Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе авторской программы по Всеобщей истории для основной школы: «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014».Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе авторской программы по Всеобщей истории для основной школы: «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первоманская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по истории
для 5 класса
на 20162017 учебный год
Составила
Рогалева И.Н.
учитель истории
2016 годРАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе нормативных документов:
ООП ООО МБОУ «Первоманская СШ», авторской программы по Всеобщей истории для основной школы: «Всеобщая
история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. СорокоЦюпы. 59 классы – М.: Просвещение, 2014».
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./ А.А.
Вигасин., Г.И.Годер., И.С. Свеницкая; под. Ред. А.А.Искендерова. – 5е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина и др. Е.Н.
Сорокина. 5 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Контрольно – измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / Сост. К.В. Волкова.
– 3 – е изд. – М.: ВАКО, 2016.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой «Всеобщая
история. История Древнего мира». В 2 частях. М.Н. Чернова. – 3е изд. – М.: «Экзамен», 2016.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития
и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и
традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном
поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационногуманитарного подхода.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее
актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную
познавательную деятельность самого школьника;• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей
истории формирование комплекса общеучебных (универсальных) навыков, развитие способностей, различных умений и
личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета
возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход
переходный: от фронтального к индивидуальному;
• личностноориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно
инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте
этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения
проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под
проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть
некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и
самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей базируется, прежде всего, на
интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное
представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически
воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в
современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования
учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Использование потенциала
межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной
организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы
интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный
потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образновыразительные
особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества
расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное
речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно,логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные
нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую
цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический
поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее
разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать
последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и
др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают
целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся в школе.
Цели обучения:
• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные
формы социального и политического строя;
• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину
(деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности
особенности мировых религий буддизма и христианства);
• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории
человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего
показать всю сложность и многомерность истории какойлибо страны, продемонстрировать одновременное действие
различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного
развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Задачи обучения:
• формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе
на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием
педагогического и культурного потенциала грекоримской мифологии, легенд и мифов других народов;
• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких
личностей Древнего мира;
• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и
применять их в разных ситуациях;
• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции,
Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
условиях современного поликультурного общества;
• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника;
• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;
• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма,
мужества, благородства, мудрости.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании
ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Формы организации учебных занятий – классноурочная (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), неурочная
(учебное исследование, творческая мастерская, игровая, исследовательская, экскурсия, и др.).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: повторительно
обобщающие уроки, тестирование. В конце каждого раздела предусмотрены повторительнообобщающие уроки, нацеленные на
конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных
работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был усвоен. Все задания построены на изученном материале.
В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.
«Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего
образования. Согласно учебному плану МБОУ «Первоманская СШ» на изучение предмета в 5 классе отводится 68 часов в год
( 2 часа в неделю, 34 учебные недели). Программа содержит 60 тем, а также тему «Счет лет в истории», для изучения которой
обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет «Введение». Остающиеся 6 учебных часовотводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час на повторение раздела I, 1час
— на повторение раздела II, 1 час — на повторение раздела III, 1 час — на повторение раздела IV и 2 часа на итоговое
повторение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 2
В результате освоения курса истории Древнего мира 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями,
умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном
поликультурном мире;
• приобщение к истокам культурноисторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса
и школьного обучения;
• освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности,
правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоциональноценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам
изучения и охраны.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат,
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.
д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать
его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной
цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
• создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры
крупнейших цивилизаций Древнего мира;• применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего
мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и
личностной позиции в отношении дискуссионных и моральноэтических вопросов далекого прошлого;
• формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и
специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
• датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций,
соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и
«наша эра»;
читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира,
анализировать и обобщать данные карты;
• характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
• сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам,
формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
• давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в
том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя
основные и дополнительные источники информации;
• различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным
вопросам истории Древнего мира;
• соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
• применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми
фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе
относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и продолжительность важнейших
исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий.3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историкогеографических
объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных
и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их участниках или исторических
деятелях на основе 2—3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т. д. составлять описание важнейших памятников
культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним, характеризовать вклад древних народов в
мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока,
Греции, Рима, выделяя сходства и различия;
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с
использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других
народов в общении с людьми.
