Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
15.08.2018
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
2. ФГОС ООО.
3. Программа курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. П78 Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 208 с. — (Инновационная школа).
4. Образовательной программы ООО МКОУ Шаховской ОШ
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 253 от 31.03.2014 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
РП Л. 5 кл..docx
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с
ФГОС.
Личностные результаты обучения:
— формировать понимание важности процесса обучения;
— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов,
необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину,
обладающую высокой культурой общения;
— совершенствовать ценностносмысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики
(анализа) текста;
— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой
литературой;
— развивать моральноэтические представления, доброжелательность и эмоциональнонравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и
персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с
другими видами искусства.
Метапредметные результаты обучения:
— формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
— формировать умения по освоению способов решения по исковых и творческих задач в процессе учебной
деятельности при изучении курса литературы;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной за дачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технология ми учебного предмета «Литература»;
— развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух
или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинноследственные связи, строить
рассуждения в процессе характеристики текста;
— развивать готовность слушать собеседника и вести диа лог, готовность признавать возможность
существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных
произведений;
— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности,
построению индивидуальной образовательной траектории;
— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
изучаемых произведений;
— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими
видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе
для реализации личных притязаний и потребностей.
Предметные результаты обучения:
— воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
— совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст
различными способами (полный, выборочный, краткий);
— способствовать совершенствованию читательского опыта;
— совершенствовать мотивации к систематическому, сис темному, инициативному, в том числе
досуговому, чтению;
— совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме
урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
— развивать интерес к творчеству;
— развивать умение характеризовать художественные и научнопопулярные тексты;
— развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы раз личных типов;
— развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять
отзыв о про читанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
— формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
— формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста
или не скольких произведений.
Обучающийся научится
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
Устное народное творчество
• традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять
фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о
нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном
характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанровородовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
рассказывания;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую
разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями,
действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание),
определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики,
проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература
Обучающийся научится
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно
понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе
формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с
другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно
формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и
презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой природе художественного
текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 2 Содержание учебного предмета, курса.
ВВЕДЕНИЕ
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебником (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания,
статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т.д.). Особенности
работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словарь, раз личные рубрики).
Теория литературы: автор, герой, художественная литера тура.
Универсальные учебные действия: работа с учебником и диском; лексическая работа.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции, помещенные на
обложках учебника и на диске).
ИЗ МИФОЛОГИИ
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к
познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов.
Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков
о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссея» {«Одиссей на острове циклопов. Полифем»).
Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет, мифологический герой,
мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.
Универсальные учебные действия: представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»;
выразительное чтение; составление таблицы; подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды
пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ; сообщение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: гомеровские сюжеты в искусстве.
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях
своего края о героических событиях и людях.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Творческая работа: исследовательский проект «Легенды и предания нашего края».
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение
наизусть стихотворений из античной поэзии.
Внедрение: организация в библиотеке книжной выставки «Легенды и предания нашего края» и проведение
по ней экскурсии.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки. Пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка «Царевналягушка». Сюжет в волшебной сказке:
зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение,
преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки:
добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от
волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и
миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
Теория литературы: жанр; загадки, пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая
сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие
представлений); композиция.
Универсальные учебные действия: исследовательская работа с текстом; применение теоретико
литературных понятий; сопоставление сказок различных типов; сопоставление сказки и мифа;
формулирование микровыводов и выводов; характеристика лексики; различные виды чтения и пересказа, в
том числе художественный пересказ; рассказ по картине; составление таблиц; лексическая работа
(определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря); создание комментария к
иллюстрациям; подготовка рабочих материалов для сочинения.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа»
В.И. Даля); изобразительное искусство (иллюстрации, рисунки учащихся); художественные и анимационные
фильмы по мотивам сказок.
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных
представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, пре данности, любви.
Краеведение: сказки и произведения других фольклорных жанров в регионе.
Творческая работа: подбор иллюстраций к сказкам; рассматривание иллюстраций И.Я. Билибина к сказке
«Царевна лягушка» и сопоставление их с русской народной сказкой; исследовательский проект «Фольклор
нашего края»; сочинение бытовой сказки; экскурсия по книжной выставке.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и
др.
