Тема: Суффикс – значимая часть слова
Цели:
-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;
-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;
-повторить определения основы, окончания, корня;
-осмысление словообразующей роли суффикса;
-наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-совершенствовать умение выделять суффиксы графически, определять лексическое значение различных суффиксов, в том числе их стилистическое и эмоционально-экспрессивное значения;
-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно.
Конспект урока русского языка
Класс: 5
Учитель русского языка и литературы Билялова Гуляра Февзиевна
МБОУ «Мускатновская школа» Красногвардейского района Республики Крым
Тема: Суффикс – значимая часть слова
Цели:
повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;
дать понятие о суффиксе как значимой части слова;
повторить определения основы, окончания, корня;
осмысление словообразующей роли суффикса;
наблюдения над ролью уменьшительноласкательных суффиксов;
совершенствовать умение выделять суффиксы графически, определять лексическое
значение различных суффиксов, в том числе их стилистическое и эмоционально
экспрессивное значения;
воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию
писать грамотно.
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и
цели урока, подводить итог урока.
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью,
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели;
Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном
обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи
Оборудование к уроку: компьютер, учебник, карточки с заданиями, тексты.
УМК: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
формировать учебнопознавательный интерес к новому учебномуЭОР: http://d7.nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/interaktivnyitestsuffiksy
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа по карточкам ( 4 учся)
2.Фронтальный опрос
Что такое морфема?
Из каких морфем состоит слово?
Какая морфема образует формы слова? (окончание)
В какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных
слов? (корень)
Какая морфема находится перед корнем и служит для образования слов?
(приставка)
3. Морфемный разбор слов.
Поглотить, столовая, удивительный, подорожник, беспощадный, гористый.
III. Мотивация и целевая установка на урок
1 Ответить на вопрос: « Зачем нужны суффиксы?»
2. Игра. Класс делится на две группы, каждая группа должна набрать большие
семьи однокоренных слов.
1 группа ( Голос гласный, гласность, возглас, огласил, заголосил, голосовой,
согласие, отголоски.)
2 группа (Море морской, моряк, приморский, заморский, морячка,
лукоморье, приморье)
2. Чтение сказки ( у каждого учащегося на парте текст сказки)
На город напали полчища из царств Неграмотности. Летчики со своих
бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки,
артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж
синеватых облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе
бессмыслицу. Почернели городские улицы.
Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых
драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные
убежища.
И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине
прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Жители города
одержали победу.
3. Ответить на вопросы.
За что сражались непокоренные жители Слованска?
Какие два главных сокровища они защитили? ( Речь и мысль) В чем основная мысль сказки?
4. Открываем другую сторону доски с заранее приготовленной записью.
щик, чик ов, ан ец, ск ик, еньк ищ
ист, тель ян, еват оньк
Найдите в тексте примеры слов с суффиксами каждой из записанных групп.
5.Откройте тетради, напишите число.
Какая же тема нашего урока сегодня?
Тема урока «Суффикс значимая часть слова".
6. Какие же задачи стоят перед нами?
Узнать или вспомнить, что называется суффиксом.
Показать роль суффиксов в образований слов.
Научиться выделять суффиксы, определять их значение.
IV. Формирование новых знаний
1.Индивидуальная работа у доски (работают 2 ученика)
1 ученик Задание: вставить пропущенные буквы, произвести синтаксический
разбор предложения.
Л..жился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Т..нулся к югу: прибл..жалась
Довольно скучная пора.
2 ученик Задание: произвести морфемный анализ слов.
Издалека, доченька, тамбовец, гармонист, безответный, удачливый.
2.Устный опрос учащихся
Ребята, что называется суффиксом?
(Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно
служит для образования слов).
Для чего нужны суффиксы ? (для образования новых слов)(Стол Столик,
настольный), способ образования слова (Суффиксальный)
Чтение теоретического материала учебника ( стр 50).
Выводы: с помощью суффиксов образуются слова разных частей речи.
Суффиксы имеют разные значения.
1. Суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц, людей по роду их
занятий, по профессии).
2.Обозначает названия лиц по месту жительства.
3. Уменьшительно ласкательное значение.Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, нука, нука!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправовлево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
V. Первичное закрепление темы.
1.Коллективная работа. Работа с учебником.
Упражнение 107, 108. (проводится словарная работа)
2. Работа по группам
1 группа упр. 111.
2 группа упр.112.
3 группа упр 113.
3.С данными суффиксами составьте слова
Ист, ник, чик, щик, тель, ач.
(Гармонист, проводник, летчик, настройщик, строитель, ткач, трубач.)
4.Уменьшительноласкательные суффиксы ик, ек, ок, к, чик, очк, ечк, еньк
5. Работа в парах.
Игра. «Собери слова из морфем»
Задание: На доске морфемы: рас, сказ, чик; зим, н, ий; у, чи,
тель; раз, вед, чик; по, сад, ка.
Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик,
посадка) и разобрать по составу.
6.Творческая работа. Запишите слова, обозначающие названия профессий,
отметьте в них суффиксы.
Настраивает аппаратуру … (настройщик).
Работает в аптеке … (аптекарь).
Играет на трубе … (трубач).
Играет на виолончели … (виолончелист).
Пропускает по билетам … (билетёр).
Работает в шахте … (шахтёр).Учит детей в школе … (учитель).
Преподает в университете … ( преподаватель).
VI. Рефлексия
О чем мы сегодня говорили на уроке?
(Сегодня на уроке узнали о роли суффикса ) Что суффикс значимая часть
слова, с помощью которой образуются новые слова)
Для чего нужны суффиксы (чтобы образовать новые слова)
С какими значениями суффиксов существительных вы познакомились?
(Уменьшительноласкательные суффиксы)
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
VII. Домашнее задание
Выучить теоретический материал учебника, упражнение 115, 1 группа –
задание 1,3; 2 группа – задание 2, сочинить сказку.