Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
03.01.2019
Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч
Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС. Структура документа: пояснительная записка, планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. В программу вошли все произведения, предусмотренные ФГОС по литературе. Отведено время для знакомства с такими писателями, как С. Довлатов, Д. Вильке.
Рабочая программа по литературе 5 класс. Меркин ФГОС (Автосохраненный).docx
г. Морозовск Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гимназия №5 г. Морозовска»                                    Директор МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»                                                                                                                                 Приказ от___________№ _____                Подпись директора _____________  /Л.Н.Мухортова/    «Утверждаю» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Учебный предмет: литература      Учитель: Окостко Ирина Ивановна, первая квалификационная категория         Класс: 5­В класс                      Согласовано                                                                                                                                                                        Протокол заседания                                                                                                                                                      методического совета                                                                                                                                                   МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска» От________ 2018 года  № _____                                                                                                                                    Подпись руководителя МС 2018­2019 уч.год 1 2 Структура документа 1. Планируемые результаты освоения  предмета   2. Содержание учебного предмета. 3. Тематическое планирование. 3 Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно­правовыми документами: 1) Федеральный государственный стандарт основного общего образования.  2) Примерная программа по учебным предметам  «Литература» 5­9 классы. М. «Просвещение» 2015 г.   (одобрена федеральным учебно­методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15). 3) Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска». 4) Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г. Морозовска» 5) Федеральный перечень учебников. 6) Положение о рабочей программе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г. Морозовска» Цели и задачи изучения литературы Главными целями изучения предмета «Литература» являются:  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной   природы   искусства   слова,   опирающийся   на   принципы   единства   художественной   формы   и   содержания,   связи   искусства   с   жизнью, историзма; • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; •   овладение   возможными   алгоритмами   постижения   смыслов,   заложенных   в   художественном   тексте   (или   любом   другом   речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко­культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора,   сказок,   стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей,   знакомство   с   отдельными   сведениями   по   истории   создания 4 произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним   из   признаков   правильного   понимания   текста   является   выразительность   чтения   учащимися.       Именно   формированию   навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5­6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,  различные виды пересказа, устные и  письменные  сочинения, отзывы, доклады,  диалоги,  творческие работы,  а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Курс литературы в 5­8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко­хронологического и проблемно­тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко­литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.). Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Цели первого уровня    ­ иметь представление об основных функциях литературы, о связи литературы и культуры народа, о роли родной литературы в жизни человека и общества;   ­ осознавать место русской литературы в системе гуманитарных наук и её роли в образовании в целом. Цели второго уровня ­ знать отличительные признаки родов и жанров литературы;  ­ осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  ­ воспринимать и понимать древнерусский текст; выделять нравственную проблематику древнерусских текстов; ­ характеризовать героев русской литературы 19 и 20 вв. и  героев зарубежной литературы; ­ характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно­эмоциональное содержание.         Цели третьего уровня  ­ уметь формулировать собственное мнение и позицию; ­ в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; ­ пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; ­ извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); ­ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); ­ осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; ­ выделять в тексте главную и второстепенную информацию. Цели четвёртого уровня ­ самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; ­ работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность. 