Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
23.06.2017
Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)
Данная разработка представляет собой конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе (по учебнику Вигасина, Годера) на тему "Счет лет в истории". Урок составлен согласно требованиям ФГОС. Конспект содержит в себе поэтапное описание деятельности учителя и учащихся, а также приложение (задания и раздаточный материал).Конспект урока
Счет лет в истории.docx
Урок: История Древнего мира Класс: 5 Учитель: Радюк Ирина Петровна Тема: Счет лет в истории Тип урока: Формирование новых знаний.  Цели:  Образовательные:  Сформировать представление об историческом времени.     Ввести понятия: век, тысячелетие, эра, хронология.  Подвести учащихся к выводу о том, что счет лет, которым мы пользуемся сейчас, является  наиболее удобным. Развивающие:  Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и  последовательность событий;   Развитие умения работать со схемами.  Развитие умения пользоваться римскими цифрами.  Развитие умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории. Воспитательные:   Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого.  Умение работать в парах и самостоятельно.  Сформировать представление учащихся о ценности времени. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словарь, доска.  Деятельность ученика на уроке Обучающиеся  демонстрируют готовность к уроку. Обучающиеся выполняют  задание учителя: обсуждаю в парах предложенные  вопросы по карточкам Этап урока I  Организа ционный  момент (1 мин.) II  Актуализ ация  опорных  знаний (5­8мин.) Ход урока Задачи урока на каждом этапе Деятельность учителя на уроке Проверить готовность учащихся к уроку. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку (наличие тетрадей,  учебников, дневников, ручек, карандашей), называет тему урока. Анализ проверочной работы, выполненной на предыдущем уроке (задания даны на карточках для обсуждения в парах постоянного состава; затем 2-х учеников учитель спрашивает на оценку) 1. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: ДАТЫ СОБЫТИЯ А) около 40 тыс. лет назад 1. появление древнейших людей Б) около 9 т. лет назад 2. появление человека разумного В) более 2 мл. лет назад 3. человек научился обрабатывать металл А 2 2. Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне: Б 3 В 1 В земледельческих работах применяли: А) мотыгу Б) плуг В) каменный топор Г) гончарный круг 3. Прочтите текст и вставьте пропущенное слово. Знатность передавалась по наследству, дети вождей и старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, пользовались почетом племени. 4. 10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового (продолжите перечень): А) земледелие, скотоводство, ремесло Б) разделение труда и обмен В) начало выплавки метала Г) появление неравенства и знати 5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) исследование подземной пещеры Альтамира Б) овладение огнем В) начало выплавки метала Г) изобретение лука и стрел 3 В 4 А 6. Огнем овладели: А) человек разумный Б) человекоподобные обезьяны В) человек умелый 7. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово. В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из отдельных семей, которые имели скот, орудия труда, вели собственное хозяйство. 8. Продолжите перечень: В родовой общине А) люди происходили от одного предка и считались сородичами Б) имели общее жилище В) вели общее хозяйство 1 Б 2 Г III  Форми рование новых  знаний (30 мин.) Обеспечить усвоение рассматриваемой темы на уровне понимания. 1 Тема сегодняшнего урока очень интересна, с элементами этой темы вы  сталкиваетесь каждый день. Я предлагаю вам самим угадать название  темы, ответив на мои вопросы. Проверим вашу сообразительность. 2 Загадки: Угадайте, о чем идет речь: А) Без крыльев, без рук оно. Быстро летит, не догонишь его. (время) Б) Двенадцать братьев друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы) В) А что, в совокупности, образуют 12 месяцев? – Год Г) Сколько дней в году? – 365 Д) Век – это сколько лет? – 100 Е) Тысячелетие – это сколько веков? – 10 3 Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке? – О счете лет в истории.  (Записать тему урока в тетради) На этом и на следующем уроках мы с вами поговорим о единицах  измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми  пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое  лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся  решать задачи. 1 В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие,  какое событие произошло раньше и какое позже. когда жил тот или иной  Обучающиеся слушают  учителя, отгадываю загадки,  отвечают на вопросы,  называют свои варианты  темы урока, записывают  тему в тетради Обучающиеся слушают  учителя, записывают новое исторический деятель, когда был основан город или когда началась и  закончилась война. Без дат нет истории.  2 В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности  по годам. Эта последовательность образует хронологию. Само слово  "хронология" в переводе с древнегреческого языка означает "наука о  времени" (написать на доске и в тетрадях: «хронология» ­ от греч.  