Рабочая программа по изобразительному искусству
Оценка 4.8

Рабочая программа по изобразительному искусству

Оценка 4.8
Документация
docx
изобразительное искусство +1
4 кл
29.10.2018
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Изобразительное искусство. 1-4 классы» под редакцией Б.М. Неменского для основной школы, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 ). Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по «Изобразительному искусству» и авторской программой учебного курса.
изо.docx
1. Пояснительная записка. 2. Содержание учебного предмета 3. Календарно – тематическое планирование Оглавление Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы по курсу «Изобразительное искусство. 1­4 классы» под редакцией Б.М. Неменского   для   основной   школы,   соответствующей   Федеральному   государственному   образовательному   стандарту   общего   образования (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1­4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. 2­е изд. – М.: Просвещение, 2013 ). Содержание   программы   направлено   на   освоение   учащимися   базовых   знаний   и   формирование   базовых   компетентностей,   что соответствует   основной   образовательной   программе   общего   образования.   Она   включает   все   темы,   предусмотренные   федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по «Изобразительному искусству» и авторской программой учебного курса. Цели и задачи учебного курса: Цели курса:   воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази тельному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;   развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;   освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно­прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;    овладение   элементарной   художественной   грамотой;   формирование   художественного   кругозора   и   приобретение   опыта   работы   в различных видах художественно­творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Задачи:   совершенствование эмоционально­образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;    развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);   формирование навыков работы с различными художественными материалами. В авторскую программу не внесены изменения.          Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения   тем   и   разделов   с   учётом   межпредметных   и   внутрипредметных   связей,   логики   учебного   процесса,   возрастных   особенностей учащихся.  Место предмета в базисном учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе учебно­методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно­познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках. В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно­воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.  Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности  На уроках изобразительного искусства формируются умения:  ♦  воспринимать окружающий мир и произведения искусства;  ♦  выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений; ♦  анализировать результаты сравнения; ♦  объединять произведения по видовым и жанровым признакам; ♦  работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа; ♦  решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении; ♦ ♦  создавать творческие работы на основе собственного замысла;  формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять  работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);  работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;  участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;   конструировать из бумаги макеты детских книжек;  складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции  ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ (создание игрушечного транспорта);  передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека. Учебно­методической комплекс Учебник:  Неменская Л.А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник. 4 класс.­ М.:  Просвещение, 2008    Планируемые результаты универсальных учебных действий Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (Основание ФГОС, учебная программа). Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;    сформированность   эстетических   чувств,   художественно­творческого   мышления,   наблюдательности   и   фантазии;   эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;   умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:    освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового   характера;   овладение   умением   творческого   видения   с   позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;    формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;    использование   средств   информационных   технологий   для   решения   различных   учебно­творческих   задач   в   процессе   поиска дополнительного   изобразительного   материала,   выполнение   творческих   проектов,   отдельных   упражнений   по   живописи,   графике, моделированию и т. д.;   умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;   осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные   результаты   характеризуют   опыт   учащихся   в   художественно­творческой   деятельности,   который   