ГБОУ ООШ с. Муханово
муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждаю |
Протокол заседания МО учителей-предметников №__ от «__» _________ 2017 г. Руководитель МО __________ /Умербаева А. К./ |
Зам. директора по УВР __________ / Аленина С. В./ от «__» _________ 2017 г |
Директор ГБОУ ООШ с. Муханово __________ / Зинченко Н. В../ от «__» _________ 2017 г |
Рабочая программа
учебного курса
«История Нового времени. XVI-XVII вв.»
Класс 7
Выполнила:
Учитель истории
I квалификационной категории
Аленина С. В.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
по истории Нового времени XVI-XVII .
Рабочая программа по истории Нового времени XVI-XVII разработана на основе:
Данная программа ориентирована на использование УМК:
· Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового мира. 1500-1800: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / - М.: Просвещение, 2017
· Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового мира: Рабочая тетрадь. 7 класс: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2014.
· Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Коваль Т. В. Всеобщая история. История Нового мира:1500-1800 Поурочные разработки. 7 класс: - М.: Просвещение, 2014.
· История России. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2-х ч. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. А., Токарева А. Я/ Под ред Торкунова А. В. – М.: Просвещение, 2016
· История России. 7 класс: Рабочая тетрадь / Данилов А. А., Косулина Л. Г., Лукутин А. В., Соколова Л.А. – М.: Просвещение, 2016
· История России. 7 класс: Поурочные разработки /– М.: Просвещение, 2016
Планируемые результаты освоения курса «История Нового времени»
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 — 9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени, 1500—1800. 7 класс»
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его устройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри — и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства. Повседневная жизнь. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Великие гуманисты Европы. От раннего Возрождения к высокому. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Мир художественной культуры Возрождения. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия XVII в. Своеобразие искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Рождение новой европейской науки. Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Псаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия — родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» — суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор — протестантский проповедник.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола.
Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. Золотой век Елизаветы I — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы I.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 2. Первые революции Нового времени.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «НаЬеаз согриз ас1» — закон, утверждавший правила ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Международные отношения в XVI—XVIII вв. Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Вал- ленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
Тема 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования.
Повторение. Значение раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Основное содержание урока |
Планируемые результаты обучения |
Домашнее задание |
||||
Предметные результаты |
|||||||||
КЭС |
Контролируемые элементы содержания |
КПУ |
Проверяемые умения |
||||||
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (17 ч.)
|
|||||||||
1 |
Введение. От Средневековья к Новому времени. |
|
Понятие о Новом времени. Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени. Что связывает нас с Новым временем. |
|
|
|
|
Н. И. с. 5-8 |
|
2 |
Технические открытия и выход к Мировому океану
|
|
Новые изобретения и усовершенствования. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама |
|
|
|
|
п. 1 р. т. 1 |
|
3 |
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
|
|
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Значение Великих географических открытий |
|
|
|
|
п. 2 р. т. 2 |
|
4 |
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе
|
|
Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе |
|
|
|
|
п. 3 р. т. 3 |
|
5 |
Дух предпринимательства преобразует экономику
|
|
Условия развития предпринимательства. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма |
|
|
|
|
п. 4 р. т. 4 |
|
6 |
Европейское общество в раннее Новое время.
|
|
Изменения в социальной структуре общества. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство — джентри — и старое дворянство. Низшие слои населения. Способы преодоления нищенства. |
|
|
|
|
п. 5 р. т. 5 |
|
7 |
Повседневная жизнь.
|
|
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Продолжительность жизни. Революция в питании. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества |
|
|
|
|
п. 6 р. т. 5 |
|
8 |
Великие гуманисты Европы
|
|
От раннего — к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения |
|
|
|
|
п. 7 р. т. 6 |
|
9-10 |
Мир художественной культуры Возрождения
|
|
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие искусства Северного Возрождения |
|
|
|
|
п. 8-9 р. т. 8-9 |
|
11 |
Рождение новой европейской науки
|
|
Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека |
|
|
|
|
п. 10 р. т. 8 |
|
12 |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
|
|
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация — борьба за переустройство церкви. Германия — родина Реформации. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии |
|
|
|
|
п. 11 р. т. 11 |
|
13 |
Распространение реформации в Европе. Контрреформация
|
|
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский собор |
|
|
|
|
п. 12 р. т. 12 |
|
14 |
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
|
|
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Золотой век Елизаветы I — укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство |
|
|
|
|
п. 13 р. т. 13 |
|
15 |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
|
|
Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте |
|
|
|
|
п. 14 р. т. 14 |
|
16 |
ПОУ по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация" |
|
|
|
|
|
|
подготовиться к тесту |
|
17 |
КОУ по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация" |
|
|
|
|
|
|
не задано |
|
Тема 2 Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (5 ч.)
