Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература
10 кл
21.01.2019
Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.
Рабочая программа по "Литературе" разработана для обучающихся 10 класса, учебник "Литература" авторы: В.И.Сахаров, С.А. Зинин и др. Содержит разделы: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематический план, календарное планирование, лист коррекции. Недельная учебная нагрузка - 3 часа, в год - 102 часа.
Рабочая программа по лит. 10 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Магазинский учебно­воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район    «РАССМОТРЕНО»                           «СОГЛАСОВАНО»                          «УТВЕРЖДЕНО» на заседании ШМО учителей            Заместитель директора по            Директор МБОУ Магазинский УВК социально­гуманитарного цикла      УВР МБОУ Магазинский УВК    _____________  О.Н.Копаница             Протокол  № ________                       ________ О.В.Еременко                 от  «___» _______ 2018г.                    от «___» _________2018г.            «__» __________________ 2018г. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по  литературе на  2018/2019  учебный год – 10 класс                                                      Составлена                                                                             учителем русского языка                                                           и литературы                                                            Копаница О.Н. Рекомендована Педагогическим советом Протокол № _______ «_____»   _____________ 2018 г. 1 с. Магазинка, 2018 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по литературе разработана в соответствие с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственного стандарта основного   общего   образования,   утвержденным   приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и   введении   в   действие   Федерального   компонента   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования»,   авторской программы  по литературе для 10 класса, (авторы В.И.Сахарова, С.А. Зинина; под редакцией   В.И.Сахарова,   С.А.   Зинина,   М.:   Русское   слово,   2009.      Рабочая программа   ориентирована   на   содержание   учебника  Сахаров   В.И.,   Зинин   С.А. «Литература 10 класс». Учебник в 2 ч.  ­ 9­е изд. ­ М.: 2012., Ч.1 ­ 336с., Ч.2 ­ 288с. Характеристика учебного предмета Цель   учебного   предмета   «Литература»  –   приобщение   учащихся   к   искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.  Задачи  учебного предмета «Литература» ­   Воспитание  духовно   развитой   личности,   готовой   к   самопознанию   и самосовершенствованию,   способной   к   созидательной   деятельности   в современном   мире;   формирование   гуманистического   мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, уважения к литературе и ценностям отечественной и зарубежной  культуры;  развитие    познавательного   интереса,  культуры   читательского   восприятия художественного   текста,   понимания   авторской   позиции,   исторической   и эстетической   обусловленности   литературного   процесса;   образного  и аналитического   мышления,   эстетических   и   творческих   способностей учащихся,   читательских   интересов,   художественного   вкуса;   устной   и письменной речи учащихся;  освоение  текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,   основных   историко­литературных   сведений   и   теоретико­ литературных понятий; формирование общего представления об историко­ литературном процессе;  совершенствование  умений   анализа   и   интерпретации   литературного произведения   как   художественного   целого   в   его   историко­литературной обусловленности   с   использованием   теоретико­литературных   знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использова­ ния необходимой информации, в том числе в сети Интернета. 2 Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании  в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание   обеих   дисциплин   базируется   на   основах   фундаментальных   наук (лингвистики,   стилистики,   литературоведении,   фольклористики   и   др.)   и предполагает   постижение   языка   и   литературы   как   национально­культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки,   лежащие   в   основе   деятельности   людей.   Предмет   «Литература»   также взаимодействует   с   дисциплинами   художественного   цикла   (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной  культурой), формируя у учащихся   представления   о   закономерностях   эстетического   и   художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и   литература.   