Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Оценка 4.8

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
5 кл
15.08.2018
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов: 1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; 2. ФГОС ООО. 3. Программа курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. П78 Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 208 с. — (Инновационная школа). 4. Образовательной программы ООО МКОУ Шаховской ОШ 5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 253 от 31.03.2014 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
РП Л. 5 кл..docx
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с  ФГОС.  Личностные результаты обучения:  — формировать понимание важности процесса обучения;  — формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов,  необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;  — формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  — формировать уважение к литературе народов многонациональной России;  — формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину,  обладающую высокой культурой общения;  — совершенствовать ценностно­смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;  — развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики  (анализа) текста;  — формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;  — формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;  — развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой  литературой; — развивать морально­этические представления, доброжелательность и эмоционально­нравственную  отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;  — развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и  персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;  — развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с  другими видами искусства.  Метапредметные результаты обучения:  — формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;  — формировать умения по освоению способов решения по исковых и творческих задач в процессе учебной  деятельности при изучении курса литературы;  — формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной за дачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения  результата;  — формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности  конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  — развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;  — формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;  — формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом  учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и  познавательными задачами и технология ми учебного предмета «Литература»;  — развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и  составлять тексты в устной и письменной формах;  — совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух  или нескольких произведений), умениями устанавливать аналогии и причинно­следственные связи, строить  рассуждения в процессе характеристики текста;  — развивать готовность слушать собеседника и вести диа лог, готовность признавать возможность  существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных  произведений;  — формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  — формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и  сотрудничества;  — формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности,  построению индивидуальной образовательной траектории;  — развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений  действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием  изучаемых произведений;  — совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими  видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);  — развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.  Предметные результаты обучения:  — воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;  — совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст  различными способами (полный, выборочный, краткий);  — способствовать совершенствованию читательского опыта;  — совершенствовать мотивации к систематическому, сис темному, инициативному, в том числе  досуговому, чтению;  — совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме  урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);  — развивать интерес к творчеству;  — развивать умение характеризовать художественные и научно­популярные тексты;  — развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы раз личных типов;  — развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять  отзыв о про читанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;  — формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;  — формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста  или не скольких произведений. Обучающийся научится • осознанно   воспринимать   и   понимать   фольклорный   текст;   различать   фольклорные   и   литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,                          Устное народное творчество •   традиционным   фольклорным   приёмам   в   различных   ситуациях   речевого   общения,   сопоставлять фольклорную   сказку   и   её   интерпретацию   средствами   других   искусств   (иллюстрация,   мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть   черты   русского   национального   характера   в   героях   русских   сказок   и   былин,   видеть   черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая   жанрово­родовые   признаки   произведений   устного   народного   творчества,   выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно   использовать   малые   фольклорные   жанры   в   своих   устных   и   письменных высказываниях; рассказывания; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного • пересказывать   сказки,   чётко   выделяя   сюжетные   линии,   не   пропуская   значимых   композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять   в  сказках  характерные   художественные  приёмы  и   на  этой  основе   определять  жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями,  действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Обучающийся получит возможность научиться: • сравнивая   сказки,   принадлежащие   разным   народам,   видеть   в   них   воплощение   нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать   произведения   устного   народного   творчества   разных   народов   