Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: « Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Н. А. Горяева, под ре. Б.М. Неменского (2010 год).
Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этих этапов.
Рабочая программа включает в себя: общую характеристику учебного предмета, результаты изучения курса (личностные, метапредметные и предметные), тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся ,планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа рассчитана на 1 год – 35 часов. Она предполагает сочетание теоретических знаний и практических умений.
Основной целью школьного предмета «Изобразительное искусство» 5 класса в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования является: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительное восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им.В.С.Завойко»
Петропавловск Камчатского городского округа
Согласовано
зам.директора по УВР
____________/__________
_
Утверждаю
директор
_______/___________
Рассмотрено
на заседании ШМО
руководитель
________/__________
__
Протокол № от
«__»_______20___г.
Образовательная программа
По внеурочной деятельности
« Чертеж»
Разработана
учителем изобразительного
искусства
Борисовой Юлией
Борисовной
ПетропавловскКамчатский
2015г.Образовательная программа
По внеурочной деятельности
«Чертёж»1.Пояснительная записка
Программа кружка «Чертёж» относиться к научно – познавательному
направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В школьном курсе есть предмет «Черчение». Его изучение имеет большое
значение в формировании графической культуры учащихся, развитии
мышления. А так же творческого потенциала. Черчение воспитывает
способность и стремление к творчеству, конструированию, рационализации,
развивает графическую грамотность, внимание и наблюдательность,
аккуратность и точность, самостоятельность и плановость важнейшие
элементы культуры труда, развивающие эстетический вкус.
Кружок «Чертёж» направлен на развитие творческих способностей,
пространственного воображения, образного мышления обучающихся и
повышение их интереса к изучению черчения. Он стимулирует
самостоятельную деятельность и работу в коллективе, углубляет содержание
основного курса черчения. Усиливает его прикладную направленность.
Актуальность данного кружка возрастает в связи с модернизацией
образования.
Формирование графической культуры и творческих
способностей обучающихся относится в настоящее время к числу наиболее
актуальных вопросов образования.
Программа кружка открывает реальные возможности для развития
творческой деятельности обучающихся в процессе изучения кружка
«Чертёж». Данная программа является переходной ступенью между
преподаванием в школе изобразительного искусства и черчения. Программа
по графике включает в себя изучение некоторых теоретических положений по
курсам геометрии и черчения и закрепление данного материала при
выполнении рисунков. Рабочая программа по кружку «Чертёж» составленана основе программы по черчению под редакцией А.Д. Ботвинников, Москва,
издательство «Просвещение»1998 год.
Цель программы:
Курс программы носит общеобразовательный
характер и ставит своей целью дать учащимся знания основ теории
изображения предметов на плоскости, а так же научить навыкам чтения и
выполнения эскизов, чертежей, наглядных изображений, с использованием
условностей, установленных стандартами Единой системы конструкторской
документации (ЕСКД).
Задачи программы:
Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и
построения аксонометрических изображений.
Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными
обозначениями, установленными государственными
изображениями и
стандартами.
Способствовать развитию пространственных представлений, научить
анализировать форму и конструкцию предметов и их графические
изображения, читать и выполнять эскизы и чертежи деталей, не сложные
сборочные и строительные чертежи.
Развивать навыки культуры труда: уметь организовать рабочее место,
применять рациональные приёмы работы чертёжными инструментами,
соблюдать аккуратность и точность в работе.
Для осуществления указанных задач программа предусматривает
изучение теоретических положений, выполнения упражнений, обязательный
минимум графических и практических работ. Указанные в программе
практические и графические работы являются обязательными по количеству
и содержанию. Содержание упражнений и количество запланировано исходя
из материала изучаемой темы, а также подготовки учащихся. На упражнения
и графические работы отводиться большая часть времени.
Программа предусматривает межпредметные связи. В процессе
ознакомления с геометрическими построениями используются знания и
умения, полученные на уроках геометрии. В процессе изучения методов
графических изображений используется опыт учащихся, приобретенный назнаниях
изобразительного искусства. Связь с трудовым обучением
выражается в применении таких общих приёмов работы, как чтение чертежей,
приводятся в систему и обогащаются графические знания при выполнении
эскизов деталей с натуры.
