Рабочая программа по истории для 5 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по истории для 5 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история
5 кл
07.02.2017
Рабочая программа по истории для 5 класса
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе авторской программы по Всеобщей истории для основной школы: «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014».Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе авторской программы по Всеобщей истории для основной школы: «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014».
5 класс история.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первоманская средняя школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по истории для 5 класса на 2016­2017 учебный год Составила Рогалева И.Н. учитель истории 2016 год РАЗДЕЛ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также на основе нормативных документов: ООП   ООО   МБОУ   «Первоманская   СШ»,   авторской   программы   по   Всеобщей   истории   для   основной   школы:   «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко­Цюпы. 5­9 классы – М.: Просвещение, 2014».  Реализация учебной программы обеспечивается УМК:  Всеобщая   история.   История   Древнего   мира.   5   класс.   Учебник   для   общеобразовательных   организаций./   А.А. Вигасин., Г.И.Годер., И.С. Свеницкая; под. Ред. А.А.Искендерова. – 5­е изд. – М.: Просвещение, 2015.  Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира.   К учебнику А.А. Вигасина и др. Е.Н. Сорокина. 5 класс. – М.: ВАКО, 2016.  Контрольно – измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / Сост. К.В. Волкова. – 3 – е изд. – М.: ВАКО, 2016.  Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой «Всеобщая история. История Древнего мира». В 2 частях. М.Н. Чернова. – 3­е изд. – М.: «Экзамен», 2016. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль для личностного развития и   социализации   учащихся.   Основной   направленностью   программы   курса   является   воспитание   уважения   к   истории   и традициям,   освоение   исторического   опыта,   норм   и   ценностей,   которые   необходимы   для   жизни   в   современном поликультурном, полиэтническом обществе.   Рабочая программа составлена на основе цивилизационно­гуманитарного подхода.  Наряду   с   обозначенными   подходами,   реализующими   содержание   примерной   программы   по   всеобщей   истории,   наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника; •   компетентностный   подход,   рассматривающий   приоритетными   задачами   в   процессе   усвоения   программы   по   всеобщей истории   формирование   комплекса   общеучебных   (универсальных)   навыков,   развитие   способностей,   различных   умений   и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;  •   личностно­ориентированный   (гуманистический)   подход,   рассматривающий   обучение   как   осмысленный,   самостоятельно инициируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных   задач   и   исторических   ситуаций,  которые   придают   обучению   поисковый   и   исследовательский   характер.   Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое   искомое   отношение,   действие.   Подход   предусматривает   мотивацию   на   высоком   уровне   активности   и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения. На   ступени   основного   общего   образования   использование   межпредметных   связей   базируется,   прежде   всего,   на интегративном   взаимодействии   курсов   истории   и   обществознания.   Это   позволяет   учащимся   сформировать   целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся   используют   понятийный   аппарат,   усвоенный   при   изучении   обществознания.   Использование   потенциала межпредметных   связей   курсов   истории   и   географии   расширяет   знания   учащихся   о   закономерностях   пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно­выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса  духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».  Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:  коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и  второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);  регулятивные универсальные учебные действия  (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).   Основные   компоненты   функциональной   грамотности   базируются   на   видах   речевой   деятельности   и  предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся в школе. Цели обучения:  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий ­ буддизма и христианства);  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.  Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать   всю   сложность   и   многомерность   истории   какой­либо   страны,   продемонстрировать   одновременное   действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.  Задачи обучения:  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности; •   овладение   знаниями   о   своеобразии   эпохи   Древнего   мира   в   социальной,   экономической,   политической,   духовной   и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;  •   воспитание   толерантности,   уважения   к   культурному   наследию,   религии   различных   народов   с   использованием педагогического и культурного потенциала греко­римской мифологии, легенд и мифов других народов;  •  формирование   способности   к   самовыражению,  самореализации   на   примерах   поступков   и  деятельности   наиболее   ярких личностей Древнего мира;  •  развитие   у   учащихся   интеллектуальных   способностей   и   умений   самостоятельно   овладевать   историческими   знаниями   и применять их в разных ситуациях;  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего   Рима,  других   стран   для  понимания  сути  современных  общественных  явлений,  в  общении   с  другими  людьми   в условиях современного поликультурного общества;  • развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;   формирование навыков пересказа материала учебника;  • формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;  •  развитие   личностных  качеств  школьников  на  основе  примеров   из  истории  Древнего   мира:  свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.   Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.  Формы организации учебных занятий – классно­урочная (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), неурочная (учебное исследование, творческая мастерская, игровая, исследовательская, экскурсия, и др.).  Рабочая   программа   предусматривает  следующие   формы   промежуточной   и   итоговой   аттестации:   повторительно­ обобщающие уроки, тестирование. В конце каждого раздела предусмотрены повторительно­обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был усвоен. Все задания построены на изученном материале. