Отличительной особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Второй отличительной особенностью структуры программы является ее деление не только на темы, но и на модули – группы тем, связанных дидактическим единством и системой изучения материала: определение целей в начале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в 5-м классе ученикам предложены четыре модуля по всеобщей истории. Третьей отличительной особенностью данной программы является использование учебно-методологической системы понятий, с помощью которой происходит осмысление исторического процесса. В основу этой системы понятий авторы положили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного). Основой системы понятий в 5–6-м классах являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).Программа адресована учащимся 5 класса в соответствии с ФГОС ООО.
история 5 кл.docx
МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»
___________/_Щербинина Е.А./
«__»__________________ 2016г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»
_____________________/Джавадова Н.В../
Приказ № от «___» августа 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
КЛАСС 5«А»
УРОВЕНЬ базовый
учителя истории и обществознания
первой квалификационной категории
Павловой Ольги Владимировны
Рассмотрено:
на заседании МС
Протокол №2 от «29» августа 2016г.
____________________/Бородастова И.В./ 2016 – 2017 уч.год
1. Программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта
общего образования 2004 года по предмету «История», а также в соответствии с
концепцией и психологопедагогическими принципами развивающей Образовательной
системы «Школа 2100».Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров,
А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
2. Основная образовательная программа ОС «Школа 2100» для основной школы. Сайт:
Образовательная система «Школа 2100»
3. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В. Программа «История России и всеобщая
история» 59 классы. Сайт: Образовательная система «Школа 2100»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5го по 9й класс.
На каждую учебную неделю с 5го по 9й класс выделяется по два урока (5й класс –
«Всеобщая история»; 6–9й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным
приоритетом в пользу последней), 70 часов в год. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
УЧЕНИК НАУЧИТСЯ:
умению объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в
целостную картину
Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.
Группировать (не по хронологии)
Сравнивать
умению видеть развитие общественных процессов (определять причины и
прогнозировать следствия)
Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
умению оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством
систему нравственных ценностей
При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные
ценности
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
Толерантно определять свое отношение к иным позициям
УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших
исторических понятий;
дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа,
самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное
суждение;
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и
государств;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников,
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям истории Древнего мира. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (3 часа)
Что изучает история проблема предназначения исторической науки. Источники знаний
о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре
как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной
истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.).История Отечества – часть
всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических
знаний.
Тема 1. Первобытный мир (6 часов)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек
умелый» (более 2 млнл.н.) и его развитие к современному виду людей «человек
разумный».Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и
образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты
и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую
эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой
общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных
людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и
собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла
(гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.):
образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки
понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока
Тема 2. Древний Египет (5 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие,
городагосударства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование
Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои
древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней
религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о
загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет
могущества Древнеегипетского государства.
Проверочная работа (1час)
Тема 3. Древние цивилизации Азии (9 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое
земледелие, городагосударства, свободные граждане и рабы, царская власть).
Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация»
(культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств
Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до
н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской
державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные
знания жрецов Междуречья (60тиричная система счета), алфавит, Библия и религия
древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные
памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей,
возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны,
представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное
наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его
судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10тичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и
зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и
государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство
(основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена,
иероглифическая письменность, бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3. Первая цивилизация Запада
Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (9 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о
Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городовгосударств,
отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия
демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков
эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции:Поэмы Гомера, легенды о людях и богах,
отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве,
человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий
алфавит, система образования и воспитания.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (6 часов)
Грекоперсидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э.,
Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками
эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни
классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм
Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи
Сократа, Платона и Аристотеля. Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего
Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4. Империи эллинов и римлян.
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (4 часа)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра
Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины,
основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические
монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и
Запада.
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского
полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть
Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования.
Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима
в мировую державу).Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские
цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак),
гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.
