Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.
Оценка 4.8

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Оценка 4.8
Документация +1
doc
дефектология
1 кл
01.06.2018
Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.
По результатам обследования устной речи составлена программа по коррекции звукопрозношения. Рабочая программа компилятивна, рассчитана на учащихся начальных классов. Цель программы: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Содержание программы направлено на формирование положительного отношения к чистому и ясному произношению звуков, усвоению новых знаний , пониманию того, что красивая речь является показателем культуры человека.Рабочая программа
звуковка 2017-2018 .doc
Рабочая программа   по коррекции звукопроизношения у учащихся Составитель: Черкашина С.И.                                        учитель­логопед  МБОУ СОШ №8 им. Сибирцева А.Н. г. Сургут Пояснительная записка Реквизиты документов, на основе которых создана коррекционная  программа. Рабочая программа по коррекции звукопроизношения   составлена в   соответствии   с   нормативными документами и    направлена на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ:  1. Федеральный   государственный образовательный стандарт начального   общего образования (утверждён приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России  22 декабря 2009 г. №15785). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273­ФЗ; 3. Федеральный   закон   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   Российской   Федерации»   от 24.07.1998 №124­ФЗ; 4. Закон  ХМАО­Югры   «Об  образовании  в  Ханты­Мансийском  автономном  округе­Югре»  от 01.07.2013 № 68­оз; 5. Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; 6. Инструктивно­методическое письмо А.В. Ястребовой  и Т.П.Бессоновой «О работе учителя ­ логопеда при общеобразовательной школе». М.1996. 7. Положение   о   логопедическом   пункте   муниципального   общеобразовательного   учреждения г.Сургута  (утверждено   приказом   департамента   образования   и   науки   Администрации г.Сургута от 16.03.2004 №196). 8.   Основная образовательная программа   начального общего образования   МБОУ СОШ № 8 имени  Сибирцева  А. Н. Общие цели образования  с учётом специфики  коррекционной программы. Хорошая речь ­ важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности   в   познании   окружающей   деятельности,   содержательнее   и   полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется  его психическое развитие. При  ежегодном обследовании  выявляются  обучающиеся  с недостатками  произношения звуков речи.   Программа   представляет   особую   значимость   для   учащихся   с   задержкой   психического развития (далее ЗПР) и с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР),   поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие   речи,   проявляющееся   в   недостаточности   или   нарушении   развития   ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. У большинства обучающихся   с ОВЗ наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной   речи,   недостаточность   не   только   спонтанной,   но   и   отражённой   речи. Импрессивная   речь   характеризуется   малой   дифференцированностью   речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного   запаса,   недостаточная   сформированность   грамматического   строя,   наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у   детей   с   ОВЗ   проявляются   в   значительных   трудностях   пересказа   и   при   составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом   уменьшается   количество   смысловых   звеньев,   нарушаются     связи   между   отдельными предложениями   текста,   типичны   неоправданные   повторы   и   паузы.   Все   это   сочетается   с недостаточной   сформированностью   системы   произвольной   регуляции,   основных мыслительных   операций,   знаково­символической   функции   мышления,   разнообразными нарушениями   и/или   дефицитами   развития   психофизических   функций   (дисфункциями): ослабленной   памятью,   плохой   концентрацией   и   распределением   внимания,   недостаточной сформированностью   пространственных   представлений,   зрительно­моторной   координации   и пр.).  Программа   способствует   не   только   речевому   развитию,   но   и   коррекции   указанных нарушений,   совершенствованию   познавательной   деятельности   и   системы   произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Учитывая   степень   тяжести   дефекта   детей,   состояние     здоровья,   индивидуально­ типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции учащихся в обществе. Такую   помощь   призваны   оказать   специально   организованные   коррекционно­развивающие логопедические занятия. Введение   в   действие   Федерального   государственного   образовательного   стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «Об образовании» диктуют внедрение новых   подходов   к   созданию   в   начальной  школе   системы   комплексной   помощи   детям   с нарушениями     речи    в   освоении   основной  образовательной  программы   начального   общего образования.  