Комитет по образованию г. Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №110»
Железнодорожного района
«Согласовано» Руководитель МО МБОУ «СОШ №110» __________А.А. Лысова «_____» августа 2017 года
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №110» ________И.А. Фефилова «_____» августа 2017 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №110» _______ С.П. Журавлева Приказ №________ «____» августа 2017 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кудрявцева Асия Руслановна (высшая)
ФИО, категория
По предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Составитель: Кудрявцева А.Р.
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству для ОУ и на основе авторской программы «Изобразительное искусство»: Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства и др. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Общая характеристика учебного предмета
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
ИКТ- компетентность:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируется представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремёсел России. Формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в групппе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Описание методического обеспечения:
1.Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 2 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
2.Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
Содержание учебного курса
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Выставки |
1. |
Истоки родного искусства |
8 |
- |
2. |
Древние города нашей земли |
7 |
- |
3. |
Каждый народ - художник |
11 |
1 |
4. |
Искусство объединяет народы |
8 |
1 |
|
Итого: |
34 ч. |
2 |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание (разделы, темы) |
Кол- во часов |
Оборудование урока |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
|
Истоки родного искусства |
8ч |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами. |
Познавательные: - умение нарисовать пейзаж по памяти,изображать живописными средствами образ - уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, - умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно Регулятивные: - планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач. - уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Коммуникативные: - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов - строить понятные для партнера высказывания - формировать собственное мнение Личностные: - формирование чувства гордости и уважительного отношения к культуре и искусству Родины, своего народа - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека |
|
1. |
Пейзаж родной земли |
1 |
|
||
2. |
Деревня – деревянный мир. |
1 |
|
||
3. |
Образ традиционного русского дома-избы. |
1 |
|
||
4. |
Украшения избы и их значение. |
1 |
|
||
5. |
Красота человека. Женский образ. |
1 |
|
||
6. |
Красота человека. Мужской образ. |
1 |
|
||
7. |
Народные праздники. |
1 |
|
||
8. |
Народные праздники. Обобщение темы. |
1 |
|
||
|
Древние города нашей земли |
7ч. |
Восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей тушь, палочка, компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами. |
Познавательные: - умение конструировать модели, применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом - умение выполнять групповую работу знать основные структурные части города, отличать город - знать картины русских художников Регулятивные: - уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу - анализировать роль пропорций в архитектуре - организовывать свое рабочее место. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ Личностные: - формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом - понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека |
|
9. |
Древние соборы. |
1 |
|
||
|
Города Русской земли. |
1 |
|
||
10. |
|
||||
11. |
Древнерусские воины-защитники. |
1 |
|
||
12. |
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. |
1 |
|
||
13. |
Москва. Храмы-памятники в Москве. |
1 |
|
||
14. |
Узорочье теремов. |
1 |
|
||
15. |
Пир в теремных палатах. Обобщение темы. |
1 |
|
||
|
Каждый народ – художник |
11ч. |
Восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей тушь, палочка, компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами |
Познавательные: - уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им - приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов, в изображении природы и человека - умение цветом передавать пространственные планы, выполнять объёмную аппликацию, овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики, изображать человека - знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия) - умение отличать образы городов, анализировать эти отличия Регулятивные: - удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. - выполнять действия с учетом заданных алгоритмов Коммуникативные: - ставить вопросы, обращаться за помощью. - умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений - овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно Личностные: - формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека - формирование эстетических потребностей в общении с искусством, потребности в самостоятельной практической деятельности. |
|
16. |
Страна восходящего солнца. Японские сады. |
1 |
|
||
|
Образ художественной культуры Японии. Традиционные постройки. |
1 |
|
||
17. |
|
||||
18. |
Образ художественной культуры Японии. Традиционные праздники. |
1 |
|
||
19. |
Народы гор и степей. |
1 |
|
||
20. |
Города в пустыне. |
1 |
|
||
21. |
Древняя Эллада. |
1 |
|
||
22. |
Древняя Эллада. Греческие храмы. |
1 |
|
||
23. |
Европейские города Средневековья. |
1 |
|
||
24. |
Европейские города Средневековья. Храмы. |
1 |
|
||
25. |
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы. |
1 |
|
||
26. |
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ-художник» |
1 |
|||
|
|
||||
|
Искусство объединяет народы
|
8ч. |
Восковые мелки или гуашь, тонированная или белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей тушь, палочка, компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами |
Познавательные: - знание художников, изображающих красоту материнства - умение изобразить мать и дитя, развивать навыки композиционного изображения.восприятия произведения искусства - знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художников. - создавать отчёт или сообщение по выбранной теме. Регулятивные: - умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям. - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно Коммуникативные: - понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников Личностные: - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека - формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
|
27. |
Материнство |
1 |
|
||
28. |
Мудрость старости. |
1 |
|
||
29. |
Сопереживание |
1 |
|
||
30. |
Герои-защитники. |
1 |
|
||
31. |
Юность и надежды. |
1 |
|
||
32. |
Искусство народов мира. |
1 |
|
||
33. |
Искусство народов мира. Обобщение темы. |
1 |
|
||
34. |
Итоговая выставка работ. |
1 |
|
||
|
Итого |
34ч |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.