Chronos­время logos­учение, знание) 1 Каждый год обозначается цифрами. Знаете ли вы, как называются  цифры, которыми мы пользуемся? – Арабские 2 Числа и года принято обозначать арабскими цифрами, а века  римскими. Кто знает, как римскими цифрами обозначается 1­10 (записать в тетради) C  = 100, его половина L=50 M =1000, его половина D=500 Например, 160 – римскими цифрами писалось бы, как CDL (100+50+10) 3 Задания у доски и в тетрадях (по цепочке): ­ Записать римскими цифрами: 6 ­ …9 ­ …11 ­ …13 ­ …8 ­ …16 ­ …17 ­ …4 ­ …19 ­ …22 ­ …3 ­ … ­ Записать арабскими цифрами: V ­ …VIII ­ …XIX ­ …IV ­ …III ­ …XVI ­ …XIV ­ …IX ­ …VII ­ …XII ­  …XX ­ …XXII ­ 4 Сейчас вы научитесь определять век: сделать это легко – например,  1147 г. (год, когда впервые в летописи был упомянут город Москва) –  мысленно закрыть 2 последних цифры, а к 1­м 2­м прибавить единицу,  получается XII в. 5 Задания (у доски по цепочке и в тетрадях): 1132 год ­ …567 год ­ …48 год ­ …38 год до н.э. ­ …1700 год ­ …309 год  ­ …2015 год ­ … Динамическая пауза: изобразить древних людей во время собирательства (наклоны), охоты  (махи руками­кидать камни, земледелия­имитировать рыхление земли  мотыгой) 1 Для того, чтобы узнать, как в древности в разных странах считали года, прочитайте в учебнике на с. 30 пункты «Измерение времени по годам» и  «Как в древности считали года?» 2 Беседа по прочитанному 1 Историки условились, что последовательность событий можно  изобразить в виде ленты времени. Изображается она в виде стрелки с лева на право (на доске). 2 Но как же определить, где и какой год расположен на этой ленте? Мы ведем счет лет от Рождества Христова, т.е. от года рождения Иисуса  Христа (изобразить на ленте точку отчета). Все года до Р.Х. принято  считать годами до нашей эры, а года после Р.Х. – нашей эры. Даты по  отношению к точке отчета выглядят как зеркальное отражение. 3 Задания: ­ Отметьте на ленте времени 10­й год нашей эры и 10­й год до нашей эры ­ год основания Рима – 753 г. до н.э. ­ 1147 г. – год первого упоминания в летописи Москвы ­ Личная дата рождения ребенка (в классе) Ответить на вопросы: ­ Какой существовавший в древности счет лет – у египтян или у римлян –  удобнее? Чем? ­ Что называется «нашей эрой»? Какие сложности могут возникнуть при  работе с датами событий, произошедших до нашей эры? 1 с. 29­32 – прочитать 2 Р.Т. – с. 16­17 № 18­21 понятие в тетради Обучающиеся слушают  учителя, отвечают на  вопросы, выполняют задания у доски и в тетрадях Обучающиеся выполняют  упражнения Обучающиеся читают  предложенные пункты  параграфа в учебнике,  отвечаю на вопросы,  пересказываю прочитанное Обучающиеся слушают  учителя, выполняют задание  в тетрадях Обучающиеся отвечают на  вопросы Обучающиеся записывают  задания в дневники IV  Рефлекси я V  Домашнее задание Приложение: 1. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: ДАТЫ СОБЫТИЯ А) около 40 тыс. лет назад 1. появление древнейших людей Б) около 9 т. лет назад 2. появление человека разумного В) более 2 мл. лет назад 3. человек научился обрабатывать металл А 2. Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне: В земледельческих работах применяли: А) мотыгу Б) плуг В) каменный топор Г) гончарный круг 3. Прочтите текст и вставьте пропущенное слово. Знатность передавалась __________, дети вождей и старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, пользовались почетом племени. 4. 10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового (продолжите перечень): А) земледелие, скотоводство, ремесло Б) разделение труда и обмен В) __________________________ Г) __________________________ Б В 1. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами: ДАТЫ СОБЫТИЯ А) около 40 тыс. лет назад 1. появление древнейших людей Б) около 9 т. лет назад 2. появление человека разумного В) более 2 мл. лет назад 3. человек научился обрабатывать металл А 2. Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне: В земледельческих работах применяли: А) мотыгу Б) плуг В) каменный топор Г) гончарный круг 3. Прочтите текст и вставьте пропущенное слово. Знатность передавалась __________, дети вождей и старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, пользовались почетом племени. 4. 10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового (продолжите перечень): А) земледелие, скотоводство, ремесло Б) разделение труда и обмен В) __________________________ Г) __________________________ Б В 4 3 2 5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) исследование подземной пещеры Альтамира Б) овладение огнем В) начало выплавки метала Г) изобретение лука и стрел 1 6. Огнем овладели: А) человек разумный Б) человекоподобные обезьяны В) человек умелый 7. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово. В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из _____________, которые имели скот, орудия труда, вели собственное хозяйство. 8. Продолжите перечень: В родовой общине А) люди происходили от одного предка и считались сородичами Б) ____________________________________ В) ____________________________________ 4 3 2 5. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. А) исследование подземной пещеры Альтамира Б) овладение огнем В) начало выплавки метала Г) изобретение лука и стрел 1 6. Огнем овладели: А) человек разумный Б) человекоподобные обезьяны В) человек умелый 7. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово. В селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община состояла теперь из _____________, которые имели скот, орудия труда, вели собственное хозяйство. 8. Продолжите перечень: В родовой общине А) люди происходили от одного предка и считались сородичами Б) ____________________________________ В) ____________________________________

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)

Конспект урока "Счет лет в истории" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017