В   программе   заложены   возможности   предусмотренного   стандартом формирования   у   обучающихся   общих   умений   и   навыков,   универсальных   способов деятельности и ключевых компетенций.     Особенностью   логопедической   работы   по   постановке   звука   является индивидуализация коррекционно­логопедического процесса. Это связано с тем, что ученики одного и того же класса различаются по уровню сформированности фонематического анализа и   синтеза,   по   степени   выраженности   и   патогенезу   нарушений   звукопроизношения.   При наличии симптомов стёртой формы дизартрии сроки исправления недостатков произношения увеличиваются.                     Курс   программы     предназначен   для   коррекции   нарушений   звукопроизношения   у обучающихся с дислалией, дизартрией. Расстройства   фонационного   оформления   высказывания   подразделяются   на   следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины: дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия и др. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искажённом   (ненормативном)   их   произнесении,   заменах   одних   звуков   другими,   смешении звуков и, реже, их пропусках.  Со стороны  психики  у детей  с дислалией         в  основном отклонений от возрастной  нормы   не  отмечается.    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации   речевого  аппарата.  Нарушения  звукопроизношения   при  дизартрии  проявляются  в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются   отдельные   искажения   звуков,   «смазанная   речь»,   в   более   тяжелых   наблюдаются искажения,   замены,   пропуски   звуков,   страдает   темп,   выразительность,   модуляция,   в   целом произношение становится невнятным.  Цель программы: Формирование  звуковой  стороны  речи: воспитание  внятной, выразительной  устной  речи  и полноценной готовности к усвоению письменной речи. Задачи:  развитие артикуляционной моторики обучающихся;  формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;  автоматизация навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;  формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;  формирование умения составлять схемы звукового состава слов;  развитие ритмической и звуко­слоговой структуры слова;  уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи; закрепление   в   устной   речи   форм   словоизменения   и   словообразования   (употребление  предложно­падежных   конструкций;   выражающих пространственные отношения; образование видо­временных форм глаголов, притяжательных имён   прилагательных   и   имён   существительных   с   уменьшительно­ласкательными суффиксами).   профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.   дифференциация   предлогов,              Программа   представляет очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР и ТНР. Её значимость определяется важностью   речи   для   всех   аспектов   жизнедеятельности   школьника.   Отставание   при   ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.                                         Общая характеристика  программы.   Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определённая педагогическая задача, подчинённая общей цели:  подготовительный этап: цель – включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс; задача  –   всесторонняя   подготовка   ребёнка   к     кропотливой   коррекционной   работе,   а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям; б)   развитие   слухового   внимания,   памяти,   фонематического   восприятия   в   играх   и специальных упражнениях; в)   формирование   и   развитие   артикуляционной   моторики   до   уровня   минимальной достаточности для постановки звуков; г)   в   процессе   систематических   тренировок   овладение   комплексом   пальчиковой гимнастики; д) укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).  этап формирования первичных произносительных умений и навыков: цель – сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале; задачи: а) устранение дефектного звукопроизношения; б)   развитие   умений   и   навыков   дифференцировать   звуки,   сходные   артикуляционно   и акустически; в)   формирование   практических   умений   и   навыков   пользования   исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.  этап формирования коммуникативных умений и навыков. цель  – сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. По своей структуре занятие включает в себя организационно­подготовительный, основной и заключительный этапы.  Задачей   подготовительного   этапа   является   создание   положительного   эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического восприятия и слуха, анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка. Задачей основного этапа является работа над постановкой звука (автоматизацией звука), закреплением   навыков  фонемного распознавания.  