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.     «Всеобщая   история»   относится   к   учебным   предметам,   обязательным   для   изучения   на   ступени   основного   общего образования. Согласно учебному плану МБОУ «Первоманская СШ» на изучение предмета в 5 классе отводится 68 часов в год ( 2 часа в неделю, 34 учебные недели). Программа содержит 60 тем, а также тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет «Введение». Остающиеся 6 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час ­ на повторение раздела I, 1час — на повторение раздела II, 1 час — на повторение раздела III, 1 час — на повторение раздела IV и 2 часа на итоговое повторение. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РАЗДЕЛ 2 В   результате   освоения   курса   истории   Древнего   мира   5   класса   учащиеся   должны   овладеть   следующими   знаниями, умениями и навыками.   Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;  • приобщение к истокам культурно­исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;  • освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;   опыт эмоционально­ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.  Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД:  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; •   выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   (и   интерпретировать   в   случае   необходимости)   конечный   результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.  Познавательные УУД:  • проводить наблюдение под руководством учителя;  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;  • давать определения понятиям.  Коммуникативные УУД:  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.  Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:  •   формировать   целостное   представление   об   историческом   развитии   человечества   от   первобытности   до   гибели   античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;  • создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; • применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально­этических вопросов далекого прошлого;  •   формировать   представление   о   мифах   как   ограниченной   форме   мышления   и   познания   людей   в   Древнем   мире   и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;  • датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;   читать   историческую   карту,   находить   и   показывать   на   ней   историко­географические   объекты   Древнего   мира, анализировать и обобщать данные карты;  • характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;  • сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;  • давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя  основные и дополнительные источники информации;  • различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;  • соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;  •  применять   новые   знания  и  умения   в  общении  с  одноклассниками   и  взрослыми,  самостоятельно   знакомиться   с  новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.  К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:  1. Знание хронологии, работа с хронологией:  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися   к   периоду   до   Рождества   Христова,   определять   последовательность   и   продолжительность   важнейших исторических событий.  2.   Знание   исторических   фактов,   работа   с   фактами:  характеризовать   место,   обстоятельства,   участников,   результаты важнейших исторических событий. 3. Работа с историческими источниками:  •   читать   историческую   карту   с   опорой   на   легенду,   определять   и   показывать   местоположение   историко­географических объектов;  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.  4. Описание (реконструкция):  • рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2—3 источников исторических знаний;  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т. д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним, характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.  5. Анализ, объяснение:  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходства и различия;   6. Работа с версиями, оценками:  •   давать   оценку   историческим   явлениям,   событиям   и   личностям,   высказывая   при   этом   собственные   суждения   с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;  • оценивать вклад народов древности в мировую историю.  7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.  излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.  В результате выпускник научится:  •   определять   место   исторических   событий   во   времени,   объяснять   смысл   основных   хронологических   понятий,   терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;  •   описывать   условия   существования,   основные   занятия,   образ   жизни   людей   в   древности,   памятники   древней   культуры; рассказывать о событиях древней истории;  • раскрывать характерные, существенные черты:  а)   форм   государственного   устройства   древних   обществ   (с   использованием   понятий   «деспотия»,   «полис»,   «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);  б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);  в) религиозных верований людей в древности;  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.  Выпускник получит возможность научиться:  • давать характеристику общественного строя древних государств;  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории РАЗДЕЛ 3 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № 1 2 3 Раздел  Количество часов Количество контрольных работ  Количест Формы организации учебных во проектов занятий урочная неурочная Введение  Раздел 1. Жизнь первобытных  людей  Раздел 2. Древний Восток  1 7 20 1 1 1 1 5 14 2 6 4 5 6 Раздел 3. Древняя Греция  Раздел 4. Древний Рим  Повторение материала ИТОГО 21 17 2 68 1 1 4 1 1 4 15 12 2 48 6 5 1 20 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛ 4 № Дата  Тема урока Основные виды  учебной  деятельности Личностные и метапредметные УУД 1 2 Введение. Откуда мы знаем, как  жили наши  предки.  Изучение  содержания  параграфа учебника,  работа с понятиями,  анализ исторических  источников  Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и  обобщать факты и явления.  Древнейшие  люди.  Раздел 1. Жизнь первобытных людей (7 ч) Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) Формулируют тему и цели урока.  Характеризуют  условия и образ  жизни, первые  занятия древнейших  людей. Извлекают  информацию о  древнейшем  коллективе людей из  рассказа учителя и  иллюстраций.  Работают с  исторической  картой. Отвечают на  Личностные: формирование мотивации к изучению нового.  