммурапи и его  законы. 1 §14 пересказ,  ответить на  вопросы художественных  достоинствах.  Рассказывать о  внутреннем  устройстве  пирамиды. Осуществлять  познавательную  рефлексию. Анализировать  достижения в  земледелии. Осуществлять  поиск информации  в Интернете о  процессе изго­ товления папируса. Сравнивать образ  жизни фараона,  вельможи и  простого  земледельца. Характеризовать  природно­ климатические  условия Древнего  Двуречья.  Использовать  электронное  издание с целью  виртуального  путешествия по  музею. Объяснять, почему  законы Хаммурапи  были объявлены  как законы богов. Работа в группах по изучению законов  вавилонского царя  Хаммурапи с  дальнейшим  объяснением их  значения. Составлять  короткое  сообщение о  древнеегипетских  иероглифах. Понимание  культурного  многообразия  мира,  уважение к  культуре других  народов. Экологическое  сознание,  признание  высокой ценности  жизни во всех  проявлениях  жизни. Ориентация в  системе  моральных норм и ценностей и их  иерархизации.  Уважение к  личности и ее  достоинствам,  Характеризовать  знания из разных  областей наук,  известные древним египтянам. Составлять  шарады,  кроссворды и вы­ полнять к ним  задания  (индивидуально и в сотрудничестве с  соседом по парте). Прокомментиро­ вать письменность  Двуречья и  выделить её  особенные  признаки. Выделять  основные понятия   параграфа,  раскрывающие  его суть.  Характеризовать  свод законов  Хаммурапи. 19 Финикийские  мореплаватели 1 §15 пересказ 20 Библейские  сказания. 1 21 Древнееврейское  царство. 1 §16 пересказ,  подготовить  пересказ одного  из библейских  сказаний §17 пересказ,  ответить на  вопросе на с.81. 22 Ассирийская держава. 1 §18 пересказ доброжелательное отношение к  окружающим Формировать  уважение к  истории других  народов,  культурным и  историческим  памятникам. Формировать  уважение к  истории других  народов,  культурным и  историческим  памятникам. Формировать  уважение к  истории других  народов,  культурным и  историческим  памятникам. формировать  отрицательное  отношение к  любому  проявлению  грубости,  жестокости,  насилия.  Использовать  историческую  карту, определять  причины развитой  торговли в городах  Финикии: Библ,  Сидон, Тир. Изучать по карте и  тексту учебника  территорию  расселения  древнееврейских  племен Дать оценку  поступков Давиду и Самсону Уметь  самостоятельно  находить  аргументы к  крылатой фразе  «Рукописи не  горят» Подготавливать  короткое  сообщение о до­ стижениях  финикийских  ремесленников. Проводить  аналогию и  устанавливать   какому народу Бог  дал такие же  законы, как и  древним евреям Выделять  в  дополнительном  тексте к параграфу  главное и  второстепенное  (работа в группах) Работать в малых  группах по  дифференцированн ым заданиям на  понимание и  осмысление нового  материала Рассказывать с  помощью карты о  местоположении  Финикии и  занятиях её  жителей Объяснять  значение принятие  единобожия  древнееврейскими  племенами Уметь обобщать  информацию и  делать выводы о  том, каким  представляли  своего царя иудеи Определять  причины падения  Ассирийской  державы 23 Персидская держава  «царя царей». 1 §19 подготовить  пересказ близкий Составить свое  личное отношение Работать с  исторической  Систематизировать  учебную  Установить  причины Тема 6. Индия и Китай в древности    4 ч. 24 Природа и люди   Древней Индии. 1 1 25 Индийские касты. к тексту.   §20 пересказ,  подготовить  сообщение о  поклонении в  Индии  животным. §21 пересказ,  ответить на  вопрос 33 на с.  100. 26 Чему учил китайский  1 мудрец Конфуций. §22 пересказ 27 Первый властелин  единого Китая. 