для   самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Обучающийся научится • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно  понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,  устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,  современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать  произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе  формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с  другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно  формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и  презентации. Обучающийся получит возможность научиться: • выбирать  путь  анализа  произведения,  адекватный  жанрово­родовой  природе  художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять   произведения   русской   и   мировой   литературы   самостоятельно   (или   под руководством   учителя),   определяя   линии   сопоставления,   выбирая   аспект   для   сопоставительного анализа; • вести   самостоятельную   проектно­исследовательскую   деятельность   и   оформлять   её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 2 Содержание учебного предмета, курса. ВВЕДЕНИЕ   Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).  Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.  Особенности работы с учебником (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т.д.). Особенности  работы с электронным приложением к учебнику (тексты, тестовые задания, словарь, раз личные рубрики).  Теория литературы: автор, герой, художественная литера тура.  Универсальные учебные действия: работа с учебником и диском; лексическая работа.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции, помещенные на  обложках учебника и на диске).  ИЗ МИФОЛОГИИ    Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов.  Мифологические герои и персонажи.  Античный миф: происхождение мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп»). Представления древних греков  о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссея» {«Одиссей на острове циклопов. Полифем»).  Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет, мифологический герой,  мифологический персонаж; античная мифология; эпитет, составной эпитет.  Универсальные учебные действия: представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции»;  выразительное чтение; составление таблицы; подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды  пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ; сообщение.  Внутрипредметные и межпредметные связи: гомеровские сюжеты в искусстве.  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений, основанных на преданиях  своего края о героических событиях и людях.  Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе. Творческая работа: исследовательский проект «Легенды и предания нашего края».  Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение  наизусть стихотворений из античной поэзии.  Внедрение: организация в библиотеке книжной выставки «Легенды и предания нашего края» и проведение  по ней экскурсии. ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА   Истоки устного народного творчества, его основные виды.  Загадки. Пословицы, поговорки. Сказки. Волшебная сказка «Царевна­лягушка». Сюжет в волшебной сказке:  зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение,  преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки:  добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от  волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и  миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».  Теория литературы: жанр; загадки, пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая  сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие  представлений); композиция.  Универсальные учебные действия: исследовательская работа с текстом; применение теоретико­ литературных понятий; сопоставление сказок различных типов; сопоставление сказки и мифа;  формулирование микровыводов и выводов; характеристика лексики; различные виды чтения и пересказа, в  том числе художественный пересказ; рассказ по картине; составление таблиц; лексическая работа  (определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря); создание комментария к  иллюстрациям; подготовка рабочих материалов для сочинения.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (мифы и сказки; «Пословицы русского народа»  В.И. Даля); изобразительное искусство (иллюстрации, рисунки учащихся); художественные и анимационные  фильмы по мотивам сказок.  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих позиций, основанных на народных  представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, верности, пре данности, любви.  Краеведение: сказки и произведения других фольклорных жанров в регионе.  Творческая работа: подбор иллюстраций к сказкам; рассматривание иллюстраций И.Я. Билибина к сказке  «Царевна­ лягушка» и сопоставление их с русской народной сказкой; исследовательский проект «Фольклор  нашего края»; сочинение бытовой сказки; экскурсия по книжной выставке.  Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и  др.  Внедрение: подготовка к изданию и тиражирование альманаха, составленного на основе материалов  исследовательского проекта; разработка и создание компьютерной презентации «Иллюстратор русской  сказки И.Я. Билибин». ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История:  исторические со бытия, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской  литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях  древнерусской литературы.  Теория литературы: древнерусская литература (первичное представление); летопись, древнерусская  повесть (воинская повесть); сюжет, мотив.  Универсальные учебные действия: пересказ текстов древ нерусской литературы; оформление плаката;  подготовка сообщения; составление вопросов по материалам статьи учебника; выразительное чтение.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (образ летописца в трагедии А.С. Пушкина  «Борис Годунов»); история (крещение Руси и его значение); изобразительное искусство (иллюстрации и  картины русских художников).  Метапредметные   ценности:  формирование   мировоззренческих   позиций,   основанных   на представлениях   о   духовном   мире   человека   Древней   Руси.   Краеведение:   родной   край   в   произведениях древнерусской литературы; экскурсия (заочная экскурсия) в историко­краеведческий музей.  Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы. Творческая работа: микросочинение «Человек Древней Руси»; конкурс рисунков.  Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­ музыкальный вечер «Путешествие в мир наших предков». БАСНИ НАРОДОВ МИРА   Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица» , «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен.  Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение  басни Лафонтена с басней Эзопа. Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость,  сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.  Теория литературы: басня; синонимы; сюжет (развитие представлений); притча; эзопов язык, аллегория,  иносказание, олицетворение.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; вы разительное чтение; инсценирование;  составление вопросов к статье учебника; письменный ответ на вопрос; сообщение. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция»  (фрагменты)); изобразительное искусство (иллюстрации к басням; Д. Веласкес «Эзоп»; рисунки учащихся).  Творческая работа: инсценирование басни, иллюстрирование басни. РУССКАЯ БАСНЯ  Русские басни. Русские баснописцы XVIII—XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность.  Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество —  основные темы басен. Рус ская басня в XX веке. М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня  «Случились вместе два Астронома в пиру...». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство.  Отношение к книге. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и  др. по выбору. Тема тика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир  басен И.А. Крылова. СВ. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.  Теория литературы: басенный сюжет, мораль; аллегория, олицетворение, сравнение, гипербола.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды чтения (в том числе чтение наизусть, чтение по ролям, конкурс на лучшее чтение); сообщение; инсценирование басни. Внутрипредметные и  межпредметные связи: литература (сравнение басен с близким сюжетом); изобразительное искусство  (иллюстрации Ф.Д. Константинова, В.А. Серова; портреты В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, И.А.  Крылова, СВ. Михалкова); басни И.А. Крылова в мультипликации.  Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.  Творческая работа: подготовка заочной экскурсии; разработка одной из страниц устного журнала.  Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую  инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».  Внедрение: создание и тиражирование компьютерной презентации «У памятника И.А. Крылову». ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  А.С. ПУШКИН  Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. Пушкин и няня Арина  Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога», «Зимнее  утро». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница  народной» (С.Я. Маршак). Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в  «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина;  благодарность, верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Лексическая работа.  Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.  Теория литературы: пейзажная лирика (первичное представление), портрет героя, образ; риторическое  обращение, эпитет; фольклорные элементы; стихотворение, интонация, ритм, рифма.  Универсальные учебные действия: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на  вопрос; рассказ о герое; работа с учебником; работа с иллюстрациями в учебнике; словесное рисование;  комментарии к портретам А.С. Пушки на; сообщение; сжатый пересказ; оформление таблиц; устное  сочинение.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (фольклорная и авторская сказка);  изобразительное искусство (иллюстрации, портреты поэта и Арины Родионовны); кинематографические и  музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.  Метапредметные ценности: формирование представлений о добре, подлинной красоте, человеческих  достоинствах, жизненных ценностях. Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).  Творческая работа: составление вопросов к викторине; на писание сценария для вечера сказок; устное  сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина».  Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер  пушкинской сказки.  Внедрение: театральная постановка сказки А.С. Пушкина. ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ  М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива...»; Е.А. Баратынский «Весна, весна/ как воздух чист!..»;  Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»; А.А. Фет  «Чудная картина...»  Теория литературы: лирика природы, образ­пейзаж, деталь; рефрен, олицетворение, эпитет.  Универсальные учебные действия: определение значения непонятных слов; подбор ключевых слов;  составление опорных словосочетаний и небольших тезисов; выразительное чтение и чтение наизусть;  иллюстрирование; групповая исследовательская работа с текстом; прослушивание музыкальных  произведений.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сопоставление поэтических текстов); музыка  (романсы на стихи Ф.И. Тютчева, Е.А. Баратынского); изобразительное искусство (репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, К.Е. Маковского; иллюстрации, рисунки учащихся).  Метапредметные ценности: формирование этических и эстетических представлений на материале русской лирики о природе.  Краеведение: стихи о природе поэтов родного края (XIX век).  Творческая работа: устная иллюстрация; рассуждение «Почему я выбрал это стихотворение».  Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной.  Внедрение: рукописный сборник стихотворений о природе родного края. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ    Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.  Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство  стихотворения. История и литература. Любовь к родине, верность долгу.  Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах), инверсия,  риторическое восклицание; звукопись (аллитерация, ассонанс); повествование, моно лог, диалог.  Универсальные учебные действия: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя;  работа со словарем (характеристика военной лексики); работа с иллюстрациями, в том числе с материалами  о Бородинской панораме в Москве; сообщение; творческая работа «На Бородинском поле»; работа с  таблицей; конструирование диалога; составление кадров кинофильма (мультфильма, презентации).  