Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания. 17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в составе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Позднее курс был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
рабочая по ОРКСЭ.doc
Пояснительная записка
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 45 классы. Основы религиозных
культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2014 г. и в соответствии с нормативными и распорядительными
документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями).
3.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
г. № 373».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5.Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015г. № 4710267/1514 «О формировании учебных планов
общеобразовательных организаций Краснодарского края на 20152016 учебный год».
6.Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенные в реестр
образовательных программ, одобренных федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015
года № 1/5).
7.Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 4710474/1514 «О рекомендациях по составлению
рабочих программ учебных предметов, курсов и календарнотематического планирования».
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
10.Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 15.05.2015 года № 476820/1514 «О формировании итоговой оценки
качества освоения ООП НОО».
11.Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека. Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
0 12. письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 23.07.2015 года № 4710885/1514 «О
преподавании учебного курса ОРКСЭ и регионального предмета ОПК»
13. методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 года № 08761 по изучению
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
14. протокол заседания МОН8498 Заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в
Российской Федерации.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, это проблема духовно нравственного
воспитания. 17 декабря 2010 года Минобрнауки России утвердило предмет «Основы духовнонравственной культуры народов
России» в составе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Позднее курс
был переименован в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный курс ОРКСЭ является единой
комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить
образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностносмысловых
связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Преподавание предмета ОРКСЭ основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».
В соответствии с конституционными нормами (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации), а также законом «О
свободе совести и религиозных объединениях» выбор одного из 6 модулей является исключительным правом родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
«Основы православной культуры» это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики».
УМК обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры» 4 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному
1 поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним,
а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в
начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы
традиционной культуры многонационального народа России;
Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и
духовных ценностей.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, по месту в учебном плане, и по содержанию
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и
ценностями религиозных и светских духовных традиций России. Это происходит в контексте, отражающем глубинную
связь прошлого и настоящего.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиознокультурная традиция». Его можно
рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная
традиция», «культурная традиция». Отечественная религиознокультурная традиция несовместима с унификацией
содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает
2 культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Учебный
курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей:
Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно
связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного
гуманитарного учебного содержания в основной школе. При изучении комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка»,
«История», «Изобразительное искусство».
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно
культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым
стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры
как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и
исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Описание места учебного курса.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 14 всего на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе
выделяется 1 час в неделю в 4 классе. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
3 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
Требования к предметным результатам:
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях
(Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
5 слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека,
семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни
человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных
религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной
основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной
культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
6 Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят пра
вославные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие
святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного
материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают
возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Виды деятельности младших школьников:
Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных
источников)
Игровая деятельность
Творческая деятельность.
Проектная деятельность.
Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)
Для реализации программного содержания используются:
Учебник для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 45 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2013/
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
«Православие: полная энциклопедия для православных»/ О. Глаголева,
Е. Щеголева. М.: Эксмо, 2011/
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры». Подробное тематическое планирование
№
а/а
Наименовани
е разделов и
тем
в
о
с
а
ч
о
г
е
с
В
Вид урока
Характеристика
деятельности
учащихся
Решаемые проблемы
учеником
Личностные
результаты
1
1
2
3
2
Россия –
наша Родина
Культура и
религия
Человек и
бог в
православии
3
1
1
1
4
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
к
о
р
у
а
л
а
и
р
е
т
а
м
а
л
а
и
р
е
т
а
м
5
Знакомятся с
историей
возникновения и
распространения
православной
культуры
Знакомятся с
историей
возникновения и
распространения
православной
культуры
6
Как осуществлять
взаимный контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь.
Как научиться понимать,
что человек создаёт
культуру. Как осмыслить о
чем говорит религия.
7
Формировать умение
анализировать
нравственную сторону
своих поступков и
поступков других
людей.
формировать
представление о
культуре как явлении,
включающем самое
лучшее, что делает
народ
Изучают основы
духовной традиции
православия
Как понять какие дары Бог
дал человеку. Как
осмыслить, что вера в Бога
может влиять на поступки
людей.
формировать
первоначальные
понятия о народе,
православной вере
Используемые ресурсы
9
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 1.Учебник ОПК. А.В. Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 2. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 3. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
УУД
8
Р.: применять подбор
информации для составления
портфолио.