1 §23 пересказ,  подготовить  сообщение о  Китайской стене. к изучаемым  событиям,  рассказывать  кратко легенды о  персидских царях картой и  дополнительным  источниками по  вопросу  расширения  территории  державы информацию о  достижениях  персидских царей. возникновения  Персидской  державы Формировать  уважение к  истории  Индии  культурным и  историческим  памятникам  индийского  народа Формировать  уважение к  истории  Индии  культурным и  историческим  памятникам  индийского  народа Формировать  уважение к  истории  Китая  культурным и  историческим  памятникам   китайского народа Формировать  уважение к  истории  Китая  культурным и  Показывать на  карте основные  географические  объекты Древней  Индии Выяснить, каких  животных почитали индийцы и  почему( работа в  группах) Подготовить  сообщение о жизни  Будды Дать собственную  оценку буддисткой  религии;   составлять простой  план пунктов  параграфа по плану Работать по  специально  разработанным  рабочим картам в  соответствии с  регламентом Вести поиск по  карте и  комментировать  местоположение  Китая Выделять  ключевые понятия, характеризующие  индийскую  историю и  культуру  Доказывать, что  брахманы –  хранители знаний,  сравнивать  основные  положения  брахманизма и  буддизма Определять и  формировать  особенности  китайской религии Дать собственную  оценку своеобразию древней китайской  цивилизации Составлять  кроссворды по  тематике урока Рассказывать об  отношениях Китая с соседями,  объяснять 1ч 28 Повторение по теме   «Вклад народов  Древнего Востока в  мировую историю и   культуру» Раздел III. Древняя Греция.   21 ч Тема 7. Древнейшая Греция.  5ч. 29 Греки и критяне. 1 30 Микены и Троя.  31 Поэма Гомера  «Илиада». 1 1 историческим  памятникам   китайского народа Формировать  уважение к  другим народам и  принятие их  культуры,  традиций и  обычаев Перечислять  наиболее известные сооружения,  называть материалы для письма в  Египте, Индии,  Китае Выполнять задания  на понимание,  осмысление  изученного  материала по  группам §24 пересказ,  подготовить  постановку  Мифа о Тесее и  Минотавре. §25 составить  конспект §26, 27 пересказ Формировать  уважение к  истории древней  Греции  культурным и  историческим  памятникам   греческого народа Определить вклад  микенской  культуры в  развитие  греческой  цивилизации Развивать интерес  к истории  Древнего мира, к  памятникам  античной  литературы,  греческой  Работать с картой,  заданиями рабочей  тетради Показывать по  карте  местоположение  Микен Характеризовать  образы основных  героев «Илиады» Рассказывать миф о Дедале и Икаре и  выявлять его  нравственный  контекст ( работа в  группах) Работать в малых  группах по  дифференцированн ым заданиям, на  ленте времени  обозначать разные  события и даты Принимать участие  в ролевой игре. причины  возведения  Великой  Китайской стены Искать  дополнительную  информацию,  используя ресурсы библиотек и  Интернета Называть  отличительные  признаки критской культуры Выделять различия между микенской  и критской  культурой Раскрывать кратко суть поэмы Гомера 32 Поэма Гомера  «Одиссея». 33 Религия древних  греков. 1 1 §28 пересказ §29 пересказ,  выучить понятия цивилизации.  Воспитывать  уважительное и  бережное  отношение ко всей античной  литературе на  примере поэмы  Гомера «Одиссея» Дать оценку  влияния греческой мифологии на  культуру  античного мира,  средневековья,  нового и  новейшего  времени. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.  7ч 34 §30 пересказ Земледельцы Аттики  теряют землю и  свободу. 1 35 Зарождение  демократии в Афинах. 1 §31  пересказ,  ответить на  вопрос №3 на с.  144 Последовательно  рассказывать о всех приключениях  Одиссея и  составить план его  путешествия Давать  нравственную  оценку  героическим  поступкам героям  древних мифов  (работа в группах) Дать собственную  оценку борьбе  земледельцев  Аттики  за  собственное  благополучие и  нормальную жизнь Дать собственную   оценку поступкам  Солона В группах  соотносить с  картой путь  Одиссея домой, в  Итаку, выделяя  основные вехи пути Одиссея домой Выполнять задания  по технике диалога: «лесенка»,  «микрофон»,  «вертушка» Читать текст,  выделяя основные  понятия,  определения и  события Объяснять связь с  явлениями  природы и  греческими богами Перечислять  преимущества  греческого  алфавита по  сравнению с  финикийским  (работа в группах) Вести диалог с  товарищем по  заданию,  предложенному  учителем Выделять признаки греческого полиса, характеризовать  греческий демос,  общество в целом Показывать на  примере реформ  Солона смысл  понятия  «демократия», ее  роль в улучшении  жизни основной  массы населения Сформировать  личностное  отношение  учащихся к  событиям,  происходящим в  Древней Греции Выразить свое  собственное  отношение  к  демократическим  процессам,  происходящим в  древней Греции 36 Древняя Спарта. 