|
|||||||||
18 |
Освободительная война в Нидерландах. Рождение республики Соединённых провинций.
|
|
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Голландской Республики. Становление капиталистических отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций |
|
|
|
|
п.15 р.т.15 |
|
19 |
Парламент против короля. Революция в Англии
|
|
Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы парламента. Казнь короля. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией |
|
|
|
|
п.16 р.т.16 |
|
20 |
Путь к парламентской монархии
|
|
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов |
|
|
|
|
п.17 р.т.17 |
|
21 |
Международные отношения в 16-17 веках
|
|
Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Условия и значение Вестфальского мира. Северная война России и Дании против Швеции. Восточный вопрос. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс |
|
|
|
|
п.18-19 р.т.18-19 |
|
22 |
ПОУ по теме "Первые революции Нового времени" |
|
|
|
|
|
|
подготовиться к тесту |
|
Тема 3. Традиционные общества Востока. (1 ч.)
|
|||||||||
23 |
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
|
|
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя |
|
|
|
|
п.28 р.т.28 |
|
Тема 4. Итоговое повторение (2 ч.)
|
|||||||||
24 |
ПОУ по теме "История Нового времени XVI-XVII вв" |
|
|
|
|
|
|
подготовиться к тесту |
|
25 |
КОУ по теме "История Нового времени XVI-XVII вв" |
|
|
|
|
|
|
не задано |
|
Тема 5. Россия в XVI в (23 ч.)
|
|||||||||
26 |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
|
|
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. |
|
|
1.1
2.1 |
Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней Уметь соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком |
И. Р. П.1 р.т.1 |
|
27 |
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
|
.
|
|
|
2.11 |
Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
И. Р. П.2 р.т.2 |
|
28 |
Формирование единых государств в Европе и России
|
|
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. |
|
|
2.12 |
Уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений |
И. Р. П.3 р.т.3 |
|
29 |
Российское государство в первой трети XVI в.
|
|
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. |
|
|
2.4
2.11 |
Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
И. Р. П.4 р.т.4 |
|
30 |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
|
|
|
|
И. Р. П.5 р.т.5 |
|||
31 |
Начало правления Ивана IV
|
|
Принятие Иваном IV царского титула.
|
1.4.3 |
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина |
1.1
1.2
2.11 |
Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней Знать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
И. Р. П.6 р.т.6 |
|
32 |
Реформы Избранной рады
|
|
Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. |
1.4.3 |
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина
|
И. Р. П.6 р.т.6 |
|||
33-34 |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине в.
|
|
|
|
|
2.4 |
Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий |
с. 50-58 |
|
35-36 |
Внешняя политика России во второй половине XVI
|
|
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. |
1.4.4 |
Расширение территории государства
|
2.5
2.4 |
Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий |
И. Р. П.7-8 р.т.7-8 |
|
37-38 |
Российское общество XVI в.: "служилые" и "тяглые"
|
|
Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
|
|
|
2.11 |
Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
И. Р. П.9 р.т.9 |
|
39-40 |
Опричнина
|
|
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. |
1.4.3 |
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина
|
2.11
2.13
2.14 |
Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов Уметь определять причины и следствия важнейших исторических событий объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры |
И. Р. П.10 р.т.10 |
|
41 |
Россия в конце XVI в.
|
|
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. |
1.4.5 |
Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К Минин, Д. Пожарский
|
2.5 |
Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
И. Р. П.11 р.т.11 |
|
42 |
Церковь и государство в XVI в.
|
|
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. |
|
|
2.5 |
Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
И. Р. П.12 р.т.12 |
|
43 |
Культура народов России в XVI в.
|
|
Культурное пространство Культура народов России в XVI в. |
1.5.2 |
Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублёв. Книгопечатание. Иван Фёдоров
|
1.3.