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (стихотворения об Отечественной войне 1812  года); изобразительное искусство (портрет М.Ю. Лермонтова, военная галерея Зимнего дворца; панорама Ф. Рубо «Бородинская битва»; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года); история.  Метапредметные ценности: воспитание патриотических чувств на примере героического сражения при  Бородине, на шедшем отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова.  Краеведение: жители нашего края — участники Отечественной войны 1812 года.  Творческая работа: подбор вопросов для литературной игры или викторины; сценарий компьютерной  презентации (или мультфильма) «Поле славы в поэзии и живописи» или сочинение «Путешествие на поле  славы». Возможные виды внеурочной деятельности: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина  («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.); заочная экскурсия «Панорама Ф. Рубо "Бородинская  битва"».  Внедрение: составление и тиражирование презентации «Поле русской славы». Н.В. ГОГОЛЬ   Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед  Рождеством». Отражение в повести славянских преданий, легенд, обрядов и поверий; образы и сюжет  повести. Зло и добро в повести.  Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении;  фантастика; юмор, комизм; сюжет; художественная деталь, автобиографическая деталь, портрет, речевая  характеристика.   Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с материалами учебника; составление  цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; работа с таблицей; подбор  материала для изложения с творческим заданием; формулировка учащимися вопросов для творческой  работы; словесное рисование; инсценирование.  Внутрипредметные и межпредметные связи: книговедение (различные издания повести Н.В. Гоголя); лингвистика (малороссийский язык); изобразительное искусство (портреты; репродукции картин К.А.  Трутовского, А.Г. Веницианова, Ф. Моллера, А.А. Иванова, В.Е. Маковского, A.M. Каневского, А.П.  Бубнова); скульптура (памятник Н.В. Гоголю скульптора Н.А. Андреева).  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о значении малой родины в  жизни человека, о вере и о победе добра над злом.  Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ».  Творческая работа: изложение с творческим заданием; словесное рисование.  Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.  Внедрение: книжная выставка. И.С. ТУРГЕНЕВ  Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское­Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ  «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы  центральные и второстепенные, об раз Герасима. Тематика и социально­нравственная проблема тика  произведений писателя. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».  Теория литературы: рассказ; тема (углубление представлений); образ, прототип; стихотворение в прозе;  эпитет, сравнение (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); конфликт (развитие  представлений).  Универсальные учебные действия: лексическая работа; краткий выборочный пересказ, художественный  пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод; словесное  рисование (портрет героя); составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс); чтение  наизусть; сообщение; письменный рассказ о герое.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Куликова,  И.И. Пчелко; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта», рисунки учащихся);  кино (экранизация рассказа И.С. Тургенева); история (крепостное право).  Метапредметные ценности: формирование представлений о положении крестьян в период крепостного  права.  Краеведение: тургеневские места России.  Творческая работа: создание устного портрета героя; ил люстрации учащихся; викторина; письменный  рассказ о герое; творческий проект.  Возможные виды внеурочной деятельности: заочная лите ратурно­краеведческая экскурсия в Спасское­ Лутовиново.  Внедрение: создание компьютерной презентации для заочной экскурсии «Спасское­Лутовиново». Н.А. НЕКРАСОВ   Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.  Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Судьба русской женщины.  Теория литературы: фольклорные элементы в художествен ном произведении; эпитет, сравнение,  риторическое восклицание и риторическое обращение; идея, композиция (развитие представлений), образ  (развитие представлений); ритм, рифма, стих, строфа.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение;  подбор ключевых слов для рассказа о герое; работа со словарями; сообщение; работа с иллюстрациями и  репродукциями; составление цитатного плана; прослушивание романса и народной песни.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации А.И. Лебедева и  эскиз иллюстрации В.А. Серова к стихотворению «Крестьянские дети»; репродукции картин А.Г.  Венецианова «Захарка», «Крестьянские дети в поле», «Гумно», «Жатва», В.Е. Маковского «Игра в бабки»,  И.С. Глазунова «Что ты жадно глядишь на  дорогу...»); музыка (народная песня «Вот мчится тройка поч­ товая...»; А.И. Дюбуа «Тройка»; М.В. Коваль «Тройка»); история (1861 год).  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о жизни и судьбе детей и  женщин в дореформенной России XIX века.  Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево — Карабиха»).  Творческая работа: исследовательская работа с текстом; коллективный творческий проект; подбор  иллюстративных материалов для устного журнала. Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал. Л.Н. ТОЛСТОЙ   Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник».  Творческая история произведения. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода,  неволя в рассказе. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как нравственная основа в  человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на  жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.  Теория литературы: рассказ; портрет (развитие представлений); контраст; конфликт; сюжет и фабула,  фабульные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог (развитие  представлений).  