Формой организации учебной деятельности является внеклассное
занятие. Применительно к внеклассным занятиям по черчению наиболее
употребительной является форма так называемого комбинированного урока,
где наряду с объяснением учителя в качестве важной составной части
выступает проведение практической работы, как форма закрепления
полученных знаний.
Метод обучение, то есть способ сообщения знаний, на уроках черчения
используется словесный, наглядный и практический.
Словесный метод устное изложение учителем учебного материала в
форме лекции беседы, сопровождающие построения на классной доске.
Наглядный метод демонстрация по ходу урока учебно наглядных
пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей, натуральных объектов.
Практический метод – чтение и самостоятельное выполнение
учащимися эскизов и чертежей, различных графических упражнений,
способствующих закреплению знаний и выработке практических навыков.
Все три метода обучения являются ведущим признаком двухстороннего
процесса учительученик.
Все графические упражнения и графические работы выполняются
учащимися карандашом. Упражнения выполняются в рабочей тетради,
чертежи на формате чертёжной бумаги А4 с применением чертёжных
инструментов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
основы прямоугольного проецирования на три плоскости проекций и
иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических
изображений;
изученные правила выполнения чертежей и приёмы построения
основных сопряжений.Учащиеся должны уметь:
рационально использовать чертёжные инструменты;
анализировать форму предметов;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения
несложных предметов
выбирать необходимое количество видов на чертежах.
Данная программа предназначена для учащихся от 12 до 15 лет. Формы и
методы организации деятельности учащихся ориентированы на их
индивидуальные и возрастные особенности.
Срок реализации программы 1 год.
2.Учебнотематический план
Тема занятия
Учебная
неделя
1 неделя Учебный предмет
«Черчение». Правила
оформления чертежа.
Содержание упражнений
и практических работ
Наглядные пособия
Приёмы работы с
чертёжными
инструментами. формат,
Машиностроительные
чертежи. Таблица
«Правила2 неделя Понятие о
государственных
стандартах. Основные
линии чертежа.
Графическая работа №1
«Линии чертежа».
3 неделя
4 неделя Нанесение размеров на
чертеже. Масштаб.
5 неделя Чертеж плоской детали.
6 неделя
Графическая работа №2
«Чертёж плоской
детали».
7 неделя Чертёжный шрифт.
Основные сведения.
8 неделя Проецирование.
Центральное и
параллельное
проецирование.
9 неделя Проецирование на одну
плоскость проекций.
10 неделя Проецирование на две
плоскости проекций
рамка и основная надпись.
(рабочая тетрадь)
Линии чертежа.
( Рабочая тетрадь).
оформления
чертежа».
Учебная таблица
«Линии чертежа».
Индивидуальные карточки
задания по теме «Линии
чертежа». Лист формата
А4.
Выносная и размерная
линии, стрелка, знаки
диаметра, радиуса,
квадрата, написание и
расположение размерных
чисел.
Выполнение чертежа
плоской детали с
использованием масштаба
увеличения и уменьшения.
Учебник по черчению,
рис.36.( Рабочая тетрадь)
Индивидуальные карточки
задания» Чертежи плоских
деталей. Лист формата А4
Начертание букв и цифр.
(Рабочая тетрадь).
Примеры построения
центрального и
прямоугольного
проецирования. (Рабочая
тетрадь)
Геометрические
построения
прямоугольного
проецирования. (Рабочая
тетрадь).
Выполнение чертежа
предмета на две плоскости
по модели и наглядному
изображению. (Рабочая
тетрадь).
Учебная таблица
«Линии чертежа».
Учебная таблица
«Правила нанесения
размеров на чертеже»,
учебный чертёж на
доске.
Наглядное пособие.
Плоская деталь
«Прокладка».
Образец выполнения
графической работы.
Учебник по черчению.
Рис.25
Учебные чертежи на
доске. Учебник по
черчению.
Рис.40,41,42.
Учебная таблица
«Проецирование»
Модель предмета,
наглядное
изображение,
выполненное на
доске, учебная
таблица.11 неделя Решение творческих
задач.