Осмысление социально­нравственного опыта предшествующих  поколений. Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли;  отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать  готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.  Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать  версии решения проблемы.  Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и  явления. Неурочная  форма  организации  учебных  занятий Виртуальная  экскурсия 3 4 Родовые общины  охотников и  собирателей  Возникновение  искусства и  религиозных  верований  вопросы.  Формулируют тему и цели и задачи урока.  Участвуют в  обсуждениях  вопросов,  раскрывают значения терминов, описывают рисунок.  Характеризуют  каменный век, новые  орудия труда,  условия и образ  жизни. Запоминают  даты. Рассказывают  устно об  исторических  событиях,  раскрывают смысл,  значения важнейших  исторических  понятий. Отвечают  на вопросы.  Выступают с  сообщениями о  находках мамонтов.  Формулируют тему и цели урока.  Проводят поиск  необходимой  информации в тесте  учебника,  иллюстрациях.  Характеризуют  пещерную живопись.  Личностные: формирование навыков составления алгоритма  выполнения задания, навыков выполнения  творческого задания. Осмысление социально­нравственного опыта  предшествующих поколений  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на структурирование информации по данной теме,  готовность к  сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Регулятивные:  сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —  учебную, общественную и др.; определять последовательность  промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.  Познавательные: использовать современные источники информации, в  том числе материалы на электронных носителях; решать творческие  задачи, представлять результаты своей деятельности в различных  формах. Личностные: формирование мотивации к изучению нового.  Осмысление социально­нравственного опыта предшествующих  поколений, культурного многообразия мира, воспитание уважения к  культуре своего и других народов, толерантности.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего  научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому  усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта — и к  преодолению препятствий.  Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией  (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый Раскрывают смысл  терминов. Отвечают  на вопросы.  план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.  д.); использовать современные источники информации, в том числе  материалы на электронных носителях. Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч) 5 6 Возникновение  земледелия и  скотоводства  Появление  неравенства и  знати  Формулируют тему и цели урока. Под  руководством  учителя указывают  даты важнейших  событий всеобщей  истории, проводят  поиск необходимой  информации , характеризуют  условия и образ  жизни, занятия  людей. Раскрывают  смысл исторических  понятий. Составляют план текста.  Отвечают на  вопросы.  Формулируют тему и  цели урока.  Рассказывают, как  первобытные  земледельцы  вырастили зерно. На  основе текста и  иллюстраций учебника, составляют описание  орудий труда,  технологию их  изготовления.  Объясняют с помощью  учителя  Личностные: осмысление религиозных верований и социально­ нравственного опыта предшествующих поколений. Формирование  навыков осознанного выбора наиболее эффективного способа решения задач.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать свою  деятельность — учебную, общественную и др.; определять  последовательность промежуточных целей с учетом конечного  результата, составлять план последовательности действий.  Познавательные: объяснять сложные исторические явления, процессы,  связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного  материала.  Дискуссия  Личностные: формирование навыков осознанного выбора наиболее  эффективного способа решения задач. Осмысление социально­ нравственного опыта предшествующих поколений.  Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью  вопросов (познавательная инициативность).  Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных средств.  Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие  однозначного решения; сравнивать, сопоставлять, классифицировать  объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. 7 8 9 Повторительно –  обобщающий урок на тему: Жизнь  первобытных  людей.  Счет лет в  истории  термины.  Самостоятельная  работа с текстом  учебника, ответы на  вопросы.  Отвечают на  вопросы. Объясняют  термины.   Выполняют тестовые задания. Составляю  викторины,  кроссворды, игры. Личностные: формирование навыков осознанного выбора наиболее  эффективного способа решения задач.  Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и  контраргументы.  Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего  научения; формировать способность к мобилизации сил и энергии, к  волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта — и к преодолению препятствий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Глава 3. Счет лет в истории (1 ч) Личностные: формирование навыков осознанного выбора наиболее  эффективного способа решения задач.  Коммуникативные: устанавливать рабочие  отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: определять новый уровень отношения к  самому себе как субъекту деятельности. Познавательные:  осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и  оценку процесса и результатов деятельности. Формулируют тему и цели урока. Считают, сколько лет, полных  веков и полных  тысячелетий  продолжается наша  эра. Объясняют, как  ведется счёт лет до  н.э. и н.э.. Используя  «линию времени»,  решают задачи на  счет лет в истории.  Раздел 2. Древний Восток (20 ч) Государство на  берегах Нила  Формулируют тему и цели урока.  Показывают на карте и словесно  Глава 4. Древний Египет (8 ч) Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и  закреплению нового. Осмысление социально­ нравственного опыта  предшествующих поколений.  Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной  Виртуальна  экскурсия определяют  местоположение  Древнего Египта.  Объясняют разливы  Нила, называют  природные условия  Египта. Читают  историческую карту,  описывают  местоположение  Древнего Египта,  называют дату  объединения  государства.  Объясняют значения  терминов.  Формулируют тему и цели урока.  Объясняют роль  Нила в жизни  египтян. Объясняют  значения терминов.  Перечисляют  жителей Египта,  делают записи.  Работают с текстом  учебника. Объясняют значение терминов.  Объясняют значение  терминов.  