приобретается   и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:  овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;    овладение   элементарными   практическими   умениями   и   навыками   в   различных   видах   художественной   деятельности   (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);    знание   видов   художественной   деятельности:   изобразительной   (живопись,   графика,   скульптура),   конструктивной   (дизайна   и архитектура),   декоративной   (народных   и   прикладные   виды   искусства);   знание   основных   видов   и   жанров   пространственно­визуальных искусств;   понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира   применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно­творческих работ; способность использовать в художественно­творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;    способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;   умение   обсуждать   и   анализировать   произведения   искусства,   выражая   суждения   о   содержании,   сюжетах   и   выразительных средствах;    усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;   умение видеть проявления визуально­пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;   способность передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;     умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам)  народов,  передача  особенностей понимания ими красоты природы, человека,  народных традиций;  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса На уроках изобразительного искусства формируются следующие умения:  ­ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;  ­ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых  художественных произведений;  ­ анализировать результаты сравнения;  ­ создавать творческие работы на основе собственного замысла;  ­ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах  (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий  результат);  Учащиеся должны знать:  ­ основные виды и жанры изобразительных искусств;  ­ основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);  ­ выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;  ­ наиболее крупные художественные музеи России;  ­ известные центры народных художественных ремесел России; Учащиеся должны уметь:  ­ пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш,  тушь), уметь использовать коллажные техники;  ­ видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного  изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;  Учащиеся должны уметь  пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;  ­ видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер  освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;  ­ создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по  воображению;   Особенности организации контроля по изобразительному искусству Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу. Этапы оценивания детского рисунка решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; владение техникой: как обучающийся пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.      «5» ­ поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок,  работа выразительна и интересна. «4» ­ поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. «3» ­ поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. «2» ­ поставленные задачи не выполнены. Учёт ошибок и оценка работ Содержание учебного предмета                                                                              ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА (9ч.)  Пейзаж родной земли Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. Материалы: гуашь, мелки, бумага. Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников­пейзажистов. Музыкальный ряд: русские народные песни. Образ традиционного русского дома (избы) Знакомство   с   конструкцией   избы,   значение   ее   частей.   Задание:   моделирование   из   бумаги   (или   лепка)   избы.   Индивидуально­ коллективная работа. Материалы:   бумага,   картон,   ножницы;   пластилин,   стеки. Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев. Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. Украшения деревянных построек и их значение Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти). Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек. Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское  народное  искусство»,  «Деревянное  зодчество  Руси». Литературный ряд: В. Белов. «Лад». Деревня — деревянный мир Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение     деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа. Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы. Образ красоты человека У   каждого   народа   складывается   свой   образ   женской   и   мужской   красоты.   Это   выражает   традиционная   народная   одежда.   Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). Изображение   женских   и  мужских  народных  образов  индивидуально  или  для   панно.  Фигуры  вклеивает   в  панно  группа   «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби­на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других. Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова. Музыкальный ряд: народные песни. Народные праздники Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства. Литературный   ряд: И.   