12 неделя Проецирование на три
плоскости проекций.
13 неделя Графическая работа №3
«Моделирование по
чертежу»
14 неделя Аксонометрические
проекции: диметрия и
изометрия
15 неделя Аксонометрические
проекции плоскогранных
предметов.
16 неделя Необходимое и
достаточное количество
видов на чертеже.
Понятие о местных
видах.
17 неделя Аксонометрические
проекции предметов с
цилиндрическими
элементами.
18 неделя Технический рисунок
Решение задач на
составление чертежей с
наглядными
изображениями предметов,
имеющих общую
ортогональную проекцию.
(Рабочая тетрадь).
Выполнение изображения
предметов на три
плоскости проекций по
наглядному изображению.
(Рабочая тетрадь).
Моделирование предмета
из картона по чертежу.
Построение осей
аксонометрических
проекций. Аксонометрия
плоских фигур. (Рабочая
тетрадь).
Выполнение чертежей
плоскогранных предметов
в изометрии и диметрии.
(Рабочая тетрадь).
Построить местный вид по
заданному чертежу.
(Рабочая тетрадь).
Построение
изометрической проекции
окружности. (Рабочая
тетрадь)
Выполнение технических
рисунков плоскогранных
предметов и предметов с
цилиндрическими
Индивидуальные
карточки – задания.
На доске чертеж
предмета в трех видах
и модель,
выполненная из
картона.
Учебный плакат.
Учебный чертёж на
доске.
Индивидуальные
карточки задания. На
доске чертеж
предмет в трех видах
и модель,
выполненная из
картона.
Учебный плакат.
Учебник по черчению,
рис.61.
Учебный плакат.
Учебник по черчению.
Учебный плакат.
Чертёж на доске.
(Задание по
техническому
черчению №6, вариант
4)
Учебный плакат.
Учебный чертёж на
доске. Учебник по
черчению, рис.65 (а, б,
в).
Учебный плакат.
Модели деталей.
Учебный рисунок на
доске.19
20 недели
Чертежи и
аксонометрические
проекции
геометрических тел.
Построение проекций
точек на поверхности
предметов.
21 неделя Чертёж группы
геометрических тел.
22 неделя Анализ геометрической
формы предмета
23 неделя Графическая работа №4
«Чтение чертежей»
24
25 недели
Графическая работа №5
«Чертежи и
аксонометрические
проекции предметов с
выделением проекций
точек, рёбер, граней»
26 неделя Графическая работа №6
« Эскиз и технический
рисунок детали»
27 неделя Общие понятия о
преобразовании формы
предмета.
28 неделя Графическая работа №7
«Чертёж предмета в трех
видах с преобразованием
формы».
элементами. (Рабочая
тетрадь)
Выполнение чертежей
геометрических тел,
построение аксонометрии
и проекций точек.
(Рабочая тетрадь)
Чтение и выполнение
чертежа группы
геометрических тел.
(Рабочая тетрадь)
Письменное описание
геометрической формы
предмета. (Рабочая
тетрадь)
Индивидуальные карточки
задания, или учебник по
черчению, рис. 146(а, б).
Ответить письменно на
вопросы к чертежу.
(Рабочая тетрадь)
Индивидуальные
карточки задания.
Чертёжный лист формата
А4.
Учебник по черчению,
страницы 6265.
Учебные таблицы.
Учебный плакат.
Учебные чертежи на
доске.
Учебные плакаты.
Модели предметов.
Образец выполнения
графической работы.
Образец выполнения
графической работы.
Учебные модели. (Рабочая
тетрадь)
Образец выполнения
графической работы.
Выполнение чертежа
предмета с
преобразованием его
формы. (Рабочая тетрадь).
Учебник по черчению
рис.150(а, б), 151 (а, б)
Индивидуальные
карточки задания. Чертёж
предмета в трех видах.
Чертёжный лист формата
А4.
Учебный чертеж на
доске.
Образец выполнения
графической работы.29 неделя Графический диктант.
30 неделя Геометрические
построения. Сопряжение.
