Рабочая программа по литературе 5 класс
Оценка 5

Рабочая программа по литературе 5 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
20.02.2018
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе основе Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2014.
Рабочка по лит-ре 5 кл..docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе   Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2­х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.­ Москва «Просвещение» 2011     и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2­х частях  /  Авт.­сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, ­ 2­е изд. ­ М: Просвещение, 2014.  Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта,   определяет   общую   стратегию   обучения,   воспитания   и   развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В   5   классе   формируются   представления   о   специфике   литературы   как   искусства   слова,   развивается   умение   осознанного   чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности   учащихся,   интерес  которых  в  основном  сосредоточен  на  сюжете  и  героях   произведения.  Теоретико­литературные   понятия связаны   с   анализом   внутренней   структуры   художественного   произведения   –   от   метафоры   до   композиции.   Пятиклассники   активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Личностные результаты: учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса      совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности,   воспитание   чувства   любви   к   многонациональному   Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, культуре, вере, гражданской позиции; освоение социальных норм, правил поведения; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;  формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками, старшими и младшими в процессе различных видов   деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных   источников   информации   (словари, энциклопедии, интернет­ресурсы и др.) Метапредметные  результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса: умение     понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу,   структурировать   материал,   подбирать   аргументы   для   подтверждения собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;  умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной деятельности; умение   работать   с   разными   источниками   информации,   находить   ее,   анализировать,   использовать   в   самостоятельной деятельности.  Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:     понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений   русского   фольклора   и   фольклора   других   народов,   древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление   заложенных   в   них   вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры;     формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;     восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;   собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание   изложений   и   сочинений   на   темы,   связанные   с   тематикой,   проблематикой   изученных   произведений,   классные   и домашние творческие работы;  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;  понимание   роли   изобразительно­выразительных   языковых   средств   в   создании   художественных   образов   литературных произведений. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги Раздел 2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ВВЕДЕНИЕ (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Фольклор   –   коллективное   устное   народное   творчество.   Преображение   действительности   в   духе   народных   идеалов.   Вариативная природа   фольклора.   Исполнители   фольклорных   произведений.   Коллективное   и   индивидуальное   в   фольклоре.   Малые   жанры   фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна­лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­волшебницы… Иван­царевич – победитель житейских невзгод. Животные­помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора­народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» ­ народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория   литературы.   Сказка.   Виды   сказок   (закрепление   представлений).   Постоянные   эпитеты.   Гипербола   (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление).   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» ­ научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» ­ отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» ­ поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» ­ её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная   мораль,   нравственность   –   красота   внешняя   и   внутренняя,   победа   добра   над   злом,   гармоничность   положительных   героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления). РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно­условное, фантастическое и достоверно­реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Петр   Павлович   Ершов. «Конек­Горбунок». (Для   внеклассного   чтения).   Соединение   сказочно­фантастических   ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и  обыденное в сказке. Трагический финал и  жизнеутверждающий пафос произведения. Теория   литературы.   Литературная   сказка   (начальные   представления).   Стихотворная   и   прозаическая   речь.   Ритм,   рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» ­ отклик на 25­летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение,  гипербола, эпитет  (развитие представлений),  метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» ­ повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На   Волге». Картины   природы.   Раздумья   поэта   о   судьбе   народа.   Вера   в   потенциальные   силы   народ,   лучшую   его   судьбу.   (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» ­   повествование   о   жизни   в   эпоху   крепостного   права.   