П.: Отвечать на простые
вопросы учителя
К.: Слушать и понимать речь
других
Р.: работать по предложенному
учителем плану
П.: составлять рассказы на
основе простейших моделей
К.: умение донести свою
позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и
письменной речи
Р.: Определять цель выполнения
заданий во внеурочной
деятельности, в жизненных
ситуациях под руководством
учителя
П.: составлять рассказы на
основе простейших моделей
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
1 4
5
6
Изучают основы
духовной традиции
православия
Как правильно читать
молитвы
Ценить и принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение»,
«родина», «природа»,
«семья»..
Православна
я молитва
1
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
Библия и
Евангелие
1
Проповедь
Христа
1
Дают определение
основных понятий
православной
культуры
Как правильно осмыслить
кто такие христиане, что
такое Библия, что такое
Евангелие.
Оценивать жизненные
ситуации и поступки
людей с точки зрения
общечеловеческих
норм.
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Как правильно понимать
чему учил Христос, что
такое Нагорная проповедь,
какое сокровище нельзя
украсть.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Учатся
устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей.
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
Р.: работать по предложенному
учителем плану
П.: воспроизводить полученную
информацию, приводить
примеры из прочитанных
текстов
К.: участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать высказывания
участников беседы, добавлять,
приводить доказательства.
Р.: Определять цель выполнения
заданий во внеурочной
деятельности, в жизненных
ситуациях под руководством
учителя
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями;
К.: участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать высказывания
участников беседы, добавлять,
приводить доказательства.
Р.: анализировать общность тем
и главных мыслей в библейских
текстах, нормах морали;
П.: создавать по изображениям
(художественные полотна,
иконы) словесный портрет его
героя;
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 4. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 5. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 6. Справочные материалы
для общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Урок № 6. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
2 7
8
9.
Христос и
Его Крест
1
Пасха
1
Православно
е учение в
человеке
1
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
к
о
р
у
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Учатся
устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей
Учатся
устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры.
Как осознать, как Бог стал
человеком. Как понять,
почему Христос не
уклонился от казни, какова
символика креста.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Как понять, что
воскресение не только
день недели, как
празднуют Пасху.
понимать значение
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества
осознавать ценность
человеческой жизни
Как осмыслить, чем Бог
одарил человека. Как
понять, что значит болит
душа. Как узнать, что
такое образ Божий в
человеке.
Р.: анализировать общность тем
и главных мыслей в библейских
текстах, нормах морали;
П.: устанавливать связь между
религиозной (православной)
культурой и поведением людей
К.: Участвовать в диалоге;
высказывать предположения о
последствиях неправильного
(безнравственного) поведения
человека
Р.: Организовывать свое
рабочее место под
руководством учителя
П.: устанавливать связь между
религиозной (православной)
культурой и поведением людей
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
Р.: анализировать общность тем
и главных мыслей в библейских
текстах, нормах морали;
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
Программа комплексного
учебного курса
« Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 7. Справочные материалы
для общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Урок № 7. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 8. Учебник ОПК. А.В.
Кураев.
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 9. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
3 10.
11.
12.
Совесть и
раскаяние
1
к
о
р
у
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
Заповеди.
1
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Милосердие
и
сострадание.
1
к
о
р
у
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
Как узнать о подсказках
совести, как исправить
ошибки.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Как определить, какие
заповеди даны людям. Как
понять что общего у
убийства и воровства.
понимать значение
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества
Как определить, чем
милосердие отличается от
дружбы, кого называют
ближним, как христианин
должен относиться к
людям.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Р.: Организовывать свое
рабочее место под
руководством учителя
П.: высказывать предположения
о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения
человека
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
Программа комплексного
учебного курса
«Основы
православной культуры».
Электронное приложение к
учебнику.
Урок № 10. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Р.: Организовывать свое
рабочее место под
руководством учителя
П.: Описывать впечатления,
возникающие от восприятия
художественного текста,
произведения живописи,
иконописи
К.: Участвовать в диалоге;
высказывать предположения о
последствиях неправильного
(безнравственного) поведения
человека
Р.: уважительно относиться к
партнеру.
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями
К.: взаимодействовать со
сверстниками в процессе
парной работы.
Программа комплексного
учебного курса
«Основы
православной культуры».
Электронное приложение к
учебнику.
Урок № 11. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 12. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры.
4 13.
14.
15.
Золотое
правило.
1
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Храм
1
я
и
с
р
у
к
с
к
э
к
о
р
У
Икона
1
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Как применять главное
правило человеческих
отношений. Как понять,
что такое не осуждение.
