МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
26 августа 2019 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
4«В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2019
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования на основе авторской программы (1-4) Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2017 год. Программа составлена из расчета 1 час в неделю 34 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса - учебник «Изобразительное искусство, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2019 год.
Планируемые предметные результаты освоения изобразительного искусства.
Обучающиеся 4 класса научатся:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
- называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Личностные результаты.
Отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5. сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
9. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты.
Характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2. овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3. формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
6. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
7. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
8. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
9. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
10. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты.
Характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
5. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
6. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
7. понимание образной природы искусства;
8. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
9. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
10. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
11. умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
12. выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
13. усвоение названий ведущих художественных музеев России
14. и художественных музеев своего региона;
15. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
16. способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
17. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
18. умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
19. освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
20. овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
21. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
22. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
23. изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
24. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
25. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
Вводный урок |
1 |
0 |
1 |
2 |
Истоки родного искусства |
9 |
0 |
9 |
3 |
Древние города нашей земли |
7 |
0 |
7 |
4 |
Каждый народ — художник |
10 |
0 |
10 |
5 |
Искусство объединяет народы |
7 |
0 |
7 |
|
итого |
34 часа |
0 |
34 часа |
Вводный урок (1 ч)
Истоки родного искусства (9ч)
Тема: Пейзаж родной земли
Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
Тема: Деревня - деревянный мир
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т.д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Тема: Красота человека
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.
Тема: Народные праздники (обобщение темы)
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон. Ф Малявин и др.)
Древние города нашей земли (7ч)
Тема: Родной угол
Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А. Васнецов, И. Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и др.).
Тема: Древние соборы
Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства.
Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и
Ритм объёмов в организации пространства.
Тема: Города Русской земли
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурнопредметной среде. Единство конструкции и декора.
Тема: Древнерусские воины-защитники
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.
Тема: Новгород, Псков, Владимир и Суздаль. Москва.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
Тема: Узорочье теремов
Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
Тема: Пир в теремных палатах (обобщение темы)
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Каждый народ – художник (10ч)
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность. хрупкость и ритмическая асимметрия - характерные особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Тема: Народы гор и степей
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Тема: Города в пустыне
Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Тема: Древняя Эллада
Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Тема: Европейские города средневековья
Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Тема: Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.
Искусство объединяет народы (7ч)
Тема: Материнство
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.
Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
Тема: Мудрость старости
Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.
Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Тема: Сопереживание
Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Тема: Герои-защитники
Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Тема: Юность и надежды
Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве.
Тема: Искусство народов мира (обобщение темы)
Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.
Формы организации учебных занятий
1. Изучение нового материала
2. Совершенствование знаний, умений и навыков
3. Обобщение и систематизация знаний
4. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков
5. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
1.Групповая работа
2.Коллективная работа
3.Фронтальная работа
4.Парная работа
5.Индивидуальная работа
6.Игровая работа
8.Урок с использованием мультимедийных средств
9.Становление метапредметных связей с литературным чтением
10.Самоконтроль
11. Самооценка
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Дата |
|
|
Планируемая |
Фактическая |
|
|||
Вводный урок (1 час)
|
|
||||
1 |
Каждый народ строит, украшает, изображает. Художественные материалы. |
1
|
1 неделя |
|
|
Истоки родного искусства (9 часов)
|
|
||||
2 |
Какого цвета Родина? Осенний вернисаж |
1 |
2 неделя |
|
|
3 |
Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времён года. |
1 |
3 неделя |
|
|
4 |
Гармония жилья с природой |
1 |
4 неделя |
|
|
5 |
Деревня - деревянный мир. Коллективное панно. |
1 |
5 неделя |
|
|
6 |
Образ русского человека (женский образ) |
1 |
6 неделя |
|
|
7 |
Образ русского человека (мужской образ) |
1 |
7 неделя |
|
|
8 |
Воспевание труда в искусстве |
1 |
8 неделя |
|
|
9 |
Народные праздники |
1 |
9 неделя |
|
|
10 |
Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусства» |
1 |
10 неделя |
|
|
Древние города нашей земли (7 часов)
|
|
||||
11 |
Древнерусский город крепость |
1 |
11 неделя |
|
|
12 |
Древние соборы |
1 |
12 неделя |
|
|
13 |
Древний город и его жители |
1 |
13 неделя |
|
|
14 |
Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно. |
1 |
14 неделя |
|
|
15 |
Города русской земли |
1 |
15 неделя |
|
|
16 |
Узорочье теремов |
1 |
16 неделя |
|
|
17 |
Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно. |
1 |
17 неделя |
|
|
Каждый народ — художник (10 часов)
|
|
||||
18 |
Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек |
1 |
18 неделя |
|
|
19 |
Отношение к красоте природы в японской культуре |
1 |
19 неделя |
|
|
20 |
Образ человека, характер одежды в японской культуре |
1 |
20 неделя |
|
|
21 |
Искусство народов степей |
1 |
21 неделя |
|
|
22 |
Образ художественной культуры средней Азии |
1 |
22 неделя |
|
|
23 |
Образ красоты древнегреческого человека |
1 |
23 неделя |
|
|
24 |
Древнегреческая архитектура |
1 |
24 неделя |
|
|
25 |
Олимпийские игры в древней Греции. |
1 |
25 неделя |
|
|
26 |
Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура.
|
1 |
26 неделя |
|
|
27 |
Средневековые готические костюмы Коллективное панно. Обобщение темы.
|
1 |
27 неделя |
|
|
Искусство объединяет народы (7 часов)
|
|
||||
28 |
Все народы воспевают материнство. |
1 |
28 неделя |
|
|
29 |
Все народы воспевают мудрость старости. |
1 |
29 неделя |
|
|
30 |
Сопереживание. |
1 |
30 неделя |
|
|
31 |
Герои борцы и защитники. |
1 |
31 неделя |
|
|
32 |
Герои борцы и защитники. |
1 |
32 неделя |
|
|
33 |
Юность и надежды. |
1 |
33 неделя |
|
|
34 |
Искусство народов мира. Итоговый урок. |
1 |
34 неделя |
|
|
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 26.08.2019 г. № 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А. Ловицкая
26.08.2019 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.