Вместе   с   историей   и   обществознанием   литература   обращается   к проблемам,   непосредственно   связанным   с   общественной   сущностью   человека, формирует   историзм   мышления,   обогащает   культурно­историческую   память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко­ литературные   сведения»   даются   некоторые   установки   на   реализацию   данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в   общественной   жизни   и   культуре   России.  Национальные   ценности   и   традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский   и   патриотический   пафос.   Обращение   писателей   к   универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно­духовные   корни.   Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».   Проблема   личности   и   общества.     В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.     К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся: –   Использование   элементов   причинно­следственного   и   структурно­ функционального анализа. 3 –   Определение   сущностных   характеристик   изучаемого   объекта; самостоятельный   выбор   критериев   для   сравнения,   сопоставления,   оценки   и классификации объектов. –   Самостоятельное   создание   алгоритмов   познавательной   деятельности   для решения задач творческого и поискового характера. –  Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение   основной   информации   от   второстепенной,   критическое   оценивание достоверности   полученной   информации,   передача   содержания   информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). – Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных   выступлений   (высказывание,   монолог,   дискуссия),   следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). – Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,   поисковое   и   др.).   Умение   понимать   язык   художественного произведения, работать с критическими статьями. –   Владение   навыками   редактирования   текста,   создания   собственного   текста (сочинения различных жанров). – Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.   Умение   отстаивать   свою   гражданскую   позицию,   формулировать   свои взгляды. –   Осуществление   осознанного   выбора   путей   продолжения   образования   или будущей профессиональной деятельности. Формирование   указанных   умений   и   навыков   невозможно   без   организации   на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения   обучающегося   созданию   связного   текста   (устного   и   письменного)   на необходимую   тему   с   учетом   норм   русского   литературного   языка,   то   есть   без реализации  деятельностного,   практико­ориентированного   и   личностно ориентированного подходов.          В   процессе   изучения   курса   литературы   должны   формироваться   умения находить необходимую информацию по заданной  теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато,   полно,   выборочно).   На   уроке   литературы   и   при   подготовке   к   нему обучающийся   может   использовать   мультимедийные   ресурсы   и   компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.         Главным   при   изучении   предмета   «Литература»   остается   работа   с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом  в преподавании предмета. 4 Содержание   стандарта   может   быть   реализовано   следующими  видами усложняющейся учебной деятельности: – рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); –  репродуктивная   деятельность:   осмысление   сюжета   произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа   пересказов   (близких   к   тексту,   кратких,   выборочных,   с   соответствующими лексико­стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); –  продуктивная   творческая   деятельность:   сочинение   разных   жанров, выразительное   чтение   художественных   текстов,   устное   словесное   рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; –  поисковая   деятельность:   самостоятельный   поиск   ответа   на   проблемные   установление   комментирование   художественного   произведения, вопросы, ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; – исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. В   10   классе   происходит   обогащение,   «наращивание»   усвоенных   в   курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В   программе   основной   корпус     теоретико­литературных   сведений   представлен рубрикой «Основные понятия» Основной   формой   организации   образовательного   процесса  остается классно­урочная система. Возможна модификация традиционного урока: заочная экскурсия   в   дом­музей   писателя   или   по   литературным   местам;   диспут, литературная викторина, пресс­конференция, творческий конкурс и др.            