Токмакова.   «Ярмарка». Музыкальный   ряд: Р.   Щедрин.   «Озорные   частушки»;   Н.   Рим­ский­Корсаков. «Снегурочка».                                                                ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.) Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город­крепость Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа. Материалы: бумага,   ножницы,   клей   или   пластилин,   стеки. Зрительный   ряд: репродукции   произведений   А.   Васнецова,   И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители Моделирование   всего   жилого   наполнения   города.   Завершение   «постройки»   древнего   города.   Возможный   вариант:   изображение древнерусского города. Материалы: тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.  Древнерусские воины­защитники Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы:гуашь, бумага. Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг. Древние города Русской земли Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага. задания. Узорочье теремов Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти. Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина. Праздничный пир в теремных палатах Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова. Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского­Корсакова.                                                                  КАЖДЫЙ  НАРОД —ХУДОЖНИК (10 ч.) Братья­Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. Художественные   культуры   мира   —   это   не   история   искусств   этих   народов.   Это   пространственно­предметные   миры   культуры,   в которых выражается душа народа. Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад­мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.). Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. Образ художественной культуры Древней  Греции Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным,   спортивно   развитым   человеком   —   особенность   Древней   Греции.   Изображение   фигур   олимпийских   спортсменов   (фигуры   в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). Гармония   человека   с   окружающей   природой   и   архитектурой.   Представление   о   дорической   («мужественной»)   и   ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага. Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов. Литературный ряд: мифы Древней Греции. Образ художественной культуры Японии Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. Коллективное панно «Праздник цветения  сакуры»  или «Праздник хризантем». Отдельные  фигуры  выполняются  индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо­кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии. Литературный ряд: традиционная японская поэзия. Образ художественной культуры средневековой Западной Европы Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения  архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата­Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные. ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.) Последняя   тема   завершает   программу   начальной   школы,   заканчивается   первый   этап   обучения.   Педагогу   необходимо   завершить основные линии осознания  искусства ребенком. Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать:прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. Теперь   задачи   принципиально   меняются,   они   как   бы противоположны—от представлений   о   великом   многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.. Все народы воспевают материнство Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу. Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др. Музыкальный ряд: колыбельная песня. Все народы воспевают мудрость старости Есть   красота   внешняя   и   внутренняя   —   красота   душевной   жизни,   красота,   в   которой   выражен   жизненный   опыт,   красота   связи поколений. Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко. Сопереживание — великая тема искусства С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти. Зрительный ряд: С.  Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына». Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз   памятника   герою,   выбранному   автором  (ребенком). Материалы: пластилин, стеки. Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков. Юность и надежды Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Материалы: гуашь или пастель, бумага.                                       \ Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д.     Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д. Зрительный   ряд: лучшие   работы   за   год   или   за   всю   начальную   1   школу,   коллективные   панно,   собранный   детьми   по   темам искусствоведческий материал.      Литературно­музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.                                                                                   