Формулируют тему и цели урока. На  основе схемы  рассказывают об  10 11 Как жили  земледельцы и  ремесленники в  Египте  Жизнь  египетского  вельможи  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать  познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и  закреплению нового. Осмысление социально­нравственного опыта  предшествующих поколений; оценивание жизни и деятельности  ремесленников и земледельцев.  Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над  проектом.  Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения  материала; определять новый уровень отношения к самому себе как  субъекту деятельности.  Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и  познавательных текстов; находить информацию по данной теме в  тексте и видеоряде учебника, дополнительных источниках к  параграфу, дополнительной литературе, электронных изданиях и  группировать ее.  Личностные: формирование навыков анализа, сопоставление. Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества.  Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над  проектом.  Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения  материала; определять новый уровень отношения к самому себе как  Семинар 12 Военные походы  фараонов  13 Религия древних  египтян  устройстве  египетского  общества.  Рассказывают о  жизни, занятиях и  быте вельмож.  Объясняют значение  терминов.  Формулируют тему и цели урока.  Знакомятся с  египетским войском,  его  устройством,  вооружением.  Изучают  завоевательные  походы Тутмоса.  Работают с  контурной картой.  Называют цели войн  фараонов.  Перечисляют  последствия войн,  делают вывод.  Заполняют таблицу.  Формулируют тему и цели урока.  Объясняют значения  понятий.  Анализируют мифы.  Знакомятся с  религиозной  системой Древнего  Египта. Сравнивают  религиозные  субъекту деятельности.  Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и  познавательных текстов; находить информацию по данной теме в  тексте учебника, дополнительных источниках к параграфу,  дополнительной литературе и группировать ее.  Личностные:  формирование навыков анализа, сопоставления,  сравнения. Осмысление социально­нравственного опыта  предшествующих поколений.  Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли;  отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков; исполнять роль в  соответствии со своеобразием исторического персонажа в  инсценировке.  Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления.  Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского  общества.  Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли;  отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков; готовить тематические  сообщения и проекты,  Творческая  мастерская 14 15 16 Искусство  Древнего Египта  Письменность и  знания древних  египтян  Повторительно –  обощающий урок  на тему: Древний  Египет  верования египтян и  первобытных людей.  Рассказывают о  египетских богах.  Формулируют тему и цели урока.  Записывают даты  событий и термины  по их определениям.  Работают с картой.  Рассказывают о  впечатлениях,  произведенных  искусством Древнего Египта.  Формулируют тему и цели урока.  Раскрывают смысл  терминов урока.  Работают с картой.  Знакомятся с датой  возникновения  письменности.  Проводят поиск  необходимой  информации.  Рассказывают о  возникновении и  системе египетской  письменности и т.д.  Отвечают на  вопросы. Объясняют  термины.   Выполняют тестовые задания. Составляю  викторины,  используя дополнительные источники информации. Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления.  Освоение гуманистических традиций и ценностей египетского  общества.  Коммуникативные: владеть навыками монологической и  диалогической речи; точно и грамотно выражать свои мысли.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков; готовить тематические  сообщения и проекты, используя дополнительные источники.  Личностные: формирование навыков анализа, сопоставления; освоение гуманистических традиций и ценностей египетского общества.  Коммуникативные: владеть навыками монологической и  диалогической речи.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и  несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их; готовить  тематические сообщения и проекты, используя дополнительные  источники информации.  Личностные: формирование познавательного интереса.  Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: составлять последовательность действий; формировать  способность к волевому усилию при преодолении препятствий.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  Творческая  мастерская цели урока.  Показывают на карте Переднюю Азию,  Двуречье, города.  Работают с текстом  учебника.  Характеризуют  отношения между  учителем и  учениками в  писцовой школе.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Проводят  поиск необходимой  информации в  текстовых  источниках.  Вавилонский царь Хаммурапи и его  законы  17 18 19 кроссворды, игры  разных видов; решать тестовые задания. Глава 5. Западная Азия в древности (7 ч) Древнее Двуречье Формулируют тему и Личностные: формирование познавательного интереса. Осмысление  социально нравственного опыта предшествующих поколений  Коммуникативные: владеть навыками монологической и  диалогической речи.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков, сопоставлять и  сравнивать их; представлять результаты своей деятельности в  различных формах. Личностные: формирование познавательного интереса. Определение  собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его  вклада в развитие исторического общества.  Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа  действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в  комплексной характеристике Вавилона, высказывать  аргументированное суждение о значении его законов. Личностные: формирование познавательного интереса. Определение  собственного отношения к финикийскому народу, осмысление его  вклада в развитие исторического общества.  Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью  вопросов (познавательная инициативность).  Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных средств; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.  Учебное  исследование Виртуальная  экскурсия Финикийские  мореплаватели  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой.  Характеризуют  условия и образ  жизни, занятия  жителей Финикии.  Работа с текстом учебника.  Формулируют тему и цели урока. Дают  определение понятия «религия». Работа с  картой. Работают с  текстом учебника.  Формулируют тему и цели урока.  Раскрывают значения исторических  терминов.  Сравнивают  исторические  события. Проводят  поиск необходимой  информации в  тексте.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Выполняют  задания в контурной  карте. Знакомятся с  достижениями  ассирийцев.  Проводят поиск  необходимой  информации в  тексте.  