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
В результате выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов
(тысячелетие, век, до н. э., н. э.);• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;
рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика»,
«закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и
рабы);
в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных
сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
РАЗДЕЛ 3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
1
2
3
Раздел
Количество часов
Количество
контрольных
работ
Количест
Формы организации учебных
во
проектов
занятий
урочная
неурочная
Введение
Раздел 1. Жизнь первобытных
людей
Раздел 2. Древний Восток
1
7
20
1
1
1
1
5
14
2
64
5
6
Раздел 3. Древняя Греция
Раздел 4. Древний Рим
Повторение материала
ИТОГО
21
17
2
68
1
1
4
1
1
4
15
12
2
48
6
5
1
20КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗДЕЛ 4
№ Дата
Тема урока
Основные виды
учебной
деятельности
Личностные и метапредметные УУД
1
2
Введение. Откуда
мы знаем, как
жили наши
предки.
Изучение
содержания
параграфа учебника,
работа с понятиями,
анализ исторических
источников
Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления.
Древнейшие
люди.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 ч)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
Формулируют тему и
цели урока.
Характеризуют
условия и образ
жизни, первые
занятия древнейших
людей. Извлекают
информацию о
древнейшем
коллективе людей из
рассказа учителя и
иллюстраций.
Работают с
исторической
картой. Отвечают на
Личностные: формирование мотивации к изучению нового.
Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих
поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли;
отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать
версии решения проблемы.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления.
Неурочная
форма
организации
учебных
занятий
Виртуальная
экскурсия3
4
Родовые общины
охотников и
собирателей
Возникновение
искусства и
религиозных
верований
вопросы.
Формулируют тему и
цели и задачи урока.
Участвуют в
обсуждениях
вопросов,
раскрывают значения
терминов, описывают
рисунок.
Характеризуют
каменный век, новые
орудия труда,
условия и образ
жизни. Запоминают
даты. Рассказывают
устно об
исторических
событиях,
раскрывают смысл,
значения важнейших
исторических
понятий. Отвечают
на вопросы.
Выступают с
сообщениями о
находках мамонтов.
Формулируют тему и
цели урока.
Проводят поиск
необходимой
информации в тесте
учебника,
иллюстрациях.
Характеризуют
пещерную живопись.
Личностные: формирование навыков составления алгоритма
выполнения задания, навыков выполнения
творческого задания. Осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих поколений
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на структурирование информации по данной теме,
готовность к
сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Регулятивные:
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.; определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план
последовательности действий.
Познавательные: использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях; решать творческие
задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового.
Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих
поколений, культурного многообразия мира, воспитание уважения к
культуре своего и других народов, толерантности.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего
научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта — и к
преодолению препятствий.
Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутыйРаскрывают смысл
терминов. Отвечают
на вопросы.
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.
д.); использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)
5
6
Возникновение
земледелия и
скотоводства
Появление
неравенства и
знати
Формулируют тему и
цели урока. Под
руководством
учителя указывают
даты важнейших
событий всеобщей
истории, проводят
поиск необходимой
информации
, характеризуют
условия и образ
жизни, занятия
людей. Раскрывают
смысл исторических
понятий. Составляют
план текста.
Отвечают на
вопросы.
Формулируют тему и
цели урока.
Рассказывают, как
первобытные
земледельцы
вырастили зерно. На
основе текста и
иллюстраций учебника,
составляют описание
орудий труда,
технологию их
изготовления.
Объясняют с помощью
учителя
Личностные: осмысление религиозных верований и социально
нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование
навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения
задач.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную и др.; определять
последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: объяснять сложные исторические явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного
материала.
Дискуссия
Личностные: формирование навыков осознанного выбора наиболее
эффективного способа решения задач. Осмысление социально
нравственного опыта предшествующих поколений.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью
вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие
однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать
объекты по одному или нескольким предложенным основаниям.7
8
9
Повторительно –
обобщающий урок
на тему: Жизнь
первобытных
людей.
Счет лет в
истории
термины.
Самостоятельная
работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.