Дата  по  плану Дата  по  факту №  урока Тема урока Кол­ во  часов Тип/форма урока Планируемые результаты обучения Освоение  предметных  знаний УУД 1­2 Рисование на тему «Пейзаж  родной земли». Раздел 1. Истоки родного искусства (8 часов) Уметь различать  2 основные и  составные, теплые  и холодные цвета;  использовать  художественные  Усвоение новых  знаний. Систематизация и  обобщения знаний  и умений. Предметные:Знание  характерных черт родного пейзажа. Знание  художников,  изображающих  природу.Умение  Виды и  формы  контроля Выставка  рисунков. материалы: гуашь,  цветные  карандаши,  акварель, бумага;  применять  основные средства  художественной  выразительности в  рисунке и  живописи (с  натуры, по памяти  и воображению) 3 4 Образ  традиционного  русского дома  (избы) Украшение  деревянных  построек и их  значение 1 1 Усвоение новых  знаний. Усвоение новых  знаний. Уметь  использовать  различные  художественные  материалы Уметь передавать  красоту линий,  формы, цветовых  оттенков объектов  в  нарисовать пейзаж по  памяти. Личностные:  Формирование чувства  гордости за культуру и  искусство Родины, своего  народа. Формирование  понимания особой роли  культуры и искусства в  жизни общества и каждого отдельного человека. Метапредметные:  Наблюдать природу и  природные явления.  Планировать и грамотно  осуществлять учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей,  находить варианта  решений различных  художественно­ творческих задач. Предметные:Знание  устройства русской избы,  украшение избы. Умение создать образ  избы. Овладение навыками конструирования из  бумаги  конструкции избы. Создавать коллективное 5 6 Деревня ­  деревянный мир. 1 Усвоение новых  знаний. Образ красоты  человека(женский образ). 1 Усвоение новых  знаний. действительности  и в изображении Уметь  анализировать,  создавать панно,  живописные  работы Знать основные  элементы  изображения  человека в  движении панно способом  объединения коллективно  сделанных изображений.  Личностные:  Формирование чувства  гордости за культуру и  искусство Родины, своего  народа. Формирование  понимания особой роли  культуры и искусства в  жизни общества и каждого отдельного человека. Метапредметные:  Участвовать в совместной  творческой деятельности  при выполнении учебных и практических работ,  реализации проектов.  Умение осуществлять  самоконтроль и  корректировку хода  работы и конечного  результата. Предметные:Знание  устройства русской избы,  украшение избы. Умение создать образ  избы в пейзаже.   Изображать живописными  средствами образ русской  избы и других  традиционных построек  Защита  проектов Выставка  рисунков деревни. Знание традиционной  национальной одежды,  роль головного убора,  украшения в народном  костюме. Умение создать  женский народный образ.  Знание художников  изображающих женские  портреты в русских  национальных костюмах.  Характеризовать и  эстетически оценивать  образы в произведениях  художников. Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  русского народа  Метапредметные: Умение осуществлять  поиск информации,  используя  материалы  представленных картин и  учебника, выделять этапы  работы. Овладевать  основами живописи. Предметные:Знание  устройства русской избы,  украшение избы. Умение создать образ  Выставка  рисунков 7 Образ красоты  человека(мужской образ). 1 Комбинированный урок Уметь  изображать человека в  движении,  различать основные и  составные, теплые  и холодные цвета избы в пейзаже.   Изображать живописными  средствами образ русской  избы и других  традиционных построек  деревни. Знание традиционной  национальной одежды,  роль головного убора,  украшения в народном  костюме. Умение создать  женский народный образ.  Знание художников  изображающих женские  портреты в русских  национальных костюмах.  Характеризовать и  эстетически оценивать  образы в произведениях  художников. Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  русского народа  Метапредметные: Умение осуществлять  поиск информации,  используя  материалы  представленных картин и  учебника, выделять этапы  работы. Овладевать 8 Народные  праздники 1 Усвоение новых  знаний. Уметь выполнять  наброски людей в  движении;  использовать  новые и цветовые  контрасты Выставка  рисунков основами живописи. Предметные:Знание  несколько произведений  на темы народных  праздников. Создание  коллективного панно на  тему народных  праздников. Овладение  элементарными  основами  композиции. Умение использовать  различные приемы и  способы выразительности  при создании панно.  Личностные:  Формирование навыков  коллективной  деятельности.  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  русского народа  Метапредметные:  Участвовать в совместной  творческой деятельности  при выполнении учебных и практических работ,  реализации проектов.  Умение осуществлять  самоконтроль и  корректировку хода  работы и конечного Раздел 2.   Древние города твоей земли – 7ч 9 Древнерусский  город крепость 1 Усвоение новых  знаний. Знать   закономерности  линейной и  воздушной  перспективы,  светотени,  цветоведения как  выразительные  средства  аппликации Коллективное панно результата. Предметные: Знание  понятия «макет», как  выбиралось место для  постройки крепостной  стены, башни, ворот.   Знать конструкцию  внутреннего пространства  древнего русского города. Умение конструировать  крепостные башни, ворота Умение применять  правила работы с бумагой, планировать свои  действия в соответствии с  замыслом. Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  русского народа   Метапредметные:   Умение анализировать  образец, определять  материалы,  контролировать  и  корректировать свою  работу; оценивать по  заданным критериям;  формулировать 10 Древние соборы 1 Усвоение новых  знаний. Уметь  использовать  различную  штриховку для  выявления объема, закономерности  фронтальной и  угловой  перспективы Выполнение и защита  проектов собственное мнение и  позицию; анализировать  роль пропорций в  архитектуре. Предметные: Знание  особенности соборной  архитектуры, пропорции  соборов.  Умение объяснять, почему собор является  смысловым центром  города. Знание  конструкции, символики  частей храма, украшений  храма. Умение выполнять  групповую работу по  постройке древнего  города Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  русского народа  Метапредметные: Умение  анализировать образец,  определять материалы,  контролировать  и  корректировать свою  работу; оценивать по  заданным критериям; 11 Древний город и  его жители. 1 Усвоение новых  знаний. Уметь применять  основные средства  художественной  выразительности;  различать  основные и  составные, теплые  и холодные цвета,  использовать  художественные  материалы Выставка  рисунков формулировать  собственное мнение и  позицию; анализировать  роль пропорций в  архитектуре Предметные:     Знание  организации внутреннего  пространства кремля. Умение написать пейзаж с  церковью. Умение  передавать настроение  композиции, составлять  композицию,   последовательно её  выполнять.  Личностные  Формирование чувства  гордости за культуру и  искусство Родины, своего  народа. Формирование  понимания особой роли  культуры и искусства в  жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные: Умение  осуществлять поиск  информации, используя   материалы  представленных картин и  учебника, выделять этапы  работы. Овладевать  основами живописи 12 Древнерусские  воины защитники 1 Актуализация  знаний и умений Знать форму,  конструкцию,  соотношение  размеров частей. Уметь изображать  человека Коллективное панно Предметные:Знание, как  жили князь и его люди,  как одевались.  Умение изобразить  древнерусских воинов.  Знание различия в жизни  князя с дружиной и  торгового люда.  Овладение навыками   изображения фигуры  человека. Знание основных  структурных частей  города. Знание старинных  русские городов: Москва,  Новгород, Владимир,  Суздаль, Ростов Великий. Умение отличать эти  города  Умение завершить  коллективную работу по  созданию макета древнего  города с его жителями. Личностные:  Формирование понимания  особой роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека.  Метапредметные: Умение  создавать элементарные  композиции на заданные 13 Древние города  Русской земли. 1 Комбинированный урок Уметь различать  основные и  составные, теплые  и холодные цвета;  использовать  закономерности  линейной и  воздушной  перспективы,  светотени,  цветоведения как  выразительные  средства в  аппликации Выставка  рисунков темы графическими  материалами. Умение  использовать правила  рисования фигуры  человека. Предметные:Знание  основных структурных  частей города. Знание  старинных русские  городов: Москва,  Новгород, Владимир,  Суздаль, Ростов Великий. Умение отличать эти  города  Умение завершить  коллективную работу по  созданию макета древнего  города Личностные:  Формирование чувства  гордости за культуру и  искусство Родины, своего  народа. Формирование  понимания особой роли  культуры и искусства в  жизни общества и каждого отдельного человека Метапредметные:. Умение осуществлять поиск  информации, используя  материалы учебника,  выделять этапы работы.  Участвовать в совместной 14 Узорочье теремов. 1 Усвоение новых  знаний. Уметь рассматривать   и проводить простейший анализ произведения искусства, его определять принадлежность   к тому   или   иному жанру искусства   15 Праздничный пир  в теремных  палатах.  1 Усвоение новых  знаний. Уметь  использовать  цветовой контраст  и гармонию  творческой деятельности  при выполнении учебных  практических работ. Предметные:Знание  понятия «узорочье».  Знание роли постройки,  украшения и изображения  в создании образа  древнерусского города.  Умение изобразить  праздничную нарядность,  узорочье интерьера  терема. Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  других народов нашей  страны и мира в целом. Метапредметные:. Умение создавать элементарные  композиции на заданную  тему. Умения  использовать правила  передачи пространства на  плоскости в изображении  внутреннего убранства  палат. Предметные: Знание   картин русских  художников (А. Коровина, В. Васнецова, А.  Коллективное панно Выставка  рисунков. цветовых  оттенков,  творчески и  разнообразно  применять приемы народной кистевой росписи Рябушкина). Умение  создавать много фигурные композиции в  коллективном панно,  изображать предметный  мир праздника  «Княжеский пир Личностные:  Формирование умений  сотрудничать с  товарищами в процессе  совместной деятельности,  соотносить свою часть  работы с общим  замыслом. Метапредметные:.  Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств;  понимать ценность  искусства в гармонии  человека с окружающим  миром; моделировать  коллективное панно и  давать оценку итоговой  работе. Уметь находить  справочно­ информационный  материал по теме  и пользоваться им. 16 Образ  Раздел 3.    