Внедрение: подготовка к изданию и тиражирование альманаха, составленного на основе материалов
исследовательского проекта; разработка и создание компьютерной презентации «Иллюстратор русской
сказки И.Я. Билибин».
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История:
исторические со бытия, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской
литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях
древнерусской литературы.
Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись, древнерусская
повесть (воинская повесть); сюжет, мотив.
Универсальные учебные действия: пересказ текстов древ нерусской литературы; оформление плаката;
подготовка сообщения; составление вопросов по материалам статьи учебника; выразительное чтение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ летописца в трагедии А.С. Пушкина
«Борис Годунов»); история (крещение Руси и его значение); изобразительное искусство (иллюстрации и
картины русских художников).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций,
основанных на
представлениях о духовном мире человека Древней Руси. Краеведение: родной край в произведениях
древнерусской литературы; экскурсия (заочная экскурсия) в историкокраеведческий музей.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Творческая работа: микросочинение «Человек Древней Руси»; конкурс рисунков.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно музыкальный вечер «Путешествие в мир наших
предков».
БАСНИ НАРОДОВ МИРА
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица» , «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен.
Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение
басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость,
сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня; синонимы; сюжет (развитие представлений); притча; эзопов язык, аллегория,
иносказание, олицетворение.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; вы разительное чтение; инсценирование;
составление вопросов к статье учебника; письменный ответ на вопрос; сообщение. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция»
(фрагменты)); изобразительное искусство (иллюстрации к басням; Д. Веласкес «Эзоп»; рисунки учащихся).
Творческая работа: инсценирование басни, иллюстрирование басни.
РУССКАЯ БАСНЯ
Русские басни. Русские баснописцы XVIII—XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность.
Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество —
основные темы басен. Рус ская басня в XX веке. М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня
«Случились вместе два Астронома в пиру...». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство.
Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и
др. по выбору. Тема тика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир
басен И.А. Крылова. СВ. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет, мораль; аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения (в том числе чтение наизусть,
чтение по ролям, конкурс на лучшее чтение); сообщение; инсценирование басни. Внутрипредметные и
межпредметные связи: литература (сравнение басен с близким сюжетом); изобразительное искусство
(иллюстрации Ф.Д. Константинова, В.А. Серова; портреты В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А.
Крылова, СВ. Михалкова); басни И.А. Крылова в мультипликации.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Творческая работа: подготовка заочной экскурсии; разработка одной из страниц устного журнала.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую
инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Внедрение: создание и тиражирование компьютерной презентации «У памятника И.А. Крылову».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина
Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее
утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница
народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в
«Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина;
благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Лексическая работа.
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое
обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на
вопрос; рассказ о герое; работа с учебником; работа с иллюстрациями в учебнике; словесное рисование;
комментарии к портретам А.С. Пушки на; сообщение; сжатый пересказ; оформление таблиц; устное
сочинение.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (фольклорная и авторская сказка);
изобразительное искусство (иллюстрации, портреты поэта и Арины Родионовны); кинематографические и
музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Метапредметные ценности: формирование представлений о добре, подлинной красоте, человеческих
достоинствах, жизненных ценностях. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и
Петербурге»).
Творческая работа: составление вопросов к викторине; на писание сценария для вечера сказок; устное
сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер
пушкинской сказки.
Внедрение: театральная постановка сказки А.С. Пушкина.
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; Е.А. Баратынский «Весна, весна/ как воздух чист!..»; Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»; А.А. Фет
«Чудная картина...»
Теория литературы: лирика природы, образпейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.
Универсальные учебные действия: определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов;
составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; выразительное чтение и чтение наизусть;
иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушивание музыкальных
произведений.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление поэтических текстов); музыка
(романсы на стихи Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И.
Шишкина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, К.Е. Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование этических и эстетических представлений на материале русской
лирики о природе.
Краеведение: стихи о природе поэтов родного края (XIX век).
Творческая работа: устная иллюстрация; рассуждение «Почему я выбрал это стихотворение».
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной.
Внедрение: рукописный сборник стихотворений о природе родного края.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство
стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия,
риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, моно лог, диалог.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя;
работа со словарем (характеристика военной лексики); работа с иллюстрациями, в том числе с материалами
о Бородинской панораме в Москве; сообщение; творческая работа «На Бородинском поле»; работа с
таблицей; конструирование диалога; составление кадров кинофильма (мультфильма, презентации).