1 §30­31,  заполнить  сравнительную  таблицу 37 Греческие колонии на  берегах Средиземного  и Черного морей. 1 §32, Вопрос №2  (работа с картой) 38 Олимпийские игры в  1 древности. §33 вопрос №4  на с.154 39 Победа греков над  персами в  Марафонской битве. 40 Нашествие персидских войск на Элладу. 1 1 §34 пересказ §35 пересказ  вопрос №3 на  с.163 Определять роль  дисциплины в  воспитании и  обучении  спартанцев,  определять свое  отношение  к  спартанскому  воспитанию Осознавать  принадлежность  греков к единой  культуре Пробудить  желание заняться  каким­либо видом спорта, осознавать положительное  влияние спорта на человека Понимать  причины  героических  усилий греков  отстоять  независимость  своего  государства Описывать  чувства человека­ защитника своего  государства Показывать на  карте  расположение  Спарты Составлять рассказ  о жизни  спартанского  мальчика. Анализировать  ответы  одноклассников. Сравнивать  общественно­ политическое  устройство Афин  и Спарты Описывать места  возникновения  греческих колоний,  используя легенду  карты Описывать  основные правила  проведения  Олимпийских игр Составлять план  «Причины  переселения  греков» С опорой на текст  учебника  составлять рассказ  от имени участника или зрителя Объяснять  причины и  значение  возникновения  колоний  Раскрывать  значение  Олимпийских игр  в жизни Греции Описывать ход  боевых действий  между персами и  греками Делать выводы о  значении победы  греков в  Марафонской  битве Объяснять  причины победы  греков в  Марафонской  битве Составлять рассказ  об одном из  сражений греков с  персами от имени  участника сражения Доказывать  сложность  положения греков,  используя текст  учебника Объяснять  причины и итоги  войн, которые вели древнегреческие  государства  Тема 9. Возвышение  Афин в V в. до н.э. и расцвет  демократии.  5ч. 41 В гаванях афинского  1 порта Пирей. 42 В городе богини  Афины 1 43 В афинских школах и  1 гимнасиях. 44 В театре Диониса. 1 45 Афинская демократия  1 при Перикле. §36.  Заполнить  сравнительную  таблицу  «Население  Афин» §37,39  Подготовить  сообщение об  Акрополе. §38 пересказ.  Вопрос №3 на  с.176 §37,39  Подготовить  сообщение об  Акрополе. §40 пересказ Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.    3ч 46 1 Города Эллады  подчиняются  Македонии §41 пересказ.  Подготовить  реферат о  Филиппе  Македонском. Высказывать  собственное  мнение о понятии  «гражданин»,  «гражданский  поступок» Объяснять, за что  афиняне любили  свой город,  какими  постройками и  статуями  гордились Описывать  собственные  представления о  важности  образования Высказывать  суждения о роли  театра в жизни  греков устно описывать  торговый порт  Афин Объяснять в чем  состоит вклад  древнегреческого  общества в мировое культурное  наследие Описывать  особенности  древнегреческого  воспитания Сравнивать  положение  различных слоев  афинского  общества, на основе анализа документа Описывать  произведения  древнегреческой  архитектуры Сравнивать  воспитание в  Афинах и Спарте Объяснять отличия  трагедий и комедий Сравнивать  современный театр  и древнегреческий Объяснять  значение участия  граждан в  управлении  государством Рассказывать об  особенностях  развития  демократии при  Перикле Сравнивать  различия в  управлении в  Афинах и в  Древнем Египте Описывать  значение потери  Грецией  независимости Показывать на  карте места  сражений Характеризовать   македонское  войско Делать выводы о  роли Афин в  истории Древней  Греции Характеризовать  особенности  городской  застройки,  основные занятия  жителей Рассказывать о  развитии наук и  образовании в  Древней Греции Рассказывать о  развитии  древнегреческого  тетра Характеризовать  афинскую  демократию при  Перикле Объяснять  причины  подчинения  городов Эллады  Македонии 47 Поход Александра  1 Македонского на  Восток §42 пересказ  Подготовить  реферат об  Александре  Македонском. Рассказывать о  важности личных  качеств для  достижения  поставленных  целей 48 В Александрии  Египетской. 