Универсальные учебные действия: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод; рассказ по  плану; художественный пересказ эпизода; словесное рисование; исследовательская работа с текстом;  сообщение; сочинение; письменная формулировка вывода; дискуссия.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Ю.Н. Петрова,  М.С. Родионова, А.В. Кокорина; выставка­конкурс рисунков учащихся); история (присоединение Кавказа к  России).  Метапредметные ценности: формирование этических представлений, связанных с темой, проблематикой и идеей рассказа «Кавказский пленник».  Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Яс ная Поляна»).  Творческая работа: сочинение «Над чем меня заставил за думаться рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский  пленник"?»; индивидуальный творческий проект: составление словарной статьи «Творческая история  произведения».  Возможные виды внеурочной деятельности: литературно­ художественная выставка «Л.Н. Толстой в  Ясной Поляне».  Внедрение: создание электронного словаря литературоведческих терминов на основе словарных статей,  написанных учащимися. А.П. ЧЕХОВ   Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте.  Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы, приемы создания характеров и  ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.  Теория литературы: рассказ; юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, комизм;  роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация; диалог.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; характеристика эпизода, героя, сопоставительная  характеристика героев; различные виды чтения и комментария; сообщение; письменный отзыв;  формулировка микровыводов и выводов; пересказ юмористического произведения от другого лица;  исследовательская работа с текстом; подготовка вопросов и заданий для экспресс­опроса; ответы на  вопросы по личным впечатлениям и наблюдениям.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (типы комических персонажей);  изобразительное искусство (О.Э. Браз. Портрет А.П. Чехова; иллюстрации К. Ротова к рассказу  «Злоумышленник»; рисунки учащихся).  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о человеке и его поступках.  Краеведение: «По чеховским местам (Мелихово)».  Творческая работа: написание словарных статей «Ирония», «Юмор».  Возможные виды внеурочной деятельности: коллективный исследовательский проект.  Внедрение: создание компьютерной презентации «Чеховское Мелихово»; включение в электронный  словарь литературоведческих терминов новых словарных статей. И.А.БУНИН   Детские годы И.А. Бунина. История рода. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.  Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее  ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй смысловой план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно­эмоциональное состояние персонажей; образы  главных героев. Выразительные средства создания образов.  Теория литературы: стихотворение­размышление; образ­ пейзаж, образы животных (развитие  представлений); метафора, эпитет; портрет; автобиографическое произведение.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ и чтение наизусть; цитатный план;  письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (главные и второстепенные персонажи, первый и второй планы в художественном произведении; изобразительное искусство (репродукции картин К. Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя», Б.М. Кустодиева «Масленица»).  Метапредметные ценности: формирование представлений о семье, о роли книги в духовной жизни семьи; о человеке и при роде.  Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия «Литературный Орел».  Творческая работа: написание словарных статей «Образ­ пейзаж», «Образ­персонаж», «Образы животных»; коллективный творческий проект.  Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей;  создание компьютерной презентации «Литературный Орел». Л.Н. АНДРЕЕВ   Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика и нравственная проблематика рассказа  (тяжелое детство героя; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в  жизни мальчика. Значение финала.  Теория литературы: тема; эпизод, финал, кольцевая композиция; контраст, деталь, эпитет; прототип,  персонаж.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; сообщение; пересказ  краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Л.Н. Андреев «Татьянин день» (отрывок); В.А.  Гиляровский «Москва и москвичи» (отрывки)); изобразительное искусство (портреты Л.Н. Андреева работы И.Е. Репина, В.А. Серова; репродукция картины В.Е. Маковского «Свидание; иллюстрации учащихся).  Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о добре, доброте,  сострадании, чуткости.  Творческая работа: словесное рисование; составление словарных статей («Тема», «Эпизод», «Финал»).  Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия в музей писателя.  Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей. А.И. КУПРИН   Краткие сведения о писателе. Детство, отношение к языку. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности  создания образа.  Теория литературы: рассказ; финал; деталь, сравнение, эпитет; портрет героя (расширение и углубление  представлений).  Универсальные учебные действия: пересказ от другого лица; отзыв об эпизоде; словесное рисование;  сообщение; характеристика персонажа; лексическая работа; составление цитатного плана.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (статья А.И. Куприна «Памяти Чехова»);  русский язык; изобразительное искусство (иллюстрации учащихся).  Метапредметные ценности: формирование представлений о природе и человеке.  Творческая работа: устный портрет героя (словесное рисование); отзыв­впечатление. А.А. БЛОК  Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).  Стихотворение «Летний вечер»: умение поэта чувствовать красоту природы и сопереживать ей.  Стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие  стихотворения.  Теория литературы: антитеза, пейзаж, цветопись. Универсальные учебные действия: выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов;  письменный отзыв о стихотворении; сопоставление двух поэтических произведений; работа с  иллюстрациями и репродукциями; подготовка сообщения.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин И.И.  Левитана «Стога. Су мерки», «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня»; иллюстрации учащихся).    