Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"
Оценка 4.8

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
19.06.2017
Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"
Публикация является частью публикации:
урок Подвиг.doc
Урок ОПК № 19 (4 класс) "Подвиг"  Ход урока 1 этап. Вводный (мотивационно ­ организационный) 1. 1.  Организационный   момент.   Проверка  домашнего   задания   (по вопросам учебника). 1.2.  Подготовка к восприятию  новой темы Повторение понятий предыдущих уроков  ­ Давайте вспомним, а какой Он ­ Бог? (дети отвечают) Бог есть чистейший и всесовершеннейший Дух. Бог Вечный, Всеблагий, Всемогущий, Вездесущий, Всеведущий. Бог невидим, неизменяем, неизмерим, пребывает везде, всегда и всецело. И вот Бог вочеловечился. Бог воплотился в человеке. ­ Зачем Бог воплотился в человеке? (дети отвечают) Бог   любит   человека.   И   чтобы   встретиться   с   человеком,   спасти   нас,   Бог принял   на   Себя   все,   что   свойственно   человеку.   Он   уставал,   нуждался   в воздухе, пище, не имел полной власти над природой, претерпевал унижения и страдания. И поэтому говорят, что  Бог умалился ради человека. Давайте рассмотрим,   что   значит   умалиться.   Представьте,     любящие   родители   учат своего маленького сына ходить. Ребенку трудно самому дотянуться до рук родителей,  и они нагнулись к нему.  ­ Как вы думаете, этим родителям удобно идти вот так, согнувшись? (дети отвечают) Нет,   но   ради   ребенка   они   сделались   как   бы   меньше   ростом   и   терпят неудобства   при   ходьбе.   Родители   могут   широко   и   быстро   шагать,   но   они делают такие же маленькие шажочки, что и их сынок.   Родители играют с детьми в игрушки, рисуют детские рисунки, читают и смотрят детские сказки, хотя могли бы заниматься своими взрослыми делами. Но они живут жизнью своих детей. Они умалились, т.е. свои интересы и возможности на данный момент   посчитали   менее   важными,   чем   интересы   их   детей.   Родители жертвуют ради жизни своих детей частью своей жизни. ­ Подумайте, чем ваши родители жертвуют ради вас? (дети отвечают) ­ Как вы думаете, почему они так поступают? (дети отвечают) Потому что наши родители любят нас. Когда человек что­то отдает, жертвует собой, в нем просыпается любовь, он начинает любить. Любовь — это прежде всего самопожертвование. Работа с иллюстративным материалом.   Рассмотрите фрагмент картины И. Крамского «Христос в пустыне»  (в учебнике или в электронном приложении) Текст Ларисы Румарчук «Христос в пустыне» (Журнал « Божий мир» 2­ 1997)  читает учитель (см. Приложение 1). Итак,   перед   тобой   столь   нашумевшая   картина   Крамского   «Христос   в пустыне». Что видишь в ней ты, спустя столетие, человек, которому жить в третьем тысячелетии   от   Рождества   Христова?   Заставляет   ли   она   тебя   задуматься? Глубже и внимательнее взглянуть на события сегодняшнего дня? Поможет ли, когда придет пора сделать свой нравственный выбор?  (высказывания детей)   Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто   рассказал   людям,   как   следует   жить,   —   Он   прожил   человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу   на   небо.   «Сия   есть   заповедь   Моя,   да   любите   друг   друга,   как   Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12­13). 1.3. Обсуждение темы урока с учащимися. Постановка цели и задач урока. Давайте   определим   тему   урока,   для   этого     вам   необходимо   разгадать кроссворд:                                                           пасха                            икона                                душа                 благословение                          молитва                                 голгофа 1) главный подарок этого праздника – крашеное яйцо; 2) картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории; 3) тело ходит, бегает, ест; … думает, верит, любит; 4) пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось; 5) обращение к Богу; 6) небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распяли Христа (Тема урока – Подвиг).  ­ Откройте учебник на с.62,  раздела  «Вы узнаете». Определите задачи урока (с.62). Сегодня на уроке мы узнаем:    о том, что такое подвиг;  о человеческой жертвенности. 2 этап. Основной (информационно­аналитический) 2.1. Первичное усвоение новых знаний. Чтение текста в учебнике  (Рубрика «Это интересно», с.63).  Митрополит Антоний Сурожский. «О подвиге любви» (см. Приложение 2). ­ Почему митрополит Антоний Сурожский назвал статью «О подвиге любви»? ­ Объясните смысл фразы «остались живыми ее смертью»? (Наталья отдала свою жизнь за них, принесла себя в жертву) Готовность принести себя в жертву, самопожертвование ради блага кого ­ то или для спасения называют жертвенностью. Работа в группах со словарями синонимов русского языка.  Найти синонимы к слову «жертвенность» (ответы детей) самоотверженность, беззаветность, подвижничество, самоотвержение Самостоятельное чтение (учебник с. 62­63, см. Приложение 3) Опережающее задание: при чтении обратите внимание на отношение между подвигом и эгоизмом. 2.2. Первичная проверка понимания изученного Беседа по вопросам: 1.   Назовите   условия,   при   которых   расставание   с   чем­либо   становится жертвой? (дети отвечают или находят в тексте и зачитывают) Жертва – там, где что­то по­настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления. ­ Выберите наиболее подходящее определение понятию «жертва»: Помощь, милостыня, самоотречение, благотворительность. ­ Как вы понимаете, что такое эгоизм? (дети отвечают) Привычка считать себя центром всего мира (от лат. ego – я). Выберите наиболее подходящее определение понятию «эгоизм»: Гордость, равнодушие, себялюбие, высокомерие ­ Что противоположно эгоизму? (дети отвечают) Любовь. ­ Как можно назвать шаг от эгоизма к любви? (дети отвечают) Подвиг. ­ Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг»: Героизм, жертва, подарок, благородство. ­ Подвиг – это движение в сторону чего? (дети отвечают) В сторону добра. ­ Что лежит в основе подвига? (дети отвечают) Любовь. 2. Слово подвиг связано только с военным временем? (дети отвечают) ­ Ради кого могут совершаться подвиги? (дети отвечают)  Ради самого себя. Приведите примеры.  Ради другого человека.  Ради Бога. 3. Объясните слово «подвижник» (дети отвечают). Рассказ о  Князе Георгии Всеволодовиче – православном подвижнике  (с использованием презентации в электронном приложении, см. Приложение 4). Когда   подвижник   посвящает   всю   свою  жизнь   Богу,  т.е.  живет   по   законам Божиим, а не по своему хотению, Господь одаривает его святостью.  Ученик читает  стихотворение Надежды Веселовской  «Нимбы золотые» (см. Приложение 5) Физминутка 3 этап. Заключительный (оценочно­рефлексивный)   3.1.  Первичная систематизация, контроль. Самостоятельная работа. Тест (см. Приложение 6)  Проверка: самопроверка по эталону (используется электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»)   3.2.   Подведение итогов урока.   Рефлексия деятельности.  Учитель включает запись песни «Добрые дела» ­Ребята, я попрошу вас сказать, какие чувства вызвал сегодняшний урок?  ­Какой случай подвига вас особенно поразил? Продолжите фразу: Подвиг это… В жизни любого человека должен быть подвиг, потому что… Самым лёгким подвигом для себя я считаю… Самым трудным подвигом для себя я считаю…     3.3.   Домашнее задание Дифференцированное задание:   материал в учебнике с. 62­63  Сочинение – эссе «Мой подвиг для самого себя»  Приложения Приложение 1 Текст Ларисы Румарчук «Христос в пустыне» (Журнал « Божий мир»№ 2­1997)  Иудейская пустыня вдоль берегов Мертвого моря. Ни деревца, ни кустарника, ни хотя бы чахлой травинки. Холодно в пустыне перед рассветом, на исходе ночи. Кругом серые холодные камни ­ застывшие выбросы давно умершего вулкана. И на одном из них ­ человек. Он бос. Длинные волосы спадают на плечи. Поверх хитона наброшено темное одеяние. Руки напряженно сцеплены. За спиной его только начинается рассвет. И потому мрачные камни, и нежно светлеющее небо, и складки одеяния, накинутого на бордовый хитон, ­ все окрашено бледным, зеленоватым светом раннего утра. Но человек, сидящей на камне, не замечает наступления дня. Он отрешен, погружен в глубокие, мучительные раздумья. Таким   предстает   Спаситель   на   знаменитой   картине   прекрасного   русского художника прошлого века Крамского (1837­1887гг.) «Христос в пустыне». Нельзя понять и почувствовать все величие этого живописного полотна, не зная   Священного   Писания.   