1 §43 пересказ.  Повторить  понятия. 49 Повторение по теме  «Древняя Греция» 1ч Описывать  значение  распространения  греческой  культуры в  странах Древнего  Востока Формировать  уважение к  истории древней  Греции  культурным и  историческим  памятникам   греческого народа Раздел IV. Древний Рим.     18ч Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.   3ч 50 Древнейший Рим. 1 §44 пересказ.  Сравнит  природные  условия Греции  и Италии. Формирование  готовности и  способности  обучающихся к  саморазвитию и  самообразованию Показывать на  карте направления  походов и  территорию  державы  Александра  македонского Определять  сходство и  различие между  Александрийским  музеем и музеями  наших дней Планирование  последовательности действий Составлять  исторический  портрет  (характеристику)  Александра  Македонского Составлять  рассказ­ описание  города  Александрия Называть самое  известное в древней Греции: имя поэта,  название храма,  место сражения. Планирование  последовательности действий Участие в  обсуждении  проблем и  сотрудничество со  сверстниками 51 Завоевание Римом   1 §45 пересказ. Формирование  Планирование  Организация и  Объяснять  причины гибели  Персидского  царства и  образование  державы  Александра  Македонского Объяснять  причины распада  державы  Александра  Македонского Объяснять  значение понятий:  демократия,  стратег, оратор,  спартанское  воспитание,  Олимпийские  игры. Сравнивать  природные  условия Греции и  Рима,  анализировать и  обобщать факты.  Характеризовать  общественный  строй, занятия   Исследовать по Италии. мотивации к  обучению и  познанию последовательности действий планирование  работы в группе 52 Устройство Римской  1 республики. §46 пересказ.  Составить план  пересказа. Формирование  активной позиции  в учебной  деятельности Организация  самоконтроля и  самооценивания Овладение  средствами  решения  коммуникативных  задач Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.  3ч 53 1  Карфаген – преграда  на пути к Сицилии.  Вторая война Рима с  Карфагеном. §47 составить  опорный  конспект Характеризовать  цели и поступки  Ганнибала Способность  сознательно  организовывать и  регулировать свою  деятельность Анализировать  ответы  одноклассников 54 Установление  господства Рима во  всем Восточном   Средиземноморье. 1 Способность  сознательно  организовывать и  регулировать свою  деятельность Работать с картой в процессе изучения  событий. §48 Подготовить пересказ с  использованием  иллюстраций  параграфа. Формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательног о отношения к  другому человеку,  его мнению,  мировоззрению,  культуре, языку,  вере  карте территории,  завоёванные  Римом.  Характеризовать  Римскую  республику и  причины её  возникновения. Сравнивать  устройство  римской  республики с  греческим  полисом Называть причины  и характер  карфагенских  войн.  Формирование  умений работы с  исторической  картой. Формирование  умений сообщать  отдельные  события,  формулировать  выводы по теме 55 Рабство в Древнем  1 Риме. Тема 13. Гражданские войны в Риме.  4ч 56 1 Земельный закон  братьев  Гракхов. §49 пересказ.  Ответить на  вопрос №3 на  с.230 §51 пересказ Составление плана  и  последовательности действий Определение цели,  функций  участников и  способы  взаимодействия в  группах Формирование  умений работать с  историческими  источниками,  текстом учебника Оценивать  поступки братьев  Гракхов во благо  менее  защищённых  римлян Умение создавать,  применять и  преобразовывать  знаки и символы,  модели и схемы для решения учебных и  познавательных  задач Умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями 57 Восстание Спартака. 1 58 Единовластие Цезаря. 1 59 Установление  1 империи. §52 пересказ.  Подготовить  развернутый  ответ на вопрос  №2 на с.238 §53 пересказ.  Подготовить  сообщение о  Юлии Цезаре Давать  характеристику  событиям и их  участникам.  Познакомить с  героической  личностью  Спартака Анализировать  действия и  поступки Ю.  