Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов
Оценка 4.7

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
20.03.2019
Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «карусель», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться, в нем.
программа по ритмике 1 вариа. копия.doc
Пояснительная записка   коллективизма),   дисциплинированности,       Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении   VIII   вида   обусловлено   необходимостью   осуществления коррекции   недостатков   психического   и   физического   развития   умственно отсталых детей  средствами музыкально­ритмической деятельности.      Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют  общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально­волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия,   эстетическому воспитанию.             Содержанием   работы   на   уроках   ритмики   является   музыкально­ ритмическая деятельность детей. Они учатся  слушать музыку, выполнять под музыку   разнообразные   движения,   петь,   танцевать,   играть   на   простейших музыкальных инструментах.            В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой   или   в   колонне   в   соответствии   с   заданными   направлениями, перестроения   с   образованием   кругов,   квадратов,   «звездочек»,   «карусель», движения   к   определенной   цели   и   между   предметами)   осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться, в нем.        Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. ­ развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.       Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития   у   детей   подвижности   пальцев,   умения   ощущать   напряжение   и расслабление   мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Это вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто   наблюдается   нарушение   двигательных   функций   и   мышечной   силы пальцев рук. Скованность и вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же   время   этот   вид   деятельности   живой   эмоциональный   интерес   у   детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.          Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения   под   музыку   не  только   оказывает   коррекционное   воздействие   на физическое   развитие,   но   и   создают   благоприятную   основу   для совершенствования   таких   психических   функций,   как   мышление,   память, внимание,   восприятие.   Организующее   начало   музыки,   ее   ритмическая структура,   динамическая   окрашенность,   темповые   изменения   вызывают дисциплинированности, постоянную   концентрацию   внимания,   запоминание   условий   выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фаз.     Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодий,   развивают   у   ребенка   активность   и   воображение,   координацию   и выразительность движений.         Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные   танцы   и   пляски,   двигаясь   в   хороводе,   дети   приобретают   навыки организованных   действий,   учатся   вежливо обращаться друг с другом.         Программа   по   ритмике   состоит   из   пяти   разделов:   «Упражнения   на ориентировку   в   пространстве»;   «Ритмико­гимнастические   упражнения»; «Упражнения   с   детскими     музыкальными   инструментами»;   «Игры   под музыку»; «Танцевальные упражнения».        В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и изложен   их   объем,   а   также   указаны   знания   и   умения,   которыми   должен овладеть   учащийся,  занимаясь   конкретным   видом   музыкально­ритмической деятельности.     На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в   изложенной   последовательности.   Однако   в   зависимости   от   задач   урока учитель  может отводить  на каждый раздел  различное количество  времени, имея в виду, что в начале и в конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабления, успокоения.      Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.     Основное   содержание   второго   раздела   составляют   ритмико­ гимнастические   упражнения,   способствующие   выработке   необходимых музыкально­двигательных навыков.   выработку координационных движений.          Основная цель данных упражнений научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.          Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев рук в кулак, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.          В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.      Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико­гимнастических   упражнений,   сидя   на   стульчиках,   чтобы   дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.         В   раздел   ритмико­гимнастических   упражнений   входят   задания   на Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально­двигательный образ. Причем учитель должен сказать   название,   которое   определяло   бы   характер   движения,   например: «зайчик»   (подпрыгивание),   «лошадка»   (прямой   галоп),   «кошечка»   (мягкий шаг),   «мячик»   (подпрыгивание,   бег)   и   т.   