В   процессе   изучения   курса   литературы   обучающиеся   могут   принимать участие в проектной деятельности и учебно­исследовательской работе. При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается   использовать   текущий   и   итоговый   виды   контроля   в   устной   и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.  Цель изучения литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу   курса,  систематизирует   представления   учащихся   об   историческом развитии литературы. Программа по литературе 10 класса направлена на формирование общего представления об историко­литературном процессе 19 века в его связи с процессом историческим, систематизацию представлений об историческом  развитии литературы.      Курс литературы преподается на историко­литературной основе.  Курс   строится   с  опорой   на   текстуальное   изучение  художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. 5  Межпредметные   связи   позволяют   вычленять   взаимосвязи   литературы   с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.  Рабочая   программа   среднего   (полного)   общего   образования   сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на  традицию  изучения   художественного   произведения   как   незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными  критериями отбора художественных произведений  для изучения в школе являются их высокая   художественная   ценность,   гуманистическая   направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и   возрастным   особенностям,   а   также   культурно­исторические   традиции   и богатый опыт отечественного образования. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ В результате изучения курса «Литература»  в 10 классе  обучающийся должен Базовые знания Развитие познавательных умений знать/понимать  уметь  образную природу  словесного  искусства;  содержание  изученных  литературных  произведений;  основные факты  жизни и  творчества  писателей­ классиков XIX­XX воспроизводить содержание  литературного произведения;  анализировать и интерпретировать  художественное произведение,  используя сведения по истории и  теории литературы (тематика,  проблематика, нравственный пафос,  система образов, особенности  композиции, изобразительно­ выразительные средства языка,  художественная деталь);  анализировать эпизод (сцену)  изученного произведения, объяснять  6 Формирование ценностно­ мировоззренческих ориентаций использовать  приобретенные  знания и умения в  практической  деятельности и  повседневной  жизни для:  создания связного  текста (устного и  письменного) на  необходимую тему  с учетом норм  русского  литературного вв.;  основные  закономерности  историко­ литературного  процесса и черты  литературных напр авлений;  основные  теоретико­ литературные  понятия языка;  участия в диалоге  или дискуссии;  знакомства с  явлениями  художественной  культуры и оценки  их эстетической  значимости;  определения своего  круга чтения и  оценки  литературных  произведений. его связь с проблематикой  произведения;  соотносить художественную  литературу с общественной жизнью и  культурой; раскрывать конкретно­ историческое и общечеловеческое  содержание изученных литературных  произведений;  определять род и жанр произведения;   сопоставлять литературные  произведения;  выявлять авторскую позицию;  выразительно читать изученные  произведения (или их фрагменты),  соблюдая нормы литературного  произношения;  аргументировано сформулировать  свое отношение к прочитанному  произведению;  писать рецензии на прочитанные  произведения и сочинения разных  жанров на литературные темы. СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА  Введение 2 ч.                     Русская   история   и   русская   литература  XIXв.   в   контексте   мировой культуры.   Основные   темы  и  проблемы  русской   литературы  XIXв.   (духовно­ нравственные  искания  человека, обращение  к народу в поисках  нравственного идеала,   «праведничество»,   борьба   с   социальной   несправедливостью,   свобода). Классицизм, сентиментализм и романтизм в. русской литературе. Становление реализма   в   русской   и   мировой   литературе  Зарождение   и   развитие   русской профессиональной литературной критики. 7 Теория.   Романтизм   и   реализм   в   русской   литературе  XIX  в.,  их  развитие   и взаимодействие. Русская литература первой половины XIX века          Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы. Теория. Реализм и его становление. А. С. Пушкин (4 ч.)  «Деревня», «Вольность»,  «По г а с л о   д н е в н о е   с в е т и л о...», « С в о б о д ы   д е я т е л ь   пустынный…», «Подражания Корану» (IX.  «И путник усталый  на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), | «Вн о в ь   я  п о с е т и л . . . » ,  «Пора, м о й  друг, пора!..», «Из Пиндемонти».    Особенности   пушкинского   лирического   героя, Жизненный   и   творческий   путь.   Основные  мотивы  лирики   Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема   природы.   «Вечные   темы»  в  поэзии   Пушкина:   природа,   любовь,   дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл  человеческого бытия.   отражение   в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиxa. Художественные открытия Пушкина.  «Медный  в с а д н и к » .   Проблема власти. Идея  государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека.   Медный   всадник   и   Евгений.   Образ  Евгения   и   проблема индивидуального бунта. Изображение величия Санкт­Петербурга. Совершенство чеканных   строк   поэмы,   звукопись.   Своеобразие   жанра   и  композиции произведения. « Б о р и с Г о д у н о в » . Царь   Борис.   Его   противники  и   приспешники.   Проблема народа   и   власти   в   трагедии,  композиция   первой   реалистической   трагедии   в русской  литературе.  Язык и  особенности  стиха  трагедии.  Развитие   реализма   в творчестве   Пушкина.   Значение   творчества   Пушкина   для   русской   и   мировой литературы Т е о р и я .   Народность литературы.    «Как  ч а с т о М.   Ю.   Лермонтов   (4   ч.)«Молитва»   («Я,   Матерь   Божия,   ныне   с молитвою...»),   т о л п о ю   о к р у ж е н . . . » , « В а л е р и к » ,   «Сон»  («В  полдневный жар в долине Дагестана...»),  «Выхожу о д и н  я на дорогу...», «И с к у ч н о   и г р у с т н о . . . » ,  «Нищий», «Мой д е м о н » . Своеобразие   художественного   мира   Лермонтова,   развитие   в  творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм  в творчестве Лермонтова.   п е с т р о ю   8 Теория. Реалистическое и романтическое начала в лирике Лермонтова. Н.В. Гоголь (4 ч.) «Невский проспект». Литература середины XIX в. как «эпоха Гоголя».   Петербургские   повести.   Образ   города   в   повести   «Невский   проспект». Пискарев   и   Пирогов.   Сатира   на   страницах   повести.   «Нефантастическая фантастика» Гоголя.  Критика. В. В. Набоков. «Гоголь» (фрагменты). Теория. Образ автора произведении. Русская литература второй половины XIX века         Русская литература второй половины XIX в. русской классики в культурной жизни страны. Богатство   проблематики   и  широта   тематики.  Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота философская глубина. Развитие литературы   критического   реализма.   Традиции   и   новаторство;   Роль литературной   критики   в   развитии   и   становлении   критического   реализма. Эпические   полотна   Л.   Н.   Толстого   и    Ф.М.Достоевского.   Формирование русского национального театра. А. Н. Островский(8 ч.) « Г р о з а»,   «Бесприданница»   (по   выбору   учителя   и   учащихся).   Жизнь   и творчество   драматурга.   «Гроза».   Семейный   и   социальный   конфликт   в   драме. Борьба героини за право быть; свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным   царством».   Внутренний   конфликт   Катерины.   Роль  религиозности   в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния.  Смысл   названия   и   символика  пьесы.   «Бесприданница».   Лариса   и   ее трагическая  судьба.   Быт   и   нравы   русской   провинции.   Сценическая,  история пьесы   и   ее   экранизации.   Драматургическое  мастерство   Островского.   Пьесы драматурга на русской; сцене. Современные постановки пьес Островского. Критика.  Н.  А.  Добролюбов.  «Луч  с в е т а   в  т е м н о м   ц а р с т в е » ; А.А. Григорьев. « П о с л е   «Грозы» О с т р о в с к о г о .   П и с ь м а  к И. С. Тург е н е ­в у». И.А. Гончаров (5 ч.) «Обломов». Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».  «Обломов».   История   создания.   Особенности   композиции  романа.   Прием антитезы   в   романе.   Сущность   характера   героя,   его   мироощущение   и   судьба. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар, Обломов и 9 Штольц.   Женские   образы   в   романе   и   их   роль   в   развитии   сюжета. «Обломовщина».   Пейзаж,   портрет,  интерьер   в   художественном   мире   романа. Способы   выражения   авторской   позиции   в   романе.   Образ   Обломова  в   ряду образов   мировой   литературы   (Дон   Кихот,   Гамлет).   «Обломов»   —   роман, утвердивший писателя как классика. Критика.  Н.   А.   