Рабочая программа курса « Культура края» составлена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы на основе региональной программы Гавриловой Г.Н., Колесовой Е.В., которая соответствует обязательному минимуму образовательного стандарта..
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.Рабочая программа по краеведению «Культура края» для 8 класса учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория)
Рабочая программа по краеведению
«Культура края»
для 8 класса
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от ____________ 201 годаПояснительная записка
Рабочая программа курса « Культура края» составлена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы на основе региональной программы Гавриловой
Г.Н., Колесовой Е.В., которая соответствует обязательному минимуму образовательного стандарта..
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его
художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются
познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу
родного края и Родины.
Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать
чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности
художественнообразного мышления мастеров родного края.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности
раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры
региона.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения рассчитана на 34 час и проводится 1 раз в неделю.
Организация образовательного процесса.
Формы : урок.
Типы уроков:
урок изучение нового материала;
урок совершенствования знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок контроля умений и навыков.Виды уроков:
урок – беседа
выполнение творческого проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Индуктивные, дедуктивные.
3. Репродуктивные, проблемнопоисковые.
4. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности:
1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
2. Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности:
1. Устного контроля и самоконтроля.
2. Письменного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии:
1. Дифференцированное обучение.
2. Практические методы обучения.
3. Проектные творческие технологии (Метод проектов в образовании школьников).
4. Коллективное творчество.
Учебнотематический план
№
1.
Вводное занятие
Наименование темы
Количество
часов
1 час2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Каменная летопись края»
«Мастера живописи и скульптуры»
«Мир музея»
«Театральное искусство»
«Музыкальное искусство»
«Костюмы народов Поволжья»
Защита творческих проектов
4 час
6 час
5 час
4 час
6 час
5 час
3 час
Итого
34 час
Вводное занятие—1 ч.
Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.
Основное содержание рабочей программы
«Каменная летопись края» 5 ч.
К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести:
1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.
3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д.
4.Памятники культовой архитектуры монастыри, соборы, часовни и т.д.
5. Памятники садовопаркового искусства парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм.
6. Архитектурно скульптурные комплексы; архитектурные монументы обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.
Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы
( арх. В.П. Стасов Александро Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно Спасская, ВознесенскоГорянская,
арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)
«Мастера живописи и скульптуры» 6 ч.
Творчество В.Э. БорисоваМусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в
произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.
К.С. Петров Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам
древнерусского искусства.
А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на
отечественную культуру.
«Мир музея» 5ч.
Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи,
мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного
изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль
музея в развитии культуры современного общества.
Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. БорисоваМусатова. Музей Краеведения и его
филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.
История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 19502000 гг.). Жизнь музеев в
наши дни. Музей в моём городе.
Посещение выставок, экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного.
«Театральное искусство» 4ч.
Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый
общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер,
драматург, художник, композиторсоздатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и
становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л.,Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.
«Музыкальное искусство» 6 ч.
История становления музыкального образования в Саратове.
Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество
композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции
города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье».
Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристаллбалалайка».
«Костюмы народов Поволжья»5ч.
Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский
комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной.
Защита творческих проектов—3ч.Общие требования к знаниям и умениям учащихся по курсу «Культура края»:
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры,
деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.
3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.
4. Иметь представление о культурнопросветительной и научноисследовательской деятельности местных краеведческих и художественных
музеев и их филиалов.
5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района,
поселка.
Учебнометодический комплекс:
Программа для 8 класса общеобразовательных школ «Культура края»
авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.
Учебное пособие для 8 класса «Культура края» Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В., Пушнова Ю.Б. Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»«Добродея»
2010
Рабочая тетрадь для 8 класса «Культура края»Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»«Добродея» 2010
Собственные предентации и презентации учителя, видеофильм
№
урока
Календарно – тематическое планирование
Наименование темы
Количество
часов
Дата
план
Дата
факт1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Вводное занятие
Каменная летопись родного края
Ода классике
Православные храмы. Соборы.
Православные храмы. Церковь.
Храмы иных конфессий. Мечеть. Синагога. Собор.
Мастера живописи и скульптуры
Мастера живописи. ПетровВодкин К.С.
Мастера живописи. БорисовМусатов В.Э
Мастера живописи. Кузнецов П.В.
Мастера живописи. Уткин А.Т.
Скульптор Матвеев А.Т.
Творческая работа. Проекты. Сообщения.
Мир музея
12 Музей им. А.Н. Радищева и музейусадьба БорисоваМусатова В.Э.
13 Музеи краеведения и этнографии.
14 Музеи Н.Г. Чернышевского и музей боевой славы.
15 Мемориальный комплекс «Журавли»
16
Государственный музей К.А. Федина.
Театральное искусство
17
18
19
Первый городской
Саратовская опера.
Театр для детей «Теремок»
1
5 час
1
1
1
1
6 час
1
1
1
1
1
1
5 час
1
1
1
1
1
4 час
1
1
120
Цирк братьев Никитиных
Музыкальное искусство
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
XIX столетие. Рубеж и начало XX века.
Саратовская областная филармония и музыкальные коллективы Саратова.
Саратов фестивальный.
Великие имена музыкального Саратова.
Великие имена музыкального Саратова.
Творческая работа. Проекты. Сообщения.
Костюмы народов Поволжья
Исторический костюм. Русские и украинцы.
Исторический костюм. Немцы.
Исторический костюм. Мордва. Казахи.
Исторический костюм. Татары. Чуваши.
Творческая работа. Проекты. Сообщения.
Защита творческих проектов.
Творческие проекты по теме «Художественная культура края»
Творческие проекты по теме «Музеи и театры»
Творческие проекты по теме «Музыка и костюмы»
Всего за учебный год
1
6 час
1
1
1
1
1
1
5 час
1
1
1
1
1
3 час
1
1
1
34 час