В  середине   основного  этапа  проводится динамическая  пауза.  Для динамической  паузы  подбираются  упражнения,  направленные  на развитие общей моторики. Задачей заключительного этапа является обсуждение результатов работы, домашнее задание.           Описание места коррекционной программы  в учебном плане ученика. По   результатам   обследования   устной   речи   учащихся   составлена     программа.   Рабочая программа модифицирована, рассчитана на учащихся начальной школы.  Сроки преодоления недостатков   произношения   зависят   от   следующих   факторов:   степени   сложности   дефекта, неврологической симптоматики, индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ, регулярности занятий,   помощи   со   стороны   родителей,   контроля     за   соблюдением   речевого   режима   со стороны педагогов начальной школы.  Занятия проводятся регулярно 2­4 раза в неделю по 20 минут. Индивидуальные логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности  ребенка  с  ОВЗ. Своевременное  овладение  правильной  речью  является  одним  из главных   условий   формирования   полноценной   личности   ребенка,   гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.  Индивидуальные   логопедические   занятия   позволяют   максимально   успешно   усвоить   как «академический»   компонент   образовательных   программ,   так   и   «жизненные   компетенции» позволяющие   ребенку   овладеть     знаниями,   умениями   и   навыками   необходимыми   для успешной социализации.  Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда).                       Планируемые результаты коррекционной программы.  (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы) Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:  положительное отношение к школе и учебной деятельности,  представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к логопедическим занятиям ­ быть готовым к занятиям, бережно относиться к учебным принадлежностям),   этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий,  потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на занятии (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми,  бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем­логопедом; знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, знание и выполнение правил личной гигиены на логопедических занятиях, словосочетания, группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.  сохранять учебную задачу логопедического занятия (воспроизводить её в ходе занятия по просьбе учителя­логопеда),  определять пути и средства достижения учебной цели,  с помощью учителя­логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно­ следственных последовательностей,  выделять главное в учебном материале с помощью учителя ­ логопеда,  осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля),  работать в определённом темпе,  применять знания в новых ситуациях. Познавательные Обучающийся научится:  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в логопедической тетради для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом),  находить и выделять под руководством учителя­логопеда необходимую информацию из текстов;  с   помощью   учителя­логопеда   анализировать   объекты   (слова, предложения) с выделением отличительных признаков,  проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;  Коммуникативные УУД Обучающийся научится:  внимательно   слушать   и   слышать   учителя­логопеда,   не   переключаясь   на   посторонние воздействия,  подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя­логопеда,  понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме,  свободно   владеть   вербальными   средствами   общения   в   целях   чёткого   восприятия, удержания   и   сосредоточенного   выполнения   учебной   задачи   в   соответствии   полученной инструкции,  целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия,  соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба),  отвечать   на   вопросы   в   точном   соответствии   с   инструкцией,   заданием,   адекватным использованием усвоенной терминологии,  пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии,  обращаться к учителю­логопеду или товарищу по группе за разъяснением,  применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы,  адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя­логопеда. Контроль   достижения   учениками   уровня   государственного   образовательного   стандарта осуществляется   в   виде   стартового,   текущего   и   итогового   контроля   в   форме   слуховых диктантов,   тестов,   выполнения   контрольных   упражнений,   наблюдения   за   качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр.      