Метапредметные ценности: формирование мировоззренческих представлений о семье, о роли книги в  жизни человека, о природе.  Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове  Творческая работа: составление словарной статьи «Антитеза»; творческий проект «Блоковские места  России».  Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи;  компьютерная презентация «Петербург Александра Блока» или «В блоковском Шахматове». С.А. ЕСЕНИН  Детские годы С.А. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что  прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и  большая родина.  Теория литературы: образ, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, ассонанс, аллитерация (развитие  представлений о понятиях), неологизм.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; цитатный план; сопоставление  двух стихотворений разных авторов о природе; подготовка сообщения; работа с учебником; работа с  иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины И.И.  Шишкина «Зима»); художественные и документальные фотографии; музыка.  Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о малой и большой Родине, о  природе.  Краеведение: заочная литературно­краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».  Творческая работа: составление словарных статей «Эпитет», «Метафора», «Сравнение»,  «Олицетворение»; подбор биографических и иллюстративных материалов для поэтической гостиной.  Возможные виды внеурочной деятельности: поэтическая гостиная: стихи о природе.  Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новых словарных статей;  оформление и проведение заочной экскурсии «Константинове — Москва». А.П. ПЛАТОНОВ   Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами  ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие  языка.   Теория литературы: тема, идея; фантастика (развитие представлений).  Универсальные учебные действия: выразительное чтение; рассказ о писателе; подготовка сообщения;  работа с рефлексивной таблицей; исследовательская работа с текстом; характеристика образа­персонажа;  художественный пересказ фрагмента; составление словаря для характеристики предметов и явлений.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукция картины А.А.  Пластова «Сенокос»; иллюстрации Л.П. Дурасова; рисунки учащихся).  Метапредметные ценности: развитие мировоззренческих представлений о мире и человеке (радость и  беда; добро и зло).  Творческая работа: устное сочинение­рассуждение «Мир глазами Никиты»; написание словарной статьи  «Идея» для электронного словаря литературоведческих терминов.  Внедрение: включение в электронный словарь литературоведческих терминов новой словарной статьи. П.П.БАЖОВ   Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и  мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.  Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования; побывальщина; афоризм. Универсальные учебные действия: лексическая работа; вы разительное чтение; пересказ от другого лица;  отзыв об эпизоде; сообщение; работа с рефлексивной таблицей; работа с учебником; составление цитатного  плана.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации художника В.П.  Панова к сказу «Каменный цветок»; репродукция картины В.В. Переплетчикова «Урал»; рисунки  учащихся).  Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.  Творческая работа: рассказ о событиях от лица участника. Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.  Универсальные учебные действия: выразительное чтение по ролям; работа с учебником (составление  плана статьи учебника); работа с иллюстрациями и репродукциями; художественный пересказ; подготовка  сообщения; составление комментариев к книжной выставке.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации И.М. Семенова и  A.M. Лаптева; репродукция картины В.Г. Перова «Охотники на привале»; рисунки учащихся).  Творческая работа: викторина; создание мультфильма.  Возможные виды внеурочной деятельности: книжная выставка; творческий проект: создание  мультфильма.  Внедрение: показ мультфильмов на родительском собрании. В.П. АСТАФЬЕВ   Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа; цельность произведения,  взаимосвязь всех элементов повествования; глубина раскрытия образа.  Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.  Универсальные учебные действия: выразительное чтение; исследовательская работа с текстом;  художественное рассказывание; пересказ от другого лица; ответ по плану; подготовка сообщения;  составление тезисов; работа с иллюстрациями художников.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (рассказы «Никита» и «Васюткино озеро»);  изобразительное искусство (иллюстрации С.Н. Сюхина; рисунки учащихся); фотографии.  Метапредметные ценности: формирование представлений о необходимости естественной связи с  природой, умения чувствовать природу и понимать ее, не теряться в трудных жизненных ситуациях,  бороться за жизнь.  Краеведение: «В Овсянке В.П. Астафьева».  Творческая работа: иллюстрации учащихся; рассказ по личным впечатлениям с элементами фантазии «Это  было со мной».  Возможные виды внеурочной деятельности: заочная экскурсия по сибирским адресам писателя.  Внедрение: создание слайдовой презентации к заочной экскурсии; проведение экскурсии для учащихся  школы; издание сборника рассказов учащихся «Это было со мной». Е.И. НОСОВ   Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание милосердия, сострадания, заботы о  беззащитном.  Теория литературы: юмор (развитие представлений); просторечия, синонимы; сравнение, эпитет.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; пересказ (краткий и от другого лица); письменный ответ на вопрос; инсценированное чтение; составление плана статьи учебника; выразительное чтение по  ролям; оформление рефлексивной таблицы; исследовательская работа с текстом; сочи нение; дискуссия.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения Ж. Верна, М. Рида; мир детей и  детства в изученных произведениях).  Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование; диспут «Что есть доброта?». РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА В.Ф. Боков «Поклон»; Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»; В.И. Белов  «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин «Век живи — век люби» (отрывок).  Теория литературы: лирическая проза; метафора, сравнение, олицетворение, эпитет (развитие  представлений); повесть.