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихотворения об Отечественной войне 1812
года); изобразительное искусство (портрет М.Ю. Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф.
Рубо «Бородинская битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.
Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств на примере героического сражения при
Бородине, на шедшем отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
Краеведение: жители нашего края — участники Отечественной войны 1812 года.
Творческая работа: подбор вопросов для литературной игры или викторины; сценарий компьютерной
презентации (или мультфильма) «Поле славы в поэзии и живописи» или сочинение «Путешествие на поле
славы».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина
(«Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.); заочная экскурсия «Панорама Ф. Рубо "Бородинская
битва"».
Внедрение: составление и тиражирование презентации «Поле русской славы».
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед
Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет
повести. Зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении;
фантастика; юмор, комизм; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая
характеристика.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с материалами учебника; составление
цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; работа с таблицей; подбор
материала для изложения с творческим заданием; формулировка учащимися вопросов для творческой
работы; словесное рисование; инсценирование.
Внутрипредметные и межпредметные связи: книговедение (различные издания повести Н.В. Гоголя); лингвистика (малороссийский язык); изобразительное искусство (портреты; репродукции картин К.А.
Трутовского, А.Г. Веницианова, Ф. Моллера, А.А. Иванова, В.Е. Маковского, A.M. Каневского, А.П.
Бубнова); скульптура (памятник Н.В. Гоголю скульптора Н.А. Андреева).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о значении малой родины в
жизни человека, о вере и о победе добра над злом.
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ».
Творческая работа: изложение с творческим заданием; словесное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Внедрение: книжная выставка.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. СпасскоеЛутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ
«Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы
центральные и второстепенные, об раз Герасима. Тематика и социальнонравственная проблема тика
произведений писателя. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; тема (углубление представлений); образ, прототип; стихотворение в прозе;
эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие
представлений).
Универсальные учебные действия: лексическая работа; краткий выборочный пересказ, художественный
пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод; словесное
рисование (портрет героя); составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс); чтение
наизусть; сообщение; письменный рассказ о герое.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Куликова,
И.И. Пчелко; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся);
кино (экранизация рассказа И.С. Тургенева); история (крепостное право).
Метапредметные ценности: формирование представлений о положении крестьян в период крепостного
права.
Краеведение: тургеневские места России.
Творческая работа: создание устного портрета героя; ил люстрации учащихся; викторина; письменный
рассказ о герое; творческий проект.
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите ратурнокраеведческая экскурсия в Спасское
Лутовиново.
Внедрение: создание компьютерной презентации для заочной экскурсии «СпасскоеЛутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.
Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.
Теория литературы: фольклорные элементы в художествен ном произведении; эпитет, сравнение,
риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ
(развитие представлений); ритм, рифма, стих, строфа.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение;
подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарями; сообщение; работа с иллюстрациями и
репродукциями; составление цитатного плана; прослушивание романса и народной песни.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Лебедева и
эскиз иллюстрации В.А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети»; репродукции картин А.Г.
Венецианова «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е. Маковского «Игра в бабки»,
И.С. Глазунова «Что ты жадно глядишь на дорогу...»); музыка (народная песня «Вот мчится тройка поч
товая...»; А.И. Дюбуа «Тройка»; М.В. Коваль «Тройка»); история (1861 год).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о жизни и судьбе детей и
женщин в дореформенной России XIX века.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево — Карабиха»).
Творческая работа: исследовательская работа с текстом; коллективный творческий проект; подбор
иллюстративных материалов для устного журнала. Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник».
Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода,
неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как нравственная основа в
человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на
жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула,
фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие
представлений).
Универсальные учебные действия: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод; рассказ по
плану; художественный пересказ эпизода; словесное рисование; исследовательская работа с текстом;
сообщение; сочинение; письменная формулировка вывода; дискуссия.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Ю.Н. Петрова,
М.С. Родионова, А.В. Кокорина; выставкаконкурс рисунков учащихся); история (присоединение Кавказа к
России).
Метапредметные ценности: формирование этических представлений, связанных с темой, проблематикой и
идеей рассказа «Кавказский пленник».
