Рабочая программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. Составлена на основании: авторской программы по «Географическому краеведению Воронежской области» Немыкин А.Я. для 6-7 классов общеобразовательных учреждений (Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры географии и туризма ВГПУ, протокол № 4 от 29.10.2014); учебного плана МКОУ «Буравцовская СОШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФК ГОС на 2016-2017 учебный год.
В программе учитываются современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 7 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.
Задачи:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;
выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;
проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;
оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.Рабочая программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. Составлена на основании: авторской программы по «Географическому краеведению Воронежской области» Немыкин А.Я. для 6-7 классов общеобразовательных учреждений (Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры географии и туризма ВГПУ, протокол № 4 от 29.10.2014); учебного плана МКОУ «Буравцовская СОШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФК ГОС на 2016-2017 учебный год.
В программе учитываются современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 7 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.
Задачи:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;
выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;
проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;
оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
7 краеведение.docx
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Географическое краеведение Воронежской области»
разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной
политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшим
использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины.
Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического
образования,
требованиями федерального и национальнорегионального компонентов
стандарта школьного географического образования. Составлена на основании: авторской
программы по «Географическому краеведению Воронежской области» Немыкин А.Я. для
67 классов общеобразовательных учреждений (Рабочая программа рассмотрена и
одобрена на заседании кафедры географии и туризма ВГПУ, протокол № 4 от 29.10.2014);
учебного плана МКОУ «Буравцовская СОШ» для учащихся 59 классов, обучающихся по
ФК ГОС на 20162017 учебный год.
В программе учитываются современные подходы к школьному географическому
образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы
географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных
наблюдений.
Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области»,
рекомендованный для изучения в 7 классах связан с содержанием федерального курса
школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их
следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания,
опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно
расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим
география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что
краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и
закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися.
Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу
патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как
непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем
следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также
планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники
должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно
установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих
уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не
умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения
заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь
каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом,
географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии,
оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой
работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками
природы, населения и хозяйства своей местности.
Задачи:
познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
2 проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории
оценить особенности своей местности, её природноресурсный потенциал,
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине,
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и
изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её
выяснить особенности заселения территории области, формирование ее
компонентами;
современного населения;
области и возникающие при этом экологические проблемы;
достопримечательности.
формировать личностноценностное отношение к своему родному краю;
памятникам культуры Воронежской области;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и
учащимися при подготовке краеведческих минипроектов, сборе краеведческих сведений,
семейных архивов;
процессов в природе и экономике Воронежской области;
географии;
развивать пространственногеографическое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных
развивать творческие способности, навыки научноисследовательской работы.
Общая характеристика учебного предмета
Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании
данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического
образования.
Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания,
опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно
расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано.
Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном
крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического
пространства на местном (локальном) уровне.
Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и
исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других
предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно
реализуя программу патриотического воспитания.
Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета
позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению
окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия
природы и общества. социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни
на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам,
истории и культуре своей Родины.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как
непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем
следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также
планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники
должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно
установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих
уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не
3 умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения
заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь
каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом,
географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии,
оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой
работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа
местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и
промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных
музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна
дополняться внеклассной проектной деятельностью,
научными
исследованиями, выполняемыми учащимися.
экскурсиями,
Место географического краеведения в учебном плане
Курс «Географическое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. В
7 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного
плана.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета: основываясь на
приобретенных учащимися в основной школе знаниях, учитель должен расширять и
углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, на
конкретных примерах раскрывать связи, существующие между отдельными элементами
природы.
Основное содержание обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Географическое краеведение Воронежской области. Повторение за курс 6 класса
7 класс.
Тема 2. Почвы Воронежской области.
Формирование почв. Почва, факторы почвообразования.
Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные
горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.
Почвы Воронежской области.
Черноземы, другие типы почв Воронежской
области.
Экологические проблемы почв. Охрана почв. Экологические проблемы почв,
охрана почв
Почвы своей местности.
Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области». Лабораторная
работа Почвы Воронежской области
Тема 3. Флора и фауна Воронежской области.
