Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
Оценка 4.8

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
10.01.2018
Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
Тема: Суффикс – значимая часть слова Цели: -повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов; -дать понятие о суффиксе как значимой части слова; -повторить определения основы, окончания, корня; -осмысление словообразующей роли суффикса; -наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов; -совершенствовать умение выделять суффиксы графически, определять лексическое значение различных суффиксов, в том числе их стилистическое и эмоционально-экспрессивное значения; -воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно.
1 урок Русский язык, 5 класс.docx
Конспект урока русского языка Класс: 5 Учитель русского языка и литературы  Билялова  Гуляра Февзиевна МБОУ «Мускатновская школа» Красногвардейского района Республики Крым Тема: Суффикс – значимая часть слова    Цели: ­повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов; ­дать понятие о суффиксе как значимой части слова; ­повторить определения основы, окончания, корня; ­осмысление словообразующей роли суффикса; ­наблюдения над ролью уменьшительно­ласкательных суффиксов; ­совершенствовать умение выделять суффиксы графически, определять лексическое  значение различных суффиксов, в том числе их стилистическое и эмоционально­ экспрессивное значения; ­воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию  писать грамотно. Тип урока: Знакомство с новой темой. Формы работы учащихся:  индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный.  Формировать УУД: Личностные УУД:   материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на  основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и  цели урока, подводить итог урока. Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью,  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели; Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном  обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи Оборудование к уроку:  компьютер, учебник, карточки с заданиями, тексты. УМК: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.   формировать учебно­познавательный интерес к новому учебному ЭОР:  http://d7.nsportal.ru/nachalnaya­shkola/russkii­yazyk/interaktivnyi­test­suffiksy Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа по карточкам ( 4 уч­ся) 2.Фронтальный опрос ­ Что такое морфема? ­ Из каких морфем состоит слово? ­ Какая морфема образует формы слова? (окончание) ­ В какой морфеме заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов? (корень) ­ Какая морфема находится перед корнем и служит для образования слов?  (приставка) 3. Морфемный разбор слов. Поглотить, столовая, удивительный, подорожник, беспощадный, гористый. III. Мотивация и целевая установка на урок 1 Ответить на вопрос: « Зачем нужны суффиксы?»   2. Игра. Класс делится на две группы, каждая группа должна набрать большие семьи однокоренных слов. 1 группа ( Голос­ гласный, гласность, возглас, огласил, заголосил, голосовой,  согласие, отголоски.) 2 группа (Море ­  морской, моряк, приморский,  заморский, морячка,  лукоморье, приморье) 2. Чтение сказки ( у каждого учащегося на парте  текст сказки) На город напали полчища из царств Неграмотности. Летчики со своих  бомбардировщиков сбрасывали на город орфографические ошибки,  артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж  синеватых облаков спускались на речевых ошибках и сеяли в городе  бессмыслицу. Почернели городские улицы. Но каждый слованец поднялся на защиту родного города. Два самых  драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные  убежища.  И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине  прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. Жители города  одержали победу.    3.   Ответить на вопросы. ­ За что сражались непокоренные жители Слованска? ­ Какие два главных сокровища они защитили? ( Речь и мысль) ­ В чем основная мысль сказки? 4. Открываем другую сторону доски с заранее приготовленной записью. ­щик­, ­чик­           ­ов­, ­ан­            ­ец­, ­ск­          ­ик­, ­еньк­         ­  ищ­ ­ист­, ­тель­           ­ян­, ­еват­                                     ­оньк­ Найдите в тексте примеры слов с суффиксами каждой из записанных групп. 5.Откройте тетради, напишите число. Какая же тема нашего урока сегодня?  Тема урока «Суффикс­ значимая часть слова". 6. Какие же задачи стоят перед нами? ­ Узнать или вспомнить, что называется суффиксом. ­  Показать роль суффиксов в образований слов. ­  Научиться выделять суффиксы, определять их значение. IV. Формирование новых знаний 1.Индивидуальная работа у доски (работают 2 ученика) 1 ученик Задание: вставить пропущенные буквы, произвести синтаксический  разбор предложения. Л..жился на поля туман, Гусей крикливый караван Т..нулся к югу: прибл..жалась Довольно скучная пора. 2 ученик Задание: произвести морфемный анализ слов. Издалека, доченька, тамбовец, гармонист, безответный, удачливый. 2.Устный опрос учащихся ­ Ребята, что называется суффиксом? (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно  служит для образования слов). ­ Для чего нужны суффиксы ? (для образования новых слов)(Стол ­ Столик,  настольный), способ образования слова (Суффиксальный) ­ Чтение теоретического материала учебника ( стр 50). Выводы: с помощью суффиксов образуются слова разных частей речи.  Суффиксы имеют разные значения. 1. Суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц, людей по роду их занятий, по профессии). 2.Обозначает названия лиц по месту жительства. 3. Уменьшительно­ ласкательное значение. Физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо­влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) V. Первичное  закрепление  темы. 1.Коллективная работа. Работа с учебником. Упражнение 107, 108. (проводится словарная работа) 2. Работа по группам 1 группа упр. 111. 2 группа упр.112. 3 группа упр 113. 3.С данными суффиксами составьте слова  Ист, ник, чик, щик, тель, ач.  (Гармонист, проводник, летчик, настройщик, строитель, ткач, трубач.) 4.Уменьшительно­ласкательные суффиксы ик, ек, ок, к, чик, очк, ечк, еньк 5. Работа в парах.  Игра.  «Собери слова из морфем» Задание: На доске морфемы: рас­, ­сказ­, ­чик; зим­, ­н­, ий; у­, чи­,  ­тель; раз­, ­вед­, ­чик; по­, ­сад­, ­ка. Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик,  посадка) и разобрать по составу.  6.Творческая работа. Запишите слова, обозначающие названия профессий,  отметьте в них суффиксы. Настраивает аппаратуру ­ … (настройщик). Работает в аптеке ­ … (аптекарь). Играет на трубе ­ … (трубач). Играет на виолончели ­ … (виолончелист). Пропускает по билетам ­ … (билетёр). Работает в шахте ­ … (шахтёр). Учит детей в школе ­ … (учитель). Преподает в университете ­ … ( преподаватель). VI. Рефлексия О чем мы сегодня говорили на уроке? (Сегодня на уроке узнали о роли суффикса ) Что суффикс ­ значимая часть  слова, с помощью которой образуются новые слова) Для чего нужны суффиксы (чтобы образовать новые слова) С какими значениями суффиксов существительных вы познакомились?  (Уменьшительно­ласкательные суффиксы) Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… VII. Домашнее задание Выучить теоретический материал учебника, упражнение 115, 1 группа –  задание 1,3;    2 группа – задание 2, сочинить сказку.

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2018