Каждый народ – художник – 11ч Знать основные  Усвоение новых  1 греческого храма. Коллективное художественной  культуры Древней Греции. знаний. 17 Храмы Древней  Греции. 1 Усвоение новых  знаний. 18 1 Древнегреческий  праздник.  Олимпийские  игры в Древней  Греции. Систематизация и  обобщение знаний  и умений признаки  древнегреческой   культуры. Уметь передавать  конструктивно  строение. Уметь передавать  в лепных изделиях  объемную форму,  уметь сравнивать  различные виды и  жанры  изобразительного  искусства  (графики,  живописи,  декоративно­ прикладного  искусства) Уметь  анализировать,  создавать панно,  живописные  работы панно Выставка  рисунков Выставка  рисунков Умение моделировать из   бумаги  конструкции  греческих храмов Знание  искусства  древнегреческой  вазонописи, знание  скульпторов,  изображающих богов.  Уметь изобразить  олимпийских спортсменов и участников  праздничного шествия, (фигуры в традиционных  одеждах), работать над  панно в группе Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  других народов Метапредметные: Умение  осуществлять поиск  информации, используя  материалы учебника,  выделять этапы работы.  Участвовать в  коллективной творческой  деятельности при  выполнении учебных  практических работ  19 Образ  1 Усвоение новых  Знать основные  Предметные: Знание  Подготовка и художественной  культуры Японии. знаний. признаки японской культуры.  Уметь передавать  характерные черты японского  рисунка. 20 21 22 23 24 Образ человека,  характер одежды  в японской  культуре. Японские  праздники:   «Праздник  цветения вишни». Образ  художественной  культуры Средневековой  Западной   Европы. Образ человека,  характерные  черты одежды  Средневековой  Западной   Европы. Средневековая Архитектура  Западной Европы. 1 1 1 1 1 Комбинированный Уметь  передавать конструктивно­ анатомическое строение людей. Систематизация и  обобщение знаний  и умений Усвоение новых  знаний. Комбинированный Уметь  передавать конструктивно­ анатомическое строение людей. Уметь  использовать цвето вой контраст и  гармонию  цветовых  оттенков. Знать известные  центры народных  художественных  ремесел России. Систематизация и  обобщение знаний  и умений Уметь применять  основные средства  художественной  необычной  художественной культуры Японии. Знание  особенности легких  конструкций, построек в  Японии. Умение изображать  природу через детали  Приобретать новые  умения в работе с  выразительными  средствами  художественных  материалов. Освоение новых  эстетических  представлений о  поэтической красоте  мира. Знание  представлений  о красоте японской  женщины, традиционной  народной одежде. Умение создать женский  образ в национальной  одежде в традициях  японского искусства.  Освоение новых  эстетических  представлений о  поэтической красоте  мира. Знание  защита  проектов Выставка  рисунков Выставка  рисунков Выставка  рисунков Выставка  рисунков 25 26 Образ  художественной  культуры Средней Азии. Многообразие  художественных  культур в мире.  1 1 Усвоение новых  знаний. Систематизация и  обобщение знаний  и умений выразительности в  иллюстрациях к  произведениям  литературы;  различать  основные и  составные, теплые  и холодные цвета    Уметь воссоздать  образ древнего  среднеазиатского  города —  аппликация на  цветной бумаге  или создание  макета основных  архитектурных  построек. Уметь  использовать  цветовой контраст  и гармонию  цветовых  оттенков,  творчески и  разнообразно  применять приемы народной кистевой росписи представлений  о красоте японской  женщины, традиционной  народной одежде. Умение создать женский  образ в национальной  одежде в традициях  японского Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  других народов  Формирование  эстетических  потребностей в общении с  искусством, потребности  в самостоятельной  практической  деятельности. Метапредметные: Уметь  понимать взаимосвязь  изобразительного  искусства с литературой и музыкой. Умение  осуществлять поиск  информации, используя  материалы учебника,  выделять этапы работы.  Предметные: Знание  образа готических городов средневековой Европы,  Выставка  рисунков Выставка  рисунков готические витражи.  Уметь конструировать  объемные формы,  усложняя их  декоративными деталями Умение цветом передавать пространственные планы Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  других народов.  Формирование понимания  особой роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека Метапредметные: Умение  осуществлять поиск  информации, используя  материалы учебника,  выделять этапы работы.  Участвовать в  коллективной творческой  деятельности при  выполнении панно.  Умение рационально  самостоятельно строить  творческую деятельность,  организовывать рабочее  место. Предметные: Знание общих представлений об  образах городов разных  стран, их жителях (в  разные столетия).  Умение отличать образы  городов, анализировать  эти отличия Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  других народов.  