31 неделя Графическая работа №8
«Сопряжение»
32 неделя Графическая работа №9
«Построение третьей
проекции по двум
заданным"
33 неделя Графическая работа №10
«Эскиз детали с
включением элемента
конструирования»
34 неделя Графическая работа №11
«Чертеж предмета»
35 неделя Обобщение графических
знаний.
36 неделя Урок резерв
Выполнение чертежа
детали по описанию.
Индивидуальные карточки
задания. Чертёж предмета
в трех видах. Чертёжный
лист формата А4.
Сопряжение прямого,
тупого и острого углов.
Чертеж детали с
использованием
сопряжений. (Рабочая
тетрадь).
Чертеж детали с
использованием
сопряжения.
Индивидуальные карточки
– задания. Формат А4.
Индивидуальные карточки
– задания. Чертежный лист
формата А4.
Выполнение эскиза детали
по индивидуальным
карточкам заданиям или
учебник по черчению
рис.156, 158, 159. (Рабочая
тетрадь).
Выполнение чертежа
предмета по
аксонометрической
проекции.
Индивидуальные карточки
задания, или учебник по
черчению, рис. 160.
Чертежный лист формата
А4.
Анализ чертежей,
наглядных изображений,
схем.
Пример выполнения
задания.
Учебный плакат,
учебный чертеж на
доске. Учебник по
черчению, рис.132.
Образец выполнения
графической работы.
Образец выполнения
графической работы.
Образец выполнения
графической работы.
Образец выполнения
графической работы.
Учебные таблицы,
схемы, чертежи.3. Содержание образовательной программы
1. Учебный предмет «Черчение». Правила оформления чертежа.
Учебный предмет черчение; значение чертежей в проектной деятельности
человека; история развития чертежа; графические изображения; чертежные
инструменты, материалы и принадлежности; организация рабочего места; правила
оформления чертежей.
2. Понятие о государственных стандартах. Основные линии чертежа.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; понятие о стандартах
ЕСКД; форматы; основная надпись чертежа; линии чертежа.
3. Графическая работа №1 «Линии чертежа».
4.Нанесение размеров на чертеже. Масштаб.
Правила нанесения размеров на чертеже; линейные и угловые размеры; диаметр;
радиус.
5.Чертеж плоской детали.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; нанесения размеров на
чертеже;
6.Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали».
7.Чертёжный шрифт. Основные сведения.
Понятие о стандартах ЕСКД; форматы; основная надпись чертежа; чертежный
шрифт; наклон букв, цифр, знаков чертежного шрифта.
8.Проецирование. Центральное и параллельное проецирование.
Общие сведения о проецировании; проекция точки; плоскость проекции;
проецирующий луч; центральное и параллельное проецирование; перспектива;
прямоугольное и косоугольное проецирование.
9. Проецирование на одну плоскость проекций.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; линии чертежа;
плоскость проекций; фронтальная плоскость.10. Проецирование на две плоскости проекций
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; плоскость проекций;
фронтальная плоскость; горизонтальная плоскость; ось проекций.
11.Решение творческих задач.
Значение чертежей в проектной деятельности человека; графические
изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности; организация
рабочего места; правила оформления чертежей.
12.Проецирование на три плоскости проекций.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; плоскость проекций;
фронтальная плоскость; горизонтальная плоскость; ось проекций, профильная
проекция; чертеж в системе прямоугольных проекций.
13. Графическая работа №3 «Моделирование по чертежу»
14.Аксонометрические проекции: диметрия и изометрия
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; косоугольная
фронтальная диметрическая проекция; прямоугольная изометрическая проекция;
аксонометрические проекции.
15.Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; аксонометрические
проекции; положение осей; проекции плоских фигур; проекции плоскогранных
предметов.
16.Необходимое и достаточное количество видов на чертеже. Понятие о
местных видах.
Графические изображения;
чертежные инструменты,
материалы и
принадлежности; организация рабочего места; правила оформления чертежей;
правила расположения видов; вид; вид спереди, вид сверху и вид слева; местный вид.
17.Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; косоугольная
фронтальная диметрическая проекция; прямоугольная изометрическая проекция;аксонометрические проекции. Фронтальные диметрические проекции окружностей;
изометрические проекции окружностей; эллипс; овал.