5 Учебный предмет «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература» интегрируется в учебные предмет  «Литература» предметной области «Русский язык и литература» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов  освоения русского языка как родного и литературы в соответствии с ФГОС ООО. Основными целями интеграции учебного курса «Родная литература» является расширение учебного предмета «Литература». Учебный курс  «Родная литература» ориентирован: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3)   обеспечение   культурной   самоидентификации,   осознание   коммуникативно­эстетических   возможностей   родного   языка   на   основе   изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно   в   устных   и   письменных   высказываниях   разных   жанров,   создавать   развернутые   высказывания   аналитического   и   интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного  художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически  оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не  только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.  Программа адресована  учащимся 5 класса МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска». Рабочая программа  предусматривает изучение литературы в  полном объёме из расчёта  3 часа в неделю.   6 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные:  У ученика будут сформированы: ­готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; ­потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно­полезной деятельности. Ученик получит возможность для формирования: ­ устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мира; ­ компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД  1. умение 1. 2. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести) использовать справочную литературу, ИКТ,  инструменты и приборы; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; Ученик научится: ­планировать пути достижения целей ­ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Ученик получит возможность научиться: ­при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Познавательные УУД:    Ученик  получит возможность научиться: ­ основам рефлексивного чтения; ­выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; ­объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Коммуникативные УУД:           Ученик научится: ­учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­формулировать   собственное   мнение   и   позицию,   аргументировать   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в   сотрудничестве   при выработке общего решения в совместной деятельности; ­работать в группе ­ устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Ученик получит возможность научиться: 7 ­учитывать и координировать отличные от собственной позиции  позиции других людей ; ­оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. Ученик научится ­ понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, Предметные умения литературы XVIII века, русских писателей XIX­XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; ­анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и  формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или  нескольких произведений;  ­ сопоставлять духовно­нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно­нравственными ценностями других народов; ­ формулировать собственное отношение к произведениям литературы; ­ пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести  диалог; ­ понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании  художественных образов литературного произведения. Ученик получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово­родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии  сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно­исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа  исследовательского характера, реферат, проект). 8 2. Содержание   учебного предмета Введение 1час Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.). Из мифологии 3 часа Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. Из устного народного творчества 9 часов Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка:  «Царевна­лягушка».  Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка:  «Чего на свете не бывает».  Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица». Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений), афоризмы; антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок   (о   животных,   волшебные,   бытовые).   Особенности   сказок   (присказка,   зачин,   повтор,   концовка,   постоянные   эпитеты,   сравнения   и   пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ­пейзаж. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки. Связь   с   другими   искусствами:  работа   с   иллюстрациями,   книжная   выставка,   кинофильмы   и   мультипликации   по   мотивам   сказочных сюжетов. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др. Из древнерусской литературы 2 часа Создание первичных представлений о древнерусской литературе. 9 Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись. Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.             Басни народов мира 5 часов Эзоп.  Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Теория литературы: басня, притча, эзопов язык. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Жан   де   Лафонтен.  Краткие   сведения   о   баснописце.   Своеобразие   басен   Лафонтена.   Басня   «Лисица   и   виноград».   Сравнение   басни Лафонтена с басней Эзопа. Теория литературы: басня, синонимы, сюжет. Развитие речи: выразительное чтение. Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола. Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова. Возможные виды внеурочной деятельности:  «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». Из литературы ХIХ века 38 часа А.С. ПУШКИН Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога» и др.. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия 10 от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы. Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина. Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки. Поэзия XIX века о родной природе М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» и др. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фет. «Чудная картина...» И.З. Суриков. «В ночном». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу. Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись. Развитие   речи:  выразительное   чтение   наизусть,   письменный   ответ   на   вопрос   учителя,   творческая   работа   «На   Бородинском   поле», составление кадров кинофильма (мультфильма). Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Художественное своеобразие повести. Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика. Развитие   речи:  краткий   выборочный   пересказ,   подбор   материала   для   изложения   с   творческим   заданием,   формулировка   учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование. Связь с другими искусствами:  выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии». Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести. 11 И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское­Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ  «Муму»  и стихотворения в прозе «Два   богача»,   «Воробей».   Современники   о   рассказе   «Муму».   Образы   центральные   и   второстепенные;   образ   Муму.   Тематика   и   социально­ нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта». Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений). Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями. Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А. Венецианова «Захарка». Л.Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ  «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка. Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия. Связь с другими искусствами: выставка­конкурс рисунков учащихся. А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа;  антитеза, метафора, градация. Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс­опроса. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. 12 Из литературы XX века 32 часа И.А. БУНИН Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы  «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно­эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов. Теория литературы: стихотворение­размышление, образ­пейзаж, образы животных (развитие представлений). Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица». Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. Теория литературы: тема, эпизод, финал. Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. А.А. БЛОК Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. Теория литературы: антитеза. Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки». С.А. ЕСЕНИН Детские   годы  С.  Есенина.  В  есенинском  Константинове.   Стихотворения:  «Ты  запой  мне  ту  песню,  что  прежде...»,   «Поет  зима  — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина. Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.          А.П. ПЛАТОНОВ 13 Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка. Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А. Пластова «Сенокос». П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ  «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм. Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В. Переплетчикова «Урал». Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ. Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория литературы: юмор (развитие представлений). Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение. Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»             М. Зощенко. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Бабушкин подарок», «Не надо врать», «Находка» Д. Вильке Современные писатели для подростков. Рассказ «День рождения» С. Довлатов. Литература русского зарубежья. Рассказ «Ариэль». Роль близких в жизни человека           Родная природа в произведениях писателей XX века Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон»; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). Из зарубежной литературы 11 часов Д. ДЕФО 14 Краткие сведения о писателе. Роман  «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»  (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.  Теория литературы:  притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие. Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка. М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Ж. РОНИ­СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя. ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.  «Сказание о Кише»  (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя. А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).              УЛЬФ СТАРК                       Знакомство с представителями современной зарубежной литературы.  Краткие сведения о писателе. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Роль близких в жизни человека. 15 Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Одна басня (по выбору). А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок). М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). И.С. Тургенев. «Русский язык». Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века. А.А. Блок. «Летний вечер». И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору). С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору). Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века 16 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Дата Раздел Тема урока Кол­во часов Основные виды организации учебной деятельности 3.  Тематическое планирование   03.09 Введение. 1ч. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. 04.09 Из мифологии. 3ч. Античный миф «Рождение Зевса»  Из устного  народного  творчества. 9ч. 07.09 10.09 11.09 14.09 17.09 18.09 21.09 24.09 25.09 28.09 01.10 «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Миф «Олимп» Устное народное творчество, его основные виды Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра. Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке  «Царевна­лягушка». Нравственная проблематика волшебной сказки  «Царевна­лягушка». Сюжет. Образы Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на  свете не бывает?» Сказки народов России. «Падчерица». Р.р. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», «Падчерица».  Сопоставление. 02.10 Из древнерусской  Общее представление о древнерусской литературе 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Устные высказывания, выразительное  чтение. Подбор ключевых слов различные виды пересказа. Подбор ключевых слов различные виды пересказа. Словесное рисование, характеристика  образов Подбор ключевых слов различные виды пересказа. Устные высказывания, выразительное  чтение. Иллюстрирование прямого или  иносказательного значения пословиц. Участие в диалоге. Сравнение героев. Устные высказывания; осознанное,  творческое чтение. Участие в диалоге. Сравнение героев. Краткий пересказ; чтение по ролям. Участие в диалоге. Сравнение героев. Устные высказывания; осознанное,  творческое чтение. Устные высказывания, выразительное 15 05.10 16  08.10 17 09.10 18 12.10 19 20 21 15.10 16.10 19.10 22­23 22.10 23.10 24 26.10 25­26 06.11 09.11 27 12.11 литературы. 2ч. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». Басни народов  мира 5ч. Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и  виноград».  Русские басни. Русские баснописцы. В.К. Тредиаковский  и А.П. Сумароков. «Бродячие сюжеты» в баснях. И.А. Крылов.  Краткие сведения о писателе. «Ворона и лисица».  Сатирическое и нравоучительное в басне И.А. Крылов «Волк на псарне». И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Демьянова уха».  Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен. А.С. Пушкин.  Краткие сведения о детстве. А.С. Пушкин и няня Арина  Родионовна. Стихотворение «Няне». Образ природы в стихотворениях А.С Пушкина.  Лирический персонаж. Стихотворения «Зимняя дорога»,  «Зимний вечер», «Зимнее утро»   РР. Изобразительно­выразительные средства, их  использование в лирических произведениях. Литературная сказка «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».   «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы  18 Из литературы  XIX века. 38ч.  2 четверть чтение. Выразительное чтение, характеристика особенностей сюжета, композиции Выразительное чтение басен, работа с  терминами. Выделение смысловых частей басни,  выявление авторской позиции,  сопоставление сюжетов. Выразительное чтение басен, работа с  терминами. Выделение смысловых частей басни,  выявление авторской позиции,  сопоставление сюжетов. Выразительное чтение и чтение по  ролям, работа с портретом писателя и  иллюстрациями Чтение по ролям. Выразительное чтение басен. Выразительное чтение, устные  высказывания Составление ассоциативных рядов,  анализ и интерпретация  стихотворения. Составление ассоциативных рядов,  анализ и интерпретация стихотворения Характеристика и сравнение героев,  анализ текста. Характеристика персонажей,  1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 28 29 13.11 16.11 30 19.11 31 20.11    32­33 23.11 26.11 34 35 36 37 38 39 40 27.11 30.11 03.12 04.12 07.12 10.12 11.12 «Руслан и Людмила»). Сказочные элементы.  определение функции эпитетов. Теория литературы. Ритм, рифма, эпитет Поэзия 19 века о родной природе. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,  «Весенние воды» , «Ещё в полях белеет снег» А.А. Фет « Чудная картина», «Учись у них – у дуба, у  берёзы…» Литература на родном языке. М.Ю. Лермонтов  Краткие сведения о детских годах писателя. М.Ю. Лермонтов.  Пейзажная лирика. («Когда  волнуется желтеющая нива…», «Из Гёте», «Вечер после  дождя»,  «Осень», «Парус» и др.) Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».  Историческая основа и прототипы героев. Бородинская битва и русский солдат в изображении  М.Ю. Лермонтова.  Литература на родном языке. Н.В. Гоголь. Творческая биография Повесть «Ночь перед Рождеством». Тема и сюжет  повести Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь  перед Рождеством». . Система персонажей повести. Колорит народной речи. Р.Р. Рассказ о героях повести. Роль портрета в  характеристике героя. 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 19 Работа с учебником Составление ассоциативных рядов,  анализ и интерпретация  стихотворения. Составление ассоциативных рядов,  анализ и интерпретация  стихотворения. Выразительное чтение, устные  высказывания Определение главной мысли  стихотворений, анализ лирических  произведений. Письменные и устные ответы на  вопросы учебника. Письменные и устные ответы на  вопросы учебника. Выразительное чтение, устные  высказывания Пересказ сюжета повети, определение  темы. Пересказ сюжета повети, определение  темы. Краткий выборочный пересказ,  словесное рисование.  Краткий выборочный пересказ,  словесное рисование. 14.12 17.12 18.12 21.12 24.12 25.12 Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».  Характеристика героев. Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или  Утопленница» Р.Р. Сочинение­отзыв на  прочитанное произведение Литература на родном языке. И.С. Тургенев Спасское­Лутовиново в творческой биографии писателя Рассказ «Муму». Тематика и проблематика. Образ Герасима.  11.01 3 четверть Смысл названия. 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 14.01 15.01 18.01 51 21.01 52 53 54 55 56 57 22.01 25.01 28.01 29.01 01.02 04.02 РР. Сочинение по повести «Муму»  Стихотворения в прозе  «Русский язык», «Воробей». Литература на родном языке. Н.А. Некрасов Детские  впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».  Тема детства и способы ее раскрытия.  Тема крестьянской жизни в стихотворении «Тройка». Литература на родном языке. Л.Н. Толстой Ясная поляна в судьбе писателя Рассказ «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета. Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая  характеристика персонажа. Проблематика рассказа. Отношение писателя к  событиям Литература на родном языке. А.П. Чехов. 