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Яс ная Поляна»).
Творческая работа: сочинение «Над чем меня заставил за думаться рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский
пленник"?»; индивидуальный творческий проект: составление словарной статьи «Творческая история
произведения».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно художественная выставка «Л.Н. Толстой в
Ясной Поляне».
Внедрение: создание электронного словаря литературоведческих терминов на основе словарных статей,
написанных учащимися.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте.
Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приемы создания характеров и
ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм;
роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; характеристика эпизода, героя, сопоставительная
характеристика героев; различные виды чтения и комментария; сообщение; письменный отзыв;
формулировка микровыводов и выводов; пересказ юмористического произведения от другого лица;
исследовательская работа с текстом; подготовка вопросов и заданий для экспрессопроса; ответы на
вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (типы комических персонажей);
изобразительное искусство (О.Э. Браз. Портрет А.П. Чехова; иллюстрации К. Ротова к рассказу
«Злоумышленник»; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о человеке и его поступках.
Краеведение: «По чеховским местам (Мелихово)».
Творческая работа: написание словарных статей «Ирония», «Юмор».
Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.
Внедрение: создание компьютерной презентации «Чеховское Мелихово»; включение в электронный
словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.
И.А.БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.
Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. Рассказы «В
деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственноэмоциональное состояние персонажей; образы
главных героев. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворениеразмышление; образ пейзаж, образы животных (развитие
представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ и чтение наизусть; цитатный план;
письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (главные и второстепенные персонажи, первый и
второй планы в художественном произведении; изобразительное искусство (репродукции картин К. Лоррена
«Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», Б.М. Кустодиева «Масленица»).
Метапредметные ценности: формирование представлений о семье, о роли книги в духовной жизни семьи; о
человеке и при роде.
Краеведение: заочная литературнокраеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Творческая работа: написание словарных статей «Образ пейзаж», «Образперсонаж», «Образы животных»;
коллективный творческий проект.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей;
создание компьютерной презентации «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа
(тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в
жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип,
персонаж.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сообщение; пересказ
краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Л.Н. Андреев «Татьянин день» (отрывок); В.А.
Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н. Андреева работы
И.Е. Репина, В.А. Серова; репродукция картины В.Е. Маковского «Свидание; иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о добре, доброте,
сострадании, чуткости.
Творческая работа: словесное рисование; составление словарных статей («Тема», «Эпизод», «Финал»).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия в музей писателя.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности
создания образа.
Теория литературы: рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление
представлений).
Универсальные учебные действия: пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование;
сообщение; характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (статья А.И. Куприна «Памяти Чехова»);
русский язык; изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности: формирование представлений о природе и человеке.
Творческая работа: устный портрет героя (словесное рисование); отзыввпечатление.
А.А. БЛОК
Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).
Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей.
Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие
стихотворения.
Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись. Универсальные учебные действия: выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов;
письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с
иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин И.И.
Левитана «Стога. Су мерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня»; иллюстрации учащихся).
Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о семье, о роли книги в
жизни человека, о природе.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
Творческая работа: составление словарной статьи «Антитеза»; творческий проект «Блоковские места
России».
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи;
компьютерная презентация «Петербург Александра Блока» или «В блоковском Шахматове».
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что
прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и
большая родина.
Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие
представлений о понятиях), неологизм.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; цитатный план; сопоставление
двух стихотворений разных авторов о природе; подготовка сообщения; работа с учебником; работа с
иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины И.И.
Шишкина «Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о малой и большой Родине, о
природе.
Краеведение: заочная литературнокраеведческая экскурсия «Константинове — Москва».
Творческая работа: составление словарных статей «Эпитет», «Метафора», «Сравнение»,
«Олицетворение»; подбор биографических и иллюстративных материалов для поэтической гостиной.
Возможные виды внеурочной деятельности: поэтическая гостиная: стихи о природе.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей;
оформление и проведение заочной экскурсии «Константинове — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами
ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие
языка.
Теория литературы: тема, идея; фантастика (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; рассказ о писателе; подготовка сообщения;
работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образаперсонажа;
художественный пересказ фрагмента; составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А.
Пластова «Сенокос»; иллюстрации Л.П. Дурасова; рисунки учащихся).
Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о мире и человеке (радость и
беда; добро и зло).