Добролюбов.  «Что   такое  обломовщина»;   Д.  И.   Писарев. « О б л о м о в » ;   р о м а н   Гончарова». ,.;Т е о р и я .  Нарицательные образы — герои художественных произведений.   В.   Дружинин.    «Обло м о в » ,   И. С. Тургенев (11 ч.) «Отцы   и  д е т и » .   Очерк   жизни   и   творчества.   Творческая   история   романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа   в   русском   обществе.   Конфликт   «отцов»   и   «детей»   или   конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его  мнимые последователи.   Причины   конфликта   героя   с  окружающими   и   причины одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции.   «Вечные   темы»   в   романе   (природа,   любовь,  искусство).   Смысл финала   романа.   «Тайный   психологизм»:   художественная   функция   портрета, пейзажа,  интерьера.   Авторская   позиция   и   способы   ее   выражения.   Полемика вокруг романа. Критика.М.   А.   Антонович.   Писарев.   « Б а з а р о в » ;   Н. Н. Страхов.  «Отцы и дети» И. С. Тургенева»  «Асмодей     наше г о   в р е м е н и » ; Д.  И. Теория.   Философские   позиции   ­   автора   и   героев   романа.   Социально­ историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.    п о н я т ь . , . » , «О,   Ф.   И.   Тютчев(2   ч.)«Silentium!»,   «He  то,   что  мните   вы,  п р и р о д а . . . » , «Умом  Р о с с и ю   н е  к а к   у б и й с т в е н н о   мы л ю б и м . . . » ,   «Нам не дано предугадать,.,  «К. Б.» («Я встретил вас­—;.,и все   былое.;.»),   «Эти  бедные   селенья...»,  «Последняя   любовь»  «День   и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев — поэт­философ и певец родной природы.   Раздумья  о   жизни,  человеке   и   мироздании.  Тема  родины.  Любовная лирика:   любовь   как   «поединок   роковой».   Художественное   своеобразие   и ритмическое богатство стиха поэта. Теория. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта. А.А. Фет (2 ч.) «Поэтам», «Это утро,  р а д о с т ь   эта .. .» , «Шепот, робкое; д ы х а н ь е . . . » , «Сияла   н оч ь.   Л у ной   был   п о л о н   сад .   Л е жа ли...»,  «Еще  м а й с к а я ночь», с земле ю. .. », «Облаком в о л н и с т ы м . . . » ,  «На железной д о р о ге». Точность в   «Еще   весны  д у ш и с т о й  п р о щ а е т с я     нега..»,«Заря 10 передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по!  отношению к красоте»  (А. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Теория. Теория «чистого искусства». А.К.Толстой(1 ч.)  «Двух   станов   не   боец,  а  т о л ь к о   г о с т ь   случайный...»,  « С р е д ь шумного бала,  с л у ч а й н о . . . » ,   «Против  т е ч е н и я » . Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А. К. Толстого. Ведущие темы лирики   поэта.   Взгляд   на   русскую   историю   в  его   произведениях.   Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию А. К. Толстого. Теория. Влияние фольклора на лирику XIX в.  Н А. Некрасов (10 ч.) «В   дороге »,   «Вчерашний  день,  ч а с у   в  ш е с т о м . . . » ,   «Мы   с  т о б о й бестолковые  л ю д и . . . » ,   « Я   н е   л ю б л ю   и р о н и и   е й . . . » , «Поэт   и гражданин»,   «Рыцарь  »,   «Элегия»   («Пускай   нам   говорит   изменчивая мода...»),   «Пророк»,       «Блажен   незлобивый  п о э т . . . » ,     «Внимая ужасам   войны,.»,     «Зине»,       «О     Муза!     я     у  д в е р и     гроба.»,,   «Умру   я скоро...».  Очерк   жизни   и   творчества.   Поэт   «мести   и   печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни   народа.   Город   и   деревня   в   лирике   Некрасова.  образ   Музы. Гражданская   поэзия   и   лирика   чувств.   Художественные   открытия   Некрасова, простота   и   доступность  стиха,   его   близость   к   строю   народной   речи. Решение,"«вечных тем» в поэзии Некрасова.  «Ко м у   на  Р у с и   жить  х о р о ш о » . История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие   поэмы,   фольклорная   основа,   смысл   названия.   Путешествие   как   прием организации   повествования.   Сюжет   поэмы   и   авторские   отступления.   Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. H. Г. Чернышевский «Что делать»?  (обзор). Эстетическая теория Чернышевского. Роль романа «Что делать?» в литературном процессе 60—70­х гг. XIX  в.  Идеологические, этические и эстетические проблемы в романе. Теория Отражение жизненных коллизий в литературе. 11 Н.С.Лесков (2 ч.)«Тупейный художник», «Очарованный странник» (по выбору учителя и учащихся). Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий героя повести). Иван Флягин — один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество. Теория­ Сказ в творчестве Лескова. М. Е. Салтыков­Щедрин(5 ч.) «История     одного  г о р о д а » .   