Духовные   и   нравственные   качества   Герасима:   сила,   достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» ­ радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» ­ осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации. ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли,   душевным   складом   песен   и   сказок.   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое   воспоминание   о   Родине.Рассказ   «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление). Сергей   Александрович   Есенин. Рассказ   о   поэте.   Стихотворение «Я   покинул   родимый   дом…»,   «Низкий   дом   с   голубыми ставнями…» ­ поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор) совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» ­ пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса­сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино   озеро». Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее   понимание,   находчивость   в   экстремальных   обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).   «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ И.Бунин   «Помню   долгий   зимний   вечер…»;   А.Прокофьев   «Аленушка»;   Д.Кедрин   «Аленушка»;   Н.Рубцов   «Родная   деревня»;   Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь­Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон   Крузо». Жизнь   и   необычайные   приключения   Робинзона   Крузо,   характер   героя.   Гимн   неисчерпаемым   возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная   королева». Символический   смысл   фантастических   образов   и   художественных   деталей   в   сказке.   Кай   и   Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления). Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» ­ сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Раздел 3.Содержание учебного курса                                                         № п/п Наименование раздела 1 Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения   другому.   Структурные   элементы   книги   (обложка.,   титул,   форзац, сноски,   оглавление);   создатели   книги   (автор,   художник,   редактор,   корректор, Количество часов по программе 1 внеклассное чтение ­ В том числе развитие речи ­ контрольные работы ­ 2 3 4 наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество Фольклор   –   коллективное   устное   народное   творчество.   Преображение действительности   в   духе   народных   идеалов.   Вариативная   природа   фольклора. Исполнители   фольклорных   произведений.   Коллективное   индивидуальное   в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. Малые   жанры   фольклора.   Детский   фольклор   (колыбельные   песни,   пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Русские народные сказки Сказки   как   вид   народной   прозы.   Сказки   о   животных,   волшебные,   бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. «Царевна­лягушка» Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты­волшебницы. Иван­царевич   –   победитель   житейских   невзгод.   Животные­помощники.   Особая роль чудесных противников – Бабы­яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван ­ крестьянский сын и чудо­юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» Из древнерусской литературы Начало   письменности   у   восточных   славян   и   возникновение   древнерусской литературы.   Культурные   и   литературные   связи   Руси   с   Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. «Повесть временных лет» «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов.  «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий   рассказ   о   жизни   писателя.   Ломоносов   –   ученый,   поэт,   художник, 11 2 9 4 4 1 2 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 2 ­ 2 ­ 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 5 гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория   литературы.   Роды   литературы:   эпос,   лирика,   драма.   Жанры литературы. Из литературы XIX века  Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце.  «Ворона и Лисица»  «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ   и   мораль   в   басне.   Аллегория.   Выразительное   чтение   басен (инсценирование). Василий Андреевич Жуковский  Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна» Сходные   и   различные   черты   сказки   Жуковского   и   народной   сказки.   Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «Няне» Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…» ­ пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» ­ собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая   царевна»,   со   сказками   братьев   Гримм;   «бродячие   сюжеты»). Противостояние   добрых   и   злых   сил   в   сказке.   Царица   и   царевна,   мачеха   и падчерица.   Помощники   царевны.   Елисей   и   богатыри.   Соколко.   Сходство   и 44 1 4 1 1 3 2 1 7 1 2 4 5 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ 7 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ 2 ­ ­ 2 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность   –   красота   внешняя   и   внутренняя,   победа   добра   над   злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория   литературы.   Стихотворная   и   прозаическая   речь.   Рифма,   ритм, строфа, способы рифмовки. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. Всеволод Михайлович Гаршин  «Attalea Princeps» Героическое   и   обыденное   в   сказке.   Трагический   финал   и   жизнеутверждающий пафос произведения. Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» Краткий   рассказ   о   поэте.   Отклик   на   25­летнюю   годовщину   Бородинского сражения   (1837).   Историческая   основа   стихотворения.   Воспроизведение исторического   события   устами   рядового   участника   сражения.   Мастерство Лермонтова   в   создании   батальных   сцен.   