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; исследовательская работа с текстом; создание  цитатного плана; сообщение; письменное рассуждение об особенностях лирической прозы.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.И. Тютчев «Видение»; лирика природы в  русской литературе); изобразительное искусство (пейзажи русских художников XX века). Краеведение: стихи и лирическая проза писателей родного края о природе.  Творческая работа: творческий исследовательский проект «Красота земли» (создание компьютерной  презентации к устному журналу); сообщения о поэтах и прозаиках родного края — авторах произведений о  природе.  Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии; устный журнал.  Внедрение: составление и тиражирование сборника «Красота земли». ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Д. ДЕФО  Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона  Крузо...» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажа (находчивость, смекалка), характеристика жанра.  Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, роман­путешествие; сюжетные  линии.  Универсальные учебные действия: различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ;  характеристика персонажей; подготовка сообщения; комментарий к книжной выставке; изложение с  элементами сочинения.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ж. Берн «Таинственный остров»; Р. Киплинг  «Маугли»); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями, рисунки учащихся).  Творческая работа: организация книжной выставки. Х.К. АНДЕРСЕН  Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро,  благодарность.  Теория литературы: авторская сказка (развитие представлений), авторский замысел; контраст.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; различные виды пересказов, сообщение;  составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям; заполнение рефлексивной таблицы.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки Х.К. Андерсена; И.С. Тургенев «О  соловьях»; Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»); изобразительное искусство (иллюстрации В. Педерсена, Л.  Флюриха, М.П. Клодта, Н. Гольца, К.А. Джексона и др.; рисунки учащихся); кино (написание сценария  мультфильма); театр (инсценирование сказки).  Метапредметные ценности: формирование представлений об истинной и ложной красоте, о  всепобеждающей силе искусства, добра, красоты.  Творческая работа: письменный отзыв об эпизоде.  Возможные виды внеурочной деятельности: постановка спектакля по мотивам сказки Х.К. Андерсена на  школьной сцене. М. ТВЕН  Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в творчестве. Роман  «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.    Теория литературы: юмор (развитие представлений), приключенческая литература; композиция, сюжет,  деталь.  Универсальные учебные действия: лексическая работа; работа с учебником; выразительное чтение по  ролям; различные виды чтения и пересказа; письменный отзыв о герое.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Р. Гуд в литературе); изобразительное  искусство (иллюстра ции Г.П. Фитингофа; рисунки учащихся). Метапредметные ценности: формирование у школьников способности к самоанализу, умения относиться к себе с юмором. Ж. РОНИ­СТАРШИЙ   Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (от дельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического  человека.  Теория литературы: художественные средства (развитие представлений); деталь; приключенческая,  историческая, фантастическая литература.  Универсальные учебные действия: составление цитатного плана; работа с учебником; письменная и  устная характеристика героя; работа с иллюстрациями.  Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Л.П. Дурасова).  Метапредметные ценности: формирование гуманистических представлений о мире и человеке. ДЖ. ЛОНДОН   Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Период раннего взросления,  обстоятельства жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых.  Теория литературы: рассказ, герой (развитие представлений).  Универсальные учебные действия: выразительное чтение; составление комментариев; различные виды  пересказа; устный и письменный портрет героя; подготовка сообщения.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И. Стоун «Моряк в седле»); изобразительное  искусство (репродукции картин Р. Кента «Охотники на тюленей. Северная Гренландия», «Замерзший  фьорд», «Собаки в фьорде»).  Метапредметные ценности: формирование веры в справедливость, в высокие нравственные законы, в  дружбу, любовь.  Творческая работа: устный и письменный портрет героя. А. ЛИНДГРЕН   Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).  Универсальные учебные действия: выразительное чтение; сообщение; художественный пересказ; подбор  вопросов для викторины.  Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (произведения А. Линдгрен); изобразительное  искусство (подбор иллюстраций к рассказу, в том числе в Интернете); кино (мультипликационные фильмы  по мотивам произведений Линдгрен).  Метапредметные ценности: формирование умений выделять главное в прослушанном сообщении;  актуализация знаний учащихся в ходе проведения викторины.  Творческая работа: литературная викторина; подготовка книжной выставки для урока. 3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. №   Наименование раздела программы, тема урока Всего часов Дата проведения урока по плану фактически 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Книга в духовной жизни человека Книга в духовной жизни человека. Из мифологии Античный миф "Рождение Зевса" Античный миф "Олимп" Гомеровский эпос "Одиссей на острове циклопов.  Полифем". Из устного народного творчества Истоки устного народного творчества. Загадки. Пословицы и поговорки. Литературная игра. Сказки. Волшебная сказка "Царевна­лягушка" Сюжет и реальная основа в бытовой сказке "Чего  на свете не бывает". Сказки народов России. "Падчерица". Р.Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к  мини­проекту. Мини­проект "Скоро сказка сказывается". Из древнерусской литературы. Из "Повести временных лет" "Расселение славян". "Кий, Щек, Хорив", "Хазары". Из басен народов мира. Жанр басни в мировой литературе. Эзоп "Ворона и  лисица". Жан де Лафонтен "Лисица и виноград" Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского,  А.П.Сумарокова, И.А.крылова. М.