Краткий   очерк   жизни   и   творчества.  Жизненная позиция   писателя. «История   одного  ropода» —  сатирическая   летопись  истории Российского   государства.   Перекличка   событий   и  героев  произведения  с  фактами российской   истории.   Собирательные   образы  градоначальников   и   «глуповцев». Органчик   и  Угрюм­  Бурчеев.  Тема   народа   и  власти.  Терпеливость   и  бeсправие народа.   Смысл   финала   «Истории......».   Своеобразие  приемов   сатирического, изображения   в   произведениях]  Салтыкова­Щедрина   (гротеск,   алогизм,   сарказм, ирония., гипербола).  Теория. Понятие об  условности в искусстве (эзопов язык, гротеск), Ф.М. Достоевкий (11 ч.)  «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответ- ственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в eгo произведениях. «Преступление и наказание». Дедуктивный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автоpa. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. Роль эпилога. 12 «Идиот». Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Христианский идеал человека в романе. Столкновение христианского смирения со всеобщей Жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XXв. Теория   литературы.   Углубление   понятия   о   романе   (роман   нравственно­ психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм литературного произведения. Л.Н.Толстой (15 ч.) «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение). «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие романа- эпопеи. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. «Мысль народная» в эпопее. Система об- разов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Различие путей нравственных поисков героев романа — Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности, их человеческие и полководческие качества. Смысл резкого противопоставления этих героев. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 г. — отечественная война. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. «Дубина народной войны» — партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики 13 героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой — писатель-классик и самобытный философ. Интерес к Толстому в современном мире. Теория литературы.  Углубление понятие  о романе. Роман­эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия).  Психологизм   художественной   прозы  (развитие понятия). А. П. Чехов (9 ч.) «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Палата № 6», «Дама с собачкой». Чехов-прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Студент», «Дуэль», «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Душечка», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы зрелого Чехова. «Мелочи жизни» на страницах рассказов. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств этих рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека». Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение творческого труда как основы подлинной жизни. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования, роль подтекста, особое внимание к миру всего живого. Способы создания комического эффекта. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова- драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический Смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Пьесы Чехова и их художественное своеобразие. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова­рассказчика:   психологическая   и открытые   финалы, символическая   деталь.   Углубление   понятия   о   драматургии.  Композиция   и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание   музыкальность,   поэтичность, 14 лирики   и   комизма.   Понятие   о   лирической   комедии.   Подтекст   (начальные представления). Формы контроля освоения учащимися содержания учебного курса: Методы обучения:  ­ объяснительно – иллюстративный; ­ проблемное изложение; ­ частично­поисковый; ­ исследовательский.          Виды контроля:                      ­  промежуточный   ­  пересказ   (подробный,   сжатый,   выборочный, художественный, с изменением лица),           ­ выразительное чтение, в том числе и наизусть;                   ­   развернутый   ответ   на   вопрос;   викторина,   анализ   эпизода,   анализ стихотворения,   комментирование   художественного   текста,   характеристика литературного героя,   конспектирование фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника;          ­ сочинение на литературную тему;           ­ сообщение на литературную и историко­литературную темы.            ­ итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, презентации проектов , выполнение заданий в тестовой форме.                  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 15 № раздела и тем 1 2 3 12 13 14 Наименование разделов и тем Введение.  Русская литература первой половины XIX  века Русская литература второй половины XIX  века Итоговая контрольная работа Резервные уроки  Заключительный урок                                                                           Итого Учебные  часы 1 10 86 1 3   1 102 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 16 17 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Название раздела, темы урока Введение. «Прекрасное  начало…». ( К истории русской  литературы 19 века.) А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики. «Душа   в   заветной   лире» (Пушкин о назначении  поэта и поэзии).    Конфликт личности и  государства в поэме Пушкина  «Медный всадник». Анализ стихотворения  А.С.Пушкина М.Ю. Лермонтов Мотивы  одиночества, неразделённой  любви, невостребованности  поэтического дара в поэзии  М.Ю. Лермонтова Особенности богоборческой  темы в поэме «Демон»  М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголь « Ах, Невский…Всемогущий  Невский»  (Н.В.Гоголь «Петербургские  повести»). Сравнительная   характеристика Пискарева   и   Пирогова   (по повести   Н.В.Гоголя     «Невский проспект»). Чин   или   Человек   (по   повести Н.В.Гоголя  «Нос»). Домашнее сочинение по  творчеству Н.В.Гоголя (Тему выбирает обуч­ся) Особенности литературы и  журналистики  второй  1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 4 1 1 1 1 1 Вводный  Урок­ лекция с элементами беседы Текущий Фронтальный опрос, выразительное чтение Текущий  Опрос, выразительное чтение Текущий  Опрос, выразительное чтение Текущий Анализ стихотворения Текущий  Беседа, опрос, выразительное чтение  15.09 Текущий  Опрос 16.09 Текущий  Фронтальный опрос, беседа 18.09 22.09 23.09 Текущий  Опрос, заполнение таблицы Текущий  Беседа, опрос Текущий  Сочинение 18 Знать основные темы и проблемы русской лит­ ры 19 в.  Знать основные темы и мотивы лирики Знать особенности лирики Знать основные образы , своеобразие особенности боготорческ ой темы  в поэме Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры Знать образы героев Знать содержание повести Знать творчество Гоголя 25.09 Текущий  Лекция с Знать основные Формы  контроля Практическая часть Кол­ во часо в Дата проведения у н а л п о П   и к с е ч и т к а Ф Базовые знания Развитие познавательных умений Уметь создавать устные сообщения Формирование ценностно­ мировоззренческих ориентаций личности Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит­го языка Уметь определять темы и мотивы  пушкинской  лирики Использовать знания для участия в диалоге и монологе  Уметь  анализировать стих­ е , используя  литературно­ теоретические  сведения Уметь раскрывать проблему  индивидуального  бунта Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит­го языка Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит­го языка жанра и композиции поэмы Знать особенности анализа стих­я Знать основные темы и мотивы лирики Уметь анализировать стих­е,   используя литературно­ теоретические сведения Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве Знать Уметьанализиров ать худ. произведение Уметьанализиров ать прозаическое произведение  Использовать знания для создания письменного  связного текста с учетом норм русского лит­го языка Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского лит­го языка       Использовать знания для создания    связного текста с  учетом норм русского  лит­го языка        Использоватьзнания  для участия в диалоге  и монологе  Уметьдавать сравнительную характеристику Использовать знания для анализа характеристик  героев Уметь анализировать прозаическое произведение Уметьосмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание Уметьсоздавать устные Использовать знания  для создания связного текста  Использовать знания для создания письменного высказывания   Использоватьзнания  для участия в диалоге ЛИСТ  КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учителя русского языка и литературы  Копаницы Оксаны Николаевны по литературе  в 10 классе Причина корректировки Корректирующие мероприятия Название раздела, темы Дата проведения урока по плану 19 Дата проведения урока по факту 19 Название раздела, темы Дата проведения урока по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия 20 Дата проведения урока по факту 20 21 21

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.

Рабочая программа по "Литературе" 10 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2019