Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Оценка 4.7

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
22.06.2017
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» Кураева А. В. «Просвещение», 2010 г., с учётом требований и содержания основной образовательной программы начального общего образования.Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Основы православной культуры.doc
Пояснительная записка        Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»  составлена в соответствии с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования,   на   основе  Концепции   духовно   –   нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России   и   авторской   учебной   программы     «Основы   религиозных культур и светской этики» Кураева А. В. «Просвещение», 2010 г., с учётом требований и содержания   основной   образовательной     программы   начального     общего     образования МБОУ СОШ  № 2 (приказ  № 364 от 30.08.13 г.)             Цель:  формирование   российской   гражданской   идентичности   младшего   школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно­культурной традиции. Задачи : знакомство обучающихся с основами православной культуры;  развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;  формирование   у   них   ценностно­смысловых   мировоззренческих   основ,   обеспечивающих целостное   восприятие   отечественной   истории   и   культуры   при   изучении   гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.           Курс ОРКСЭ  будет содействовать  интеграции  всех  участников  образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру. Общая характеристика учебного предмета       В современном мире особое значение приобретают духовно­нравственное воспитание школьников,   развитие   у  детей  таких   качеств  как  толерантность  и   уважение   к  другим культурам,   готовность   и   способность   к   диалогу   и   сотрудничеству,   что   подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.       В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников   с   основами   различных   мировоззрений   и   опирающегося   на   нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.           Модуль курса «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10­11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.           Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль   не   только   в     расширении   образовательного   кругозора   учащегося,   но   и   в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,   готового   к   межкультурному   и   межконфессиональному   диалогу   во   имя 1 социального   сплочения.   Ознакомление   с   нравственными   идеалами   и   ценностями православных     духовных   традиций   России   происходит   в   контексте,   отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Блоки   1   и   4   посвящены   патриотическим   ценностям     и   нравственному   смыслу межкультурного  и   межконфессионального   диалога   ­   фактора   общественного   согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.    На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.    Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках  второго  блока учащиеся   должны   получить   целостное   представление   о   том,     что   есть   культура православия.  Школьники знакомятся с основателем православия  ­ Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие   и   др.   Будет   показан   образ   жизни   людей,   их   нравственные   семейные     и общественные обязанности. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.    В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно ­ исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют   большинство тем третьего блока.     Блок   4   –   итоговый,   обобщающий,   оценочный.   Предусматривает   подготовку   и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как   индивидуальными,   так   и   коллективными.   На   презентации   могут   приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.   В   ходе   презентации   проектов   все   учащиеся   класса   получат   возможность ознакомиться с основным содержанием других   модулей, узнать о других духовных и культурных   традициях   России   от   своих   одноклассников.   Подготовка     и   презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс.   Блок   завершается   школьно   –   семейным   праздником   «Диалог   культур   во   имя гражданского мира и согласия». Место предмета в базисном учебном плане     Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа. Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ     В   основе   учебно­воспитательного   процесса   курса   ОРКСЭ   заложены   базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  2 Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного  предмета Обучение   детей   по   программе   курса   должно   быть   направлено   на   достижение следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование   образа   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование   умений   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение   на   основе   оценки   и   с   учётом   характера   ошибок;   понимать   причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение   логическими   действиями   анализа,   обобщения,   сравнения, классификации,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных   точек   зрения   и   права     иметь   свою   собственную;   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   синтеза, 3 и   её   путей   цели   общей умение достижения, определение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;  адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; знакомство   с   основами   светской   и   религиозной   морали,   понимание   их   значения   в выстраивании конструктивных отношений в обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Формы организации учебного процесса Применяемые формы: ­ индивидуальная; ­ групповая; ­ фронтальная (общеклассная); ­ экскурсии; ­ праздники. Применяемые технологии: ­ проблемный диалог; ­ продуктивное чтение; ­ оценивание учебных успехов; ­ метод проектов; ­ ИКТ. Применяемые технологии Формы контроля  Основными формами текущего контроля является: устный опрос; собеседования;  выполнение  творческих заданий. Осуществляется собеседование по окончанию каждого  раздела. Итоговый контроль проводится в виде творческих презентаций. Основная цель  контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных  источников, применять комплексные знания. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:  Обобщающие уроки по теме и разделу  Сообщения  Презентации 4 Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и  фронтальная устная проверка, различные творческие работы Фронтальный опрос проводится как беседа­диалог, в котором участвуют учащиеся  всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на  которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких  контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это  определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания  фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу,  сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п. Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует  выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­ рассуждение. Рассказ­описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или  явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее  существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к  описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика  отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими  словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается  использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала,  самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказ­рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить  полученные знания, правильно установить причинно­следственные, пространственные и  временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с  применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной  речи­рассуждения. При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не  требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными  возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые  задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или  исправление высказывания и др. 5 № 1 2 3 Учебно–тематический план Раздел Количество  часов Творческие работы Введение. Духовные ценности и  нравственные идеалы в жизни  человека и общества Основы  православной  культуры. Духовные традиции многонациональног о народа России Итого 1 28 5 34 1 2 3 6 Содержание учебного материала Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша  Родина Основы православной культуры Культура и религия. Человек и Бог в православии.   Православная молитва. Библия и Евангелие.     Проповедь   Христа.   Христос   и   его   крест.   Пасха.   Православное   учение   о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона.  Творческие работы учащихся. Подведение итогов.  Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Духовные традиции многонационального народа Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами:  «Как я понимаю православие»,  «Значение религии в жизни человека и общества»,  «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие   и   процветание   Отечества   »,   «Мой   дедушка   –   защитник   Родины»,   «Мой друг»  и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) 7 № 1 2 3 Контроль уровня обученности Раздел тема Дата план. факт. Введение. Духовные ценности и нравственные  идеалы в жизни человека и общества Основы православной культуры. Подведение итогов. (Презентация творческих работ.) Духовные традиции многонационального народа  России Выступление учащихся с творческими работами. (Презентация творческих работ.)  10.01 16.05 23.05 8 Учебно – методическое и материально­техническое  обеспечение образовательного процесса 1. Кураев   А.   В.   Основы   религиозных   культур   и   православной   этики.   Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2010.  2. Основы   Православной   культуры.   Электронное   приложение   к   пособию А.В. Кураева   учебному 3. Основы   религиозных   культур   и   православной   этики.   Основы   православной культуры. Методические рекомендации для учителей.  «Новое время», 2010. Дополнительная литература для учащихся: 1. Библейская азбука.   Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА­ПРЕСС Гранд, 2003. 2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. ­ М.: ЛОКИД­ПРЕСС, 2002.­  3. Библия    в    гравюрах    Гюстава    Доре.   Российское    Библейское общество. Москва, 1996.  9 4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома.  По  тексту протоиерея  Александра  Соколова.  Издательство  Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.  5. Библия  для  детей.   Сост.  Полянская  И.Н.  ­  М.:  ООО  «Изд.   АСТ»:   ООО  «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.  6. В.А. Никифоров ­ Волгин. Сборник рассказов. 7. Великие православные праздники. Авт.­сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА­ПРЕСС, 8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия ­ ЖЗЛ», 1997. 9. Волшебные   картинки.   Пять   Библейских   сюжетов.   Российское   Библейское 2001.  общество. 2006. 10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004. 11. Дмитрий Донской. Из серии  «Жизнь великих  людей». Изд. «Граница», Москва, 1993. 12. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.  13. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13­ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. 14. Избранные   жития   для   детей:   В   2   т.   Составитель   Балакшин   Е.А.   –   М.:   Изд­во Сретенского монастыря, 2008. 15. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004. 16. История  Церкви  для  детей.  Рассказы  из   истории  Христианской  Церкви  1  – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006. 17. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА­ ПРЕСС, 2006.  для педагога: 1. Библейская   история   Ветхого   и   Нового   Завета.   В   трех   томах.   Лопухин   А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.  2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.­ М.: ЛОКИД­ПРЕСС, 2002.  3. Библия   в   гравюрах   Гюстава   Доре.   Российское   Библейское   общество.   Москва, 1996.  4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.  5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. ­ М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.  6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом  «Покров», 2003.  Великие православные праздники. Авт.­сост. Глаголева О. – М.:  ОЛМА­ПРЕСС, 2001.  7. Герои русской истории: Альбом. М.: изд­во «Белый город», 2007.  10 8. Детская   Библия.   Православные   праздники.   Сост.   Горбачева   Н.Б.   –   М.:   ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.  9. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г. 10. Духовно­нравственное   воспитание.   Научно­просветительский   журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за  2001 – 2008 гг. 11. Духовные истоки воспитания. Учебно­методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.  Интернет­ресурсы: http://kuraev.ru/ http://www.orkce.ru http://www.prosv.ru/ http://www.svetoch­opk.ru Техническое обеспечение: 1. Интерактивная доска 2. Компьютер 3. Проектор 11

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017