Отвечают на
вопросы. Объясняют
термины.
Выполняют тестовые
задания. Составляю
викторины,
кроссворды, игры.
Личностные: формирование навыков осознанного выбора наиболее
эффективного способа решения задач.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и
контраргументы.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего
научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта —
и к преодолению препятствий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Глава 3. Счет лет в истории (1 ч)
Личностные: формирование навыков осознанного выбора наиболее
эффективного способа решения задач.
Коммуникативные: устанавливать рабочие
отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации. Регулятивные: определять новый уровень отношения к
самому себе как субъекту деятельности. Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и
оценку процесса и результатов деятельности.
Формулируют тему и
цели урока. Считают,
сколько лет, полных
веков и полных
тысячелетий
продолжается наша
эра. Объясняют, как
ведется счёт лет до
н.э. и н.э.. Используя
«линию времени»,
решают задачи на
счет лет в истории.
Раздел 2. Древний Восток (20 ч)
Государство на
берегах Нила
Формулируют тему и
цели урока.
Показывают на карте
и словесно
Глава 4. Древний Египет (8 ч)
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и
закреплению нового. Осмысление социально нравственного опыта
предшествующих поколений.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной
Виртуальна
экскурсияопределяют
местоположение
Древнего Египта.
Объясняют разливы
Нила, называют
природные условия
Египта. Читают
историческую карту,
описывают
местоположение
Древнего Египта,
называют дату
объединения
государства.
Объясняют значения
терминов.
Формулируют тему и
цели урока.
Объясняют роль
Нила в жизни
египтян. Объясняют
значения терминов.
Перечисляют
жителей Египта,
делают записи.
Работают с текстом
учебника. Объясняют
значение терминов.
Объясняют значение
терминов.
Формулируют тему и
цели урока. На
основе схемы
рассказывают об
10
11
Как жили
земледельцы и
ремесленники в
Египте
Жизнь
египетского
вельможи
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и
закреплению нового. Осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих поколений; оценивание жизни и деятельности
ремесленников и земледельцев.
Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над
проектом.
Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения
материала; определять новый уровень отношения к самому себе как
субъекту деятельности.
Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и
познавательных текстов; находить информацию по данной теме в
тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к
параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и
группировать ее.
Личностные: формирование навыков анализа, сопоставление. Освоение
гуманистических традиций и ценностей египетского общества.
Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над
проектом.
Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения
материала; определять новый уровень отношения к самому себе как
Семинар12
Военные походы
фараонов
13
Религия древних
египтян
устройстве
египетского
общества.
Рассказывают о
жизни, занятиях и
быте вельмож.
Объясняют значение
терминов.
Формулируют тему и
цели урока.
Знакомятся с
египетским войском,
его
устройством,
вооружением.
Изучают
завоевательные
походы Тутмоса.
Работают с
контурной картой.
Называют цели войн
фараонов.
Перечисляют
последствия войн,
делают вывод.
Заполняют таблицу.
Формулируют тему и
цели урока.
Объясняют значения
понятий.
Анализируют мифы.
Знакомятся с
религиозной
системой Древнего
Египта. Сравнивают
религиозные
субъекту деятельности.
Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и
познавательных текстов; находить информацию по данной теме в
тексте учебника, дополнительных источниках к параграфу,
дополнительной литературе и группировать ее.
Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления,
сравнения. Осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих поколений.
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли;
отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков; исполнять роль в
соответствии со своеобразием исторического персонажа в
инсценировке.
Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления.
Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского
общества.
Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли;
отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков; готовить тематические
сообщения и проекты,
Творческая
мастерская14
15
16
Искусство
Древнего Египта
Письменность и
знания древних
египтян
Повторительно –
обощающий урок
на тему: Древний
Египет
верования египтян и
первобытных людей.
Рассказывают о
египетских богах.
Формулируют тему и
цели урока.
Записывают даты
событий и термины
по их определениям.
Работают с картой.
Рассказывают о
впечатлениях,
произведенных
искусством Древнего
Египта.
Формулируют тему и
цели урока.
Раскрывают смысл
терминов урока.
Работают с картой.
Знакомятся с датой
возникновения
письменности.
Проводят поиск
необходимой
информации.