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализ эпизодов в повести. Выразительное чтение, устные  высказывания Творческая работа Выразительное чтение, устные  высказывания Анализ эпизодов в повести. Краткий выборочный пересказ,  словесное рисование.  Краткий выборочный пересказ,  словесное рисование. Анализ эпизодов в повести. анализ и интерпретация  стихотворения. Выразительное чтение. Анализ и интерпретация  стихотворения. Подбор заглавий к частям  стихотворения. анализ и интерпретация  стихотворения. Выразительное чтение, устные  высказывания Составление комментариев  Определение завязки, кульминации,  развязки. Выразительное чтение, устные  высказывания Выраз. чтение, анализ текста 58 59 05.02 08.02 60­61 11.02 12.02 15.02 62 63 64 65 66 18.02 19.02 22.02 25.02 67 26.02 68 69 70 71 01.03 04.03 05.03 11.03 Из литературы XX  века. 32 ч. Детские и юношеские годы писателя. «Пересолил» Приемы создания характеров и ситуаций в рассказе  «Злоумышленник».   И.А. Бунин Книга в жизни И.А. Бунина. Тема природы   в  стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…» Рассказ «В деревне». Нравственно­эмоциональное  состояние персонажа.  Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче».  Основная тематика и нравственная проблематика  рассказа «Петька на даче». Роль эпизода в создании образа героя. А.И. Куприн. Детские впечатления, их отражение в произведениях  писателя.  Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания  образа. А.А. Блок.  Стихотворение «Летний вечер». «Полный месяц встал над лугом…».  С. Есенин. Краткая биография. Художественный мир  стихов. Стихотворение «Ты запой мне ту песню, что  прежде…». С.А. Есенин  «Поет зима – аукает…». Единство человека и природы. С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Литература на родном языке. Вн.чт.  Д. Хармс.  Биография, творчество. (2­3 стихотворения) А.П. Платонов. 21 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Письменный ответ на вопрос. Тест Выразительное чтение, письменный  ответ на вопрос. Составление цитатного плана,  выразительное чтение Краткий и выборочный пересказ;  составление вопросов к рассказу.  Устное высказывание о роли эпизода в  характеристике образа. Выразительное чтение, устные  высказывания Устное высказывание о роли эпизода в  характеристике образа. Выразительное чтение,  Выразительное чтение, устные  высказывания  Выразительное чтение Составление ассоциативных рядов,  анализ и интерпретация  стихотворения. Анализ и интерпретация  стихотворения Ответы на вопросы учебника, рассказ о 4 четверть 72 73 12.03 15.03 74­75 18.03 19.03 22.03 77­78 01.04 02.04 76 79­80 05.04 08.04 09.04 81 82­83 12.04 15.04 84 16.04 19.04 22.04 85 86   87­88 23.04 26.04 29.04 89 Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ  «Никита». Тема рассказа. писателе Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка. Образ Никиты М. Зощенко. Краткие биографические сведения о  писателе. Рассказы «Бабушкин подарок», «Не надо  врать», «Находка» (по выбору уч­ся) В.П. Астафьев. Краткие биографические сведения.  Рассказ «Васюткино озеро»  Дарья Вильке. О писателе. Рассказ «День рождения» Литература на родном языке. П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок».  Человек труда в сказе. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания  художественного образа. Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника».  Тема система образов Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».  Добро и доброта в рассказе Е. Носова. Литература на родном языке. Родная природа в  произведениях писателей XX века. В.Ф. Боков  «Поклон». Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу» и др.  Р.Г. Гамзатов.  «Песня соловья» и др. В.И. Белов. «Весенняя ночь». Пейзажная лирика В.Г. Распутин. «Век живи – век люби». Малая родина, родная природа. М. Пришвин. Человек и природа в рассказе «Болото» 22 1 1 2 1 2 2 1 2 1 1 1   2 1 Анализ рассказа с опорой на раздел  учебника Анализ рассазов Анализ и интерпретация Выразительное чтение, устные  высказывания  анализ и интерпретация Выразительное чтение, устные  высказывания  Краткий пересказ, инсценировка. Выразительное чтение, устные  высказывания  Дать характеристику лирического  героя.  Составление ассоциативных рядов,  анализ и интерпретация стихотворения. Анализ и интерпретация Выразительное чтение, устные 90 30.04 91­92 06.05 07.05 Из зарубежной  литературы. 11 ч. 93 94 13.05 14.05 95 17.05 96­97 20.05 21.05 98 24.05 99­ 100 27.05 28.05 101 31.05 1 Литература на родном языке.  Проза русской  эмиграции.   С. Довлатов. Краткие сведения о писателе. Рассказ  «Ариэль» Д. Дефо Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь,  необыкновенные и удивительные приключения  Робинзона Крузо» (главы из романа).   Характеристика персонажей (находчивость, смекалка,  доброта). Жанровые особенности Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка  «Соловей». Сказка «Соловей». Волшебная сказка, авторский замысел  1 2 1 1 М. Твен. Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Тома  Сойера». Автобиография и автобиографические мотивы.  Мир детства и мир взрослых. Характеристика героев произведения М. Твена Ж. Рони­старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь».  Гуманистическое изображение древнего человека.  Человек и природа, эмоциональный мир доисторического  человека. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.  «Сказание о Кише». Рассказ. Портрет героя. 2 1 2 1 23 высказывания  Анализ и интерпретация Выразительное чтение, устные  высказывания  Ответы на вопросы учебника в процессе чтения произведения Д.з. Р.р. Сочинение­рассуждение на  тему  «Какая же красота важнее?» (с  опорой на сказку «Соловей») Различные виды пересказа, ответы на  вопросы. Составление плана характеристики  героя. Выявление роли портрета героя в  характеристике образа Сообщения уч­ся.

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 135 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2019