Тема 8. Античная грекоримская цивилизация (7 часов)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное
устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы,
предки славян и другие).Культурное наследие античной цивилизации: распространение
единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе,
отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его
судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при
Диоклетиане.Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка
Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской
церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (5 часов)
Резерв (2 часа) КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДАТА
№
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
2.09
6.09
9.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09
4.10
7.10
11.10
14.10
18.10
21.10
25.10
28.10
Тема урока
1 четверть (17 часов)
I. Введение в историю (3ч.)
Введение. Путешествие в страну история.
Как заглянуть в прошлое?
Счёт лет в истории.
Модуль 1. Первая историческая эпоха ( 8 ч)
Тема 1. Первобытный мир
Первые люди.
Первые шаги разума.
Первые художники и «волшебники».
Первые пастухи и хлеборобы.
Первые мастера и воины.
Первые цари и грамотеи.
Общий взгляд на первобытную историю
Урок – контроль по модулю 1 «Жизнь первобытных людей»
Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока (17 ч.)
Тема 2. Цивилизация Древнего Египта
Царство в долине Нила.
Боги древнего Египта.
Искусство строителей пирамид.
В гостях у египтян.
Расцвет египетского царства.
Обобщение материала по теме «Цивилизация Древнего Египта»
2 четверть (14 часов)
Тема 3. Древние цивилизации Азии
18
11.11
Цивилизация в Междуречье. 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
15.11
18.11
22.11
25.11
29.11
2.12
6.12
9.12
13.12
16.12
20.12
23.12
27.12
10.01
13.01
17.01
20.01
24.01
27.01
3.02
7.02
10.02
14.02
17.02
21.02
24.02
28.02
3.03
7.03
10.03
14.03
17.03
21.03
24.03
4.04
7.04
11.04
14.04
Законы Вавилонского царства.
Ассирийское «железное»царство.
Евреи – народ Библии.
Персидская мировая держава.
Индия – родина Будды.
Индия – родина Будды.
Китайская мудрость Конфуция.
Китайская мудрость Конфуция.
Повторительно – обобщающий урок «Общий взгляд на древний
восток»
Урок – контроль по модулю 2 «Цивилизация Древнего Востока»
Модуль 3. Первая цивилизация Запада (17 ч.)
Тема 4. Зарождение древнегреческой цивилизации
У истоков греческой культуры
Времена Гомера.
3 четверть (21 час)
Города – государства Эллады.
Олимпийские боги.
Афинская демократия и спартанские нравы.
Эллинское воспитание граждан.
Великая греческая колонизация.
Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации
Эллада против «царя царей»
Афинская свобода рабовладельцев
Столица искусств Эллады.
Мудрецы Древней Греции
Повторительно обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю
Грецию»
Урок контроль по модулю № 3 «Первая цивилизация Запада».
Модуль 4. Империи эллинов и римлян (25 ч.)
Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока.
Покорители свободных греков.
Завоевания Александра Македонского
Эллинистическая цивилизация
Тема 7. Цивилизация Древнего Рима
Рим – от царей к республике.
Рим – властелин Италии.
Хозяин Западного Средиземноморья.
4 четверть (18 часов)
Покоритель Восточного Средиземноморья.
Перемена «римских нравов».
Войны граждан и рабов.
Рим – от республики к диктатуре. 57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
18.04
21.04
25.04
28.04
2.05
5.05
9.05
12.05
16.05
19.05
23.05
26.05
29.05
31.05
Первые римские императоры.
Расцвет античной культуры.
Золотой век Римской империи
«Добрая весть» христианства
Заря христианского мира
Закат античного мира
Повторительно обобщающий урок «Общий взгляд на империи
эллинов и римлян»
Урок контроль по модулю №4 «Империя эллинов и римлян»
Повторительно обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю
историю»
Итоговый урок контроль
Достижения и уроки Древнего мира для современных людей
КОНТРОЛЬ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ
1. Урок – контроль по модулю 1 «Жизнь первобытных людей»
2. Урок – контроль по модулю 2 «Цивилизация Древнего Востока»
3. Урок контроль по модулю № 3 «Первая цивилизация Запада».
4. Урок контроль по модулю №4 «Империя эллинов и римлян»
5. Итоговый урок контроль
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Рабочая программа по истории 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.