Сочетание   разговорных   интонаций   с патриотическим пафосом стихотворения. Теория   литературы.   Сравнение,   гипербола,   эпитет,   метафора,   звукопись, аллитерация. Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. «Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы) Поэтический образ русской женщины. «Крестьянские дети» Картины   вольной   жизни   крестьянских   детей,   их   забавы,   приобщение   к   труду 2 2 2 3 2 ­ 2 1 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ взрослых.   Мир   детства   –   короткая   пора   в   жизни   крестьянина.   Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. Иван Сергеевич Тургенев «Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Афанасий Афанасьевич Фет «Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. Антон Павлович Чехов «Хирургия» Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория   литературы. эмоционального состояния, настроения. Ф.И.   Тютчев   «Зима   недаром   злится»,   «Как   весел   грохот   летних   бурь», «Весенние воды» А.Н. Плещеев «Весна» И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок) А.Н. Майков «Ласточки» И.З. Суриков «Зима»(отрывок) Из литературы XX века   Стихотворный   ритм   как   средство   передачи 6 6 1 5 2 3 1 1 33 ­ ­ ­ 1 1 ­ ­ 2 2 ­ 2 ­ ­ ­ ­ 6 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе.   Кровное   родство   героев   с   бескрайними   просторами   русской   земли, душевным   складом   песен   и   сказок.   Рассказ   «Косцы»   как   поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие   окружающих   людей   к   беднякам.   Вася,   Валек,   Маруся,   Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка» Краткий   рассказ   о   писателе.   Честность, добросовестность,   трудолюбие   и   талант   главного   героя.   Стремление   к совершенному   мастерству.   Тайны   мастерства.   Своеобразие   языка,   интонации сказа. Теория   литературы.   Сказ   как   жанр   литературы.   Сказ   и   сказка   (общее   и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. «Теплый хлеб» «Заячьи лапы» Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Пьеса­сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы­сказки.   Реальность   и   фантастика. 1 5 2 3 4 3 1 4 ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ 1 1 ­ 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса­сказка Андрей Платонович Платонов «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра   и   зла,   смена   радости   и   грусти,   страдания   и   счастья.   Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» Краткий   рассказ   о   писателе.   Бесстрашие,   терпение,   любовь   к   природе   и   ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.   основные   черты   характера   героя.   «Открытие»   Васюткой   нового   озера. Становление   характера   юного   героя   через   испытания,   преодоление   сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. Поэты о Великой Отечественной войне (1941­1945) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов  «Майор привез мальчишку на лафете» А.Т. Твардовский  «Рассказ танкиста» Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки ­ обобщенный образ России. И.Бунин  «Помню долгий зимний вечер…» А. Прокофьев  «Аленушка» Д.Кедрин  «Аленушка» Н. Рубцов  «Родная деревня» Дон­Аминадо  «Города и годы» Писатели улыбаются 2 3 3 1 1 3 1 ­ 1 3 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 ­ ­ 1 ­ 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» «Игорь­Робинзон» Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит» Краткий рассказ о писателе. Стихотворение­шутка. Теория литературы. Стихотворения­песни. Песни­шутки. Песни­фантазии. Из зарубежной литературы Роберт Льюис Стивенсон  «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Краткий рассказ о писателе. «Символический   смысл   фантастических   образов   и   художественных   деталей   в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий   рассказ   о   писателе.   Том   и   Гек.   Дружба   мальчиков.   Игры,   забавы, находчивость,   предприимчивость.   Черты   характера   Тома,   раскрывающиеся   в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий   рассказ   о   писателе.   Сказание   о   взрослении   подростка,   вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость,   мужество,   изобретательность,   смекалка,   чувство   собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Повторение изученного в 5 классе 7 8 Итого 1 1 1 8 1 2 2 2 1 2 102 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 7 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 15 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 2 Раздел 4. Календарно ­ тематическое планирование Тематическое планирование  №   урока  Кол­во  часов                 Дата Примечание план факт Книга в жизни человека                                                                                                      Раздел 1: ВВЕДЕНИЕ ­ 1 ч 1.                                                                                          Раздел 2: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ­ 10 ч 2. 3 4. Фольклор ­ коллективное устное народное творчество Малые жанры фольклора Русские народные сказки. «Царевна­лягушка» как  1 1 1 1 волшебная сказка 5. 6. 7. 8. «Царевна­лягушка». Василиса Премудрая и Иван­царевич. «Царевна­лягушка». Поэтика волшебной сказки «Иван – крестьянский сын и чудо­ юдо» ­ волшебная  богатырская сказка героического содержания «Иван – крестьянский сын и чудо­ юдо»: система образов  1 1 1 1 сказки. 9. 10. 11. Сказки о животных. «Журавль и цапля» Бытовые сказки. «Солдатская шинель» Р/Р,Итоговый урок на тему «Русские народные сказки».  1 1 1 Мои любимые сказки.                                                                              Раздел 3: ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ­ 2 ч 12. 13. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Из Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и  1 1 хитрость воеводы Претича»                                                                         Раздел 4: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII  ВЕКА ­ 2 ч 14. Вн/чт. Из литературы  V  века. М.В. Ломоносов – учёный,  поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения) Χ ΙΙΙ 1 15. М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в  1 пиру…»                                                                          Раздел 5: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ­ 41 ч 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Вн/чт. Жанр басни в мировой литературе  И.А. Крылов. Ворона и лисица», «Свинья под дубом» И.А. Крылов «Волк на псарне» Р/Р.  И.А. Крылов. Басни В.А. Жуковский «Спящая царевна В.А. Жуковский «Кубок» А.С. Пушкин «Няне». А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и  1 1 1 1 1 1 1 1 1 герои 25. 26. 27. 28. 29. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»:  сравнительная характеристика героев «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки  сюжета, поэтика сказки. Р/Р. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.  Жуковского, А.С. Пушкина Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.  Жуковского, А.С. Пушкина Вн/чт. А.С.Пушкин. Сказки. 30.                                                       Русская литературная сказка XIX ВЕКА 1 1 1 1 1 1 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Антоний  Погорельский «Чёрная курица или подземные  жители» как литературная сказка  «Чёрная курица или подземные жители» как нравоучительное  произведение М.Ю. Лермонтов «Бородино» как отклик на 25­летнюю  годовщину Бородинского сражения. «Бородино»: проблематика и поэтика. Вн/чт. «Ашик­Кериб» как литературная сказка  Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».  «Заколдованное место» «Заколдованное место: реальность и фантастика в повести Вн/чт.  «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских  селеньях…»(отрывок из поэмы"Мороз, Красный нос".) «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей «Крестьянские дети». Язык стихотворения И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве «Муму» как протест против рабства «Муму»: система образов Р/Р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа А.А. Фет. Лирика Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в  плену у горцев «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин Р/Р. «Кавказский пленник»  Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.  Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.  Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ Р/Р. «Хирургия» Вн/чт. Рассказы Чехова  52. 53. 54.                                                                    Русские поэты  55. Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды»,  «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ΧΙΧ  века о родине, родной природе и о себе (обзор) 56. 57. первоначальной…» А.Н.Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь  в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима» (отрывок);  А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок). Р/Р. Русские поэты  себе  века о родине, родной природе и о  ΧΙΧ 1 1                                                                                      Раздел 6: ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XX ВЕКА ­ 29 ч 58. 59. 60. 61. 62. И.А. Бунин «Косцы» Вн/чт. И.А. Бунин «Подснежник»  В.Г. Короленко «В дурном обществе: судья и его дети В.Г. Короленко «В дурном обществе: семья Тыбурция В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «дурное общество» и  1 1 1 1 1 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. «дурные дела» Р/Р.  «В дурном обществе».  С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с  голубыми ставнями…» П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и  хозяйки Медной горы. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их  поступки К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки Вн/чт.  «Заячьи лапы" и другие рассказы. Вн/чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей  «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. «Двенадцать месяцев»: пьеса­сказка и её народная основа Р/Р. «Двенадцать месяцев»: А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа   «Никита»: быль и фантастика В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в  экстремальной ситуации «Васюткино озеро»: становление характера главного героя Подготовка к классному  письменному ответу на один из  проблемных вопросов Письменный ответ на один из проблемных вопросов А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» 81.                                                                          Раздел 7: Русские поэты XX века о родине и родной природе ­ 2 ч 82. 1 И.А.Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон­Аминадо  «Города и годы» Д.Кедрин «Аленушка»; А.Прокофьев «Алёнушка»; Н.Рубцов  «Родная деревня»                Писатели улыбаются Саша Чёрный «Кавказский пленник» Саша Чёрный «Игорь­Робинзон» Ю.Ч. Ким «Рыба­кит». Песня «Рыба­кит»  как  юмористическое произведение 83. 84. 85. 86. 1 1 1 1 1                                                                              Раздел 8: ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ­ 15 ч 87. Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям  1 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. предков Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения  героя Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе  человеческого духа Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и  фантастика Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе  любви Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»: что есть красота? Вн/чт.  Г.Х. Андерсен.  Сказки. Р/Р.   Г.Х. Андерсен.  Сказки. Р/Р.   Г.Х. Андерсен.  Сказки. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир  детства М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев Р/Р. «Приключения Тома Сойера» ­любимая книга многих  поколений читателей 100. Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть  взрослым? 101.                                                                                         Повторение 4 часа Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 102. Урок  контроля 1 1 1 1 Приложения. График контрольных и творческих работ (Базовый уровень) 5 класс —  102 часа Тема урока. Основное содержание Дата развитие речи контр работы Обучение домашнему сочинению по русским народным сказкам Письменные ответы или тестирование 1 четверть план факт Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму2 2 четверть Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В.  Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. (  тестирование) 3четверть Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и  подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого  «Кавказский пленник Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном  обществе Контрольная работа по литературе (тестирование) IV четверть Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.  А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по одному  произведению)». Итоговый урок­праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».  Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего  чтения ИТОГО Сочинения 1 четверть Домашнее сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» Домашнее сочинение  по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?» «Как Герасим Нашел Муму» 2 четверть 1 2 2 1 2  2 10 2 2 2 2 2 2 12 Домашнее сочинение.. Сравнительная характеристика героев  по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».  «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"» 3четверть Домашнее сочинение  по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья».  «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства» IV четверть Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С. А. Есенин, П. П. Бажов, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев (по  одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К. Г. Паустовского, А. П. Платонова, В. П.  Астафьева)» КР №1.                                    Тест по теме «Фольклор» 1. Фольклор - это: а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова; б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах; в) устное народное творчество; г) набор произведений на различные темы. 2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»? а) греческого; в) английского; б) латинского; г) русского. 3. Кто является автором фольклорных произведений? а) поэт; б) летописец; в) певец-сказитель; г) народ. 4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору? а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка. 5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки? а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора. 6. Что такое пословица? а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания. 7. Выберите пословицы, близкие по смыслу. а) Любишь кататься, люби и саночки возить. 1) Слово - не стрела, и хуже стрелы разит. б) Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. г) С кем поведешься, от того и наберешься. 4) С милым рай и в шалаше. 8. В чем различие пословиц и поговорок? а) в меткости и образности высказывания; б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок — сравнение; в) пословица — законченное суждение, поговорка — часть суждения. 9. Что такое народная сказка? а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержанием; б) историческая повесть; в) жанр устного народного творчества; г) легенда. 10. На какие виды делятся сказки? а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных. 11. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев. а) Конь; б) Заяц; в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди; д) Щука; е) Баба-яга; ; ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный; и) Серый Волк. 12. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки. а) волшебные;1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства. б) бытовые; 2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебными силами. в) о животных. 3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке. 1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной? а) в основе сказки — реальные события; б) повторяющийся сюжет; в) автор сказки — реальный человек; г) добро всегда побеждает зло. 2. Какого героя сказки называют литературным? а) положительного героя; б) любого героя сказки; в) главного персонажа сказки; г) героя сказки, автор которой известен. 3. Какая из перечисленных сказок не является литературной? а) «Аленький цветочек»; в) «Кот в сапогах»; б) «Царевна-лягушка»; г) «Спящая царевна». 4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой? Тест по теме «Литературные сказки» Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла. 5. Соотнесите определения и литературные понятия: а) ритм; 1) правило чередования ударных и безударных звуков; б) размер; 2) созвучие концов строк; в) рифма. 3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередование ударных и безударных слогов. 6. Как называется данная часть сказки? И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. а) зачин; б) кульминация в) развитие действия; ; г) концовка. 7. Кто из перечисленных писателей является автором известных сказок? а) В.А. Жуковский; б) А.С. Пушкин; в) И.С. Тургенев; г) П.П. Ершов. 8. Соотнесите произведения с их авторами. а) П.П. Бажов; 1) «Спящая царевна»; б) В.А. Жуковский; 2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; в) А.С. Пушкин; 3) «Аленький цветочек»; г) С.Т. Аксаков. 4) «Каменный цветок». КР №2.                                    Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 1. От чьего имени ведется повествование в поэме? а) князя Владимира;      б) древнего певца Баяна;      в) Руслана;                   г) автора. 