Формулируют тему и цели урока. Работают Библейские  сказания  Древнееврейское  царство  Ассирийская  держава  Персидская  держава «царя  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; готовить краткие сообщения о достижениях  финикийских ремесленников  Личностные: формирование познавательного интереса. Осмысление  социально­нравственного опыта предшествующих поколений; освоение гуманистических традиций и ценностей древнееврейского общества.  Коммуникативные: владеть навыками монологической и  диалогической речи.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные: формирование познавательного интереса. Осмысление  подвигов Самсона и Давида, культурного многообразия мира;  воспитание уважения к культуре других народов, толерантности.  Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формой  речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.  Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе  как субъекту деятельности. Познавательные: решать развивающие и  проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу  главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы.  Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на обобщение информации по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе иследования учебного материала.  Личностные: формирование навыков исследовательской культуры.  Осмысление собственных впечатлений о памятниках мировой  20 21 22 23 царей»  с хронологией,  находят ответы на  вопросы в  документах.  Характеризуют  правление Дария  Первого. Составляют рассказ о важных  событиях,  исторических  личностях.  культуры.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на обобщение информации по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения образовательных задач в зависимости от  конкретных условий; характеризовать известные памятники  Ассирии, используя текстовые и наглядные источники. Глава 6. Индия и Китай в древности (5 ч) 24 Природа и люди в Древней Индии  Формулируют тему и цели урока.  Показывают  изученные страны на  карте. Работают с  текстом учебника.  Сравнивают  религиозные взгляды  индийцев и египтян.  Характеризуют  человеческие  качества.  25 Индийские касты  Формулируют тему и цели урока.  Знакомятся с  терминами.  Характеризуют  условия и образ  жизни, занятия  разных каст  индийского  общества.  Объясняют термины. Личностные: формирование навыков анализа. Осмысление культурного многообразия мира, воспитание уважения к культуре других народов,  толерантности; осмысление социально­нравственного опыта  предшествующих поколений.  Коммуникативные: обмениваться знаниями с членами группы для  принятия эффективных совместных решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование собственного мнения о тех или иных  событиях и личностях. Осмысление культурного многообразия мира,  воспитание уважения к культуре других народов, толерантности.  Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе  как субъекту деятельности.  Познавательные: решать развивающие и проблемные задачи; выделять  в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;  обобщать информацию и делать выводы; анализировать мифы; 26 27 28 Рассказывают о  создании в Индии  цифр, шахмат,  письма.  Формулируют тему и цели урока.  Перечисляют  культурные  достижения  индийцев. Слушают  учителя и отвечают  на его вопросы.  Работа с картой.  Объясняют значение  терминов.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Слушают  учителя и отвечают  на его вопросы.  Выступают с  сообщениями.  Характеризуют  жизнь в империи  правителей и  подданных  Отвечают на  вопросы. Объясняют  термины.   Выполняют тестовые задания.  Чему учил  китайский мудрец Конфуций.  Первый властелин единого Китая  Повторительно –  обобщающий урок по теме: Древний  Восток  описывать наиболее значимые события, сравнивать исторические  факты и явления. Личностные: формирование навыков анализа. Осмысление учения  Конфуция, культурного многообразия мира, воспитание уважения к  культуре других народов, толерантности.  Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной  учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для  решения задачи.  Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе  как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять исторические  явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования учебного материала.  Личностные: формирование навыков исследовательской культуры.  Осмысление деспотического режима китайских императоров.  Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения,  поведение.  Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать  учебную проблему, определять цель.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование познавательного интереса  Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью  вопросов (познавательная инициативность).  Регулятивные: составлять план последовательности.  действий; формировать способность к волевому усилию при  преодолении препятствий. Познавательные: объяснять исторические  явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  исследования учебного материала; выделять существенную  информацию из текстов разных видов; решать тестовые задания. 29 Греки и критяне  30 Микены и Троя  31 Поэмы Гомера  «Илиада».  Раздел 3. Древняя Греция (21 ч) Глава 7. Древнейшая Греция (5 ч) Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой.  Характеризуют  природные условия  Греции. Объясняют  причины отсутствия  в Греции единого  государства.  Работают с  текстом учебника.  Формулируют к  тексту мифа  вопросы.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Работают с  текстом учебника,  иллюстрациями.  Называют дату  исторического  события.  Формулируют тему и цели урока.  Оценивают вклад  поэта в историю и  культуру, называют  дату создания поэм.  Читают поэму,  Личностные: формирование и развитие творческих способностей  через активные формы деятельности. Осмысление роли и значения  памятников истории и культуры.  Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной  учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для  решения задачи.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных  целей с учетом конечного результата, составлять план  последовательности действий.  Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения  информации; анализировать мифы, выделять в их содержании факты,  подтвержденные археологическими раскопками.  Личностные: формирование и развитие творческих способностей через  активные формы деятельности.  Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному  или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные  источники информации. Личностные: формирование и развитие творческих способностей через  активные формы деятельности. Оценивание действий и поступков  героев Гомера с позиции нравственности.  Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной  учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для  решения задачи.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; Семинар 32 33 Поэмы Гомера  «Одиссея»,  Религия древних  греков.  выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Семинар  Личностные: формирование и развитие творческих способностей через  активные формы деятельности. Оценивание действий и поступков  героев Гомера с позиции нравственности.  Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной  учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для  решения задачи.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Творческая  мастерская Личностные:  формирование и развитие творческих способностей.  через активные формы деятельности. Оценивание роли мифологии в  истории человечества, влияния мифологии на историю  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной  и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач;  находить в дополнительных источниках информацию по теме  «Древнегреческая мифология в мировом искусстве»; готовить  тематические сообщения и проекты.  объясняют смысл  крылатых  выражений.  Характеризуют  поступки героев.  Работают с картой.  Формулируют тему и цели урока.  Оценивают вклад  поэта в историю и  культуру, называют  дату создания поэм.  Читают поэму,  объясняют смысл  крылатых  выражений.  Характеризуют  поступки героев.  Работают с картой.  Формулируют тему и цели урока.  Раскрывают  смысл терминов.  Работают с текстом  учебника.  Характеризуют  верования древних г  Выступают с  сообщениями.  Пересказывают  мифы. Находят  сходство религии  греков и религии  других народов.  Называют богов и  богинь Древней 34 35 Земледельцы  Аттики теряют  свободу  Зарождение  демократии в  Афинах  36 Древняя Спарта  Греции.  Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) Личностные: формирование и развитие творческих способностей через  активные формы деятельности.  Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы  взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться  знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных  решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Проводят  поиск необходимой  информации в  документальном  источнике.  Объясняют значение  терминов.  Характеризуют  личность Драконта,  его законы.  Рассказывают о  разорении  земледельцев,  выявляют причины  недовольства демоса. Формулируют тему и цели урока. Работают с картой. Называют и характеризуют  население Аттики.  Инсценируют  встрече богатого  торговца и  аристократа.  Анализируют  разговор, называют  требования демоса.  Характеризуют  личность Солона, его реформы.  Формулируют тему и Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования. Осмысление опыта зарождения  демократии в Древней Греции.  Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы  взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться  знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных  решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; находить информацию в исторических источниках. Виртуальная 37 Греческие  колонии на  берегах  Средиземного и  Чёрного морей  38 Олимпийские  игры в древности  цели урока. Работа с  картой. Называют  даты исторических  событий.  Характеризуют  местоположение,  природные условия  Спарты. Объясняют  значения терминов.  Формулируют тему и цели урока.  Называют даты  исторических  событий. Работают с  текстом учебника.  Работа с картой.  Составляют  характеристику  территорий.  Устанавливают  причины восстания  скифских племен  против Скила.  Объясняют смысл  высказывания  Сократа.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Раскрывают  смысл терминов,  понятий. Извлекают  информацию из  картин,  иллюстраций. Работа  с текстом учебника.  Раскрывают сходство нового.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  экскурсия  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования. Осознание роли зарождения  античного мира.  Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы  взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться  знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных  решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.  Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с  использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать,  сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осмысление роли и значения олимпийского движения в Греции.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Дискуссия 39 40 41 Победа греков  над персами в  Марафонской  битве  Нашествие  персидских войск В гаванях  афинского порта  Пирей  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осмысление героизма греков и необходимости сохранения памяти о  подвиге греков при Марафоне.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  и различие  современных  Олимпийских игр.  Формулируют тему и цели урока.  Рассказывают об  Олимпийских играх.  Работают с текстом  учебника. Работа с  картой. Анализируют документ, объясняют смысл предсказания.  Объясняют причины  победы греков в  Марафонском  сражении.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Описывают  картину,  осуществляют  сравнение греческих  триер с персидскими  кораблями.  Анализируют  документ, извлекают  из него необходимую информацию  Глава 9. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч) Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Работают с  текстом учебника.  Рассматривают  схему, картины,  Личностные: формирование устойчивой мотивации. Осознание роли  самоотверженности и патриотизма греков в греко­персидских войнах. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и В городе богини  Афины  В афинских  школах и  гимнасиях  строят по ним  рассказ.  Характеризуют  состав населения  Афин. Анализируют  документ.  Определяют понятие демократии  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Анализируют схему, составляют  по ней рассказ.  Описывают картину.  Объясняют значения  терминов.  Анализируют  документ. Работа с  текстом учебника.  Формулируют тему и цели урока.  Объясняют значение  терминов.  Анализируют  высказывания  Перикла, объясняют  его смысл. Работа с  текстом учебника.  Анализируют  документ.  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осмысление социально­нравственного опыта  предшествующих поколений.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые  установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осмысление роли и значения образования в афинских школах и  гимнасиях  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. В театре Диониса  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Объясняют  значение терминов..  Работа с текстом  учебника.