Рассказывают о
возникновении и
системе египетской
письменности и т.д.
Отвечают на
вопросы. Объясняют
термины.
Выполняют тестовые
задания. Составляю
викторины,
используя дополнительные источники информации.
Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления.
Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского
общества.
Коммуникативные: владеть навыками монологической и
диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков; готовить тематические
сообщения и проекты, используя дополнительные источники.
Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления; освоение
гуманистических традиций и ценностей египетского общества.
Коммуникативные: владеть навыками монологической и
диалогической речи.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить
тематические сообщения и проекты, используя дополнительные
источники информации.
Личностные: формирование познавательного интереса.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: составлять последовательность действий; формировать
способность к волевому усилию при преодолении препятствий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
Творческая
мастерскаяцели урока.
Показывают на карте
Переднюю Азию,
Двуречье, города.
Работают с текстом
учебника.
Характеризуют
отношения между
учителем и
учениками в
писцовой школе.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Проводят
поиск необходимой
информации в
текстовых
источниках.
Вавилонский царь
Хаммурапи и его
законы
17
18
19
кроссворды, игры
разных видов; решать тестовые задания.
Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч)
Древнее Двуречье Формулируют тему и
Личностные: формирование познавательного интереса. Осмысление
социально нравственного опыта предшествующих поколений
Коммуникативные: владеть навыками монологической и
диалогической речи.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением
существенных и несущественных признаков, сопоставлять и
сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в
различных формах.
Личностные: формирование познавательного интереса. Определение
собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его
вклада в развитие исторического общества.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в
комплексной характеристике Вавилона, высказывать
аргументированное суждение о значении его законов.
Личностные: формирование познавательного интереса. Определение
собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его
вклада в развитие исторического общества.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью
вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей.
Учебное
исследование
Виртуальная
экскурсия
Финикийские
мореплаватели
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой.
Характеризуют
условия и образ
жизни, занятия
жителей Финикии.
Работа с текстомучебника.
Формулируют тему и
цели урока. Дают
определение понятия
«религия». Работа с
картой. Работают с
текстом учебника.
Формулируют тему и
цели урока.
Раскрывают значения
исторических
терминов.
Сравнивают
исторические
события. Проводят
поиск необходимой
информации в
тексте.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Выполняют
задания в контурной
карте. Знакомятся с
достижениями
ассирийцев.
Проводят поиск
необходимой
информации в
тексте.
Формулируют тему и
цели урока. Работают
Библейские
сказания
Древнееврейское
царство
Ассирийская
держава
Персидская
держава «царя
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях
финикийских ремесленников
Личностные: формирование познавательного интереса. Осмысление
социальнонравственного опыта предшествующих поколений; освоение
гуманистических традиций и ценностей древнееврейского общества.
Коммуникативные: владеть навыками монологической и
диалогической речи.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование познавательного интереса. Осмысление
подвигов Самсона и Давида, культурного многообразия мира;
воспитание уважения к культуре других народов, толерантности.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе
как субъекту деятельности. Познавательные: решать развивающие и
проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу
главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на обобщение информации по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе иследования учебного материала.
Личностные: формирование навыков исследовательской культуры.
Осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой
20
21
22
23царей»
с хронологией,
находят ответы на
вопросы в
документах.
Характеризуют
правление Дария
Первого. Составляют
рассказ о важных
событиях,
исторических
личностях.
культуры.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на обобщение информации по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения образовательных задач в зависимости от
конкретных условий; характеризовать известные памятники
Ассирии, используя текстовые и наглядные источники.
Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч)
24
Природа и люди в
Древней Индии
Формулируют тему и
цели урока.
Показывают
изученные страны на
карте. Работают с
текстом учебника.
Сравнивают
религиозные взгляды
индийцев и египтян.
Характеризуют
человеческие
качества.
25
Индийские касты Формулируют тему и
цели урока.
Знакомятся с
терминами.
Характеризуют
условия и образ
жизни, занятия
разных каст
индийского
общества.
Объясняют термины.
Личностные: формирование навыков анализа. Осмысление культурного
многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов,
толерантности; осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих поколений.