Лесостепь и степь. Географическая зональность, лесостепи и степи, заселение и
освоение лесостепи и степи.
Растительный покров Воронежской области.
Растительность Воронежской
области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.
4 Животный мир области.
Животные: млекопитающие, птицы, земноводные,
пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.
Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные,
степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный
мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные
лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды
растений и животных.
Растительность и животный мир своей местности.
Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный мир
Воронежской области».
Тема 4. Население Воронежской области.
Население Воронежской области. Численность населения Воронежской области,
естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные
особенности населения области, плотность населения.
Заселение территории Воронежской области. История заселения Воронежской
области, этнический состав современного населения.
Населённые пункты Воронежской области. Городское и сельское население
Воронежской области.
Практическая работа «Население своего района».
Обобщающее занятие по теме «Население области».
Тема 5. Экономика Воронежской области.
Экономика Воронежской области.
Понятие экономики (хозяйства),
промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства.
Промышленность Воронежской области. Горнодобывающая промышленность,
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность,
производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Воронежской
области.
Сельское хозяйство Воронежской области. Растениеводство и животноводство
Воронежской области.
Транспорт, связь, строительство в Воронежской области. Транспорт, связь,
строительство и другие отрасли хозяйства Воронежской области.
Образование и культура Воронежской области. Наука, образование, культура
(музеи, театры, культурные события) в Воронежской области.
Хозяйство своего района.
Обобщающее занятие по теме «Хозяйство области».
Тема 6. Экологические проблемы Воронежской области.
Экологические проблемы. Понятие экологии, основное содержание этой науки,
антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические
проблемы.
Экологические проблемы Воронежской области. Экологические состояние
атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, образование отходов в Воронежской
области.
5 Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Воронежской области,
создание охраняемых территорий, заповедники Воронежской области
Обобщающее занятие «Экологические проблемы Воронежской области».
Тема 7. Достопримечательности Воронежской области.
Достопримечательности Воронежской области. Понятие достопримечательности,
туризм и его виды, региональный туризм в Воронежской области.
Достопримечательности своего района. Эртильский раон, г.Эртиль.
Города Воронежской области. Характеристика крупных городов Воронежской
области: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Острогожск, Нововоронеж.
Характеристика своего города (района)
Тема 8. Обобщающее занятие.
Повторение по курсу краеведение за 67 классы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:
основные особенности топонимов Воронежской области, что такое геральдика и
генеалогия;
особенности географического положения области, историю ее исследования,
имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области;
геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных
ископаемых, добываемых здесь;
виды внутренних вод области, крупнейшие реки;
особенности климата Воронежской области;
главные виды почв, встречающихся в области;
особенности фауны и флоры;
особенности современного населения области и его формирования;
главные черты экономики Воронежской области;
экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;
крупные города и основные достопримечательности области.
Уметь:
использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой
информации;
уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением
области, особенностями ее хозяйства.
Владеть
методами получения краеведческих знаний;
приемами работы с географическими картами.
Учебнотематический план
Тема 1. Вводное занятие
7 класс (35 ч.)
Тема раздела
6
Количество
часов
1 Тема 2. Почвы Воронежской области
Тема 3. Флора и фауна Воронежской области
Тема 4. Население Воронежской области
Тема 5. Экономика Воронежской области
Тема 6. Экологические проблемы Воронежской области
Тема 7. Достопримечательности Воронежской области
Тема 8. Обобщающее занятие
Календарнотематическое планирование
7 класс (35 ч.)
Тема урока
№
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Географическое краеведение Воронежской области
Тема 2. Почвы Воронежской области (6 ч.)
Формирование почв
Свойства почвы
Почвы Воронежской области
Экологические проблемы почв. Охрана почв
Почвы своей местности
Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области»
Тема 3. Флора и фауна Воронежской области (7 ч.)
Лесостепь и степь
Растительный покров Воронежской области
8
9
10 Животный мир области
11
12
Природные комплексы Воронежской области
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и
животный мир
Растительность и животный мир своей местности
Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный
мир Воронежской области»
Тема 4. Население Воронежской области (5 ч.)