На   картине   изображен   один   из   важнейших моментов земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В самом начале Своего подвижнического Пути, после крещения на Иордане, перед   тем   как   выйти   с   проповедями   к   народу,   Сын   Божий   удалился   в пустыню, чтобы в уединении, посте и молитве подготовить себя к подвигу предстоявшего Ему Великого Служения. В пустыне Он провел сорок дней и сорок ночей. Дьявол, последовавший за Ним. пытался искусить Его. Ни одно светское произведение, никакие древнегреческие трагедии, полные драматизма, не сравнятся с великой духовной бранью этих сорока дней. От исхода борьбы Добра и Зла зависела будущая судьба всего человечества. Всю  свою  изворотливость   направил   дьявол   на   то,  чтобы  искусить   Христа, уклонить   от   предначертанного   Ему   Пути.   Однако   ни   сорокадневное голодание   и   соблазн   тут   же   насытится,   превратив   камни   в   хлеба,   ни предложение немедленно получить полную власть над миром, ни искушение явить чудо, бросившись с кровли храма и уцелев, ­ ничто не поколебало Сына Божия:   «Отойди   от   Меня,   сатана.   Написано:   Господу   Богу   Твоему поклоняйся и Ему одному служи». И   все­таки   эти   сорок   дней   в   Иудейской   пустыне   были   для   Христа мучительнейшим испытанием. Ведь Он не только Сын Бога ­ Он еще и Сын земной Девы Марии. А значит, Его плоть испытывала боль, а душа страдания. Сколько скорби в Его измученных, впалых глазах, в Его опущенных плечах, в Его сцепленных пальцах! В отличие от обычного человека, не ведающего, что случится с ним завтра, Богочеловек знал заранее Свою судьбу. Но знание это не избавило Его от жесточайших страданий. Он ведь был не только Бог, но и человек. Такой, как мы.   Недаром   позже,   когда   приблизился   час   Его   смерти,   Он   воскликнул скорбно: «Авва Отче! Пронеси чашу сию мимо Меня». Но тут же добавил смиренно: «Да будет воля Твоя, а не Моя». Будущее ­ Голгофа, боль, унижение, поругание, распятие ­ проходило перед Его мысленным взором в те сорок дней. Итак,   перед   тобой   столь   нашумевшая   картина   Крамского   «Христос   в пустыне». Что видишь в ней ты, спустя столетие, человек, которому жить в третьем тысячелетии   от   Рождества   Христова?   Заставляет   ли   она   тебя   задуматься? Глубже и внимательнее взглянуть на события сегодняшнего дня? Поможет ли, когда придет пора сделать свой нравственный выбор? Приложение 2 Текст  «О подвиге любви».  Митрополит  Антоний  Сурожский.   Шла война.  В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».  Наталья   (так   звали   эту   соседку)   осталась   одна   в   хижине,   в   наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже   погибли   мать   и  дети,  она   исполнила   бы   до   конца   завет:   Друг   друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли. Но   мать   и   дети   были   спасены.   Они   жили   как   бы   во   свете   этой   смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так,  чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни. Приложение 3 Текст для чтения с опережающим заданием Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва. Жертва – там, где что­то по­настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления. Христианин может жертвовать чем­то ради себя самого, ради других людей и ради Бога. Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.   Многие   христиане     отказываются   от   того,   что   могло   бы   доставить   им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.  Человек   поставил   перед   собой   серьезную   и   высокую   цель.   И   ради   ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди. Жертва   ради   другого   человека  проявляет   себя,   например,   в   извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду – это тоже жертва. Подвиг   –   это   движение   в   сторону   от   эгоизма,   то   есть   от   привычки   себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает,   что   другие   люди   должны   всегда   угождать   ему   и   обсудить   его желания. Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека. Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той   поры   прошло   2000   лет.   За   прошедшие   века   у   Христа   было   много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот то движение, которое соответствует христианскому смыслу слова «подвиг». Жертва Богу, приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям. Если во имя этой любви человек переступает через свой эгоизм – он идет путем подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике: Римская   империя   воевала   с   персидской.   7000   персов   попали   в   плен   к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам: “Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов». Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.  Подвижник   избирает   самое   главное   и   самое   святое   в   своей   жизни,   и   все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного. Приложение 4 Презентация из электронного приложения к уроку Приложение 5. Надежда Веселовская  «Нимбы золотые». Ярок свет, что от нимбов идет золотых, И забвенье его не покроет. Повнимательней всмотримся в лики святых – Этих тьму победивших героев. В их чертах ощущается внутренний лад, Сочетанье смиренья  и воли. Сострадательно­скорбен Целителя взгляд, Весь отвага и собранность – Воин. Негасимой свечою и солью земли Их порой называют преданья – Вдохновенных людей, что за Истину шли На любые труды  и страданья. Приложение 6 Тест из электронного приложения к уроку. 1.     В   России   особо   почитаются   русские   воины,   ставшие   святыми: Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков. Как вы думаете почему?  Потому что они были из знатных родов, и все люди их уважали и почитали  Потому   что   они   своей   жизнью   явили   подвиг   христианского служения Богу и людям  Потому что они хотели прославиться своими подвигами 2. Подвиг совершается, когда:  Человек делает что­то важное для остальных, надеясь, что его оценят  Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность  Люди, помогая кому­то, ищут себе славы 3. Можно   ли   считать   «мученичество»,   которое   человек   принял   за свою веру, подвигом?  Нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться  Да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг  Нет, потому что человек своими страданиями никому не помогает 4. Как вы понимаете строки Л.И. Пальмина: «Тот не погиб – кто пал в борьбе, Держа в руках святое знамя…. Нет, он не изменил себе, Не угасил он в сердце пламя…»  Здесь говориться о настоящем подвиге, когда люди, павшие в бою до самого конца хранили в сердце пламя своей веры. А значит, они не погибли и вечно будут жить  Имеется в виду то, что все погибают одинаково: и те, кто имеет веру, и те, кто  ее не имеет  В этих строках говориться о людях, которые не погибли, потому что верили в победу 5. Когда можно совершить настоящий подвиг?  Один раз в жизни  В любой день  Только в войну 6. Закончи предложение. Подвигу   всегда   сопутствуют _____________________________________________________________ (удача и корысть, любовь и жертвенность, самолюбование и гордость)   «Нет   больше   той  ____________________________(надежды,  веры,  любви), как если кто положит душу свою за друзей своих» Литература и Интернет­ресурсы: А.Я.Данилюк.   Основы   религиозных   культур   и   светской   этики. 1. Программы общеобразовательных учреждений 4­5 классы, М.: Просвещение, 2011 Г.А.Обернихина.   Методическое   пособие   для   учителя   (поурочные 2. разработки к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры») под редакцией А.Я.Данилюка. 3. Словарь   синонимов   русского   языка.   Практический   справочник   –   М., Русский язык. З. Е. Александрова, 2011;  4. 5. Словарь синонимов ASIS В. Н. Тришин, 2013 Основы православной веры в презентациях http   ­  opk   .  ru   ://   svetoch

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"

Урок ОПК (4 класс) "Подвиг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017