Программа составлена на основе программы по историческому краеведению для общеобразовательных школ - составители Аристархова Е.В. Булычёв М.В., Самсонов С.И..
Рабочая программа по курсу «Краеведение. История Саратовского края» составлена для обучающихся 8 класса, историческое краеведение по региональному плану изучается в 9 классе , но в связи с тем , что учебный план школы предполагает в 9 классе изучение элективных предметов , а курс краеведения не должен прерываться , историческое краеведение перенесено в 8 класс . При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличие опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 7 классы.Рабочая программа по краеведению «История Саратовского края» для 8 класса учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория)
Рабочая программа по краеведению
«История Саратовского края»
для 8 класса
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от ____________ 201 годаПояснительная записка.
Программа составлена на основе программы по историческому краеведению для общеобразовательных школ составители Аристархова Е.В.
Булычёв М.В., Самсонов С.И..
Рабочая программа по курсу «Краеведение. История Саратовского края» составлена для обучающихся 8 класса, историческое краеведение
по региональному плану изучается в 9 классе , но в связи с тем , что учебный план школы предполагает в 9 классе изучение элективных предметов ,
а курс краеведения не должен прерываться , историческое краеведение перенесено в 8 класс . При составлении рабочей учебной программы
учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличие опорных знаний и умений
сформированных у детей при изучении курсов Отечественной и зарубежной истории с 5 по 7 классы.
Цель учебного предмета «Историческое краеведение» формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи учебного предмета «Историческое краеведение»• Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного
опыта людей в прошлом.
• воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, традициям своего народа, приобщение к ценностям культуры Российского
государства.
Специфика предмета:
В данном курсе рассматриваются история Саратовского края, персоналии общественных деятелей, ученых, представителей различных
конфессий, оказавших влияние на развитие социальноэкономической и духовной жизни региона. Значимость программы заключается в
возможности акцентировать связь истории зарубежных стран, истории России с историей Саратовского края. В соответствии с кодификатором
элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Основным принципом исторического краеведения является научная объективность, сочетание исторического и культурологического подходов
в изложении материала.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, приобщения их к национальным и мировым
культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается
представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути
российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве.
Основные составляющие учебно – воспитательного процесса:
Изучая историческое краеведение на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания о родном крае,
приведенные в простейшую пространственнохронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со
спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого,
характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем родного края.Целостность и непрерывность означают, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по истории. В рамках
данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое
изучение предмета в 89 (базовый курс) .
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения: урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с
элементами беседы; работа с документами, с историческими картами, составление логических схем, заполнение сравнительных таблиц, решение
проблемных задач, работа по вопросам, практическая работа.
Исходя из специфики учебного курса, в учебный план включены экскурсии, посещение музеев, киноуроки.
Исследовательская работа с краеведческой литературой: работа над рефератами, докладами, творческие работы, проектная деятельность,
написание эссе.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по истории являются фронтальный опрос, письменная контрольная работа,
самостоятельная работа с историческими документами, тест.
А также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, зачетов, защиты проекта, подготовки рефератов.
Изучение каждого раздела завершается повторительнообобщающими уроками, акцент при этом делается на большую самостоятельную
работу учащихся при подготовке опережающего задания.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета
«Краеведение. История Саратовского края» на этапе основного общего образования отводит 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебнотематический план.
№
п/п
1
2
3
4
5
Тематический блок
Введение
Саратовский край в конце ХVI начале ХVII в.
Саратов и Саратовский край
в начале ХVII – первой четверти ХVIII столетия
Саратовский край во второй половине ХXIII столетия
Саратовский край в первой половине ХIХ в.
Колво
часов
1
1
2
4
3
Использование
ИКТ
1
1
1Саратовский край во второй половине ХIХ столетия
Саратовский край в период с 1900 по 1917 г.
Саратовское Поволжье в советскую эпоху
Постсоветский период истории Саратовского Поволжья
Проектная работа .Урок конференция
6
7
8
9
10
ИТОГО:
2
5
10
4
2
34
1
1
1
1
7Содержание рабочей программы.