2.6 |
Знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников |
с. 100-108 |
|
44 |
Повседневная жизнь народов России в XVI в.
|
|
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий |
|
|
2.12 |
Уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений |
с.108-111 |
|
45 |
КОУ по теме "Россия в XVI в."
|
|
|
1.4.3 |
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина |
1.1 1.2 1.3 2.2 2.4 2.5 2.13 |
|
не задано |
|
Тема 6. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) |
|||||||||
46 |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. |
|
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
|
|
|
2.8 |
Уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты |
п.13 р.т.13 |
|
47-48 |
Смута в Российском государстве
|
|
Смутное время, дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств |
1.4.5 |
Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К Минин, Д. Пожарский |
1.1
2.2 |
Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней Уметь определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории |
п.14-15 р.т.14-15 |
|
49 |
Окончание Смутного времени
|
|
Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. |
1.4.5 |
Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К Минин, Д. Пожарский
|
п.16 р.т.16 |
|||
50 |
Экономическое развитие России в XVII веке
|
|
Итоги Смутного времени. Восстановление экономики страны. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур |
|
|
2.13 |
Уметь определять причины и следствия важнейших исторических событий |
п.17 р.т.17 |
|
51 |
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
|
|
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. |
1.4.6 |
Россия при первых Романовых
|
2.6
2.10 |
Уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников Уметь группировать исторические явления и события по заданному признаку |
п.18 р.т.18 |
|
52 |
Изменения в социальной структуре российского общества
|
|
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. |
1.4.7 |
Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права
|
2.9 |
Уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий |
п.19 р.т.19 |
|
53 |
Народные движения в XVII в
|
|
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. |
1.4.9 |
Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин
|
1.1
2.5 |
Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней Уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов |
п.20 р.т.20 |
|
54-55 |
Россия в системе международных отношений
|
|
Вестфальская система международных отношений. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война Россия как субъект европейской политики. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. |
1.4.10 |
Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России
|
2.4
2.1 |
Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий Уметь соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком |
п.21-22 |
|
56 |
"Под рукой" российского государя: вхождение Украины в состав России |
|
. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. |
1.4.10 |
Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России |
п.23 р.т.23 |
|||
57 |
Русская православная церковь в XVII Реформа патриарха Никона и раскол |
|
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви. |
1.4.8 |
Церковный раскол. Никон и Аввакум
|
2.11 |
Уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов |
п.24 р.т.24 |
|
58 |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
|
|
|
|
|
2.4 |
Уметь показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий |
п.25 р.т.25 |
|
59 |
Культура народов России в XVII в.
|
|
Культурное пространство Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в. |
|
|
2.6 |
Уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников |
п.26 р.т.26 |
|
60 |
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. |
|
Народы Поволжья и Сибири в XVII вв. Межэтнические отношения.
|
|
|
2.12 |
Уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений |
С.81-88 с.103-113 с.113-122 |
|
61 |
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. |
|
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. |
|
|
с.113-122 |
|||
62 |
ПОУ по теме "Смутное время. Россия при первых Романовых" |
|
|
|
|
|
|
подг. к тесту |
|
63 |
КОУ по теме "Смутное время. Россия при первых Романовых"
|
|
|
|
Россия при первых Романовых; |
1.1 2.1 2.4 2.5 2.6 2.11 2.12 |
|
не задано |
|
64 |
Самарский край в XVI в. |
|
|
|
|
|
|
не задано |
|
65 |
Самарский край в XVII в. |
|
|
|
|
|
|
не задано |
|
66 |
ПОУ "Россия в XVI-XVII вв." |
|
|
|
|
|
|
подг. к ит. тесту |
|
67 |
КОУ "Россия в XVI-XVII вв."
|
|
|
|
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины
XVI в. Земские соборы. Опричнина; |
1.1 2.1 2.4 2.5 2.6 2.11 2.12 |
|
подг. к защите проекта |
|
68 |
Значение раннего Нового времени
|
|
|
|
|
3.2 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира |
не задано |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.