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осознание значения и роли театрального воздействия на человеческое  общество.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; 42 43 44 45 46 Афинская  демократия при  Перикле  Города Эллады  подчиняются  Македонии  выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осмысление опыта демократического устройства в Афинах  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Анализируют  документ. Заполняют таблицу. Различают  комедию и трагедию. Формулируют тему и цели урока.  Характеризуют  форму правления в  Афинском  государстве.  Объясняют значение  терминов.. Работа с  текстом учебника.  Участвуют в  инсценировке,  выполняют  проблемное задание.  Глава 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. (4 ч) Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Формулируют тему и цели урока.  Называют даты  важнейших событий.  Работа с текстом  учебника. Работа с  картой.  Формулируют  причины ослабления  Греции, записывают  их в виде тезисов.  Анализируют  документальный  источник. 47 48 49 Поход  Александра  Македонского на  Восток  В Александрии  Египетской  Повторительно –  обобщающий урок на тему: Древняя  Формулируют тему и цели урока. Работают с картой. Описывают границы  Персидского  царства.  Анализируют  документальный  источник.  Объясняют значение  терминов. Работа с  текстом учебника. Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. На основе  текста и  иллюстраций  учебника,  дополнительной  литературы,  интернета  составляют описание исторических  объектов,  памятников  культуры.  Составляют план  рассказа.  Раскрывают значения терминов.  Объясняют значения  терминов.  Отвечают на  вопросы. Объясняют  термины.   Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового. Оценивание противоречивой личности Александра  Македонского. Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Учебное  исследование Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового. Осознание исторической ценности культурного наследия  эпохи эллинизма.  Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы  взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться  знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных  решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового. Осмысление роли и значения античной цивилизации для  человеческого общества. Греция  Выполняют тестовые задания.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Раздел 4. Древний Рим (17) Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) 50 51 Древнейший Рим.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Составляют  план рассказа.  Раскрывают значения терминов.  Осуществляют  сравнение природных условий  Аппенинского и  Балканского  полуостровов.  Работают с текстом  учебника и отвечают  на вопросы.  Заполняют таблицу.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Объясняют  значения терминов.  Называют дату  истерического  события, составляют  схему, рассказ  схемы.  Завоевание Римом Италии  Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные:  осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования. Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Виртуальная  экскурсия 52 53 54 Прослеживают по  карте рост  территории Римской  республики.  Формулируют тему и цели урока.  Называют даты  исторических  событий. Работа с  картой. Объясняют  значения терминов.  Работают с текстом  учебника и отвечают  на вопросы.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осознание важности и необходимости справедливой государственной  власти.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Глава 12. Рим ­ сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Объясняют  значения терминов.  Называют дату  исторического  события, составляют  схему, рассказ  схемы.  Прослеживают по  карте ход событий.  Формулируют  вопросы на знание  хронологии.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Объясняют  значения терминов.  Анализируют  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного  результата, составлять план последовательности действий.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;  анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала  Личностные: формирование познавательного интереса к изучению  нового. Обучение способам обобщения и систематизации знаний.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  Устройство  Римской  республики  Вторая война  Рима с  Карфагеном  Установление  господства Рима  во всем  Средиземноморье 55 Рабство в  Древнем Риме  умений.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;  анализировать историческую ситуацию на основе карты; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Осмысление последствий римских завоеваний для покоренных  народов и самих римлян.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала  дискуссия документ,  рассматривают  картину. Работают с  текстом учебника и  отвечают на вопросы. Осуществляют  анализ высказывания, объясняют его  смысл.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  текстом учебника и  отвечают на вопросы. Работа с картой.  Объясняют значения  терминов.  Составляют рассказ,  готовят  инсценировку.  Анализируют  изображения на  рисунках.  Сравнивают рабочую силу в странах  Древнего Восток,  Древней Греции и  Древнего Рима.  56 Земельный закон  братьев Гракхов  Глава 13. Гражданские войны в Риме (4 ч) Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Называют  даты  важнейших  исторических  событий. Объясняют  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий. 57 58 Восстание  Спартака  Единовластие  Цезаря  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала.  Творческая  мастерская Учебное  исследование Личностные: формирование устойчивой  мотивации к обучению.  Коммуникативные: определять цели и  функции участников, способы взаимодействия; планировать общие  способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для  принятия эффективных совместных решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; строить логические цепочки рассуждений; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала.  значения терминов.  Работа с текстом  учебника и отвечают  на вопросы.  Оценивают  исторические  события и личности.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой, находят и  показывают путь  похода Спартака.  Воспроизводят  рассказ о восстании  Спартака по  наглядным  источникам.  Характеризуют  личность Спартака.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Отвечают на  вопросы, работают с  хронологии,  описывают рисунок,  составляют рассказ.  Работа с текстом  учебника, отвечают  на вопросы.  Анализируют  документ.  Составляют рассказ  на основе учебного  текста и картины.  Устанавливают связь 59 Установление  империи  60 Соседи Римской  империи  крылатых выражений с историческими  событиями.