Население Воронежской области
Заселение территории Воронежской области
Населённые пункты Воронежской области
Практическая работа Население своего района
Обобщающее занятие по теме «Население области»
Тема 5. Экономика Воронежской области (7 ч.)
Экономика Воронежской области
Промышленность Воронежской области
Сельское хозяйство Воронежской области
Транспорт, связь, строительство в Воронежской области
Образование и культура Воронежской области
Хозяйство своего района
Обобщающее занятие по теме «Хозяйство области»
7
6
7
5
7
4
4
1
Дата
проведения
урока
07.09.
14.09.
21.09.
28.09.
05.10.
12.10.
19.10
26.10.
09.11.
16.11.
23.11.
30.11.
07.12.
14.12.
21.12.
28.12.
11.01.
18.01.
25.01.
01.02.
08.02.
15.02.
22.02.
01.03.
15.03.
22.03. Тема 6. Экологические проблемы Воронежской области (4 ч.)
Экологические проблемы
Экологические проблемы Воронежской области
Охрана природы в области
Обобщающее занятие «Экологические проблемы Воронежской
области»
Тема 7. Достопримечательности Воронежской области (4 ч.)
Достопримечательности Воронежской области
Достопримечательности своего района
Города Воронежской области
Характеристика г.Эртиль и Эртильского района
Тема 8. Обобщающее занятие (1 ч.)
Повторение по курсу краеведение за 67 классы
27
28
29
30
31
32
33
34
35
03.04.
10.04.
17.04.
24.04.
15.05.
15.05.
22.05
22.05
29.05.
Список учебнометодической литературы
Учебнометодические пособия для учащихся.
Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс.
Учебнометодическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014.
Рабочие тетради.
Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской
области. 7 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2015.
Рабочая программа
Воронежской области».
Авторская рабочая программа Немыкина А. Я. по «Географическому краеведению
Учебнометодическая поддержка курса.
Федотов В.И. Географическое краеведение Воронежской области. Воронеж: Центр
духовно возрождения Черноземного края, 2012.
Табачников Б.Я. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории
и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. –
Воронеж: Центр духового возрождения Ченземного края, 2008.
Г.Н.Веденеева. Азбука родного края. Пособие по краеведению. Воронеж. 1995.
Т.Ф.Пушкина. Гражданское воспитание личности современного школьника
средствами краеведения. Воронеж. 2011.
Топонимика Воронежского края. Воронеж, 2014.
В.И.Панова. История Воронежского края. Воронеж,1995.
Владимир Тихомиров. История Черной земли с древнейших времен и до основания
Воронежа. Воронеж, 2009.
Методические рекомендации. Краеведение как средство гражданского воспитания
личности. Воронеж, 2013.
Народные традиции – моя история, моя культура. Сборник материалов областной
краеведческой конференции школьников по этнографии. Воронеж, 2012.
По материалам областных и всероссийских олимпиад. Сборник информационно
методических материалов. Воронеж, 2013.
Живые истоки. Обряды и праздники, промыслы и ремесла Воронежской области.
Воронеж, 1995.
Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные мероприятия по
краеведению / составление О.Е.Жиренко, Н.С.Махиной. – Воронеж: ВОИПКиПРО,
2009.
8 Интернетресурсы:
voina
http://litterref.ru/qasqaspoljgepolaty.html Образовательная программа основного
общего образования/ Реализация регионального компонента учебного плана.
Краеведение «Географическое краеведение Воронежской области» 67 классы.
http://www.vantit.ru/video/itemlist/category/109kraevedenie.html
Воронежский историкоэкологический сайт.
http
библиотека. Воронежская область. Детям о Воронежском крае.
http://край36.рф/index.php/prezentatsii Край Воронежский.
www.край36.рф Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение
otechestvennaya
ВАНТИТ.
Проект.
Детская
:// www
. okrae
. odbvrn
. ru / velikaya
Воронежской области».
9 Клас
с
Название раздела, темы
Лист
корректировки рабочей программы
Дата
Причина
Корректирующие мероприятия
проведения
по плану
корректировки
Дата
проведения
по факту 11
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Рабочая программа по краеведению 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.