Тематический блок, тема учебного занятия
Введение
Что изучает историческое краеведение? Знания об истории региона,
своего населённого пункта. Роль региона в истории страны.
Саратовский край в древности.
Количество
часов
1
Саратовский край в конце XVI – начале XVII вв.
Заселение Саратовского края. Этапы колонизации края, факторы,
благоприятствующие его освоению. Саратов на левом и правом берегу
Волги.
Саратов и Саратовский край в начале 17 – первой четверти 18
столетия2 ч.
События «смутного времени» в регионе. Возрастание военно
стратегического значения Нижнего Поволжья.
Рост населения
Саратовского края, социальные и экономические преобразования этого
периода.
Торговотранспортное и
промышленное значение Саратова. Восстания С.Разина и К. Булавина и
Саратовский край. Помещичья колонизация правобережья.
Образование наместничества.
Саратовский край во второй половине ХIII столетия
Национальные факторы в экономическом развитии края. Начало
1
2
4освоения левобережья Саратовской губернии. Крестьянская война под
предводительством Е.И. Пугачёва в Саратовском крае. От города
крепости к образованию наместничества (губернии)
Саратовский край в первой половине ХIХ в.
Массовое заселение Заволжья. Специализация на зерновом производстве.
Отрасли сельского хозяйства. Развитие промышленности, торговли,
транспорта. Развитие народного образования. Зарождение театральной
жизни. Городская архитектура 70х годов. Религиозные организации
Саратовской губернии: структура и деятельность
Саратовский край во второй половине ХIХ столетия
«Великие реформы» в Саратовской губернии. Общественное
движение в 60е годы 19 века: «народническое движение», «хождение в
народ», землевольческие поселения. Народники и социалдемократы 1880
90 гг. Деятельность либералов и степень их влияния на политическую
жизнь Саратовской губернии.
Социальноэкономическое развитие
губернии: вторая половина 19начало 20 вв.
Саратовский край в период с 1900 по 1917 г.
События первой русской революции (1905 – 1907 гг.) в Саратовской
губернии. Формы народного движение и его специфика. Влияние
революционных событий на дальнейшее развитие общественно
политической ситуации в России и крае. Роль П.А. Столыпина в
Саратовской губернии в 1905 г. Первая мировая война и февральская
революция в Саратовском крае. Изменение социальноэкономического
положения в годы войны. Февральская революция 1917 г. Развитие
революционного процесса (весналето 1917 г.). Установление двоевластия.
Культура Саратовского края во второй половине XIX начале XX
вв.: народное образование, литература, театры, цирк, кинотеатры,
архитектура. Религиозная жизнь региона.
Общественные движения: причины, формы, содержание, итоги.
3
2
510
Политические лидеры
Саратовское Поволжье в советскую эпоху
Октябрьская революция 1917 г. в Саратовской губернии. Переход
саратовских большевиков к захвату власти. Процесс советизации. Первые
социальноэкономические мероприятия новой власти. Гражданская война в
Саратовском крае. Новая экономическая политика в Саратовской
губернии (19211929 гг.). Причины перехода к НЭПу в губернии.
Состояние сельского хозяйства и промышленности в этот период.
Изменения в социальной структуре общества. Коллективизация и
индустриализация и их итоги Культурная жизнь региона: ликвидация
неграмотности и развитие образования и науки. Работа культурно
просветительских учреждений в 2030гг. Положение религиозных
организаций Саратовской губернии. Создание АССР немцев Поволжья.
Экономическое и культурное развитие автономии в 1920 1930 –е гг.
Саратовская область в годы Великой Отечественной войны (1941
1945 гг.). Перестройка промышленности на военный лад. Рост военной
продукции. Промышленность и сельское хозяйство в условиях военного
времени. Оборонные мероприятия 19411943гг. Помощь госпиталям.
Ликвидация Немецкой автономии в 1941 году. Учёные и деятели
искусства фронту. Материальная и финансовая помощь фронту.
Промышленность и сельское хозяйство в послевоенный период
(19461964 гг.). Освоение целинных земель. Общественная и культурная
жизнь.
Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965 –1985 гг.
Культурное развитие региона.
Саратовская область в годы перестройки (19851991 гг.).