Коммуникативные: обмениваться знаниями с членами группы для
принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование собственного мнения о тех или иных
событиях и личностях. Осмысление культурного многообразия мира,
воспитание уважения к культуре других народов, толерантности.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе
как субъекту деятельности.
Познавательные: решать развивающие и проблемные задачи; выделять
в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;
обобщать информацию и делать выводы; анализировать мифы;26
27
28
Рассказывают о
создании в Индии
цифр, шахмат,
письма.
Формулируют тему и
цели урока.
Перечисляют
культурные
достижения
индийцев. Слушают
учителя и отвечают
на его вопросы.
Работа с картой.
Объясняют значение
терминов.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Слушают
учителя и отвечают
на его вопросы.
Выступают с
сообщениями.
Характеризуют
жизнь в империи
правителей и
подданных
Отвечают на
вопросы. Объясняют
термины.
Выполняют тестовые
задания.
Чему учил
китайский мудрец
Конфуций.
Первый властелин
единого Китая
Повторительно –
обобщающий урок
по теме: Древний
Восток
описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические
факты и явления.
Личностные: формирование навыков анализа. Осмысление учения
Конфуция, культурного многообразия мира, воспитание уважения к
культуре других народов, толерантности.
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для
решения задачи.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе
как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять исторические
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования учебного материала.
Личностные: формирование навыков исследовательской культуры.
Осмысление деспотического режима китайских императоров.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения,
поведение.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование познавательного интереса
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью
вопросов (познавательная инициативность).
Регулятивные: составлять план последовательности.
действий; формировать способность к волевому усилию при
преодолении препятствий. Познавательные: объяснять исторические
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования учебного материала; выделять существенную
информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания.29
Греки и критяне
30
Микены и Троя
31
Поэмы Гомера
«Илиада».
Раздел 3. Древняя Греция (21 ч)
Глава 7. Древнейшая Греция (5 ч)
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой.
Характеризуют
природные условия
Греции. Объясняют
причины отсутствия
в Греции единого
государства.
Работают с
текстом учебника.
Формулируют к
тексту мифа
вопросы.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Работают с
текстом учебника,
иллюстрациями.
Называют дату
исторического
события.
Формулируют тему и
цели урока.
Оценивают вклад
поэта в историю и
культуру, называют
дату создания поэм.
Читают поэму,
Личностные: формирование и развитие творческих способностей
через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения
памятников истории и культуры.
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для
решения задачи.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата, составлять план
последовательности действий.
Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения
информации; анализировать мифы, выделять в их содержании факты,
подтвержденные археологическими раскопками.
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через
активные формы деятельности.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному
или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия; готовить
тематические сообщения и проекты, используя дополнительные
источники информации.
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через
активные формы деятельности. Оценивание действий и поступков
героев Гомера с позиции нравственности.
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для
решения задачи.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
Семинар32
33
Поэмы Гомера
«Одиссея»,
Религия древних
греков.
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Семинар
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через
активные формы деятельности. Оценивание действий и поступков
героев Гомера с позиции нравственности.
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для
решения задачи.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Творческая
мастерская
Личностные: формирование и развитие творческих способностей.
через активные формы деятельности. Оценивание роли мифологии в
истории человечества, влияния мифологии на историю
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной
и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач;
находить в дополнительных источниках информацию по теме
«Древнегреческая мифология в мировом искусстве»; готовить
тематические сообщения и проекты.
объясняют смысл
крылатых
выражений.
Характеризуют
поступки героев.
Работают с картой.
Формулируют тему и
цели урока.
Оценивают вклад
поэта в историю и
культуру, называют
дату создания поэм.
Читают поэму,
объясняют смысл
крылатых
выражений.
Характеризуют
поступки героев.
Работают с картой.
Формулируют тему и
цели урока.
Раскрывают
смысл терминов.
Работают с текстом
учебника.
Характеризуют
верования древних г
Выступают с
сообщениями.
Пересказывают
мифы. Находят
сходство религии
греков и религии
других народов.
Называют богов и
богинь Древней34
35
Земледельцы
Аттики теряют
свободу
Зарождение
демократии в
Афинах
36
Древняя Спарта
Греции.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через
активные формы деятельности.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться
знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Проводят
поиск необходимой
информации в
документальном
источнике.
