Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
Оценка 4.6

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
doc
история
6 кл
04.05.2017
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
В рабочей программе представлены необходимые разделы в соответствии с ФГОС (календарно-тематическое планирование - отдельным файлом). Программа составлена для учебника М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров. Всеобщая история. История средних веков. В программе в наличии планируемые результаты обучения, УУД, нормы оценок за творческие работы, презентации, тесты, работу с картой, устные и письменные ответы.Программа составлена для учебника М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров. Всеобщая история. История средних веков.
2016 6 класс история ср веков.doc
Пояснительная записка    1. Рабочая  программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего  образования, Примерной программы «История» 5­9 классы («Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам». М.: Просвещение, 2010 г. 94 с.), программы курса «История средних веков». 6 класс /авт.­сост. М.А.Бойцов, Н.Г. Петрова. – М.: ООО «Русское слово – РС, 2011. – 15 с., Учебным планом МБОУ «Исилькульский лицей».  Программа   ориентирована   на   УМК:       М.А.Бойцов,   Р.М.   Шукуров     Всеобщая   история.   История   средних   веков:   учебник   для   6   класса общеобразовательных учреждений.­ М.:  ООО «Русское слово – учебник, 2013. – 264 с. – (ФГОС. Инновационная  школа).   2. Адресат.    Программа рекомендована учащимся для обучения истории в 6 классе общеобразовательной школы. 3. Объем и сроки обучения    .  Программа по истории общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года, согласно Базисному учебному плану МБОУ «Исилькульский лицей». 4.  Роль и место дисциплины курса    . Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме  374 часа, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины. Предмет «история» в 6­ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программе основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов. В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2­х уроках по изучению нового материала,  выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15­20 минут).                     Реализация   данной   программы   предполагает   широкое   использование   межпредметных   связей   с   географией,   изобразительным   искусством, литературой, обществознанием. 5. Актуальность. Актуальность программы в научном аспекте обосновывается фундаментальностью  процессов и событий истории Средних веков , оказавших кардинальное   влияние   на   весь   ход   развития   мировой   цивилизации.   В   социальном   аспекте   актуальность   программы   обусловлена   тем,   что способствует   развитию   личностного   потенциала   обучаемых,   социализации   молодого   поколения   в   современном   обществе   в   понимании многообразия современного мира.  1 6. Особенности  программного  материала. Предлагаемая программа построена на основе УМК Инновационная школа издательства «Русское слово». Базой данного курса является учебник, который   полностью   соответствует   современным   методологическим   концепциям   обучения,   богат   социокультурным   компонентом,   а   также предлагает   новые   педагогические   технологии,   направленные   на   реализацию   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   в практической   деятельности   учителя.  Объем   и   качественное   представление   материла   данного   УМК   не   входит   в   противоречие   с   типовой государственной программой. В программе применяются  учебные мультимедийные издания. Применяется проблемный подход в обучении. Основное внимание в программе уделено   изучению  документального   материала   в   процессе   самостоятельной   учебной  деятельности.   Учащиеся   учатся  работать   с первоисточниками. Исходя из фундаментального ядра содержания по истории Средних веков, Истории России с древнейших времен до конца XYI в  и дидактического инструментария, выделена группа универсальных учебных действий, которые выступают как планируемые результаты освоения программы.  Программа соответствует параметрам: Ступень образования – основная школа. Вид занятий – основные уроки. Уровень освоения программы учащимися – расширенный. Характер классов – общие. Принцип организации учебного материала – расширение содержания исторического материала программы для общеобразовательных классов.  7. Целевая установка. Главная цель изучения истории  ­ образование,    развитие и воспитание личности школьника, способного к   самоидентификации и определению своих   ценностных   приоритетов   на   основе   осмысления   исторического   опыта   своей   страны   и   человечества   в   целом,   активно   и   творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.  Задачи обучения.  Предметные задачи: овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе;   развитие   способности   учащихся   анализировать   содержащуюся   в   различных   источниках   информацию   о   событиях   и   явлениях   прошлого   и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;  формирования   умения   воспринимать   событие,   явление   в   пространстве   и   времени,   в   историческом   движении,   вычленять   периоды   и   этапы исторического процесса. 2 Межпредметные задачи: овладение   законченным   систематизированным   комплексом   социально   значимой   информации,   почерпнутой   также   на   уроках   обществознания, географии, литературы, естествознания.  Личностные задачи: формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с  идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с  другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.          В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный,   системно­деятельностный, личностно­ориентированный подходы. 8. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков­бесед, практических занятий, экскурсий, конференции, игровых занятий.  уроки – практикумы с печатными и раздаточными материалами, видео­уроки, уроки  медиа­презентации.  9. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых. При  изучении  курса для  обучаемых  предусмотрены  большие  возможности  для самостоятельной работы, а именно использование заданий,  требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в  учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В  ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в  групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы. 10. Структура программы. Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии: Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и  природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества. Историческое движение    : эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;  формирование и развитие человеческих общностей – социальных, религиозных и др.;  образование и развитие государств, их исторические формы и типы;  3 история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений; развитие научного знания и образования;  развитие духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;  развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории. Сквозная линия, пронизывающая и связывающая – человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в  различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей. 11. Формы контроля.   Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ,  работа по  источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.  12. Учебно­методическое обеспечение Учебно­методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех  участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.   Учебно­методическое обеспечение включает:  М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров  Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.­ М.:  ООО  «Русское слово – учебник, 2015. – 264 с. – (ФГОС. Инновационная  школа). Учебно­методические  материалы библиографические сведения об исторической  литературе, исторические документы, отрывки  трудов историков исторические фотодокументы, репродукции исторические фотодокументы, записи песен,  гимнов, речей карты исторические понятия, персоналии 4 справочные и  дополнительные материалы  .  ru   .  ru   ://   www   ://   www   ://   www   .  shpl  .  ru    .  history    .  hist    .  msu  http  http  http  http://lesson­history.narod.ru/ob1011.htm http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru/   http://bibliotekar.ru/muzeu.htm http://   html      http  http://www.sovr.ru/ http://www.  humanities      .  humanities    .  ru   /  db   /  sect  .  ru   /  db   /  sect  /  academic    ://   www   .  auburn    .  edu   www   .  edu   .  edu      http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html   .  vseslova http   =  bes     ://   www   rusarchives.ru  http://www.    ?  dictionary  .  ru   /  index  .  php       &   word  =  ilanskiy  ­      /  liberal    _  arts  /  foreign    /  russian    /  art   /  index    .    /44/6   /219/6 по истории  Дидактические материалы  :   Кулагина Г. «Сто игр по истории»; 1967г.  Медиа­ресурсы  :   «Атлас Средних веков », для 6 класса. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» в 10­ти дисках.   «Всеобщая история» 5­6 классы, в 2­х дисках.  «Институт новых технологий. Живая география. Цифровые исторические карты». «Элективные курсы: история, обществознание, право». «Энциклопедия классической музыки» Григорьева Н.А.История и мировая художественная культура 13. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе    . Предполагается, что изучение данного  курса истории  способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций: учебно­познавательной; информационно­коммуникативной; социально­адаптивной. Предметные результаты изучения истории учащимися включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную  принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Учащиеся должны знать:  Хронологию, работу с хронологией;  исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;  Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном  источнике  5 Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ  жизни, занятия людей, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.  Различать факт (событие), соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;   Уметь: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; ­  работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание  исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,  объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Метапредметные результаты  ­способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;  способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат  и др.);  готовность к сотрудничеству с соучениками. Личностные результаты  ­ осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,  ­  осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений,   понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Учащиеся должны владеть: способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); ­  чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями  взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами. 6 14. Универсальные учебные действия. Виды универсальных учебных действий.      В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4)коммуникативный. В основу учебной  программы положен личностно­ориентированный подход к младшему подростку на основе компетентностного подходов, во взаимодействии  категорий «знания» + «деятельность».  Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Универсальные учебные действия 7 Развитие: ­ умения соотносить поступки  и события с принятыми этическими принципами; ­ знания моральных норм; ­ умения выделять  нравственный аспект  поведения;   ­ ориентация  в  межличностных отношениях;  ­ устанавливать связь между целью учебной  деятельности и ее мотивом. Формирование умения: ­  ставить учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено,  и того, что еще  неизвестно; ­   планировать; ­   прогнозировать;  ­ контролировать   (сличение способа  действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения  отклонений и отличий от эталона); ­ корректировать; ­ оценивать.  Развитие: ­ способности к мобилизации сил и  энергии;  ­способности к волевому усилию (к  выбору в ситуации мотивационного  конфликта); ­ способности к преодолению  препятствий.     Развитие:   ­умения самостоятельно   выделять и формулировать  познавательную цель;  ­структурировать знания;   ­синтезировать; ­умения работать с  текстом. Формирование: ­умения рефлексировать  способы  действия; ­умения контролировать и  оценивать процесс  и  результаты деятельности; ­ориентации не только на  правила, но и на условия их применимости; ­выбора наиболее  эффективных способов  решения задач в  зависимости от конкретных условий; ­умения выбирать критерии для сравнения,  сопоставления, оценки и  классификации объектов. Формирование: ­ умения сознательно  ориентироваться  на позиции  других людей (прежде всего  партнера по общению или  деятельности);   ­ умения планировать учебное  сотрудничество с учителем и  сверстниками;  ­ умения постановки вопросов – инициативного сотрудничества  в поиске и сборе информации;   ­ умения разрешения  конфликтов;  ­ умения принимать решение и   реализовывать его. Развитие: ­ умения участвовать в  коллективном обсуждении  проблем;  ­ умения интегрироваться в  группу сверстников; ­ строить продуктивное  взаимодействие со  сверстниками и взрослыми;   ­ умения формулировать  несложные выводов.    ) с с а л к 6 (     т с а р з о в й ы в о к т с о р д о П   15. Фундаментальное ядро содержания курса. Средние века 8 Понятие и хронология. Становление «христианского мира». Византия. Западное Средневековье: политическое и социальное устройство, система хозяйства, религия и церковь, ментальность и культура. Особенности  развития различных регионов Европы в Средние века. Восточное Средневековье. Возникновение и распространение ислама. Арабский халифат. Монгольские завоевания в странах Востока. Индия,  Китай, Япония в Средние века. Мезоамерика. Международные отношения. Взаимодействия Запада и Востока в Средние века: религиозные, дипломатические, культурные, военные, торговые. Средневековое наследие и его значение для современности. Российская история Предмет отечественной истории История России как неотъемлемая часть всемирно­исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в  истории Северо­Восточной Евразии. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Древнейшие общества и государства на территории России Появление и расселение человека на территории России. Первые культуры и общества. Сарматы. Скифы. Государства Поволжья, Кавказа и  Северного Причерноморья. Кочевые и оседлые общества эпохи переселения народов. Гунны и кочевые империи. Финноугры, тюрки, балты,  германцы и славяне в этнокультурном взаимодействии на рубеже 1­го тысячелетия. Древняя Русь Этногенез, ранняя история, материальная и духовная культура славян. Социально­экономический и политический строй Древ ней Руси в контексте всемирной истории. Особенности древ нерусской государственности.  Политическая раздробленность. Древняя Русь и ее соседи на международных путях между Востоком и Западом. Христианство и язычество. Культура Древней Руси: единство и региональные особенности. Становление древнерусской народности. Средневековая Русь Особенности феодальной системы средневековой Руси. Структура русского средневекового общества. Кризис XIII в. Русь в системе международных связей и отношений в Средние века. Русские земли и Золотая Орда. Русь и Запад. Северо­Восточная Русь: центры консолидации; объединение земель вокруг Москвы. Русские земли в составе Велико го княжества Литовского. Политическая централизация и становление самодержавия. Московское государство XVI в.: территория, социально экономическое и политическое развитие, основные процессы в духовной жизни. Религия и церковь в средневековой Руси. Смутное время: причины и последствия. 9 Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории % выполнения Отметка 0­27 «2» 28­52 «3» 53­77 «4» 78­100 «5» Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории 10 Отметка Содержание 1 Общая информация 2 Тема 3 Применение и проблемы 2 3 4 5 Тема предмета не очевидна. Информация не точна или  не дана. Не раскрыта и не ясна тема  урока. Объяснения  некорректны, запутаны или  не верны. Не определена  область  применения данной темы.  Процесс решения неточный  или неправильный. Информация частично  изложена.  В работе  использован только один  ресурс. Тема частично раскрыта.  Некоторый материал  изложен некорректно. Достаточно точная  информация. Использовано  более одного ресурса. Данная информация кратка и ясна.  Использовано более одного ресурса. Сформулирована и  раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. Сформулирована и раскрыта тема  урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. Отражены некоторые  области применения темы.  Процесс решения неполный. Отражены области  применения темы. Процесс  решения практически  завершен. Отражены области применения темы.  Изложена стратегия решения  проблем. Критерии оценки мультимедийной презентации СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Максим. кол­во баллов Оценка группы Оценка учителя Титульный слайд с заголовком  Минимальное количество – 10 слайдов Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графики) СОДЕРЖАНИЕ Использование эффектов анимации Вставка графиков и таблиц 5 10 5 15 10 11 Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов ОРГАНИЗАЦИЯ Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации Слайды распечатаны в формате заметок. ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: 10 5 10 5 10 5 90 12 Устный, письменный ответ Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие  знания и умения: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику; соотносить   исторические   события,   процессы   с   определенным   периодом   истории   России   и   всеобщей   истории,   определять   их   место   в историческом развитии страны и мира; анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма; давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности); сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение; применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества; толковать содержание основных терминов исторической и общественно­политической лексики; демонстрировать знание основных дат отечественной истории; составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала; оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды); читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени; преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица); Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла: демонстрирует знание причинно­следственных связей, основных дат; дает определения прозвучавшим при ответе понятиям; не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1­2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником. Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся демонстрирует общие представления об историческом процессе; путается в датах, допускает неточности в определении понятий; показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений; отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории; не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме. 13 Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать. Нормы оценок работы с исторической картой Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся читает легенду карты, правильно описывает расположение стран (государств)  используя соответствующую терминологию; раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты; правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся допускает неточности при чтении легенды карты, описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины, затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений; не в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; не соотносит историческую информацию с картой; не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не умеет читать легенду карты; не распознает историческую информацию,  представленную на карте; отказался работать с контурной картой. 14

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017