Экономическое развитие области. Общественно – политическая жизнь и
духовная жизнь. Деятельность религиозных организаций.
Постсоветский период истории Саратовского Поволжья
4
Становление новых экономических и общественных отношений.Изменения в культурной жизни области. Возрождение утраченных
духовных традиций.
Проектная работа.
2
Ожидаемые образовательные результаты:
В ходе изучения курса «Краеведение. История Саратовского края» учащиеся должны сформироваться:
• знания основных дат и событий истории Саратовского края;
• знания об истории основания Саратова и Саратовской губернии;
• знания о развитии края с древности до наших дней;
• знания важнейших достижений культуры и системы ценностей Саратовского края;
• знания культуры народов края, конфессии;
• умения высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Саратовского края;
• умения использовать знания об историческом пути и традициях народов Саратовского края в общении с людьми другой культуры, национальной
и религиозной принадлежности;
• умения определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
• умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;;
• умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
• умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов
истории края.
Учебник В.Н. Данилова «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней», Саратов, ООО «Приволжское издательство, 2009.
УМК:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:ХРОНОС: Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ru
Всемирная история: Единое научно образовательное пространство
http://www.worldhist.ru
История Отечества «СГУ» УМК том 1.882 – 1801 гг. «статпро» 2006
Всеобщая история “CorDis” УМК 2004
Электронная энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (8621917 гг.)»
Календарно – тематическое планирование
№
1
2
Тема урока
Введение
Основание Саратова
Колво
часов
Вид контроля,
измерители
1
1
Беседа
Фронтальный опрос
Дата проведения
факт
план6
78 От
3
4
5
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Начальные этапы заселения
Саратовского края (конец ХVI
ХVII вв.)
Саратов и Саратовский край в
конце ХVII
первой четверти
ХVIII в.
Население и экономическое
развитие Саратовского края в
середине и во второй половине
ХVIII в.
Саратовский край в годы
крестьянской войны 17731775 гг.
до
городакрепости
губернского города.
Заселение и экономическое
развитие в первой половине
Х1Х в.
Культура Саратовского края в
конце ХVIII первой половине
Х1Х в.
Социальноэкономическое
развитие Саратовской губернии
Народническое движение в
Саратовском
в
крае
пореформенный период.
Саратовский край в годы первой
российской революции (1905
1907 гг.)
Саратовский край в годы Первой
мировой войны и Февральской
революции.
Культура Саратовского края
второй половины Х1Х – начала
ХХ в.
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
Беседа
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Эссе
Защита
исследований.
эссе,
Фронтальный опрос
Защита
исследований.
Фронтальный опрос
Беседа
эссе
тест
БеседаОбщественные движения в
Саратовской губернии.
Октябрьская революция в
Саратовской губернии.
Новая экономическая политика в
Саратовской губернии (1921
1928).
Культурное
развитие
Саратовского региона 1920е –
1930е гг.
Немецкая автономия на Волге. От
возникновения до ликвидации
(1918–1941 гг.)
Экономика Саратовской области
в годы Великой Отечественной
войны (1941–1945 гг.)
Всенародная помощь трудящихся
Саратовской области фронту.
Саратовская область в 19461964
гг.
Саратовская область в 1965–1985
гг.
Саратовская область в годы
перестройки (1985 –1991 гг.)
Постсоветский период истории
Саратовского Поволжья.
Символы Саратовской области.
Символы Краснокутского района
Оформление проектов
Урокконференция.
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
2
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Фронтальный опрос
эссе
тест
Фронтальный опрос
Составление
планаконспекта
Составление
планаконспекта
эссе
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Составление
планаконспекта
Фронтальный опрос
Защита творческих
работ рефератов,
.проектов.Списки тем рефератов, докладов, творческих работ по темам
ПРИЛОЖЕНИЕ
№
Раздел, тема
Темы рефератов, докладов, сообщенийп/п
1 Саратовский край с древнейших
времен до конца XVI в.
Сарматы в Поволжье
2 Саратовский край в конце XVI –
начале XVII вв.
Легенды земли Саратовской (по выбору
учащихся)
3 Саратовский край в XVIII веке. Пугачев на земле Саратовской
4 Саратовский край в XIX веке.
