Возникновение искусства и религии
Оценка 4.9

Возникновение искусства и религии

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
04.07.2017
Возникновение искусства и религии
Цели урока: Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления. Развивающая: Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Воспитывающая: Воспитывать чувство прекрасного.Формировать у учащихся бережное отношение к произведениям искусства и памятникам археологии и истории. Тип урока:комбинированный. Оборудование: - учебная доска; - учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г. - рабочая тетрадь; - карта мира; - атласы по истории Древнего мира; - презентация; - раздаточный материал (карточка №3 для проверки д/з). Основные термины и понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.
п. 3 Возникновение искусства и религии.docx
УРОК №4 ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований» Курс: история Древнего мира Класс: 5 Цели урока:  Образовательная:  Обеспечить   усвоение   учащимися   понятий   «религия»,   «искусство», причины их появления.  Продолжить   формирование   умения   рассуждать,   логически   мыслить, Развивающая: элементарно анализировать исторические факты. Воспитывающая:  Воспитывать   чувство   прекрасного.Формировать   у   учащихся   бережное отношение к произведениям искусства и памятникам археологии и истории. Тип урока:комбинированный. Оборудование:  ­ учебная доска; ­   учебник   для   5   класса   А.А.   Вигасин,   Г.И.   Годер,   И.С.   Свенцицкая   «История Древнего мира». – М., 2003 г. ­ рабочая тетрадь; ­ карта мира; ­ атласы по истории Древнего мира; ­ презентация; ­ раздаточный материал (карточка №3 для проверки д/з). Основные термины и понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство. I. Организационный момент (1­2 мин.). Приветствие учащихся. Х О Д   У Р О К А : II. Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Родовые общины охотников и собирателей» ­ 5 мин. 1. Подготовка устного ответа по карточке №3 КАРТОЧКА №3 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?» Для этого вспомни: 1.   Какие   природные   изменения   произошли   на   земле примерно 100 000 лет назад? 2. Как изменился животный мир? 3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек? 4. Что называется родовой общиной? Сделай вывод. ответ Примерно   100   тыс.   лет   назад,   на   земле   произошло   сильное   похолодание.   С   севера   на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих природных условиях человек выжил Примерный учащегося: потому,   что   научился   пользоваться   огнем,   рыть   землянки,   освоил   пещеры,   начал   шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых  было  сложнее.  Поэтому  человек  придумал  лук и  стрелы.  А так  же  люди  стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее. 2.Решение творческих задач с классом. Задача №1 В гроте Тешик­таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить   принадлежность   938.   Из   них   лошади   –   2,   медведя   –   2,   горного   козла   –   767, леопарда ­1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик­Таш? Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных? Ответ:Охота. Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше – лошадей, медведей и леопардов. Задача №2 Какие   археологические   находки   указывают   на   места   обитания   обезьянолюдей,   а какие – на стоянки людей каменного века? Ответ:Первый   признак   стоянки   древнего   человека   –   следы   костра,   обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей – расколотая галька). 3. Развернутый ответ учащегося по карточке №3. III. Переход к изучению новой темы. Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия. Задача для учащихся:Что такое религия? Почему она появилась? IV. Изучение новой темы. План: 1. Причины появления религии. 2. Появление искусства. 1.Рассказ учителя. Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между   животным   и   его   изображением,   которое   создает   художник,   существует   какая­то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии,   сделанные   в   наши   дни   (см.   с.   20,   учебник   Вигасина).   Люди   пытались   понять причины тех явлений, которые происходят и в самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается с душами других людей… 2. Работа с дополнительной литературой. Цитируется небольшой текст. «…Одну   могилу   решили   расчистить.   Первое   захоронение   и   довольно   богатое.   Оно оказалось   женским.   В   изголовье   стояла   берестяная   коробочка   с   украшениями   –   гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали   головные   уборы,   нитки   бус,   височные   подвески,   шейные   гривны,   браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса.   При   этом   число   вещей   превышало   20   экземпляров.   Мужские   могилы   были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел, копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….».(Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. – Ижевск, 1996. С.131, 134). 3. Беседа по вопросам к тексту. ­ Для чего археологи раскапывают могилы людей?  (Чтобы получить вещественные памятники, а значит информацию). ­ Как они определяют женское и мужское захоронение? (По находкам). ­ Для чего люди клали в могилы разные вещи?  (Считали, что все это пригодится в стране мертвых, верили в загробную жизнь). ­ Так что называется религией? 4. Работа над новым понятием. Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им. Запись делается на доске, учащимися – в тетради. 5. Рассказ учителя. Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждомчеловеке обитает сверхъестественное существо – душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться – и тогда человек умрёт. Люди верили, что души предков переселились в далекую «страну мертвых». Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую «страну мертвых» и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков. Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозным. Причины возникновения религии: непонимание и страх перед явлениями природы. 5. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать с. 15 п.1 §3 ­   О   чем   свидетельствуют   найденные   рисунки   на   стенах   пещер?  (О   зарождении искусства). 6. Работа в тетрадях. Искусство  –   творческое   отражение   действительности.   Отображение   человеком окружающего и внутреннего мира. IV. Закрепление изученного на уроке. Каким словом можно заменить следующие выражения: Вера в богов и духов ­ ____________ (религия). Изображения почитаемых богов и духов ­ _________ (живопись). Подарки богам и духам ­ ____________ (жертвоприношение). Поражение копьями нарисованное животное ­ ________ (колдовской обряд). Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей ­ ____________(оборотни). V. Итог урока. Домашнее задание: 1. Прочитать §3 с. 14­17 учебника Вигасина.  2.  Подготовить   развернутый   ответ   на   вопрос:   «Почему   появилась религия и искусство?» Уметь объяснять эти понятия. 3.Устно задание №4 с.17 учебника Вигасина. 4.Подготовить сообщение по теме: «Как возникло скотоводство»

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии

Возникновение искусства и религии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017