В программе описаны формы, методы и приемы обучения детей в подготовительной к школе группе по конструированию. Данная программа написана для воспитателей дошкольных учреждений, которые работают по программе "От рождения до школы". Я думаю программа будет незаменимым помощником в работе по обучению.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города РостованаДону «Детский сад № 175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по конструированию
из строительного материала
для детей 67 лет
Автор Л.В Куцакова «Конструирование
из строительного материала» (Конспекты)
(в рамках УМК основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
(подготовительная к школе группа)
Авторы – составители:
Городецкая С.В.Нормативные основания рабочей программы:
20172018 гг.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным
программам дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в
образовательной организации (письмо Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. №
24/4.1.15025/М);
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо
по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия
61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Особенности детей старшей группы «Радуга»
На начало учебного года в группе 37 человек – 18 девочек (45%) и 25 мальчиков (55%).
Старшая группа от 5 до 6 лет.
По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:
16 детей имеют I группу здоровья;
26 детей имеют II группу здоровья из них: 3 ребенка IIб; 1 ребенок IIа;
1 ребенок имеет III группу здоровья.
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 36 семей (88%) – полные семьи,
5 семей (12%) – неполные семьи.
Уровень жизни детей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы:
русские – 41 семья (95%),
другой национальности – 2 семьи (5%).
В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на
вопросы охотно.
По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне 75%, однако в
группе имеются 3 % детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения
программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.
Наиболее низкие результаты по образовательным областям 15%, 19% показали области –
социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания
будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше
заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.
На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские
отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети
активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада,
интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в
воспитании и развитии детей.
Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят
слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона.
Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем
пополняется.Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С
удовольствием занимаются физической культурой.
В течение этого учебного 20182019 года будут также продолжаться регулярные занятия и
наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие возрасту
достижения и знания ребенка и к концу года.
Пояснительная записка.
Благодаря конструированию быстро совершенствуется навыки и умения,
умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми
навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая
моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают
ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Направленность программы – художественно – эстетическое развитие
детей.
Задачи по конструированию:
развивать фантазию, воображение, активное стремление к созидательной
деятельности, желание экспериментировать, изобретать;
развивать пространственное, логическое, математическое мышление и память.
создавать постройки по рисунку, модели, схеме, словесному описанию.
Объем программы составляет 18 (академических) часов, занятия
проводятся 1 раз в 2 недели по 30 минут.
Образовательная деятельность по художественноэстетическому
развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой
половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно
образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
НОД (занятия)
беседы,
наблюдения,
игровые занятия,
элементарные опыты,
экскурсии и рассматривание конструкций зданий,
проблемноигровые ситуации, викторины, сочинение загадок и сказок,
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок схем и
моделей построек, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений
искусства и архитектуры, обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
Специфическая предметнопространственная развивающая среда в
группе, организованная в виде разграниченных зон: в том числе центр
конструктивной деятельности (все виды строительного, природного
материалов); центр продуктивных художественнотворческих видов
деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической
творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность,
реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул
саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности.
Набор материалов и оборудования для познавательно
исследовательской деятельности: объекты для исследования в
действии, образносимволический материал и т.д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие
условия:
1. условия для свободного выбора деятельности;
2. условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
3. не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
4. создание разных пространств для предъявления детских продуктов:
5. легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых
ребенок может поместить свою работу,
6. конкурсы по тематике конструирования из бумаги, природного
материала и др.
7. праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
Методы и приемы, используемые на НОД.1. По источнику познания:
вербальные,
наглядные,
практические методы обучения.
2. По типу обучения:
объяснительноиллюстративные,
проблемноразвивающие методы обучения.
3. По уровню познавательной самостоятельности:
репродуктивные,
продуктивные.
4. По дидактическим целям и функциям:
методы стимулирования,
организации и контроля.
5. По виду деятельности педагога:
методы изложения;
методы организации самостоятельной учебной деятельности.
6. Методы дифференцированного обучения.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе
контрольнодиагностических занятий ежеквартально.
Для реализации программы используются технические средства:
инструменты интерактивной доски, CDпроигрыватель, фотоаппарат,
видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение
усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование
традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,
консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а
также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые
сообщества.
Предполагаемый результат: Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом
практического назначения.
Создавать модели из деревянного и пластмассового конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Содержание программы:
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Диагностическое занятие.
«Здания»
Упражнять детей в строительстве различных зданий по
предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке
сооружений, в анализе схем и конструкций.
«Машины»
Формировать представления детей о машинах разных
видов, их строении и назначении; упражнять в
плоскостном моделировании и построении схем.
«Машины»
Упражнять детей в строительстве земных и
инопланетных машин из разных конструкторских
материалов (по готовым чертежам, схемам, рисункам);
их преобразовании по различным условиям.
«Летательные аппараты»
Обобщать, систематизировать, уточнять представления
детей об истории развития летательных аппаратов, их
назначении.
«Летательные аппараты»
Упражнять детей в строительстве различных
летательных аппаратов из строительного материала и
конструкторов, Развивать способность к моделированию
и конструированию, построению чертежей сооружений.
«Роботы»
Расширять знания детей об истории робототехники;
упражнять в создании схем и чертежей, в моделировании
на плоскости, в конструировании из разных
строительных наборов и конструкторов.
«Роботы»
1
1
1
1
1
1
1Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Упражнять в создании роботов для различных целей из
конструкторов «Лего» и других конструкторов;
развивать потребность к экспериментированию и
изобретательству. Совершенствовать конструкторские
способности, упражнять в создании чертежей.
«Проекты городов»
Упражнять детей в составлении планов строительства;
совершенствовать конструкторские способности.
«Проекты городов»
Упражнять в конструировании по предварительно
нарисованным планам внутренних помещений,
составление схем с рисунков
«Мосты»
Совершенствовать умение детей конструировать мосты
разного назначения; упражнять в построении схем,
чертежей мостов.
«Мосты»
Упражнять детей в конструировании различных мостов
из конструкторов; в сооружении мостов по схемам,
чертежам, по собственным рисункам.
«Суда»
Расширять представления детей о судах (виды,
функциональное назначение, особенности строения);
упражнять в сооружении различных судов.
«Суда»
Упражнять детей в конструировании различных судов, в
плоскостном моделировании. (Сконструировать из
геометрических фигур грузовое судно для перевозки
леса с одним судовым краном, с моторным отделением и
каютами, расположенными у кормы).
«Железные дороги»
Упражнять детей в построении схем и последующем
конструировании по ним; развивать пространственное
мышление, сообразительность, самостоятельность.
«Железные дороги»
Упражнять детей в изготовлении механизмов с зубчатой
передачей, Развивать конструкторские способности
детей в процессе конструирования на темы
«железнодорожный вокзал», «парк с аттракционами»,
«железная дорога на Фармадосе».
«Творим и мастерим» (по замыслу)
Развивать детское творчество, конструкторские
способности, умение управлять своей деятельностью,
самостоятельно организовывать работу, выполнять
разнообразные интеллектуальные действия.
Диагностическое задание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Итого: 18 академических часов
Дидактическое обеспечение:
1. конструктор – строитель (крупный);
2. конструктор – строитель (средний);
3. конструктор – строитель «Городок»
4. конструктор – строитель «Ферма»
5. блочный конструктор «Лего» (мелкий)
6. блочный конструктор «Лего» (средний)
7. конструктор «Зоопарк»
8. конструктор «Железная дорога»
9. «Блоки Дьенеша»
10. «Палочки Кюизинера»
11. набор геометрических фигур.
Список литературы:
1.УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.
2.Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала:
Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015.