Объясняют значение
терминов.
Характеризуют
личность Драконта,
его законы.
Рассказывают о
разорении
земледельцев,
выявляют причины
недовольства демоса.
Формулируют тему и
цели урока. Работают
с картой. Называют и
характеризуют
население Аттики.
Инсценируют
встрече богатого
торговца и
аристократа.
Анализируют
разговор, называют
требования демоса.
Характеризуют
личность Солона, его
реформы.
Формулируют тему и Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования. Осмысление опыта зарождения
демократии в Древней Греции.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться
знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; находить информацию в исторических источниках.
Виртуальная37
Греческие
колонии на
берегах
Средиземного и
Чёрного морей
38
Олимпийские
игры в древности
цели урока. Работа с
картой. Называют
даты исторических
событий.
Характеризуют
местоположение,
природные условия
Спарты. Объясняют
значения терминов.
Формулируют тему и
цели урока.
Называют даты
исторических
событий. Работают с
текстом учебника.
Работа с картой.
Составляют
характеристику
территорий.
Устанавливают
причины восстания
скифских племен
против Скила.
Объясняют смысл
высказывания
Сократа.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Раскрывают
смысл терминов,
понятий. Извлекают
информацию из
картин,
иллюстраций. Работа
с текстом учебника.
Раскрывают сходство
нового.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
экскурсия
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования. Осознание роли зарождения
античного мира.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться
знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные: определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план
последовательности действий.
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Дискуссия39
40
41
Победа греков
над персами в
Марафонской
битве
Нашествие
персидских войск
В гаванях
афинского порта
Пирей
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осмысление героизма греков и необходимости сохранения памяти о
подвиге греков при Марафоне.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
и различие
современных
Олимпийских игр.
Формулируют тему и
цели урока.
Рассказывают об
Олимпийских играх.
Работают с текстом
учебника. Работа с
картой. Анализируют
документ, объясняют
смысл предсказания.
Объясняют причины
победы греков в
Марафонском
сражении.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Описывают
картину,
осуществляют
сравнение греческих
триер с персидскими
кораблями.
Анализируют
документ, извлекают
из него необходимую
информацию
Глава 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч)
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Работают с
текстом учебника.
Рассматривают
схему, картины,
Личностные: формирование устойчивой мотивации. Осознание роли
самоотверженности и патриотизма греков в грекоперсидских войнах.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи иВ городе богини
Афины
В афинских
школах и
гимнасиях
строят по ним
рассказ.
Характеризуют
состав населения
Афин. Анализируют
документ.
Определяют понятие
демократии
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Анализируют
схему, составляют
по ней рассказ.
Описывают картину.
Объясняют значения
терминов.
Анализируют
документ. Работа с
текстом учебника.
Формулируют тему и
цели урока.
Объясняют значение
терминов.
Анализируют
высказывания
Перикла, объясняют
его смысл. Работа с
текстом учебника.
Анализируют
документ.
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осмысление социальнонравственного опыта
предшествующих поколений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые
установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осмысление роли и значения образования в афинских школах и
гимнасиях
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
В театре Диониса Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Объясняют
значение терминов..
Работа с текстом
учебника.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осознание значения и роли театрального воздействия на человеческое
общество.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
42
43
4445
46
Афинская
демократия при
Перикле
Города Эллады
подчиняются
Македонии
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осмысление опыта демократического устройства в Афинах
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;
выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Анализируют
документ. Заполняют
таблицу. Различают
комедию и трагедию.
Формулируют тему и
цели урока.
Характеризуют
форму правления в
Афинском
государстве.
Объясняют значение
терминов.. Работа с
текстом учебника.
Участвуют в
инсценировке,
выполняют
проблемное задание.
Глава 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. (4 ч)
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Формулируют тему и
цели урока.
Называют даты
важнейших событий.
Работа с текстом
учебника. Работа с
картой.
Формулируют
причины ослабления
Греции, записывают
их в виде тезисов.
Анализируют
документальный
источник.47
48
49
Поход
Александра
Македонского на
Восток
В Александрии
Египетской
Повторительно –
обобщающий урок
на тему: Древняя
Формулируют тему и
цели урока. Работают
с картой. Описывают
границы
Персидского
царства.