18.Технический рисунок
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; технический рисунок.
1920.Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Построение
проекций точек на поверхности предметов.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; косоугольная
фронтальная диметрическая проекция; прямоугольная изометрическая проекция;
аксонометрические проекции;
анализ геометрической формы предмета;
проецирование куба и прямоугольного параллепипеда;
проецирование
прямоугольной и шестиугольной призм; проецирование правильной четырехугольной
пирамиды; проецирование цилиндра и конуса; проекции шара;
21.Чертёж группы геометрических тел.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; косоугольная
фронтальная диметрическая проекция; прямоугольная изометрическая проекция;
аксонометрические проекции; анализ геометрической формы предмета; проекции
группы геометрических тел.
22.Анализ геометрической формы предмета
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; косоугольная
фронтальная диметрическая проекция; прямоугольная изометрическая проекция;
аксонометрические проекции; анализ геометрической формы предмета;
23.Графическая работа №4 «Чтение чертежей»
Графические изображения;
чертежные инструменты,
материалы и
принадлежности; организация рабочего места; правила оформления чертежей; чтение
и выполнение чертежей; анализ геометрической формы.
24.Графическая работа №5
25.«Чертежи и аксонометрические проекции предметов с выделением проекций
точек, рёбер, граней»Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; косоугольная
фронтальная диметрическая проекция; прямоугольная изометрическая проекция;
аксонометрические проекции. Фронтальные диметрические проекции окружностей;
изометрические проекции окружностей; эллипс; овал; проекции вершин, ребер и
граней предмета.
26.Графическая работа №6 « Эскиз и технический рисунок детали»
27.Общие понятия о преобразовании формы предмета.
Графические изображения; чертежные инструменты, материалы и принадлежности;
организация рабочего места; правила оформления чертежей; способ построения
изображения на основе анализа формы предмета; последовательность построения
видов на чертеже детали.
28.Графическая работа №7 «Чертёж предмета в трех видах с преобразованием
формы».
29.Графический диктант.
Индивидуальные карточки – задания; графические изображения; чертежные
инструменты, материалы и принадлежности; организация рабочего места; правила
оформления чертежей
30. Геометрические построения. Сопряжение.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей; анализ
графического состава изображений; деление окружности на равные части;
сопряжение; центры сопряжений; применение геометрических построений на
практике.
31.Графическая работа №8 «Сопряжение»
32.Графическая работа №9 «Построение третьей проекции по двум заданным"
33.Графическая работа №10 «Эскиз детали с включением элемента
конструирования»
34.Графическая работа №11 «Чертеж предмета»
35.Обобщение графических знаний.
Учебный предмет черчение; значение чертежей в проектной деятельности человека;
история развития чертежа; графические изображения; чертежные инструменты,
материалы и принадлежности; организация рабочего места; правила оформления
чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД; форматы; основная надпись чертежа;
чертежный шрифт; наклон букв, цифр, знаков чертежного шрифта; общие сведения опроецировании; проекция точки; плоскость проекции; проецирующий луч;
центральное
и параллельное проецирование; перспектива; прямоугольное и
косоугольное проецирование; линии чертежа; плоскость проекций; фронтальная
плоскость; плоскость проекций; фронтальная плоскость; горизонтальная плоскость;
ось проекций; профильная проекция; чертеж в системе прямоугольных проекций;
положение осей; проекции плоских фигур; проекции плоскогранных предметов; вид;
вид спереди, вид сверху и вид слева; местный вид; фронтальные диметрические
проекции окружностей; изометрические проекции окружностей; эллипс; овал;
технический рисунок; анализ геометрической формы предмета; проецирование куба
и прямоугольного параллепипеда; проецирование прямоугольной и шестиугольной
призм; проецирование правильной четырехугольной пирамиды; проецирование
цилиндра и конуса; проекции шара; проекции группы геометрических тел;
фронтальные диметрические проекции окружностей; изометрические проекции
окружностей; эллипс; овал; проекции вершин, ребер и граней предмета.
36.Урок резерв
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ
1.
Астрель. Москва 2011
2.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое
пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С
«Черчение. 78 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
3.
класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
.Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9