Предметные результаты  Учащийся  научится:  правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;  правильно произносить различные сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;  произносить слоговые ряды с чередованием  ударных и безударных слогов;  выделять ударный слог в словах, состоящих из 2,3,4 ­ х слогов;  произносить слитно предлоги с существительными;  оформлять собственное высказывание;  составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко­ слоговой сложности с соблюдением правильной интонации и ударением;  произносить слова и предложения, двусложные, трехсложные, четырехсложные, состоящие из указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло);   различать и выделять из состава  доступных по структуре слов усвоенные звуки: гласные, согласные;  запоминать 3­4 слова в определенной последовательности; Учащийся получит возможность научиться:   различать интонационную окраску предложения по цели высказывания.  правильно произносить слова  с оппозиционными звуками;  запоминать ряд инструкций доступной сложности;  заучивать стихотворные прозаические тексты с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма;  произносить предложения с разной интонационной окраской;  отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией и заданием.                                                                                Содержание коррекционной программы  Содержание   программы   разработано   на   основе   методических   пособий,   созданных известными   учеными   в   области   отечественной   логопедии   и   с   учетом   имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР и ТНР. Программа   реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать   речевую   инактивность   и   речевые   нарушения   обучающихся,   а   также обусловленные   ими   разнообразные   трудности   в   обучении,   развивать   коммуникативную компетентность.   Исходя   из   психофизических   особенностей   обучающихся   с   ОВЗ   и рекомендаций   ТПМПК   выбор     индивидуальных   и   групповых   занятий,   их   количественное соотношение, содержание определяет учитель­логопед самостоятельно. Подготовительный этап.       Знакомство   с   артикуляционным   аппаратом.   Развитие   артикуляционной   моторики. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие ручной моторики.  Этап формирования первичных произносительных умений и навыков         Постановка звука         Развитие   восприятия   речи,   формирование   фонематического   анализа,   развитие артикуляционной   моторики,   работа   по   постановке   звука.   Уточнение   артикуляции   звука. Закрепления связи звука и буквы.  Различают  три основных способа  постановки  звука: По подражанию:  При этом способе   постановки   внимание фиксируется на движениях, положениях органов речи  (зрительный контроль)  и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для   осознанного   воспроизведения   нужного   звука.   Дополнительно   можно   использовать тактильно­вибрационные ощущения.  В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно­вибрационного контроля, необходимо   помочь   органам   артикуляционного   аппарата   принять   соответствующее положение   или   выполнить   нужное   движение.   Для   этого   используются   различные   зонды, Постановка звука с механической помощью. шпатель терапевтический (деревянный шлифованный), плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.  Используются   все   возможные   способы   для   достижения   конечной   цели   –   постановки правильного произношения изолированного звука. Смешанный способ. Автоматизация звука   Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности:  Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).  Автоматизация звука в словах (в начале слова, в середине, в конце).  Автоматизация звука в предложениях.  Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.  Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.  Автоматизация звука в разговорной речи.       Дифференциация звуков  по твердости – мягкости, звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях. Формирование фонематического анализа и синтеза.      Параллельно       с         коррекций         звукопроизношения         идёт           работа       над совершенствованием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, развитием   связной   выразительной   речи     на   базе   правильно   произносимых   звуков. Систематически   используются   упражнения   на   развитие   внимания,   памяти,   мышления   на отработанном в произношении материале.  Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания,   навыков   и   умений   адекватного   отбора   лексических   единиц   в   собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на   групповых логопедических занятиях.  Звуко­слоговой   и   звуко­буквенный   состав   слова   и   профилактика   нарушений письма   и   чтения.  Этот   раздел   направлен   на   уточнение   и   коррекцию   артикуляционных укладов   речевых   звуков,   обучение   умениям   фонематического   анализа   и   синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками   и   выработка   навыков   дифференциации   букв.  