д.   Объясняя   задание,   учитель   не должен подсказывать детям, вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).          После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных   животных   и   птиц,   деятельность   людей,   можно   вводить инсценирование песен и сказок.         Обучение   умственно   отсталых   детей   танцам   и   пляскам   предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений   и   элементов   танца.   К   каждому   упражнению   подбирается   такая мелодия,  в   которой   отражены   особенности   движения.   Например,   освоение хороводного шага   связано со спокойной русской мелодией, а топающего­с озорной пляской. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.         Задания   этого   раздела   должны   носить   не   только   развивающий,   но   и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, галоп, хоровод, притопы, переменный шаг, присядка).     Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению   находить   в   движениях   характерные   особенности   танцев   разных национальностей.  Учебно­тематический план 1 класс Тема урока Кол­во часов дата Упражнения на ориентировку в пространстве. Правильное исходное положение. Ходьба и бег с высоким подниманием колен, с  отбрасыванием прямой ноги вперёд. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад,  вправо, влево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время  ходьбы. Упражнения с детскими музыкальными  инструментами. Движения рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и  6 1 1 1 1 1 8 1 1 № 1. 2. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. разжимание пальцев рук. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Отведение пальцев и приведение  одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнение для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах  пяти нот. Отстукивание простых ритмических рисунков. Игры под музыку. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков. Выполнение простых ритмических рисунков. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков. Выполнение имитационных упражнений и игр. Выполнение имитационных упражнений и игр. Передача притопами, хлопками  акцентов в музыке. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Музыкальные игры с предметами. 8. Игры с пением или речевым сопровождением. Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями. Бег лёгкий на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. 1. 2. 3. 4. 5. Маховые движения рук. 6. 7. 8. Шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками. 9. Знакомство с элементами русской пляски. Простой хороводный шаг. Притопы одной ногой и поочерёдно. Танцы и пляски. Движение парами (бег, ходьба, кружение на месте). Хороводы в кругу. Пляски с притопами. Пляски с кружением и хлопками. 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1. 2. 3. 4. № Учебно­тематический план 2 класс Тема урока Упражнения на ориентировку в пространстве. дата Кол­во часов 7 Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построение в шеренгу, колонн,. цепочку, круг, пары Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения в рассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с  предметами: обегать их, собирать. Перекладывать. Упражнения с детскими музыкальными  инструментами. Круговые движения кистью (напряженно и свободно). Одновременное сжимание в кулак одной руки и  разжимание другой. Противопоставление первого пальца остальным. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне. Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой. Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным  характером музыки. Передача в движении разницы двухчастотной музыки. Передача в движении  двухчастотной музыки Выразительное исполнение  знакомых движений. 2. 3. 4. 5. Музыкальные игры с предметами. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. Самостоятельное создание музыкально­двигательного  образа. 7. Музыкальные игры с предметами. 8. 9. 10. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей  Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. мелодии. Танцевальные упражнения и пляски. Повторение элементов танца по программе за первый  класс. Тихая настороженная ходьба, высокий шаг. Неторопливый танцевальный бег. Стремительный бег, переменный шаг. Поскоки с ноги на ногу. Переменные притопы, лёгкие поскоки. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 9. Шаг с поскоками. 10. Движения парами: бег, ходьба. 1 1 Учебно­тематический план 3 класс Тема урока Кол­во часов дата Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией,  чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей на носках широким мелким шагом, на пятках  держа ровно  спину. Построение в колонну по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных  маленьких круга. Перестроение из общего круга в кружки по  два, три по  четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами более сложные, чем в  предыдущих классах. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание кистью,       сжимание пальцев в кулак и разжимание их. Упражнения для кистей рук с барабанными палочками. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах  одной октавы на детском пианино, аккордеоне. Разучивание несложных мелодий. Сжимание пальцев в кулак и разжимание их. Упражнения для кистей рук. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы. Разучивание несложных мелодий. Исполнение различных ритмов на бубне. Игры под музыку. Передача в движении частей музыкального произведения. Самостоятельное  ускорение и замедление темпов   разнообразных движений. Передача в движении настроения музыки. Выразительное исполнение  медленных, спокойных  знакомых движений. Выразительная  передача в движениях игровых образов и  содержание песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального  5 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 № 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. произведения. Смена ролей в импровизации. Самостоятельное составление вариантов движений. Действия с воображаемыми предметами. 7. 8. 9. 10. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальные упражнения и пляски. Повторение элементов танца по программе за второй класс. 1. 2. Шаг на носках, шаг польки. 3. Широкий высокий бег. Высокие поскоки, боковой галоп. 4. Поскоки с ноги на ногу. 5. 6. Переменные притопы, лёгкие поскоки. 7. Маховые движения рук, прямой галоп. 8. 9. 10. Присядка и полуприсядка на месте и продвижением. Элементы русской пляски: приставные шаги. Полуприседания с выставлением ноги на пятку. 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно­тематический план 4 класс Тема урока Кол­во часов дата Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,  сужение и расширение их. Перестроение из простых кругов в  «звездочки». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные  линии. Сохранение правильных дистанций во всех видах  построений. Выполнение движений с предметами. Упражнения с детскими музыкальными  инструментами. Круговые движения кистью, пальцы сжаты в кулак. Противопоставление одного пальца остальным. Движение кистей и пальцев рук в разном темпе. Выполнение несложных упражнений песен на детском  пианино. Разучивание несложных мелодий. 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Передача на музыкальном инструменте ритма знакомой  песни. Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка. Самостоятельная смена движений в соответствии с  музыкой. Упражнения на формирование начинать движения после  вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением и речевым сопровождение. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Самостоятельное составление вариантов движений к  играм и пляскам Передача в движении музыкального произведения. 9. 10. Смена ролей в импровизации. 1. Танцевальные упражнения и пляски. Повторение элементов танца по программе за третий  класс. Пружинящий  бег. Поскоки с продвижением назад. Быстрые мелкие шаги на всей ступне. Разучивание народных танцев. 2. Шаг кадрили. 3. 4. 5. 6. 7. Шаг польки. 8. 9. 10. 11. Кадриль. Русская народная мелодия. Боковой галоп. Парная пляска. Чешская народная мелодия. Танец с хлопками. Карельская народная мелодия. 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание тем учебного курса. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: ­упражнения на ориентировку в пространстве; ­ритмико­гимнастические упражнения; ­упражнения с детскими музыкальными инструментами; ­игры под музыку; ­танцевальные упражнения.        В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен  их  объем,  а также  указаны  знания  и  умения,  которыми  должен овладеть   учащийся,  занимаясь   конкретным   видом   музыкально­ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в   изложенной   последовательности.   Однако   в   зависимости   от   задач   урока учитель  может отводить  на каждый раздел  различное количество  времени, имея в виду, что в начале и в конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабления, успокоения.      Упражнения на ориентировку в пространстве Должны   входить   составным   элементом   на   каждый   урок   и   являться   его организующим началом. Задания этого раздела преследуют задачу:   научить детей строиться в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу в заданном направлении,   разными   видами   шага   (маршировка   с   высоким   подниманием колен, с выбрасыванием  ног, осторожный, мягкий, пружинящий шаг, бег с поскоками, с приседаниями, между предметами и перестроения в различные фигуры). Упражнения   не   ориентировке   в   пространстве   должны   включать   в   себя элементы занимательности и носить имитационный характер, особенно в 1и 2 классах.     Ритмико­гимнастические упражнения   Способствуют выработке необходимых музыкально­двигательных навыков. Этот раздел включает упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног. Его можно дополнить по усмотрению учителя упражнениями из программы по физической культуре.       