Цезаря Участие в  коллективном  проекте темы:  «Поход Спартака в  Альпы», «Красс  против Спартака» Составлять рассказ  от имени Спартака,  Красса.  Участвовать в  ролевых играх. Умения составлять  рассказ, делать  самостоятельные  выводы Умение работать в  группе Рассказывать о  судьбах  знаменитых  римлян Умение  самостоятельно  строить рассказ,  правильно  Организация и  планирование  работы в группе  Формирование  умений  анализировать  исторические  факты:  распознавать  существенные  признаки и  интересы  различных групп Понимание причин начала восстания  Спартака и причин его поражения  Подвести  учащихся к  пониманию  характера власти,  установленной  Цезарем в Риме. Формирование  умений работать с  исторической  картой. употреблять  исторические  термины Умение составлять  простой план Обмениваться в  группе  результатами  поиска Планирование и  организация  деятельности Планирование  учебных действий Формирование  осознанного,  уважительного и  доброжелательног о отношения к  другим народам  Развитие  морального  сознания и  компетентности в  решении  моральных  проблем Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.  5 ч. 60 Соседи Римской  1 империи. §54. Составить  план пересказа. 61  Рим при императоре  1 Нероне. §55 Пересказ.  Подготовить  сообщение об  императоре  Нейроне. 62 Первые христиане и их 1 §56 пересказ учение. Комментировать и оценивать  комплекс  моральных норм  христиан Умение  самостоятельно  строить рассказ,  правильно  употреблять  исторические  термины Умение с  достаточной  полнотой и  точностью  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами и  условиями Умение слушать и  вступать в диалог 63 Расцвет Римской  империи во II в. 1 §57.  Подготовить  сообщение о  бетоне, арке,  Ориентация в  социальных ролях  и межличностных  отношениях Формирование  умений работать  с  учебной и  дополнительной  Изучить  особенности  правления  Октавиана  Августа.  Переработка и  структурирование  информации  Уметь   самостоятельно  составлять  рассказ, работать с текстом учебника  и его  иллюстрациями,  давать оценку  государственному  деятелю Нерону Формировать  умения составлять рассказ, работать с текстом учебника  и историческими  документами Постановка и  решение проблем.  Самостоятельное  создание способов 64 «Вечный город» во  времена империи и его  1 жители. Развитие  эстетического  сознания литературой,  обобщать  отдельные факты Умения составлять  рассказ, делать  самостоятельные  выводы Анализировать  ответы  одноклассников амфитеатре. §58. Пересказ.  Подготовить  реферат о  Колизее,  Пантеоне, цирке  (по выбору) Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.   2ч. 65 §59 Умение выражать  и отстаивать свою  позицию Римская империя при  Константине 1 66 Взятие Рима  варварами. 1 §60 67 Повторение по теме  1ч. «Древний Рим» Оценивать  поступки  Гонория,  Стилихона,  Аллариха и др. с  позиции  общечеловеческих ценностей Установление  учащимися связи  между целью  учебной  деятельности и её  мотивом и ради  решения  творческого  характера  Инсценирование  виртуальной  экскурсии по Риму с использованием  ИКТ, иллюстраций учебника,  рассказов  учащихся.  Изучение  культурной жизни  в Древнем Риме   Выбор наиболее  эффективных  способов решения  задач в  конкретных  условиях Умение  структурировать  знания, строить  речевые  высказывания Осознание  учащимися того,  что уже усвоено и  что ещё подлежит  усвоению Умение слушать и  вступать в диалог,  участвовать в  коллективном  обсуждении Организация  самоконтроля и  самооценивания Интегрироваться в  группу и  продуктивно  взаимодействовать  со сверстниками и  учителем Осознание   учащимися  качества и уровня  усвоения Планирование  учебных действий Рефлексия  способов и  условий действия 68 Повторение по теме  «История Древнего  мира» 1ч. чего она  осуществляется Установление  учащимися связи  между целью  учебной  деятельности и её  мотивом и ради  чего она  осуществляется Устанавливать  целевые  приоритеты, уметь  самостоятельно  принимать решения в проблемной  ситуации. Планировать общие способы работы. Рефлексия  способов и  условий действия

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС

Рабочая программа по истории 5 кл ФГОС