Анализируют
документальный
источник.
Объясняют значение
терминов. Работа с
текстом учебника.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. На основе
текста и
иллюстраций
учебника,
дополнительной
литературы,
интернета
составляют описание
исторических
объектов,
памятников
культуры.
Составляют план
рассказа.
Раскрывают значения
терминов.
Объясняют значения
терминов.
Отвечают на
вопросы. Объясняют
термины.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового. Оценивание противоречивой личности Александра
Македонского.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Учебное
исследование
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового. Осознание исторической ценности культурного наследия
эпохи эллинизма.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться
знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового. Осмысление роли и значения античной цивилизации для
человеческого общества.Греция
Выполняют тестовые
задания.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Раздел 4. Древний Рим (17)
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
50
51
Древнейший Рим. Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Составляют
план рассказа.
Раскрывают значения
терминов.
Осуществляют
сравнение природных
условий
Аппенинского и
Балканского
полуостровов.
Работают с текстом
учебника и отвечают
на вопросы.
Заполняют таблицу.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Объясняют
значения терминов.
Называют дату
истерического
события, составляют
схему, рассказ
схемы.
Завоевание Римом
Италии
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные:
осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Виртуальная
экскурсия52
53
54
Прослеживают по
карте рост
территории Римской
республики.
Формулируют тему и
цели урока.
Называют даты
исторических
событий. Работа с
картой. Объясняют
значения терминов.
Работают с текстом
учебника и отвечают
на вопросы.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осознание важности и необходимости справедливой государственной
власти.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Глава 12. Рим сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Объясняют
значения терминов.
Называют дату
исторического
события, составляют
схему, рассказ
схемы.
Прослеживают по
карте ход событий.
Формулируют
вопросы на знание
хронологии.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Объясняют
значения терминов.
Анализируют
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного
результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;
анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению
нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
Устройство
Римской
республики
Вторая война
Рима с
Карфагеном
Установление
господства Рима
во всем
Средиземноморье55
Рабство в
Древнем Риме
умений.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;
анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Осмысление последствий римских завоеваний для покоренных
народов и самих римлян.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала
дискуссия
документ,
рассматривают
картину. Работают с
текстом учебника и
отвечают на вопросы.
Осуществляют
анализ высказывания,
объясняют его
смысл.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
текстом учебника и
отвечают на вопросы.
Работа с картой.
Объясняют значения
терминов.
Составляют рассказ,
готовят
инсценировку.
Анализируют
изображения на
рисунках.
Сравнивают рабочую
силу в странах
Древнего Восток,
Древней Греции и
Древнего Рима.
56
Земельный закон
братьев Гракхов
Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Называют
даты
важнейших
исторических
событий. Объясняют
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.57
58
Восстание
Спартака
Единовластие
Цезаря
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала.
Творческая
мастерская
Учебное
исследование
Личностные: формирование устойчивой
мотивации к обучению.
Коммуникативные: определять цели и
функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для
принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; строить логические цепочки рассуждений; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала.
значения терминов.
Работа с текстом
учебника и отвечают
на вопросы.
Оценивают
исторические
события и личности.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой, находят и
показывают путь
похода Спартака.
Воспроизводят
рассказ о восстании
Спартака по
наглядным
источникам.
Характеризуют
личность Спартака.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Отвечают на
вопросы, работают с
хронологии,
описывают рисунок,
составляют рассказ.
Работа с текстом
учебника, отвечают
на вопросы.
Анализируют
документ.
Составляют рассказ
на основе учебного
текста и картины.
Устанавливают связь59
Установление
империи
60
Соседи Римской
империи
крылатых выражений
с историческими
событиями.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Отвечают на
вопросы,
описывают рисунок,
составляют рассказ.
Работа с текстом
учебника, отвечают
на вопросы.
Анализируют
документ.
Составляют рассказ
на основе учебного
текста и картины.
Исследование
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план
последовательности действий.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;
систематизировать тенденции социальнополитического развития
Рима; готовить тематические сообщения и проекты, используя
дополнительные источники информации.
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и
умений.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; строить логические цепочки рассуждений; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Отвечают на
вопросы, работают с
хронологии,
описывают рисунок,
составляют рассказ.