В.Ломоносов Басня "Случились вместе два  Астронома в пиру..." Басня И.А.Крылова "Волк на псарне". Басни И.А.Крылова "Волк и Ягнёнок", "Свинья под дубом", "Демьянова уха". "В литературной гостиной" (Исполнение и  инсценировка басен И.А.Крылова) Русская басня 20 века. Из русской литературы 19 века. Детство и детские впечатления А.С.Пушкина А.С. Пушкин "Няне". А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи  богатырях". Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи  богатырях". Черты сходства и различия волшебной  и литературной сказки. А.С.Пушкин "Руслан и Людмила" (отрывок) Стихотворение А.С.Пушкина "Зимняя дорога" Поэзия 19 века о родной природе. М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Заочная экскурсия по лермонтовским местам. М.Ю.Лермонтов "Бородино". Историческая основа  и прототипы героев. Бородинское сражение и его  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 герои в изобразительном искусстве. Средства художественной выразительности в  стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" Р.Р. Подготовка к сочинению "Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова" Р.Р.Сочинение "Защитники Родины в изображении  М.Ю.Лермонтова" Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе.  Малороссия в жизни и судьбе писателя. Н.В.Гоголь. Повесть "Ночь перед  Рождеством"Фольклорные источники и мотивы.  Историческая основа повести. Оксана и кузнец  Вакула. Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя  "Ночь перед Рождеством". Детство И.С.Тургенева. Заочная экскурсия.  История создания рассказа "Муму" И.С.Тургенев . Рассказ "Муму" Образ Герасима. И.С.Тургенев. Рассказ "Муму". Богатырский облик  и нравственное превосходство Герасима над  барыней и её челядью. И.С.Тургенев . Рассказ "Муму". Герасим и Муму.  Немой протест героя ­ символ немоты крепостных  крестьян. Р.Р. Сочинение "Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление". Анализ сочинений. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Н.А.Некрасов . Детские впечатления поэта. Н.А.Некрасов "Крестьянские дети". Особенности  композиции произведения. Н.А.Некрасов "Крестьянские дети". Основная тема  стихотворения и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. Н.А.Некрасов . Стихотворение "Тройка". Р.Р. Написание словарной статьи "Строфа". Л.Н.Толстой в Ясной Поляне. Историко­ литературная основа Рассказа "Кавказский  пленник". Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Жилин и  Костылин в плену. Две жизненные позиции в рассказе "Кавказский  пленник". Художественная идея рассказа. Р.Р. Сочинение "Над чем заставил меня задуматься  рассказ Л.Н.Толстого?" Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Рассказ  А.П.Чехова "Злоумышленник". Приёмы создания  характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие  рассказа. Рассказ А.П.Чехова "Пересолил". Работа над мини­ проектом. Р.Р.Сочинение­юмористический рассказ о случае из жизни. Контрольное тестирование. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 Из русской литературы 20 века. Краткие сведения об И.А.Бунине. Заочная  экскурсия по бунинским местам. Стихотворение И.А.Бунина "Густой зелёный ельник у дороги..." Тема природы и приёмы её реализации. И.А.Бунин. Рассказ "В деревне". И.А.Бунин "Подснежник". Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. Л.Н.Андреев. "Петька на даче". Мир города в  рассказе. Л.Н.Андреев. "Петька на даче".  Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. Рассказ А.И.Куприна "Золотой петух". Тема,  особенности создания образа. Р.Р. Работа творческой мастерской. Обучение  анализу эпизода. А.А.Блок. детские впечатления поэта. Книга в  жизни А.Блока. Блоковские места. Красота русской природы в стихотворениях  А.А.Блока "Летний вечер", "Полный месяц встал  над лугом..." С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском  Константинове. Малая и большая родина в стихотворении  С.Есенина "Ты запой мне ту песню, что прежде..." Единство человека и природы в стихотворениях  С.Есенина "Поет зима ­ аукает...", "Нивы сжаты,  рощи голы..." А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе  "Никита". А.П.Платонов. "Цветок на земле". П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. П.Бажов "Каменный цветок". Человек труда в сказе П.Бажова. П.Бажов "Каменный цветок". Приёмы создания  художественного образа. Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. Н.Н.Носов. Рассказ "Три охотника". Тема, система  образов. В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе.  Рассказ "Васюткино озеро". Р.Р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева "Как  Васютка выжил в тайге". Е.И.Носов "Как патефон петуха от смерти спас".  Мир глазами ребёнка. Юмористическое и  лирическое в рассказе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84­85 Родная природа в произведениях писателей 20 века. 2 1 86 87 1 В.И.Белов "Весенняя ночь". В.Г.Распутин "Век живи ­ век люби". 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103­ 104 105 Контрольное тестирование. Из зарубежной литературы Краткие сведения о Д.Дефо "Жизнь и  удивительные приключения Робинзона Крузо". Д.Дефо "Жизнь и удивительные приключения  Робинзона Крузо". Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.  Заочная экскурсия на родину сказочника.  Литературная викторина по сказкам  Х.К.Андерсена. Сказка Х.К.Андерсена "Соловей". Внутренняя и  внешняя красота. Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические  мотивы в произведениях М.Твена. М.Твен "Приключения Тома Сойера" (отрывок):  мир детства и мир взрослых. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни,  бурная энергия Тома Сойера, Инсценирование  отрывков. Ж.Рони ­ Старший. Повесть "Борьба за огонь".  Гуманистическое изображение древнего человека. Краткие Сведения о Дж. Лондоне. Д.Лондон. Раннее взросление подростка в  "Сказании о Кише". Астрид Линдгрен. Краткие сведения о  писательнице. Заочная экскурсия на родину  А.Линдгрен. А.Линдгрен. Отрывки из романа "Приключения  Эмиля из Леннебрги". Контрольное тестирование. Р.Р. Проверка техники чтения. Подведение итогов года. Встреча в литературной  гостиной "Путешествие в мир книги". Рекомендации для летнего чтения. ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 175 часов

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С.Меркина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018