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Отвечают на  вопросы,  описывают рисунок,  составляют рассказ.  Работа с текстом  учебника, отвечают  на вопросы.  Анализируют  документ.  Составляют рассказ  на основе учебного  текста и картины.  Исследование  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность  промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;  систематизировать тенденции социально­политического развития  Рима; готовить тематические сообщения и проекты, используя  дополнительные источники информации.  Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме.  Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и  умений.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; строить логические цепочки рассуждений; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения,  выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Отвечают на  вопросы, работают с  хронологии,  описывают рисунок,  составляют рассказ.  Работа с текстом  учебника, отвечают  на вопросы.  Анализируют  документ.  Составляют рассказ  на  основе учебного 61 В Риме при  императоре  Нероне  62 Первые христиане и их учение  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы  взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться  знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных  решений.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: выделять существенную информацию из текстов  разных видов; готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники.  Личностные:  формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала.  текста и картины.  Формулируют тему и цели урока.  Выступают с  сообщениями.  Характеризуют  историческую  личность. Находят  ответы на вопросы в  тексте. Составляют  план текста.  Анализируют  изображение на  картине, составляют  по ней рассказ.  Анализирует  деятельность  Нерона, делают  выводы.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Называют  дату зарождения  христианства.  Извлекают из  рассказа причины  возникновения  христианства.  Анализируют  сказание о богаче и  нищем Лазаре.  Анализируют  документ,  высказывают свое  мнение. 63 Расцвет империи  во 2 веке н.э.  64 «Вечный город» и его жители  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; извлекать  информацию из нескольких источников; анализировать и обобщать  факты. Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений;  прогнозировать тенденции развития Римской империи; готовить  тематические сообщения и проекты, используя дополнительные  источники информации.  Формулируют тему и цели урока.  Извлекают  информацию из  рассказа учителя.  Работа с текстом  учебника. Излагают  суждения о причинах и следствиях  исторических  событий и явлений.  Составляют  тезисный план по  учебному тексту.  Формулируют тему и цели урока.  Рассказывают о  культурной жизни в  Древнем Риме.  Составляют  описание  архитектурных  памятников,  произведений  древнеримского  искусства, используя текст и иллюстрации  учебника,  энциклопедии,  Интернет­ресурсы.  Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) 65 Римская империя  при Константине  Формулируют тему и цели урока.  Рассказывают от  имени приезжего о  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: формировать коммуникативные действия,  направленные на систематизацию знаний по данной теме. 66 Расцвет и закат  Римской империи. Риме. Работа с  картой.  Характеризуют  личность  исторического  деятеля. Работа с  текстом учебника.  Формулируют тему и цели урока. Работа с  картой. Называют  даты исторических  событий, решают  хронологические  задачи.  Характеризуют  исторического  деятеля. Называют  даты исторических  событий. Сроят  рассказ на основе  картины и карты.  Отвечают на  вопросы. Объясняют  термины.   Выполняют тестовые задания.  Регулятивные: осознавать уровень и  качество усвоения знаний и умений.  Познавательные: объяснять исторические явления, процессы, связи и  отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.  Личностные: формирование навыков анализа, индивидуального и  коллективного проектирования.  Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в  ходе индивидуальной и групповой работы.  Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей  с учетом конечного результата, составлять план последовательности  действий.  Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять  исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в  ходе исследования учебного материала.  Повторение материала (2 ч) Личностные: формировать навыки анализа и самоконтроля Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль,  самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего  научения, свою способность к преодолению препятствий и  самокоррекции. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов  решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: формировать навыки анализа и самоконтроля. Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль,  самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую Творческая  мастерская Итоговый тест по  курсу. 67 68 Историческое и  культурное  наследие  Древнего мира. Составляют  викторины,  кроссворды, игры по  курсу. силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий  и самокоррекции. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов  решения задач в зависимости от конкретных условий. ОСНАЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИСТОРИИ   РАЗДЕЛ 5 НАИМЕНОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛИЧИЕ № 1 Д Д К Д Ф Д Д Д Д Д БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) Государственный стандарт основного общего образования по истории Рабочие программы. «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко­Цюпы. 5­ 9 классы – М.: Просвещение, 2014». Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций./ А.А. Вигасин., Г.И.Годер., И.С. Свеницкая; под. Ред. А.А.Искендерова. – 5­е изд. – М.: Просвещение, 2015. 1. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира.  К учебнику А.А.  Вигасина и др. 5 класс. – М.: ВАКО 2016. 2. М.Н. Чернова Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. В 2 частях. К учебнику А.А Вигасина и др. – М.: «Экзамен», 2016. 3. К.В. Волкова Контрольно­измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс.  – М.: ВАКО, 2016 2 ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ Исторические карты: Древний Восток Завоевания Александра Македонского Древний Китай Римская империя Древняя Греция ИНФОРМАЦИОННО­КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА Компьютерные презентации по темам ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ   (ТСО) ­ Мультимедийный компьютер ­ Мультимедийный проектор 3 4

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.