Данный   раздел   реализуется   на индивидуальных и групповых логопедических занятиях. Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков.   Данный раздел подразумевает работу по формированию представлений о смысловых   и   грамматических   характеристиках   текста,   предложения,   словосочетания.   На индивидуальных   и   групповых   логопедических   занятиях   дети   учатся   конструировать предложения   в   соответствии   с   грамматическими   нормами.   Проводится   работа   по формированию   и   коррекции   навыков   словоизменения   и   словообразования.   Навыки, полученные   детьми   логопедических   занятиях,   применяются   на   уроках   и   внеклассных занятиях. Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной   функции   речи. активизацию мотивационного   компонента   речевой   коммуникации   школьников;   развитие   и   коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания.  Данный   раздел  предусматривает Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и внеурочной деятельности.   При   планировании   конкретного   занятия   логопед   обязательно   должен   ориентироваться   на результаты предшествующей комплексной диагностики, принимая во внимание как уровень сформированности   познавательной   деятельности   ребенка,   так   и   другие   индивидуально­ типологические особенности.                            Формы организации:  Диалоги  Игры  Практические занятия  Викторины Виды деятельности: 1. Игровая. 2. Познавательная. Коррекция произношения звука  Р № п/п Тема занятия. Примерное количество часов Обследование звукопроизношения  ребенка. С 01.09.2014. по 15.09.2014 Основные виды учебной деятельности Используемые ресурсы Дата  Выявление необходимости в  логопедической помощи. Исследование  фонематического восприятия,  артикуляционной моторики, слоговой  структуры слова. Альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. План Факт Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука Подготовительный этап 1. Знакомство с органами  артикуляционного аппарата.   2. Разучивание  артикуляционной  гимнастики. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Знакомство  ребенка с  основными  органами   артикуляционного  аппарата   (рот, губы, язык, нёбо, зубы, кончик языка)  и основными движениями языка  (поднимать вверх, опускать вниз, делать  движения в стороны, к углам рта; делать  язык широким, тонким).  Знакомство ребенка с верхними и  нижними губами и зубами, со спинкой  языка.  Научить ребенка делать язык широким ­  узким. Формирование точных движений органов  артикуляционного аппарата.  Выработка умения держать подвижный  передний край языка широким и поднимать его к альвеолам. Разучивание  дыхательной и пальчиковой  гимнастики. Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; Выполнять артикуляционную,  пальчиковую, дыхательную гимнастики. Зеркала, артикуляция  звуков в графическом  изображении,  макет «Лягушка». Зеркало, артикуляция  звуков в графическом  изображении, графическое  изображение органов речи,   макет «Лягушка»,  презентация  «Артикуляционная  гимнастика», набор  фотографий  с выполнением артикуляционных   упражнений. Шпатели. 3. Выработка направленной  воздушной струи. 4. Развитие длительного  непрерывного ротового  выдоха. 5. Развитие правильного  дыхания в процессе речи 6. Постановка звука [Р] Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Выработка направленной воздушной струи. Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; Выполнять артикуляционную,  пальчиковую, дыхательную гимнастики. Подготовка речеслухового и  речедвигательного анализаторов к  правильному восприятию и  воспроизведению звука. Добиваться  умения направлять воздушную струю  посередине языка. Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; Выполнять артикуляционную,  пальчиковую, дыхательную гимнастики. Подготовка речеслухового и  речедвигательного анализаторов к  правильному восприятию и  воспроизведению звука. Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; Выполнять артикуляционную,  пальчиковую, дыхательную гимнастики. «Лети, бабочка» «Игры­вертушки» «Расти, пена» «Снег идет! Варежка»  «Снеговичок» «Мыльные пузыри» «Свистульки» «Воздушные шары». «Покатай карандаш»,  «Костёр», «Листья  шелестят», «Чайник  закипел», «Надуй игрушку», «Погреться на морозе». «Запах Нового года» «Цветы». Стихотворения         З.Александровой,  С. Маршака,  А. Барто, М.Ивенсен,  диалоги «Лис и мышонок»,  «Медведь и лиса»  «Кисонька­мурысонька». Цель: добиться правильного звучания изолированного звука Постановка звука Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Объединение отработанных на  подготовительном этапе движений и  положений органов артикуляционного  аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной  струи и голоса, отработка произношения  Зеркала, профиль.  Д/и «Угадай звук».  