осознавать ценность
человеческой жизни
Как понять, что люди
делают в храмах. Как
выяснить как устроен
православный храм.
понимать значение
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества
Как узнать, почему икона
так необычна. Как понять,
зачем изображают
невидимое.
Организовывать
совместные занятия
баскетболом со
сверстниками.
Р.: высказывать своё
предположение
П.: преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
Программа комплексного
учебного курса
«Основы
православной культуры».
Электронное приложение к
учебнику.
Урок № 13. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Р.: высказывать своё
предположение.
П.: Описывать впечатления,
возникающие от восприятия
художественного текста,
произведения живописи,
иконописи
К.: Участвовать в диалоге
Р.: определение общей цели и
путей ее достижения
П.: преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей
К.: выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя,
критика)
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 14. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного
Курса «Основы
православной культуры».
Электронное приложение к
учебнику.
Урок № 15. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры.
Учатся описывать
различные явления
православной
духовной традиции и
культуры.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных
праздников и
святынь
православной
культуры.
5 16.
17.
18
19
Творческие
работы
учащихся.
1
Подведение
итогов
1
Как
христианство
пришло на
Русь
1
Излагают своё
мнение
по поводу значения
православной
культуры
в жизни людей,
общества.
Излагают своё
мнение
по поводу значения
православной
культуры
в жизни людей,
общества.
я
и
н
е
р
о
т
в
о
п
к
о
р
У
,
я
и
н
е
р
о
т
в
о
п
к
о
р
У
к
о
р
у
й
ы
в
о
г
о
т
и
Как взаимодействовать со
сверстниками в процессе
творческой деятельности
Уважение к своей
семье, к своим
родственникам,
любовь к родителям.
. Как взаимодействовать со
сверстниками в процессе
творческой деятельности.
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Как правильно понять, что
такое Церковь, что такое
крещение.
понимать значение
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Подвиг
1
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
Как правильно понять, что
такое подвиг.
Р.: давать эмоциональную
оценку деятельности класса
П.: формулировать решение
задачи с помощью рисунков
К.: строить диалог со
взрослыми и сверстниками
Р.: высказывать своё
предположение
П.: преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей
К.: доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль
в устной и письменной речи
Р.: воспроизводить полученную
информацию, приводить
примеры из прочитанных
текстов
П.: анализировать общность тем
и главных мыслей в
произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных
текстах
К.: умение договориться о
распределении ролей в
совместной деятельности;
К.: излагать свое мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий
Программа комплексного
учебного курса
«Основы
православной культуры».
Электронное приложение к
учебнику.
Урок № 16 Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Программа комплексного
учебного курса
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику. Урок
№ 17. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 18 Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 19.Книга для учителя.
6 20
21
22
Заповеди
блаженств
1
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
Зачем
творить
добро?
1
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Чудо в жизни
христианина
1
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
осознавать ценность
человеческой жизни
Как правильно понять,
когда христиане бывают
счастливы, как плач может
обернуться радостью,
когда сердце бывает
чистым.
Как правильно понять,
чему радуются святые.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Как правильно понять, что
такое Святая Троица,
христианские добродетели
осознавать ценность
человеческой жизни
Р.: соотносить тему и главную
мысль текста с содержанием
произведения живописи
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями;
К.: умение договориться о
распределении ролей в
совместной деятельности;
Р.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями
П.: создавать по изображениям
(художественные полотна,
иконы) словесный портрет его
героя
К.: участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать высказывания
участников беседы, добавлять,
приводить доказательства;
Р.: соотносить тему и главную
мысль текста с содержанием
произведения живописи
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями;
К.: готовность слушать
собеседника
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 20. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 21 Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 22 Учебник ОПК. А.В.
Кураев
7 Православие
о Божьем
1
суде
Таинство
причастия
1
23
24
25
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Монастырь
1
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
Как правильно видеть в
людях Христа. Как понять,
почему христиане вверят в
бессмертие
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
. Как правильно понять,
как Христос передал Себя
ученикам, что такое
Причастие.