Творческая работа: устное сочинениерассуждение «Мир глазами Никиты»; написание словарной статьи
«Идея» для электронного словаря литературоведческих терминов.
Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи.
П.П.БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и
мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм. Универсальные учебные действия: лексическая работа; вы разительное чтение; пересказ от другого лица;
отзыв об эпизоде; сообщение; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником; составление цитатного
плана.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П.
Панова к сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В. Переплетчикова «Урал»; рисунки
учащихся).
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение по ролям; работа с учебником (составление
плана статьи учебника); работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; подготовка
сообщения; составление комментариев к книжной выставке.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации И.М. Семенова и
A.M. Лаптева; репродукция картины В.Г. Перова «Охотники на привале»; рисунки учащихся).
Творческая работа: викторина; создание мультфильма.
Возможные виды внеурочной деятельности: книжная выставка; творческий проект: создание
мультфильма.
Внедрение: показ мультфильмов на родительском собрании.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения,
взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.
Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; исследовательская работа с текстом;
художественное рассказывание; пересказ от другого лица; ответ по плану; подготовка сообщения;
составление тезисов; работа с иллюстрациями художников.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»);
изобразительное искусство (иллюстрации С.Н. Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.
Метапредметные ценности: формирование представлений о необходимости естественной связи с
природой, умения чувствовать природу и понимать ее, не теряться в трудных жизненных ситуациях,
бороться за жизнь.
Краеведение: «В Овсянке В.П. Астафьева».
Творческая работа: иллюстрации учащихся; рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это
было со мной».
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.
Внедрение: создание слайдовой презентации к заочной экскурсии; проведение экскурсии для учащихся
школы; издание сборника рассказов учащихся «Это было со мной».
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами
ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений); просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица); письменный
ответ на вопрос; инсценированное чтение; составление плана статьи учебника; выразительное чтение по
ролям; оформление рефлексивной таблицы; исследовательская работа с текстом; сочи нение; дискуссия.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения Ж. Верна, М. Рида; мир детей и
детства в изученных произведениях).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование; диспут «Что есть доброта?».
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА В.Ф. Боков «Поклон»; Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»; В.И. Белов
«Весенняя ночь»; В.Г. Распутин «Век живи — век люби» (отрывок).
Теория литературы: лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие
представлений); повесть.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; исследовательская работа с текстом; создание
цитатного плана; сообщение; письменное рассуждение об особенностях лирической прозы.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.И. Тютчев «Видение»; лирика природы в
русской литературе); изобразительное искусство (пейзажи русских художников XX века).
Краеведение: стихи и лирическая проза писателей родного края о природе.
Творческая работа: творческий исследовательский проект «Красота земли» (создание компьютерной
презентации к устному журналу); сообщения о поэтах и прозаиках родного края — авторах произведений о
природе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии; устный журнал.
Внедрение: составление и тиражирование сборника «Красота земли».
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона
Крузо...» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажа (находчивость, смекалка), характеристика
жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, романпутешествие; сюжетные
линии.
Универсальные учебные действия: различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ;
характеристика персонажей; подготовка сообщения; комментарий к книжной выставке; изложение с
элементами сочинения.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ж. Берн «Таинственный остров»; Р. Киплинг
«Маугли»); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, рисунки учащихся).
Творческая работа: организация книжной выставки.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро,
благодарность.
Теория литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказов, сообщение;
составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям; заполнение рефлексивной таблицы.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки Х.К. Андерсена; И.С. Тургенев «О
соловьях»; Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»); изобразительное искусство (иллюстрации В. Педерсена, Л.
Флюриха, М.П. Клодта, Н. Гольца, К.А. Джексона и др.; рисунки учащихся); кино (написание сценария
мультфильма); театр (инсценирование сказки).
Метапредметные ценности: формирование представлений об истинной и ложной красоте, о
всепобеждающей силе искусства, добра, красоты.
Творческая работа: письменный отзыв об эпизоде.
Возможные виды внеурочной деятельности: постановка спектакля по мотивам сказки Х.К. Андерсена на
школьной сцене.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман
«Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет,
деталь.
Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение по
ролям; различные виды чтения и пересказа; письменный отзыв о герое.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Р. Гуд в литературе); изобразительное
искусство (иллюстра ции Г.П. Фитингофа; рисунки учащихся). Метапредметные ценности: формирование у школьников способности к самоанализу, умения относиться к
себе с юмором.