Работа с текстом
учебника, отвечают
на вопросы.
Анализируют
документ.
Составляют рассказ
на
основе учебного61
В Риме при
императоре
Нероне
62
Первые христиане
и их учение
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы
взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться
знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных
решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов
разных видов; готовить тематические сообщения и проекты, используя
дополнительные источники.
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала.
текста и картины.
Формулируют тему и
цели урока.
Выступают с
сообщениями.
Характеризуют
историческую
личность. Находят
ответы на вопросы в
тексте. Составляют
план текста.
Анализируют
изображение на
картине, составляют
по ней рассказ.
Анализирует
деятельность
Нерона, делают
выводы.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Называют
дату зарождения
христианства.
Извлекают из
рассказа причины
возникновения
христианства.
Анализируют
сказание о богаче и
нищем Лазаре.
Анализируют
документ,
высказывают свое
мнение.63
Расцвет империи
во 2 веке н.э.
64
«Вечный город» и
его жители
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; извлекать
информацию из нескольких источников; анализировать и обобщать
факты.
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;
прогнозировать тенденции развития Римской империи; готовить
тематические сообщения и проекты, используя дополнительные
источники информации.
Формулируют тему и
цели урока.
Извлекают
информацию из
рассказа учителя.
Работа с текстом
учебника. Излагают
суждения о причинах
и следствиях
исторических
событий и явлений.
Составляют
тезисный план по
учебному тексту.
Формулируют тему и
цели урока.
Рассказывают о
культурной жизни в
Древнем Риме.
Составляют
описание
архитектурных
памятников,
произведений
древнеримского
искусства, используя
текст и иллюстрации
учебника,
энциклопедии,
Интернетресурсы.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)
65
Римская империя
при Константине
Формулируют тему и
цели урока.
Рассказывают от
имени приезжего о
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,
направленные на систематизацию знаний по данной теме.66
Расцвет и закат
Римской империи.
Риме. Работа с
картой.
Характеризуют
личность
исторического
деятеля. Работа с
текстом учебника.
Формулируют тему и
цели урока. Работа с
картой. Называют
даты исторических
событий, решают
хронологические
задачи.
Характеризуют
исторического
деятеля. Называют
даты исторических
событий. Сроят
рассказ на основе
картины и карты.
Отвечают на
вопросы. Объясняют
термины.
Выполняют тестовые
задания.
Регулятивные: осознавать уровень и
качество усвоения знаний и умений.
Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и
коллективного проектирования.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в
ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей
с учетом конечного результата, составлять план последовательности
действий.
Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять
исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе исследования учебного материала.
Повторение материала (2 ч)
Личностные: формировать навыки анализа и самоконтроля
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль,
самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего
научения, свою способность к преодолению препятствий и
самокоррекции.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные: формировать навыки анализа и самоконтроля.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль,
самокоррекция, оценка своего действия).
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую
Творческая
мастерская
Итоговый тест по
курсу.
67
68
Историческое и
культурное
наследие
Древнего мира.
Составляют
викторины,
кроссворды, игры по
курсу.силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий
и самокоррекции.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий.ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИСТОРИИ
РАЗДЕЛ 5
НАИМЕНОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЛИЧИЕ
№
1
Д
Д
К
Д
Ф
Д
Д
Д
Д
Д
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Государственный стандарт основного общего образования по истории
Рабочие программы. «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. СорокоЦюпы. 5
9 классы – М.: Просвещение, 2014».
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./ А.А.
Вигасин., Г.И.Годер., И.С. Свеницкая; под. Ред. А.А.Искендерова. – 5е изд. – М.: Просвещение, 2015.
1. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. К учебнику А.А.
Вигасина и др. 5 класс. – М.: ВАКО 2016.
2. М.Н. Чернова Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. К учебнику А.А Вигасина и др. – М.:
«Экзамен», 2016.
3. К.В. Волкова Контрольноизмерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.
– М.: ВАКО, 2016
2
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Исторические карты:
Древний Восток
Завоевания Александра Македонского
Древний Китай
Римская империя
Древняя Греция
ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Компьютерные презентации по темам
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)
Мультимедийный компьютер
Мультимедийный проектор
3
4