осознавать ценность
человеческой жизни
. Как правильно понять,
почему люди идут в
монахи
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 23. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 24. Справочные
материалы для
общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Урок № 24. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 25. Справочные
материалы для
общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Урок № 25. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Р.: воспроизводить полученную
информацию, приводить
примеры из прочитанных
текстов
П.: анализировать общность тем
и главных мыслей в
произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных
текстах
К.: Участвовать в диалоге;
высказывать предположения о
последствиях неправильного
(безнравственного) поведения
человека;
Р.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями;
К.: участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать высказывания
участников беседы, добавлять,
приводить доказательства;
Р.: воспроизводить полученную
информацию, приводить
примеры из прочитанных
текстов
П.: создавать по изображениям
(художественные полотна,
иконы) словесный портрет его
героя
К.: умение договориться о
распределении ролей в
совместной деятельности;
8 26
27
28
Отношение
христианина
к природе
1
Христианска
я семья
1
Защита
Отечества
1
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
Как правильно понять, что
делает человека выше
природы, какую
ответственность несет
человек за сохранение
природы.
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Как правильно понять, что
такое венчание, что
означает обручальное
кольцо.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Как правильно понять,
когда война бывает
справедливой.
понимать значение
нравственности, веры
и религии в жизни
человека и общества
Р.: соотносить тему и главную
мысль текста с содержанием
произведения живописи
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями;
К.: участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать высказывания
участников беседы, добавлять,
приводить доказательства;
Р.: воспроизводить полученную
информацию, приводить
примеры из прочитанных
текстов
П.: анализировать общность тем
и главных мыслей в
произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных
текстах
К.: умение договориться о
распределении ролей в
совместной деятельности;
Р.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями
П.: Описывать впечатления,
возникающие от восприятия
художественного текста,
произведения живописи,
иконописи
К.: участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать высказывания
участников беседы, добавлять,
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 26. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 27. Справочные
материалы для
общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Урок № 27. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 28. Справочные
материалы для
общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Урок № 28. Учебник ОПК. А.В.
Кураев
9 Христианин
в труде
1
29
30
Любовь и
уважение к
Отечеству
1
3134
Итоговая
презентация
проектов
обучающихся
4
о
г
о
в
о
н
я
и
н
е
ч
у
з
и
к
о
р
У
а
л
а
и
р
е
т
а
м
к
о
р
у
й
ы
н
н
а
в
о
р
и
н
и
б
м
о
К
к
о
р
у
й
ы
в
о
г
о
т
И
Как правильно понять,
какой труд напрасен.
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
Как правильно понять, что
такое первый грех людей.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Как правильно понять, что
есть Православие в России.
оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений,
высказывания
известных личностей
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 29. Справочные
материалы для
общеобразовательных
учреждений. Книга для учителя.
Учебник ОПК. А.В. Кураев
Учебное пособие
«Основы
православной
культуры». Электронное
приложение к учебнику.
Урок № 30 Учебник ОПК. А.В.
Кураев
Учебное пособие
«Основы православной
культуры». Презентации,
доклады, сообщения.
Р.: соотносить тему и главную
мысль текста с содержанием
произведения живописи
П.: Проводить аналогии между
героями, их поведением и
духовными нравственными
ценностями;
К.: умение договориться о
распределении ролей в
совместной деятельности;
Р.: воспроизводить полученную
информацию, приводить
примеры из прочитанных
текстов
П.: анализировать общность тем
и главных мыслей в
произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных
текстах
К.: Участвовать в диалоге;
высказывать предположения о
последствиях неправильного
(безнравственного) поведения
человека;
Р.: соотносить тему и главную
мысль текста с содержанием
произведения живописи
П.: анализировать общность тем
и главных мыслей в
произведениях фольклора,
реалистических и фольклорных
текстах
К.: умение договориться о
распределении ролей в
совместной деятельности;;
10 1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 45
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.:
Просвещение, 2012.
4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 45 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с
приложением на электронном носителе / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2013.
1. Технические средства: компьютерный комплекс, мультимедийный проектор.
2. Экраннозвуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы
Материальнотехническое обеспечение курса
православной культуры».
3. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебнометодические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная
литература для учителя);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также
отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной
и методической помощи;
научнопопулярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по
различным темам модуля;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с
содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
энциклопедическая и справочная литература;
религиозная литература;
11 4. Печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и
духовному развитию;
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе,
буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности,
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и
гражданина в Российской Федерации;
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально нравственное самосознание,
регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно
нравственных ценностей;
12 – устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей,
общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе
взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовнонравственных аспектах человеческого поведения при
изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Храмы России.
2.Православные иконы.
3.Православные праздники.
4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей начальной школы
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
______________ Н.В. Волкова
13 МБОУ СОШ №14
от «27» августа 2016 года №1
________ Г. Д. Денисова
«27» августа 2016г.
14
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочая программа по ОРКСЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.