Ж. РОНИСТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (от дельные главы). Гуманистическое изображение
древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического
человека.
Теория литературы: художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая,
историческая, фантастическая литература.
Универсальные учебные действия: составление цитатного плана; работа с учебником; письменная и
устная характеристика героя; работа с иллюстрациями.
Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Л.П. Дурасова).
Метапредметные ценности: формирование гуманистических представлений о мире и человеке.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления,
обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.
Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление комментариев; различные виды
пересказа; устный и письменный портрет героя; подготовка сообщения.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И. Стоун «Моряк в седле»); изобразительное
искусство (репродукции картин Р. Кента «Охотники на тюленей. Северная Гренландия», «Замерзший
фьорд», «Собаки в фьорде»).
Метапредметные ценности: формирование веры в справедливость, в высокие нравственные законы, в
дружбу, любовь.
Творческая работа: устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; художественный пересказ; подбор
вопросов для викторины.
Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения А. Линдгрен); изобразительное
искусство (подбор иллюстраций к рассказу, в том числе в Интернете); кино (мультипликационные фильмы
по мотивам произведений Линдгрен).
Метапредметные ценности: формирование умений выделять главное в прослушанном сообщении;
актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины.
Творческая работа: литературная викторина; подготовка книжной выставки для урока.
3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
Наименование раздела программы, тема урока
Всего часов
Дата проведения урока
по плану
фактически
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Книга в духовной жизни человека
Книга в духовной жизни человека.
Из мифологии
Античный миф "Рождение Зевса"
Античный миф "Олимп"
Гомеровский эпос "Одиссей на острове циклопов.
Полифем".
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества. Загадки.
Пословицы и поговорки.
Литературная игра.
Сказки. Волшебная сказка "Царевналягушка"
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке "Чего
на свете не бывает".
Сказки народов России. "Падчерица".
Р.Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к
минипроекту.
Минипроект "Скоро сказка сказывается".
Из древнерусской литературы.
Из "Повести временных лет" "Расселение славян".
"Кий, Щек, Хорив", "Хазары".
Из басен народов мира.
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп "Ворона и
лисица". Жан де Лафонтен "Лисица и виноград"
Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,
А.П.Сумарокова, И.А.крылова.
М.В.Ломоносов Басня "Случились вместе два
Астронома в пиру..."
Басня И.А.Крылова "Волк на псарне".
Басни И.А.Крылова "Волк и Ягнёнок", "Свинья под
дубом", "Демьянова уха".
"В литературной гостиной" (Исполнение и
инсценировка басен И.А.Крылова)
Русская басня 20 века.
Из русской литературы 19 века.
Детство и детские впечатления А.С.Пушкина
А.С. Пушкин "Няне".
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях".
Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях". Черты сходства и различия волшебной
и литературной сказки.
А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок)
Стихотворение А.С.Пушкина "Зимняя дорога"
Поэзия 19 века о родной природе.
М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Заочная экскурсия
по лермонтовским местам.
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Историческая основа
и прототипы героев. Бородинское сражение и его
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 герои в изобразительном искусстве.
Средства художественной выразительности в
стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Р.Р. Подготовка к сочинению "Защитники Родины в
изображении М.Ю.Лермонтова"
Р.Р.Сочинение "Защитники Родины в изображении
М.Ю.Лермонтова"
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе.
Малороссия в жизни и судьбе писателя.
Н.В.Гоголь. Повесть "Ночь перед
Рождеством"Фольклорные источники и мотивы.
Историческая основа повести. Оксана и кузнец
Вакула.
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя
"Ночь перед Рождеством".
Детство И.С.Тургенева. Заочная экскурсия.
История создания рассказа "Муму"
И.С.Тургенев . Рассказ "Муму" Образ Герасима.
И.С.Тургенев. Рассказ "Муму". Богатырский облик
и нравственное превосходство Герасима над
барыней и её челядью.
И.С.Тургенев . Рассказ "Муму". Герасим и Муму.
Немой протест героя символ немоты крепостных
крестьян.
Р.Р. Сочинение "Эпизод рассказа, который произвел
на меня самое сильное впечатление".