5
Архитектурное своеобразие Саратова
П. А. Столыпин в Саратовской губернии
Саратовский край в начале XX
века.
6 Саратовский край в годы
Саратовцы фронту
Великой Отечественной войны.
7 Современный Саратов.
Города Саратовской области (по выбору
учащихся)Методические рекомендации к программе «Историческое краеведение» для 9 класса
общеобразовательных школ
Составители Аристархова Е.В., Самсонов С.И.
Пояснительная записка
Основной целью курса краеведения является формирование у учащихся целостного представления об основных этапах
исторического пути родного края, важнейших событиях и известных деятелях Саратовской области. При этом отбор
фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал формированию личностного отношения к
истории своей малой Родины.
Программа предоставляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессийСаратовского края, наций и народностей, государственных образований, развивающихся в Саратовском регионе. При этом
содержательная часть может быть увеличена учителем с целью изложение материала, посвящённого своему краю.
Учебнотематическое планирование
№ Тема
Введение
Основание
Саратова
Начальные этапы
заселения
Саратовского края
(конец ХУ1ХУП
вв.)
2
3
Кол
во
часов
1
1
1
Содержание
Проблема
дата
коррек
Причины строительства
крепостей на Волге. Гипотезы о
месте основания Саратова.
Функции нового города
крепости.
Основание
Саратова –
случайность или
закономерность?
Заселение Саратовского края.
Этапы колонизации края,
факторы, благоприятствующие
его освоению. Саратов на левом
и правом берегу Волги.
Население
Саратовского края
и кочевники:
противостояние
или
сотрудничество?4
5
6
Саратов и
Саратовский край
в конце ХУП
первой четверти
ХУШ в.
Население и
экономическое
развитие
Саратовского края
в середине и во
второй половине
ХУШ в.
Саратовский край
в годы
крестьянской
войны 17731775
гг.
78 От города
1
1
1
2
Возрастание военно
стратегического значения
Нижнего Поволжья. Рост
населения Саратовского края.
Социальные преобразования
этого периода.
Экономика и
изменения в
социальной
структуре
общества. Саратов
– «калмыцкая
столица».
Рост населения Саратовского
края. Образование
наместничества. Торгово
транспортное и промышленное
значение Саратова.
Роль немецкой
колонизации в
экономическом
развитии края.
Саратов накануне и в ходе
вторжения войск Пугачёва.
Причины быстрых успехов
восставших. Общие черты
народного движения на
территории края и специфика
его появления.
Народный бунт:
бессмысленный и
беспощадный?
Развитие города с 1590 г. до
Общее икрепости до
губернского
города.
конца ХУШ в. Социально
экономическое и политическое
развитие Саратова.
особенное России
и Саратовского
края. Защита
проектов,
исследований.
Определяющие
факторы развития
края.
Сложившиеся
черты
древнерусской
культуры. Защита
проектов,
исследований.
Массовое заселения края..
Отрасли сельского хозяйства.
Специализация на зерновом
производстве Развитие
промышленности, торговли,
транспорта.
Становление культуры в
Саратовской губернии. Развитие
народного образования.
Зарождение и становление
театральной жизни. Духовная
жизнь города. Религиозные
организации Саратовской
губернии: структура,
деятельность.
9
Заселение и
экономическое
развитие в первой
половине Х1Х в.
10
11
Культура
Саратовского края
в конце ХУШ
первой половине
Х1Х в.
12 Социально
экономическое
развитие
1
2
1
Социальноэкономического
развитие Саратовской губернии
в конце ХУШ первой половине
Определите
факторы
способствующиеСаратовской
губернии
Х1Х в.
социально
экономическому
развитию
Саратовской
губернии.
13
14
Народническое
движение в
Саратовском крае
в пореформенный
период.
Саратовский край
в годы первой
российской
революции (1905
1907 гг.)
1
1
Общественное движение в
Саратове и губернии в 1860е гг.
«Хождение в народ» и
Саратовский край.
Землевольческие поселения.
Народничество 18801890х гг. в
Саратовской губернии.
Деятельность
либералов и
степень их
влияния на
общественное
движение в
Саратовской
губернии.