Формирование понимания  особой роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека. Метапредметные:  Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств;  понимать ценность  искусства в гармонии  человека с окружающим  миром. Уметь находить  справочно­ информационный  материал по теме  и пользоваться им. 27 Все народы воспевают Раздел 4.    Искусство объединяет народы ­ 8ч. 1 Уметь передавать  конструктивно­ Усвоение новых  знаний. Предметные: Знание  художников,  Выставка  рисунков материнство. анатомическое  строение фигуры  человека 28 Все народы  воспевают  мудрость  старости. 1 Комплексное  применение знаний и умений Уметь  использовать  цветовой контраст  и гармонию  цветовых  оттенков,  творчески и  разнообразно  применять приемы изображающих красоту  материнства. Умение  изобразить мать  и дитя. Развивать навыки  композиционного   изображения Личностные:  Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого мышления,  наблюдательности и  фантазии. Метапредметные: Умение  выражать свое отношение  к произведению  изобразительного  искусства. Участвовать в  обсуждении содержания и  выразительных средств.  Умение давать оценку  своей работе по заданным  критериям. Предметные: Знание  художников,  изображающих пожилых  людей. Знание,  что  красота – это  эстетическая и духовная  категория.  Умение найти хорошее в  повседневной жизни  Выставка  рисунков народной кистевой росписи;  сравнивать  различные виды и  жанры  изобразительного  искусства 29­30 Сопереживание­  2 великая тема  искусства. Усвоение новых  знаний. Систематизация и  обобщения знаний  и умений Знать термины  «эмблема»,  «символ».  Уметь передавать  конструктивно­ анатомическое  строение фигуры  человека;  различать  стариков; изобразить  любимых бабушку,  дедушку. Развивать  навыки восприятия  произведения искусства. Личностные:  Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого мышления,  наблюдательности и  фантазии. Метапредметные: Умение  выражать свое отношение  к произведению  изобразительного  искусства. Умение  обсуждать и  анализировать  собственную  художественную  деятельность и работы  одноклассников Предметные: Знание,  художников и полотен  Раскрывающих тему  сопереживания. Умение изобразить  рисунок с драматическим  сюжетом Личностные:  Коллективное составление  панно 31­32 Герои, борцы и  защитники. 2 Усвоение новых  знаний. Систематизация и  обобщения знаний  и умений  основные и  составные, теплые  и холодные цвета Знать известные  центры  художественных  ремесел России.  Уметь сравнивать  различные виды и  жанры  изобразительного  искусства  (графики,  живописи,  декоративно­ прикладного  искусства Формирование понимания  особой роли культуры и  искусства в жизни  общества и каждого  отдельного человека Метапредметные: Умение  выражать свое отношение  к произведению  изобразительного  искусства. Умение  обсуждать и  анализировать  собственную  художественную  деятельность и работы  одноклассников Предметные: Знание  героев Сталинградской  битвы. Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить  памятник в графике. Личностные:  Формирование  уважительного отношения  к культуре и искусству  русского народа.  Формирование чувства  гордости  за культуру и  искусство Родины, своего  народа. Метапредметные: Умение  Выполнение и защита  проекта 33 Юность и  надежды. 1 Интегрированный Выставка  рисунков планировать и грамотно  осуществлять учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей.  Умение выражать свое  отношение к  произведению  изобразительного  искусства. Предметные: Знание   основных сюжетов и тем  детства, юности в  произведениях  художников. Умение изобразить  радость детства  с  помощью графических  материалов. Личностные:  Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого мышления,  наблюдательности и  фантазии. Метапредметные: Умение  осуществлять поиск  информации, используя   материалы  представленных картин и  учебника, выделять этапы  работы. Овладевать  Знать известные  центры  художественных  ремесел России. Уметь различать  основные и  составные, теплые  и холодные цвета;  использовать  цветовой контраст  и гармонию  цветовых  оттенков,  творчески и  разнообразно  применять приемы народной кистевой росписи 1 Актуализация  знаний и умений 34 Искусство  народов мира.  Обобщение по  теме   « Искусство  объединяет  народы». Выставка  рисунков Уметь применять  основные средства  художественной  выразительности в  иллюстрациях к  произведениям  литературы;  узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  отечественных и  зарубежных  художников,  называть их  авторов;  сравнивать  различные виды и  жанры  изобразительного  искусства  основами владения  графическими  материалами.  Предметные:  Знание  видов искусств, жанров  искусств, главные  художественные музеи  России, знание  художников. Уметь  выполнить коллективный  коллаж, Личностные   Формирование  эстетических чувств,  художественно­ творческого мышления,  наблюдательности и  фантазии. Формирование  понимания особой роли  культуры и искусства в  жизни общества и каждого отдельного человека  Метапредметные:   Участвовать в обсуждении содержания и  выразительных средств;  понимать ценность  искусства в гармонии  человека с окружающим  миром.

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа по изобразительному искусству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018