Анализ сочинений.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
Н.А.Некрасов . Детские впечатления поэта.
Н.А.Некрасов "Крестьянские дети". Особенности
композиции произведения.
Н.А.Некрасов "Крестьянские дети". Основная тема
стихотворения и способы её раскрытия. Отношение
автора к персонажам.
Н.А.Некрасов . Стихотворение "Тройка".
Р.Р. Написание словарной статьи "Строфа".
Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Историко
литературная основа Рассказа "Кавказский
пленник".
Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Жилин и
Костылин в плену.
Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский
пленник". Художественная идея рассказа.
Р.Р. Сочинение "Над чем заставил меня задуматься
рассказ Л.Н.Толстого?"
Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Рассказ
А.П.Чехова "Злоумышленник". Приёмы создания
характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие
рассказа.
Рассказ А.П.Чехова "Пересолил". Работа над мини
проектом.
Р.Р.Сочинениеюмористический рассказ о случае из
жизни.
Контрольное тестирование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56 57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
Из русской литературы 20 века.
Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная
экскурсия по бунинским местам.
Стихотворение И.А.Бунина "Густой зелёный ельник
у дороги..." Тема природы и приёмы её реализации.
И.А.Бунин. Рассказ "В деревне".
И.А.Бунин "Подснежник".
Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.
Л.Н.Андреев. "Петька на даче". Мир города в
рассказе.
Л.Н.Андреев. "Петька на даче".
Противопоставление мира города и дачи в рассказе.
Тематика и нравственная проблематика рассказа.
А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная
экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.
Рассказ А.И.Куприна "Золотой петух". Тема,
особенности создания образа.
Р.Р. Работа творческой мастерской. Обучение
анализу эпизода.
А.А.Блок. детские впечатления поэта. Книга в
жизни А.Блока. Блоковские места.
Красота русской природы в стихотворениях
А.А.Блока "Летний вечер", "Полный месяц встал
над лугом..."
С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском
Константинове.
Малая и большая родина в стихотворении
С.Есенина "Ты запой мне ту песню, что прежде..."
Единство человека и природы в стихотворениях
С.Есенина "Поет зима аукает...", "Нивы сжаты,
рощи голы..."
А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе.
А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе
"Никита".
А.П.Платонов. "Цветок на земле".
П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе.
П.Бажов "Каменный цветок". Человек труда в сказе
П.Бажова.
П.Бажов "Каменный цветок". Приёмы создания
художественного образа.
Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве
писателя. Литературная викторина.
Н.Н.Носов. Рассказ "Три охотника". Тема, система
образов.
В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе.
Рассказ "Васюткино озеро".
Р.Р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева "Как
Васютка выжил в тайге".
Е.И.Носов "Как патефон петуха от смерти спас".
Мир глазами ребёнка. Юмористическое и
лирическое в рассказе.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8485 Родная природа в произведениях писателей 20 века. 2
1
86
87
1
В.И.Белов "Весенняя ночь".
В.Г.Распутин "Век живи век люби". 88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
Контрольное тестирование.
Из зарубежной литературы
Краткие сведения о Д.Дефо "Жизнь и
удивительные приключения Робинзона Крузо".
Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения
Робинзона Крузо".
Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.
Заочная экскурсия на родину сказочника.
Литературная викторина по сказкам
Х.К.Андерсена.
Сказка Х.К.Андерсена "Соловей". Внутренняя и
внешняя красота.
Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические
мотивы в произведениях М.Твена.
М.Твен "Приключения Тома Сойера" (отрывок):
мир детства и мир взрослых.
Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни,
бурная энергия Тома Сойера, Инсценирование
отрывков.
Ж.Рони Старший. Повесть "Борьба за огонь".
Гуманистическое изображение древнего человека.
Краткие Сведения о Дж. Лондоне.
Д.Лондон. Раннее взросление подростка в
"Сказании о Кише".
Астрид Линдгрен. Краткие сведения о
писательнице. Заочная экскурсия на родину
А.Линдгрен.
А.Линдгрен. Отрывки из романа "Приключения
Эмиля из Леннебрги".
Контрольное тестирование.
Р.Р. Проверка техники чтения.
Подведение итогов года. Встреча в литературной
гостиной "Путешествие в мир книги".
Рекомендации для летнего чтения.
ИТОГО
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
175 часов
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.