Причины первой российской
революции в России и
специфика предреволюционной
ситуации в Поволжье. Формы
народного движения и его
специфика. Влияние
революционных событий на
дальнейшее развитие
общественнополитической
ситуации в России и
Саратовском крае.
Роль П.А.
Столыпина в
Саратовской
губернии в 1905 г.15
Саратовский край
в годы Первой
мировой войны и
Февральской
революции.
16
17
18
Культура
Саратовского края
второй половины
Х1Х – начала ХХ
в.
Общественные
движения в
Саратовской
губернии.
19 Октябрьская
революция в
1
2
1
1
Саратовское Поволжье накануне
Первой мировой войны.
Изменения социально
экономического положения в
годы войны. Меры
правительства и местной
администрации по мобилизации
экономики и их итоги.
Установление многовластия.
Развитие революционного
процесса весной–летом 1917 г.
Меры местной
администрации по
сохранению
порядка в городе.
Основные составляющие
культуры: народное
образование, литература,
театры, цирк, кинотеатры.
Архитектура. Духовная жизнь.
Своеобразие
культурного
развития
Саратовской
губернии.
Общественные движения.
Причины, формы, содержание,
итоги. Политические лидеры.
Переход саратовских
большевиков к власти. Процесс
Русская деревня
до ОктябрьскойСаратовской
губернии.
20
Новая
экономическая
политика в
Саратовской
губернии (1921
1928).
21
22
Культурное
развитие
Саратовского
региона 1920е –
1930е гг.
23
Немецкая
автономия на
Волге. От
возникновения до
ликвидации (1918–
1941 гг.)
1
1
1
советизации. Первые социально–
экономические мероприятия
новой власти.
революции и в
19171918 гг.
Особенности перехода к нэпу в
губернии. Состояние сельского
хозяйства и промышленности в
этот период.
Основные
противоречия нэпа
в Саратовской
губернии.
Культурная жизнь региона.
Наука. Образование. Работа
культурно–просветительских
учреждений. Саратовская
епархия в 1920е –1930е гг.
Вклад деятелей
культуры
Саратовского
региона в
общемировую
сокровищницу
(Н.И. Вавилов и
др.)
Создание АССР немцев
Поволжья. Экономическое и
культурное развитие автономии
в 1920е 1930–е гг.
Ликвидация Немецкой
автономии в 1941 г.
Вклад немцев
Поволжья в
развитие
Саратовского
края.Экономика
Саратовской
области в годы
Великой
Отечественной
войны (1941–1945
гг.)
Всенародная
помощь
трудящихся
Саратовской
области фронту.
24
25
26
27
Саратовская
область в 1946
1964 гг.
28
Саратовская
область в 1965–
1985 гг.
29 Саратовская
1
1
2
1
1
Перестройка промышленности
на военный лад. Рост военной
продукции. Промышленность и
сельское хозяйство в условиях
военного времени.
Вклад саратовцев
в победу над
врагом.
Деятельность городских
комитетов обороны. Помощь
госпиталям. Учёные и деятели
искусства фронту.
Оцените вклад
трудящихся
Саратовской
области в победу
над врагом.
Промышленность и сельское
хозяйство после войны.
Общественная и культурная
жизнь.
Освоение целины:
цели и
последствия.
Промышленность, сельское
хозяйство, транспорт в 1965–
1985 гг. Культурное развитие.
Проблема
мелиорации в
Поволжье.
Экономическое развитие
Попытки переходаобласть в годы
перестройки (1985
–1991 гг.)
области. Общественно–
политическая жизнь в годы
перестройки. Духовная жизнь
города.
к механизмам
рыночной
экономики: цели и
результаты.
30
Постсоветский
период истории
Саратовского
Поволжья.
31
32
Символы
Саратовской
области.
33
34
Урок
конференция.
1
1
2
Становление новых
экономических и общественных
отношений. Изменения в
культурной жизни области.
Становление и развитие
символики Саратовской области
Защита творческих работ
рефератов, .проектов.
Возрождение
утраченных
духовных
традиций: реалии
и перспективы.
Прошлое и
настоящее:
восстановление
преемственности.