В   раздел   ритмико­гимнастических   упражнений   входят   задания   на   выработку координации движений, крайне необходимых умственно отсталым детям, так как основным видом их деятельности   будет физический труд, в котором всегда имеют место движения, связанные с координацией и ритмом.          Основная цель данных упражнений научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.     Упражнения с детскими музыкальными инструментами Необходимо   начинать   с   подготовительных   упражнений:     сгибание   и разгибание пальцев рук в кулак, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Ига   на   детских   музыкальных   инструментах   во   вспомогательной   школе вводится с целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения или вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук, развития дыхания.     Игры под музыку Научить   детей   создавать   музыкально­двигательный   образ.   Необходимо пробудить   желание   двигаться,   когда   звучит   музыка.   Для   этого   вначале целесообразно предложить им задания подражательного типа под мелодию, характерную для данного образа. Причем учитель должен сказать название:   которое   определяло   бы   характер   движения,   например:   «зайчик» (подпрыгивание),   «лошадка»   (прямой   галоп),   «кошечка»   (мягкий   шаг), «мячик» (подпрыгивание, бег) и т. д. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать  детям,  вид  движения (надо говорить: будете двигаться, а  не бегать, прыгать, шагать).      Танцы и пляски Необходимо   начать   работу   с   привития   навыков   четкого   и   выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. Задания этого раздела должны   носить   не   только   развивающий   характер,   но   и   познавательный. Рекомендуется разучивать не более 3­4 танцев в течении учебного года. Методическое обеспечение рабочей программы. Ритмические упражнения направлены на развитие умения учащихся двигаться в   определенном   темпе,   ритме,   правильно   координировать   движения. Необходимо   проводить   их   с   музыкальным   сопровождением.   Подбор музыкального материала     должен соответствовать   возрасту  учащихся  и их воспитанию. Ритмические   упражнения   проводятся   в   основном   игровым   методом   с включением имитационных и гимнастических движений. В   первом   классе  наряду   с   обучением   детей   выполнению   движений   для получения   результата   (поднять   мяч,   пройти   по   гимнастической   скамейке) необходимо развивать их внимание к характеру движения и к качеству его выполнения.   Первым   простейшим   заданием   для   этого   может   быть   такое: прохлопать или отстучать заданный темп. Дети усаживаются лицом к учителю на   скамейку,   и   повторяют   за   ним   движения.   Затем   предлагает   протопать ногами  вслед за учителем в определенном темпе. Умственно отсталые дети в первом   классе   еще   часто   не   умеют   слушать   инструкцию   и   не   следят   за показом.   Поэтому   занятия   лучше   проводить   индивидуально   групповым методом с разъяснением ошибок, повторным прослушиванием темпа. В конце первого класса можно приступить к ходьбе  с хлопками и словами так,  чтобы хлопки совпадали с шагами, а слова совпадали с шагами. Во   втором   классе  закрепляется   материал   первого   класса   и   разучивается ускорение и замедление темпа ходьбы в соответствии с изменением темпа музыки.   На   первых   занятиях   необходимо   предлагать   резко   контрастные изменения темпа. Необходимо выяснить все ли учащиеся различают быстрый и   медленный   темп   и   его   смену.   Во   втором   классе   продолжается совершенствование движений, сочетающихся со словами. В   третьем   классе  продолжается   совершенствование   восприятия   темпа   и характера движений на более сложном материале. Например, упражнения с мячами,   выполнить   в   заданном   темпе   или   с   определённым   счетом соответственно   музыкальному   рисунку.   Одновременно   обучаются   ученики составлять не сложный ритмический рисунок.  В четвертом классе наряду с повторением материала  все больше внимания уделяется четкости соразмерности движений в соответствии с сигналом или музыкальным   сопровождением.   Продолжается   обучение   умению   изменять характер и темп движения в зависимости от музыки. Желательно   как   можно   чаще   применять   танцевальные   движения,   которые помогают выработать плавность ,лёгкость и непринужденность движений. Это подскоки, шаг галопа, приставной шаг, переменный шаг и др. Литература 1.Обучение   учащихся   1­4   классов   вспомогательных   школы.   Под   ред. Петровой В.Г.­М: Просвящение, 1983. 2.Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений VIII  вида   (подготовительный,   1­4   классы).  Под   ред.   Воронковой   В.В.   –М: Просвещение, 2001.

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов

Рабочая программа по коррекционному курсу "Ритмика"для 1-4 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019