Звуковая линейка, шпатель,  зонд №7. изолированного звука. Развитие артикуляционной  моторики,  фонематического восприятия и  фонематического анализа. Уточнение  артикуляции [Р]. Постановка [Р] и  закрепление правильной артикуляции в  изолированном произношение. Закрепление связи звука и буквы. Выделение звука на  слух из звукового ряда. Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; выполнять  артикуляционную, пальчиковую,  дыхательную гимнастики; произносить  поставленный звук в изолированном  положении. Автоматизация звука Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи. 7. Автоматизация звука [Р] в  твердых звукосочетаниях  [ТРРР, ДРРР] Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. 8. Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах с опорными  звуками [Т, Д] с ударением  на слоге. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  Закрепление произношения звука [Р] в  твердых звукосочетаниях [ТРРР], [ДРРР]. Совершенствование мелких движений  пальцев рук и подготовка руки к письму. Улучшение зрительного внимания и  памяти, развитие логического мышления. Развитие оптико ­ пространственной  ориентации. Закрепление знаний об окружающем.  Совершенствование лексико­ грамматической стороны речи. Формирование самооценки на основе  наблюдения за собственной речью. Закрепление произношения звука [Р] в  прямых слогах с опорными звуками [Т, Д]  – тра, дра… Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; Зеркало, профиль, звуковая  линейка, слоговые таблицы,  предметные и сюжетные  картинки. Д/и «Заведи мотор».  «Домашняя тетрадь для  логопедических занятий с  детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3 Зеркало, профиль, звуковая  линейка, счетные палочки,  слоговые таблицы,  предметные и сюжетные  картинки. 9. Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах с опорными  звуками [Т, Д] ­без  ударения на слоге. 10. Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах. ребёнка. Определять  место звука в словах. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Закрепление произношения звука [Р] в  прямых слогах с опорными звуками [Т, Д]  – тра, дра… Уметь контролировать свои действия  согласно поставленной задаче; определять  место звука в словах Закрепление произношения звука [Р] в  прямых слогах – ра, ро, ру, ры… Уметь определять количество звуков,  слогов в словах; Использование схем для  решения практических задач 11. Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах, словах. 12. Автоматизация звука [Р] в  прямых слогах, словах,  фразах, предложениях. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Закрепление произношения звука [Р] в  прямых слогах, словах – ра – рама, ро ­  роза Уметь определять, количество,  последовательность и место звуков в  словах Овладение логическими действиями анализа и синтеза Закрепление произношения звука [Р] в  прямых слогах, словах, фразах,  предложениях – Рая моет раму. Уметь  читать наизусть стихотворные  произведения; строить связное  высказывание 13. Автоматизация звука [Р] в  обратных слогах. Количество часов  логопед  Закрепление произношения звука [Р] в  обратных слогах – ар, ор, ур, ыр. Д/и «Заведи мотор». Звуковые дорожки. Дид. упражнения  «Лесенка», «Следы»,  «Звуковые дорожки».  «Домашняя тетрадь для  логопедических занятий с  детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3 Дид. упражнения  «Дойди  до финиша», «Подарки  Деда Мороза», «Поймай  рыбку».  «Домашняя тетрадь для  логопедических занятий с  детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3 Дид. упражнения  «Поймай  рыбку», «Что изменилось?»  «Домашняя тетрадь для  логопедических занятий с  детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3 Дид. упражнения  «Лесенка», «Следы»,  «Звуковые дорожки»,  «Домики», «Дойди до  финиша», «Подарки Деда  Мороза», «Поймай рыбку»,  «Что изменилось?» Зеркало, профиль,  предметные и сюжетные 14. Автоматизация звука [Р] в  обратных слогах, словах. 15. Автоматизация звука [Р] в  обратных слогах, словах,  фразах, предложениях,  тексте. 16. Автоматизация звука [Р] в  слогах со стечением  согласных. 17. Автоматизация звука [Р] в  слогах, словах со стечением согласных. определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. 18. Автоматизация звука [Р] в  Количество часов  Уметь графически обозначать звуки, слоги; Использование схем для решения  практических задач Закрепление произношения звука [Р] в  обратных слогах, словах состоящих из 1­2  слогов – жар, пар, удар. Уметь определять, количество,  последовательность и место звуков в  словах Овладение логическими действиями анализа и синтеза. Закрепление произношения звука [Р] в  обратных слогах, словах, фразах и  предложениях – бобёр хитёр. Уметь  читать наизусть стихотворные  произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания Закрепление произношения звука [Р] в  слогах со стечением согласных – гра, пра,  здра, бра Уметь графически обозначать звуки, слоги; Использование схем для решения  практических задач Закрепление произношения звука [Р] в  слогах, словах со стечением согласных –  браво, град, брат, здравие. Уметь определять, количество,  последовательность и место звуков в  словах Овладение логическими действиями анализа и синтеза. Закрепление произношения звука [Р] в  картинки. «Домашняя  тетрадь для логопедических занятий с детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3  Д/и «Исправь взрослого»,  «Скажи наоборот»,  «Доскажи слово».  «Домашняя тетрадь для  логопедических занятий с  детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3 Зеркало, профиль,  предметные и сюжетные  картинки.  Тексты  «В зоопарке», «Скорая  помощь», «Помощница». Зеркало, профиль, звуковая  линейка, слоговые таблицы,  дид. упражнения  «Лесенка», «Следы»,  Звуковые дорожки. Предметные и сюжетные  картинки, д/и «Ромашка»,  «Поймай рыбку», Зеркало, профиль, звуковая  линейка, счетные палочки,  предметные и сюжетные  картинки, тексты. Стихотворение «Крот», предложениях со стечением согласных. 19. Автоматизация звука [Р] во  фразах, предложениях,  связной речи. 20. Автоматизация звука [Р] в  словах с двумя звуками [Р]. логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. предложениях со стечением согласных – У  Пети красные кроссовки. Уметь определять, количество,  последовательность и место слов в  предложении Использование схем для  решения практических задач. Закрепление произношения звука [Р] в  предложениях, связной речи – Мышка  пробралась в норку. Уметь  читать наизусть стихотворные  произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. Закрепление произношения звука [Р] с  двумя звуками [Р] – трактор, радар Уметь определять, количество,  последовательность и место слов в  предложении. Дифференциация звука «Домашняя тетрадь для  логопедических занятий с  детьми Звук [Р]».  Ю.Б. Жихарева­Норкина.  Выпуск№3  Тексты «Хорошая учёба»,  «Поход» Стихотроврения «Драка»,  «Уборка». Д/и «Профессии», «Кто кем работает». Стихотворение «Без рыбы». Цель: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. 21. Дифференциация звуков [Р] ­ [Р’] в слогах, словах.  22. Дифференциация звуков [Р] ­ [Р’] в словах, фразах. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  Постепенная, последовательная  дифференциация смешиваемых звуков по  моторным и акустическим признакам.  Закрепление умения дифференцировать  звуки [Р] ­ [Р’] в слогах, словах – ра­ря,  ро­рё, ров –рёв и т.д. Развитие фонематических процессов. Уметь определять, количество,  последовательность и место звуков в  словах. Закрепление умения дифференцировать  звуки [Р] ­ [Р’] в словах, фразах.  Взял Валерка тарелку.  Рита смотрит в календарь. Запрягать в упряжку рысаков. Звуковая линейка,  предметные и сюжетные  картинки.  Д/и «Пара к паре», «Скажи  грамотно», «Доскажи слово  в рифму». Звуковая линейка,  предметные и сюжетные  картинки. Тексты «Врач в  классе», «В лесу», «Корова  и волк». 23. Дифференциация звуков [Р] ­ [Л]. ребёнка. Количество часов  логопед  определяет  индивидуально  для каждого  ребёнка. Развитие фонематических процессов. Уметь читать наизусть стихотворные  произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. Закрепление умения дифференцировать  звуки [Р] ­ [Л]  – колобок­коробок. Развитие фонематических процессов. Уметь читать наизусть стихотворные  произведения; отбирать языковые средства, для построения высказывания. Д/и «Вставь буквы». «Игра  2­5­10», «Посчитай слова от 1 до 10». Тексты «Первый концерт»,  «Открытые ворота». Литература 1. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно­демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой . «Логопедическая азбука».  Москва 2000. ГНОМ и Д Баскакина И.В., Лынская М.И. «Жужжалочка и шипелочка. Логопедические игры» Москва. Издательство «АЙРИС ПРЕСС» 2010 Комарова Л.А. Автоматизация звука   Р.  Издательство  ГНОМ. Москва. Жихарева­Норкина Ю.Б.  «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск №3 Звук [Р]»  Коноваленко В.В.  Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь   для  закрепления произношения звука Р. М, 2011. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально­подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М. 2002. Крупенчук О.И. «Логорифмы. Поэтическое сопровождение коррекции речи у детей». Санкт­Петербург «СпецЛит» 2000 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.2001. Логопедическое лото. Развивающая игра. Издательство ЧП С.В. Пономаревой. Киров  Логопедическое лото­мозаика. О.И. Лазаренко. Москва. Издательство «АРКТИ» Ильякова Н.Е. «Звуки Р и Л! Я вас различаю!» настольные логопедические игры­занятия для детей 6­7 лет. ГНОМ и Д.  2003 Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург 1999. Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками. Звук Р». Москва. Издательство «АРКТИ»2004 Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1981. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми» Санкт­Петербург. Издательство «Библиополис» 1994

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.

Рабочая программа по коррекции  звукопроизношения у учащихся с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2018