Рабочая программа по краеведению «Культура края» для 8 класса

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса « Культура края» составлена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы на основе региональной программы Гавриловой Г.Н., Колесовой Е.В., которая соответствует обязательному минимуму образовательного стандарта.. Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины. Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.Рабочая программа по краеведению «Культура края» для 8 класса учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория)
Иконка файла материала Рабочая программа по краеведению «Культура края» для 8 класса.doc
Рабочая программа по  краеведению «Культура края»   для 8 класса учителя Дьяковой Надежды Георгиевны (I категория)                                                                                            Рассмотрено  на заседании                                                                                                              педагогического совета                                                                                             Протокол № 1                                                                                             от  ____________ 201    годаПояснительная записка  Рабочая программа курса « Культура края» составлена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы на основе региональной программы Гавриловой Г.Н., Колесовой Е.В., которая соответствует обязательному минимуму образовательного стандарта..  Главным   объектом   изучения   является   культура   края.   Через  краеведение   осуществляется   связь  школы   с   жизнью   малой   родины,   с   его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины. Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.  Задачи курса: 1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края; 2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине; 3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни; 4. на   материале   конкретных   произведений   живописи,   зодчества,   музыки,   театра   и   других   видов   искусства   раскрыть   особенности художественно­образного мышления мастеров родного края. Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона. В   соответствии с  учебным планом образовательного учреждения рассчитана на 34 час и проводится 1 раз в неделю.  Организация образовательного процесса. Формы : урок. Типы уроков:  ­ урок изучение нового материала;  ­ урок совершенствования знаний, умений и навыков;  ­комбинированный урок;  ­урок контроля умений и навыков.Виды уроков:  урок – беседа  выполнение творческого проекта                                                              Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические. 2. Индуктивные, дедуктивные. 3. Репродуктивные, проблемно­поисковые. 4. Самостоятельные, несамостоятельные. Методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности:   1. Стимулирование и мотивация интереса к учению. 2. Стимулирование долга и ответственности в учении. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­познавательной деятельности: 1. Устного контроля и самоконтроля. 2. Письменного контроля и самоконтроля. Педагогические технологии: 1. Дифференцированное обучение. 2. Практические методы обучения. 3. Проектные творческие технологии (Метод проектов в образовании школьников). 4. Коллективное творчество.                                                         Учебно­тематический план   № 1.  Вводное занятие Наименование темы Количество часов              1 час2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Каменная летопись края»  «Мастера живописи и скульптуры» «Мир музея»  «Театральное искусство»  «Музыкальное искусство»  «Костюмы народов Поволжья» Защита творческих проектов 4 час 6 час 5 час 4 час 6 час 5 час 3 час                                                                                             Итого 34 час   Вводное занятие—1 ч.  Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.  Основное содержание рабочей  программы «Каменная летопись края» 5 ч.  К числу объектов, предлагаемых к изучению, следует отнести: 1.Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.2. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки. 3.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д. 4.Памятники культовой архитектуры­ монастыри, соборы, часовни и т.д. 5. Памятники садово­паркового искусства­ парковая декоративная скульптура, фонтаны, объекты малых архитектурных форм. 6. Архитектурно­ скульптурные комплексы; архитектурные монументы­ обелиски, колонны, стелы, арки; архитектурный металлический декор.   Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро­ Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно­ Спасская, Вознесенско­Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.) «Мастера живописи и скульптуры»­ 6 ч. Творчество   В.Э.   Борисова­Мусатова.   Живописная   манера   художника;   изысканная   гармония   приглушённого   колорита,   роль   пейзажа   в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.   К.С. Петров­ Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.  А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С.  Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие  саратовской школы и её влияние на отечественную культуру. «Мир музея» ­ 5ч. Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские  художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными  и повторными, что обусловлено необходимостью  продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества. Художественный музей им. А.Н. Радищева и  его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова­Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи. История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950­2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе. Посещение выставок, экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного. «Театральное искусство» ­ 4ч. Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор­создатель сценического действия, знаменитые имена).  Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л.,Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность. «Музыкальное искусство» ­ 6 ч. История становления музыкального образования в Саратове. Музыканты,   музыкальные   коллективы,   фестивали.   Знаменитые   имена:   Паницкий   И.Я.,   Русланова   Л.А.,   Селянин   В.В.   и   др.   Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль  оперного искусства  им. Собинова, Фестиваль  оперного искусства  Л.В. Собинова, фестиваль  джазовой  музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио­ соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл­балалайка».   «Костюмы народов Поволжья»­5ч.  Одежда  народов Саратовского Поволжья.  Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский  и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной.  Защита творческих проектов—3ч.Общие требования к знаниям и умениям учащихся по курсу «Культура края»: 1.Знать   местные   памятники   истории   и   культуры,   наиболее   ценные   в   художественном   отношении   объекты   каменной   архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры. 2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем. 3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры. 4. Иметь представление о культурно­просветительной и научно­исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов. 5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, поселка.           Учебно­методический комплекс: Программа для 8 класса общеобразовательных школ  «Культура края»  авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В. Учебное пособие для 8 класса «Культура края» Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В., Пушнова Ю.Б.­ Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»­«Добродея»  2010 Рабочая тетрадь для 8 класса «Культура края»­Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм»­«Добродея» 2010 Собственные предентации и презентации учителя, видеофильм № урока Календарно – тематическое планирование Наименование темы Количество часов Дата план Дата факт1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вводное занятие Каменная летопись родного края Ода классике Православные храмы. Соборы. Православные  храмы. Церковь. Храмы иных конфессий. Мечеть. Синагога. Собор. Мастера живописи и скульптуры Мастера живописи. Петров­Водкин К.С. Мастера живописи. Борисов­Мусатов В.Э Мастера живописи. Кузнецов П.В. Мастера живописи. Уткин А.Т. Скульптор Матвеев А.Т. Творческая работа. Проекты. Сообщения. Мир музея 12 Музей им. А.Н. Радищева и музей­усадьба Борисова­Мусатова В.Э. 13 Музеи краеведения и этнографии. 14 Музеи Н.Г. Чернышевского и музей боевой славы. 15 Мемориальный комплекс «Журавли» 16 Государственный музей К.А. Федина. Театральное искусство 17 18 19 Первый городской Саратовская опера. Театр для детей «Теремок» 1 5 час 1 1 1 1 6 час 1 1 1 1 1 1 5 час 1 1 1 1 1 4 час 1 1 120 Цирк братьев Никитиных Музыкальное искусство 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 XIX столетие. Рубеж и начало  XX века. Саратовская областная филармония и музыкальные коллективы Саратова. Саратов фестивальный. Великие имена музыкального Саратова. Великие имена музыкального Саратова. Творческая работа. Проекты. Сообщения. Костюмы народов Поволжья Исторический костюм. Русские и украинцы. Исторический костюм. Немцы. Исторический костюм. Мордва. Казахи. Исторический костюм. Татары. Чуваши. Творческая работа. Проекты. Сообщения. Защита творческих проектов. Творческие проекты по теме «Художественная культура края» Творческие проекты по теме «Музеи и театры» Творческие проекты по теме «Музыка и костюмы»                                                                                                Всего за учебный год 1 6 час 1 1 1 1 1 1 5 час 1 1 1 1 1 3 час 1 1 1 34 час