2. О каком историческом лице упоминается в поэме? а) об Олеге; б) об Игоре;     в) о Владимире. 3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в произведении? а) сказочный зачин; в) герои — животные; б) волшебные предметы; г) победа добра над злом. 4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»? а) волшебный клубок; б) ковер-самолет; в) шапка-невидимка; г) меч-кладенец; д) живая вода; е) молодильные яблоки. 5. О каком о русском городе говорится в произведении? а) о Москве; б) о Новгороде; в) о Владимире; г) о Киеве. 6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими. а) верный меч; б) конь ретивый; в) молодая кровь; г) тоскующая душа; д) темная ночь; е) бранная слава; ж) ясны очи; з) синие туманы. Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» 1. К какому роду литературы относится произведение? а) эпос;    б) лирика;    в) драма. 2. Кто является рассказчиком в стихотворении? а) автор;  б) солдат — участник сражения;  в) полковник;   г) молодой воин. 3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении? а) повествование; в) монолог; б) диалог; г) авторское рассуждение 4. К какому композиционному элементу стихотворения относятся приведенные ниже строки? а) завязка;   б) развязка;  в) пролог;     д) развитие действия;    е) экспозиция;   ж) кульминация.  5. Кто является главным героем в стихотворении? а) рассказчик;       б) полковник;      в) автор;     г) народ. 6. Когда было написано стихотворение? а) во время сражения; б) сразу после сражения; в) через 10 лет после сражения; г) через 25 лет после сражения. Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму» 1. Что описал автор в «Муму»? а) любовь Герасима к Муму;  б) жизнь столичного дворянства;     в) духовное перерождение человека. 2. К кому из героев рассказа автор относится иронически'.' а) к Татьяне; г) к Герасиму;  б) к барыне; д) к Капитану.  в) к Муму; 3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»? а) спас Муму;        б) полюбил город;        в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому­то нужен. 4. Распределите последовательно элементы композиции литературного произведения. а) завязка;    б) развязка;     в) пролог;     г) эпилог;      д) развитие действия;    е) экспозиция;     ж) кульминация.  5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму? а) распахнул дверь и вышел на крыльцо; б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку; в) долго греб против течения; г) искал лодку. 6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными? а) описание жизни барской усадьбы; б) угодливость и бесправие дворни; в) деспотизм барыни; г) немоту Герасима. КР №4                          Итоговый тест 1. Стих — это: а) синоним слова «стихотворение»; б) стихотворная строка; в) строфа стихотворения; г) троп. 2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова? «Крестьянские дети»;   б) «На Волге»;     в) «Теплый хлеб»;            г) «Мороз, Красный нос». 3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»? а) А.П. Платонов; б) Л.Н. Толстой; в) Саша Черный; г) А.С. Пушкин. 4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети? а) «Медной горы Хозяйка»; в) «Сказание о Кише»; б) «В дурном обществе»; г) «Заколдованное место». 5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады? а) «Бородино»; б) «Кубок»; в) «Вересковый мед»; г) «У лукоморья». 6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки? а)гипербола; б) эпитет; в) олицетворение; г) метафора. 7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»? а) И.Е. Репин; б) В.Д. Поленов; в) В.М. Васнецов; г) И.И. Левитан. 8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»? а) ямбом; б)хореем; в) дактилем; г) анапестом. 9. Соотнесите авторов и их произведения: а) «Заколдованное место»; 1) С.Я. Маршак; б) «Спящая царевна»; 2) Н.В. Гоголь; в) «Двенадцать месяцев», 3) Л.С. Пушкин; г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 4) В.А Жуковский, -. 10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами. а) Константиново; I) Л.Н Толстой; б) Тарханы; 2) С.А. Есенин; в) Ясная Поляна; 3) АС. Пушкин; г) Спасское-Лутовипоио; 4) А. П Чехов; д) Таганрог; 5) И.С. Тургенев; е) Захарово. 6) М.Ю. Лермонтов, Ключи к тестам Тест по теме «Фольклор» 1 — в; 2 — в; 3 — г; 4 — а, б, в, ж, з, и; 5 — г;   6 ­ в; 7 — 1|)­б, 2) а, 3)—г, 4)—в; 8 — в; 9 — в; 10 — в, д, е; 11 — помощники: а, б, д, и,  вредители: в, г, е, ж, з; 12 — 1)—в, 2)—а, 3)—б. Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» 1 — г; 2 ­ в; 3 — а, б, г; 4 — в, г, д; 5 — г; 6 — постоянные: б, д, ж, з, авторские: а, в, г, е. Тест по теме «Литературные сказки» 1 ­ в; 2 ­ г; 3 ­ б; 4 ­ Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; 5 — 1)—б, 2)—в, 3)—а; 6 — г; 7 ­ а, б, г; 8 ­ 1)­ б, 2)­в, 3)­г, 4)­а. Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму» 1 — а, в; 2 — б, д; 3 — в; 4 ­ в, е, а, д, ж, б, г; 5 ­ б, в; 6 ­ г. Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» 1 — а; 2 ­ б; 3 ­ б, в; 4 ­ б; 5 ­ г; 6 — г. Итоговый тест 1 ­ б; 2 — в; 3 ­ а; 4 — б, в; 5 ­ а, б, в; 6 ­ г; 7 — а; 8 ­ а; 9 ­ 1) В, 2)­а, 3)­г, 4)­б; 10 ­ 1)­в, 2)­а, 3)­е, 4)­д, 5)­г, 6)­б.   ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ Пятый класс Пословицы, поговорки.  В. А. Жуковски й. Спящая царевна (отрывок).  И. А. Крылов. Басни (по выбору).  А. С. Пуш к и н. У лукоморья. ... Няне.  Н. А. Н е к ра с о в. «Есть женщины в русских селеньях...». «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю  пору..»  А. А. Ф е т. Весенний дождь.  М. Ю.Лермонтов. Бородино.  С. А. Е сен и н. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями. .». (на выбор).  По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Т в а рд о в с к и й, К. М. С и м онов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе (1— 2 стихотворения).

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018